Персональная идентичность как адаптирующий смысловой конструкт

Аватар пользователя Fray
Систематизация и связи
Философская антропология

Единственной функцией персональной идентичности является конструирование личности – Я как чего-то отличного в этом мире. Персональная идентичность выступает в роле специфической характеристики индивида, которая с одной стороны обозначает его принадлежность к некоей общности, с другой стороны нерастворимый в этой общности элемент – индивидуальность. Гносеологически, персональная идентичность, также выступает как смысловой конструкт, набор ориентиров и жизненных стратегий, который определяется включенностью индивида в определенные отношения и структуры. Персональная идентичность как образ себя призвана обозначить место и роль в системе отношений, где находится индивид. Поэтому, персональная идентичность функционирует в качестве смыслового ядра, сформированного в ходе процесса самосознания, вследствие чего она является показателем зрелости личности.

Персональная идентичность рождается как принципиально неотъемлемое от жизни сознания противостояние Я миру, где противостояние включает в себя заимствование из этого не-Я, диалог с этим не-Я. Образ мира и образ себя по причине включенности сознающего субъекта в систему динамичных социальных отношений постоянно изменяется. В зависимости от сформированной в процессе жизненного опыта индивидуальности и сопутствующих внешних условий весь, заимствованный из внешнего по отношению к сознанию мира фрагментарный набор выстраивается в уникальную конструкцию, которая отражает мировоззрение субъекта – образ мира и образ Я в этом мире. Весь тот набор персональной эмпирии, который по своей целостности невозможно воспроизвести ни кому, образует индивидуализирующую составляющую идентичности, но становится эта составляющая доступной для восприятия и относительно понятной только через универсальную, единую для всех индивидуальных сознаний структуру, в которой происходит упорядочивание и формализация личного опыта. Как было отмечено ранее, эта структура каждого сознания не может, не соотносится, по своей природе, со сферой бытия.

Проблема с персональной идентичностью возникает в момент осознания действующих на индивидуальное бытие личности факторов, в первую очередь, соматических – генетическая предрасположенность, затем бессознательное и социокультурное пространство. Эти факторы можно отнести к разряду объективных, и даже непреодолимых. Эта обусловленность внешним внутреннего не может выступать в абсолютной степени, в связи с тем, что вопрос об идентичности, как в принципе и любой вопрос имеет смысл только при наличии пространства для деятельности, где сознание не зависит от каких-либо факторов в целом. Основополагающим в таком случае выступает тот элемент личностный идентичности, который позволяет возвыситься над обуславливающими факторами и стать определяющим в деятельности сознания. Этот элемент и выступает в качестве основы субъективности. Он и есть показатель подлинно независимого самообусловленного действия – самости. В конечном итоге персональная идентичность представляет собой этот образ самости, сформированный в процессе самосознания, где самосознание выступает как обязательная и неизбежная составляющая.

Индивид становится личностью как раз через самостоятельную активность, где главная роль определенна за собственным Я, а не за одним из воздействующих на него факторов. Тем более, что невозможно сформировать образ своего Я без самосознания. В противном случае, это будет имитация или замещение – образ, навязанный из вне и не адекватный действительному положению дел. Не будет своей самости, а без этого фундаментального элемента невозможна полноценная личность. Личность по определению содержит в себе самость. На практике личностью является только тот индивид, что способен на самоопределение и на самодеятельность. А это зависит от того, имел место быть опыт самосознания или нет. Самосознание, формируя образ-идентичность Я, определяет искомую самость, такое представление о себе, которое позволит обозначить Я в сфере не-Я. В этом случае отбрасываются объективные свойства присущие любому индивиду, случайные индивидуальные свойства как что-то не существенное, в целом все то, что не зависит от свободной воли индивида. И, только в том случае, когда на лицо имеется проявление свободной воли, определенное внутренними, а не внешними детерминантами, представляется возможным дать анализ феномену самости.

