Онтология Тела по Фихте

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Я — бесконечно, но только по своему стремлению; оно стремится быть бесконечным. Но в понятии самого стремления содержится уже конечность, так как то, чему не оказывается сопротивления, не является стремлением. Если бы Я было более, чем стремящимся, если бы оно обладало бесконечной причинностью, то оно не было бы Я, оно не полагало бы себя само и потому не было бы ничем. Если бы оно не обладало этим бесконечным стремлением, то оно опять-таки не могло бы полагать себя само, так как оно не могло бы ничего себе противополагать; оно не было бы потому также и Я и, следовательно, было бы ничем.
Мы изложим все выведенное до сих пор еще несколько другим способом, дабы сделать совершенно ясным понятие стремления, чрезвычайно важное для практической части учения.
Согласно предыдущему рассмотрению, существует некоторое стремление Я, которое лишь постольку является стремлением, поскольку ему оказывается некоторое сопротивление и поскольку оно не может иметь никакой причинности, стало быть, такое стремление, которое, поскольку оно является стремлением, обусловливается также и некоторым не-Я.
Поскольку оно не имеет никакой причинности, сказал я только что; следовательно, такая причинность требуется. Что подобное требование абсолютной причинности необходимо должно первоначально заключаться в Я, было доказано на противоречии между Я как интеллигенцией и Я как абсолютным существом — противоречии, которое неразрешимо без него. Поэтому доказательство велось апагогически; было показано, что мы должны отказаться от Я, если мы не пожелаем принять требование некоторой абсолютной причинности.

Я должно в самом себе натолкнуться на нечто ему неоднородное, чуждое, от него самого долженствующее быть отличаемым; отсюда и будет всего удобнее исходить нашему исследованию.
Однако же, это чужеродное долженствует быть обретено в Я и непременно должно быть там обретено. Если бы оно оказалось за пределами Я, оно было бы для Я ничем, и из него ничего бы не могло последовать для Я. Следовательно, оно должно быть непременно в каком-то определенном отношении также и однородно Я; должно быть возможно его приписать Я.
Сущность Я состоит в его деятельности; поэтому, если и должно быть возможно приписать Я подобное чужеродное, оно непременно должно быть вообще некоторой деятельностью Я, которая как таковая не может быть чуждой Я и только простое направление которой, быть может, чуждо Я, основывается не в Я, а вне его. -- Если деятельность Я, согласно неоднократно делавшемуся предположению, устремляется в бесконечность, а затем в некоторой точке испытывает толчок, но не уничтожается этим, а лишь обращается, благодаря этому, в себя самое, то в таком случае деятельность Я и есть и остается, поскольку она такова, всегда по-прежнему деятельностью Я; только то, что она обращается назад, чуждо Я и противоречит ему. Без ответа тут остаются только такие трудные вопросы, с ответом на которые мы проникаем одновременно также и в самую глубь существа Я: как приходит Я к такому направлению своей деятельности во вне до бесконечности? как может оно различать между собою направление во вне и направление во внутрь? и почему отраженное во внутрь направление рассматривается как чуждое и в Я необоснованное?
Я полагает себя самого безусловно, и постольку его деятельность возвращается к себе самой. Направление ее является, — если только позволительно предположить нечто еще невыведенное только для того, чтобы дать себя понять, и если, далее, позволительно позаимствовать из учения о природе выражение, которое входит в него впервые с настоящей трансцендентальной точки, как то станет ясно в свое время, — направление ее, говорю я, является только центростремительным. (Одна точка не определяет собою линии; для того, чтобы была возможна линия, необходима наличность непременно двух точек, — хотя бы при этом вторая точка лежала в бесконечности и означала только направление. Точно также и в силу того же самого основания нет никакого направления, если в наличности нет двух направлений и притом двух противоположных направлений. Понятие направления есть понятие простой взаимо-смены; одного только направления совсем не существует и оно просто немыслимо. Поэтому мы можем приписать абсолютной деятельности Я некоторое направление, — некоторое центростремительное направление, лишь при том молчаливом предположении, что мы откроем также еще другое центробежное направление этой деятельности. Строго говоря, в настоящем способе представления образом Я является математическая, себя самое через саму себя построяющая точка, в которой нельзя различить никакого направления, да и вообще ничего нельзя различить; она целиком есть там, где она есть, и содержание ее и граница (содержание и форма) суть одно и то же). Если в существе Я нет ничего кроме этой конститутивной деятельности, то оно таково же, каким для нас является любое тело. И телу мы приписываем тоже некоторую внутреннюю через одно его бытие положенную силу (согласно положению А = А); но раз только мы философствуем трансцендентально, а не трансцендентно, мы признаем, что это нами самими полагается, что эта сила полагается (для нас) через одно только бытие тела, а не то, чтобы через посредство самого тела и для него полагалось, что сила эта полагается. И потому тело безжизненно для нас и бездушно и не является Я. Я должно не только полагать себя само для некоторой интеллигенции вне его, но должно полагать себя для себя самого; оно должно полагать себя, как положенное через себя самого. Следовательно, поскольку оно есть Я, оно должно только и только в себе самом содержать принцип жизни и сознания. Поэтому, поскольку оно есть Я, оно должно с необходимостью, безусловно и безо всякого на то основания содержать в себе самом принцип рефлексии над самим собою; и, таким образом, мы имеем перед собою первоначально Я в двух отношениях, — отчасти постольку, поскольку оно является рефлектирующим и поскольку направление его деятельности является центростремительным; отчасти же постольку, поскольку оно представляет собою то, на что направляется рефлексия, и постольку направление его деятельности является центробежным и притом центробежным в бесконечность. Я полагается, как реальность; когда рефлексия занята тем, обладает ли оно реальностью, оно необходимо полагается, как нечто, как некоторое количество; но оно полагается как всякая реальность, следовательно, оно необходимо полагается как некоторое бесконечное количество, как некоторое заполняющее собою бесконечность количество.
Стало быть, центростремительное и центробежное направление деятельности — оба одинаковым образом являются обоснованными в существе Я; оба они суть одно и то же и лишь постольку различаются, поскольку над ними рефлектируют, как над различными, — (Всякая центростремительная сила в телесном мире есть простой продукт силы воображения Я, получающийся согласно некоторому закону разума, принуждающему вносить в множественность единство, как то станет ясно в свое время.)
http://filosof.historic.ru/…/i…/f00/s00/z0000076/st009.shtml Фихте. Основы общего наукоучения

Связанные материалы Тип
Бердяев о половом Тела Дмитрий Косой Запись
Психоанализ толпы Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Ницше Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Спасителю Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Спинозе Дмитрий Косой Запись
Шпаликов. Человек без прошлого Дмитрий Косой Запись
диалог о жизни Дмитрий Косой Запись
Единое толпы Дмитрий Косой Запись
философия шизоидного Тела Дмитрий Косой Запись
философы о религии Дмитрий Косой Запись
философия и буддизм Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела либерала Плевако Дмитрий Косой Запись
Бесполое Тела Древней Греции Дмитрий Косой Запись
философия и рефлексия Дмитрий Косой Запись
женщина со стороны Дмитрий Косой Запись
толпа и герой Дмитрий Косой Запись
Фихте. Бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
Фихте. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
как либералы спасали "свободу" в 19 веке Дмитрий Косой Запись
Индивид и существование Дмитрий Косой Запись