Остов философии

Аватар пользователя oiisocrat
Систематизация и связи
Основания философии

Гипотеза: цель философии состоит в том, чтобы найти выразительные формы естественного языка, совпадающие со своим смыслом, и на их базе выстроить остов философского здания.

Мои замечания к моей же формулировке гипотезы: 1) «цель философии» - это, пожалуй, некая терминологическая вольность, поскольку философия как достаточно большой набор текстов на различных языках естественным образом не может ставить никаких целей ни относительно самой себя, ни относительно других содержаний. т.е. других наборов текстов на различных языках. Следовательно, «цель философии» как языковая форма не совпадает со своим смыслом, т.к. её смысл выражается другими языковыми формами: цель людей, не лишённых мышления, состоит в том, чтобы выстроить содержание своего собственного разума на безусловно достоверных положениях, совпадающих по форме со своими смыслами; 2) совпадение языковой формы со своим смыслом оказывается гипотезой в гипотезе, в результате чего в первую очередь моему разуму необходимо решить, верна ли гипотеза о существовании таких языковых форм, которые совпадали бы со своими смыслами.

Очевидно, что всё предыдущее основано на том, что мой разум находится в таком реальном состоянии, в котором он может на естественном языке формулировать некие формы, имеющие некий как определённый, так и не совсем определённый смысл, который за явленной формой скрыт от меня в своей не явленной языковой форме — за явленной формой скрывается смысл как не явленная форма. Но, как только я начал являть некую языковую форму, то тем самым я начал являть тот смысл, который возник в моём разуме до самой данной текущей, например, языковой формы. В моём разуме смысл «зацепляется» за смысл, и может быть выражен мной в форме на естественном для меня языке. Могу я утверждать, что зафиксированный в контексте смысл и есть тот смысл, который возник в моём разуме? Что есть связь между контекстом и тем, что происходит в моём мышлении, - это очевидный факт, но есть ли контекст точная копия смысла в моём разуме — это не очевидный факт, а только предположение. Следовательно, я могу утверждать как то, что контекст и есть смысл, а могу утверждать, что контекст есть некоторое приближение того смысла, который существовал в моём разуме на протяжении того времени, когда я его оформлял в виде контекста. И я тут же замечаю, что предыдущее предложение и есть тот смысл, который я хотел выразить и выразил в предыдущем предложении. Этим наблюдением я утвердился в том, что существует контекст, совпадающий с тем смыслом, выражением которого он и является. Но такое однозначное умозаключение тут же приводит меня к необходимости заключить, что все слова, входящие в предложение, которое, по моему же мнению, совпадает со своим смыслом, имеют строго определённый смысл. Очевидно, что смыслы слов не выражены в самом предложении, составленном из этих слов, следовательно, вопреки моим выводам, моё предложение не может совпадать со своим смыслом, поскольку его смысл составлен из не явленных смыслов слов, в него входящих. Итак, всякое предложение, всякий контекст есть совокупность явленного и не явленного смыслов. Далее следует, что какой-либо первородный смысл разумных существ не может быть выражен словесно, и даже более того — не мог и не может быть выражен, вообще, какими-либо внешними проявлениями телесной оболочки разумного существа. Хотя каждый из людей может биться в конвульсиях, выражая тем самым своё несогласие с интерпретацией того, что он желает выразить в качестве своего внутреннего смысла, показывая этим, что внешняя интерпретация смысла не совпадает с тем, который он пытается выразить.

Возникает гипотеза, неотъемлемая от данного контекста: относительность смысла языковой формы неустранима в сообществе людей, говорящих на одном естественном языке. Следовательно, искать слова, совпадающие со своим смыслом, бессмысленно. Такие слова можно только положить в основание того, что задумал тот, кто и берёт их за основу будущего контекста, который и должен будет отразить ту самую задумку субъекта.

Продолжу свои рассуждения: предположу, что я положил, что слово «абракабра» совпадает со своим смыслом. Меня тут же настигло соображение о противоречивости того, что «абракабра» - это слово, т.к. это, хоть и элементарный, но уже смысл того, что я задумал как совпадение со своей формой (впрочем, и форма — это элементарный смысл в текущих рассуждениях). Поскольку смысл — это нечто не материальное, а «абракабра» как формальное слово вполне материально, то оно принципиально не может совпадать со смыслом. Допустим, что «абракабра» есть адекватное отражение смысла «абракабра» (я специально не склоняю это нечто, подразумевая, что оно ещё не обрело смысла «слово», а в моих предположениях и не должно обрести, совпадая со своим смыслом. Замечание: всякое слово естественного языка является словом, т.е. имеет первоначальный смысл — слово, следовательно слово «слово» совпадает со своим смыслом, который входит в смысл всякого слова вместе с некоторыми индивидуальными смыслами конкретного слова) - абракабра и ничего более, никаких дальнейших определений (как бы следуя за Гегелем). Я замечаю непреодолимый барьер: как только я хоть что-нибудь скажу об абракабра, то это нечто тут же потеряет своё непосредственное совпадение с тем смыслом, который это нечто и должно однозначно отразить, не принимая пока ещё на этом этапе смысла «слово». Возникает проблема: чем является абракабра в моём текущем контексте? И, вследствие моих же предположений, я не имею права ответить на этот вопрос, поскольку ответ на него наделит абракабра неким смыслом, отражение которого в языковой форме, очевидно, никак не сможет совпасть с абракабра. И ещё более парадоксально: в самом первом предложении этого абзаца я уже нарушил не наделение смыслом абракабра кроме как абракабра, поскольку утвердил смысл этого нечто - «совпадение абракабра со своим смыслом».

