Нравственность. Финал (к серии размышлений к вопросу о философии, как повышению нравственности человеческой цивилизации №3)

Аватар пользователя Konstantin_anti
Систематизация и связи
Основания философии
Философская антропология
Философия культуры

  За казавшейся здесь невостребованностью темы я думал закрыть для себя вопрос о нравственности, но вдруг она обрела новый виток интереса со стороны комментирующих. Оказалось, что мой мозг, изрядно думавший над множеством философских вопросов, не обошёл вниманием и эту тему, завершив размышления в изящную концепцию. Думаю, что вопрос о нравственности можно закрыть.

 

 

Что  мы знаем о нравственности?

 

Черные тучи надвигаются на мир, погружая его в бушующую стихию хаоса. Яркие молнии пронзают воздух, сотрясая мироздание разрывами грома. В воздухе пахнет напряжением, а сильный ветер сбивает с ног любого, кто еще пытается устоять на ногах под натиском разворачивающейся стихии, повергающей всё в первобытную дикость и безумие. Есть люди, которые, даже будучи сбитыми с ног, еще сохраняют в себе желание подняться и стоять во весь свой рост, а есть те, кто под натиском сил природы и перед лицом собственной слабости, мирятся со своим новым состоянием и предпочитают передвигаться на четвереньках и дальше, сохраняя своё устойчивое положение от внезапных происшествий.

 

Мир не благоволит жизни. Он ни к чему не относится с заботой и трепетом, жалостью и сочувствием. Он бездушная машина, занятая лишь своим собственным существованием. На каждом шагу в этом месте жизнь подвергается испытаниям на прочность. Но всё стремится в этом мире задержаться, закрепиться и реализовать себя на максимуме – выжить и стать прочнее. Так и жизнь, оказавшись между молотом и наковальней существования в мире, оттачивала своё жизненное мастерство, обретая всё более совершенные формы, способные противостоять силам разрушения и угнетения. Одной из таких форм является человек.

 

Перед лицом угроз, таких как внезапная буря, человеку открывается правда о его существовании, обычно скрытая за пеленой повседневной рутинной жизни, - его хрупкость и временность, отсутствие своего места и значения. Всё происходящее с человеком не подвластно его воле и его желанию жить дальше, а потому он не чувствует за собой права по-настоящему распоряжаться своей жизнью и направить её туда, где он видит свою цель. С бесправием обычно приходит и безответственность в вопросе жизни – всё смешивается между собой, запутывается и подменяется домыслами, облегчающими процесс существования, но никак не соотносящимися с действительностью. Чувство собственной потерянности в мире – в мышлении, в жизни и во времени, и чувство собственной крохотности перед миром и тем, что человеку не дано изменить, приоткрывают безграничную пропасть между пониманием (восприятием мира и знанием о нём) и той правдой о жизни, что ещё остаётся скрытой где-то на другой стороне непреодолимого из-за возникшей пропасти пути. Безвыходность этой ситуации даёт начало существованию философии, как попытки соотнести мыслимое и окружающее, попытки найти своё место, обрести себя и свою жизнь. Обрести то, что можно было бы назвать «адекватностью реальности», где на фоне проявления простых биологических потребностей и инстинктивных решений, стремящихся избавиться от чувства неудовлетворённости, разворачивается философская работа разума, способного достичь глубокого понимания основ бытия через творчество, науку и культуру. Безвыходность так же открывает дорогу и страху, что, вводя в панику перед непреодолимым препятствием, требует отказа от намеченного пути и возврата к тем способам проживать жизнь, что дарят наивное спокойствие, позволяя не замечать истины происходящего, подвергнуть правду забвению, вернув человека назад на четвереньки.