Из этого следует, что обязательными условиями формирования персональной идентичности являются свобода и смысловая реальность, как форма данности внутренних детерминант.

С одной стороны идентичность, то внешнее наполнение, которое становится внутренним для персоны, формируется на основе локального содержания конкретного сектора бытия (региона реальности), идентичность (образуется в ходе), таким образом, реализует основную функцию – содержательное наполнение личности. Соответственно действительность по отношению к идентичности выступает в двух ролях – как основной материал для формирования идентичности, и как пространство, где идентичность себя проявляет, и относительно которого идентичность постулирует свою уникальность. В строгом смысле идентичность будет уникальной сама для себя. Из вышеуказанного следует отметить, что при формировании идентичности проходит процедура дифференциации действительности, при которой формулируется понятия о внутреннем взаимодействии или внутренней структуре бытия. Другими словами, процесс конструирования идентичности напрямую связан с формированием персональных онтологических представлений.

Идентичность представляет собой реконструкцию фрагментов бытия, и сложившуюся в ходе этой реконструкции систему действий, направленных на это бытие. Данные особенности процесса формирования идентичности можно представить как соотношение субъекта и объекта, где каждый из участников отношения может занимать активную позицию относительно другого.

Эта активность реализуется как способ самосохранения. Дело в том, что при появлении механизм идентичности начинает взаимодействовать с внешними средами, такими как, социальные коллективы или культурные пространства. В ходе этого взаимодействия индивид обнаруживает, что в разных секторах реальности основания, фундирующие идентичность, могут быть не существенным и не выполнять своей функции, в связи с чем, возникает проблема сохранения своей идентичности в различных контекстах.

Идентичность выступает в качестве механизма упорядочивающего содержания сознания и позволяющий последнему обозначать себя как нечто постоянное в изменяющемся мире. Это связанно с основной характеристикой сознания – приводить в систему, в определенный порядок все содержание сознания.

Персональная идентичность задает коммуникативно-деятельностное пространство личности. Репрезентируя, в ходе идентификации (интериоризации) объекты внешнего мира, личность трансформирует их в элементы своей самости. Устанавливая значимую связь с внешним предметом, индивид отождествляет себя с ним. Так, любое воздействие на предмет будет находить свой отклик в идентифицировавшейся с ним персоне. Индивид, установив свою общность с классом, нацией или определенной традицией будет выстраивать свою жизненную стратегию в соответствии с теми взглядами, которые присущи этим группам. Он будет занимать определенную нишу в этой среде, выполнять свойственные ей функции. Соответственно, любое воздействие из вне на эту среду будет посредственно касаться самого индивида, и отражаться на его самости.

Здесь, существует постоянная опасность – представление об объекте входящее в состав идентичности, являющееся одним из фрагментов может подвергаться манипуляции со стороны. Например, более крупной системой, общественно-исторический субъект, которая воспринимает личность как материал. Личность вследствие этого может лишиться осознания того, что ее действительно выделяет из не-Я, вслед за этим она может лишиться и самостоятельности, как производной самости. Хотя это отчуждение, в целях сохранения комфортного бытия требует определенной маскировки – такие иллюзии, которые компенсируют, возникшую в процессе отчуждения самости от субъекта, ущербность и  неполноценность. Эти особенности самоопределения личности используют системы, существующие за счет подчинение воли других субъектов (государство, общественные группы).

Здесь существует постоянная опасность – объект, входящий в состав идентичности, являющийся одной из основных ее частей, может быть подвергнут манипуляции со стороны. Например – более крупной системой, для которой личность представляется в качестве рабочего элемента. Личность для более сложной и могущественной системы не обладает самоценностью, и для этой системы нет каких-либо препятствий, чтобы воспринимать индивида как механизм сложный машины, который при случае можно без проблемы заменить.

В этой точке пересекаются ориентации индивида и социального института. Первый должен сохранять в себе человеческое и утверждать себя как нечто уникальное. Второй нуждается для своего существования в материале и инструментах, но то существенное, что делает индивида личностью порою выступает как препятствие для полной реализации навязанных из вне функциональных обязанностей.

