Сергей Борчиков. Категория вечности

Информация
Год написания: 
2016
Образы постнеклассической интегральной философии. Вып. 3: Материалы 3-й летней школы по интегральной философии и философии неовсеединства: сборник статей. – Тверь: Изд-во ТвГУ, 2016. – С.95-126.
Систематизация и связи
Основания философии

С.А. Борчиков

Категория вечности*

Речь пойдет о вечности. Великая категория, чтобы пройти мимо нее.

Рассуждениями о вечности наполнены горы литературы, поэтому сказать о ней что-то новое чрезвычайно трудно. Остается обобщать имеющиеся точки зрения, подводя под это унифицирующий аппарат. В частности, буду использовать некоторые идеи исчисления стрелок, заимствованные из проективно модальной онтологии (далее ПМО) В.И. Моисеева [1]. Возможно, формальное выражение добавит новизны этой теме.

Что же касается содержательных пластов, то у категории вечности обнаруживаются три логических гнезда: гнездо времени, гнездо переживания и гнездо идеальности.

Конкретно:

1) нельзя дать определение вечности, не увязывая его с категорией времени (хоть позитивно, хоть негативно),

2) нельзя дать определение вечности, не указывая на чувственно-духовный опыт, который характеризует переживание и созерцание вечной реальности,

3) нельзя дать определение вечности, не вписываясь в те или иные философские идеи и метафизические традиции.

Пробег по этим гнёздам должен привести к вариативному определению вечности, выраженному в перетекающих друг в друга определенностях, в итоге синтезируемых в одноименной категории – категории вечности.

Остается сказать, что развёртываемое ниже решение апробировано на интернет-форуме «Философский штурм» [2]. Как и там, начну с самого мощного категориального гнезда – времени.

1) Вечность и время

а) Категория вечности неразрывно связана с категорией времени. Не будь категории времени, не появилась бы и категория вечности. При этом если взять их соотношение, то время всегда умалено по сравнению с вечностью. Вечность и качественно, и количественно представляет нечто более значительное, чем время:

W1 > T

где    W1 – категория вечности (по параметру времени),

         T – время.

Также интересно, что умаление идет по двум, казалось бы, противоположным направлениям: одно связано непосредственно с умалением времени, другое, как ни странно, с его превознесением. Например, допустим, я поднимаю штангу в 100 кг. Можно умалить мой результат, ослабив мои силы так, чтобы я мог поднять всего лишь 30 кг, а можно другим людям начать поднимать штангу в 200 кг, и мой результат на этом фоне умалится сам собой. Так и со временем.

б) Если начать наделять время преходящими, случайными качествами, стягивать актуальный момент времени чуть ли ни до бесконечно малой точки-мгновения «теперь» (что очень любят делать математики), а вечность объявлять вне- и надвременной глобальной сущностью (что очень любят делать религиозные мыслители), то значимость последней на этом фоне, конечно, повышается.

Сказанное можно изобразить в виде символов:

W1 = f(T↓)

где    f – символ функции,

         ↓ – символ умаления,

         Т↓ – время-вниз.

в) Но можно само время бесконечно расширять в прошлое и в будущее, расширять интервал актуального диапазона до всей временной шкалы (стрелы), вплоть до превращения ее в особый временной абсолют, во всевремя. Тогда это абсолютное, предельное, всеохватывающее время превратится в вечность, а обычное конечное время будет на его фоне умалено.

Категория вечности в таком случае символически описывается формулой:

W1 = f(T↑)

где    ↑ – символ абсолютизации,

         Т↑ – время-вверх.

г) В любом случае правомочны и тот и другой подходы, ибо цель у них одна: через умаление времени (в режиме онтоколебания вверх-вниз) высветить субстанцию вечности (W1). Поэтому суммарная (б + в) формула вечности такова:

W1 = f(T↓↑)

Из формулы видно, что вечность – это раздрай времени-вниз и времени-вверх, умаляющий метафизическое участие категории времени в категории вечности вплоть до нуля или превозносящий вплоть до бесконечности. Категория вечности на фоне этого раздрая выглядит положительно успокоённой и статуарно вечной (простите за тавтологию).

Отсюда, кстати, следует, что время – обратная функция вечности:

T = g(W1↓)

где    g – обратная функция по отношению к функции f,

               обозначается g = f–1 или g = f inv [3].

Причем важно понимать, что стрелка здесь только одна – вниз, поскольку вечность и так предельная величина и движение ее вверх исключено по определению, а вниз – пожалуйста: время – это умаленная (локальная) вечность.

д) Несколько слов об операторе стрелки.

В ПМО употребляются двуместные стрелочные операторы: проектор и сюръектор, суть которых проясняется в следующих основных формулах [1, с.241]:

У = X↓C

Х = У↑D

где    Х – единое, или модус,

         У – его аспект, или мода,

         С – ограничивающее условие, или модель,

         D – расширяющее условие, или модуль; я буду еще употреблять

                в качестве эквивалентного термин «модулятор», поскольку

                модуль зачастую исполняет роль модулятора,

         ↓ – двуместный оператор анализа, проектор,

         ↑ – двуместный оператор синтеза, сюръектор.

В дополнение к двуместным операторам я предлагаю использовать стрелку также и в качестве одноместного оператора (как в примерах выше), т.е. располагать ее при одной величине, а не при двух. При этом она указывает на отношение некой величины Q к своим соответственно более высоким или более низким состояниям и уровням: Q↑ – сюръективный скачок (или тенденция к скачку) Q на более высокий уровень, Q↓ – проективный соскок (или тенденция к соскоку) Q на более низкий уровень. Примеры употребления одноместных операторов приведены в работе [4].

Как одноместные, так и двуместные операторы могут составлять самостоятельно функционирующий комплекс проектора и сюръектора (↓↑), который можно именовать тоже составным словом – сюрпроектор. Сюрпроектор представляет напряженную, пульсирующую величину, характеризующую динамические, эквилибрирующие процессы, способные, подобно качелям, совершать колебания или пробеги вверх-вниз по своей предметности.