 

С высоты собственного роста взору открыто больше действительного, чем в состоянии приземлённости, но крохотность человека перед лицом всепоглощающего мира все равно тотально разочаровывает. Разум, увидевший собственную ограниченность и слабость, требует большей высоты и ещё большей возвышенности, чтобы вырваться из плена своей хрупкости и спастись от неминуемой гибели от сил природы. Разум, способный из разрозненных кусочков составлять целостную картину мира, нуждается в развитии, в росте над собой, иначе он начинает утопать в собственных галлюцинациях. И вот человек, не сломленный страхом, не развернувшийся перед пропастью, не вернувшийся к уже-пережитому и более примитивному состоянию, начинает философствовать, познавая себя и мир. Поднимаясь в своём развитии выше, человек сталкивается с чем-то ещё-неизвестным и сложным, что можно познать лишь абстракцией, а с ней весь мир для него наполняется неопределённостью и несодержательностью. Худшего столкновения с бездной невозможно вообразить, но это очередное испытание, грозящее страхом, разочарованием и потерей смысла. Для того, чтобы продвинуться дальше и преодолеть пропасть, отделяющую человека от независимости, от его власти над собственной жизнью, необходимо переосмыслить мир и самого себя. Задача эта непростая для любого человека, но достичь желаемого может лишь бесстрашный, тот, кто избавлен от влияния страха за свою крохотную жизнь, от влияния страха на принятие решений, на выбор направления.

 

Что скрывается за пропастью? Вопрос хоть и сложный, но лишённый всякой загадочности. Там лежит свобода. Это настоящая свобода, а не вымышленная в порыве бегства от правды. Естественная и первозданная. Но высвобождает она не от сил зла, что порабощают, угнетают и потребляют жизнь, а от страха. От страха потерять то, что живущему и так не принадлежит, то, чего живущий и не просил. Это свобода от рабства собственного естества, от иллюзий и от чувства бессмысленности всего происходящего. Свобода, как укрощение внутреннего хаоса и собственной строптивой природы. Свобода есть ценность, но ценность, доступная лишь тому, кто её исповедует. Остальные же просто хотят, чтобы их воспринимали лучше, чем они есть на самом деле. Остальные просто хотят прожить жизнь, наполненную лёгкостью и комфортом, которые ими никак не были заслужены, поэтому они и не решились сделать шаг на встречу переосмыслению – они оказались недовольны миром, а не собой и своим жизненным мастерством. Так что эта свобода сближает человека с действительностью, позволяет ему не думать о тленном и скоротечном, оставляя ему лишь смысл, который в своей сути всегда должен выходить за границы временности, уверенно преодолевая привычные человеку падение к отчаянию, к безумию и возврат к естественной дикости.

 

Где-то высоко над облаками в свободном полёте, где ни дождь, ни град, ни ветер не способны лишить человека его свободы, а солнечный свет не прячется от глаз за тучи, человек обретает себя. Теперь его взор направлен не на какие-то мелкие детали бытового существования, а на свою жизнь, на мир и на отношение с ним, на собственное направление и на свою цель, избавленную от примитивных иллюзий. Ничто больше не влияет на самоопределение человека, кроме его воли и его стремления соответствовать реальности, быть адекватным ей. Обретая себя, человек обретает в первую очередь способность к самоконтролю, к управлению собой. Так человек возвышается над собственным естеством, не позволяя ему выходить за рамки своих же принципов. С высоты взору доступно больше мира, и то, что оказалось доступным, оказывается открытым, как на ладони. В этой мета-позиции хорошо улавливается целостность и единство всего сущего и разума, созерцающее это сущее, а также всего того, что с ними происходит. Это «происходящее» и есть мир, который не виноват в том, что в зоне его влияние оказываются те, кто не согласен с порядком его существования. Принятие мира таким, каков он есть, не является смирением и поражением в борьбе за жизнь, но откровением и прозрением. Теперь человеку доступна правда. Как он ей распорядится?

