Онтология социума. Сущность капитализма

Аватар пользователя Victor
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Эволюционизм
Диалектика

Аннотация

Делается попытка взглянуть на  «волшебное»  слово  капитал  с онтологических позиций. Прекрасно осознавая, что между нашим экзистенциональным (объектным) представлением об устройстве мира, обусловленной животной природой,  и его реальном (интеллигибельном) осуществлении есть разрыв. Наиболее резко этот разрыв проявляется на уровне субстанционального» устройства мира, где миром правят субстанции, а не индивиды.

 

Оглавление

Аннотация

i. Позиционная онтология

1. Предыстория

2. Идеал организменности в онтологии

3. Деньги как власть (единения)

ii. Реальность бытия

4.  Капитализация Сбербанка

5.  Системность как основная парадигма современности

6. Метрология экономики

7. Что «не так» у К. Маркса

iii. Выводы

iv. Футурология

 

i. Позиционная онтология

1. Предыстория

Изучая наследие Платона в части эйдосов, на которые особое внимание обратил А.Ф. Лосев, удалось подтвердить их фундаментальную роль в эволюции мира как ведущих конструкторов, обеспечивающих его единство.

Собственно, как показали собственные исследования [1, 2], проблема эйдосов в онтологии – это когнитивные проблемы развивающегося человека в части развития ассоциативного мышления [3], в постижении единства мира. Так, гомология между тремя ниже указанными эйдосами, мало уловима для обычного мышления, и не принята сообществом:

Эйдос числа:

полагание – единица – ряд – группировки (разряда) - представление

Эйдос линейной геометрии:

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура

Динамики материальной точки:

dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 – mV(dV/dt)

Где m – масса, V=dx/dt – скорость, x – расстояние, t – время.

Да, и если принять эйдетическое устройство мира, то, как минимум, придется пожертвовать вторым законом Ньютона: F = m(dV/dt), поскольку мифическая сила (F) не встраивается в эйдетические представления [4, 5, 6].

С другой стороны, изучение самих эйдосов  показало, что второй статус каждого из них представляет собой некую сущность из которой, на известной из античной философии конструктивной оси: ««одно» – «многое»»  строится онтологическая конструкция [7]. Так из единиц строится число, из линий – геометрические фигуры, из скорости – физические характеристики.

Другим обобщением устройства эйдосов, было то, что все они содержат две фундаментальные переменные, которые очень напоминали субстанции Декарта («протяженности» и «мыслительную») [8, 9]. Эти субстанции были обозначены (следуя терминологии Гегеля) как активная и пассивная. В таком представлении (следуя идеям Р. Бартини и П. Кузнецова), размерность сущности была обозначена как [П1А-1], или в другом представлении – как пассивное/активное.

Надо понимать, что в таком обозначении, знак «/», в общем случае, не имеет отношение к арифметическому делению,  хотя скорость именно так и определяется - dx/dt. Так, для линейной геометрии, сущность которой расстояние/направление, смысл арифметического деления не приемлем. Но тем не менее, это диалектическое отношение, и в случае геометрии создает сингулярность [10], поскольку линиярасстояние/направление, служит «единицей» построения линейных геометрических фигур.

 

2. Идеал организменности в онтологии

2.1. Этот идеал лучше всего «прочувствовать» на методе доктора Р. Фолля [11]. Он, используя известные восточные атласы нахождения акупунктурных точек (АкТ), сделал их сопоставление с современными анатомическими данными.

А с другой стороны, он изобрел универсальный технический метод измерения метаболизма АкТ, который делал возможность определять норму АкТ и их отклонения в сторону избыточности или недостаточности по шкале прибора, имеющему градуировку от нуля до 100 условных единиц. Здоровые органы, статистически, в этой шкале имели значение – 50.