Комментарии

Аватар пользователя эфромсо

 Вы  с самого начала и до конца громоздите невразумительности - поэтому совершенно естественно, что таким способом утверждать получается одни только бессмысленности...

это я к тому, что собственно цель может быть у действия или действования

типо: цель философствования - постижение истины посредством мудрости

а словосочетания "цель философии", "цель людей", "содержание разума", "смысл слов" итп -

"размывают" значения слов, из которых состоят - в туманную неразбериху.

Аватар пользователя oiisocrat

Если я могу размыть смысл слов, то все слова абсолютно субъективны, в том числе и те, которыми пользуетесь Вы. Следовательно, каков смысл вашего поста?

Аватар пользователя эфромсо

Если я могу размыть

Дело вкуса... можете уподобляясь прежним любителям пофилософствовать - всячески  "размывать" значения слов и запутывать смыслы, а можете и удерживая себя от ненужных двусмысленностей  выражаться вразумительно (в достаточной мере выделяя интересующие Вас предметы из всего прочего)  - в этом, если угодно и был смысл моего комментария...

Касательно обнаружения "остова философии" - затея безнадёжная, потому как принимая за философию ту казуистику, что накопилась за века беспредметного трёпа - рассуждатели в координатах субъектной онтологии (субъект - всё для всего и ничто - для себя самого...) вынуждены отправлять свои мысли в блуждания вокруг теологии, а объектная онтология, в которой любой субъект может быть определён как объект, который  не лучше и не хуже прочих объектов - никого не интересует...

Аватар пользователя oiisocrat

Моя гипотеза: содержание философии как бы содержит "скелет", на котором и держится всё её содержание, что, кстати, не исключает другой гипотезы: содержание философии аморфно и не имеет ни начала, ни конца. Да, и «скелет» может быть подобен кристаллической решётке, в которой начало и конец абсолютно условны.

Конечно, возникает некое сомнение в том, что «остов философского здания», вообще, возможен. Это сомнение основано на том простом наблюдении за своим собственным погружением в философию, что при этом погружении мной никакого остова, и даже намёка на него, не обнаружено. Хотя категориальный состав философии, например, можно считать таким остовом, но с очень большой натяжкой, поскольку все категории философии не являются чем-то «твёрдым», а представляют из себя некие облака смыслов, на базе которых построить остов достаточно сомнительно. Но предлагаемые некоторыми философами иерархии категорий уже больше подходят под понятие «остов», но таких «остовов» оказывается столько, сколько иерархий построено за время развития содержания философии.

Аватар пользователя эфромсо

содержание философии аморфно и не имеет ни начала, ни конца.

В поле моего восприятия Ваших заявлений наличествуют три разных  предмета:

1. Ваше представление о философии как упорядоченной системе, в которой должно быть возможно сориентироваться и "разобраться"

2. "Философия как она есть" - совокупность нагромождений системных и бессистемных представлений, по большей части идеалистических(содержащих намёки на свою непостижимость)

3. Слово "философия" - обозначающее (в моём представлении) некий процесс - "близкие отношения" человеческого рассудка с мудростью (деятельностью, способствующей пониманию и осознаванию сапиенсами того, что их роднит и объединяет -  причастности каждого субъекта к обеспечению возможности гармоничного содействия сущностей, так или иначе образовавшихся в мироздании)

Как я понимаю - все эти три вещи - несовместны...

Аватар пользователя oiisocrat

ФШ существует уже достаточно давно и участников его достаточно много, но «понимания и осознания» ими «того, что их роднит и объединяет», лично мной не наблюдается. Если это моё наблюдение случайно, то рано или поздно, но на ФШ образуется достаточно большая группа участников, которые на основании взаимопонимания и осознавания обеспечат «гармоничное содействие сущностей». Если же моё наблюдение отражает закономерность, то хотелось бы как-то хотя бы начать процесс исследования этого феномена.