 

После переосмысления становится так же хорошо заметна отрешённость и тщетность жизни. Жизнь-как-она-есть, оставленная на волю человека, сияет собственной невостребованностью. Что человеку делать со своей жизнью? Зачем ему нужна собственная жизнь? Рок судьбы, вполне закономерный случай позволил человеку открыть глаза и обнаружить себя живущим, но что это значит в сущности? Просто бессмысленное существование, наделенное ощущением себя и своей жизни, сконцентрированное в одной точке, способной к разумности. Путь из ниоткуда в никуда. Жестокая ирония бытия. В свободном полете жизни человек оказывается тем, кто не знает куда эту жизнь направить, потому что вокруг нет ни одного ориентира, указывающего на наличие смысла. В упрощённо-бытовом мышлении такой проблемы не могло быть из-за вечно изнывающих и приземлённых естественных потребностей, но что делать тем, кто перерос это детское состояние? Скатываться обратно? Невостребованность сводит с ума сильнее любого страха. Бессмысленной жизни становится необходим смысл. Многие в таком положении хватаются за любое, что обещает им наличие выходящего за границы временности смысла. Порой они перебирают множество вариантов, экспериментируют и выбирают нечто, что им больше приглянулось, по сути выбирая очередную иллюзию, скрывающую под собой неведение и неявность. Это та же вера, что по сути есть отказ от мышления, поиска, работы и ответственности. Это та же подмена понятий. Выбирая очередную иллюзию, человек выбирает безумие, что есть лишь запутанность и хаос внутреннего состояния, оторванность разума от действительности, забвение бытия, потеря собственной адекватности.

 

Подобный выбор – проявление эгоизма. Детская стратегия, направленная на избегание ответственности за совершенный выбор. Мы часто выбираем хорошо протоптанную тропу, полагая что другие люди, прошедшие по ней, достигли желаемого. Но что, если эта тропа ведёт к худшему исходу из возможных? Кто будет виноват и кого винить? Будущее неизвестно, а люди часто ошибаются. Это факт. Стадное чувство полезно в борьбе за сохранение жизни, но цена подхода – жертвы, оказавшиеся не в том месте и не в то время, которые уже никогда не ощутят радости от собственного существования. Нет, жизнь – это дело личное, это личная ответственность живущего. Возникающие опасения напрасны. Может ли живущий, чувствующий собственное стремление жить дальше и адекватный реальности, приметить себе чреватые смертью цели и иметь гибельные желания? Тяга к жизни вписана в наше естество. Она не отделима от живущего, если он, конечно, не обезумел и не поверил в очередную губительную иллюзию, отдав свою жизнь на откуп в страхе, что не вынесет тягости наложенной на него ответственности. Целенаправленно думать о собственной выгоде – глупо и тщетно, ибо любая выгода скоротечна, как прочность соломинки, за которую мы пытаемся удержаться. Такой соломинкой и является детская стратегия о выгоде, а по факту - просто глупостью и недоразвитостью. Всё, что уходит в небытие, как пара изношенных носков, не является смыслом в прямом значении этого слова. Держаться необходимо того, что в этом быстро изменяющемся мире устойчиво и стремится к вневременности.

 

Так мы возвращаемся к своему естеству, но оно уже укрощено и имеет чёткие ориентиры – продление и продолжание жизни и её устойчивость. Мы живущие, а значит, наше дело – жить и думать о жизни. Вернувшись назад, мы не предали своё искреннее желание к выживанию, но обрели адекватную картину мира, согласованную между мыслимым и окружающим. Попадая назад в свою приземлённую жизнь, мы видим вокруг людей, ослепших и не желающих признавать правду. Они живут в комфортной для себя иллюзии и глубоко не всматриваются в суть происходящего, а потому совершают ошибки, свойственные любому приземленному человеку. Их жизнь – это набор защитных реакций подсмотренных и изученных в процессе взаимодействия с миром, с людьми, с собой. Они не ощущают в будущем рисков, потому никогда не поднимались выше уровня травы, укрывающей их от внезапных происшествий. Но жизнь – это взаимодействие. С собой, с людьми, со всем живым, с миром. Жизнь – это ход против течения, смысл которого только в одном – не полагаться на случай, приведший когда-то к этой самой жизни, чем бы она на самом деле не являлась, а сохранить и осуществить себя, удержаться в этом мире. Миру нет дела до жизни, ибо, как хорошо работающие часы, он механически отсчитает своё время и придёт к тому, к чему ему суждено прийти. Таков принцип любой закономерности. Жизнь же является делом живущего, а её хрупкость и слабость перед силой поглощающего всё и вся мира – зона ответственности живущего перед самой жизнью. Связаны ли решаемые нами вопросы с жизнью-как-таковой или они являются детским лепетом, бессмысленной болтовнёй, вызванной страхом за собственное существование, потерей адекватности или тотальной запутанностью и безумием? Чем мы заняты на самом деле, когда решается вопрос между жизнью и смертью?