Если все значения АкТ имели значение 50, такой индивид обладал абсолютным здоровьем! Если какие-то АкТ имели значение меньше 50, например, 40 или 30, то это расценивалось как недостаточность. Если значения АкТ были 60 или 70, то это расценивалось в диагнозе как избыточность. А значение, к примеру – 80, было характерно для воспаления.

Как правило, если значение контрольной АкТ, меридиана легкого равно 40, а значение контрольной точки меридиана сердца равно 60, то это говорило о симптоме «легочного сердца», при котором оно мышечно увеличено из-за того, что оно компенсаторно «помогает» легкому в снабжении организма кислородом. Такой механизм регулировки  компенсаторного разбаланса характерен для организма и позволяет обеспечить его живучесть.

Мы не будем говорить здесь о заболеваниях как хронических, а будем различать здоровье и отклонения от него.

 

2.2. Мы, в нашей жизни, как правило, каждый день покупаем хлеб. Большинство предпочитает его брать свежим. И это хорошо, если всем его в течении дня хватает. Так же хорошо, если в булочной или магазине он не остается лишним, поскольку на следующий день, он черствеет.

Вот это условие динамической  симметрии, когда приход хлеба равен его расходу выгоден всем. Причем такое равновесие сингулярно по своей сути, поскольку в денежном выражении для магазина:  приход/расход = товар/деньги = 1. Если мы такую сингулярность (динамическую гармонию) будем иметь по всем торговым позициям, к примеру, в городе : это и будет онтологический идеал как некая динамическая гармония или симметрия.

В организме, где каждая клетка получает питание и совершает работу ради других клеток эта сингулярность называется здоровьем. Собственно, такое обоснование можно получить и математическим путем [12].

 

2.3. Применение симметрии –  одно из самых волнующих мест в истории науки. Достаточно сказать, что на ней, а точнее на ее математическом аппарате, держится значительная часть физики [13].

В онтологическом смысле, та динамическая гармония, понимаемая как сингулярность служит одновременно не только единству мира (через «одно»), но является естественной памятью природы ее адаптации! Ведь состояние здоровья в организме оно универсально! Вот каждая болезнь – она  уникальна: тонзиллит, аппендицит, астма, язва желудка, ... . А здоровье  универсально – это отсутствие любых отклонений.

Все это позволяет нам придать субстанциальный характер здоровью и отклонениям.

Пассивная

Активная

уникальность

(отклонение)

универсальность

(здоровье)

Здоровье - сингулярная гармоничная характеристика. Принцип здоровья – это предел интеллигибельности, когда функциональность и структурность системно составляют однозначное единство. В самой общей форме это означает, что скорость метаболизма для любой части целого одна и та же. В такой ситуации, части неразличимы в целом... [14].

Таким образом, здоровье является предельной формой телеологии (целевой функцией). Такое состояние предполагает встретить любой вызов «прогибанием» под обстоятельства вызова с максимумом выживаемости. Собственно, здоровье как онтологический идеал – это «диктатура» целого, как функционирования, над частями структуры [15].

 

3. Деньги как власть (единения)

Если предельно точно выразить суть современного противоречия, то оно сведется к тому, что деньги (организационно) должны принадлежать «де юре» в равной степени каждому члену общества как семиотическая материя (движения), но «де факто», они накопительно принадлежат «избранным».  

Принадлежность денег «избранным», создает торможение развитию общества, его дальнейшей симметризации, как ведущей сингулярной тенденции мира. Это деньги обладают реальной властью, а не индивиды! Потому, у кого деньги – у того и власть! Как назвать такое общество, например, финансовый капитализм – особой роли не играет.

Интеллектуальная причина социальных бедствий – антропоцентризм, который ставит индивидов выше законов развития. В онтологических терминах, это означает, что «часть» выше «целого». А должно быть наоборот (не доводя до абсурда)!