Аватар пользователя эфромсо

Если  субъект полагает себя самодостаточной "данностью", то пределом мыслимой родственности с себе подобными ему представляется та или иная  "интерсубъективность", что  в координатах моего субъективного рационализма  выглядит идиотизмом, потому как в моём представлении - субъектом можно быть только вследствие  потребности других субъектов в совместных действиях с себеподобными, а именно - субъектами...

http://philosophystorm.ru/soznatelnaya-zhizn-organizmov

https://vk.com/topic-88077_28496438?post=51522

Аватар пользователя Ариадна

Историческая неудача философии состоит в том, что она в свое время, в отличие от математики, не смогла найти адекватный исследуемым в ней проблемам язык. Идея такого языка, более отвечающего образному бытию философии, ее схематически-образному характеру, заключается в том, что философские проблемы должны отражаться в нем картинками-схемами, имеющими, как и проблемы, образную природу. А.Г. Барабашев "Философия как схематизм образного мышления"

 Что же так важно в изображениях и записях, получением, рисованием, изучением, расчетом и обсуждением которых заняты ученые и инженеры? Это прежде всего уникальноe преимущество, которое они дают в риторической или дискуссионной ситуации. «Вы сомневаетесь в том, что я говорю? Я покажу вам». И, не двигаясь более чем на несколько дюймов, я разворачиваю перед вашими глазами символы, схемы, иллюстрации, тексты, контуры и тотчас же представляю далекие отсюда вещи, с  которыми теперь установлена своего рода двухсторонняя связь.

 В  руках Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера изобразительное искусство стало изобразительным языком, который, при наличии практики, мог сообщать больше, быстрее и потенциально для более широкой аудитории, чем какой-либо вербальный язык в человеческой истории. Бруно Латур."Визуализация и познание: изображая вещи вместе".

 

 

Аватар пользователя oiisocrat

Ни один рисунок, ни одна схема не являются реальными ситуациями, т.е. при восприятии различными субъектами приобретают различные "углы" отражения их смыслов, что вполне аналогично вербальному способу отражения некоторой ситуации. Следовательно, и при таком "языке" философия сохранит своё аморфное состояние, не приобретя "скелета" - это следствие из того, как я понял А.Г.Барабашева.

Аватар пользователя Ариадна

Оба языка  - вербальный и "рисуночный" должны дополнять друг друга, тогда полнота и адекватность восприятия смысла передаваемого повысится. И сюда же - взаимная верификация:  Слово-Картинка.

Аватар пользователя Алла

Ариадна, 21 Октябрь, 2019 - 11:46, ссылка

Согласен с Вами.

Остовом философии являются проблемы отношения человека к миру материи (Физика, Рациональный мир) и проблемы межчеловеческих отношений (Иррациональный мир, Метафизика).

Причем философские проблемы Физики Галилеем выделены в Науку, языком которой стала Математика.
Так что, на теперь в рамках традиционной философии осталась только Метафизика, т.е. Философия = Метафизика) и которая своего языка не имеет и не может иметь, т.к. она Иррациональна.
 

Аватар пользователя oiisocrat

На ФШ множество участников демонстрируют свои картинки-слова. Сколько ни просматривал комментариев к ним, ни разу не обнаружил всеобщего понимания или хотя бы согласия.

Аватар пользователя ПростаЯ

oiisocrat, 20 Октябрь, 2019 - 10:04

относительность смысла языковой формы неустранима в сообществе людей, говорящих на одном естественном языке. 

Ну да, "мысль изречённая есть ложь" (Тютчев). НЕ всегда и НЕ каждый понимает изречённую автором мысль так, как задумал автор.

Аватар пользователя эфромсо

так, как задумал автор

 

   Давным-давно, когда не было ещё никакого интернета, Эразм фроммсократ

услышал слова поэта: мысль изреченная есть ложь. Пытаясь понять - что имел

в виду Ф.Тютчев, он представил себе некую мысль, которую человек обдумывает,

в образе игривой лошадки, красующейся перед хозяином, демонстрируя ему себя

во  всевозможных выгодных позициях. Очарованный этим зрелищем, мыслитель

спешит осчастливить мир достижениями своего ума - высказывает мысль, как

бы отпуская прелестную лошадку... и только теперь, видя её с тыла - имеет

возможность заметить скрытые недостатки, грубые швы и натяжки, и понимает:

тщательнЕе нада быть, однако...

© Copyright: Виктор Золя, 2013

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 23 Октябрь, 2019 - 21:26, ссылка

 Давным-давно, когда не было ещё никакого интернета, Эразм фроммсократ

услышал слова поэта: мысль изреченная есть ложь. Пытаясь понять - что имел

в виду Ф.Тютчев, он представил себе некую мысль, которую человек обдумывает,

в образе игривой лошадки, красующейся перед хозяином, демонстрируя ему себя

во  всевозможных выгодных позициях. Очарованный этим зрелищем, мыслитель

спешит осчастливить мир достижениями своего ума - высказывает мысль, как

бы отпуская прелестную лошадку... и только теперь, видя её с тыла - имеет

возможность заметить скрытые недостатки, грубые швы и натяжки, и понимает:

тщательнЕе нада быть, однако...

Ну, ничто НЕ мешает Вашему конюху ))) обновить свою лошадку, устранить недостатки, швы и натяжки. Но ведь всё равно нет гарантии, что и обновлённая лошадка другим покажется такой же прекрасной, как и самому конюху, м? 

Аватар пользователя эфромсо

...покажется такой же прекрасной...