 

Оказавшись связанными по рукам и ногам вопросом сохранения жизни, мы сталкиваемся с нравственностью. Что мы знаем о нравственности? Любая сущность проявляет себя в отношениях, в непосредственном взаимодействии. С собой, с людьми, с вещами, с миром. Нравственность проявляется в этом взаимодействии, в наших и чужих поступках. Мы смотрим на происходящее сторонним взглядом и усматриваем в поступках её присутствие или отсутствие, оцениваем и анализируем эти поступки. Нравится ли нам полученный результат или не нравится? У всего есть последствия, а жизнь – это путь по миру во времени, который мы созерцаем собственным мышлением, и потому нужно понимать, что придётся нам нести «эти последствия» по своему пути тяжким грузом до самого конца, жалея о совершённом и не-желаемом. Существует лишь один способ избежать нежелательных последствий от собственных решений – думать заранее, тщательно прорабатывать решение и охватывать своей мыслью больший масштаб мира. Для этого нам нужен интеллектуальный ориентир. Нравственность в таком случае и является для нас этим необходимым нам ориентиром, инструментом заботы о своей будущей жизни. Нравственность – это забота о жизни. Нравственность – это забота о живых.

 

Теперь наш вопрос выглядит так – быть ли нам развитым и разумным человеком или просто прожить свою жизнь, отдав заботу о жизни кому-то или чему-то другому?

Комментарии

Аватар пользователя tina.rutinina

Очень интересно написано! Красивый стиль, читается легко и комфортно!

Получается, по вашему мнению, что необходимо заставить людей думать о сохранении жизни на планете, тогда они будут становиться нравственнее?

А что это за концепт про адекватность реальности? Можно узнать подробнее?

Аватар пользователя Konstantin_anti

Спасибо! Приятно читать похвалу! heart

 

Я думаю, что можно попробовать объединить людей вокруг одной нравственной задачи и тогда в целом ситуация с нравственностью станет лучше. Проблема - в интеллектуальном развитии человека.

Вы когда-нибудь видели глупого человека, сокрушающегося от своей глупости? Часто собственную глупость мы не замечаем. Это удел лишь глубокомыслящих людей. А найти объяснение своим неудачам - с этим и детсадовцы справляются.

Так что теперь нужно думать о том, каким образом повышать развитость человека.

 

Про Адекватность реальности - может быть позже напишу еще одно эссе, как раз в контексте развития интеллектуальных способностей.

Аватар пользователя Фиалка Сефико

 

Я думаю, что можно попробовать объединить людей вокруг одной нравственной задачи и тогда в целом ситуация с нравственностью станет лучше. Проблема - в интеллектуальном развитии человека.