 

3.1. Образно говоря, «рельсы эволюции» сделаны из пассивной и активной субстанций. Эти «рельсы» имеют «последовательно»-«параллельный» характер развития [16], что хорошо отражается формулой развития:

1А-1] → [П2А-2] → [П3А-3] → [П4А-4] → [П5А-5]

Пассивная субстанция обеспечивает «последовательное» развитие, а активная («параллельная») субстанция не дает ей распасться из состоянии «многое». В качестве наглядного примера, обратимся к онтологии (устройству) числа. Его составляющие сначала горизонтально выстаиваются «последовательно» в ряд: 1, 2, 3... , а потом «параллельно» вертикально группируются по уровням: 11, 12, 13, ...   21, 22, 23, ... .

Поскольку эйдос – универсальная организационная «единица», поддерживающая изо-масштабность мира, то более интригующая картина проявляется, когда эйдосы выстраиваются в математический «квадрат» (фрейм) [17, 18]:

 

1 →

2 →

3 →

4 →

5

1↓

полагание

единица

ряд

группировки (разряда)

представление

2↓

непрерывность

дискрет

сложение

умножение

возведение в степень

3↓

операциональ-ность

переменная

операция

функция

композиция функций

4↓

параметр

функция

производная

интеграл

производная интеграла

5↓

функциональ-ность

функционал

F-разница

Ф-матрица

Ф-оптимизация

Таб. 1. Математический «квадрат».

Если на «входе» этого фрейма мы имеем дело с дискретными, конкретными, «последовательными» числами, то на «выходе» становится преимущество за континуальными, абстрактными, «параллельными» процессами, характеризуемые метрологически как протяженность.

Характерный момент в этом подъеме по этажам занимает семантика, которая начинается с третьего статуса в представлении: переменнаяПеременная позволяет отвлечься от «диктата» дискретности числа в пользу его произвольной относительности. А в целом, происходит наращивание приоритета абстрактного над конкретным. Это к тому, что такая же семантика появилась в обществе, в свое время, как деньги, наращивая свой приоритет над изделиями.

 

3.2. Попробуем совместить известные индустриальные знания и эйдетические представления. Общеизвестный факт, что в историческом контексте, сначала был натуральный обмен. Потом в качестве эквивалента труда использовались удобные для использования специализированные товары (драгоценные камни, золото, к примеру). В какой-то момент в исторической торгово-производственной деятельности появились деньги, которые стали подменять «дискретные» товары. То есть, мы имеем типичную картину формирования субстанциальной конструктивности уникального (товара) и универсального (денег), характерную для 4-й капиталистической формации:

Пассивная

Активная

уникальность

(товар)

универсальность

(деньги)

 

С развитием производства регулирующая и объединяющая роль универсального стала усиливаться («приоритет духа над материей»). В конечном итоге, деньги «оторвались» от товарного представления и стали фиатными. Для уровня капитализма, его сущностью стало диалектическое отношение товар/деньги. И что особо важно для данной онтологии, это отношение  является  сингулярной «единицей», поскольку это отношение (с помощью рынка, чаще в редакции: предложение/спрос → 1): товар/деньги → 1.

Полностью построить экономический «квадрат» представляется тяжелой задачей, но мы постараемся, хотя бы в приближенном виде, воспроизвести экономический фрейм в его сущностных моментах возрастания по организационным «этажам»:

1) На первом уровне, единичный труд выступает как «единица» целенаправленной (над объектом – П) деятельности (А)  в коллективном  труде, сущность которого обычный труд = объект/деятельность = [П1А-1].

2) На втором уровне уже господствует коллективный труд, который из единичных объектов («одно») создает коллективный объекты индустриального типа: материалы, инструменты, оборудование, объекты недвижимости и т.п., которые мы в совокупи («многое») назовем инструментарий. Сущность второго уровня можно обозначить как инструментарий = [П2А-2], не забывая, что он сделан в потоке деятельности.

3) На третьем уровне, на основе инструментария и деятельности,  создаются изделия для индивидуального потребления (в отличии от инструментария). На этом уровне действуют заводы и фабрики для потребительских товаров. Сущностью этого уровня являются изделия для личного потребления, полученные человеческой деятельностью: изделия = [П3А-3].

