В отличии от феномена, который всегда есть доступное восприятию субъекта непосредственное явление в реальной действительности чего-то конкретного, - ноумен есть мысленное абстрактное образование в формах системы сознания, он доступен только интеллектуальному созерцанию субъекта с критериальных точек зрения практики и системности в сознании. Непосредственно в системе сознания ноумен может быть оценен на истинность лишь формально с т.з. системности, а путём интерпретации (реализации) духа ноумена в лице волящего субъекта уже возможна, согласно некого критерия истинны, реальная (пусть и косвенная) оценка ноумена с т.з., скажем, успешности практической жизнедеятельности субъекта в реальной действительности.
Все ноумены есть всеобщности всевозможной степени обобщения, систематизированные в сознании в ноуменальное миропонятие, - ноумены являются "когнитивными зеркалами", в которых субъект видит отражение реальной действительности, - "зеркалами", глядя в которые субъект непосредственно жизнедействует, необходимо преобразовывая себя и мир вокруг.
Нельзя категорически утверждать, что ноумен есть лишь нечто исключительно принадлежащее сознанию и что он есть ничто для реальной действительности, т.е. что он не имеет никакого материального воплощения, даже опосредованного. Так же нельзя категорически утверждать, что ноумен есть нечто абсолютно исчерпывающее свой предмет и что он лишь представляет трансцендентальные априорные идеи чистого разума. Так нельзя утверждать потому, что даже в "самых-самых" абстрактных ноуменах присутствует их регулятивная привязка к субъективной практике, посредством которой ноумены имеют, пусть и косвенное, но отношение к результатам жизнедеятельности субъекта, - к практическим результатам, как к таким вот отдалённым своим опосредованным действительным воплощениям.
Все ноумены не абсолютны и основываются прямо или косвенно на практике, - ведь у всякого ноумена-абстракции, не предполагающего какого-то основания в практике, не может быть свидетельств о разумности в нем мыслимого. И как заметил Кант - идеи чистого разума должны быть плодотворными регулятивными принципами, нацеленными на смыслообразующий синтез многообразия опыта жизнедеятельности субъекта в системе его знаний - без востребованности тем или иным образом ноуменов в жизнедеятельности субъекта, ноумены мертвы.
Кант: «Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как "вещь в себе", не заключает в себе никакого противоречия»
Кант допускает проявление ноуменов в виде образований самих по себе и из себя самих как-то феноменально являющихся. И в этом есть смысл – производимая волением субъекта на свой страх и риск в целях выживания интерпретация (воплощение в реальной действительности) ноуменов, составляющих содержание системы сознания, и есть вот таким образом непосредственное феноменальное явление в реальной действительности ноуменального сознания субъекта посредством результатов его практической деятельности.
Ноумены, как нечто только лишь мыслимое, к осмыслению в сознании возможны лишь в системной целостности сознания, выражающейся в определяемости ноуменов друг через друга. Эта системная целостность сознания, разумно опосредованная жизнедеятельностью субъекта, и есть некой степени истинное отображение-представление субъектом всецелой объективной действительности.
Генезис ноуменов происходит непрерывно на основе конкретной практики жизнедействующего субъекта – этот генезис есть духовный результат развития (эволюции) сознания субъекта в процессе его борьбы за выживание в среде существования. Наиболее общие ноумены-категории есть фундаментальные и наиболее чистые априорные формы сознания, формирующие и характеризующие само субъективное сознание в целом. Они есть достаточно устойчивые и незыблемые трансцендентальные образования, но не абсолютные, хотя их фундаментальность и основывается на устойчивой и долговременной гармонии системы сознания субъекта. Сознание же, будучи достаточно гармоничной и устойчивой системой ноуменов, в процессе жизнедеятельности "в долгую", все же нуждается (пусть и очень редко) в совершенствовании (посредством рефлексии субъективного сознания в себя) своей целостной ноуменальной структуры и содержания на пути постижения абсолютной гармонии, абсолютной идеи, на основе успешно жизнедействующего субъекта сознания.
В фундаменте строения всех ноуменов извечно лежит снятое остенсивное начало, которое хотя в основном и скрывается под многочисленными абстрактными наслоениями, но безусловно всегда есть именно первое звено в восхождении от реальной действительности к её отражению в ноуменальной абстракции сознания субъекта. Остенсивное начало, будучи первым посылом субъективному сознанию из реальной действительности и будучи обосновывающим и формирующим ноуменальную картину мира сознания, есть безусловно первофундамент всякого знания.
