Философия - это НЕ наука.

Аватар пользователя philozan

В бесконечные споры о том, является ли философия наукой, и мне хотелось бы внести свою лепту.

Сразу скажу: я на стороне тех, кто не считает философию наукой.

Однако это никоим образом не «уничижает» философию.

А теперь по порядку.

Объектом человеческого познания может быть что угодно, в том числе и человек, его внутренний мир, общество. Но может ли "из всей этой дряни" возникнуть наука?

Наука – это не просто дисциплина, занимающаяся изучением той или иной области реальности и систематизирующая знания, полученные ею в ходе изучения.

Наука имеет своей задачей изучение ЗАКОНОВ движения, связей и строения материальных тел.

А что такое законы? Это НЕОБХОДИМЫЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ и т.п. отношения между явлениями, процессами, состояниями…

Наука, как система знаний об объекте, может иметь место только в том случае, если движение объекта подчиняется исключительно физическим причинам, но никак не психическим, и тем более - социальным (интеллектуальным). Наука может возникнуть лишь на "незыблемой основе" - физической природе объекта. Всё, что лежит "по ту сторону физического", находится вне границ подвластного науке.

"ФИЗИКА, БОЙСЯ МЕТАФИЗИКИ!" /И.Ньютон/

Там, где есть "свобода воли" объекта, - наука невозможна. Нарушается принцип необходимости!

"НАУКА ПЕРЕСТАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТАМ, ГДЕ ТЕРЯЕТ СИЛУ НЕОБХОДИМАЯ СВЯЗЬ..."/Ф.Энгельс/

Наука может иметь место только при исследовании бездушных и бессознательных, т.е. "мёртвых тел".

Исследование жизни не может привести к возникновению соответствующей науки, то есть НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ "ОБЪЕКТИВНЫЕ" ЗАКОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ!

Поэтому не являются науками не только ФИЛОСОФИЯ и всякого рода «гуманитарные» и «общественные науки», но и такие как медицина, биология… Медицина, например, это «инженерное искусство» или даже ремесло…

"Существует широко распространенное мнение, что экономические явления подчиняются неопровержимым естественным законам...Это - ложное мнение". / Дж. Сорос/

"ДЛЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ХАРАКТЕРНА ФИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ОНА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС "ЗАЧЕМ", ФИЗИКА ЖЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС "ПОЧЕМУ"". / Мигдал А.Б/

Итак, изучение общества в принципе НЕ может привести к открытию ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, ибо таких законов не существует… А если мы желаем найти причины тех или иных социальных явлений, то все «Тайны общественной жизни» скрыты, подобно булгаковской "разрухе", в головах действующих лиц! А измерить там что-нибудь с помощью циркуля и линейки крайне проблематично.

Некий философ заметил: всё обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух малюсеньких слов: "общественные" и "науки".

Или еще от наблюдательного студента. «Курс преподавания физики, математики или другой науки сразу начинается с изложения предмета; курс философии или обществознания начинается с доказательства того, что данный предмет является…наукой!»

Но из этого вовсе не следует, что общественная жизнь не должна быть предметом изучения. Имеют право на существование и другие, помимо научного, формы человеческого познания. Во всяком случае, человек, изучающий общественную жизнь и накопивший достаточно много знаний о ней, овладевший...ИСКУССТВОМ приложения своих знаний к решению тех или иных социальных проблем, несомненно, имеет полное право носить звание "ученый". Но он лишь должен отдавать себе отчет в том, насколько неустойчива и непрочна та основа, на которой возвышается его ученость; насколько ненадежны и преходящи выдаваемые им рецепты и насколько осторожен и искусен должен быть он сам. К сожалению, большинство современных обществоведов больше напоминают известных портных из сказки Г.Андерсена о голом короле, чем действительных ученых.

В общем, так или иначе, ссылки на "науку" несостоятельны в понимании человека и общества. Необходимо принимать в расчет всю совокупность имеющихся в распоряжении человека знаний, в том числе и эзотерических. Как сказал поэт: "УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ!"

Комментарии

Аватар пользователя Ron

Перефразируя известную поговорку, получаем: философия, что дышло - куда повернул, туда и вышло :))

Не хочу спорить - тема уж больно избитая. Но вопрос есть: по-Вашему, философию можно признать хотя бы знанием? Я исхожу из того, что определения знания не требуется, достаточно интуитивного его понимания (а то опять получится дышло).

Аватар пользователя philozan

Ron пишет:

по-Вашему, философию можно признать хотя бы знанием?