Личность лишается своего существенного отличия от не-Я, вследствие чего утрачивается и самостоятельность. Комфортное существование индивида как условие дестабилизации сложившегося порядка не должно понести ущерб. Смягчить это отчуждение человеческой воли от персонального Я, призваны иллюзии, фантазмы и мечтания. Они отвлекают внимание индивида от фактических проблем и сохраняют необходимое душевное равновесие.

Таким образом, в первую очередь опасность для личности представляют субъекты власти, для них индивид соответственно будет являться объектом власти. И, его личностонобразующие элементы не всегда будут оптимально сочетаться с целесообразностью или системой ценностей ориентированного на власть субъекта. В связи с этим,  личность чтобы оставаться собой, сохранить свою оригинальность и неповторимость должна полагать в основе собственного образа – идентичности, такое основание, которое сохраняло бы свою неизменность независимо от ситуации. Личность находит в таком основании так необходимую для бытия опору, которая по отношению к персональной идентичности вообще будет выступать в качестве системообразующего элемента – задавать иерархию значений и смыслов.

Процедура идентификации личности самой себя представляет акт самопознания, в результате которого устанавливается причастность Я к чему-либо в объективной действительности. Идентификация происходит в тот момент, когда Я обнаруживает что-то общее, объединяющее с не-Я.

Процесс обретения идентичности другими словами можно обозначить как процесс осмысления, в частности через идентификацию определяется место и роль идентифицируемого в определенной системе-структуре, его связь с другими объектами составляющими эту систему. Отсюда вытекает, что смысл существования индивида как определенность связан с представлением в целом о мире и о самом себе. В этом плане любая идентичность контекстуально обусловлена, поскольку представления о ней требуют предварительного понятия о пространстве элементом, которого она является.

И, идентификация представляет собой обнаружение известных свойств в объекте, чтобы затем отнести его к классу-носителю этих свойств, т.е. самоклассификация. Субъект при обращении внимания на самого себя имеет дело с объектом, который нуждается в определении своих координат в этом мире.

Исходя из понимания личности как многостороннего, взаимодействующего в различных измерениях реальности феномена необходимо предположить, что и идентичность это совокупность не одной, а многих идентификаций, связанных с типичными ситуациями персонального бытия. По сути, каждая жизненная ситуация противостоит индивиду, и в каждой он обязан определять свою позицию, свою роль в ней.

Идентичность как механизм сознания имеет целью создать гармонию между личностью и окружающей ее действительностью, сообразовать внутренний микрокосм с внешним порядком. Через идентичность человек вовлекается в онтологические отношения, становится носителем бытийных смыслов, тем самым, конституируя себя в реальности. Проникая в сферу смысла личность, проходит путь в сторону интеграции с реальным миром. Идентичность как смысловой конструкт призвана адаптировать бытие личности с бытием феноменального мира.

Процесс формирования идентичности в своей протяженности во времени представляет эволюцию индивида из “объекта” в субъекта, через постепенное раскрытие в себе активного творческого начала и углубление понимания целевой основы жизнедеятельности. Сформированная персональная идентичность – это достижение качественного уровня, когда определяющие существование силы не являются внешним диктатом по отношению к Я, а входят в его систему. В идеале, через интегративные и адаптивные процессы, обусловленные механизмом идентичности, раскрывается заложенная в человеческой природе потенциальная свобода.

Обретение личной идентичности проходит в рамках диалектики всеобщего и индивидуального, где входе универсализации, стремления к всеобщему, индивид получает предельные основания для возможности своего становления – систему инвариантов. А, через актуализацию выражаются обретенные индивидуумом неповторимые индивидуальные характеристики – осуществляется его субъективность.