 Ха - частенько получается, што внимающим - эти "лошадки" кажутся гораздо более прекрасными, чем тому, кто  уже узрел  изнанку их "великолепия", а поскольку знают они не всё, что конюху ведомо, то и восторженные  мнения их - особой ценности не представляют, в отличие от мнений тех, кто различает действительное и мнимое...

Аватар пользователя oiisocrat

Как в анекдоте: чем мужчина отличается от женщины? Если мужчину умыть, он становится краше, а, если женщину умыть, то ... А если умыть философию?

Аватар пользователя эфромсо

А если умыть философию?

- останется галимый платонизьм - выдумки зажившегося "вьюноши",

не мужа, не воина... по жизни - безответственного пустозвона...

http://philosophystorm.ru/lzhefilosofiya-na-vse-vremena

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 24 Октябрь, 2019 - 09:19, ссылка

Ха - частенько получается, што внимающим - эти "лошадки" кажутся гораздо более прекрасными, чем тому, кто  уже узрел  изнанку их "великолепия"

Верно. Т.е. как ни крути, "мысль изречённая есть ложь", т.е. понимается другими НЕ такой, как у автора.

Аватар пользователя эфромсо

Так отож... - не по мыслям(никада толком не выразимым),

а по делам - действиям, свидетельствующим

 или о не искажающем реальность восприятии

действователем того, что есть на самом деле

- или о  невменяемости "самодостаточного субъекта",

который  различению того, что есть,

предпочитает ориентирование  в том, чего нет, вследствие чего

 не реагирует на действительность по-человечески...

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 24 Октябрь, 2019 - 11:09, ссылка

мыслям(никада толком не выразимым)

"Кто ясно мыслит - тот ясно излагает" (с). Т.е. ясное изложение свидетельствует о ясной мысли. А "толком НЕ выразим" говорит о том, что и мысль в голове такая же НЕ совсем толковая или бестолковая вовсе. Мысль ведь и в голове представляет собой словесное предложение. Мысль в голове может быть также визуальным образом или чувством. Выразить словами визуальный образ или чувство сложнее, но если мышление ясное, а словарный запас богатый, то и изложение словами образа или чувства тоже будет ясным. 

Аватар пользователя эфромсо

изложение словами образа или чувства тоже будет ясным

А изложите-ка словами образ чувства сладости, солёности или горькости, не используя сравнения типо "сладкий как сахар", "солёный как соль", "горький как желчь" итп...

 

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 24 Октябрь, 2019 - 12:30, ссылка

А изложите-ка словами образ чувства сладости, солёности или горькости, не используя сравнения типо "сладкий как сахар", "солёный как соль", "горький как желчь" итп...

Гм... Надо подумать ))) 

А давайте вместе! Каждый из нас изложит предложенным Вами способом образ одного из трёх предложенных Вами чувств, НЕ называя, какое именно чувство описывает, а другой угадает описанное чувство. Идет? 

Аватар пользователя эфромсо

Надо подумать

В своё время я кучу всего понаписал о невыразимости чуйств посредством слов...

 Среднестатистический потребитель проживает жизнь, временами -  ощущая её вкус, а чаще -   не заморачиваясь, без всякого вкуса. Философ понимает, что даже если бы человек жил вечно и волей-неволей вынужден был испробовать все оттенки вкуса жизни, осознание того, что другие люди могут чувствовать иначе, в других соотношениях и последовательностях, заставит некоторых пытаться понять - почему и зачем люди делают то, что делают.

Когда  наши подруги, далёкие от философии кроме прочего и по физиологической причине, говорят:"сердце не обманешь" или "сердцу не прикажешь" - читатели заумных книг ехидно ухмыляются - где доказательства, чем мерить и как это проверить? Полагая интеллект мерилом всех вещей и убедившись в его способности логически обосновывать взаимоисключающие положения, они не допускают, что чувства людей отличаются только степенью развития у разных индивидуумов, но по смыслу не содержат разночтений, отображая действительность непосредственно, без искажений.

Если у меня есть друг, я узнаю об этом не потому, что мы договариваемся дружить, а по тому, что в какой-то момент начинаю чувствовать связь своей сущности(души, если угодно)с другой сущностью, жизнь которой мне не безразлична, потому что личности, являющиеся как бы масками этих сущностей, не вполне совершенны, но склонны забывать об этом, и бывают моменты в жизни, когда только своевременное вмешательство дружеской сущности даёт возможность выйти из непростой в физическом, психологическом или запутанной во всех смыслах ситуации без существенного ущерба или с прибылью...
Настоящий друг может быть личностью, почти несовместимой с тобой по принципам психологии, иметь диаметрально противоположные убеждения, но возможность прямого общения сущностей делает эти факты несущественными мелочами.

Философия сформировалась в процессе стремления человека познать самые общие законы окружающей его действительности, понять и осознать своё в ней место и роль если на то пошло...

Исторически сложилось (моё субъективное впечатление)так, что терпения терзать свой ум ради формулирования смысловых квинтэссенций хватало прежде всего у хилых ботанов, сдвинутых в той или иной степени девственников, тихих или буйных извращенцев и прочих эскапистов, неспособных видеть мир глазами умеренного среднестатистического обывателя.

