Метод самоисследования Шри Рамана Махарши: "Кто я?"

Аватар пользователя Потерпевший

Сообщение "посвященное метафизике и онтологии на основе учения Шри Рамана Махарши в виде основных тезисов, в Вашем изложении, без обоснований и длинных рассуждений. Если такое возможно" (Евгений Силаев, Palex) сделан в основном на основе его книги "Весть истины и прямой путь к себе" (можно скачать например здесь: http://www.koob.ru/makharashi/ ) путем выборки фрагментов текста.

Шри Рамана Махарши (30 декабря 1879 - 14 апреля 1950) - известный индийский философ и мудрец.

Прямой путь к Истине.

Интерес к этому Учителю, его Учению и особенно практике Учения сейчас очень велик не только в самой Индии, особенно Южной, но и в США, Канаде, европейских странах, ибо Учение дает простой, прямой и ясный ответ на любые вопросы, а Путь Само-исследования, который он открыл людям, может практиковаться подготовленным учеником дома, на работе, где и когда угодно так же успешно, как и в лесу. Этот Путь не зависит от какой-либо религии, а наоборот, лежит в основе всех религий.

Какова Истинная Природа человека? Что такое Истинное человеческое Я? О познании человеком себя философы размышляют, говорят и пишут тысячелетиями. Бесчисленные религии мира и их последователи тоже тысячелетиями решают этот глобальный вопрос, определяющий Смысл человеческой жизни, поведение человека и человечества, выбор того или иного сознательного духовного пути. Для человека с философским складом ума или склонного к интроверсии, обращению ума вовнутрь, это особенно интересно, а в наше переломное время разрушения прежних установок, парадигм, идеалов - самоопределение, основанное на внутренних ценностях, важно как никогда практически для каждого мыслящего человека. Только осознав себя, можно познавать других и окружающий мир, ибо если мы не знаем, кто познающий, то как можно доверять результатам познания? Зачем нам результаты измерений, если прибор имеет другое назначение или дает большую погрешность? Зачем нам проводник, если он сам - слепец?!

Само-исследование реально возможно только посредством интенсивного обращения ума вовнутрь. То, что окончательно осознается результатом такого поиска Источника, есть поистине Сердце как неразличённый Свет чистого Сознания, в котором отраженный свет ума полностью поглощен.

Вопрос о Сердце возникает, потому что вы ищете Источник сознания. Для всех глубоко мыслящих умов исследование "Я" и его природы имеет неотразимое очарование.

Называйте это любым именем - Бог, Самость, Истинное Я, Сердце или Источник Сознания - это все одно и то же. Главное, что должно быть схвачено здесь, это что СЕРДЦЕ означает само Ядро, Сердцевину бытия, Центр, без которого нет ничего.

Что же это за вопрос "Кто я?". Этот вопрос, обращенный человеком к самому себе, является ключом и сутью духовного пути Исследования (Поиска) Самости, который можно попытаться выразить, анализируя работы Шри Раманы Махарши, его наставления ученикам и почитателям:

1. Прежде чем познавать внешний мир, следует познать себя, а потом решать остальные задачи, если они останутся.

2. Истинной Природой человека является Абсолют, Чистое Бытие, Самость, Я, без всяких атрибутов и умственных концепций (построений), то есть "Я ЕСМЬ".

3. Виновником отклонения человека от его Истинной Природы является эго, возникающее между чистым Сознанием и телом человека, не обладающим сознанием.

4. Эго - это мысль "я - тело", мысль "я", первичная, коренная мысль ума, из которой, как из корня, вырастает все древо ума и которая бежит, когда ее начинают искать прямым исследованием: «Кто я?».

5. Источником эго является чистое Сознание, чистое Бытие, Сердце, не связанное с физическим телом; в этот Источник эго уходит, преследуемое вопрошанием «Кто я?», и тогда на опыте переживается, что реальна только Самость - Истинное Я (то есть Я, а не "я"), а все остальное (понятия "мир", "Бог", "человек", весь мир объектов) реально только до тех пор, пока сохраняется чувство эго.

6. Истинный Путь Знания заключается в непрерывном поиске Источника "я" (эго) умом, повернутым вовнутрь, с помощью исследования «Кто я?», и если ум при этом достигает Сердца, то "я" тонет (в Источнике), а Единое (Истинное Я, Самость, Атман) самопроизвольно появляется как Я - Я (пульсация Истинного Я, Сердца, которая отражает природу Самости как чистого Сознания и физически воспринимается продвинутым искателем Истины) .