Бесспорно! Я, наверное, недостаточно пояснил. Это специфический вид знания и познания. Из того факта, что философия не является наукой вовсе не следует ее "ущербность". Просто она обращена к тем сферам бытия, где научное познание в принципе невозможно.
Ну, скажите, какая наука может быть там, где решается вопрос о смысле жизни человека?!

Аватар пользователя Ron

philozan: "Ну, скажите, какая наука может быть там, где решается вопрос о смысле жизни человека?!"

Метафизика. Я понимаю, что Вас отпугивает концептуальность метафизики, но откуда взялось законоположение, что концептуальность и наука несовместимы? Метафизика может подтверждаться совокупным опытом жизни большого числа людей, у неё может быть мощная интерсубъективность, а это уже не субъективные фантазии.

А зачем Вы привлекли высказывание Ньютона? Ведь оно не имеет отношения к заданной теме. Устраивать замес физики и метафизики действительно нелепо, поскольку у них принципиально разные основания. Ньютон, занимаясь физикой, особо подчёркивал: "Гипотез не измышляю", но он ничего не говорил о ненаучности метафизики, потому что понимал: метафизика развивается на собственных путях.

Вопрос в том, что считать научностью. Для меня наука - это просто хорошо организованное знание, способное инициировать, направлять, поддерживать, преемственно продолжать мысль. Попытки идентифицировать научность по образцу естественных наук, ошибочны - это однобокая прагматическая линия, уклоняющаяся от духовности (может быть, неосознанно).

Аватар пользователя Vladimirphizik

Для меня наука - это просто хорошо организованное знание, способное инициировать, направлять, поддерживать, преемственно продолжать мысль

.
А коль в философии есть объект изучения, поступает информация, которая систематизируется и анализируется, делаются попытки выявления общих и частных закономерностей, то было бы нелепо утверждать, что это - не наука. Просто у философии есть одно маленькое-маленькое отличие от всех наук, которое смущает всех: в данной науке все люди поголовно являются научными сотрудниками.

Аватар пользователя Пермский

Vladimirphizik, 1 февраля, 2014 - 06:39
в данной науке все люди поголовно являются научными сотрудниками.

А делить на мнс`ов и снс`ов будем? и как? по возрасту, по публикациям? :)))

Аватар пользователя Vladimirphizik

Для начала разделим философию на официальную и не официальную.
Представителям не официальной философии - сидеть по кухням возле компа и строчить интернет-сообщения.
Представителям официальной философии выдать зарплаты, звания и почести.

Аватар пользователя Дилетант

Vladimirphizik, 1 февраля, 2014 - 08:59.

Для начала разделим

Ну, вот и пошла наука...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Чуть что - сразу косой.
Спросили как делить - я и предложил вариант. РАН ведь делят. С перспективой скачка естестаенных наук. Надо и философию поделить с перспективой скачка.

Аватар пользователя philozan

Ron пишет:


Вопрос в том, что считать научностью. Для меня наука - это просто хорошо организованное знание, способное инициировать, направлять, поддерживать, преемственно продолжать мысль. Попытки идентифицировать научность по образцу естественных наук, ошибочны - это однобокая прагматическая линия, уклоняющаяся от духовности (может быть, неосознанно).

В таком случае и религия, да и вообще любая фантазия, как "хорошо организованное знание", являются науками.
Наука есть средство раскрытия законов мироздания с тем, чтобы использовать это знание в общественной практике. И наука может произрастать лишь в тех областях реальности, где существуют эти самые законы, то есть исключительно в мире "физики мертвого тела".
В социальной же сфере движение тел не подчиняется "железной необходимости", здесь господствует "свобода воли", следовательно здесь не может быть законов, а значит и условий для существования науки.

Аватар пользователя mitin_vm

"philozan" пишет: -

"В общем, так или иначе, ссылки на "науку" несостоятельны в понимании человека и общества."

Вместе с философией выплеснули и саму науку.
Ну да, если философия не наука, то и всё остальное

"из всей этой дряни" возникнуть наука"

не может. Браво "современные" философы, которые "от филармонии".
Неоклассическая философия становится базой науки познания окружающего мира, чего бы ни писали ЭТИ философы, нечистоплотно ссылаясь и прикрываясь идолами. Время идёт и падение "современной" философии, сидящей на двух стульях и не способной самостоятельно мыслить, неминуемо.
С чем я себя и поздравляю!
Вячеслав Митин

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Господа! О какой науке философии у вас может идти речь, если вы не удосужились даже произнести вслух таких названий как универсалии, универсальные связи/отношения бытия и мышления.
Мне ваши рассуждения напоминают разговор у могилы науки философии, где всё чаще начинают раздаваться сомневающиеся голоса: -"а был ли покойник?". И тут некто сомневающийся вскрикнул: -" Господа, а давайте проголосуем - кто за, кто против, и большинством порешим(закроем вопрос).