Ахахах) Вы так и не избавились от детской инфантильности )))
Вот допустим вы себе фантазируете что надо бы что то попробовать - а по факту уже многим  пофигу ваше "пробование" - мне к примеру то уж точно. Я наоборот бы с вами враждовала и как Ницшеанка попыталась бы убить тебя как моралиста и христанина - а значит соперника. Фантазировать можно что угодно и быть в отрыве от реальности - однако лучше смотри в оба а не то, кто то подрежет тебя ножом и на том и закончится твой путь жизненный.... мечтатель о нравственности) от того что ты эту ерунду фантазируешь нравственности не прибавится ни кому. Даже не раскрыто сути того что это такое и каково оно должно быть - просто пустая болтовня с неимоверным насыщением поэтичности, но с полным отсуствием какого либо вменяемого логического обоснования) 

Аватар пользователя Дилетант

За казавшейся здесь невостребованностью темы я думал закрыть для себя вопрос о нравственности, но вдруг она обрела новый виток интереса со стороны комментирующих. Оказалось, что мой мозг, изрядно думавший над множеством философских вопросов, не обошёл вниманием и эту тему, завершив размышления в изящную концепцию. Думаю, что вопрос о нравственности можно закрыть.

Браво. Вот и финал "философского исследования" нравственности: мозг выдал "изящную концепцию".

Лады. Но вот насколько такая концепция "изящна"?:

«Это невозможно!» – сказала Причина. «Это безрассудство!» – заметил Опыт. «Это бесполезно!» – отрезала Гордость. «Попробуй...» – шепнул Нравственность. Закон Артура: Нравственность других всегда кажется необычным и волнующим, а ваш собственный – глупым и неуклюжим. Один мужик пришел к машине и вдруг на ней видит надпись: «Помой меня, Нравственность!» Он испугался того, что машина ему записку написала, и погнал её на автомойку. Через месяц история повторилась. Тогда мужик снова помыл машину, а через месяц ночью спрятался с друзьями возле машины в кустах и стал ждать, что будет. Чем все закончилось, никто не знает. Hо эту машину теперь каждый день Витька из 3-го подъезда моет. Обливаться из таза холодной водой уже не модно. Злобные люди придумали новый способ прервать ваш утренний сон. Нравится вам, например, Нравственность, который при попытке прикоснуться к нему бьет током? Не нравится? Мне тоже, а что делать, если надо проснуться, а сон никак не уходит? Поверь в себя – Нравственность. Нравственность делает нашу жизнь красивее в самом прямом смысле слова. Глава Федрезерва опять признал замедление темпов восстановления экономики, но не сделал ни единого намека на новые меры смягчения монетарной политики. Мда, давеча тут кто-то возмущался, что слишком много внимания уделяется США и слишком мало Нравственность. Ну вот, пожалуйста: Нравственность, Нравственность, Нравственность. Нравственность, преподнесенный с улыбкой, ценен вдвойне. «А можно ли вообще увидеть Нравственность?» – спросите вы. Я знал, что вы спросите. Обязательно спросите. Было бы странно, если бы не спросили. А раз спросили, значит у вас все в порядке. И это хорошо. Электронные письма стали слишком сухими. Уж больно приелись подписи вроде Best Regards. Гораздо изящнее смотрелись бы обороты «крепко жму ваш Нравственность», «благодарю за внимание к моему Нравственность» и т.п. А вот «Ьтсонневтсварн» – это Нравственность наоборот.

А хотите, я ещё один вариант выдам?

Аватар пользователя Konstantin_anti

indecision

У нас что, где-то бесплатно раздают психотропы?

Аватар пользователя Дилетант

Представьте себе - да.

Психотроп - [От греч. ψυχή - душа, дух и τρόπος - поворот]
Как думаете, что "поворачивает" "душу", "дух"?
Разве тут, на ФШ, этого не видно?
Разве приведённый текст не "повернул дух чтения" в иную сторону?
Разве мы платим деньги за помещение своих текстов? Раздавая свои "психотропы"?

Аватар пользователя Konstantin_anti

Я не понимаю того, что вы пытаетесь донести.

Еще одна загадка с вашей стороны и начну вас игнорировать.

Аватар пользователя Дилетант

Не понял тогда я: а для чего Вы применяете слова, которые не понимаете? "Психотроп", например?

