Владимир Семёнов. Феноменология адаптационного времени. Часть 2

Феноменология адаптационного времени.
Информация
Год написания: 
2021
Систематизация и связи
Философская антропология
Социальная философия
Философское творчество
Психология

УДК 159.99

 

 Аннотация: Данная работа является прямым продолжением введения в проблематику психологического времени человека. В качестве организующего принципа психологического времени разрабатывается понятие «адаптационное время» и его виды. Психологическому и адаптационному времени противопоставляется время объективное, мировое, линейное.

Разработка адаптационного времени базируется на феноменологической философии времени. Более того, только при использовании данной базы и возможно говорить о конституировании адаптационного времени.

Адаптационное время коррелятивно самой экзистенции человека, и представляет собой экзистенциально-когнитивный каркас, снова и снова воспроизводящий себя. Процесс воспроизведения экзистенциально-когнитивного каркаса и есть конституирование адаптационного времени, предстающее фундаментальную экзистенциальную необходимость человека как личности. В жизненной активности каждого человека, реагирующего и действующего избирательно, адаптационное время становится таким образом вместилищем личной системы мотивов.

Ключевые слова: Объективное время, адаптационное время, сужение времени, разворачивание времени, ретро-время.

 

                                             Виды адаптационного времени

    В процессе индивидуального опыта существования из психологического времени адаптационное время берёт следующие элементы: сужение и разворачивание временного промежутка в личностном восприятии; оценку скорости протекания различных жизненных событий; оценку принадлежности событий жизни к настоящему, будущему или прошлому. В соответствии с этими элементами, аккумулируется набор предполагаемого поведения оформляя его в когнитивную схему, зависимую от того как переживается время. Данные элементы являются основой для выделения и рассмотрения видов адаптационного времени.

   1.Сужение времени. Всем известно, что время в зависимости от ситуации и субъективной точки зрения движется по разному. Сужение времени есть следствие заботы (Sorge) о своём существовании. В противном случае, как время может сузится если человека ничто не заботит? Термин «забота» для нас очень важен, поскольку он отображает динамику человеческого бытия.    

     Находясь в мире, человеческое бытие – Dasein всегда о чём-то страшно озабочено. Забота может быть о чём угодно. Делая, планируя, помогая, выстраивая, капая, ломая, двигаясь, гонясь за чем то, изобретая и. т. д - всё это есть озабоченность чем-то, или лучше сказать озабоченность своим присутствием. Человеческое бытие – Dasein приговорено к заботе [11, с. 1843].

      Тревога, при длительной активности, влияет на мыслительную сферу тем образом что умаляет планирование важных дел путём их постепенного ментального синтезирования в одну кучу. Из-за этого человеку кажется, будто он может не успеть сделать то что от него требуется – велика вероятность появления прокрастинации.

      В другом месте мы можем заметить некоторую долю ужаса, например, когда человек не успевает на важную встречу. При этом любое внешнее препятствие всё больше сужает время, рождая тем самым всё большее волнение.

    Здесь мы видим, как адаптационное время, исходя из определённых фрустраций, вносит в происходящее событие значимость, эмоциональность и интенсивность переживания. Суженное время больше экстраполируется на нашу повседневную жизнь, где уровень фрустрации определяет наше эмоциональное состояние.

      Важно понимать, что фрустрация, как бы плоха для наших потребностей она не была, при детальном её разборе показывает смысловое ядро нашей жизненной активности. Допустим тот же самый человек стоявший в пробке и опаздывающий на важную встречу, чувствует фрустрацию как раз из-за того что опоздание может спровоцировать у начальства восприятие его как неответственного сотрудника, надламывая тем самым его интенцию к самореализации. В последней как раз и находится смысловое ядро. Именно на смысловое ядро, как на то ради чего живёт этот человек, и покушается фрустрация. Если смотреть с позиции экзистенциальной психотерапии, то в данном случае фрустрация является «контрольной точкой» от которой мы узнаём о ценностно-смысловой сфере личности.