Аватар пользователя dmitribon

Для меня - исскуство самоудовлетворения (Brain Art to be_e Brain Storm(attack)... without EGO).
Подобно половому акту - исскуство на нижнем уровне.

Аватар пользователя philozan

Кстати, вот презент марксистам, считающим философию наукой! Правда, здесь Маркс имеет ввиду гегелевскую философию, а ради красного словца он и отца родного не жалел, и тем не менее...

"Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу как онанизм и половая любовь."
( Маркс и Энгельс, Соч.,т.3, с.225 )

Аватар пользователя Александр Костенко

скорее Маркс прав..
"Смыслы ищут свое отражение в воображении.. Воображение - младшая сестра отражения... А может мы отражаем уже нечто воображенное априори? Насколько логично воображение? Есть ли воображающая логика? Как выглядит у логики туз? Кто видел образ своего подлинного Я? Кому вообще дано его увидеть? А может наше Я есть слепым пятном на фоне картинного декаданса мироздания? Все стремится  иметь собственную картинку... И вот уже разум, листая себя, как ребенок  ищет сказочные иллюстрации.. А вы умеете разрисовывать свой разум? "
Если наука чему-то учит, то философия тогда должна научить нас творческому воображению
http://www.philosophystorm.ru/aleksandr_kostenko/5021

Аватар пользователя Пермский

Александр Костенко, 2 февраля, 2014 - 14:34
Кто видел образ своего подлинного Я? Кому вообще дано его увидеть?

Узреть лик подлинного Я значит узреть лик Бога, что невозможно. Или возможно, если равнять лик Бога любому его творению: узреть в каждой былинке лик Бога :)

Аватар пользователя Александр Костенко

Пермский пишет:
Узреть лик подлинного Я значит узреть лик Бога, что невозможно. Или возможно, если равнять лик Бога любому его творению: узреть в каждой былинке лик Бога :)

 

Но я писал о возможности узреть лик своего собственного подлинного Я..
Если наше подлинное Я это Бог, то тогда, наверное, мы все вне своего Я.. Если наше Я неподлинно, то тогда какая разница между "я" и былинкой... ?
СпасиБо за " былинку"..
"Былинка" - элементарная и временная частица философствующего бытия Софокла из Стаса:)
Былинка это то, что осталось от пылинки... А ведь из пылинок, как праха, мы сами Богом вылеплены.. И этот прах и останется после нас былинками навечно...

Аватар пользователя Пермский

Александр Костенко, 2 февраля, 2014 - 16:56
Но я писал о возможности узреть лик своего собственного подлинного Я.
Если наше подлинное Я это Бог, то тогда, наверное, мы все вне своего Я.

Вот такое оно странное наше "я": оно и относительное, способное на заблуждения, ошибки и оно же "в себе" подлинное, то есть истинное "я".
Как такое может быть? По мне истинность подлинность "я" и склонность к человеческим заблуждениям (человеку свойственно ошибаться) заключены в том, что человеческое "я" не замкнуто "в себе", а пребывает в неустранимой связи, единстве с Я Божественным, Единым. Потому, я считаю, подлинным Я человека моменты единения его малого "я" и Я Божественного. Малое "я" в эзотеризме понимается как иллюзорное-я, или ложное эго. Хочешь познать своё подлинное Я, обратись, устремись своим разумом, своими чувствами к Богу.

Аватар пользователя Александр Костенко

Пермский пишет:


Хочешь познать своё подлинное Я, обратись, устремись своим разумом, своими чувствами к Богу.

 

Решил ответить более развернуто и проблемно..
http://www.philosophystorm.ru/aleksandr_kostenko/5046#comment-79153

Аватар пользователя Пермский

одиночество как пророчество,
души моей ветхой высочество
судьбой приоткрытых дверей
в одиночество близких людей...
Софокл продолжил:
Одиночество - не пророчество,
одиночество - тяжкий удел,
а вот творчество, в одиночестве -
единение божеских дел...

