О формальной логике противоречия.

Аватар пользователя Геннадий Макеев
Систематизация и связи
Основания философии

Единое состоит из двух противоположностей, которые себя проявляют, стоит их разделить. (Гераклит)

 

Мы вопрошаем логик вновь

И смех и слёзы и любовь!

 

Вопрос наличия противоречия в ФЛ, которую(в разделении) в одном случае(на словах) и в другом(на деле) называют диалектической, оказывается для многих, не сведущих в диалектике, не решённым вопросом. Не решённым, значит оставшемся во тьме невежества, которое и осуждалось в своё время плачем Гераклита и смехом Демокрита, ведающим любовь (к) мудрости в различии логических времён.

Всему своё время, говорил Екклезиаст. Время разбрасывать камни и время их собирать(рождаться и умирать, сеять и убирать посеянное и.т.п)

Мы вроде знаем о подобном отличии времени, но вот в применении его к логике возникают большие затруднения в отношении её противоречивости и непротиворечивости. Т.е. в отношении, когда невозможное в одно время становится вполне возможным в другое время, время, когда одними запретами(на противоречие) "сыт не будешь".

Эта разность времени(одно-другое) говорит о его возможности сдвигаться, т.е. определённым(изменённым) методом(диалектика) совершать некий "сдвиг по фазе", переоткрывать время в его другом качестве.

Для одних, не способных к диалектике, подобный сдвиг равнозначен безумию, для других же это соблазн постижения различия ФЛ в её основополагающих аспектах формообразия и формоподобия , требующих противоречивого разрешения.

Если обратить внимание на возможность формулирования нами высказываний, то можно констатировать их различие в виде как противоречащих так и непротиворечащих языковых форм(тема http://philosophystorm.org/actuspurus/813  ) . В теме "Возобновляем дискуссию по диалектике" как раз затрагивались вопросы возможности противоречия,например, Булатом(actuspurus)...

 Булат: Но в языке противоречия(взаимоисключающие высказывания) существуют. ...ведь язык - сфера нашего произвола.

Далее Булат вопрошает: Вопрос в том, существуют ли такие противоречивые высказывания, которые являются непроизвольными, а отражают реальное состояние вещей? ... Я согласен, что противоречия существуют в языке, но эти противоречия не имеют никакого отношения к реальному состоянию вещей. Всякое реальное знание - непротиворечиво.

Но если ФЛ только непротиворечива, то откуда же в языке берутся противоречивые формы? Ограничиться ли тут простым наличием произвола в языке, из которого ничего существенного вроде бы не следует( Булат: "Действительно, из того, что в нашем языке есть противоречия, никак не следует, что должна ссуществовать Новая ФЛ, которая включает в себя противоречия"), или всё же предположить, что существующие противоречивые конструкции в языке есть некие аберрированные отголоски(отблески, тени ) идущие от наличия другой ФЛ, реальное время которой сдвинуто по фазе, т.е. имеет своей основой противоречиво-качественное состояние логических форм?!

Если эти "отголоски" воспринимать с позиции времени ФЛ(непротиворечивой), не достигнув предела воспиятия(некоего соответствия с противоречивой ФЛ, в её описании(на словах)), то невозможному никак не стать возможным в логическом выводе.

Булат: "ФЛ дополненная "аксиомой" возможности противоречия перестанет быть вообще логикой. Ведь допущение противоречия в формальном смысле разрушает всю теорию вывода. Если А и не-А - истинно, то вывод становится невозможен".

Итак, дело переоткрытия времени диалектикой для многих видится или как невозможное,как безумие, или, в лучшем случае, как дело тёмное. Но тёмным называли Гераклита, о котором и обмолвился Аристотель. Постулируя в "Метафизике" основоположения о невозможности противоречия(кн4,гл3), Аристотель следующую главу(кн4, гл4) начал так: "Есть,однако, такие, кто, как мы сказали, и сам говорит, что одно и то же может в одно и то же время и быть и не быть, и утверждает, что так считать вполне возможно".

