О памятниках

Аватар пользователя Ин-сен
Систематизация и связи
Онтология

Сегодня, да и не только сегодня, вокруг и около низвергают разного рода старые памятники и возводят новые, которые, несомненно, в скором времени будут также разрушены. Одних это возмущает, если речь идет о, например, разрушении игиловцами памятников древней архитектуры, и одновременно вдохновляет, если сносят памятник, например, железному Феликсу на Старой площади. Одни необходимость памятников значимым личностям аргументируют величием их дел, другие категорически отрицают, приводя в качестве контраргументов их нелицеприятные и порой подлые дела. Одни памятники представляют символами современности, другие - ориентирами развития общества в будущее, третьи - как напоминание, как надо и не надо. При этом все уверены, что оперируют достоверными историческими фактами. Но на деле исторический факт может быть достоверным только в контексте исторической бытности, т.е. в тесной связи с исторической необходимостью и нравственными нормами того времени. Например, можно долго и бесплодно спорить о событиях в октябре 17-го г. то ли великая революция, то ли октябрьский переворот - сегодня суждение о событии, вырванного из контекста времени, субъективно и потому не достоверно. Но если эти же события рассматривать в связи с исторической необходимостью, которая назрела в развитии царской России, и в этических нормах, бытовавших в тот период, то октябрь 17-го предстает частью закономерного исторического процесса со всеми своими позитивами и негативами. Но вернемся к памятникам. Во-первых, история никогда не повторяется. Да, в чем-то иной раз можно провести подобие, но это вовсе не повторение. А поскольку так, то прошлое не может быть символом настоящего, тем паче ориентиром в будущее. Тогда что такое памятник? Несомненно, у каждого есть или были родители, не важно, хорошие-плохие, добрые-злые, их, как известно, не выбирают. И детям должно уважать и почитать их, потому что они их продолжение. Но есть те, для которых родители ничто. В народе таких называют ублюдками без роду-племени, иванами, не помнящих родства. "Весь мир насилья мы разрушим до основанья..." - это лозунг ублюдков, отказавшихся от своей истории. Тем не менее история имеет место быть, но в качестве проститутки, которая ложится под всякого ублюдочного политика, низвергающего, по его мнению, вредные символы и ориентиры. И если у нас всплеск люмпенизации произошел в 20-е гг., то на западе исторический нигилизм планомерно насаждается либерало-демократами сегодня. Отсюда площади ублюдков, крушащих все и вся. На самом деле памятники - это свидетельства о том, какими были и стали мы. Так, что если кому-то не нравится какой-либо памятник, тот пусть поплюет в зеркало. Другое дело, сомнительная практика именования площадей, улиц и скверов фамилиями людей, тем паче с политическим значением. Не лучше ли назвать проспект Свободы, сквер Любви, улица Мира и т.п. Думаю, это не только политически нейтрально, но и экономически выгодно, без затрат на переименование в угоду капризам политических ветров.