А я дополню из Агни-Йоги:

Без спазмов тоски невозможно духовное продвижение… При узловых нарастаниях сознания получается скачок и психические спазмы сокращают нервные центры. Не следует опасаться этих спазм...
… Никакая лекция не научит мыслить. Качество мышления создается одиночеством во всей его разумной устремленности.
...Община-сотрудничество есть единственно разумный способ человеческой жизни. Одиночество есть разрешение вопроса жизни вне общины. Всё промежуточное различные ступени компромисса, обреченные на разложение…

Единение и одиночество - неразлучны.

Аватар пользователя Александр Костенко

Пермский пишет:
Единение и одиночество - неразлучны.

 

Я думаю есть разные формы единения одиночества...
- скрасить одиночество Бога...
- потерять самого себя в себе и искать.. в поиске самого себя мы уже не одиноки...поиск своего собственного одиночества..уход от адаптации себя в себе... Новый взгляд на себя.. Одиночество новизны... Гениальное одиночество... Одиночество гения..
- искать одиночество в том человеке, который рискнет обнаружить и принять в себя твое одиночество - совместное одиночество...как в песне .." вот и встретились два одиночества"..
- община, возможно, идеальная социальность, гармония одиночеств... Но какова ее темпоральность? Она оправдана вечностью или лишь смертным бытием? Бытием мгновения, влюбленного в самого себя.. Сиюсторонний характер любви.. Волшебный сон Л. Фейербаха..
Человек - животное общественное -, напоминает нам всегда Аристотель... Мне кажется, что чем сильнее нас притягивает к себе коллективное начало, тем ярче сопротивляется животное... Может современный человек - одинокое животное с либеральным инстинктом?
А потому главное, ценностное измерение самости, Я, индивидуального: свобода... Именно свобода- альфа и омега одиночества как некой константы бытия...

Аватар пользователя Виктор

Александр Костенко, 6 февраля, 2014 - 13:15
А потому главное, ценностное измерение самости, Я, индивидуального: свобода... альфа и омега одиночества

Чудак! О какой свободе говорите, если дышать, есть, пить, это необходимость для человека!!! Хоть в в компании, хоть в одиночестве... :))))

Аватар пользователя Александр Костенко

Виктор пишет:

Чудак! О какой свободе говорите, если дышать, есть, пить, это необходимость для человека!!! Хоть в в компании, хоть в одиночестве... :))))

 

Этому Вас научил Кант, записанный в записную книжку Ваших авторитетов?:)

Аватар пользователя Виктор

Александр Костенко, 6 февраля, 2014 - 15:48
Этому Вас научил Кант

Дышать, есть и пить учить не требуется, каждый человек это умеет с рождения и каждый здравомыслящий человек об этом знает.
Ну а то, что это необходимость для жизни человека вы можете убедиться опытным путем. Способ на ваше усмотрение...
На прощание замечу, что если имеется необходимость в чем-то, то свободы от чего-либо уже быть принципиально не может, поскольку свобода и необходимость противоположности. Это было известно философам задолго до Канта и это написано в любом учебнике по философии для студентов.
Удачного вам эксперимента. :)

Аватар пользователя Александр Костенко

Виктор пишет:
Удачного вам эксперимента. :)

 

СпасиБО..)
А Вам пожелаю большей искусности в философском противопоставлении свободы и необходимости..) Ибо есть ,Виктор, необходимость в самой свободе...

Аватар пользователя Виктор

Извините конечно, но мне скучно обсуждать банальности о свободе и необходимости. Все что можно сказать об этом, уже было сказано 100 лет назад Бердяевым. Грубо говоря, Бердяев разжевал и в рот положил, так что интересующимся этим вопросом остается только проглотить. :)

Аватар пользователя Александр Костенко

Пермский пишет: ...Община-сотрудничество есть единственно разумный способ человеческой жизни.

Вот еще подумалось... Может виртуальная цивилизация есть некая форма новой общины... ?Связанность "виртуальным" интеллектом, "виртуальной" этикой, образом жизни, психофизикой...
А ФШ уже есть некой подобной формой или " галактический ковчег"?
Информационность бытия социализирует нашу коллективную душу... Может потому даже от незначительного "виртуального" плевка в нее идет такое вселенское электромагнитное эхо...