е) Естественно, могут существовать различные статичные варианты соотношения времени и вечности. Рассмотрю некоторые.

Отдельные мыслители, например, вообще абстрагируются от времени: lim T↓ = 0, считая, что вечность располагается вне времени, т.е. там, где времени нет совсем. В таком случае имеем формулу:

W1 = f(T = 0)

Другие мыслители, наоборот, отрицают категорию вечности, т.е. умаляют вечность до нуля, считая ее иллюзией, химерой, фикцией идеалистов: lim W1↓ = 0. В этом случае, хотят они того или не хотят, категория времени начинает играть роль категории вечности, т.е. время становится вечной категорией:

Т = f(W1 = 0)

Особая стать у кантовского подхода, утверждающего, что время есть чистая (априорная) форма чувственного созерцания [5, В47, B50], т.е. умаляющего время всего лишь до формы чувственности. Но тогда и вечность становится априорной формой только уже не чувственного, а умопостигаемого созерцания. Впрочем, тут уже идет пересечение со вторым и третьим гнёздами, о чем разговор ниже.

ж) В итоге синтез всех, без исключения, точек зрения на вечность (по этому первому, временному параметру) получается очень легко: это гипостазирование вечности за счет абсолютизации, в одном случае – умаления, в другом – превознесения времени, абсолютизации синкретической (динамической) или локальной (статической).

2) Вечность и переживание

а) Многие философы разных школ и направлений считают, что вечность – это особая реальность, и прежде всего увязывают ее с реальностью какого-либо специализированного переживания: чувственного, психологического, виртуального, мистического, сверхчувственного, этического, духовного, космического, божественного, пантеистического, истинного и т.д. Ясно, что слово «переживание» берется здесь очень широко, включая опыт, восприятие, созерцание, чувствование и т.п. Главное, что оно в качестве про-живания или бытия (Dasein) противопоставляется понятийному мышлению и рацио.

Причем такое увязывание с жизнью и бытием не зависит от того, какого решения придерживается человек (философ) по параметру времени. Это переживание может увязываться с сужением времени (вплоть до нуля) или расширением его (вплоть до бесконечности). Для данного аспекта отличительной особенностью является лишь то, что вечность увязывается с характером и функцией протекания переживания.

б) Аналогично времени здесь тоже выделяются две тенденции (вектора). Одна стягивает переживание в точку, на языке медитации это называется концентрацией. Человек так концентрирует свое переживание на каком-либо предмете или на самом акте переживания, что ничего уже не ощущает, кроме этой актуальности концентрированного момента здесь-и-сейчас.

Сказанное можно представить символически как стягивание переживания в психологическую точку:

W2 = f(Р↓)

где    W2 – феномен вечности (по параметру переживания),

         P – переживание,         

         P↓ – переживание-вниз.

в) При такой концентрации может пропадать не только ощущение времени, но даже понятие (категория) времени. Но может, наоборот, время расширяться, и человек становится способным ощущать прошлое и будущее, тем самым как бы увеличивая охват: и временнóй, и пространственный. Этот охват еще называют диапазоном, или серией, или ретенцией, кто как. Главное, что устанавливается какой-то промежуток, в котором это концентрированное переживание вечности в точке (диапазоне или горизонте) здесь-и-сейчас длится перманентно и неконтролируемо долго.

Мне очень нравится термин «виртуал», который ввел Н.А. Носов в виртуальной психологии. Применительно к теме вечности виртуал можно определить как особое измененное состояние сознания (переживания), в котором каждое мгновение является концентрированной психоточкой здесь-и-сейчас-вечности, а сам виртуал представляет континуум таких точек, или виртуальную реальность [6].

Еще могу сослаться на М.К. Мамардашвили, который в свою очередь ссылается на М. Пруста, обнаружив у последнего вечные впечатления: «Очень странное словосочетание, если вдуматься. Впечатления, по определению, бывают мгновенными. Но нет, Пруст говорит о вечных впечатлениях… Теперь мы знаем, что является центром, – вечно длящиеся акты, которые не считаются случившимися… И наши акты понимания, добра существуют внутри такой структуры длящегося акта. Или вечного акта» [7, л.7].

Это можно выразить символически как растяжение переживания вечности:

W2 = f(Р↑)

где    Р↑ – переживание-вверх.

Здесь имеются два подводных камня. Разберу их по порядку.

г) Вообще, в пределе такое растяжение приравнивается к бесконечности, потенциальной или актуальной, т.е. к самой вечности.

Но адепты подобного вечного переживания всегда стоят перед необходимостью отвечать на вопрос оппонентов: «Что происходит с вечным переживанием вечности, когда ты прекратил концентрацию (виртуал, впечатление, медитацию, например, нирвану или самадхи) и пошел, скажем, на работу, или занялся воспитанием сына, или стал смотреть футбольный матч по телевизору, т.е. переключился на другие переживания?». Ведь всякий виртуал имеет начало и конец.

Но даже если адепты как-то вывернутся и скажут, что мастер медитации способен растягивать виртуал вечности на всю жизнь, то всё равно, поскольку жизнь человека имеет начало (рождение) и конец (смерть), и даже с учетом допущения, что человек всю жизнь переживает только виртуал вечности и ничего больше, даже и тогда время переживания вечности ограничится периодом (серией) длиной примерно в 80 лет. А это далеко не вечность.

д) Второй подводный камень заключается в том, что адептам переживания вечности никогда не удается выдержать чистоту переживания, не прибегая к понятиям и идеям. Даже если кто-то сейчас начнет критиковать мою настоящую критику, он станет прибегать к тем или иным понятиям: мир, Абсолют, Бог, нирвана, самадхи, Дао, апофатика, ничто, свет, дух, бессмертие и т.д. и т.п., т.е. обосновывать и притягивать к чистому переживанию мировоззренческую, религиозную или философскую понятийно-терминологи­ческую базу. Но тем самым нарушит чистоту феномена переживания (W2), внося в него логос вечности (W3), а в итоге подменяя переживание его идеей. Но об этом в следующем пункте.