Таким образом, возникновение идентичности проходит на двух уровнях – обретение потенции – в целом – универсализация, а касательно социокультурного континуума – социализация и инкультурация. И, актуализация приобретенного через самостоятельную деятельность субъекта, раскрытие пространства своей свободы. Становление идентичности как экзистенциальный акт охватывает собой человеческую жизнь на протяжении всего ее существования – от рождения до смерти.

Отвлекаясь от философских категориальных обобщений необходимо указать, что процесс человеческой жизни всегда проходит в определенном пространстве и в конкретный исторический период. Идентификация обусловлена, кроме этого, и особенностями психофизического развития человека.

Так, основоположник теории персональной идентичности Э. Эриксон в своей работе “Детство и общество” прослеживал связь между психофизическим развитием и приобретенными новообразованиями с одной стороны, и социализацией с другой, где каждая последующая ступень развития зависит от того, как была пройдена предыдущая. Каждому возрастному периоду соответствует своя ступень социализации и свой уровень интенсивности усвоения ролей и моделей поведения, а также смыслов культуры. В процесс онтогенеза развитие личности будет связанно с ростом набора усвоенных смыслов и символов.

Параллельно с приобщением к универсалиям, необходимым для осмысления бытия, идет процесс персонализации – формирование своей субъективности, которая со временем будет постепенно оказывать воздействие на процесс социализации, что в свою очередь может привести как к положительным результатам, так и к отрицательным.

Обращая внимание на природу сознания нельзя не отметить, что оно как динамичное образование не лишено энтропийных процессов. Другими словами, элементы, усвоенные в ходе развития личности подвержены процессам разложения. Происходит обусловленное природой памяти явление, когда обретенное ранее содержание постепенно утрачивает свое первоначальное значение, вследствие отсутствия акцентуации.

В детский и подростковый возраст еще преждевременно говорить о персональной идентичности. Персональная идентичность – это показатель того, что личность индивида достигла стадии зрелости и является уже достаточно оформленной. Личность смогла самостоятельно синтезировать оригинальный образ мира и образ отношений с этим миром. По-другому, персональной идентичностью в узком значении можно назвать смысл своего существования, смысл своего индивидуального и потому конкретного Я в этом мире. В это смысл-образ входит одновременно и осознание цели своей жизни, и осознание ценности самой жизни. По сути, вопрос о смысле жизни – это сущностное ядро любой концепции персональной идентичности, сформировать которую призван каждый индивид, стремящийся стать личностью.

Проблема персональной идентичности обрела свою популярность в связи с глобальными социальными изменениями, происходящими на современном этапе развития мировой цивилизации. Прежде всего, это связанно с тем, что экономическая детерминация обрела статус тотального доминирующего фактора как в жизнь всего общества в целом, так и в жизни атомизированного индивида в частности. Как следствие развития экономической сферы, ее глобализация, возросшая необходимость в высокой мобильности от сотрудников, явилась трансформация традиционных социокультурных форм – под диктатом экономической необходимости происходит распад традиционной формы семьи, высокая мобильность в социальных отношениях, эрозия традиционных форм социальных отношений.

В этом контексте конкретный индивид столкнулся с сущностной проблемой – определение и сохранение своего Я в среде с высокой динамикой отношений. Для индивида стало проблематичным найти то неизменное, с чем можно было бы себя отождествить, и при  этом сохранить свою самость.

Персональная идентичность выполняет задачу определения (и ограничения) личности в конкретной содержательной среде. Одновременно с этим, это ограничение идентичностью актуализирует личность в жизненном пространстве. Персональная идентичность может быть присуща сознанию такого индивида, которого можно назвать личностью. В свою очередь, идентичность является показателем достижения персоной определенного уровня. Исходя из того, что культура и общество предстают перед индивидуальным сознанием как ансамбль смыслов и отношений, в которые постепенно, со временем включается индивид, следует отметить, что степень осмысленности поступков индивида, и то, как он сам полагает себя в этих отношениях, какую позицию он занимает, будут показателями зрелости и сформированности его личности. И, соответственно, эта осмысленность и включенность будут отражены в подобающем смысловом конструкте – персональной идентичности.