Попытки умствовать круче Хэгеля выглядят с моей точки зрения смехотворно, диалектика универсально применима как в области разума, так и в сфере чувств и тем более в познании их взаимосвязи и влияния друг на дружку, вот только чувствий у нас с вами жуткий дефицит - всё описания да представления о них по большей части...
© Copyright: Виктор Золя, 2014

https://vk.com/topic-33440_29005931?post=189917

https://vk.com/topic-33440_29005931?post=189947

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 24 Октябрь, 2019 - 13:46, ссылка

о невыразимости чуйств посредством слов...

Ну здрасьте! )))

А Ваше "сладкое как сахар" разве НЕ есть выразимость чуйств посредством слов, м? 

 

Аватар пользователя эфромсо

НЕ есть выразимость чуйств

В словах "сладкое как сахар"  выражена не сладость, а всего лишь  указание, что она возникает на языке при поедании сахара...

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 24 Октябрь, 2019 - 17:45, ссылка

В словах "сладкое как сахар"  выражена не сладость, а всего лишь  указание, что она возникает на языке при поедании сахара...

Ну так сладость - это и есть ощущение, которое возникает на языке при поедании сахара. Т.е. словами "сладкое как сахар" выражено ощущение сладости. Что НЕ так? 

Аватар пользователя эфромсо

При поедании сахара во рту среднестатистического сапиенса появляется чувство сладости

от  поедания соли во рту среднестатистического сапиенса возникает ощущение солёности...

...от чтения подобной белиберды нормальный человек ощущает неловкость - впечатление, что его принимают за дурака...

это к тому, что когда человек говорит: "чувствую сладкое" - понимать что именно он имеет в виду может только тот, кто уже пробовал сладкое, а тому, кто не знает что значат такие слова - приходится указывать на предмет-носитель сладости, солёности и ещё чего потребуется, в надежде на впечатления от прежде пережитого субъектом  опыта взаимодействия его организма-носителя  с предметом...

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 24 Октябрь, 2019 - 18:33, ссылка

когда человек говорит: "чувствую сладкое" - понимать что именно он имеет в виду может только тот, кто уже пробовал сладкое, а тому, кто не знает что значат такие слова - приходится указывать на предмет-носитель сладости

Все верно. Именно так и обучают ребёнка, который, как известно, рождается с чистым,  пустым сознанием.

Аватар пользователя эфромсо

По всей видимости - я тут один такой, родившийся с пустым сознанием, в которое добрые люди накидали чего не жалко было...

...с кем ни заговоришь - сплошь самодостаточные фенОмены, с рождения набитые "понятиями" по самое некуда...

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 25 Октябрь, 2019 - 11:48, ссылка

По всей видимости - я тут один такой, родившийся с пустым сознанием, в которое добрые люди накидали чего не жалко было...

...с кем ни заговоришь - сплошь самодостаточные фенОмены, с рождения набитые "понятиями" по самое некуда...

Ну, на самом деле все рождаются с пустым сознанием, но почему-то НЕ все понимают эту банальную истину. А почему НЕ понимают... Может, интеллектом, НЕ вышли... )))

Аватар пользователя Александр Бонн

где вас плодят таких кострюлеголовых?

Напиши себе на лбу - смысл, это удел идиота.

Есть три сферы рассудочной деятельности: бытие, существование, понимание.

На уровне бытия есть: качество, количество, мера

На уровне существования есть сущность, свойство, действительность.

на уровне понимания, есть понятия, идеи и теория.

И нигде нет смыслов, образов, идеалов, мечтаний и предсказаний. 

Аватар пользователя oiisocrat

Что ж так распинаться-то? Уверенный в себе человек не будет так расстраиваться из-за пустяков. А остов философии Вы представили в виде трёх независимых сфер? Или перечисленные сферы как-то между собой связаны, образуя некую структуру?

Аватар пользователя Александр Бонн

остов философии? 

Так заодно и твердь философии, фундамент и крушу надо вычертить.

Распинаетесь вы в своем невежестве, т.к. невежество порождает в вас и вам подобным  ЛОЖНЫЕ суждения. Вы говорите про философию, как про нечто сущее, как про погоду или физический объект. А сами эти "приписки" типо, "остов", явный признак того, что человек чайник. Есть НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ и есть люди, которые владеют или не владеют этим знанием. Вы владеете собственными глупостями и при этом не краснеете 

Аватар пользователя Анти-Эдип

Бессмыслица объясняется непостижимостью референции.

Аватар пользователя oiisocrat

Два уточняющих вопроса: а) "философия" и "здание философии" - это одно и тоже? б) нельзя немного поподробнее развести "смысл" и "форму смысла"?