Таким образом, ничего не нужно достигать. Нужно просто БЫТЬ, быть Самим Собой, контролируя проявления эго и изгоняя его исследованием «Кто я?», или различением между Истинным Я и эго, то есть между Я и "я". При возникновении любой мысли следует, сосредоточившись исключительно на ней, спросить себя: «Для кого возникла эта мысль?», а после внутреннего ответа эго: «Для меня» нанести ему удар ниже пояса прямым вопросом: «Кто я и где его Источник?», что приводит сразу к исчезновению мысли и приглушению эго. Промежуток между двумя мыслями будет при глубоком сосредоточении переживаться как "очищенное эго", как пребывание в Истинном Я. Проведение этой Практики возможно не только в плановой медитации, но и в каждую минуту ежедневной жизни.

- "Шок страха смерти заставил мой ум обратиться вовнутрь, и я мысленно сказал себе: "Сейчас пришла смерть, но что же это значит? Что есть то, что умирает? Это умирает тело". И я сразу инсценировал приход смерти. Я лежал, жестко вытянув члены, как бы умерщвляя плоть, имитируя труп, чтобы возможно более реально провести исследование. Я задержал дыхание и плотно сжал губы, так что ни один звук не мог вырваться наружу, и ни слово "я", ни другое слово не было произнесено. "Ладно, - мысленно сказал я себе, - это тело умерло. Оно будет отвезено, как труп, к месту кремации, сожжено и превратится в прах. Но умру ли Я со смертью тела? Разве тело - это Я? Оно безмолвно и инертно, но я продолжаю чувствовать полную силу своей индивидуальности и даже слышать голос "Я" внутри себя, отдельно от него. Значит, Я - Дух, превосходящий тело. Тело умирает, но Дух, превосходящий его, не может быть затронут смертью. Это означает, что Я - бессмертный Дух". Все это не было тусклой мыслью, а вспыхнуло во мне ярко, как живая Истина, которую я воспринял непосредственно, почти без участия мыслительного процесса. "Я" было чем-то очень реальным, единственной реальной вещью в моем состоянии, и вся сознательная активность, связанная с моим телом, была сконцентрирована на этом "Я". С этого момента "Я", или Самость, мощным очарованием сфокусировало на себе мое внимание. Страх смерти исчез раз и навсегда. С того времени погружение в Самость не утрачивается. Другие мысли могут приходить и уходить, как различные музыкальные тона, но "Я" остается словно основной тон, на который опираются и с которым смешиваются все остальные тона. Занято ли тело разговором, чтением или чем-нибудь еще, я постоянно сосредоточен на Истинном Я. До этого кризиса я не имел ясного восприятия моей Самости или сознательного влечения к НЕЙ. Я не чувствовал ощутимого или ясного интереса в НЕЙ, а еще менее - какой-либо наклонности к постоянному пребыванию в НЕЙ."

Такое переживание Тождества очень редко приводит к Освобождению. Чувство Единства приходит к искателю, но внутренние тенденции эго снова и снова омрачают его. Искатель с этого времени имеет память, несомненную уверенность Истинного Состояния, но он не живет в нем постоянно. Чтобы не было тенденций, толкающих его снова назад, к иллюзии ограниченного отдельного существования, искатель должен стараться очистить ум и достичь полного смирения.

Замечательно, что в случае с Махарши не было ни омрачения, ни рецидива неведения. Наоборот, Он с этого времени всегда оставался в состоянии постоянного тождества Единой Самости.

Он не испытывал нужды в рациональном подтверждении сияющей Реальности, в которой был утвержден, но Его последователи просили разъяснений, поэтому Махарши стал читать для них книги, разъясняя их суть. Таким образом он стал эрудитом, не ища эрудиции и не придавая ей значения.

В Его взглядах не было заметно никаких изменений или развития на протяжении более полувека. Иначе и не могло быть, так как Он не вырабатывал философии, а просто узнавал различные аспекты Трансцендентальной Истины в теориях, мифах и символах, когда знакомился с ними. То, чему Он учил, была основная доктрина Недвойственности, или адвайта. которая, в конечном счете, поглощает в себе все другие доктрины: Бытие есть Единое, и ОНО проявлено во Вселенной и во всех творениях без изменения их вечной, непроявленной Самости, подобно тому как во сне ум создает образы людей и событий, а человек, ничего не утрачивая с их возникновением и не приобретая с утратой, не прекращает быть самим собой.

Некоторым трудно уверовать в эту систему, полагая, что она отрицает реальность мира, но Махарши разъяснял им, что мир нереален только как отдельное самодовлеющее явление, но реален как проявление Самости, точно так же, как сюжет на киноэкране реален как изображение, но нереален как факт действительной жизни. Некоторые боялись, что этот взгляд отрицает существование личного Бога, которому они могут молиться. Такой подход, однако, превосходит доктрину религиозности, не отрицая ее, ибо в конечном счете почитающий обретает Единство с Почитаемым. Человек, который молится, и Бог, к которому обращена молитва, реальны только как проявления Самости.