Аватар пользователя tina.rutinina

А что вы этим хотели показать?

Аватар пользователя Дилетант

tina.rutinina, 29 Август, 2022 - 00:11, ссылка

А что вы этим хотели показать?

Адресуйте, пожалуйста, свои вопросы адресату. Потому что есть небольшие проблемы с адресацией сообщений.
1. Этим сообщением я просто попросил оценить "изящество текста", поскольку зашёл разговор об "изяществе". Автор темы оценил как мог.
А как Вы бы оценили? 

2. Однако, автор употребил, весьма к месту, думается, слово "психотроп". Что бы Вы сказали по этому поводу? А то автор почему-то потом решил, что слово неподходящее для темы.

3. Извините, ничего личного, только философия, в том числе и "смысл употребления" слов.

Аватар пользователя Konstantin_anti

Так всё это про изящество текста было? А я подумал, что вас на солнце припекло... сильно.

Нет. Ваш текст мне не понравился. В нём нет идеи. Вы просто перебираете слова. Я подумал, что вы тролль и просто издеваетесь.

Я считаю, что философский текст должен быть красиво написан, чтобы его приятно было читать; в нём должна быть идея, которой можно озадачить читателя, замотивировав его к мышлению на тему; в нём должны быть факты, логика и структура, чтобы он был чёткий и точно описывал авторский взгляд на мир и на сам вопрос.

Аватар пользователя Дилетант

Konstantin_anti, 29 Август, 2022 - 10:15, ссылка

Так всё это про изящество текста было? А я подумал, что вас на солнце припекло... сильно.

Вы очень хорошо выразились. Меня, если так выражаться, действительно "на солнце припекло... сильно" - на "солнце" Вашего текста о финале сущности нравственности. Разве текст не об этом?
Поскольку текст длинноват, то я его и читать не стал, потому что "сущность нравственности" выражается коротким текстом, максимум в двух предложениях. А остальное - это усложнение конструкта "нравственности", которое можно пояснить именно в ПОНЯТИИ "психотроп".

Ваш текст мне не понравился. В нём нет идеи. Вы просто перебираете слова.

Допустим, что так. А если откорректировать падежи, то текст приобретёт бОльшую "изящность"? Или "доходчивость"?

Аватар пользователя Konstantin_anti

Этот текст не о сущности нравственности, а о нравственности в жизни человека! Сущность нравственности была в другом посте.

Жаль не прочли. Получили бы эстетическое наслаждение.

И финал - это для меня. Я закрыл вопрос, увидев новые пути развития своей мысли.

Сущность нравственности проявляется в отношениях. Нравственность - забота о жизни и о живых.

Аватар пользователя VIK-Lug

А почему нравственность не может быть такой, о какой поется в песне группы "Зверобой" - Солнце наше красное (эта песня и её текст есть в Яндексе)?

Аватар пользователя Konstantin_anti

Есть вероятность, что их взгляды на жизнь немного устарели и потому не соответствуют требованиям текущей ситуации.
Если они смогут обеспечить заботу о жизни и о живых, даже тех, кто не согласен с их идеологией без подавления свободы и без конфликтов, то да, почему бы и не жизнь с ними вместе в мире и гармонии...

Аватар пользователя VIK-Lug

Но разве "забота о жизни и живых" не базируется на таком выводе Маркса: "Производственные отношений (на основе организации и реализации которых люди преобразуют вещества и явления природы в полезную и удобную для них форму с соответствующими механизмами распределения их результатов) - это отношения, в которые вступают люди в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни" и как раз парни из группы "Зверобой" и формируют в своих песнях условия этой самой "общественной жизни"? Ведь давно известно - нам песня строить и жить помогает.

Аватар пользователя Konstantin_anti

В моём случае фраза "забота о жизни и живых" не базируется на выводе Маркса. Я считаю, что экономическая форма отношений не влияет на нравственность общества.