Кроме этого, необходимость персональной идентичности обусловлена требованием в самоосмыслении, исходящим с двух сторон - трансцендентальная и психологическая составляющие познающего сознания. Сознание в его априорных формах предполагает наличие необходимости в смысле еще до опыта, также как, например человеческий организм, рассмотренный внеконтекстуально, будет предполагать особой среды и определенных условий для своего существования.  

С другой стороны, апостериори, индивидуальное сознание актуализирует потенциально содержащееся в трансцендентальном, по определению. Оно к тому же встречается с требованием, исходящим уже не из глубины природы своего Я, а от бытия. Социокультурное пространство, как сторона бытия, в которой непосредственно пребывает индивид, предъявляет ему (индивиду) требование в самосознании для оптимального существования. Через самосознание индивид приобщается к духу и экзистенции.  

Комбинация из внутреннего (трансцендентального) и внешнего (феноменологического) не предают персоне ожидаемой существенной уникальности. Трансцендентальная основа индивидуального сознания по определению всеобща. А, составляющие персональную идентичность элементы, заимствованные из реальности, сами по себе не могут предать уникальность. Хотя, несмотря на высокую роль случайности, эти внешние элементы, усвоенные личностью помимо собственной воли и входящие в состав идентичности, всегда будут образовывать неповторимую и уникальную конструкцию.

Поскольку персональная идентичность является одновременно показателем зрелости личности и ориентирующим ее активность смысловым конструктом, необходимо отметить, что с ростом самосознания увеличивается пространство персональной свободы. Феноменологическое содержание персональной идентичности постепенно выходит из под действия логики внешнего мира, постепенно смещая акцент в сторону руководства внутренними императивами, тем самым, полагая свою субъективность.

Теперь, персональная идентичность, как набор императивов, выступает в роли определяющей индивидуальное бытие инстанции. И, дифференциация содержания сознания происходит не только по отношению к внешнему, но и по отношению к внутреннему.

Персональная идентичность выполняет задачу фундамента для самоизменения личности. Являясь смысловым конструктом, идентичность дает необходимый фундамент для переосмысления индивидуального опыта. В целом, персональная идентичность призвана сохранить внутреннюю автономию личности, быть обоснованием господствующих внутри ее мотивов. А, при должном уровне самосознания сама персона выступает в роли субъекта регулирующего собственную мотивацию.

Личность в лбом случае это уникальное образование. Как было отмечено ранее, качественные изменения при личностном росте связаны со степенью обладаемой свободы. Через самосознание степень свободы становится выше. Соответственно, личность, обретая большую свободу, становится более уникальной. У нее расширяется пространство творческой активности, в противовес тому, если бы она обладала меньшей степенью осознанности и ее экзистенция в основном подчинялась объективным внешним унифицирующим факторам.    

Не-Я выступает в двух ролях – как средство идентификации, источник фрагментов бытия, по средствам которых Я идентифицирует само себя, и как адресат идентификации, до которого Я должно донести свой образ. Соответственно личностная идентичность находится в зависимости от этих регионов реальности, и все изменения связанные с ними буду находить свой отклик в этом образе Я.

И, каждый индивид, формируя свою персональную идентичность, создает уникальный и неповторимый набор сочетаний различных фрагментов реальности, который затем реализуется в уникальном, свойственном только конкретному лицу, поведении.

Это уникальное поведение как следствие тождества личности с определенным содержанием, всегда обусловлено определенной средой, для которой существенные характеристики личности могут не представлять какой-либо ценности. В таком случае возникает столкновение двух усилий или энергий – со стороны индивида и со стороны окружающей его среды. Идентичность персоны утверждается в процессе противостояние объективной действительности, которая может включать в себя персону как относительный элемент и не признавать за ним самоценность. Если, условия, в которых существует индивид, по определению всегда являются изменчивыми, то идентичность выступает в качестве механизма, сохраняющего тождество личности с определенным содержанием, а в последствии и тождество личности с собой в этих условиях.