Как сам Махарши осознал Истинное Я без предварительных теоретических наставлений, так Он уделял мало внимания теории и в наставлении своих учеников. Теория, излагавшаяся Им устно и присутствующая в Его произведениях, вся направлена к практической цели: помощи в Само-исследовании, под которым понимается не какое-либо психологическое изучение, но познание и пребывание Истинным Я, существующим позади эго, или ума. Вопросы, задаваемые только для удовлетворения любопытства, Он игнорировал. Например, на вопрос о состоянии человека после смерти Он мог ответить: «Почему вы хотите знать, чем вы будете, когда умрете, раньше того, что вы есть сейчас? Сначала узнайте, кем вы являетесь теперь». Таким образом Он поворачивал спрашивающего от ментального любопытства к Духовному поиску. Подобные ответы Он давал и на вопросы о самадхи или о состоянии джняни (человека, осознавшего Истинное Я): «Почему вы хотите знать о джняни раньше, чем вы узнали самого себя? Сначала найдите, кто вы». Но когда вопрос порождался задачей открытия себя, Махарши проявлял огромное терпение в объяснении.

Метод исследования внутри себя, которому Он учил, выводит за пределы и философии, и психологии, ибо разыскивается не эго с его качествами, а Истинное Я, постоянно сияющее без качеств, когда эго перестает функционировать. Ум должен не внушать ответ, а пребывать в покое, чтобы Истинный ответ мог прийти.

Ответ приходит как ток сознания в Сердце, сначала прерывистый и достигаемый интенсивным усилием, но постепенно возрастающий в силе и постоянстве, становящийся более самопроизвольным, действующий как задержка мыслей и действий, разрушающий эго, пока оно окончательно не исчезнет и не останется уверенность в наличии чистого Сознания

Таким образом. Махарши открывал тем, кто обращался к Нему, новый интегральный путь. Древний путь Само-исследования был чистой джняна-маргой, основанной на безмолвной медитации в отшельничестве; более того, Мудрецы считали этот Путь непригодным в кали-югу - темную в духовном отношении эпоху, в которой мы живем. То, что сделал Бхагаван, было не столько реставрацией старого Пути, сколько созданием нового, приспособленного к условиям нашего времени, которому можно следовать в большом городе и в семье не менее, чем в лесу или пустыни, с периодической ежедневной медитацией и постоянным вспоминанием повсюду среди дневной деятельности, с опорой - или нет - на внешнюю обрядность.

Учение Шри Бхагавана - это сущность всех религий, явно провозгласившее то, что было скрыто. Адвайта, доктрина недвойственности - центральный постулат даосизма и буддизма, а доктрина Внутреннего Гуру есть учение "Христос внутри вас", восстановленное со всей полнотой его понимания. Вичара проникает к окончательной истине Ислама, что нет бога, кроме Бога, - что нет самости, но есть Самость. Шри Бхагаван был выше различий между религиями. Священные писания индуизма были доступны Ему, поэтому Он читал их и разъяснял согласно их терминам, но Он мог оперировать и терминами других религий, когда Его спрашивали. Садхана, которую Он предписывал, не зависела от какой-либо религии. Не только индуисты приходили к Нему, но буддисты, христиане, мусульмане, иудеи, парсы, и Он никогда не ожидал от кого-либо изменения религии. Преданность Гуру и прилив Его Милости ведут к углублению реальности каждой религии, а Само-исследование - к окончательной Истине, лежащей позади всех религий.

Истина одинакова как для одного, так и для всех, и Шри Бхагаван направляет серьезного искателя на исследование и критическое изучение своего собственного сокровенного опыта, поиски для себя Сердцевины, Ядра своего бытия, - Сердца, вечно тождественного единой, окончательной Реальности, относительно которой все виденное или познанное имеет лишь феноменальное проявление.

***

Ум - это единственное препятствие, и он должен быть превзойден.

Возьмем еще пример с кинотеатром. При показе кинофильма картины действия проецируются на экран, но движущиеся изображения не задевают и не изменяют экрана. Зритель смотрит на них, а не на экран. Изображения не могут существовать отдельно от экрана, однако сам экран игнорируется. Точно так же Самость является экраном, на котором наблюдаются картины, действия и т. п. Человек осознает последние, но не осознает неотъемлемого первого. Тем не менее мир изображений не находится в стороне от Самости, и, осведомлен ли человек об экране или нет, действия будут продолжаться.

Глубокий сон не является неведением, он есть чистое состояние человека, а бодрствование не является знанием, оно - неведение. Есть полное сознание в глубоком сне и полное неведение в бодрствовании. Ваша настоящая природа перекрывает оба эти состояния и простирается вне их. Самость превосходит как знание, так и неведение. Состояния глубокого сна, сновидений и бодрствования являются лишь формами, проходящими перед Самостью и развивающимися независимо от того, осознаете вы их или нет.