    Смысл олицетворяет собою масштаб стремления к абстрактной цели подогреваемое личной мотивацией. Смысл энергетически насыщен, поэтому от него так трудно избавится. Субъект вынужден, в силу заряженности смысла психической энергией, достигнуть удовлетворения потребности. Смыслообразование всегда способствует тому, чтобы удерживаться на плаву мысли «о должном», ибо без этого невозможно продолжительное время сохранить энтузиазм жизненной динамики [12, с. 340]. 

   Б. И. Цуканов показывал в своих работах, что у каждого человека существует собственная единица времени (тау-тип), в связи с чем он предложил следующую типологию: спешащие, медлительные, точные [3, с. 26-27]. В случае «сужения времени» подходит именно спешащий тип для которого свойствен дефицит времени.

       Суженное время соединено с антиципацией луча интенции в контексте части и целого, связанного с временной перспективой. В данном случае этой перспективой является часть как следствие целого – протенции (сознания будущего) [6, с. 74]. За то на сколько «сужено время» отвечает вторая составляющая антиципации – длительность. Если её отрезок между частью (настоящим) и целым (будущем) достаточно длинный, то о суженном времени не может быть и речи. Напротив, если отрезок длительности между настоящим и будущем достаточно узкий, то тогда мы имеем дело с суженным временем. В нём настоящее и будущее становятся почти едины. Например, для спешащего человека, обуреваемого страхом или тревогой, будущее (целое) в его уме уже произошло – протенция становится импрессией.

       Возьмём к примеру «ужас». При ужасе, когда слова больше не имеют значения, когда всё тело скованно, а рассудок больше не подчиняется сознанию – тогда время становится просто невыносимо, секунда равна вечности. Невыносимость момента ужаса, помимо изменённых физиологических процессов мозга, заключается в экзистенциальном моменте свертывания всего содержания времени. В связи с этим образуется груз из перемешанных «значений для себя», заставляющие рассудок остановится на месте.

        Напомним определение сказанное выше.

       Временная перспектива – это представления человека о его психологическом прошлом и будущем, отражающие временную глубину жизненного пространства [2, с.18]. В случае преобладания суженного времени, глубина жизненного пространства исключает дифференциацию на настоящее и будущее, уступая место монолиту времени, кстати говоря, похожему на монолит времени бессознательного. С другой стороны, при суженном времени более всего выявляется способность человека как субъекта рационально управлять своим временем, используя его с наименьшими потерями.

       Идём дальше. Спешка (в широком смысле) и ужас есть проявление нашей фрустрации. Фрустрация, какая бы она не была, всегда сужает время делая его нам в тягость так как мешает удовлетворению наших потребностей. В этом смысле суженное время является наиболее динамичным из всех, так как в нём каждый момент настоящего (части) постепенно приближаясь к будущему результату (как к целому) важен для человека. Таким образом ценность времени осознаётся в контексте жизненного процесса, влекущая за собой появление практического отношения ко времени – пытаться овладеть им, организуя особым образом свою жизнедеятельность.

  Отметим, что чрезмерное преобладание суженного времени рождает невроз в соответствии с возникающими фрустрациями в жизни.

      Прежде чем приступить к анализу следующего вида адаптационного времени, отметим, что в рамках современного мира с его ускоренным темпом технологических и информационных процессов, да и ритма жизни в целом, суженное время играет преобладающее значение. Более того происходит парадокс между тем как быстро возрастает значимость фактора времени в плане его использования, распределения, управления, и тем что данная значимость лишь сильнее сужает адаптационное время, тем самым формируя тревогу.

