ММБ Этюд 6: Должен ли джентльмен, если он должен?

Аватар пользователя Олан Дуг
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Это вопрос из КВНа. Из серии «В какой руке должен джентльмен держать вилку, если в правой руке он держит котлету?». Но, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки.

И вновь используем готовые определения:

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.

Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.

Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг.

Долг изучает философская дисциплина деонтология.

Обязательство — относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия. Кредитор, в пользу которого должно быть совершено такое действие, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Проанализируем особенность этих определений:

- первое – это отношение (взаимные действия) между субъектами (объектами, обладающими свободой воли, т.е. их будущие действия не могут быть определены однозначно);

- второе – это обязательность этих действий, т.е. ограничение многозначных (многовариантных) действий и искусственный перевод их в однозначные.

Т.е. прямое добровольное ограничение свободы воли.

Джентльмен - Вполне корректный человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения. (Толковый словарь Ожегова).

Следовательно, если джентльмен не отдает долг – он не джентльмен!

Для чего джентльмен стремится быть джентльменом? Для облегчения жизни. Джентльмену дадут в долг под честное слово, но стоит ему не вернуть долг, как он перестанет быть джентльменом и следующий раз в долг ему дадут только под залог имущества.

То есть, добровольно ограничив свою свободу на этом этапе, он расширил степень будущей свободы.

Но должен ли субъект организовывать одновариантные причинно-следственные цепи только в отношении других субъектов?

Рассмотрим категорию долга по отношению к самому себе.

Долг по отношению к самому себе проистекает из выбора одного из двух вариантов будущего: жить или не жить.

При выборе смерти ты волен делать всё. Раньше или позднее это завершится смертью.

Но если ты выбрал жизнь, ты сразу ограничиваешь себя и накладываешь обязательную организацию и исполнение определенных причинно-следственных цепей. (В дальнейшем для удобства введем аббревиатуру – ПСЦ – причинно-следственная цепь).

Для каждого обязательными являются организации:

- ПСЦ питания своего тела;

- ПСЦ защиты своего тела от критических воздействий окружающей среды;

- ПСЦ обеспечения ночлега (безопасного сна);

- ПСЦ выполнения законодательных и моральных норм и правил и т.д.

Рассмотрим, для примера, модель поведения выпускника школы.

Он может не работать, найти работу и учиться дальше.

Вариант не работать: Самый легкий. Нужно только найти того, кто будет тебя кормить и содержать. Это возможно, но это означает полную несвободу. Этот человек или организация в любой момент может ограничить твои действия, поставив их в зависимость от твоего содержания.

Вариант - найти работу: Сложнее. Требует определенного ограничения своей свободы. Так же накладывается ограничение из-за отсутствия квалификации на перечень возможных оплачиваемых работ. Но, первая же зарплата обеспечивает твою независимость от решений других субъектов.

Вариант – учиться дальше. Еще сложнее и затратнее. Требует почти полного добровольного ограничения свободы. Вместо приятного времяпровождения – лекции, семинары, лабораторные, зачеты, экзамены. Но как результат, более высокая квалификация и большая свобода выбора высокооплачиваемых работ. Как следствие большая в дальнейшем свобода воли.

При анализе вариантов выбора будущего (организации ПСЦ) наблюдается следующая закономерность:

- Самая легкая в организации ПСЦ является самой бесперспективной;

- Самая перспективная ПСЦ является самой трудоемкой и энергозатратной. Перспективность ПСЦ определяется степенью ветвления (количеством возможных будущих вариантов).

Вывод: Я свободен в выборе цели, (когда у меня такая возможность есть, если её нет, о свободе говорить нечего). Но выбрав цель, я добровольно ограничиваю свободу и становлюсь обязанным в совершении строго определенных действий, ведущих к достижению цели.

Т.е., целеустремленность – это абсолютная несвобода, и четкая прогнозируемость твоих действий другими субъектами, которые в зависимости их отношения к тебе (друг – враг) будут, или помогать достижению цели, или препятствовать.

А абсолютная свобода – это отсутствие какой либо цели, и полная непредсказуемость (случайность) твоих действий для других субъектов, т.е. та самая обезьяна с гранатой.

И снова вопрос: Свободен я или нет в отношениях с другими субъектами (допустим, людьми, обладающими свободой воли)?

Как мне себя с ними вести?

