Отзыв Гуртовцева А.Л. на книгу Владислава Фельдблюма “Мне 85! Итоги”

Аватар пользователя Аркадий Гуртовцев
Систематизация и связи
Наука и техника

                                            Отзыв Гуртовцева А.Л.

                     на книгу Владислава Фельдблюма “Мне 85! Итоги”

 

        Эта небольшая, но замечательная книга, которую я прочел в электронном виде за несколько часов, написана крупным советским ученым, химиком-технологом, доктором химических наук, профессором, заведующим лабораторией известного ярославского НИИ, автором ряда книг, изобретений и статей, опубликованных в солидных, академических научно-технических журналах СССР, человеком с большим жизненным и научным опытом,  ясного ума и великолепной памяти, истинным патриотом своей родины – СССР и постсоветской России.

      Я не химик, а технарь, специалист в других научно-технических направлениях (кибернетика, теория автоматов, логическое проектирование, микропроцессоры, программирование, метрология, информационно-измерительные системы, энергетика и др.), но мне было интересно следить по книге за перипетиями судьбы ученого-химика, за его учебой в школе и вузе, защитой кандидатской и докторской диссертаций, за решением технологических и производственных проблем, связанных с синтезом новых полимеров, за его общением с учителями, коллегами и подчиненными. Пожалуй, больше всего в книге меня поразило великое множество имен тех людей, с которыми автор имел дело в течение своей долгой и плодотворной жизни. Хотя, конечно, в первую очередь он пишет о себе, но, вместе с тем, автор душевно, искренне и широко отдает честь и уважение тем многим неординарным людям, которые так или иначе оказали влияние на его жизнь, включая воспитание, образование, научные, производственные и житейские отношения. Книга является, по существу, рукописным памятником не только самому автору, но и этим замечательным и уже ушедшим из жизни людям – преподавателям, ученым, производственникам, государственным деятелям.

        Вообще говоря, я сам достаточно критично отношусь к людской памяти. Мой философский посыл в этом отношении совпадает с аналогичными мыслями персидского ученого-поэта Омара Хайяма (я посвятил ему отдельную работу “Мой Омар Хайям):

 

                                    *****

              Мы уйдем без следа – ни имен, ни примет.                 

             Этот мир простоит еще тысячи лет.

             Нас и раньше тут не было – после не будет.

             Ни ущерба, ни пользы от этого нет.  

                                     *****

            Действительно, если только представить, что за срок существования нашей цивилизации (в межледниковый период - 15-10 тыс. лет до н.э.) на Земле прожили свыше 80 млрд людей, то спрашивается: о многих ли из них мы хоть что-то знаем? Почти ничего. В памяти людской и в письменных источниках (а они возникли лишь в 4 тыс. до н.э.) сохранилось не более нескольких десятков тысяч имен (пусть даже 100 тыс.), т.е. одна миллионная доля от всех живших. Но, вместе с тем, людям так хочется бессмертия, пусть даже в виде недолговечной людской памяти (Лао-Цзы: “Кто умер, но не забыт, тот бессмертен”). Наши рукописные или иные труды и выражают такое неистребимое стремление человека хотя бы к духовному бессмертию (оно не имеет ничего общего с религиозными сказками о вечной загробной жизни в раю или аду). Так вот, возвращаясь к книге, хочу отметить, что автор создал краткие, но запоминающиеся образы своих современников-партнеров, увеличив тем самым их шансы продолжить жить не только в его, авторской, но и в более обширной народной памяти. Думаю, что книга особенно заинтересует специалистов из химических отраслей народного хозяйства, которые хотели бы углубить свое понимание истории и методов развития химии и химических технологий в России в советский период.

            А сейчас мне хочется пройтись по книге более детально, проанализировав и оценив с моей точки зрения конкретные авторские суждения и жизненные посылы, имеющие большой моральный и философский смысл для многих людей.

            Во-первых, любопытна этимология самой фамилии автора - Фельдблюм. Не знаю, задумывался ли он сам о ее значении? По-немецки, feld – пашня, поле,  blume – цветок, а вместе – полевой цветок. Фамилия имеет явно немецкое происхождение, а поскольку автор – выходец из еврейской семьи с Украины (Чернигов), о чем он сам откровенно пишет, то, вероятно, его семья переселилась в Украину из Германии где-нибудь в 19-м веке. То, что его предку немцы дали имя полевого цветка, говорит о том, что это была женщина, причем очень красивая, достойная своей новой фамилии. У меня цветок ассоциируется с силами природы, которые дают ему рост, структуру и цвет. Одним словом, это волшебная химия жизни. Потомок оказался хорошим продолжателем этой химии.

            Свою книгу автор пишет в достойном уважения возрасте – 85 лет. Завидный возраст! Сегодня в России к возрастной категории 85+ относятся лишь 2% населения, т.е. 2 человека из 100. Иными словами, 98% сверстников таких людей уже ушло в мир иной, что подчас порождает у оставшихся долгожителей чувство одиночества и потерянности. Но автор сохранил в полной мере тягу к жизни и творчеству, к самообразованию (несмотря на свою высокую научную квалификацию) и постижению постоянно меняющегося мира. За его плечами лежит не просто длинный путь, а большая жизнь, наполненная поисками, свершениями и глубоким смыслом. Вот к смыслу как раз и перейдем ниже.