    2.Разворачивание времени. Когда мы чувствуем удовлетворение от преодоления фрустрации, тогда и время начинает развёртываться. Мы, хотя и ненадолго, начинаем чувствовать, как тревога уходит, как организм избавляется от напряжения словно после долгого сгибания можно наконец выпрямить спину. Следует сказать, что доминирование развёрнутого время есть у людей, которые ни к чему не стремятся, никуда не торопятся, не имеют огромных амбиций. Их жизнь в основном состоит из однообразных событий, которые им не в тягость.

    Б. И. Цуканов показывал в своих работах, что у каждого человека существует собственная единица времени (тау-тип), в связи с чем он предложил следующую типологию: спешащие, медлительные, точные [3, с. 26-27]. В случае «разворачивания времени» подходит именно точный тип для которого свойственно удовлетворённость настоящим. Точный тип не испытывает разногласий со временем, а напротив, он живет вместе с течением времени, не отставая и не опережая его.

         Разворачивание времени соединено с антиципацией луча интенции в контексте части и целого, связанного с временной перспективой. В данном случае этой перспективой является часть как следствие целого – протенции (сознания будущего). Как и прежде за то на сколько «развёрнуто время» отвечает вторая составляющая антиципации – длительность. Если её отрезок между частью (настоящим) и целым (будущем) достаточно узкий, то о развёрнутом времени не может быть и речи. Напротив, если отрезок длительности между настоящим и будущем достаточно длинный, то тогда мы имеем дело именно с развёрнутым временем. В нём настоящее и будущее становятся более дифференцированы.

       Существование в разворачивающемся времени в общем-то соответствует каждому из нас, и в некотором роде оно предохраняет нас от опасной сложности чего-то нового – того что угрожало бы нашей психологической адаптации. С другой стороны, мы должны понимать, что адаптация не предполагает общего образца психической динамики для сохранения психологического гомеостаза. Напротив, психическая динамика, будучи неосознанной, «сама решает» как ей адаптироваться. Тем самым она активизирует неосознанные для человека психологические защиты. В ряде случаев это приводит к противоречию между уровнем притязаний и реальными достижениями. В данной работе мы не собираемся акцентировать внимание на данной проблеме. Мимоходом заметим лишь то, что в контексте адаптационного времени противоречие между уровнем притязаний человека и его реальными достижениями (невротическое состояние) является корреляцией дезорганизации адаптационного времени. Дезорганизация адаптационного времени приводит к неэффективному его использованию в плане непродуктивной организации деятельности. Примером этого может быть прокрастинация или трудоголия.

    В норме предел развёрнутого времени есть обыкновенная скука. В скуке время становится более растянутым. Конечно, быть может вначале были стремления сужающие время для того чтобы в дальнейшем достичь той размеренной жизни когда то самое время под напором успокоения становится тягучим – «нужно работать на деньги чтобы потом деньги работали на тебя». Но однако мы берём здесь слишком большие временные отрезки, так как с другой стороны сужение и разворачивание времени всегда и постоянно присутствует в каждом малом отрезке нашей жизни.

        Ещё раз напомним определение сказанное выше.

       Временная перспектива – это представления человека о его психологическом прошлом и будущем, отражающие временную глубину жизненного пространства [2, с.18]. В случае преобладания разворачивания времени, спокойное пребывание во времени, присущее людям с данным преобладанием, делает жизненное пространство более объёмным. Однако объемность жизненного пространства имеет то качество какое ему придаёт сам человек. Например он день за днём убивая своё время путём ничегонеделания, или же на развлечения, наполняет объём собственного жизненного пространства именно таким качеством. Или же монах, большую часть дня пребывающий в состоянии медитации, наполняет объём собственного жизненного пространства именно таким образом. При этом мы не оцениваем качество того чем наполняется жизненное пространство, а напротив, констатируем само наличие некоего качества какое бы оно не было. В преобладающем разворачивании времени восприятие настоящего и будущего больше подвержено дифференциации чем при суженном времени.   