Состояние, которое превосходит речь и мысли, будучи медитацией без умственного усилия, и есть мауна. Подчинение ума - это медитация, а глубокая медитация есть вечная речь. Тишина - это постоянная Речь, это неиссякаемый поток "сообщения", который прерывается словесной речью, ибо слова блокируют этот безмолвный "язык". Лекции могут часами занимать людей, не способствуя их совершенствованию. С другой стороны, Тишина постоянна и помогает человечеству в целом... Под Тишиной подразумевается Красноречие. Словесные наставления не так красноречивы, как Тишина. Тишина - это непрекращающееся Красноречие... Она - лучший из языков. Существует состояние, когда слова исчезают и торжествует Тишина.

С другой стороны, как возникает речь? Существует абстрактное Знание, из которого поднимается эго, являющееся, в свою очередь, мыслью, а мысль вызывает изреченное слово. Поэтому слово - это всего лишь правнук начального Источника. Но если слово может производить воздействие, столь ценимое вами, то насколько более мощной должна быть Проповедь посредством Тишины. Однако люди не понимают этой простой, неприкрашенной истины, Истины их каждодневного, всегда присутствующего, вечного переживания. Эта Истина есть то же, что Самость. Существует кто-нибудь, не знающий Истинного Я? Но людям не нравится даже слышать об этой Истине, в то время как они стремятся узнать о том, что лежит вдали, - о небесах, аде и перевоплощении.

Поскольку они любят тайну, но не Истину, то религии стараются обслужить их так, чтобы в конечном счете привести обратно к Самости. Какие бы средства ни применялись, вы должны в конце концов вернуться к Себе, к Самости. Так почему бы не пребывать в Самости здесь и теперь? Чтобы наблюдать или размышлять о других мирах, Самость необходима, и поэтому люди не отличаются от Самости. Даже невежественный человек, когда он наблюдает предметы, видит только Самость.

Если Самость осознана, то контролировать нечего, так как Самость сияет только после исчезновения ума. В человеке, осознавшем Самость, ум может быть или не быть активным, но для него существует только Самость, ибо ум, тело и мир неотделимы от Самости, а значит, принадлежат ЕЙ. Отличаются ли они от Самости? Так почему нужно беспокоиться об этих тенях, когда Самость известна? Как они могут повлиять на Самость?

Самость сияет Своим Собственным Светом; ОНА - Сердце. Освещение поднимается из Сердца и достигает головы, которая является местопребыванием ума. Мир видим умом, и поэтому вы видите мир отраженным светом Самости. Мир воспринимается действием ума, и когда ум освещен, он познает мир, а когда нет, то он не знает мира. Если ум повернут внутрь, в направлении Источника освещения, то предметное знание исчезает, и Самость одиноко сияет как Сердце.

Чтобы видеть объекты, необходим отраженный свет ума, а чтобы увидеть Сердце, достаточно только повернуть ум к Нему. Тогда ум как источник света можно не учитывать, ибо Сердце самолучезарно.

Чтобы видеть Бога вокруг себя, вы должны, конечно, думать о Боге. Сохранение Бога в вашем уме становится медитацией, или дхьяной, а дхьяна является стадией, предшествующей Осуществлению. Осуществление может быть только Самости и в Самости. Оно не может быть отдельным от Самости, и дхьяна должна предшествовать ему. Делаете ли вы дхьяну на Боге или на Самости, это неважно, ибо цель одна. Какие бы средства вы ни использовали, вам не уйти от Себя, от Самости. Вы хотите видеть Бога во всем, но не в себе? Если всё это есть Бог, то разве вы не включены в это всё! Будучи Богом, стоит ли удивляться, что всё есть Бог?

Очищенное эго переживается в промежутках между двумя состояниями или между двумя мыслями. Эго напоминает червя, который оставляет один свой захват только после того, как выполнит другой, и его истинная природа познается, когда оно не имеет контакта с объектами или мыслями. Вы должны осознать этот промежуток как пребывающую, неизменяемую Реальность, ваше истинное Бытие,

В чем состоит значение Распятия?

- Тело - это крест. Иисус, сын человеческий, суть эго или мысль "я-есмь-тело". Когда сына человеческого распяли на кресте, то эго погибло, а то, что выжило, суть Абсолютное Бытие. ОНО есть воскрешение Великолепной Самости, Христа - Сына Бога.

Но как оправдать распятие? Разве убийство - это не ужасное преступление?

- Каждый человек фактически является самоубийцей. Вечное, исполненное блаженства, естественное Состояние его задушено невежественной жизнью. Таким образом, нынешняя жизнь обусловлена убийством вечного, абсолютного Существования. Разве это воистину не самоубийство? Поэтому зачем беспокоиться об убийстве?