            Автор пишет (выделения мои – Г.А.Л.): “Мне повезло в главном: судьба позволила мне прожить с чистой совестью. Я не угодничал, не выпрашивал послаблений и привилегий. Не растрачивал силы и время на поиски выгоды, на обзаведение нужными знакомствами, на интриги и всё такое, без чего не пробиться в сильные мира сего. Конечно, не всегда бывал до конца откровенным, не резал правду- матку, но не врал, не льстил, не пресмыкался. Никому не сделал подлостей, но и не прощал, когда пакостили мне. Людям останутся мои книги, изобретения, публикации в журналах, статьи в интернете. Я испытал радости от любви и дружбы, от научных находок, от искреннего уважения подчинённых, от воспитания молодых учёных, от общения со студентами, от встреч и совместной работы с очень интересными людьми”.

          Он пишет о таких простых и саморазумеющихся для любого честного, порядочного и здравомыслящего человека вещах, как чистая совесть, независимость, самоуважение, достоинство и правдивость. Элементарных вещах, но таких дефицитных сегодня, в том мире, где правит чистоган, выгода и корысть, где люди готовы за деньги и материальные блага убить даже  мать родную, врать, льстить, угодничать, пресмыкаться, продавать свое тело, честь и достоинство где угодно и кому угодно, были бы у “покупателей” лишь деньги и власть. Полагаю, что автору, сохранившему в своей душе и жизни основные человеческие, духовные ценности (не путать с понятием духовности в религии – с верой в бога и загробную жизнь!), действительно повезло, и его можно смело признать счастливым человеком. Слава ему!

          Вспомним по случаю еще раз Хайяма:

                                *****

            Миром правят насилие, злоба и месть,

            Что еще на земле достоверного есть?

            Где счастливые люди в озлобленном мире?

            Если есть – их по пальцам легко перечесть.

                                  *****

            На мой взгляд, правильна и очень плодотворна следующая мысль автора: ”От родителей я на всю жизнь унаследовал принцип: неважно, кто ты по национальности, а важно, какой ты человек. Забегая вперёд, должен сказать, что ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте я не ощущал на себе никакого антисемитизма. Случалось, мне попадало, но всегда за дело, а  не за национальность”.

           Золотые слова! А ведь что сегодня происходит в мире? Национализм душит людей, отшибая у них последние мозги. Прибалтика, которая в СССР находилась в почетном положении и имела все свободы для развития своих национальных интересов (язык, литература, наука, промышленность, праздники песен и т.п.), очутившись на Западе, запела песни о советской оккупации и стала чествовать недобитых пособников фашистов. Хороша была оккупация! Я сам был тому свидетель, прожив в Риге 10 лет (кстати, как оккупант получил Первую премию Президиума АН Латвийской ССР в 1979 г.). Многие латыши (не русские!) с ностальгией до сих вспоминают те времена. А украинцы, которые в Великой отечественной войне были вторыми в СССР по количеству наград в борьбе с фашизмом, сегодня чествуют бендеровцев и других прислужников Гитлера. Национализм становится расхожей монетой в игре за геополитические интересы ведущих стран мира. Бушуют инстинкты, а разум спит, причем как у народов, так и у их правителей. Над всем царствуют материальные потребности и стремление выжить любой ценой. Ох, и могуч же человек в своем стремлении приспособиться к новым условиям жизни!

          Мне показалась очень любопытной  и такая мысль автора: “Особенно мне полюбилась химия. Это произошло в 8-9 классах. Как-то вдруг почувствовал, что мне интересно читать учебник по органической химии, так же интересно, как какую- нибудь приключенческую книгу. Химические формулы, названия веществ, уравнения реакций с необыкновенной лёгкостью проникали в мою юную голову и оседали там намертво. Видимо, это какая-то удивительная природная предрасположенность, хотя среди моих родственников не было ни одного химика”.

            Вот так рождается призвание. Автор не вундеркинд, но достаточно рано уловил свое назначение и правильно оценил свои способности. Многим сегодняшним молодым людям не хватает такого озарения, такой чуткости, такого внимания к своим собственным движениям разума и души. А как это важно в самом начале своего жизненного пути правильно понять и оценить свои задатки, свои потенциальные способности, свои психофизические качества. Химия с ее бесконечным количеством разнообразных соединений (а ведь в природе существует всего лишь 94 элемента, не считая созданных искусственным путем, в лабораториях) и необходимость их комбинировать друг с другом посредством разнообразных химических связей требует от ученого сильной долговременной памяти (впрочем как и медицина е ее сотнями латинских названий костей, мышц и других тканей, не говоря о медицинских препаратах) – иначе толку от него не будет. Наш автор великолепно все помнит, даже спустя многие десятилетия. Я лично ему по-хорошему завидую (считаю свою .память недостаточно хорошей).

          Я мог бы еще много написать о ценных моментах  книги автора, но полагаю, что давно уже вышел  по объему за приемлемые рамки отзыва. Думаю, сами читатели могут продолжить знакомство с его книгой. Уверен, что она окажется им интересной, а, возможно, в чем-то и полезной.

           В заключение отмечу лишь одно, что мне как читателю не хватило в книге. Автор много пишет о партнерах по жизни, но, на мой взгляд, явно недостаточно о своих родителях и семье. А это было бы дополнительной данью уважения к их памяти. А, может быть, и книгу стоило посвятить именно им. Впрочем, автору виднее.

        Долгих лет жизни и новых творческих успехов юбиляру! Ура, ура, ура!

     Гуртовцев АЛ., Минск, 12 мая 2020 г.