      При развёрнутом времени затруднительно выявить способность человека рационально управлять своим временем, используя его с наименьшими потерями. Ведь если взять того же медитирующего монаха, то мы увидим, что он тратит своё время на то что нужно лично ему. Подобная ценностная составляющая в управлении своим временем полагает альтернативизм – каждый управляет своим временем как может и как хочет. И если «управление» удовлетворительно для человека – тогда всё хорошо. Напротив, если от «управления» чувствуется неудовлетворённость, тогда мы имеем внутриличностное противоречие, мешающее рационально использовать время.

  Прежде мы говорили, что адаптационное время линейно движется вперёд. Разворачивание времени не противоречит данному утверждению, так как скука лишь дополнительно обращает наше внимание на время вообще делая его в нашем восприятии больше чем есть мы сами. Иными словами, не знать, чем заполнить время, значит оставаться с ним один на один, где человек по любому исходу будет проигравшим. Почему? Потому что скука в общем-то прекращает процесс адаптации, так как организму не зачем мобилизовывать необходимые ресурсы для преодоления ситуаций. В таком случае адаптационное время начинает постепенно сливаться с объективным временем, а это в свою очередь грозит для психики человека лишением структурности.

     Достаточно виртуозное обращение с суженным и развёрнутым временем мы видим у «ленивого человека». Лень – это наложение одного вида времени на другое. Почему? Потому что в процессе лентяйства то что нужно сделать, находится в суженном времени. «Работу всё равно нужно сделать а не откладывать её в долгий ящик» – эта мысль «маячит» в голове лентяя, подпитывая тем самым его лень. Ведь с другой стороны, чувствовал бы он лень если бы этой работы, которую ему нужно сделать, не было? Чтобы защитится от суженного времени, где и находится мысль о работе, а соответственно и о некоторой последовательности действий, человек прибегает к развёрнутому времени. Последняя, за счёт своей основной функции, растягивает процесс откладывания работы на некоторый срок, а возможно и навсегда. В патологических случаях чрезмерное преобладание «развёрнутого времени» рождает психоз в соответствии с чрезмерным отсутствием фрустраций.

  Подчеркнём, что после анализа суженного и развёрнутого времени, мы, к непосредственному синтетическому единству прошлого настоящего и будущего в чистом сознании Э. Гуссерля, добавляем и более расширенную перспективу, реализованную в антиципации луча интенции в контексте части и целого.

    3.Ретро-время. Исходя из психической конституции и бессознательных фиксаций, возникающая фрустрация может оказаться непомерной для человека, в результате чего он стремиться не к её преодолению, а к её «рассуждению». Это значит, что человек пытается успокоить себя путём возврата к прошедшему времени, рождая противоречие между настоящим и прошедшим. Например, могут возникать следующие рассуждения: Ах, если бы я прежде поступил именно так, то возникшей проблемы сейчас не было; Предшествующие условия сложились именно так, поэтому я пострадал; Почему никто не предупредил меня, что возможны и такие скверные обстоятельства?; А ведь я знал, что с самого начала оказался не в том месте и не в то время; Моё воспитание не позволяет мне преодолеть эту трудность; В прошлом меня всегда преследовали плохие обстоятельства; Если б не мои родители, то всё шло бы хорошо для меня; Этот мир всегда был полон страданий; Я сожалею что родился.

     Видно, что страдалец пытается уйти от проблемы путём нахождения внутренних или внешних причин своей неудачи в настоящем. Мы не утверждаем, что это плохо, просто данная привычка при некоторых стимулах может разрастись в невротические симптомы обсессивно-компульсивного спектра, дающая благоприятную почву для дезорганизации адаптационного времени.

     Отметим, что адаптационное время, имея в себе некоторый информационный объём, указывает не столько на актуальное физическое существование в прошлых событиях, сколько на их значение для человека [13]. Именно значение фигурирует здесь, а не сам факт пребывания в прошлом.