Аватар пользователя kosmonaft

"Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу как онанизм и половая любовь."
( Маркс и Энгельс, Соч.,т.3, с.225 )

Вот интересно,а как могут соотносится онанизм с половой любовью?
Сразу видно,что это писал не философ...,))

Аватар пользователя Александр Костенко

kosmonaft пишет:
Вот интересно,а как могут соотносится онанизм с половой любовью?
Сразу видно,что это писал не философ...,))

 

"Дастиш фантастиш" это новая "немецкая идеология":)

Аватар пользователя BorjomiMaster

Философия - для одного ума, а изучение действительного мира, то бишь естествознание - для множества умов, сплоченных мотивом конвенционализма.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Один ум в состоянии познать мир в масштабе только своего ума. Человек - ячейка социума, в котором функционируют законы обратной связи (обмена), откуда и следует конвенционализм.
Так как все науки отпочковались от философии, то, в любом случае, они до сих пор еще находятся под ее патронажем. Все дело в том, что патронаж может быть активным и пассивным. В настоящее время патронаж философии над науками находится в пассивном состоянии: в состоянии лицезрения. Типа: философия, как девченка-хохотушка, стоит и лыбится. Естественные науки говорят: ты чего лыбишься? А она: лицезрею...

Аватар пользователя kosmonaft

Онанизм-это онанизм,а половая любовь-это половая любовь и соотносится друг с другом они не могут.
Это то же самое,что сказать:"Маркс такой же философ,как я Апостол Павел".
Что такое философия?
Что значит "изучение действительного мира"?
Если Гегель-это философ,то для "изучения действительного мира" по Марксу,необходимо взять гегелевскую философию и выбросить из неё идеализм,который Ленин почему-то называл "поповством",оставив телесные ощущения,предварительно волшебным образом превратив их в материю,и сознание (рассудок),обозвав его надстройкой.
Материализм и человеческие чувства,присущие философу,такие как любовь,справедливость,стыд,сострадание и пр. просто несовместимы,а значит должны быть исключены из "реальной картины мира".
Логика железная.
Но...Но в результате подобных манипуляций,мы вместо общественных отношений получили отношения "чисто производственные"...,))

Аватар пользователя philozan

kosmonaft пишет:


Если Гегель-это философ,то для "изучения действительного мира" по Марксу,необходимо взять гегелевскую философию и выбросить из неё идеализм,который Ленин почему-то называл "поповством",оставив телесные ощущения,предварительно волшебным образом превратив их в материю,и сознание (рассудок),обозвав его надстройкой.

Не так.
"Нормальный" философ, если речь идет об "изучении действительного мира", должен строить картину мироздания, опираясь на данные естественных наук и опыта практической деятельности людей.
Но для Гегеля, с его принципом тождества мышления и бытия, это оказалось совершенно ненужным. Ответы на все вопросы он искал не в "сношениях" с реальным миром, а в "упражнениях" с самим собой, своим собственным мышлением.
Отсюда и такая нелестная оценка Марксом философии.

Аватар пользователя BorjomiMaster

Естествознание - это математика, физика, химия и биология в общем; не стоит по такому пустяковому вопросу здесь лить воду.
Гегель, Маркс - это философы-титаны и вряд ли у кого-нибудь из присутствующих возникнет мысль назвать товарища Гегеля физиком, а Маркса химиком. Хотя последний дал нам прекрасную научную концепцию восприятия истории.

Аватар пользователя Полина

Вот интересно,а как могут соотносится онанизм с половой любовью?

Я бы поменяла очередность в цитате из Маркса и получила бы следующее.
Половая любовь - это теория, а секс и онанизм - это практики.
Философия - это теория, изучение мира - это целый ряд различных практик.

Аватар пользователя Александр Костенко

Полина пишет:
Половая любовь - это теория, а секс и онанизм - это практики.
.

 

***
А стены публичного дома устают от своей телесности…? Может и сама мысль устает давать телесности свою идеальную форму…? Давать любить свою телесность без души, наверное, самая страшная месть бесплотной душе…

***
Ты прыгаешь в постель вечности из своего времени, а я из своего... Давай наиграемся вдоволь в свою грязь и чистоту…..Я хочу, чтобы ты насиловала мои ответы… И с вопросов моих снимала презерватив….Чистота твоя защищает себя грязью моей.... И грязь освящается своей возможной смертью в чистоте......Но почему, именно, твоя чистота так любит созерцать мою грязь..? А может моя грязь сыграть роль твоей чистоты? Идеальна ли сама идея грязи? И может ли телесность крови моей разбавить своим огнем холодные тени твоих мыслей…?

Аватар пользователя Полина

А. Костенко пишет: Я хочу, чтобы ты насиловала мои ответы… И с вопросов моих снимала презерватив...

Извините, но насиловать особо нечего, в ответах ваших интересного для меня содержания – нуль. А что касается целого винегрета ваших вопросов, так пусть лучше они останутся в презервативе, хоть какая-то форма будет за неимением цельного содержания.

Аватар пользователя Александр Костенко

СпасиБо...