4) На четвертом уровне заводские и фабричные изделия превращаются в товар («одно»), для которых «многое» становится рынком. Сущность данного уровня: товар = [П4А-4]. Как мы видим, на 4-м уровне организация деятельности рыночная! Это обусловлено тем, что товар должен осуществлять сингулярность.

5) На пятом уровне, денежную оценку приобретают уже не товары, а профессионализм индивидов. Собственно, на этом цикличность воспроизводства труда самодостаточно заканчивается рынком профессионалов. «Круг замкнулся!»  Он начался с возможности коллективной деятельности, а замкнулся профессиональной ценой индивида, обеспечивая социуму динамическую гармонию как сингулярность:

«по труду» = получил (от социума)/отдал (социуму) → 1.

Все сущности индустриального общества можно выстроить в «потоковый» ряд:

труд → инструментарий  →  изделие → товар → профессионализм

В таком представлении сущность капитала (как и любая сущность) есть некий структурно-функциональный  механизм:

 пассивное/активное = структура/функция = товар/деятельность = товар/деньги.

Образ «рельс» дает возможность экзистенциального понимания синхронизации в эволюции «последовательного» (П) и «параллельного» (А) в историческом движении. Всякий «обгон» на эволюционных рельсах – это потеря темпов эволюционного развития. Основной закон здесь принимает форму «последовательной» смены «параллельных» изменений [19]:

Как и любая сущность, сущность капитала представляет собой сингулярный механизм, поскольку: товар/деятельность → 1. Отклонение от 1 создает рыночный стохастический механизм регулирования (возвратом от «+,–» к норме: 1). Поэтому рыночный механизм  универсален, а любое производство – уникально. При капитализме деятельность труда приобретает семантику денег. Деньги – это язык экономики, на котором она обладает самодостаточностью регулирования.

Но как любой язык, как производное Единого движения, деньги обладают коммутативной властью. Накопление денег у кучки индивидов – экзистенциальная угроза человечеству.

 

ii. Реальность бытия

4.  Капитализация Сбербанка

В середине 2019 года в газете «Коммерсант» вышла статья: «Сбербанк вновь стал лидером по капитализации на Мосбирже» (17.07.2019). В ней сообщалось:

«Сбербанк обогнал «Газпром» по капитализации Московской биржи, вернув себе лидирующую позицию по этому показателю, свидетельствуют данные Мосбиржи. Капитализация Сбербанка достигла 5,25 трлн руб., а «Газпрома» — 5,21 трлн руб.»

Любой здравомыслящий человек поймет, что Сбербанк ничего не производит! И вся его «капитализация» сводится к денежным операциям («параллельным» услугам) в результате которых (как целевой итог ренты) получается прибыль, достающаяся  в основном  «ТОП»ам... Это неприкрытая гонка за «баблом» (культурно называемая «пассивный доход») привлекает частные интересы, а народу достаются исключительно убытки... .

Так что такое капитал в научном понимании? Википедия его определяет следующим образом:

«Капитал (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.

Капитал не просто стоимость, а самовозрастающая стоимость. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями, или инвестициями.

Как самостоятельный, термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например, собственный капитал — разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируется за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли).»

Как мы видим из этого определения, ведущий термин на который опирается представление о капитале – это «самовозрастающая стоимость» (некая скатерть-самобранка). Стоимость в википедии определяется разнообразно:

«Стоимость — экономическое явление, понятие которого имеет несколько разных определений.

Стоимость в экономической теории — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: общественно необходимыми затратами рабочего времени, балансом спроса и предложенияиздержками производствапредельной полезностью и др.

Стоимость в бухгалтерском учёте и статистике — выраженная в деньгах величина затрат на приобретение или изготовление объекта.

Стоимость в повседневной речи — цена товара («сколько стоят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затратысебестоимость

Мы вернемся к представлению о капитале ниже, после представления о современной парадигме мироустройства.