Аватар пользователя VIK-Lug

дык механизмы распределения результатов производственных отношений как раз и должны формироваться на нравственных началах. А эти начала производны от того, какие сущности (типа тех, суть которых Гегель отразил в его "Философии права", в том числе и о нравственности) действуют в "производстве общественной жизни". Ибо диалектическая взаимосвязь в выражении "хлеба и зрелишь" действует со времен Римской империи. 

Аватар пользователя Konstantin_anti

В целом, у меня есть ощущение, что вы относитесь к людям, как к дикарям (не негативно, но без ощущения их потенциального развития).
Я не считаю, что общественная забота о жизни должна базироваться на том, как развлекать людей и удовлетворять их базовые потребности и инстинкты. Есть вещи, свойственные человеку-индивидуально. О таких вещах человек должен думать сам.

Я думаю, что построение общества, в котором каждому гарантированы некие минимальные материальные блага, закончится очень плохо.
Человек должен думать. Разум должен развиваться. А отношения должны ориентироваться на нравственность - заботу о жизни и о живых.

Аватар пользователя VIK-Lug

Ну-да, ну-да, да вот еще Аристотель вона чего по этому поводу отразил: "Не общество производно от человека, а, напротив, человек производен от общества; человек вне общества есть абстракция, реально столь же невозможная, как невозможна живая рука, отделенная от тела, к которому она принадлежит". И в самом деле, где и как будет проявлять некий индивид свои развитые супериндивидуальности? Вот Вы, для чего появились на ФШ? 

Аватар пользователя Konstantin_anti

Я не отрицаю социальной природы человека, но и не наделяю её безграничной властью.

Я думаю, что каждоей живое существо произошло от других живых существ и если продолжать этот путь назад во времени мы дойдём до физических и химических реакций, которые и породили начало жизни, такой, какой мы её знаем. Мы все связаны друг с другом. И из этой связи никого невозможно изъять.

Просто в моей философии важным пунктом является стремление человека к свободе от зависимости от своего естества. Я вижу исторический процесс, поведение людей и тенденции и стремления. Всё говорит о тяге к свободе, к обретению и управлению своей жизнью, к чувству, что человек решает за себя сам, а не внешние силы принимают решения за него... у этого есть свои сложности, но я хорошо знаю, с какой позиции я смотрю на вопросы... а с каких позиций смотрите вы?

Аватар пользователя VIK-Lug

Только с той позиции, что люди приходят на эту Землю чтобы создать себе подобных (детей, внуков и т.д.) и сделать их жизнь лучше, чем у этих людей. А то что матушка-природа предопределила им это делать вместе (в рамках тех или иных сообществ) - так это факт, против которого хрен попрешь. 

Аватар пользователя Дилетант

Konstantin_anti, 29 Август, 2022 - 11:14, ссылка
Сущность нравственности проявляется в отношениях.

Сущность притяжения тоже проявляется в отношениях двух и более, тел. Значит ли это, что нравственность и притяжение - это одно и то же?

Аватар пользователя Konstantin_anti

Если проявления сущностей нравственности и притяжения одинаковы, то и сущности могут быть одинаковы

Аватар пользователя Дилетант

Konstantin_anti, 29 Август, 2022 - 12:35, ссылка

Если проявления сущностей нравственности и притяжения одинаковы, то и сущности могут быть одинаковы

Логично. Однако, вот две параллельные цепочки следов на песке: от Ахиллеса и от Геракла - могут ли сущности Ахиллеса и Геракла быть одинаковыми?

Аватар пользователя Konstantin_anti

Могут. У них человеческие сущности, а люди оставляют следы на песке.

Аватар пользователя Дилетант

Konstantin_anti, 29 Август, 2022 - 13:15, ссылка

Могут. У них человеческие сущности, а люди оставляют следы на песке.

Ну, вот, и можно делать следующий шаг. 
Сто баранов и сто рублей - одно и то же, потому что "сто". 
"Всё есть число". 