ВложениеРазмер
07 Этюд 6. Должен ли джентельмен, если он должен.doc50 КБ

Комментарии

Аватар пользователя Monteg

Дающий обладает властью над должником. Есть один забавный эпизод из религиоведческой науки, описывающий этот принцип. Религиовед Марсель Мосс, живший в первой половине ХХ века, в работе "Очерк о даре" описал законы племени Маори. По их представлениям, когда кредитор дает другому человеку какую-то вещь к ней прикрепляется некий дух, называемый хау. И этот хау вредит должнику до тех пор, пока он не рассчитается со своими обязательствами. При этом не важно чем должник расплачивается за приобретенную вещь: например, ему дали лопату, а он возвращает дух хау, прикрепляя его к снопу сена. Важно то, что по представлениям Маори власть кредитора над должником реальна, не отдать значит навредить себе. Я думаю, что этот пример иллюстрирует власть некоего морального императива, представления о том, что человек не может быть свободен сидя, так сказать, "на чужой шее".
Хотя немаловажное значение при этом имеет еще и принцип престижа. Полностью свободный ( не обременяющий себя выбором своей реализации, "жизни", как Вы выразились) человек не может считаться полезным и желательным для общества.

Лично мое мнение несколько радикально. Я считаю что самодостаточный человек часто пренебрегает общением с окружающими (по этой причине считаются необщительными философы и миллионеры) именно потому, что ему ничего от них не надо. Общительность человека и его зависимость от других может находиться в прямо пропорциональной связи.

Также, я считаю, но это требует отдельного поста, что человеком движет стремление к реализации своего потенциала. Это недоработанная и невысказанная система, она долгие годы вертелась у меня в голове, пока я не узнал что очень близок в ней к экзистенциалистам (Сартр, Зиммель, Хайдеггер..). Суть в том, что имеющийся потенциал самореализации (термин Абрахама Маслоу), находящийся в границах возможности индивида, по средствам Совести (это моя мысль) толкает индивида к выбору Жизни. Буквально как сила притяжения. И человек остающийся точкой в круге своих возможностей просто не будет счастлив. Но это требует отдельного изложения... Там у меня всякие логические штуки, всякие выдумки, вроде того, что совесть лежит за рамками субъекта (ибо всегда направленна на не совершенное) и прочая софистика.

Очень приятно читать ваши посты. Прискорбно что тут нет комментариев. Тема очень интересная.

Аватар пользователя Олан Дуг

Парадигма (основная мысль) данного этюда: чувство долга - это добровольное ограничение свободы выбора. Во многих случаях то, что одни считают своим долгом, другие не считают таковым.

Маори сделали с долгом то же самое, что и христиане с десятью заповедями и раем и адом.Вы привели интересный пример принудительного исполнения долга под страхом наказания за его неисполнение.

О потенциале самореализации. Он проистекает из возможности выбора варианта будущего. Нет выбора - нет потенциала. Есть выбор - он будет содержать самый энергозатратный и в то же время самый перспективный (дающий в конечном результате множество ветвлений) вариант и самый простой, но приводящий к минимуму или вообще отсутствию вариантов (дно потенциальной ямы).

В чем заключается выбор? Выберешь самый простой путь - окажешься на дне общества. Выберешь самый трудоемкий, а сил его реализовать не хватит и снова на дне общества. Поэтому необходимо соизмерять выбранную цель и свой потенциал самореализации.

А вот выработка инстумента выбора самого оптимального пути (цели) самореализации и верной оценки собственного потенциала самореализации я и считаю одной из задач философии. То что я выкладываю, я бы назвал введением в прикладную философию. :-)))

Аватар пользователя Полина

Поэтому необходимо соизмерять выбранную цель и свой потенциал самореализации.

Я бы добавила, что для того, чтобы достигнуть соизмерённую со своим потенциалом цель, надо еще учитывать сопротивление среды. А то получится - цель есть, потенциал тоже, но конкуренты (та самая среда) перекрыли все дороги. А пройти по головам не позволяет чувство долга... Тупик?

Аватар пользователя Олан Дуг

А это уже прикладная часть! :-))) Детализация вопроса, которая может перерасти в целую науку. В реалии соотнесения энергозатрасти пути и твоего потенциала достигается только через жизненый опыт.

Только начав ставить себе цели и учиться их достигать, ты сможешь реально оценить свой потенциал.

Делюсь жизненным опытом: чем раньше сформулирована цель, тем больше шансов её достигнуть, но... этот путь нужно разбить на множество целей и идти по пути их достижения, поэтапно приближаясь к намеченной главной цели.