Ноумены-категории называют неотвлекаемыми ноуменами – они определяются как собственные категориальные образования системы сознания, организующие и систематизирующие его. Они непосредственно (напрямую) не порождают реальные продукты деятельности субъекта, а лишь делают это косвенно. В основном функция неотвлекаемых ноуменов - это указывать на то, что является наиболее общим, что обладает высшей значимостью в виде чего-то бесконечно-идеального: свободы, бессмертия, идеального государства, Бога и т.п. Эти ноумены указывают на пределы (максимы) бесконечного мира феноменов и обозначают в идеализированном мире сознания субъекта некие трансцендентальные границы, имеющие абсолютизированное значение.
Субъект, опираясь на объективные результаты своей жизнедеятельности и действуя на свой страх и риск на основе своего ноуменального, всегда имеет возможность с той или иной степенью верности посредством практики определять эффективность (истинность) ноуменов своего сознания. Именно в субъективной практике в лоне природы и возможна действительная "интерпретация" ноуменов и только её результаты дают знать субъекту об истинности (эффективности) мира ноуменов его сознания, а это необходимо в потом смысле, что только успешное применение субъектом своего ноуменального сознания в его жизнедеятельности и даёт ему возможность успешно выживать в реальном мире, - а именно сознание и наделяет субъекта существенным преимуществом в его приспособляемости к среде существования.
Необходимость тех или иных ноуменов для жизнедеятельности субъекта определяется целями и задачами субъекта в среде его существования, его навыками, возможностями и доступными ресурсами. Формирование субъективно необходимых ноуменов всегда осуществляется путём ноуменального опонячивания продуктивной деятельной способности субъекта. Субъективная деятельная способность есть возможность к осуществлению некого реального нечто посредствам субъективной деятельности на основе ноуменального образа этого нечто, объективизация которого определяется реальной потребностью и волей субъекта... - некое нечто обладает бытием в его другом таким образом, что бытие этого нечто всегда возможно к становлению посредством деятельного субъективного бытия этого другого, - бытия, которого пока как бы нет, но вместе с тем оно возможно и тем как бы есть.
Ноумен, в отличии от феноменально-конкретного нечто, абстрактен и значит его всегда в той или иной мере можно трактовать по-разному, однако, при этом, хотя ноумен и не содержит исчерпывающих характеристик, как это присуще феноменально-непосредственному, но он в основе своей достаточно содержателен и осмыслен. Польза и удобство ноумена заключаются в его абстрагированности от конкретной текущей реальности, благодаря чему один и тот же ноумен может в той или иной мере служить моделью и руководством к действиям в различных конкретных ситуациях.
Сформированная и удерживаемая субъективным сознанием системность ноуменов, есть один из смыслообразующих факторов сознания и залог его относительной истинности. Ноумены в системе сознания посредством этой системной взаимосвязи обретают системный смысл. Развертывание форм ноуменов в сознании субъекта происходит на пути совершенствования их форм до идеальной, что в свою очередь возможно лишь при достижении абсолютной гармонии самой системы ноуменов сознания, определяющего успешность практической жизнедеятельности субъекта, - и только в результате реализации диалектики этих двух моментов (системности форм сознания и практики) и возможно постижение субъектом сознания абсолютного знания, исчерпывающи истинно отражающего всё мироздание...
Комментарии
В отличие от феномена, который есть явление, доступное к осознанию посредством чувственного восприятия, ноумен - это нечто мысленное, умопостигаемое, интеллигибельное, что с материальной т.з. ничто, не обладающее непосредственным феноменальным явлением. Совокупность ноуменов в формах сознания образует формально систематизированный интеллигибельный мир.
Кант называл ноумены априорными идеями (постулатами) не опирающегося на опыт (чистого) разума. Кант: «...мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности». Эти идеи (ноумены): Бога, души, бессмертия, свободы, бесконечного мира и т.д., не имеют основания в практике и не являют собой теоретическое доказательство существования в них мыслимого.
Кант: «Понятие ноумена, т е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как "вещь в себе" ... не заключает в себе никакого противоречия».