Но у Гераклита "всё течёт". Следовательно, Аристотель принял за основу другое(не Гераклита) время, о чём он и обмолвился (в гл 4) так: " Мы же приняли, что в одно и то же время быть и не быть нельзя...".

Вот и выходит, что "ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ!"...

 

                                                                                                          

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Итак, всему своё время. И невозможное в одно время становится вполне возможным в другое. Но с позиции мудрости, одно другому не должно мешать, а  должно гармонически дополнять(замещать), подобно смене дня и ночи.

Наша жизнь течёт, сменяясь временем сна и яви(бодрствования). Но в отношении логических форм почему-то подобного течения многие не хотят признавать, отгородившись забором запрета на противоречие в ФЛ. Можно согласиться с тем,что переоткрытие времени(его смещение по фазе) для многих оказывается равносильно безумию(когда "крыша едет"), посему и часто используют слово оксюморон для всего кажущегося противоречивым.

Да, совсем не просто понять как, каким образом происходит смена непротивореивости и противоречивости форм, того, что непротиворечивость ФЛ с переходом в другое время засыпает, т.е. как-бы отходит на второй план, пробуждая противоречивые логические формы(содержательные формы). Понимание сего перехода даётся с трудом из-за потери некой логической "золотой середины" между сознанием и бытием. Поэтому мы видим их(сознания и бытия) не совместный переход, а по отдельности - или бытием переходят в новые реалии, а сознание остается в старых(оперирующих запретом на противоречие) или, наоборот, сознание проходит( в теории диалога фл), а вот бытие "ни с места"("а воз и ныне там").

Можно предположить,что в своё время над похожей ситуацией(потери "золотых середин" в логике) и смеялся(высмеивая невежество) Демокрит, а Гераклит плакал.

Мудрецы таким образом выражали непонимание невеждами смены светлого и тёмного времени, захода и восхода Солнца над "городом" логики.

Из книги "Всё наследие" Гераклита: " Гераклит пишет Гермодору: "Тот,кто не смеётся и всячески ненавидит людей, должен покинут город перед заходом Солнца", вот такой закон они хотят учредить! Но ведь никто не воздерживается от смеха, Гермодор, кроме Гераклита, так что прогоняют-то они меня. О люди, а вы не хотите узнать, почему я никогда не смеюсь? Не из ненависти к людям, а из ненависти к их порочности... Вы дивитесь тому, что я всё ещё не смеюсь, я же дивлюсь смеющимся, которые, творя беззакония, радуются этому".

Солнце противоречия("золотая цепь логики") изменяясь временами, заходит и восходит на горизонте логики(выпрямляя кривое и искривляя прямое). Видимо мудрецы и гневались именно над неумением(нежеланием) своевременно выпрямлять кривое и искривлять прямое, где невозможное оказывалось вполне возможным в сете логической мудрости(диалектики).

"Мудрецами же вместо гнева овладевали: Гераклитом - слёзы, Демокритом -смех"...

"О,Зевс, что за противоположность! Один беспрестанно хохочет, а другой - будто оплакивает чью-то кончину, совершенно разревелся...".

 

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Смеяться право не грешно,

Если действительно смешно.

И плакать тоже, если честно,

На боль и смерть вполне уместно.

Весь вопрос в том знании - когда уместно и когда нет. Т.е. вопрос нахождения некой середины("золотой середины"), провал знаний которой и являет следствием реакцию невежества в словах/делах - выражениях логики.

Над подобным невежеством,т.е. над тем что неуместно, и смеялся(осмеивал) один и плакал(оплакивал) другой мудрец, видя в действиях людей отсутствие середин.

Как однажды высказался В.Маяковский: "Провалились все середины, нету больше никаких середин".