В социокультурном пространстве индивиду противостоят институты и образования, общественные группы и культурные явления, которые так или иначе будут посягать на его свободу, в последствии и на его персональную идентичность. Для своего самосохранения индивид вынужден объединяться с одними системами и противостоять другим, жертвуя ради сохранения своего существования частью своей свободы.

Манипулирование сознанием может носить не только явный характер, но и скрытый, и оказывать давление как непосредственно, так и опосредованно – через значимые для персоны объекты, входящие в состав идентичности. Поскольку все эти процессы происходят в непосредственно данной сознанию сфере – смыслов, то индивиду необходимы стратегия и тактика поведения в этой сфере. В этом заключается гносеологическое значение механизма идентичности.

Персональная идентичность соединяет в себе все необходимое содержание, которое систематизировано как личностная стратегия и личностный проект жизни.

Идентичность возникает как ответ Я вызову брошенному со стороны не-Я. Этот вызов заключается в требовании ситуации. Индивид, в процессе онтогенеза, оказывается в ситуации, когда он должен определит границы своей самости. А, это в свою очередь делает необходимым самоопределение – тождество с элементом реальности, преобразованном через сознательную активность в смысл-сущность, которая и будет сохранять свою неизменность и самотождественность в изменяющемся пространстве мира, тем самым, сохраняя и самость индивида.

В зависимости от ситуации это смысловое ядро идентичности индивидуума будет задавать пространство самости, направление личностной активности. От состояния идентичности зависит то, какие регионы реальности обретут актуальность в деятельности персоны.   

Понятия персональной идентичности, личности, самосознания и самодеятельности взаимосвязаны следующим образом – через физиологические изменения, в ходе взросления, и через социализацию индивид естественным образом оказывается в ситуации кризиса – кризиса, в котором обостряется его восприятие собственного Я. Это естественная инициирующая ситуация вызвана отношением индивидуального сознания и свободы, и требует непосредственного участия самосознания для своего разрешения.

Зрелой личности предшествует период становления, где индивид является по большому счету руководимым объектом, и главная роль в принятии решений лежит не на его собственном Я. Здесь, самосознание должно определить источник собственной активности и его отношение к сложившейся ситуации. Результатом будет являться персональная идентичность как последствие самосознания, как констатация личности и как ментальная рефлексивная основа для самодеятельной жизни.

Персональная идентичность как фиксация достижений сознания свидетельствует о смещении акцента субъективности или деятельностного творческого начала с внешней реальности в Я индивида. Усваиваемый фрагмент реальности, с которым отождествляет себя Я, содержит в себе определенную целесообразность и смысловую нагрузку, которая определяет и направляет персональную активность, являясь имманентным и одновременно трансцендентным Я. Существенным образом Я не мыслимо без этого компонента.

Это смысловое ядро идентичности решает задачу гармонизации личности и обеспечивать ее голоморфность. От центрирующего смыслового компонента зависит степень целостности личности, ее внутренняя непротиворечивость. И, этот компонент выступает в качестве основы для ретроспективного анализа жизненного опыта. В зависимости от этого смыслового ядра находится и степень объективности индивидуального жизненного пути – от реального положения и до перспективного.

Если, само ядро идентичности обладает достаточной, для обоснования правомерности возможного состояния Я, осмысленностью, то и вся персональная идентичность будет обладать соответствующим алиби в Я в бытии. В противном случае, внутренняя дисгармония смысловой сферы будет перенесена на внешнюю деятельность персоны и повлечет за собой утрату самости, а в ряде случаев и к прекращению существования индивида.

Кризис идентичности проявляется как несоответствие существующей в сознании индивида системы смыслов и ценностей с новыми, изменившимися условиями существования. Индивид оказывается в ситуации кризиса - дезориентированным. Смысловое ядро в качестве основы для новой иерархии ценностей и значений, как фундамент персональной идентичности формируется в ходе преодоление возникшего отчуждения между сознанием и бытием. В идеале, итогом такого формирования должна стать гармония между Я и не-Я.