Для кого существуют понятия внутри или вне? Они могут существовать лишь до тех пор, пока есть субъект и объект. Для кого же существуют эти понятия? При исследовании вы обнаружите, что они растворяются только в субъекте. Ищите, кто является субъектом, и такое исследование приведет вас к чистому Сознанию, превосходящему субъект. Обыкновенная самость - это ум. Он имеет ограничения. Но чистое Сознание лежит за пределами ограничений и достигается исследованием природы самого субъекта, как об этом только что сказано.

Получение: Самость всегда здесь. Вы только должны убрать покрывало, препятствующее обнаружению Самости.

Сохранение: как только вы осознали Самость, ОНА становится вашим прямым и непосредственным переживанием и уже не утрачивается.

Расширение: не существует расширения Самости, ибо ОНА является вечной, не имеющей сжатия или расширения.

Уединение: пребывание в Самости и есть уединение, потому что нет ничего чуждого Самости. Уединение должно поддерживаться от одного некоторого места или состояния до другого. Но нет ничего отдельного от Самости. Всё пребывает как Самость, уединение невозможно и невообразимо в этом случае.

Вечное Бытие есть не что иное, как Счастье. Оно приходит как Откровение.

Нужно сделать одно из двух: или отдать себя, осознав свою слабость и потребность в Высшей Силе, помогающей вам, или исследовать причину страдания, войти в Источник и слиться с Самостью.

Есть только один Учитель, и этот Учитель - Самость.

Мир является вашим естественным состоянием, но ум блокирует его. Ваша вичара направлена только на ум. Исследуйте, что такое ум, и он исчезнет.

Однако игра ума навязывает вам мысль, что Блаженство - во внешних предметах и происшествиях, тогда как фактически это Блаженство находится внутри вас. В тех упомянутых выше случаях вы, хотя и бессознательно, но погружаетесь в Самость. Если же вы сделаете это сознательно, с убеждением, что приходит переживание вашего тождества со Счастьем которое есть действительно Самость, единственная Реальность, то вы назовете это Осуществлением. Я желаю вам сознательно погрузиться в Самость - Истинное Я, то есть в Сердце.

Само-исследования состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его Источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно "я" ищет другое "я".

Если вы ищете Истину и только Истину, то для вас нет иной альтернативы, кроме принятия мира как нереального. Почему? - По той простой причине, что если вы не откажетесь от идеи реальности мира, то ваш ум всегда будет действовать согласно ей. Если вы принимаете кажимость за реальность, то никогда не познаете Саму Реальность, хотя именно Реальность есть то, что единственно существует. Этот момент иллюстрируется аналогией со "змеей в веревке". До тех пор, пока вы видите змею, вы не сможете увидеть веревку как таковую. Несуществующая змея реальна для вас, в то время как реальная веревка кажется абсолютно несуществующей.

А какова природа этого мира? Она есть вечное изменение, непрерывное, бесконечное течение. Зависимый, несамосознающий, вечно изменяющийся мир не может быть реальным.

Какова связь между отсутствием желаний и Мудростью?

- Отсутствие желаний есть Мудрость. Они не различаются, это одно и то же. Отсутствие желаний - это воздержание от движения ума к какому-либо объекту, а Мудрость означает, что объекты не появляются. Другими словами, когда не ищется ничего, кроме Самости, - это непривязанность или отсутствие желаний, а неоставление Самости - это Мудрость.

В чем разница между Исследованием и медитацией?

- Исследование состоит в удержании ума в Самости. Медитация же заключается в размышлении о том, что медитирующий есть Брахман, Бытие-Сознание-Блаженство.

Что такое Освобождение?

- Исследование природы своей Самости, находящейся в оковах, и осознание своей истинной сущности есть Освобождение.

***

На большой свадьбе хорошо одетый человек, не знакомый никому из присутствующих, был принят всеми за "друга жениха" и некоторое время пользовался особым вниманием на всех застольях и иных церемониях. Но позже, когда люди начали интересоваться, расспрашивать друг друга, кто же этот всеми уважаемый гость, щеголь тихо исчез. Махарши говорит, что эго, которое мы кормим, балуем и столь высоко ценим, не имеет в реальности отдельного или независимого существования само по себе, и в тот момент, когда мы начинаем исследование его источника и природы, оно исчезает подобно "другу жениха".

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

А какова природа этого мира? Она есть вечное изменение, непрерывное, бесконечное течение. Зависимый, несамосознающий, вечно изменяющийся мир не может быть реальным.

