Гегель и естествознание

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Введение

Если вернуться в эпоху Гегеля, то в то время в физических науках преобладало традиционное мышление, опирающееся на теорию тяготения, в которой признавалось, что гравитация как универсальное взаимодействие управляет эволюцией Вселенной. Обоснованием физических законов был метод математического исследования природы. Математика провозглашалась языком физики.

В области применения естествознания в производстве жизненных средств и благ к периоду жизни Гегеля был совершен переход от ремесленного хозяйства, основанного на индивидуальной сноровке и тайне ремесла, через кооперацию и мануфактуру к крупной промышленности, в основе которой уже лежали технологические процессы. Это было время, когда технология опережала теорию, поэтому в философии естествознания также был необходим переход от ремесленного мышления, основанного на интуиции, к научной технологии мышления – Высшей логике (диалектической логике), исследование которой и было начато Гегелем в «Науке логики».

Отсталость теории по отношению к техническому прогрессу, по мнению Гегеля, заключалась в мировоззрении самих естествоиспытателей. Естествоиспытатели утверждали, что они только наблюдают, высказывают то, что они видят. Но это, как считал Гегель, неправда: они бессознательно подменяют непосредственно виденное ими ограниченным стереотипным понятием, и спор ведется не между наблюдением и абсолютным понятием, а между этим ограниченным понятием и абсолютным.

Здесь налицо, выражаясь современным языком, разрыв «двух культур» познания, где одна сторона представлена естественнонаучной культурой, доказывающей физические законы с помощью математического метода, а другая сторона опирается на диалектику естествознания, в основе которой лежит философия. Считается, что одна из основных причин спора «культур» познания лежит в различных взглядах на закон противоречий. В диалектике большую важность занимает понятие становления. Становление – это когда нечто есть и одновременно его нет. Иначе говоря, становление невозможно выразить без противоречия. А противоречие для традиционной логики выступает как нечто абсурдное и «темное».

История распорядилась так, что диалектическая логика осталась за бортом доминирующего, традиционного мышления в естествознании. В физике следовали простым правилам: работает – и ладно; при помощи логики никто ничего не открывает; силлогизм как орудие исследования бессилен; в исследовании роль доказательства играет не логика, а интуиция, которая идет поверх всякой логики; и вообще математика может быть названа «матерью философии».

И эти правила срабатывали, пока люди не захотели установить контакт с внеземными цивилизациями. Старые методики перестали работать. Земля не может выйти на связь с космосом, так как не знает кода Вселенной. Код расшифровке не поддается. Космос «молчит». Интуиция («метод тыка») не помогает. Разрыв «двух культур» познания перерос в разрыв между культурой Земли и культурой Вселенной.

Каковы же пути «модернизации» культуры познания в исследовании природы?

Обратимся к истории философии и остановимся на отношении Гегеля, а, следовательно, и самой диалектики к математическому методу в физике. Свою позицию по данной теме диалектика выражает таким образом:

«Математика вообще не в состоянии доказать определения величины в физике, поскольку эти определения суть законы, имеющие своей основой качественную природу моментов; математика не в состоянии это сделать по той простой причине, что она не философия, не исходит из понятия, и поэтому качественное находится вне ее сферы».

Но революционный характер гегелевской философии и диалектики в области естествознания был выражен следующим положением: «…Рассматривая предметный мир, <…> мы на самом деле всегда уже имеем в виду как цель такого рассмотрения меру, и на это указывает наш язык, который называет исследование количественных определений и отношений измерением» (ЭФН, §106). Впоследствии важность измерения отмечал и Д. И. Менделеев в своем широко известном высказывании: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». К сожалению, теория измерения научным мировым сообществом была плохо понята и отдана «на откуп» метрологии.

Теория измерения

В силу различных обстоятельств в XXI в. по-прежнему наблюдается отставание теории от применяемых технологий.

Тщательный анализ производства показывает, что технологический процесс в качестве теории и практики измерения во многих положениях совпадает с «Наукой логики» Гегеля. То есть правила, которыми руководствуется инженер на предприятии, вполне согласуются с законами диалектики. По сути, «Наука логики» в виде техпроцесса становится настольной книгой инженера.

На деле получается, что в области технологии, как правило, практик («технарь») вынужден переучивать теоретика («чайника») и приспосабливать его к реальному процессу. Поясним, что здесь речь идет не о недостатке опыта, а о принципиальном расхождении между теорией и практикой. Существующая теория естествознания не согласуется с всеобщим квантовым характером реальных технологий. Это ненормальное явление, и анализ его показывает, что решение данной проблемы следует искать в законах диалектики.