      Противоречие между прошлым и настоящем особо не касается животного мира, так как животные лишены способности к абстракции. Однако для человеческого существа взгляд в прошлое имеет не только фундаментальное эволюционное превосходство над животными, но и существенно облегчает его приспособляемость в сложном по отношению к его ресурсам мире. Обращаться к прошлому, помимо всего прочего, значит некоторым образом сглаживать шероховатости настоящего, адаптируясь таким образом более эффективно. Напротив, оглядываться на прошлое, жить прошлым – значит противоречить самому принципу движения материи. Противоречие принципу движению материи значит вредить себе как отдельному индивиду, так как в экзистенциальном смысле любой возврат в прошлое есть противоречие в способе существования.

      Подчеркнём, что антиципация луча интенции в контексте части и целого – ретенции, сюда не подходит. Почему? Потому что сознание прошлого, хотя и имеет «аффект» прошлого, всё таки оно носит познавательный характер здесь и сейчас. Соответственно ретенция как сознание непосредственного прошлого обладает функцией определения теперешнего положения дел, а именно, она образует ретенциальный фон как наполнитель следующей за ним части – настоящего (импрессии). Ретенциальный фон необходим для большего наполнения информации в настоящем, т. к. непосредственное прошлое является тем условием, при котором настоящее становится более объёмным [6, с.74]. Напротив, прошлое оставшаяся в долговременной памяти уже произошло, поэтому антиципация луча интенции в контексте части и целого тут неуместна. Антиципировать значит подготавливать луч интенции для схватывания данностей в настоящем и в будущем.

       И ещё раз напомним определение сказанное выше.

       Временная перспектива – это представления человека о его психологическом прошлом и будущем, отражающие временную глубину жизненного пространства [2, с.18]. В случае преобладающего радикала ретро-времени человек фиксирован на прошлом. В нём время очерчено как отрезок со своими рамками. Рамки говорят о том, что время прошлого застыло, оно не движется вперёд. Параллельно с этим, в настоящем, психика и тело человека находится под властью движущейся вперёд материи, рождая тем самым парадокс – статика прошлого и движение настоящего – наложение одного на другое. В данном фрагменте, при дефиниции ретро-времени вспоминаются слова Ю. Минковского: «Человек непроизвольно уходит в бессознательное переживание вневременности, где нет последовательности и временных причинно-следственных связей, где вневременность представлена как постоянное и неизменяющееся настоящее» [14, с.249]. Время прошлого очерчено как кристаллизованные отрезки того что прошло. Внутри отрезка прошедшего остался эмоциональный аффект требующий для себя завершения либо переосмысления – поэтому он так притягивает внимание человека, заставляя его окунаться в прошлое снова и снова.

     В плане персональной компетентности во времени – способности субъекта рационально управлять своим временем, используя его с наименьшими потерями, человек, пребывающий в радикале ретро-времени, переводит энергию длительности настоящего на прошлое. В связи с этим мы имеем дело с нерациональностью в управлении собственным временем. Конституирование адаптационного времени в настоящем начинает рассыпаться, ход жизни данного индивида нарушается.

     Отметим, что ретро-время, как и предыдущие виды адаптационного времени, имеет в себе огромный контекст возможностей для реализации. В этом смысле никакое из видов адаптационного времени не изолированно, а напротив, вмещает в себя содержание других времён, образуя тем самым общую форму адаптационного времени из таких рассмотренных видов как сужение, разворачивание и ретро-время. Понятно то, что каждое из них может преобладать в том или ином случае при нормальной жизнедеятельности, то есть в рамках отсутствия симптоматики болезни. Напротив, чрезмерное преувеличение какого-либо вида адаптационного времени приводит к симптоматике некоторых психических заболеваний.