Привожу пример: Я решил построить дом. Оценил свои доходы и увидел, что часть заработка я могу, без ущерба для семьи потратить на строительство, но для того, чтобы оплатить материалы и работы мне придется работать пятнадцать лет. Только на покупку материалов мне придется работать пять лет.

Для опрлаты работ мне придется работать десять лет, а сам я выполню те же работы за пять лет. Я решил строить сам.

Разбил на этапы: подготовительные работы, заливка фундамента, кладка стен, оборудование крыши, вставка окон и дверей, внутренняяя оттделка и т.д.

Потом эти этапы разбил на подэтапы:
1.Подготовительные работы- подведение электричества, воды, завоз песка, гравия, покупка цемента (плюс подготовка места хранения цемента), доски, инструмента и т.д.
2. Заливка фундамента - копка траншей, заливка подземной части, сборка опалубки, заливка цоколя и т.д.

Птом эти подэтапы разбил ещё на более мелкие цели:
Подвод электричества: купить столбы, провода, изоляторы, установить столбы (необходим бур и кран), натянуть провода, установить счетчик, вызвать электрика, подключиться к сети, оформить лицевой счет в энергоучастке.
Подвод воды: купить трубы, вырыть траншеи, подать заявку на врезку в сеть, собрать водопровод, врезаться в сеть, установить запорную аппаратуру.

И так дальше опять дробить: купить провода - найти где их продают, сравнить цены, определить марку и сечение, определить необходимое количество и требуемую сумму, при наличии суммы купить. И так дальше по каждому пункту.

Совершая анализ приходил в ужас от объема необходимых действий. Но глаза боятся, а руки делают. Приезжали друзья и родственники помогать, находил неожиданные решения (например менял кирпич на дрова) и тупо (а можно сказать упорно) продвигался вперед.

Жена помогала месить раствор, дети таскали кирпичи. В первый год залили фундамент и цоколь. Второй год положили на него плиты перекрытия. В третий возвели стены, в четвертый накрыли крышу, в пятый сложил печи и сделал водяное отопление, вставил окна и навесил двери, в шестой поштукатурили, покрасили, приклеили кафель и вошли жить. Через шесть лет дом был готов.

От достижения цели по каждому этапу мы получали громадное удовольствие.
И когда лень было шевелиться, заставлял себя тем, что делил действия на самые элементарные: встать с кровати, умыться, одеть рабочую одежду, взять тачку, лопату и тупо перетаскивать песок с улицы (или любую другую работу).

Наметив цель и разбив путь к ней на этапы, нужно не задумываясь заставлять себя совершать маленькие элементарные операции: перейти в режим "Здесь и сейчас".

Аватар пользователя Фристайл

Вы нашли интересную тему.
Как вам понятно, с вами я вправе в чем-то не согласиться, а вы обязаны признать за мной это право (но не мою правоту).
Итак по порядку, ибо у вас значительное количество тезисов, которые заслуживают отдельного обсуждения.

Олан Дуг пишет:

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.
Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Другие виды долга: гражданский долг, патриотический долг, воинский долг.
Долг изучает философская дисциплина деонтология.

 

Вы упустили при общем правильном наборе слов весьма важное на мой взгляд обстоятельство.
Есть безусловные долги, но часть добровольных долгов принимаются человеком в определенных внешних обстояльствах, определенном уровне интеллектуального развития, определенных знаниях, определнном психо-эмоциональном состоянии.
Поскольку человек вовсе не константа, и в идеальном случае он во времени растет над собой, он просто обязан подвергать постоянной ревизии свое мировоззрение, что неизбежно влечет за собой эволюцию добровольных долговых обязательств.
Подобные же метаморфозы происходят при получении человеком новых знаний как об обстановке, в которой он принимал на себя какие-то обязательства, так и изменении условий его среды обитания. Например, пока был СССР военнослужащие принимали присягу, - добровольно-принудительное (под страхом уголовного преследования) волеизъявление в пользу государства (СССР) и руководившей в ней КПСС. Рухнул СССР и КПСС, и что им было делать со своей присягой? Особенно с полежением присяги защищать до последнего клочка земли, кустика всю территорию СССР включая и те его республики, население которых просто не желало жить в СССР, и заявили о своем выходе.
И еще про воинских долг. При всей навязанной однозначности, ничего однозначного в этом нет. Например, Западная Украина безо всякого волеизъявления ее населения вошла в состав СССР в 1939 году при новом разделе Польши между Германией и СССР. А в 1944 году сразу за освобождением ее территории от фашистов, западных украинцев призывных возрастов стали забирать в Красную Армию. А они воевать за новых оккупантов своего дома вовсе не желали. И если не огульно рассматривать этот вопрос, они имели право на такой взгляд на ситуацию.
И еще вы упомянуди про обязательства перед Богом.
И тут все совсем не однозначно.
Для начала, только фанатикам, известно, что за этим словом стоит, и каковы должны быть обязательства. Причем, из-за множества конфессий, у фанатиков совсем не схожие знания. Но ведь кроме фанатиков, существуют еще и люди, способные к мышлению, например, к довольно простому выводу о том, что Богу от людей вообще ничего не надо (в противноми случае, он оказывается зависим от людей, что является абсолютно невежественной точной зрения).