Всякая реальная "вещь в себе" непосредственно феноменально является, ноумен же является опосредовано и явление это его двояко – это явление в виде феномена практики субъекта согласно понятию ноумена и явление феномена сознания, как идеальной системы ноуменов. Эта диалектика порождает и развивает ноумен через единение реальных результатов практики субъекта и обязательной системности ноуменов сознания.
Практическая интерпретация придает смысл ноумену, устанавливая взаимно однозначное соответствие между ноуменом и реальными вещами, а будучи однажды интерпретирован, ноумен становится утверждением, на основе которого уже можно делать выводы об истинности или ложности чего-то, освещаемого ноуменом. Будучи же частью системы ноуменов сознания, ноумен системно гармонизируется и совершенствуется в процессе непрерывного развития и гармонизации самого сознания.
Польза и удобство ноумена заключаются в его абстрагированности от конкретной текущей реальности, благодаря чему один и тот же ноумен может в той или иной мере служить моделью и руководством к действиям в различных конкретных ситуациях.
Можно выделить следующие типы ноуменов:
1) Ноумены рассудка (формальные) и ноумены разума (понятия "истины", первоидеи).
2) Ноумены отражающие реальную действительность и ноумены, сформированные исключительно в сознании.
3) Ноумены определённые (систематизированные) целостной системой ноуменов и ноумены сами по себе.
4) Ноумены имеющие свою границу определённую в системе ноуменов и ноумены имеющие границу как предел.
5) Неотвлекаемые ноумены – собственные категориальные образования формальной системы сознания (формы форм), организующие и систематизирующие его...
В каком смысле у Вас употребляется слово ноумен? Как умопостигаемая сущность вещи, или просто как понятийное представление о вещи?
Вначале о чистых (неотвлекаемых) ноуменах, которые не являются в реальной действительности, а есть только мысленные абстрактные образования, - о таких ноуменах в общем-то в основном и говорил Кант. Других типов ноуменов много, скажем, рода или вида, которые есть ментальные обобщения, они не являются в реальной действительности, хотя и могут как-то быть корреспондированы с какими-то реальными вещами.
Кант: «...мы не можем даже утверждать, что познаем и усматриваем возможность этих идей, не говоря уже об их действительности». Это идеи (чистые ноумены): Бога, души, бессмертия, свободы и т.д., - они есть ноумены-"аксиомы", лишенные оснований в практике и теоретически недоказуемые, - они принимаются такими как есть и приравниваются к истине, - и про них Кант говорит: «Понятие ноумена, т е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как "вещь в себе" ... не заключает в себе никакого противоречия». А раз всякая "вещь в себе" должна непосредственно феноменально являться, то ноумен-"вещь в себе" тоже должен являться, – явление чистого ноумена есть непосредственное подсознательное неопровергаемое чувство, порыв и т.п. – например: чувство свободы - хотя разных определений свободы много, но всё это слова, и только чувство, порыв, зов свободы и есть сама свобода – вот такой непосредственно являющейся ноумен, как и любая реальная "вещь в себе".
Врождённых осознанных ноуменов не бывает, осознанные же ноумены возникают в процессе жизнедеятельности субъекта в развивающейся системе его сознания. Этот момент развития касается (пусть и очень редко) и чистых (неотвлекаемых) ноуменов. Исторически тут происходит как с теорией - старая теория в составе новой теории истолковывается как относительная истина, т.е. как частный случай более успешной и точной теории (пр. - механика Ньютона и ТО Эйнштейна), в которой аксиомы старой теории становятся доказуемыми теоремами. В случае ноуменов - чистые ноумены предшествующей системы сознания становятся каким-то типом обычных ноуменов в обновлённом сознании.
В случае вещей, то тут диалектика с её критерием корреспондентной теории истины, с её идей независимой и открытой познанию реальности, сопоставление с которой ноуменального содержания сознания, выполняет критериальную функцию. Здесь имеется внутренне противоречивый процесс, связанный с безграничным постижением истины (верного ноумена), - происходит движение от знания ограниченного, приблизительного, ко всё более глубокому и точному: ноумен формируется как понятийное представление о некой вещи вообще, затем волящим субъектом необходимым для жизнедеятельности образом конкретно реализуется в реальности, после чего результат снимается и в синтезе, с уже имеющимся в сознании понятийным представлением ноумена, формируется новый ноумен, который на данный исторический момент будет уже некая умопостигнутая сущность вещи, - ...и так по кругу до обретения идеального ноуменального...