Речь в моей гипотезе об «остове философского здания». Попытаюсь на этом «развести» «смысл» и «форму смысла»: имеем две формы — 1) «философия»; 2) «здание философии» или «остов философского здания». Очевидно, что формы 1) и 2) различны. К чему же относится вопрос «это одно и то же?»? Опять же очевидно, что он не может быть отнесён к формам 1) и 2), следовательно, он относится к чему-то, отличному от самих выразительных форм. Скорее всего, вопрос относится к смыслам, которые, как я предполагаю, скрыты за этими формами. Но я отлично знаю, что смысл той или иной выразительной формы сам может быть выражен только опять какой-то выразительной формой — в данном случае формой словесных выражений на русском языке. Из этого уже следует, что выраженные смыслы 1) и 2), в случае их совпадения, на самом деле, окажутся одной выразительной формой для 1) и 2). Какова же эта выразительная форма в этом случае? Лично я не нахожу такой единой выразительной формы смысла для 1) и 2). Следовательно, в рамках логики моего мышления, выразительные формы смыслов 1) и 2) не совпадают, т.е. «философия» и «здание философии» в твоём а) — это не одно и то же, как и «философия» и «остов философского здания».

Рассуждаю далее: говоря о «философии», я молчаливо подразумеваю, что речь идёт о совокупности неких результатов изобразительного искусства, о неких художественных текстах, о некоторых символах, о некоторых текстах не художественного свойства и, возможно, ещё о чём-то. Следовательно, говоря о «философии», я имею в виду некие смыслы, выраженные, в данном случае, в контексте на русском языке. В частности, первое предложение в текущем абзаце поясняет моё понимание не смысла философии как таковой, а выражает моё понимание формального (от «форма») содержания философии. Следовательно, чтобы вскрыть смысл «философии», необходимо вскрыть смыслы всех тех форм, которые я перечислил в первом предложении. С моей т.зр. это просто невозможно, а из этого с необходимостью следует, что смысл философии невыразим на русском языке в виде некоторого контекста. И я очередной раз получаю парадоксальную ситуация, связанную, с так называемой, человеческой логикой: я предполагаю наличие смысла в «философии», но не способен выразить этот смысл на русском языке, т.е. смысл есть, но не может быть явлен, не может быть оформлен в виде некоторого текста на русском языке. Следовательно, я, говоря о смысле «смысла философии», говорю о нечто, о чём не могу ничего конкретного сказать. Ещё более категорически: я говорю о том, о чём принципиально не могу ничего конкретного сказать.

Конечно, можно возразить: то, что я перечислил выше, скорее относится к содержанию философии, но, надо заметить, что к чисто формальному содержанию. Напрашивается вывод, что такое содержание философии не является её смыслом, но смыслы её формальных составляющих уже могут составить и смысл самой философии, и даже должны составить этот смысл. Следовательно, я попадаю на распутье: 1) основываться на предполагаемом едином смысле самой философии; 2) основываться на предполагаемом составном смысле смысла философии. В первом случае, при обнаружении единого смысла, я получу систему по имени обнаруженного смысла, составленную из смыслов, составляющих эту систему как нечто одно. Во втором случае смысл философии окажется неким множеством самостоятельных смыслов, объединённых только тем, что они являются смыслами элементов, включённых в содержание философии. И в том и в другом случае я имею ситуацию, в которой смыслы связаны с философией. Другими словами, я могу говорить о совокупности философских смыслов, но тут же получая очередную проблему: совокупность философских смыслов либо пуста, либо чем-то отличается от неких других совокупностей смыслов, например, математических смыслов. Чтобы выявить утверждаемое мной различие совокупностей смыслов, мне необходимо выявить некий перечень характерных признаков философских смыслов. Если я обнаружил смысл в философии, то, конечно, такой смысл не может быть никаким другим, кроме как философским. Но я, как мне кажется логически вывел, что я не могу сформулировать смысл философии в форме совершенно конкретного контекста на русском языке. Люди, как мне кажется, постоянно попадают в логическую петлю: чтобы некто мог говорить об обнаружении смысла в философии, этот некто должен погрузиться именно в философию, как-то отделив её содержание от того грандиозного содержания, которое породили люди в процессе своего исторического развития. Акцент от смысла или смыслов философии переместится на признаки, свойства содержания философии. Предположу, что я обнаружил некоторые свойства некоторого содержания. Не имея других свойств, до моего обнаружения некоторого свойства, я не имею никакой эффективной процедура заключить о принадлежности этого свойства тому либо иному нечто, и даже не могу заключить о том, что то, что я обнаружил есть свойство.

Логика моего мышления может заключить относительно самой себя, что постоянно возникающая логическая петля — это исключительно характерное свойство именно моей логики. И в этой же логике возникает вопрос: это факт? И с её же помощью уже я делаю вывод, что это факт, совершенно объективный факт, иначе надо признать, что я сам существую чисто виртуально, но, тогда, очевидно, в виртуальном мире, — просто в моей логике для виртуального существования есть только виртуальное пространство, виртуальный мир.

Следовательно (в логике моего мышления), логическую петлю можно только разорвать, используя саму логику. Положу, что «философия» и «здание философии» синонимы, т.е. имена нечто одного. Относительно же «философии» и «остова философского здания» положу соотношение между составным одним, «философией», и частью этого одного - «остовом философского здания» или, короче, «остовом философии».