А без них трудно, а то и вовсе невозможно узреть когда наши действия(реакции) уместны, а когда нет, особенно если приходится "глубоко нырять"  в деле логических размышлений. Тут нужен,как говорит Гераклит, "делосский ныряльщик"(опытный глубоководный пловец), чтобы в сей глубине не утонуть.

Противоположности глубины есть и на поверхности. Так, в жизни можно увидеть две противоположные реакции людей над одной и той же ситуацией, например, - когда человек подскользнулся и упал. Одним это видится смешно(реакция на нелепость), другим же это видится совсем не смешно(реакция на бедствие).

Даже тут бывает совсем не просто определить уместна ли та или иная реакция и насколько уместна/неуместна...?

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Днём и ночью с огнём

Люди ищут остов человека.

Но лишь пусто о нём

Им встречается знаний от века.

Люд столкнулся с запретом делить,

Ну а также и множить на ноль.

И теперь мудрой логики нить  (подобно нити Ариадны)

Не играет в сужденьях их роль -

Не ведёт, не смещает времён

Серединой своею во круге.

И в итоге до форм перемен

С пониманьем у люда так туго.

 

Середину в круге, перемещающемся во времени, оказывается для размышляющих о сущем очень трудно(а то и вовсе невозможно) определить, т.к. она всегда оказывается в стороне от их операций мысли.

Так, ещё Аристотель(в "Этике") говорил, что "...найти середину в чём бы то ни было трудно; так, например, центр круга не всякий в состоянии определить, а лишь математик. ...Тот, кто стремится к середине, должен, во-первых, удаляться от того,что наиболее противоположно середине; ведь это советует Калипсо: "В СТОРОНУ ДОЛЖЕН ТЫ СУДНО ОТВЕСТЬ ОТ ВОЛНЕНЬЯ И ДЫМА""...

Т.о. исследование сущего и ему присущего Органона(ФЛ) у Аристотеля основывается на знаниях этой СТОРОНЫ, являющейся сущностью логики(знания аналитики), осмысляющей процесс рассуждения.

Подобные аксиомо-сущности, как говорит Аристотель(Метафизика), имеют силу(истины) для всего существующего, а не для какого-то особого рода отдельно от всех других. А попытки иных рассуждающих об истине, продолжает Аристотель, разобраться, как же следует понимать аксиомы, обьясняются их незнанием аналитики, ибо к рассмотрению должно приступать, уже заранее зная эти аксиомы, а не изучать их, услышав про них.

О каких же аксиомо-знаниях говорит Аристотель, если не о человеко-знаниях(что есть человек?), которые и являются наиболее достоверные начала всякого другого знания, ибо они(человеко-знания) наиболее очевидны( ведь мы не можем отрицать очевидность того что мы есть(Я есть)).

Познать себя и означает познать наиболее очевидное, которое и скрывается(тайной) в некой СТОРОНЕ, ведущей(плетущей) беседу истины, удивляющей нас своим процессом.

Посему и говорят,что удивительное всегда рядом(в стороне).

Слышащий да разумеет.

 

.....

Аватар пользователя Доген

Гераклит конечно был умным человеком но как и многие последущие философы поедал кончики банана иначе говоря -  за двумя соснами не видел леса.

единое состоит из двух противоположностей, того бОльшего что между ними и границы посередине этого бОльшего, с которой они - противоположности - плавно переходят в друг друга.

все течет, все развивается, оставаясь по сути неизменным.

если время не движется - прав Гераклит, если время движется - прав Аристотель, а в общем они оба не правы ибо оба рассматривали одно-целое только во времени, без учета пространства и частей одного-целого, потому как части целого могут существовать и не существовать в одном времени-пространстве.

время всему свое.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Догену.