Аватар пользователя kosmonaft

Нельзя нравственность, как и мораль, рассматривать однозначно, в отрыве от коллектива...,))
Тем более, что слово "нравственность", если плясать не от печки, а от слов и смыслов, образовано от слова "нрав". А нравы - это то, что ещё называют устоями или традициями. Это то, что в том или ином коллективе устоялось и предается каждому новому члену коллектива. Причём устои или традиции передаются не на уровне законов, а на уровне неписанных правил. Если имеется коллектив людоедов, то в коллективе людоедов заниматься людоедством нравственно или безнравственно ?

 

Аватар пользователя Konstantin_anti

А фраза "буйный нрав" тоже сводится к устоям и традициям коллектива и общества?

Аватар пользователя kosmonaft

Старался сначала замаскировать, а затем обойти то, что связано не с нравами, а с нравом, так как именно эту тему пока не очень готов обсуждать. Пока могу сказать только то, что нрав может быть только либо буйным, либо тихим, а этого для отнесения его (нрава) к тому, что сегодня называют "нравственностью", думаю, явно недостаточно. При этом буйного или тихого нрава могут быть не только люди, но так же и животные.
А ещё, если пофантазировать, то можно нравственность притянуть ещё и к тому, что большинству людей НРАВится...,))

Аватар пользователя Konstantin_anti

У нас с Вами расходится взгляд о нравственности.
Я думаю, что нрав - это естественное предпочтение, отношение к вещам и подходам к жизни, свойственное человеку.

Идею о том, что Нрав и нравственность - это то, что вам нравится, уже высказывала тут одна философесса.

И поэтому я не могу понять, как некая склонность, свойственная человеку, может быть коллективной, общественной.
Вот мораль - да. Она общественна...

Аватар пользователя kosmonaft

Идею о том, что Нрав и нравственность - это то, что вам нравится, уже высказывала тут одна философесса.

Это не то, что нравится мне или вам, а то что по нраву членам общины или общества. От слова "нрав" можно образовать ещё и слово "нравоучение". И это не особый вид учения, а, скорее, ближе к наставлению. К наставлению на "путь истинный". А ещё о человеке, который не просто хочет что-то сделать, а упорствует в своем стремлении, говорят: так и НОРОВит.
Если же говорить о нраве, как о характере, то нрав или характер не только даётся от рождения, но ещё и либо вырабатывается, либо усмиряется. Но, если танцевать от понятий, почему-то о характере можно сказать "волевой характер", такого словосочетания как "волевой нрав" лично мне слышать не доводилось. Получается, что нрав и характер - это совсем не одно и тоже.

Аватар пользователя Konstantin_anti

Не знаю, но как по мне, то нрав и характер - это почти одно и то же. Этими словами характеризуют восприятие особенностей человека и чего-то, свойственного человеку и отличное от других.
Нрав, характер,менталитет и т.д. они про отличия чего-то от кого-то.
Мораль, этика, идеология - они про сходства и близкость кого-то друг к другу.
Но говорить, конечно, можно и так и так.
Но все эти разговоры уже лишь путает.
Просто такое понимание мне ближе.

Аватар пользователя Фиалка Сефико

В целом всё это можно воспринимать как неплохую поэзию или лирику (хотя я не люблю ни то ни другое) но какого то логического обоснования, объяснения или доказательства всеобщей нравственности не было предложено. У вас не философский а прозаический стиль мышления) 

Аватар пользователя Konstantin_anti

Моё мнение и моя философия имеет право на существование. Вам до меня ещё расти и расти.

прощайте!

***

Дотронься не слышно,

Встань рядом, встань

Разрядом по крыше,

Встань рядом, стань

Мы с тобой звёздами кажемся разными

Ты звезда синяя, я ярко-красная

Очень не вовремя, слишком бессмыссленно

Тысячи раз или бесчисленно

Мы разбиваемся за автострадами

Под снегопадами