Эти исследования в области диалектики квантовых теорий и технологий приводят к выводу о том, что традиционная философия фактически выразила, если прямо («по гамбургскому счету») признаться, один и тот же общий процесс развития в двух законах, которые только продублировали друг друга. Это закон отрицания отрицания и закон единства и «борьбы» противоположностей. В кратком изложении отрицание отрицания - это и есть единство противоположностей. А вот закон взаимного проникновения противоположностей как бы отодвинули в тень, и вместе с этим было утрачено и само понятие диалектики.

Дело в том, что в этом законе прописывается основной принцип диалектики, применяемый как в теории измерения, так и в квантовой теории, которая ниже будет также исследована, а пока рассмотрим процесс измерения.

Диалектика измерения такова, что вещи и процессы, данные в форме непрерывных величин (измеряемые величины), постигаются как дискретные (через единицы измерения). А сам принцип диалектики выражает то, что дискретность и непрерывность являются нераздельными, проникающими друг друга понятиями и что непрерывность так же содержится в дискретности, как и дискретность в непрерывности. Без знания этого принципа, по разумению Гегеля, нельзя, собственно говоря, сделать и шагу в философии.

Итак, в проведенном исследовании культура познания на пути «модернизации» прошла несколько стадий. Первый шаг – приравнивание исследования природы к ее измерению. Второй шаг – нахождение принципа измерения на основе диалектики.

Следующая задача – исследовать предмет и единицу измерения (оговоримся заранее, что под ней понимается сущность) с учетом их однородности в рамках культуры Вселенной. Постановку данной проблемы можно обнаружить уже у древнегреческих философов, которые полагали единое первоначало в бесконечном многообразии явлений природы. Они искали первоматерию в воде, воздухе, огне. Но возникала трудность, каким путем из исходной материальной основы вывести бесконечное многообразие вещей. Шаг вперед был сделан, когда Пифагор провозгласил сущностью всех вещей число. Здесь важен переход от первоматерии к сущности (первосущности). Число уже подчинено законам, которым подчинена и Вселенная.

Гегель обратил внимание на этот переход от реалистической философии к интеллектуальной, которая полагала сущность в логической категории. В «Науке логики» это положение и поиск сущности получили дальнейшее развитие. Важным результатом данного развития было появление идеи универсального движения и изменения. Таким образом, изучение не вещества, а движения и его законов становится главным предметом диалектики. Природа же самого вещества вытекает из форм движения и познается только через движение.

Поиск путей к сущности приводит Гегеля к применению категории меры. Анализируя историю философии по данной теме, Гегель понимает, что является первооткрывателем меры как третьей категории к качеству и количеству. Далее, признавая необходимую связь категорий, Гегель исследует переход меры в сущность и пути реализации сущности в законе. Следовательно, мера, сущность и закон являются однородными, однопорядковыми понятиями.

Следует так резюмировать результаты исторического пути, который пройден в поисках единого первоначала мира: сущность есть прежде всего закон, а в качестве закона является и единицей измерения. Именно с этого момента можно было уже вести серьезный разговор о Теории измерения. Исследование самоизмеряющей природы приравнивалось к ее измерению. Единое первоначало виделось не только в многообразии явлений, но и в каждом отдельном явлении, а это уже прямой путь к науке о мерах.

Обратим внимание также на то, что термины «закон» и «измерение» объединяются в языке в понятии «закономерность», которое можно интерпретировать как «процесс измерения законом».

Что собой представляет закон Вселенной, Гегель, конечно, не мог знать в силу исторических границ научного прогресса того времени. Однако мыслитель смело смотрел в глаза истине и верил, что скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним.

Сущность Вселенной

Продолжим поиск сущности Вселенной. Это оказалось труднейшей проблемой, которой Гегель посвятил всю свою жизнь. Окончательно решить поставленную задачу ему не удалось, но им были прописаны в общем виде диалектические принципы ее решения.

В дальнейшем указанным вопросом, зачастую даже не имея адекватного представления о нем, занимались естествоиспытатели. К середине XIX столетия были экспериментально доказаны процессы сохранения и превращения движения/энергии. В теории естествознания принцип сохранения доказывался центральным взаимодействием тел в форме притяжения и отталкивания. Если рассматривать отталкивание равнозамедленным, а притяжение – равноускоренным движением, то графиком перемещения тела является парабола АВС, которая изображена на рис. 1. Принцип же превращения теоретически обоснован не был. Камнем преткновения оставались взгляды традиционной логики мышления на закон противоречия и на само противоречивое отношение движения.