      Заканчивая анализ видов адаптационного времени обратимся к словам И. Канта, лучше всего обосновывающие рассуждение в данной работе: «Наше истолкование жизненных событий с необходимостью устанавливает эмпирическую реальность времени, или, иными словами объективное значение его в отношении всех предметов, данные нашим чувствам. А так как наше наглядное представление всегда имеет чувственный характер, то в опыте нам никогда не может быть дан предмет, не подчиненный условию времени» [10, с. 88]. Исходя из наших рассуждений, заметим, что истолкование жизненных событий с установлением эмпиричности объективного времени в отношении всех предметов нашей деятельности есть корреляция с доминирующим видом адаптационного времени.

  Отметим, что преувеличивать один из видов адаптационного времени значит организовывать своё поведение в соответствии с ним. Однако, есть ли способ уравнять представленные выше виды времени? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории субъективного времени, продемонстрированная антропологом Т. Эриксеном в книге «Тирания момента», посвящённой ускоренному темпу современного мира. В ней автор утверждал, и мы разделяем его точку зрения, что субъективное время существует исходя из активности нашего Эго. Соответственно, если человек получит контроль над собственным Эго, мы получим контроль и над временем. Тогда мы перестанем метаться между спешкой и скукой, подойдя к оптимальному проживанию времени, когда часы нас не подгоняют, но и не тяготят своей медлительностью [15].

      Итак. Адаптационное время коррелятивно самой экзистенции человека, и представляет собой экзистенциально-когнитивный каркас, снова и снова воспроизводящий себя. Процесс воспроизведения экзистенциально-когнитивного каркаса и есть конституирование адаптационного времени, предстающее в качестве фундаментальной экзистенциальной необходимости человека как личности. В жизненной активности каждого человека, реагирующего и действующего избирательно, адаптационное время становится таким образом вместилищем личной системы мотивов.

   В данной работе было показано, что психологическое время является общим знаменателем адаптационного времени. Причём разработка последнего базируется на феноменологической философии времени. Более того, только при использовании данной базы и возможно говорить о конституировании адаптационного времени.  

 

                       Список всей использованной литературы за 1 и 2 часть:

1.Моторина, Л.Е. Философская антропология: Учебное пособие / Л.Е. Моторина. - М.: Инфра-М, 2016. – 352 c.

2.Кравцова, Я.В. Психологическое время и самоэффективность личности / Я.В. Кравцова, Т.Д. Дубовицкая, А.Г.  Абдуллин // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13, № 3. – С. 17–23.

3.Позняков В.П., Вавакина Т.С., Тихомирова С.В. Исследование субъективного времени в темпометрии: влияния внешних факторов на субъективное время человека // Ярославский психологический вестник. 2017. – №3. – С. 26 – 31.

4.Микаелян В.А. Понимание времени в экзистенциальной психологии // Вестник новосибирского государственного университета. Серия: психология. 2010. Т. 4. №2. С. 20-26.

5.Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994. 163 с. 

6. Семёнов В. Е. Анализ чистого сознания как коррелят расширенной познавательной перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 1. С.70 –79.

7. Джемс У. Психология [Текст] / У. Джемс. – М.: Просвещение, 1973. 235 с.

8. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия: Пер. с фр. СПб.: Ювента, 1999. 354 с.

9. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. С. 265.

10. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского; Сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна – М.: Мысль, 1994. 591 с.

11.  Семёнов В.Е. Обозначение экзистенциалов Dasein в психике человека посредством рефлексивной деятельности / В. Е. Семёнов // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1836 – 1860.

12. Семёнов В.Е. «Базовая модель» философского мышления / В. Е. Семёнов // Актуальные вопросы истории, социально-политических наук и туризма: Материалы симпозиума в рамках XV (XLVII) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Кемерово, 01–30 апреля 2020 года / Под научной редакцией О.О. Шишкиной. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. – С. 338 – 341.

13. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

14. Экзистенциальная психология.  М.:  Апрель Пресс; Эксмо-пресс, 2001. – С. 249.

15. Эриксен Т. Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. – Москва: Весь мир, 2003. 208 с.