Так может ему(Гераклиту) и не надо было видеть весь лес, а вполне достаточно с позиции видения своего времени исследовать тёмную сторону леса,чтобы узреть мудрое, которое есть нечто от всего отрешённое. Для этого ему может быть вполне достаточно было "двух сосен", тогда как другим, ищущим, и целого леса оказывается недостаточно - ищут-свищут по лесу, а мудрости-то и не находят. Многие ведь могут, обучившись, знать хорошо историю философии, даже защитить кандидатскую и докторскую по философии, а до познания мудрости так и не доходят. И ничего, философствуют, выдавая "на гора" свой, искусственно созданный лес(помещённый в их головах(реальность в голове))

Аватар пользователя Алла

Всё быть может! Всё быть может.

Всё быть может, может быть.

Только то и быть не может, 

То чего не может быть.

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Как связать суть "всё быть может!"

С тем "чего не может быть" ?...

 

Если кажется - не может

Быть всё это или то,

То быть может здесь поможет

То смещение пустот,

Суть которого низложит

Невозможное в ничто...

 

...Невозможное возможно

Лишь свершив переворот,-

Вывернув наоборот

Парменида невозможность!

......

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Пример подобного выворачивания Платон продемонстрировал в "Софисте", в виде откровений "некоего чужеземца, друга последователей Парменида и Зенона...".

Гоняясь за пронырой Софистом, Чужеземец ведёт беседу(диалектику) так, что подводит её к некоторого рода отцеубийству(Эдип.компл.) учения Парменида диалектически. Т.е. совсем не просто так(совсем не зря) в начале "Софиста" была упомянута вместе парочка Парменида и Зенона. Диалектическое действо ведения беседы влекомое ухватить(поймать софиста) очень напоминает приключения Алисы, пустившейся в погоню за белым кроликом, юркнувшим в нору ведущую в зазеркалье или мультик "Ну погоди!".

В результате этих диалектических кульбитов в разрешении трудных вопросов в отношении бытия и небытия, то, что казалось вроде как невозможным("небыть невозможно!"Парменид) оказалось вполне возможным.

Для одних подобный кульбит есть соблазн, для других он - безумие. Но и то и другое, каждое в своём роде, являет разрешение поистине трудных вопросов онтологии, гносеологии и логики.

Аватар пользователя Lemur

Гераклит прав. Начинать надо не с опровержения существования противоречий, необходимо понимать: "Что есть  формальная логика?". ФЛ продукт нашего сознания. Если сознание рассматривать как движение образов сознания, то ФЛ - движение не содержащее противоречий. Однако Гераклит смотрел глубже. Объяснить нечто целое можно единственным способом, представив его как движение частей, однако там где есть движение, всегда присутствует противоположности. Например, движение вперед, подразумевает возможность движения назад. Именно это имел ввиду Гераклит в своем кратком высказывании.

Аватар пользователя Алла

Вне Языка логики нет.

Язык - это средство передачи представления от одного другому.

А для того, чтобы с генерировать средствами языка моё представление в другом необходимо следовать:

- закону тождества;

- противоречия;

- исключения третьего.

И это единственный путь для понимания одним другого.

Аватар пользователя Спокус Халепний

Зато какие преимущества мы заполучим на халяву, если предложенными законами не следовать!

Ведь, если эти законы игнорировать, то можно объяснить всё что угодно. Получается, что вы лезете со своим предложением к трудовому народу, который хочет получить объяснения, а вы ему ловушки выставляете! "Он хочет испортить нам праздник!"

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Lemur

Именно это имел в виду Гераклит в своём кратком высказывании.

Вы имеете видимо в виду его высказывание о Едином, разделяющем себя на противоположности. Но, тогда говоря, что "фл продукт нашего сознания" ..."фл - движение не содержащее противоречий", выходит, что фл вне этого Единого. Но тогда где она? Откуда этот продукт взялся, придуман из головы? Но тогда откуда он в голове или сознании? И почему она не продукт бытия отражённого в нашем сознании?

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Алла

Вне языка логики нет.