В зависимости от того, какой элемент реальности был выбран в качестве основы идентичности, персона может по-разному оценивать свое существующее положение и полагать свою деятельность – как рабство и принуждение или как свободу и творчество. Все зависит от конституент самости, где определяющая роль в волеизъявлении будет отводиться либо Я, либо не-Я; хотя внешнее принуждение в виде действующих факторов и обстоятельств будет существовать всегда, но оно не будет иметь ключевого значения или играть решающую роль для той личности, у которой начала собственной активности коренятся в Я. Новый смысл будет играть роль оптимального центрального образования только в том случае, если активное участие в его появлении принимал сам субъект, только в этом случае он станет основой для позитивного и свободного отношения. Но, если в данном процессе примет участие и при этом в качестве определяющей инстанции Другой, то формирования полноценной персональной идентичности не получится.

Концепт идентичности персоны появился в эпоху провозглашения смерти субъекта. Вслед за смертью Бога, концом истории и гибелью автора настала очередь и самого индивида. Крушение проекта чисто рационального обоснования собственного бытия привело к тому, что мысль в рамках общественного явления бросается в пучину иррационального и бессознательного, обрекая себя на отсутствие смысла, так необходимого для существования. Смерть мысли влечет за собой смерть всего остального – действия, творчества, жизни.

Персональная идентичность первоначально на прикладном, эмпирическом уровне призвана быть методологической конструкцией, целью которой является попытка выявить и проанализировать те тенденции и процессы, что влекут за собой фатальные для личности следствия. Личность, переживающая акме своего онтогенеза, когда она осознает себя таковой, обладает позитивной когнитивной и экзистенциальной перспективой. В основе того образа себя, который индивид формирует, лежит представление о некоей конституции личности, о той фундирующей личность системе, которая сокращает разрыв между субъектом и бытием.

  В любом случае, по достижении личностью определенного периода развития, она должна будет дать ответ на вызов бытия. Идентичность формируется при любых обстоятельствах. Проблема обнаруживается при анализе ее фактического содержания и тогда, когда это содержание, показывает при взаимодействии с реальностью свою дисфункциональность - идентичность выступает как не до конца оформленная, лишенная целостность и фундирующих структур, место которых заменяют ирреальные конструкты - фантазмы.

Фантазмы принципиально не могут заполнить пустующую нишу, поскольку представляют собой суррогат, но они могут обеспечить временное, относительное существование индивида. Это лишь мера сокрытия на время предельных требований человеческого сознания, взаимодействующего с бытием. И, при подходящем случае, где персона должна будет проявить себя как таковая и сохранить самотождественность, эти фантазмы могут не выдержать всей предельности ситуации. При первой возможности фантазм рассеивается, и все те образования личности, которые были основаны на нем, теряют свою опору и разрушаются.

Идентичности, базирующейся на фантазмах, противостоит идентичность, конститутивность которой связанна с реальностью, и в целом с субстанцией реальности, которая только и может предоставить максимум реалистичности. В отличии от фантазм, который в своем бытийствовании представляет пустой символ, не отсылающий ни к чему и, по сути, не имеющий смысла, опора на субстанциальный абсолют есть приобщение к источнику бытия, через который персона обретает свое бытие. Введение абсолюта обусловлено методологической позицией, основным принципом которой является обнаружение на трансцендентальном уровне тех аподиктических условий, без которых концепт идентичности не будет обладать смыслом. Тем самым, данное положение диктует необходимость в воздержании от обращения к тем интерпретациям бытия, где отрицается существование источника бытия и гаранта истинности.  

Таким образом, эти две крайние, противоположные позиции задают пространство диалектики возможных форм отношения сознания, лице концепта персональной идентичности к осмысляемому бытию.