е) А пока понятно (как и в случае со временем), что и по параметру переживания работает суммарная формула:

W2 = f(Р↓↑)

Вечность – это раздрай переживания-вниз и переживания-вверх, умаляющий всё, кроме концентрированного акта бытия, и распространяющий потенциал этого акта на все объекты и процессы сущего.

При этом здесь также имеется обратная функция вечности:

Р = g(W2↓)

Не будь вечности, вряд ли чувственный поток можно было бы назвать переживанием чего-либо. В абсолютной переменчивости невозможно было бы отрефлексировать акт переживания, не говоря уже о факте, кто и как осуществлял бы его концентрацию или гипостазирование.

Причем, как и в случае со временем (п.1г), понятно, что стрелка здесь только одна – вниз, поскольку вечность вверх не движется: переживание – это умалённое (локальное или индивидуализированное) течение вечности, даже если это переживание нирваны или самадхи.

ж) Однако никакие теоретические подводные камни не отменяют реальности переживания вечности. Вечность в этом узловом аспекте есть реальное переживание, концентрированное на здесь-и-сейчас и перманентно длящее эту концентрацию независимо от времени и своего понятия.

3) Вечность и идеальность, сущая идея вечности

а) В истории культуры и философии вечность издавна увязывается с идеальными мирами и их элементами: идеями, логосами, законами, абсолютами, субстанциями, монадами и прочими метафизическими сущностями.

Вечность, пожалуй, один из самых первых атрибутов идеальности (идеального). Идея (в первоначальном замысле Платона) как первообразец вещи, по определению, является вечной. Иначе как же ей быть единым и единственным образцом для множества текущих и преходящих вещей?

А поскольку идеи подлежат только умозрению т.е. подпадают под такие процедуры, как ум, разум, мышление, дух, откровение, мудрость и т.д., то именно на эти процедуры возлагается ответственность за проникновение в вечность и понимание вечности. Эмпирическая чувственность и даже бытийное переживание оказываются тут бессильными. С этой точки зрения, вечность сверхчувственна и, я бы даже сказал, сверхбытийна. Она абсолютно сущностна.

б) Мы уже видели по отношению к атрибутам времени (п.1) и переживания (п.2), что они имеют по два направления (тенденции): умаления и превознесения. Не составляет исключения и атрибут идеальности (п.3): у него тоже два аналогичных вектора.

Один вектор идет по пути стягивания идеи вечной идеальности в какую-либо другую идею, соответственно, по пути приравнивая идеи вечности к этой идее. Например, вечность может приравниваться к идее духа или неизменного Я, бесконечности или Абсолюта и т.д. Другими словами, тут идет речь об онтосущностной верификации [8], когда идея вечности, первоначально введенная умственно абстрактно, далее, чтобы стать более реальной, привязывается и стягивается к какой-то избранной конкретной идее (сущности), уже ставшей для человека реально сущей и объективно действенной.

Этот вектор представляет моду вечности, символически выражаемую так:

W3 = f(И↓)

где    W3 – идея вечности (по параметру идеальности),

         И – модус идеального, идеальность как таковая,

         И↓ – идеальность-вниз,

или в символике ПМО (п.1д):

W3 = И↓ИХ

где    ИХ – какая-либо конкретная объективная идея или сущность,

                  к которой стягивается и в которой концентрируется идея вечности,

         ↓ – символ стягивания или условия, проектор.

Последняя формула читается так: идея вечности есть мода модуса идеальности или идеального модуса при условии какой-либо конкретной идеи, с которой эта мода сознательно связывается как со своей моделью.

В индивидуально-конкретном пределе: W3 = ИХ. Например, когда кто-то утверждает, что вечность или модель вечности есть ничто, или точка, или апейрон, или бытие, или бесконечность, или бессмертие, или Бог и т.д.

в) Второй вектор ориентирован в обратном направлении. Поскольку все идеи и сущности обладают предикатом вечности, постольку идея вечности распылена по всему континууму (системе) идей, категорий и сущностей.

В пределе идея вечности вообще приравнивается ко всему идеальному миру (как учит Платон), или к Единому (как у Плотина), или к Всеединому (как у В.С. Соловьева). Однако последним пределом является Абсолют (как учит вся метафизическая традиция), ибо Абсолют как раз и играет роль такой суперобщей сверхсущности. И в результате вечность становится чуть ли не эквивалентом Абсолюта. В материалистически-физическом плане, где роль Абсолюта придается Вселенной, вечность приравнивается к вечно-сущей материи (природе).

Таким образом, этот вектор можно выразить как модус:

W3 = f(И↑)

или в символике ПМО:

W3 = И↑ΣИХ

где    Σ – символ суммы или единства и даже всеединства всех идей (сущностей),

         И↑ – сюръективное расширение и превознесение идеального.

Формула ПМО читается так: идея вечности есть модус идеальности при условии совокупности всех идей или их эквивалента – Абсолюта, выступающего как единый модуль в смысле модулятора, т.е. первоначала или первопричины всех сущностей.

В пределе: W3 = А, где А – Абсолют, или абсолютный модус.

г) В реальной жизни и мышлении человеку не удается выдержать предельные ситуации – ни в случае стягивания к одной идее (б), ни в случае расширения на континуум идей (в).

В теологической транскрипции первая ситуация, а именно стягивание (И↓), именуется апофатикой, когда в результате Абсолют (Бог, идеальное) приравнивается к ничто. Вторая ситуация, а именно вознесение (И↑), именуется катафатикой, когда Абсолют (Бог, идеальное) приравнивается ко всем положительным предикатам. Другими словами, для характеристики вечности утверждается и используется не только одна идея (Бог или Абсолют), но целая обойма идей: Бог (вечность) есть Благо, Истина, Добро, Красота, Совершенство, Логос и т.д. Но ведь аналогично поступает и апофатика, она вынуждена прибегать ко всем этим идеям, только со знаком минус: Бог (вечность) не есть Благо, Истина, Добро, Красота, Совершенство, Логос и т.д.