Хорошее утверждение. А где нет языка? Или вы хотите язык сузить только до человеческого? Но тогда язык безмолвия, язык жестов, язык животных, да и вообще - язык взаимодействия самой природы - это не язык, или язык,но без логики форм. Или всётаки подумать над тем, что форма логики может быть более подвижной, чем мы хотим об ней думать, ограничивая её пределом непротиворечивости.

Аватар пользователя Lemur

"Движение", как понятие, в контексте разных систем рассуждения имеет разное значение.

Я имею ввиду, что движение всегда порождает противоречие. ФЛ - разновидность движения.

Например, движение по кругу - определенное движение, а движения по прямой - неопределенное, но оба содержат противоречие (направление пл часовой стрелке и против, направление вперед и назад).

 

"Вне языка нет логики" логично с точки зрения узкого специалиста. Бактерия, которая путем проб и ошибок адаптируется в окружающем пространстве, мыслит! Язык это разновидность движения и ничего более.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Lemur

...движение всегда порождает противоречие.

И в этом бывает опасность,т.к. неразрешённое противоречие дейстует(разрешает) разрушающе на систему. 

Аватар пользователя Дилетант

Lemur, 27 Сентябрь, 2014 - 08:46, ссылка 
"Движение", как понятие, в контексте разных систем рассуждения имеет разное значение.

Если я положил знак на движение, то я его уже каким-то образом ограничил. В моей голове движение попало в "мешок-категорию", на которой надпись-знак: "движение". И вне этой "категории" движения нет.
Или есть

Для рассуждений я вынимаю из этого мешка-категории одну (форму) из сложенных там разных значений движения и ВСТАВЛЯЮ её между двумя суждениями (в простейшем случае), получая предмет обсуждения

С совершенной очевидностью из этого примера видно (МНЕ), что движение вне категории "движение" есть. А иначе как бы я вынул форму движения из категории?
И это движение моего "я". 

движение по кругу - определенное движение, а движения по прямой - неопределенное,

А вот и второй вопросик отсюда (из мешка). Если я ограничу (определю, поставлю предел) движению, то будет ли оно "двигаться"? - за этим пределом. 

Кстати, может кто-нибудь объяснить, что такое "оператор"? А то все об этом говорят, и пользуются им во-всю, и доказывают через него всё на свете "по формуле". 
Или это что-то вроде "точки"? Все знают, а сказать, поставить предел ей не могут. 
Спасибо.

Аватар пользователя Алла

Движение - это явление Явления, т.е. всякое Явление являет себя движением.

А Явление - есть перенос энергии корпускулярной или волновой. - И всё!

В этих обстоятельствах, действительно, Язык (любой, в т.ч. мимики и жестов) есть формы движения, для декодирования которых необходим чип-декодер (преобразователь одной формы энергии в другой) в приёмнике.

Аватар пользователя kosmonaft

Никаких противоречий не существует.
Существует неправильное понимание или умышленное искажение логической иерархии.
Если я говорю о журнальном столе.а мой оппонент-об обеденном,то журнальный стол не отрицает существование стола обеденного и наоборот,а общий язык мы может найти только в том случае.если начнём говорить о своих столах не как о журнальном и обеденном.а как просто о столах.
Противоречия возникают тогда,когда каждый говорит о своём столе как о чём-то особенном,но при этом кто-то один,а то и сразу оба упирают на то.что и журнальный и обеденный стол являются столами.
Журнальный стол можно сравнивать с обеденным по высоте.по форме столешницы и т.д.,но не по назначению,так как формы и размеры изначально не определены и поэтому они могут быть различными,а вот назначение- вполне конкретно.

Аватар пользователя Дилетант

kosmonaft, 27 Сентябрь, 2014 - 12:10, ссылка 
Журнальный стол можно сравнивать с обеденным по высоте.по форме столешницы и т.д.,но не по назначению

Если не обращать внимание на частности как сравнение и различение, то можно и сравнить/различить что угодно.