Теперь относительно «смысла» и «формы смысла» - и то и другое есть формы, выраженные на естественном языке. Эти формы доступны людям посредством органов чувств, т.е. доступны для непосредственного взаимодействия с ними. Смысл (не языковая форма «смысл») - это нечто, что недоступно непосредственному взаимодействию с органами чувств людей, следовательно, может быть вскрыто только неким опосредствованным способом. Человечество ничего пока ещё не придумало в качестве такого посредника, кроме мышления людей. Итак, «смысл» - непосредственное восприятие, а то, что опосредствованно моим мышлением на основании этого «смысл» - это моё предположение о том, что за всякой формой срыто ещё что-то, что тоже может быть выразительно оформлено. А это утверждение требует от меня поискать, что же скрыто за формой «смысл»? Пытаюсь оформить это от меня скрытое нечто: за всякой выразительной формой скрыты выразительные формы, которые отличаются от исходной формы. Я замечаю, что форма «смысл» рекурсивно никак не ограничена, и я сам могу решить, какая глубина рекурсии меня вполне устроит. Остановимся относительно «смысла» на уже найденной вскрытой форме. Применю это найденное к форме «форма смысла» и тогда окажется, что сформулированное мной относительно «смысла» и есть «форма смысла». Другими словами, я оформил смысл «смысла» и в результате получил вполне конкретную «форму смысла». Иными словами, «форма смысла» - это имя совокупности оформленных смыслов, которое принимает конкретное значение только в момент его прикрепления к некоторому конкретному оформленному смыслу. Выражаясь математически, «форма смысла» имеет область определения в качестве совокупности оформленных смыслов.

Из только что утверждённого можно предположить, что среди многообразия выразительных форм есть как оформленные смыслы, так и выразительные формы, которые не являются формами смыслов. А последнее утверждение противоречит сформулированному выше смыслу «смысл», следовательно, все существующие и будущие выразительные формы есть формы смыслов. Из этого уже следует, что «смысл» есть форма смысла, который я сформулировал выше, как и «форма смысла». Исключает ли такой вывод существование таких выразительных форм, которые совпадают со своим смыслом? В логике моего мышления — нет. Но существуют ли такие выразительные формы на самом деле? Пока ни одной такой непосредственной выразительной формы мне не удалось обнаружить. Зато всякая опосредствованная выразительная форма, порождённая некоторой непосредственной выразительной формой, может мной приниматься за смысл этой самой непосредственной выразительной формы в полном соответствии с моим утверждением о смысле «смысла». Т.о., всякая выразительная форма есть некий промежуточный смысл в цепочке возможных смыслов, являясь как опосредствованной выразительной формой, так и непосредственной в момент своего опосредствованного явления.

Можно использовать понятие уровня смысла выразительной формы: 0-уровень — это непосредственно явленная выразительная форма; 1-уровень — это выразительная форма, порождённая выразительной формой 0-уровня; и т.д. без каких-либо ограничений номера уровня. Очевидно, что понятие уровня связано не с самими выразительными формами, а с восприятием этих форм тем или иным субъектом.

Рассмотрим в моём собственном восприятии выразительную форму 0-уровня - «абракабра». Следуя моим предположениям, эта форма есть форма некоторого смысла. Следовательно, я должен найти выразительную форму 1-уровня как смысл формы «абракабра». И я такую выразительную форму нахожу — это «форма «абракабра» не имеет смысла», попадая в логическую ловушку: «абракабра» единовременно имеет смысл и не имеет такового по имеющемуся смыслу 1-уровня. В самой ли выразительной форме заключено отмеченное противоречие? Поскольку очевидно, что форма порождена моим разумом, то и противоречие кроется именно в нём. И это противоречие заключено в попытке выразить невыразимое — отсутствие выразительной формы отсутствия смысла оформить как выразительную форму.

Я как бы опираюсь на логику: 1) есть смысл — есть имя смысла; 2) нет смысла — нет имени смысла, но — 3) есть смысл — нет имени его; 4) нет смысла — есть имя.

Мой разум не в состоянии разорвать бытие и ничто (наличие и отсутствие). И как только разум пытается оформить такой разрыв, он приходит к логическому противоречию, которое заключается в том, что разрыв оказывается фиктивным, искусственно полагаемым разрывом, т.е. произволом конкретного разума. Следовательно, наличие смысла неразрывно связано с его отсутствием — отсутствующий смысл есть смысл, т.е. отсутствующий смысл есть наличествующий смысл. Когда я упорствую в наличии некоторого смысла, я просто игнорирую отсутствие смысла этого некоторого смысла.

«Смысл есть смысл» может рассматриваться как тривиальная тавтология, а может быть рассмотрена с т.зр. субъекта и предиката суждения. В этом случае я имею ситуацию, в которой нечто одно — смысл — выступает и как субъект, и как предикат, т.е. смысл-субъект совпадает со смыслом-предикатом и наоборот. Далее, выступая в качестве выразительной формы, «Смысл есть смысл» в данном контексте эта форма должна иметь 1-уровня выразительную форму своего смысла. По сути я сам и предложил эти 1-уровня выразительные формы: 1) тривиальная тавтология; 2) тождество смысла-субъекта и смысла-предиката. Следовательно, 1-уровня выразительных форм смысла 0-уровня выразительной формы может быть несколько, в приведённом случае - две.