Таким образом, получается, что на самом деле идет постоянное колебание (качели) между стягиванием вечности к одной (и даже ни к одной) идее и расширением одновременно на все идеи. Символически этот механизм можно описать суммарно:

W3 = f(И↓↑)

или, используя двуместный оператор (сюрпроектор, п.1д):

W3 = И↓↑ΣИХ

где сюрпроектор как раз и выражает эти качели (или пробег) от отрицания почти всех идей до абсолютного охвата их всех вкупе.

д) Из формулы идеи вечности W3 = f(И↓↑) можно вывести формулу для идеальности как обратной функция от вечности:

И = g(W3↓)

Причем важно понимать, как в случае со временем (п.1г) и переживанием (п.2е), что стрелка здесь только одна – вниз. Правда, это не означает, что идеальность как-то умалена по сравнению с вечностью. Я думаю, мощности у них одинаковые, актуально бесконечные, алефические (Г. Кантор), речь может идти только об умалении насыщенности и содержательной полноты абсолютной вечности до простоты и монадности чистой идеальности.

Говоря проще, если в регионе сущностей всё есть Абсолют или его моды, то не составляет исключения и идеальность. Сказанное описывается формулой прямо в духе ПМО. Идеальное – мода Абсолюта:

И = А↓ИХ

И если подставить вместо Абсолюта значение вечности W3 = А (п.3в), то получим вторую вариацию уравнения, характеризующего вечность в статусе проективности:

g:   И = W3↓ИХ

а первая вариация (напомню) введена в п.3б:

ginv:   W3 = И↓ИХ

е) Как видно из сравнения двух последних формул (g и ginv), тут налицо инверсия моды и модуса – идеальности и идеи вечности (И ↔ W3). Подобной инверсии (inv) не может быть в случаях со временем (п.1) и переживанием (п.2), поскольку там моды и модусы принадлежат к разным онтологическим регионам. Здесь же и вечная идеальность, и идея вечности одного поля ягоды. Это поле зовется регионом сущностей – вотчиной Абсолюта.

Можно в определенном смысле говорить также об обратности этих функций по отношению друг к другу [3]. Только если в случае с функциями f и g обратность обеспечивается за счет смены стрелок: проектора на сюръектор без смены статуса моды и модуса (например, Т = W1↓С, W1 = Т↑D, где время Т и в первой, и во второй формулах – мода, а вечность W1 – модус), то в случае с функциями g и ginv обратность функциональных зависимостей обеспечивается как раз переменой статусов, без изменения оператора (И = W3↓ИХ, W3 = И↓ИХ, где идеальность И в первом случае – мода, во втором – модус, а вечность W3, наоборот, в первом случае – модус, во втором – мода).

Такая смена статуса позволяет дифференцировать и квалифицировать природу идеи-идеальности в одном случае как чисто-идеальную, в другом – как суще-идеальную. Оскар Беккер в работе [9] ввел термин Dawesen, который я перевожу как сущая сущность, т.е. здесь-и-сейчас-сущность или Da-сущность, по аналогии с хайдеггеровским Dаsein – здесь-и-сейчас-бытие, Da-бытие.

В свете сказанного, инверсия (обратность) моды и модуса идеального понимается как инверсия идеальной сущности (идеи или понятия, Wesen) и сущей сущности (Dawesen, идеального как такового).

На более традиционном, классическом языке это именуется тождеством субъекта и объекта, в данном случае субъекта и объекта идеальности. Такое тождество не повсеместно, тем не менее в каких-то состояниях или положениях оно достигается и является вершиной метафизического сознания. Оно же лежит в основании онтологического доказательства бытия Бога: сущность Бога – его существование (см. в частности [10]).

Тождество – один из важнейших атрибутов вечности. Если бы не было тождества, то была бы сплошная рознь, ведущая к полной скончаемости враждующих элементов, не оставляющая шанса чему-либо пребывать вечно, неопороченным.

ж) В итоге получается, что вечность есть содержательно модулированная мода-модус самотождественной (субстанциальной) идеальности при условии сюрпроекторных качелей от одной избранной идеи до абсолютного всеединства всех идей.

4) Вечность как реальность синтеза собственных модусов (категории, феномена и идеи), отражающих региональные атрибуты мироздания [вариант с одноместными стрелочными операторами]

а) Итак, мы имеем три определенности категории вечности для трех онто-логи­ческих гнёзд: времени (п.1), переживания (п.2) и идеальности (п.3). А каждое из этих гнёзд так или иначе увязано с одним из регионов (холонов, Realm) мироздания, соответственно с сущим, бытием или сущностями (о регионах и схеме мироздания см. [11]).

Логично предположить, что синтетическая категория вечности будет представлять какой-никакой синтез трех своих модусов, т.е. все они так или иначе будут входить в структуру синтетической категории вечности (W):

W = <W1, W2, W3>

где    <…> – символы структуры.

Поскольку регионы мироздания составляют холархию: холон сущего, внутри него – холон бытия, внутри последнего – холон сущностей, постольку логично предположить, что эта realm-гармония распространяется и на моды вечности: большой холон – категория вечности, внутри нее (будучи тоже моментом бытия категории) – феномен вечности, а внутри последнего (как его основание-сущность) – идея вечности, которая может становиться сущей сущностью (Dawesen), в чем-то даже отождествляясь с категорией как тоже сущей. Сказанное схематично отражено на рисунке:

б) Подставим в общую формулу вечности функциональные значения составляющих величин (из пунктов 1, 2, 3):

W = <f(T↓↑), f(Р↓↑), f(И↓↑)>

Словесно это означает: вечность есть переживание, концентрированное на здесь-и-сейчас согласно соответствующей идее, перманентно длящее эту концентрацию в постоянном увязывании с другими идеями и сопровождающееся категориальным умалением времени вплоть до отрицания и одновременно с его расширением вплоть до бесконечности в прошлое и будущее.

в) Можно упростить формулу вынесением величин за скобки:

W = f(<T↓↑, Р↓↑, И↓↑>)

W = f(<T, Р, И>↓↑)

Необходимо (напрашивается) как-то определить структуру (комплекс) <T, Р, И>.