Журнальный стол - сам-по-себе-предмет, аналогично и обеденный стол. Даже стоя рядом, эти столы отдельные предметы. Они становятся противоположностями, когда между ними возникает отношение. И это отношение приходится каждый раз отыскивать почему-то МНЕ.
В одних случаях я это отношение отыскиваю внутри меня, сопоставляя внутренние формы столов (во мне же). Но в другом случае отыскиваю отношение вне меня, в самом предмете, когда рассматриваю предмет как нечто самостоятельное, которое само-по-себе-стоит. Это отношение (моё представление) реализовано движущейся субстанцией или материей, создающей габарит предмета, форму. 
И такие отношения (внутренние и внешние) иногда совпадают в моём прогнозе. При этом я говорю, что это "истина". 

Столы становятся противоположными хотя бы потому, что "я" вижу их стоящими друг против друга: я создаю отношение их противоположности.

Аватар пользователя Lemur

"Единое состоит из двух противоположностей, которые себя проявляют, стоит их разделить"

Единое есть модель действительности в нашем сознании. Объяснить действительность (разделить по Гераклиту), значит разложить целое на элементы. Вот тут и появляется движение - больше движения, меньше материи! Подчеркиваю в очередной раз - там где движение, там всегда будут противоположности, поскольку вектор направления предполагает существование вектора противоположного знака!

Противоположность не в понятии стол, а в тех действиях, которые с ним совершаются. В контексте приведенных выше рассуждений  стол обеденный и журнальный называются в разной последовательности, сравниваются и т.д. Любое движение внутри целого поляризует его!

Неразрешенное противоречие разрушает систему? Система  это и есть ФЛ, в которой есть противоречия. По окружности можно двигаться по часовой стрелке и против нее. Разрушает систему отсутствие динамического равновесия между движущимися ее частями.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Итак, разрешение трудных вопросов онтологии, гносеологии и логики оказывается в настоящее время под большим вопросом, грешащим потерей универсализма в этих сферах.

Ведь та же ФЛ универсальна! Но универсальна именно благодаря смыслу, находящемуся внутри логики, смыслу логики, который, применяя свою силу, способен выходить за свои пределы, становясь логикой смысла. Но при потере этой смысловой силы, логика смысла будет явлена нам лишь вне настоящего смысла(т.е. становление, своей двусмысленностью прошлого-будущего, будет всегда уклоняться от настоящего). Такова, мы видим, оказалась "логика смысла" у Ж.Делёза, постулируемая им(с позиции бессознательного) как серия парадоксов, образующих теорию смысла, который оказывается у делёза лишь "несуществующей сущностью".

Т.о. благодаря потере смысловой силы, универсальность логики(а также онтологии и гносеологии) оказалась под угрозой подмены истинных(настоящих) претендентов на власть, ложными(прошлыми/будущими), против чего и боролся в своё время Платон(и аристотель).

Т.о. "низвержение платонизма"(диалектический идеализм) пошло не по истинному, а по ложному сценарию, в результате которого мы имеем или нам с позиции "релятивизма" говорят(внушают), что теперь высказанное суждение уже априори истинное, и не требующее уже никакой проверки на ложь-истину.

Ну что тут сказать... "на нет и суда нет". А если суда нет(правоохранительные институты мира бездействуют), то всё более начинает действовать("набирает обороты") "право" на произвол высказываний, "право", не влекущее за собой никакого наказания(сколь лживым бы оно ни было).

Т.е. происходит(разыгрывается) сценарий "ПРЕСТУПЛЕНИЯ И БЕЗНАКАЗАННОСТИ" - совсем не русской темы смысла, а значет направленной прежде всего против России(русофобской). Мы видим сколько безнаказанной лжи(не стесняясь "ни стыда ни совести") льётся из уст мировых лидеров разных стран(особенно блока НАТО), поднимающих в средствах массовой информации истерию психоза зомбирующе воздействующего на непросвящённые народные массы, накаляя и ожесточая и до того жестокий настрой мира.