 

5.  Системность как основная парадигма современности

Основной парадигмой современной науки служит системность, которая по мнению современных ученых (Martin Zwick) определяется так:

системность = (структурность)&(функциональность)

Знак конъюнкции (&) здесь не более чем символ, который в булевской алгебре более трактуется как одновременность, «параллельность». Этот символ оставляет в неопределенности вопрос «как?» конкретно, а акцентирует свое внимание на  единстве  структурности и функциональности.

Такое, структурно-функциональное представление о мире, очень ценно для представление организменности. В таких представлениях, вся наша жизнь происходит в системном единстве. Ведь и мы сами, и любое производство составляют структурно-функциональное единство. В онтологическом плане устройства мира, его системное устройство на всех уровнях мироздания, означает преемственность дуальных субстанций: пассивной и активной как некой сущности = пассивное/активное = структурность/функциональность.

Аграрии системно выращивают пшеницу и рожь. Мукомольный завод системно создает муку. Хлебозаводы системно выпекают хлеб... Все системные процессы имеют анаболическую составляющую - изделия, которые мы потребляем, поскольку наш труд во всех системах - катаболический. Все, что производится для продажи. становится товаром.

А что создал Сбербанк? Какие изделия? – Ничего!!! И тут мы, отметим ложное представление, на котором держится современная политическая и экономическая наука – это определение денег из википедии:

«Деньги — эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаромценной бумагойзнаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам.»

То, что деньги эквивалент – не вызывает сомнения, поскольку они являются стороной сущности капиталистической формации: товар/деньги → 1. А вот то, что деньги приравнены   товару, абсолютно не верно, поскольку у денег коммутативная регуляторная роль. Но благодаря такому ложному представлению, это создает капитализацию Сбербанку – он «производит» деньги-товар! А по онтологическим канонам, деньги – это семиотическая материя, которая принадлежит всем в равной степени.

{Наиболее удачно это показал Тома Пикетти, в своем известном произведении «Капитал в XXI веке». В этом произведении, главным условием социального неравенства служит само неравенство: r>g. Где r – уровень доходности капитала («где r включает в себя  прибыльдивиденды, проценты, ренты и другие доходы на капитал»), а g – «измеряется как прирост доходов (англ. income) или выпуска продукции (англ. output)». Или другими словами, g – определяется усилиями всего общества.

Для нас важно другое. Онтологическая сущностью является объектный поток той или иной деятельности. Но именно «рентные» деньги препятствуют этому, поскольку выгода капиталиста и общества - несовместимы. Претензии критиков Пикетти были справедливы только в той части, что он не мог объяснить саму природу этого неравенства. А природа этого неравенства в накопительстве денег, вопреки самой природе денег как семиотической материи. Было бы странно, если бы кто-то копил слово «деньги»? Но и сами экономические деньги – это знак, предназначенный для «параллельного» обращения, с целью гармонизации системы в сторону сингулярности.}

 

6. Метрология экономики

Когда в 90-е года прошлого века, мне физику, пришлось переучиться на главного бухгалтера, я был несколько удивлен одним обстоятельством свойственному именно бухгалтерии. А именно, вещи разной природы имели универсальное измерение – денег  в валюте страны. И оборудование (основные средства), и материалы, и инструменты, и сами наличные и безналичные деньги измерялись в балансе («Форма №1») в рублях.

В свое время, Роберт Бартини сделал важное открытие системного характера, что количество минимальных онтологических переменных, описывающих ту или иную область физики, должно быть не меньше двух. Самыми универсальными кандидатами на такие переменные в физике, оказались пространство [L]  и время [T]. Они-то и стали основой метрики физических характеристик.

Никому и в голову не придет складывать импульс (mv) и энергию (mv2/2) в области физики (динамики материальной точки), поскольку это разные характеристики. В физике, если вы начнете складывать импульс и энергию, то вам быстро «руки поотбивают». А тут, в экономике,  можно безнаказанно сложить «материальное» (оборудование) и «идеальное» (деньги)!