Можно обозначить ее как реальность. Но это не вся реальность мироздания (R), а некий вырыв из нее, связанный с особенностями протекания времени, переживания и идеальности, т.е. с некоторыми атрибутами соответственно сущего, бытия и сущностей. За ее рамками остаются другие атрибуты, например, пространство и материальная субстратность, социальное бытие и множество не-вечных идей и понятий.

А посему это не вся реальность, а лишь ее вечноподобная, вечноморфная или, если использовать древнегреческое слово αἰών, айономорфная или айоническая структурная часть. Буду обозначать ее RW и именовать реальной вечностью или вечной, айонической реальностью. Тогда имеем:

W = f(RW↓↑)

г) Как видно, вечность связана с сюрпроектором, т.е. метафизическими качелями (вверх-вниз) айонической реальности. Примечательно, что в древнегреческом языке слово «качели» очень схоже по написанию со словом вечность – αἰώρα (айора). В этом смысле сюрпроектор может быть назван айорой.

Формула получает хотя и косноязычно-иноязычное, но лаконичное определение:

айон есть айора айонореальности.

Говоря проще, это означает: синтетическая категория-феномен-идея вечности представляет эквилибрирование вверх-вниз по сумме (синтезу) реальности времени, переживания и идеальности. Или: вечность есть функция от суммы трех сущих объективностей: времени, переживания и идеальности – в динамическом охвате всего их категориального наполнения (содержания).

Учитывая, что категория времени и ее реальность (денотат, субстрат, Dawesen), по сути, т.е. в режиме тождества, представляют одно и то же (о чем уже говорилось выше, в п.3е, и что станет окончательно ясно ниже, в п.4ж и далее), можно сказать, что согласно формуле W = f(RW↓↑) за категорию вечности отвечают не столько ее атрибуты, так как они есть и в RW, и в самой W, сколько идеальная онто-гносео-логическая процедура – сюрпроектор (↓↑), обозначаемая словами «постоянство, перманентность, всепронзаемость подвижного охвата верха и низа, выси и глубины – времени, переживания и идеальности».

Этот переживаемо-умозримый динамический покой и есть вечность.

д) Сама же айоническая реальность может быть интерпретирована как обратная функция от категории вечности. При этом единственное отличие заключается в том, что вечность не подвергается айоре, как и в случае со временем (п.1г), переживанием (п.2е) и идеальностью (п.3д.) по отдельности, а служит лишь снисхождением вечности, т.е. ее эманацией (↓):

RW = g(W↓)

Продукт первой ступени эманации в других (например гностических) традициях именуется эоном (это второй вариант перевода слова αἰών). Таким образом, реальность вечности есть функция или атрибут эона (эманации Единого, Бога, Абсолюта). Айоническая реальность как продукт эманации как раз и есть сущая сущность.

Тут нюансировка такая. В пределе вечность тождественна Абсолюту (Единому, Богу). И если айон представляет категорию, которая может развиться или возвыситься до Абсолюта, вплоть до отождествления с ним, то эон уж точно возникает в результате обратного движения – эманации Абсолюта, и возникает именно как сущая сущность.

Короче, айон – категория вечности, сама беременная вечностью, эон – актуальная вечная сущая сущность, дитя этой беременности.

е) За филологическими нюансировками, касающимися особенностей произношения древнегреческого дифтонга αι, стоят особенности понимания вечности: начиная от айона (αἰών) как категории, вылупливающейся из мироздания (мирума) по пути вектора бесконечных времен и бессмертных жизней, и заканчивая эоном (αἰών) как сущей сущностью, вылупливающейся из эманирующего Абсолюта (Единого, Бога):

В варианте с эоном, собственно говоря, и возникает момент тождества категории (= идеи, сущности) и реальности (= сущего): W ≡ RW, что ведет к проявлению собственной формы вечности в соответствии с универсальной формулой собственной формы: х = f*(x). Как выяснено, это проявление имеет две модификации:

W = f*(W)

RW = g*(RW)

где    f* и g* – прямой и обратный операторы собственной формы соответственно.

Причем оба оператора включают в себя алгоритм сюрпроектора (айоры – ↓↑) касательно и мироздания, и Абсолюта, и самóй вечности, насколько это возможно, по принадлежности.

ж) Несколько слов о понятии собственной формы. Идея такой формы хорошо разработана в западноевропейском направлении «Исчисление форм». Я не буду ее разбирать подробно, лишь отошлю к работам [12] и [13]. Здесь же отмечу, что свойство обратимости операторов собственной формы помогает углубиться в проблему.

Если суперпозиционно совместить (сложить) две последние формулы, то можно получить:

W • RW = f*(W) • g*(RW)

(W ≡ RW) = f* • g*

где    • – символ суперпозиции.

Суперпозиция прямой и обратной функций, очевидно, равна некой тождественной единице, или атому тождества, в данном случае W ≡ RW, равному либо W, либо RW:

f* • g* = idRw

g* • f* = idW

где    idRw и idW – тождественные отображения на RW и W соответственно [3],

Учитывая это, в результате получим:

(W ≡ RW) = id(W ≡ Rw)

Очень важный вывод: вечность есть реальность, айорирующая (сюрпроектирующая) в тождестве с собственной феноменально-категориальной идеальностью.

5) Вечность как собственная форма мироздания – при условии айорирующей идеальности [вариант с двуместными стрелочными операторами]

а) В свете формул ПМО (п.1д) получаем два соотношения – сюръекторное (прямое) и проекторное (обратное) для вечности и времени (п.1):

g:   Т = W1↓C

f:   W1 = T↑D

Надо понять, что здесь ограничивающее (С) и расширяющее (D) условия.

Из предыдущих рассуждений ясно: если вечность ограничивается материей (сущим) или жизнью (бытием), т.е. если условием ее является некая материально-бытийная модель, то имеем конкретную моду вечности, именуемую временем. И наоборот, если время расширяется до модуса вечности, то конкретным условием или модулем расширения выступает идеальное (сущность идеального, идеальность) (И). А если еще учесть, что материально-бытийное – это антитезис идеального (⌐И), то в итоге имеем:

Т = W1↓⌐И

W1 = T↑И

б) Аналогичные формулы получаются для соотношения вечности и переживания (п.2):

g:   Р = W2↓C

f:   W2 = P↑D

Что здесь является ограничивающим и расширяющим условиями?