В основном понятно. Спасибо. Собственно, об этом же и приведённые ранее Софоклом цитаты из Кузанского.
Но почему-то данное описание вызывает немного тягостное ощущение.
Бог создал мир за 6 дней, а седьмой день отдыхал, и нам наказал это (делать?).
Такое ощущение, что мы тут находимся в краткосрочном отпуске, и в связи с производственной необходимостью отзываемся для затыкания прорывов в общем производстве. Подтверждением этому служит необходимость сна. Мы можем не работать ("паразитировать"), но не можем не спать. Общеизвестно, что медики рекомендуют спать не менее 8 часов.

Аватар пользователя Потерпевший

Мы можем не работать ("паразитировать"), но не можем не спать.

Некоторые находят возможным работать даже во сне, через осознанные сновидения (а прочие -упускают эту возможность). Тогда их осознанность и в бодрствовании существенно возрастает. Или быть осознающими даже в фазе сна без сновидений. У меня был такой опыт, после того как я очень-очень много нагулялся по лесу (за грибами) под августовским моросящим дождем. И, вообще, когда достигнут тот уровень, что работа по обеспечению выживания оставляет еще и ресурс для работы по нахождению пути и становлению себя ( "…душа обязана трудится…"), то появляется (и уже не исчезает) высший смысл тут-нахождения, с привлечением понятия Бога, или пониманием внутренней природы без привлечения оного. В таком случае и построение мира может быть сознательным и экологичным относительно тех приоритетов которые человек находит в пределе своего поиска ( у Шри Рамана - самость, а у меня "Себя-" (себяволие, себязнание, себяведение)).

А "производственная необходимость", как мне кажется, - это обратная сторона эго (поврежденности). Человек восстановивший свою "самостность" (природу) житийствует (проживает обстоятельства своего бытия) уже по-другому. "Затыковость" перестает быть его качеством, а затем и свойством, поскольку его внутренняя "паразитарность (эго) оказывается не у дел, то и для внешнего паразитирования он становится недоступным.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей!

Если в метафизике раскрываются первоначала природы реальности, мира и бытия, а онтология - учение о сущем; учение о бытии, наиболее общие сущности и категории сущего, то Ваши фундаментальные рассуждения, в основном, посвящены учению о исследовании природы своей Самости, как определенной духовной практике.

Вас просили сформулировать тезисы о метафизике и онтологии основы учения Шри Рамана Махарши. Если это возможно.

ЕС

Аватар пользователя Palex

Потерпевший пишет:

2. Истинной Природой человека является Абсолют, Чистое Бытие, Самость, Я, без всяких атрибутов и умственных концепций (построений), то есть "Я ЕСМЬ".

На мой взгляд, совпадает с Декартовским "я мыслю, следовательно - существую"


Я не знаю, что я знаю
Аватар пользователя Palex

Потерпевший пишет: Хочешь кушать? - Виноват!

Как абсурд у Крылова: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".
Тут - доведенное до сверхабсурда - "Ты виноват уж тем, что хочется тебе кушать"

Нормальный инкстинкт самосохранения, возведенный в грех. Что может быть прекраснее для шулера? Человек надувает сам себя, и дает за это деньги!

Аватар пользователя Сергей Александров

Ещё хуже когда он обижен на еду и поэтому её не ест.

Аватар пользователя Palex

Сергей Александров пишет:

Ещё хуже когда он обижен на еду и поэтому её не ест.

Вы пробовали обидеться на еду в армии? :-)

Аватар пользователя Palex

Потерпевший пишет:

Только осознав себя, можно познавать других и окружающий мир, ибо если мы не знаем, кто познающий, то как можно доверять результатам познания? Зачем нам результаты измерений, если прибор имеет другое назначение или дает большую погрешность? Зачем нам проводник, если он сам - слепец?!

Таким образом, отметаются все измерения. А если погрешность измерима, и низкая?
А если измерению можно доверять? Такого вопроса не должно возникнуть в мозге читающего?

Аватар пользователя Потерпевший

Отвечаю на все реплики сразу:
1. Один античный физик сказал: "дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!"
- Вот она точка опоры - самость ("первофизика"). Далее, вопрос о рычаге - метафизике. И здесь, если действительно философы созрели до практического действия, нам с Вами и карты в руки. Правда нужно еще решить будем ли переворачивать кардинально или только чуть-чуть отбалансируем.
2. "Потерпевший пишет: … " - все это пишет Шри Рамана Махарши, моего текста всего пять верхних строчек, где я пишу: "сообщение сделано путем выборки фрагментов текста в основном на основе его книги "Весть истины и прямой путь к себе" ".
3. Насчет покушать: голодал длительное время, каждую неделя по двое суток, но сейчас пришлось отрастить животик, так как он позволяет при наклонах опираться на "даосский пузырь"( у меня травма позвоночника, и три года назад мне приходилось рубить дрова и перекидывать их к поленнице, стоя на коленях).
4. Измеряльщик измерял несоразмерное себе. Он навел на солнце мелкоскоп собственной важности и …. -"Одним словом "прищурь глаза свои,- и ты увидишь на солнце пятна!" (Козьма Прутков).
4. Декарт предъявлял сомнение предметам мысли, но не я-концепции, ему не хотелось идти очень далеко от мышления к самости (до предела - до первоосновы), а только лишь подобрать под нее (мысль) основание.
5. Я думаю, что к Учению Шри Рамана можно подойти следующим образом:
а) "один рождает два, два рождает три …"
б) один - самость, три - необходимость иметь интеллектуальный инструмент манипулирования миром, два - соответствующая метафизика, которую следует сделать исходя из один и три.