Все эти рассуждения приводят меня к выводу о том, что главным моральным долгом человека является обязанность совершать только такие поступки, чтобы иметь право уважать себя. Полагаю, что у этого долга имеются следствия, но далеко не безусловные, которые вы поименовали добровольными обязательствами.

Олан Дуг пишет:

Обязательство — относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия. Кредитор, в пользу которого должно быть совершено такое действие, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Джентльмен - Вполне корректный человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения. (Толковый словарь Ожегова).

Следовательно, если джентльмен не отдает долг – он не джентльмен!

Для чего джентльмен стремится быть джентльменом? Для облегчения жизни. Джентльмену дадут в долг под честное слово, но стоит ему не вернуть долг, как он перестанет быть джентльменом и следующий раз в долг ему дадут только под залог имущества.

То есть, добровольно ограничив свою свободу на этом этапе, он расширил степень будущей свободы.

 

Опять же и в этом вопросе есть подробности, которые дискредетируют твердокаменность продекларированного вами.

А эти подробности таковы.
Вы перешли в своих рассуждениях область гражданского права.
Но, как понятно, гражданское право заметно разнится даже в совершенно цивилизованных странах, не говоря уже о нецивилизованных. Из чего следует, что одни и те же обязательства джентельмена трактуются в разных странах довольно таки по-разному, как и само понятие джентельмен.
Например, человек, строго соблюдавший правила и нормы поведения в фашистской Германии, на нюрнбегском процессе зачастую признавался преступником.
Следовательно, процитированное вами определение джентельмена не может претендовать на всеобщность, Ожегов дал определение джентельмена-конформисте, человека без собственных твердых убеждений, не готового следовать своим убеждениям вне зависмости от мнения общества по этим вопросам.
Как понятно, абсолютных конформистов и абсолютно упертых не бывает, и зачастую неджентельменская упертость сводится к мыслишке: после меня, хоть трава не расти.
Но проблема, однозначного решения которой не просматривается, есть.

Аналогично с обязательсвами, принимаемыми либо в добровольном порядке, либо возложенным государством.
В последнем случае, сколько государств, столько и возложенных на граждан обязанностей, и, как говорится в солдатской мудрости, не спеши исполнять приказ, ибо за ним может последовать новый приказ, отменяющий предыдущий.
Коль государство, в котором мы живем, создано вовсе не нами, и не во исполнение именно наших потребностей, а помимо нашей воли и вопреки нашим интересам, то и возлагаемые им обязанности на граждан, носят характер вовсе не дела чести, а дела предприимчивости для их избежания, и/или целесообразности их исполнения при соотнесении цены вопроса их исполнения и уклонения от них.
Но и с добровольными обязательствами дело обстоит совсем не просто.
Дело в том, что обязательство начинается тогда, когда имеется механизм, побуждающий должника к его принудительному и однозначному исполнению.
Именно на этот механизм и должны ориентироваться стороны при установлении правоотношений. Проблема в том, что в неправовом государстве (Росиии, например) отсутствует поименованный механизм. Исполнение закона в таком государстве - избирательно, поэтому далеко не всякий кредитор способен взыскать с должника долг.
Кроме того, в виду тотальной правовой неграмотности населения, заключаемые сделки неконкретизированы и допускают неоднозначность их истолкования.

Следовательно, положительная кредитная история вовсе не делает из человека джентельмена, она всего лишь говорит о шансах на исполнение долговых обязательств должником, который сам живет в турбулентных условиях неправового государства, и подвержен всем его рискам, транслируемым в итоге на кредитора.

Итого: можно сколько угодно философствовать на деонтологичевские темы, и при ряде условий это занятие может быть небессмысленным, но при этом не стоит пренебрегать диалектикой бытия, а именно соображением о том, что нет и не может быть в общественных отношениях ничего определенного, незыблемого, абсолютно истинного.