Понятно, поскольку речь идет о переживании и созерцании вечности, то вечная реальность ограничивается феноменами (бытийными, экзистенциальными, в том числе психологическими). При таких условиях (С) имеем конкретную переживальчески-созерца­тельную моду вечности. А вот если переживание расширяется до идеального модуса, то конкретным условием или модулем расширения (D) может выступать опять же только идеальное (И). И если феномен считать инобытием или предбытием идеи (идеального) и условно обозначить его как (~И), то в итоге получим:

Р = W2↓~И

W2 = Р↑И

в) Что же касается соотношения вечности и самой идеальности, то формулы с двуместным оператором я уже прямо использовал в п.3:

g:    И = W3↓ИХ

f:   W3 = И↑ΣИХ

Примечание. Не путать функцию g с функцией ginv: W3 = И↓ИХ (п.3д-е).

г) Теперь попробуем выразить величины W и RW. Сначала реальность:

RW = <T, Р, И>

Подставим значения мод (атрибутов) вечной реальности:

RW = <W1↓⌐И, W2↓~И, W3↓ИХ>

Модусы W1, W2, W3 снимаются в синтетической категории вечности W (п.4а). И если ее/их вместе с проектором условно вынести за угловые скобки, то можно увидеть, что айоническая реальность есть продукт онтологического проецирования вечности при условии идеальности, пробегающий определенный диапазон:

RW = W↓<⌐И, ~И, ИХ>

Остается понять, что это за диапазон? Он, очевидно, представляет качественный пробег идеальности от не-идеаль­ности через ино-идеальность к собственно идеальности:

 RW = W↓( И↓↑ [от Не через Ино до Да и обратно])кач

где гипостазированное Да эквивалентно самости или немецкоязычному Da, т.е. здесь-и-сейчас-самостной данности.

На помощь приходит великий Гегель. Он связывал качество с определенностью бытия, выделяя три его фазы: «…Обнаружится, что первое бытие есть определенное в себе и что, следовательно, во-вторых, оно переходит в наличное бытие, есть наличное бытие [Dasein], но это последнее как конечное бытие снимает себя и переходит в бесконечное соотношение бытия с самим собой, переходит, в-третьих, в для-себя-бытие» [14, с.139].

Таким образом, вечность в этом аспекте реальности представляет качественное бытие: либо в чистом не-количественном себе-бытии, либо в конечном ино-феноменологи­ческом Dasein, либо (что наиболее точно) в бесконечном для-себя-Dа-бытии.

Получается, что проективная вечность – это качественно-идеально айорирующая эманация Абсолюта.

д) Теперь выразим категорию вечности:

W = <W1, W2, W3>

Подставим значения модусов вечности:

W = <T↑И, Р↑И, И↑ΣИХ>

Атрибуты Т, Р, И, которые снимаются в айонической реальности (п.4в), можно также, условно говоря, вынести за скобки вместе с сюръектором и увидеть, что реальность (RW) сюръецируется до вечности при условии идеальности, совершающий пробег тоже в соответствующем диапазоне:

W = RW ↑<И, И, ΣИХ>

Чтобы понять, что тут за диапазон, надо конкретизировать идеальные условия (И). Для начала естественно предположить, что этот диапазон, в отличие от предыдущего, будет количественным.

Если учесть, что первая идеальность является условием вознесения времени и эквивалентна некой единичной идее, воплощающей в себе (как в монаде) идеальный модуль (модулятор) времени, то эту идеальность можно выразить как И1 = 1. Вторая идеальность – это условие переживания. Таковым является многоединство идей, но не всех (поскольку переживание конечно), а некоторого их неопределенного конечного числа – N, поэтому, собственно, тут должно стоять ИN. А вот условием самой идеальности является полная сумма ΣИХ, т.е. всеединство идей, мощность которого может измеряться только актуально бесконечной величиной, имеющей, по Кантору, значение алеф (À). Тогда в уточненном варианте имеем:

W = RW ↑<И1, ИN, ИÀ>

или:

W = RW ↑(И↓↑ [от 1 через N до À и обратно])кол

Это тоже хорошо координируется с учением Гегеля. Гегель увязывал количество с «определенностью, ставшей безразличной для бытия» [14, с.256] и тоже выделял три фазы: чистое количество, определенное количество и бесконечное количество, способное вступать в отношение с бесконечным качеством [14, с.256-257]. Это полностью соответствует введенному выше делению: неопределенности количества в единице идеальности (И1), N-определенности в ИN и бесконечности во всеединстве ИÀ.

Таким образом, вечность в категориальном аспекте представляет количественное сущее: либо в единстве своей идеальной (бескачественной) чистоты, либо в конечном многоединстве, либо (что наиболее точно) в бесконечном всеединстве.

Получается, что сюръективная вечность – это количественно-идеально айорирующее вознесение реальности.

е) В итоге имеем систему двух уравнений: одного – из п.5д, которому соответствует функция f с выделенным оператором (сюръектором) из п.4в; другого – из п.5г, которому соответствует обратная функция g из п.4д. Кратко:

W = RW ↑(И↑↓)кол

RW = W↓( И↑↓)кач

Если теперь учесть тождественность сутей W и RW (п.4ж) и суперпозиционно, как и там, сложить правые и левые части уравнений, то можно получить уравнение собственной формы для вечности:

(W ≡ RW) = (W ≡ RW)↓↑(И↓↑)кач-кол

Это означает: вечность есть собственная форма мироздания при сюрпроективном условии идеальности, в свою очередь тоже сюрпроективной (айорирующей) по всем своим качественно-количественным диапазонам.

Теперь если представить, что монада тождественности id равна охвату охватывающей идеальности:

id = ↓↑(И↓↑)кач-кол

и подставить ее выражение в предыдущую формулу, то получим то же самое, что в п.4ж:

(W ≡ RW) = id(W ≡ Rw)

Весьма показательное совпадение.