 

.....

Аватар пользователя kosmonaft

На всё это можно посмотреть иначе.
Ложь, которая выливается на "народные массы" реализуется в образах, которые формируются (реализуются в виде некой реальности) в головах тех, кто этой лжи внимает и воспринимает её не как ложь, а как истину, что лишает её (ложь) возможности реализоваться в действительности, так как реализоваться может только то, что ещё не реализовано.
И чем больше лжи, а так же, чем сильнее эта ложь обрастает разными рода подробностями,то есть принимает всё более детализированные формы, тем меньше вероятность того, что она реализуется.
А так...Ложь, которая вбрасывается в СМИ, срабатывает исключительно за счёт лага во времени между моментом, когда эта ложь транслируется и моментом, когда она опровергается. 
Ложь работает в промежутке между этими моментами, корректируя или нивелируя отношение тех, на кого выливается ложь, к тем, кто через какое-то время данную ложь опровергает, и так как семя лжи не только брошено, но и уже успело пустить корни, то правда вынуждена не просто удалять семена лжи, но ещё и вырывать корни, которые были пущены.
А те, кто занимается посевом лжи в это время тоже не спят, а засеивают другие площади.
А если поднапрячься и провести определённую работу, направленную на то, чтобы лишить оппонента возможности опровергнуть ту иди иную ложь, то ложь может не только пустить корни, но и дать плоды.
При этом я могу понимать, что некто лжёт и сколько угодно плевать в экран телевизора, но я не могу сказать ему и тем кому он лжёт, что то, что говорится, есть ложь. 

 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Как ни смотри, а проблема та же у лжи, что и у истины - отбор истинных претендентов и уличение ложных, только с поправкой "посмотреть иначе", когда истина смещает себя в ложь,т.е. становится позитивно искушающей ложью, которую и нужно отделить(выделить) подобно отделению "зёрен от плевел" во лжи. Если бы не нужно было бы отделять, тогда бы не было того предела "не искушай Господа", за которым агония и падение. Причём, агония может быть и сооружение жёстко-тоталитарной системы, например, неофашистской в Украине, не терпящей никакого инакомыслия. Т.е. далеко не все средства хороши даже в лжи для достижения цели свободы(настоящей, а не иллюзорной).

Аватар пользователя Геннадий Макеев

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Рождение во плоти(теле) и смерть как переход Христа в мир иной, перекликается со смертью Сократа, повествуемой Платоном в "Федоне" как отход Сократа не без божественного предопределения в АИД, где Сократ станет действительно блаженнее(счастливее), а пока, перед смертью Федон говорит о Сократе как только о кажимом счастливце: "Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости к нему не ощущал - он казался мне счастливцем...".

Счастье вдруг в тишине постучалось в двери.
 Неужель ты ко мне? Верю и не верю!...

Это слова из песни кинофильма "И.В. меняет профессию",где в доме настоящего с помощью "машины времени", смешавшей в себе будущее и прошлое, образовалась возможность некоего перехода в мир иной и обратно(где шуты и короли(цари) меняются местами на некое время).

По поводу перехода Сократа, его благородного умирания Федон говорит, что это было какое-то совершенно небывалое чувство, какое-то странное СМЕШЕНИЕ удовольствия и скорби - при мысли, что он вот-вот должен умереть. И все, кто собрался в тюрьме, были почти в таком же расположении духа и то СМЕЯЛИСЬ, то ПЛАКАЛИ...

Подобное смешение СМЕХА и ПЛАЧА было Любовью, ведь Сократ как раз и учил этой самой науке любви, в которой(если по теме) смешались воедино СМЕХ Демокрита и ПЛАЧ Гераклита, наподобие тех двух разбойников, что были распяты вместе с Христом.

......