Объяснение этому – особая метрология экономической деятельности, в которой  пассивное (планетарные вещественные ресурсы) являются бесплатными и по космическим обстоятельствам – принадлежат всем. Их стоимость определяется стоимостью добычи. Поэтому, исходной «единицей» экономической деятельности служит диалектическое сингулярное отношение:

пассивное/активное = объект/деятельность = труд,

которое на разных «этажах» своей гомологической организации представляется потоками разной размерности, на основе исходной:

Пассивная

Активная

уникальность

(объект)

универсальность

(деятельность)

 

Таким образом, ряд потоковых сущностей индустриального «квадрата» можно представить так:

труд → инструментарий  →  изделие → товар → профессионализм

У это «линейки» экономических уникальных сущностей. существует универсальный прототип:

1А-1] → [П2А-2] → [П3А-3] → [П4А-4] → [П5А-5]

Собственно, идея той логики, согласно которой пентаду развития замыкает профессионализм, изложена у А.С. Шушарина в «Полилогия современного мира». Я лишь могу только подтвердить ее своими исследованиями.

 

7. Что «не так» у К. Маркса

Во-первых, это очень грубое представление обменных операций типа (Т-Д-Т’) и (Д-Т-Д’), где «на одну доску» были поставлены товар и деньги. В то время как с онтологических позиций сущностью товарно-денежных отношений является диалектическое отношение: товар/деньги. Это отношение сингулярности (единичности) в правильном субстанциональном понимании как пассивное/активное.

Во-вторых, формула цены К. Маркса (Карл Маркс. Капитал. Т. 3. Глава 1):

«Стоимость всякого капиталистически произведённого товара (W) выражается формулой: W = c + v + m. Если из этой стоимости продукта вычесть прибавочную стоимость m, то останется только эквивалент или стоимость, возмещающая в товаре капитальную стоимость c + v, израсходованную в виде элементов производства.

Если, например, производство известного товара вызвало затрату капитала в 500 фунтов стерлингов: 20 ф. ст. на изнашивание средств труда, 380 ф. ст. на производственные материалы, 100 ф. ст. на рабочую силу, и если норма прибавочной стоимости составляет 100%, то стоимость продукта = 400c + 100v + 100m = 600 фунтам стерлингов.»

Эта формула цены Маркса, c + v + m, носит слишком символичный характер, поскольку прибыль (m) онтологически не существует, в отличии от (c) и (v). А с другой стороны, сущность производства и есть отношение: c/v, создающий тот самый «структурно (c)» –«функциональный (v)» «движок» производства, определяющий скорость его метаболизма (по аналогии анаболизмом/катаболизмом любого организма).

Прибыль (m) создает виртуальный  личный интерес, в результате которого предприниматель оказывается владельцем денег, способных запустить новый «движок» субстанционального потока (c/v), где (с) – инструментарий (структура) обеспечивает «последовательную» технологию, а (v) обеспечивает «параллельной» функционирующей рабочей силой.

Те диалектические моменты, которые К. Маркс позаимствовал у Гегеля, никакой онтологической (конструктивной) картины внести не могли, поскольку вся философия Гегеля была принципиально спекулятивной.

 

iii. Выводы

8. Если принять то обстоятельство, что человеческая деятельность (активное) в результате индустриального развития стала выражаться деньгами, то сущность воспроизводства при 4-й капиталистической формации, можно определить в онтологическом смысле как аристотелевский «движок» для определенной формации:

пассивное/активноеструктура/функция = товар/деньги

Роль денег как универсального (активного) в эволюции в том, что они нивелировали кастовую ограниченность феодализма в сторону приоритета деятельности (активного). Хотя в странах с низким общественным менталитетом, они служат для укрепления номенклатуры. Но этот «откат» к феодализму, рано ли поздно ли, будет преодолён в пользу профессионализма. Эпоха диктатуры прагматизма закончится, когда власть над деньгами будут иметь признанные в рамках меритократии профессионалы,  а не «избранные».