Само слово абстракция подразумевает опору на реальность, в которой отбрасываются неважные аспекты, и оставляется главное. У Канта, насколько я понимаю, чистые понятия не являются абстракциями чего-то реального.
Возможно, в Диамате и утверждается нечто подобное, но по-моему критерием для диалектики служит противоречие. Т.е. скорее для нее имеет место когерентная теория истины.
А могут быть не верные ноумены?
Непонятно используете ли Вы вообще понятие сущности.
Напрямую чистые понятия (ноумены) действительно не являются обобщениями чего-то реального – они обобщения обобщений, а их явление есть сам субъект с его успешной (или нет) жизнедеятельностью на основе сознания с его чистыми (неотвлекаемыми) понятиями и тут всё просто – если чистые ноумены его сознания вовсе "не чистые", то субъект гибнет, унося с собой вместе с сознанием в могилу и "бредовые" чистые ноумены, если же с "чистотой" порядок, то и жизнь прекрасна.
Понимаете, когерентная теория рассматривает системность как смыслообразующий фактор, а значит истина вытекает из этого, т.е. знание принимается в качестве истинного, что исключает понимание познания как стремления к истине. Мало того, - здесь истина становится плодом лишь фантазии на основе придуманных же критериев (полноты, непротиворечивости, разрешимости и взаимонезависимости аксиом). А ведь теории это не просто игра ума, а должна быть подспорьем субъекту в его реальной жизнедеятельности, иначе теория это пустой звук.
Да, могут быть – ничто в мире не исчезает мгновенно, так и субъект гибнет (вместе с не верным ноуменом) от ошибок своего сознания не сразу, даже может успеть, поняв пагубность действий из какого-то понятия (ноумена), скорректировать свои ноумены или хотя бы отказаться от них, поняв их ложность. И покуда жив субъект, есть в лице его сознания и не верные ноумены.
По Гегелю сущность это видимость (что, заметьте, перекликается с кантовской "вещью в себе"), воспринимая видимость субъект формирует абстрактные обобщения в понятие (строит ноумены) этой сущности, - причем у разных субъектов понятий сущности одного и того же много и есть конечно и общепринятые...
Обобщения обобщений это обобщения. У Канта чистые понятия вообще не обобщения.
Я говорю, что когерентная теория истины подходит именно для диалектики, потому что в ней речь не идет соответствии чему-то внешнему мысли.
В моем понимании ноумен это умопостигаемая сущность. В этом смысле он не может быть не истинным, как не может быть не истинной реальность. У Вас ноумены это представления субъекта. Насколько оправдана такая терминология? Насколько она согласуется с общепринятой?
Если чистые понятия не обобщения, то значит это божественные откровения, или же по вашему чистые понятия это нечто врождённое, как врождённые инстинкты? – и неужто у разных народов в разные времена они одинаковые точь-в-точь? – и не магически же передаются и согласовываются в социуме чистые понятия?
Кант как-то рассматривал пространство и время как принципы априорного знания (что с т.з. современной науки довольно сомнительно), но, скажем, решение вопроса бессмертии души, бытии Бога и т.п., он связывал с задачей "самопознания разума" и только. А раз самопознание, то оно должно иметь смысл (быть зачем-то и как-то проверяемо) и значит должно хотя бы косвенно быть как-то приложимо к практике.
Объясните пожалуйста – зачем хоть кому-то мысль, которая НИКАК не отсвечивает во вне? – это же ТОЖЕ самое, что и пустой бред – ну так же?
Конечно, можно догматически утверждать истинность чего-то "чистого" в сознании, как некой абсолютизированной регулятивности, но чтобы распространить с какими-то целями такое на социум, потребуется внешнее воздействие аля принуждение – заметьте: ВНЕШНЕЕ, а значит это внешнее коснётся и "чистоты" таким образом утверждаемого – не так ли? – а может вы назовёте свою версию возникновения в сознании "истинного"? И потом – вы что, хотите сказать, что чистые ноумены, возникшие не на прямую, а как обобщения обобщений, НЕ МОГУТ быть истинными лишь потому, что они таким образом возникли – почему нет?
И существенное замечание – речь идёт о ноуменах не просто субъекта, но СОЦИАЛЬНОГО субъекта, – у не социального субъекта чистые ноумены это лишь врождённые (чистые) инстинкты, хотя и условные инстинкты у него ТОЖЕ могут стать (закрепиться) "чистыми"...