Аватар пользователя Потерпевший

(продолжение)
6. Мне видится следующая конструкция метафилософии, вырастающая из семени недвойственности, прорастающая через кору дулизации и раскрывающаяся цветком мудрости в мире выживания и конкуренции, "многоразмазанности" и раздергивания:

1 Недвойственность
2 Диалектика
3 Триалогия
3.1 Метафизика, онтология
3.2 Аксиология, этика, эстетика
3.3 Учение об активизме
4 Учение о балансе и умном делании

Эту конструкцию мне хотелось бы связать с образом икебаны:

Икебана или икэбана («икэ или икэрю» яп. — жизнь, «бана или хана» яп. — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Где:
1 - сосуд,
2 - проблемная часть композиции, место выхода ветвей из сосуда, которая часто "маскируется" дополнительной, стелящейся ветвью;
3.1, 3.2, 3.3 - ветви "земля", "небо", "человек".
4 - центральная ось композиции - "вертикаль", "умность" (от умного делания и умного внимания).

-------------------------------------------------------------------
1. Недвойственность : Метод самоисследования Шри Рамана Махарши: "Кто я?" приводит ищущего к непосредственному постижению контакта с первоосновой - самостью , а затем и проживания в ней и в мире одновременно (не-от-мира-в-миру). "Эту первичную реальность можно назвать «Дух» (Шри Ауробиндо), «Брахман» (Шанкара), «Бог», «Шуньята» (Пустота), «Одно» (Плотин), «Сущность» (истинное «я», Self) (Рамана Махарши), «Дао» (Лао Цзы), «Абсолют» (Шеллинг) или просто «Недвойственное» (Ф. Г. Брэдли). Рам Дасс называет её «третьим уровнем»; он утверждает, что никакая фраза не может этого описать, поэтому любая фраза подойдёт. Теорию Шри Ауробиндо называют Интегральная адвайта (Википедия. Недвойственность).

Вероятно, языком математики место нахождения недвойственности можно определить как складку (карман бытия самости) а переход в мир проявленности и обратно - как катастрофу.

2 Диалектика.
Как метод, - "для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс).
А переживательно - способность находится и действовать в проблемном состоянии (озадаченности). Развитый человек способен удерживать одновременно две-три проблемы, продвинутый (как я слышал от продвинутых) - до семи-девяти, обычный бежит и от одной - прячется за рационализмом упреждающего знания. Кроме количественной характеристики еще и качественная - способность находится одновременно в пространстве искривления двух (и более) истин -шизотерпимость\шизовыносливость, способность к остраненности и управлению\контролю становления. В пределе - состояние "знания-незнания"

3.3
а) Учение Ницше о сверхчеловеке
б) Стругацкие: "Град обреченный" - активизм, вплоть до восхождения в степень "энтуазмизма", как высший смысл жизни.
в) Щедровицкий Г.П.: организационно-деятельностные игры (ОДИ)

4 Умность - дление состояния интеграции\синтеза -- управление временем.
Мной такое состояние переживалось:
1) как его (времени) растяжка, наполнение, дление сцепления, опрокидывание (некоторые события переживаются как вставка в основную ось времени вспомогательной оси (встающей как бы ортогонально - фрагмента этого же события только в другом временном масштабе и из другого наблюдателя)).
2) по крайней мере, растяжку иногда удается применять сознательно,.
3) проживание параллельно основному потоку времени присутствия "изначального наблюдателя" с временем как бы остановленным – состояние самоосознающего присутствия.