ж) Становится понятным, почему с ударением на реальность формула тождественности превращается в:

RW = RW↑(И↓↑)кач

или:

RW = g*(RW)

где оператор обратной собственной формы g* содержит в себе алгоритм идеальной айоры или айорирующей идеальности (И↓↑) с отключением количества вплоть до чистого качества.

А с ударением на синтетическую категориальность эта формула превращается в:

W = W↓(И↓↑)кол

или:

W = f*(W)

где оператор собственной формы f* также содержит в себе алгоритм идеальной айоры или айорирующей идеальности (И↓↑), правда, теперь с отключением качества вплоть до чистого количества.

Интересное наблюдение вытекает из этого. Оно касается различия операторов собственной формы, прямой (f*) и обратной (g*). Поскольку они практически идентичны, единственное различие между ними – качество и количество – является как раз показателем их обратности. Тайна обратности (обратимости, обращаемости) функций и операторов вечности как собственной формы таится в инверсии качества и количества.

Там, где господствует количественная вечность, она имеет категориальные корни, если же она обращается к своему качеству, то она превращается в реальность, и наоборот, если категория обращается к реальности, то это сопровождается переходом ее количества в эмерджентное качество.

з) Отсюда, к слову сказать, вытекает и ответ на вопрос: «Что такое собственная форма?». Если формальное определение – формулу x = f*(x) – дало «Исчисление форм» (п.4.ж), то содержательная определенность выяснилась сейчас: она в диалектической инверсии атрибутов качества и количества.

Собственная форма – это когда количество чего-либо переходит в собственное качество и, наоборот, качество – в собственное количество. Применительно к вечности ее собственными (сущностными) показателями можно считать инверсирующие друг в друга предельные величины: бесконечное количество и бесконечное качество (ср. Гегель, п.5г‑д).

А поскольку собственная форма к тому же напрямую связана с протокодовыми механизмами мироздания, то окончательно проясняется, что оператор собственной формы вечности (хоть f*, хоть g*) включает в себя три аргумента: идеальность (И), качественно-количественный сюрпроектор, или айору (↓↑), и (забегая вперед) протокод (h):

f* = f(И, ↓↑, h)

6) Вечность как протокод мироздания

а) Я обозначил структуру (комплекс) <T, Р, И> как RW. Можно теперь выразить ее элементы с помощью двуместных операторов ПМО, увязывая эти элементы с регионами мироздания и их объектами как условиями.

Время есть мода айонической реальности при условии ограничения ее материально-сущими (М) или бытийными (В) объектами:

T = RW↓(М, В)

Переживание есть мода айонической реальности при условии ограничения ее бытийными, включая Dasein (DS), объектами или феноменами сознания (С):

Р = RW↓(В, С)

Идеальность есть мода айонической реальности при условии ограничения ее феноменами сознания или сущностями (SN), включая сущие сущности (DW) и суперсущность – Абсолют:

И = RW↓(С, SN)

Таким образом, структура мироздания предстает как лестница последовательных трансрегиональных эмерджентных сюръекторных скачков:

М↑B↑DS↑И↑SN↑DW↑A

и таких же последовательных трансрегиональных иммерджентных проекторных соскоков:

A↓DW↓SN↓И↓DS↓B↓М

б) Нет возможности описывать в деталях все схемы и модели трансрегиональных взаимодействий (см. подробнее [8]). Для настоящей работы важно одно: все эти общие закономерности мироздания – регионы и холоны, иерархии и холархии, взаимодействия и невзаимодействия, realm-гармония и эмердженты и т.д. и т.п. – определяются предзаданным протокодом, т.е. механизмом, детерминирующим форму, строение и функционирование мироздания в целом.

Можно не соглашаться с какой-либо конкретной картиной (моделью) мира и предлагать (рисовать) свои схемы и картины, т.е. исходить из своего представления протокода, но нельзя не согласиться, что вечность в силу определяющего (детерминационного и синтезирующего) характера для системы философских, особенно онтологических, категорий, очевидно, обладает протокодовыми чертами, пронзающими всё мироздание и его области.

К такому же заключению подталкивает и троичная структура вечности <T, Р, И>, вызывающая сравнительные ассоциации с формулой протокода (см. [15] и [16]):

h = <td, tr, im>

где    h – протокод,

         td – трансцендентное,

         tr – трансцендентальное,

         im – имманентное.

Протокод – это суперметафизическая величина, лежащая в основе мироздания и, словно нейтрино, пронзающая все его элементы. Не составляют исключения и атрибуты вечности, которые тоже подпадают под протокод. Из предыдущего изложения вполне можно сделать выводы, что вечность – это

– протокод времени (h • T),

– протокод переживания (h • Р),

– протокод идеальности (h • И).

в) Остается понять, какие составляющие вечности каким составляющим структуры протокода соответствуют.

Если с трансцендентальной составляющей вопросов нет (уже со времен Канта), она всегда увязывается с феноменологически-бытийной стороной времени и его трансцендентальной формой (И. Кант: «Науку о всех априорных принципах чувственности я называю трансцендентальной эстетикой» [5, B35]), то c двумя другими составляющими происходит удивительная инверсия.

В различных теоретических концептах она проявляется по-разному, но всё же проглядывает закономерность. Когда время – имманентная характеристика вечности, тогда идеальность трансцендентна в вечности, т.е. скрыта от взора наблюдателя (субъекта):

W = <T{im}, Р{tr}, И{td}>

где    {…} – символы причастности одной величины к другой.

При этом функция f отходит в область трансцендентальности, а сюрпроектор – в область трансцендентной идеальности, отсюда, кстати, величина (И↓↑):

W = <T{im}, Р{tr + f}, И{td + ↓↑}>

Когда же, наоборот, на первый план имманентности выходит сознание вечной идеальности, тогда время уходит в трансцендентную область, в пределе вообще умаляясь до нуля (п.1):

W = <T{td}, Р{tr}, И{im}>

При этом функция f аналогично отходит в область трансцендентальности, а сюрпроектор, если он не осознан, уходит в область трансцендентной временности, а если осознан – в область имманентной идеальности:

W = <T{td + ↓↑}, Р{tr + f}, И{im + ↓↑}>

Подобная инверсия td ↔ im как внутри логического узла времени, так и внутри узла идеальности представляет в общеметафизическом плане диалектический закон инверсии формы и содержания (или структуры и предметной области) [13, с.113].