 

9. Итак, ключ к пониманию всех проблем современного общества – деньги. Онтологическое значение денег – они регулятивный знак, который представляет универсальное движение (активное), и в представлении эйдетической онтологии никому организационно не принадлежат, как и любая семиотическая материя (язык).

{Движение вообще никому не принадлежит в частности! У вас есть автомобиль (пассивное)? Вот он может вам принадлежать! А как вам может принадлежат его движение? – Никак (не путать с управлением!)! Поскольку такое же движение есть у любого автомобиля. Именно потому, что движение есть нечто «общее», и становятся возможными правила движения (форма семиотики).}

Правила обращения денег  устанавливает общество в силу своего сознания [19]. Капитализм придал деньгам «материальную» форму товара, с соответствующим дефицитом, накопительством и тому подобным. Передача денег социуму в ее настоящей онтологической форме открывает новую эру (пентаду) этических отношений, которые заменят эру  прагматических отношений, так хорошо описанных А.С. Шушариным в его «Полилогия современного мира» [20].

 

10. Конечным идеалом прагматического общества служит динамическая (сингулярная) гармония, где осуществляется принцип «по труду», который не ограничивает человека в абсолютном заработке (лишь бы на благо общества).

В нашем организме, такая сингулярная (пассивное/активное ~ 1) динамическая гармония взаимного обеспечения на всех уровнях: структура/функционирование называется здоровьем [21]. Эволюционный смысл ее - максимальная адаптивность!

 

11. Грамотнее было бы назвать «капиталом» любую системную деятельность производящую, на основе инструментария  товары, но ни в коем случае - деньги! Деньги – это технология «параллельного», коммутативный язык, который служит всем одновременно. Персонально принадлежать могут товары. Купил пирожок - и съел! А деньги в наших руках «оборачиваются». Никто еще никогда на завтрак, вместо кофе с булочкой, не жевал пачку денег.

Капитализация Сбербанка (выше) – это онтологическая (технологическая) безграмотность, обнажающая  цивилизационную проблему приватизации денег частью «избранных». В субстанциональном товарно-денежном обороте, индивиды всего лишь «посредники», осуществляющие акт регулятивного рыночного выбора. А настоящими акторами, играющими субстанциональные роли «движка», служат товар (пассивное) и деньги (активное). «Дорасти» до понимания роли субстанций – интеллектуальная задача социума.

 

iv. Футурология

12. Согласно эйдетическим представлениям, то что в обиходе называют «пассивный доход», за счет ренты, существовать в социальной жизни пятой формации (по А.С. Шушарину) не может. На него могут претендовать только дети и пенсионеры. В пятой формации, к которой мы двигаемся через капитализм, должен осуществиться исключительно сингулярный «активный доход» – «по труду». 

Если деньги, как здесь мною утверждается, организационно принадлежат обществу, то как эту теорию осуществить на практике? Эволюционный ответ на это один и тот же на всех уровнях мироздания – сингулярностью! Необходимо увеличивать исходную симметрию субъектных единиц. И это не только между «богатыми» и «бедными», на уровне индивидов. Это само собой! Тут должен действовать однозначный принцип «по труду», что, между тем, не уничтожает стратификацию индивидов как личностей, а только делает ее справедливой [22].

Но уровень симметрии должен повышаться и для организаций. Так, налоговые службы несут исключительно фискальные односторонние функции. А им необходимо придать еще и плановые функции в финансировании проектов и стартапов в собственных районах и регионах. Ведь они, как никто, должны знать финансовую ситуацию на местах в организациях. Собственно, именно на налоговые службы необходимо возложить ответственность за занятость населения в локальных аспектах, что и надо понимать, как планирование рынка труда. Такое симметрирование увеличит адаптивность социума.

 

(Февраль, 2020)