Аватар пользователя mp_gratchev


Философия космоэнергетики

(вклад К.В. Молчанова в философию космоэнергетики)

диалектическая логика

Начало цитирования.
Возможность именно направленно воздействовать на организм человека есть одно из уникальных свойств этого метода космоэнергетики. Главным же является тот факт, что устойчивая практика технологий космоэнергетики, дающая прогнозируемые результаты, не может быть опровергнута научным миром, ибо конкретно определённые последовательности действий дают ожидаемый (требуемый) результат. На сегодняшний день космоэнергетика находится в фазе эмпирического развития и требует многих разумных обоснований и соответствующей теоретической базы, поэтому большим шагом на пути ее развития стало появление философии космоэнергетики (К.В. Молчанов «Магия философии» Москва «Край» 2003). Она поможет осмыслить новые методы познания, а возможно, и структурировать накопленные знания и технологии, которыми уже обладают люди, чтобы обратить их во благо каждого человека и человечества в целом. Результаты, которые даёт этот метод, позволяют говорить о нём, как о направлении, которое в третьем тысячелетии будет иметь широкое распространение и займёт достойное место среди нетрадиционных методов оздоровления человека.
Конец цитирования.
Источник: http://kfs-gav2raza.ru/cosmo.htm

Философия космоэнергетики – философская (а не космоэнергетическая) дисциплина.

"Воспроизведение философии Гегеля – исследования в области процесса воспроизведения философии Гегеля или процесс воспроизведения философии Гегеля – диалектический процесс развития учения Гегеля 3[1] и образования современной философской системы, единой с философией Гегеля, но и отличной от нее. Воспроизведение философии Гегеля – это диалектическое «начинание сызнова» (ибо, согласно Гегелю, дух «должен начинать сызнова» [1, 4, 434]) ее другого, выявляющего новое и, в частности, на ее же кругу постигающего ее саму. Можно сказать, что воспроизведение философии Гегеля – это второй круг (в смысле кругов наук Гегеля) ее же развития, представляющий и ее же и ее иное, переходящие друг в друга, которые, таким образом, и едины, и различны, и переходят друг в друга", (с) Молчанов К.В..

Аватар пользователя Пермский

Алексей,
Как приятно сознавать, что на сайте ФШ я не единственный сторонник эзотерического Учения.

Аватар пользователя Потерпевший

Взаимно!
Мне очень нравится читать Ваши сообщения и комментарии, за которыми слышна опора на знание внутреннее и эрудиция внешняя.

Аватар пользователя Сергей Александров

«Бог, а особенно личный Бог йоги очень слабо связан с остальной системой. Целью человеческого стремления является не единство с Богом, а абсолютное ограничение пуруши от пракрити. Преданность Богу является только вспомогательным средством для достижения конечного освобождения. Мы не можем не сказать, что философия йоги ввела понятие Бога только для того, чтобы быть модной и привлекать умы людей» (Радхакришнан. Индийская философия. Т. 2. – М., 1952, с. 328).

Вот оказывается для чего нужно упоминать в своих нелепицах Бога, Христа, Распятие и так далее - только для пиара. Высморкались , ноги вытерли и дальше пошли.

А реальный же кумир всей теософии и эзотерики это Змей - Люцефер, накормивший Адама и Еву плодом с древа познания добра и зла.

Аватар пользователя Потерпевший

Когда у меня умерла мама, я зашел в церковь, чтобы заказать отпевание. Батюшка был в отъезде, и я разговаривал с женщиной продававшей свечи, крестики иконки и прочее, и выполнявшей другие работы в церкви. Она стала расспрашивать меня: была ли мама крещеная, ходила ли в церковь, и я неожиданно прослезился (вообще то обычно я очень сдержан). И тут я отчетливо "услышал" внутри себя, что между мной и маминой душой образовался мост, и эта женщина через него вошла с ней в контакт, тут же убедилась, что эта душа "христианская" и все вопросы сразу исчерпались. Причем было видно, что она отметила мое осознавание произошедшего. Она записала все, что нужно для отпевания, я заплатил за службу, и она уверила меня, что отпевание будет произведено, как только батюшка приедет.

Жаль, что окружающие, даже если говорят о душе и Боге, произносят слова, за которыми только пустота или переотсылка к другим словам, и жонглируют ими, жонглируют, жонглируют...

То же самое относится и к книгам по теме эзотерики. Уже непонятно стоял ли за ними когда-нибудь непосредственный опыт или только "мозгопудрие", как впрочем, и за большинством философских текстов.

Аватар пользователя actuspurus

Жаль, что окружающие, даже если говорят о душе и Боге, произносят слова, за которыми только пустота или переотсылка к другим словам, и жонглируют ими, жонглируют, жонглируют...

То же самое относится и к книгам по теме эзотерики. Уже непонятно стоял ли за ними когда-нибудь непосредственный опыт или только "мозгопудрие", как впрочем, и за большинством философских текстов.

Солидарен с Вами. Это и мое нынешнее умонастроение. :)))

Аватар пользователя Дилетант

Жаль, что окружающие, даже если говорят о душе и Боге, произносят слова, за которыми только пустота или переотсылка к другим словам, и жонглируют ими, жонглируют, жонглируют...

Да.