Аватар пользователя Олан Дуг

:-))) Если я не признаю за тобой право со мной не соглашаться - тебе прийдется скрепя сердце согласиться со мной???

Я не только признаю за тобой это право, я считаю, что на любой объект (а в данном случае чувство долга есть объект нашего рассмотрения) есть множество точек зрения и все они, как правило верны, хотя могут быть и диаметрально противоположны.
Пример: Конус с одной точки зрения имеет вид круга, а с другой перпендикулярной первой треугольника. Кто прав? Помнишь извесную притчу о трех слепых на ощуп описывающих слона.

Соглашусь с тобой в том , "...что нет и не может быть в общественных отношениях ничего определенного, незыблемого, абсолютно истинного."

Однако идя домой, ты наверняка расчитываешь на тарелку супа и чашку чая, хотя допускаешь и то, что ни того ни другого не будет (или мама заболела, или жена к теще уехала). В общественных отношениях работает закон вероятностей.

В чужих высказываниях (постах) я ищу парадигму - основную мысль, а прискипаться можно к любому тексту, особенно когда он пишется сразу на бело: тут и множество грамматических ошибок (научись вначале грамотно писать а потом уже лезь в высокие материи :-))), и всевозможные ляпы, дающие простор для излияния едкого сарказма.

" Опять же и в этом вопросе есть подробности, которые дискредетируют твердокаменность продекларированного вами." Практически все цитаты приведеные тобой, взяты мной из Википедии. Я просто в этом этюде обозначил свой путь поиска терминов в этой области. Да я использовал термины из философии, юриспруденции, гражданского права. Я посчитал их достаточными для использования в своей модели и не стал изобретать свои собственные термины.

Я просто метафизически излагаю свои выводы. А вот твердокаменными я их назвать не могу: всю жизнь я их постоянно пересматриваю, приближаясь к некоему пределу, который я и называю истиной.

Ты же своим постом пытаешься внести диалектику - диалог. Но я не вижу ни одного четко поставленного вопроса. Лишь детализация отдельных моментов, которая не проясняет парадигму, а уводит от неё, отвлекая внимание.

Аватар пользователя Фристайл

1) на ФШ, да и в жизни тоже, принято обращаться на "вы";
2) наличие грамматических ошибок - главная претензия к моему комментарию?
3) Помню басню Крылова, в которой мартышка никак не могла найти применения очкам. Видимо, виноват в неправильном восприятии Вами статьи в Википедии вовсе не ее автор.

Аватар пользователя Олан Дуг

1. Прошу извените! Дурная привычка к товарищам обращаться на ты. Стараюсь выкать , но увлекшись, забываюсь и прехожу на ты. :-)))

2.Абсолютно нет. Я на них вообще обращаю внимание только если не могу понять текст. Не обращаю внимания и на сумбурность изложения, если всё таки удается выловить главную мысль. Поэтому претензий к форме или качеству изложения нет. А настораживает стремление "поставить на место".

3. Третий пункт как раз и является яркой демострацией примера исскуства "аристократа от философии" "тонко подкусить" "слишком уж высунувшегося плебея". :-)))
(Прошу извинить, если шутка немного перешла грань, но это все-таки просто шутка, а не сарказм.)

А вообще всё это у меня вызывает ощущение детского сада. :-))) И не в отношении Вас, а скорее себя.

Ещё раз перечитал Ваш первоначальный пост. В принципе во Всём изложенном Вами я не нашел противоречий. За исключением одного: такая детализация вопроса определения джентельмена мне для моих целей не нужна. Она уводит в сторону от главной мысли. "Джентельмен", лишь краткая юмористическая вставка необходимая для акцентирования внимания на том, что чувство долга, есть добровольное ограничение свободы выбора при достижении поставленной цели.

И переходом к понятию долга по отношению к самому себе.

Аватар пользователя Фристайл

Олан Дуг пишет:

чувство долга, есть добровольное ограничение свободы выбора при достижении поставленной цели.

 

Ну это сказано до нас: чтобы в чем-то продвинуться, надо во многом другом себя ограничить

Аватар пользователя Олан Дуг

Абсолютно верно. Но это у меня не вывод, а лишь одно из звеньев цепи рассуждений. И почти все звенья этой цепи создал кто-то и задолго до меня. Я лишь использовал накопленный коллективный опыт в создании своей модели бытия.

Она объемна и многомерна, но изложить её я могу только одномерной причинно-следственной цепью, которой фактически является наша мысль и её вербальное выражение - наша речь. И не моя вина, что использовать для её выражения я могу уже выраженные однажды кем-то мысли. :-)))