Аватар пользователя эфромсо

Скучаете по схоластике...

Не завидую.

Вот я ради вразумительности собственно смыслом называю формулу целесообразности действий участника некоторого процесса, и таким образом избавляю себя от изнурительных шараханий в поисках того, чего нет...

"смысл табуретки" - бессмысленное словосочетание

смысл создания табуретки -

 изготовление не громоздкого предмета, пригодного для сидения и стояния на нём человека

Аватар пользователя oiisocrat

Скорее тоска по твёрдым основаниям, поскольку на ФШ что ни слово, что ни понятие - и почва уходит из под ног. Да, и не только на ФШ. Будь он неладен этот смысл! Но вот советский диалектик А.Ф.Лосев утверждал, что диалектика - это в первую очередь конструирование смысла.

Аватар пользователя эфромсо

конструирование смысла

 Я не против действий, способствующих постижению субъектом  схемы или последовательности действий объектов, участвующих в том или ином реальном процессе, но подразумевание скрытого содержания в невразумительных выдумках и подозрениях - к познанию не отношу...

Аватар пользователя oiisocrat

Следуя Вашему суждению и мнению Шеллинга о "Науке логики" Гегеля, содержание последней никак не относится к познанию. А оно как бы диалектично (= гносиологично по Ленину). Как быть с этим?

Аватар пользователя эфромсо

...никак не относится к познанию...

Может быть и вправду как таковая  "Наука логики" ГВФХ  непосредственно  не относится к познанию чего-то существующего...

но по моему мнению - этот текст как никакой другой способствует осмыслению упорядочения свойств и подробностей собственного мышления каждым терпеливым читателем, что бывает-таки благотворным  для познавательных способностей субъекта ...

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 30 Октябрь, 2019 - 08:28, ссылка

"смысл табуретки" - бессмысленное словосочетание

Ну почему же бессмысленное? Оно некрасиво, косноязычно, но смысл имеет. Под смыслом табуретки здесь понимается предназначение табуретки. М?

Аватар пользователя эфромсо

здесь понимается

Вот-вот - Щербаков так и поёт:

"...нада ж панимать -

но мы не хочем..."

https://youtu.be/5LuOtop_Ook

Аватар пользователя ПростаЯ

эфромсо, 30 Октябрь, 2019 - 10:07, ссылка

Вот-вот - Щербаков так и поёт:

"...нада ж панимать -

но мы не хочем..."

Нехочухи... )))

Аватар пользователя fed

oiisocrat: цель философии состоит в том, чтобы найти выразительные формы естественного языка, совпадающие со своим смыслом, и на их базе выстроить остов философского здания.

Цель философии - помочь человеку достичь Просветления, стать равным Богу. Этому учит восточная философия и частично западная. Познать истины религии и философии. Чтобы обрести вечное счастье и свободу.

Аватар пользователя fed

Вот остов современной философии:

Раджа-йога как философская система состоит из нескольких разделов:
Гносеология - наука о познании истины. Проходит красной нитью через всю Йога-сутру, много также в Гите. Все основные усилия йога направлены на познание истины, видеть Реальность такой как она есть, а не иллюзии, не впадать в заблуждения, идеализм. Основные термины здесь - рита, праджна, вивека, самадхи, авидия, джнана.
Научная этика. Учение о нравственности. В йоге уделяется огромное значение, вплоть до абсолютных показателей. Это нужно для настройки с Дхармой - главным законом Вселенной. Это 10 заповедей ямы и ниямы, карма, самскары, васаны.
Онтология - учение о Бытии. Дух и материя, их взаимодействие, строение материи. Йога является метафизикой. Имеет дело с вещами, которые не познаны еще современной наукой. Йог работает с энергиями, информацией, тонкой материей.
Диалектика - учение о развитии процессов. В йоге этому уделяется большое внимание. Нужно понимать диалектическую логику процессов. Иначе успехов не будет и Просветления не достичь. термин диалектики в йоге - паринама.
Теория и практика воспитания, система подготовки духовных учеников. Йога отличается мощной системой подготовки учеников.
Эстетика. Йог работает с божественными энергиями, которые прекрасны. Проявление Ом в природе и людях, произведениях искусства.
Парапсихология. Сиддхи. Любой йог обладает массой способностей. Они неразрывно следуют за духовной практикой. В результате практики медитации развивается интуиция. С ней связаны развитие ясновидения, яснослышания, телепатия, левитация. Йог постоянно применяет мантры - волшебные слова для обращения к Богу, иногда молитвы. Использует целительные способности когда необходимо. Целью любого йога является материализация предметов и дематериализация тела, превращение его в цифровую форму. Это дает бессмертие и уход в Нирвану.
Психология. Йога сама по себе является психологией, основанной на философии Санкхья. Нужно видеть, как работает читта и управлять ею.

Астрология – изучает влияние сил материи на личность.