Это то же самое противоречие, которое лежит в основании диалектики Зенона. Эта диалектика остановилась на положении: «из ничего ничто не возникает». Гегель же предлагает в данном случае воспользоваться всеобщим принципом Гераклита – становлением (превращением). Здесь предполагается абсолютный переход в противоположное, до которого Зенон не дошел. Диалектика склонна к тому выводу, что вокруг этого принципа превращения и вращается понятие всей философии.

Движение впадает в зеноновское противоречие, которое неразрешимо, если изолируются места как пространственные точки и временные моменты как временные точки. А разрешенное противоречие, т. е. движение, следует понимать лишь так, что пространство и время непрерывны в самих себе, и «движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте» (ЭФН, §298.). На графике перемещения тела АВС это место обозначено точкой А или фазой движения А.

В этом случае формулировка второго закона диалектики, характеризующего принцип превращения (становления), принимает следующий вид:

«Закон взаимного проникновения полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности».

А крайности сходятся. И место этого схождения находится в точке А. Эта фаза А оказалась очень богатой на определения. Язык указывает на то, что отталкивание предполагает толчок как причину. И Гегель анализирует это понятие в двух параграфах (ЭФН, §§265 – 266.). Реальные технологии показывают, что и превращение в другую форму движения реализуется на практике в толчке (фаза А). Это превращение движений энергетически выражается в следующем виде. Форма движения, начинающая процесс и превращающаяся в другую форму, совершает работу, и притом такое количество работы, которое соответствует ее собственному количеству. Следовательно, в единой квантовой физике работа «переносится» в фазу А.

Рассмотрим технологию и логику превращения двух движений в точке А. Например, до фазы А возьмем молекулярное движение (теплоту), а от фазы А – движение масс (механическое движение). Эти два движения вместе составляют противоречивое, мерное отношение. Первое, тепловое движение выражает свою меру (работу) во втором, механическом движении, которое служит формой для выражения этой меры. Если первое движение находится в относительной форме в мерном отношении, то второе движение функционирует как эквивалент, или находится в эквивалентной форме. А так как посредством мерных отношений натуральная форма механического движения может быть выражена формой меры и остальных форм движения, то она, таким образом, получает форму всеобщего эквивалента, а его принцип действия, следовательно, можно охарактеризовать как всеобщий принцип действия Вселенной, в котором и заключается принцип единства мира. Кроме того, данное противоречие в фазе А в форме «генератор – двигатель» выражает принцип самодвижения участвующих в процессе тел.

Теперь о самом процессе. Весь цикл превращения и сохранения квантового процесса условно разбивается на четыре фазы: А; АВ; В; ВС (рис. 1). Первое движение («генератор») при превращении во второе движение в фазе А совершает в форме толчка работу, которая сообщает квант энергии телу («двигателю») для его отталкивания в форме квантового скачка во второй фазе АВ. Отметим, что условием работы является качественное изменение движения, и эта работа в фазе А носит интенсивный характер. Вторая фаза обозначена участком АВ – это экстенсивная форма изображения квантового скачка. Интенсивная величина, или степень, отлична по своему понятию от экстенсивной величины, или определенного количества, но они представляют собой две равнозначные формы изображения количества. Третья фаза обозначена точкой В – точкой квантового равновесия (квантового уровня), где показан результат работы.

Динамика процесса к третьей фазе такова. Квант энергии полностью затрачен на отталкивание тела до фазы В, и в то же время тело при своем движении потребило эту порцию энергии, т. е. принцип сохранения выполняется и в состоянии квантового равновесия, но только в потенциальной форме.

Четвертая фаза обозначена участком ВС. В этой фазе природа путем гравитации восстанавливает затраченный ранее квант энергии. Эту фазу «отдыха» природы Ньютон и принял за Всемирный закон тяготения.

Итак, в Высшей логике естествознания «модернизация» основного закона превращения и сохранения движения/энергии происходит путем включения в него системы «генератор – двигатель». (Продолжение следует)

Комментарии

Аватар пользователя Victor

Хорошо бы, упоминаемый часто в статье "Рис.1", показать или прикрепить к статье. Был бы вам признателен.
***
Виктор.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Возникли технические трудности по расположению рисунка. Просьба извинить за причинённые неудобства.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

В продолжении статьи будет рассмотрено одно из фундаментальных положений в теории естествознания - положение Гегеля о разрешенном противоречии.