г) Можно ли из этих формул вывести какие-то следствия?

W = <h • T, h • Р, h • И>↓↑

W = h•<T, Р, И>↓↑

или переходя к двуместному оператору:

W = <T, Р, И>↓↑h

W = RW↓↑h

Вечность есть вечная реальность, данная при условии протокода в качестве таковой. Тут диалектический закон тождества (тавтологии) при посредстве третьего [17, с.18]. Короче: вечность есть вечность при условии бытия протокодом.

При этом вечностный протокод (h) выступает и как модель, и как модуль (модулятор), другими словами, айорирует от модели к модулю, например от модели идеи мира (мирума [18]) до мирового модуля (модулятора-генератора).

д) Вывод. Вечность – метафизическая, точнее, протокодовая величина для структуры категориальных узлов: материально-сущего времени (М • Т), бытийного переживания (В • Р) и сущностной идеальности (SN • И).

Другими словами, вечность – протокодовая величина 1) времени, 2) его переживания и 3) его идеи; или суммарная величина 1) протокодового времени, 2) протопереживания и 3) метафизического кода идеальности.

Как таковая вечность – сущее понятие, точнее, сущая категория, еще точнее, сущая сущность (Dawesen). В протокодовом пределе категориальная вечность тождественна вечной реальности (W ≡ RW). Таково сущее понятие вечности – само вечное как сущее в сущем мире.

Заключение

Я не стремился дать какое-то новое определение вечности. Уже хорошо то, что зафиксировал и обобщил некоторые атрибуты и свойства, без которых понятие вечности немыслимо. Это, в частности, категории «время», «переживание» и, главное, «идеальность». Возможно, момент новаторства заключается в том, что я попытался формализовать данные категории с помощью исчисления стрелок, в основном, одноместных и двуместных операторов: проекторов и сюръекторов, а также (с учетом) формул собственной формы.

В результате была дедуцирована нетривиальная идея сюрпроектора, представляющего качели (айору, по-древнегречески – αἰώρα), т.е. балансирующий пробег туда и обратно по различным регионам мироздания и их элементам (как реализация realm-гармонии). Эта идея, в свою очередь, позволила более строго взглянуть на диалектическую природу вечности как на единство динамического постоянства и бесконечной кончаемости, айорирующих по всем параметрам охватываемых атрибутов времени, переживания, идеальности, качества, количества, формы, содержания, сущего, бытия, сущностей, Абсолюта и т.д.

Главное, стало ясно, что нет вечности самой по себе без отношения к своей категории. Вечность не есть категория, она реальность (сущая), однако эта реальность включает в себя категорию (вместе с ее феноменологическим переживанием и идеей) как свою собственную сущность, вследствие чего сущая вечность является вечной протокодовой категорией, лежащей в основании (в силу этого) вечного мира.

Мир вечен, потому что вечна идея его вечности.

Если нет времени, то нет и вечности.

Если нет рефлексивного переживания, то нет и вечности.

Если нет текучей, пульсирующей и развивающейся идеальности, то вечности нет и подавно. Идеальность оказывается всеобщей протокодовой моделью и протокодовым модулем (основанием) или модулятором (генератором) вечности. К тому же без идеальности, айорирующей от модели к модулю/модулятору и от моды к модусу, нет и вечно покоящегося и одновременно развивающегося Абсолюта.

В общем, вечность есть нескончаемая реальность феноменально-категориальной идеальности. А время? А время, как учили Пруст и Мамардашвили, есть «обретенное время – время внутри этого вечно длящегося» [7, л.7].

Таким образом, если есть что-то одно из перечисленного: время, переживание или идеальность, то это одно неминуемо влечет за собой и другое – объективно, хотя рано или поздно и субъективно тоже.

Лишь бы хватило времени схватить за хвост вечность…

 

Литература

  1. Моисеев В.И. Логика открытого синтеза. В 2 т. Т.1, кн.1. – СПб.: Издательский дом «Мир», 2010.
  2. Что значит вечное? / Дискуссия на сайте «Философский штурм». – [Электронный ресурс]. URL: http://philosophystorm.org/chto-znachit-vechnoe.
  3. Обратная функция // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обратная_функция.
  4. Борчиков С.А. Л.Н. Толстой об уровнях сознания жизни // Размышления о… Вып. 13. Метафизика и история философии в свете неовсеединства. – Озёрск: Изд-во ОТИ НИЯУ МИФИ, 2013.
  5. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 т. Т.2, ч.1. – М.: Наука, 2006.
  6. Борчиков С.А. Актуальная бесконечность как виртуал // Генезис категории виртуальная реальность. Материалы международной научной конференции (15 февраля 2008 г.). – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008.
  7. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. – М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://knigosite.org/library/read/48293.
  8. Борчиков С.А. Метафизика социопротокода (итоги) // Коллективная монография (по итогам работы над проектом, поддержанным РГНФ, № 14-03-00825 «Постнеклассическая интегральная философия: образы социального протокода»).
  9. Беккер О. Пара-экзистенция. Человеческое пребывание (Dasein) и пресутствие (Dawesen) // Horizon. Феноменологические исследования. Выпуск № 2, т.3, 2014. – [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/para-ekzistentsiya-chelovecheskoe-preby....
  10. Борчиков С.А. Вариации онтологического доказательства // Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Бог и разум. Интегральное доказательство бытия Бога. – К.: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2010.
  11. Борчиков С.А. Мое развитие трансцендентальной философии // РАЦИО.ru. Электронный научный журнал. Вып. 16 (2016). [Электронный ресурс]. URL: https://www.kantiana.ru/ratio. – Специальный выпуск: Возможна ли современная трансцендентальная философия? Материалы круглого стола VII Российского философского конгресса г. Уфа, 9 октября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kantiana.ru/upload/iblock/dbf/materialy-kr_st-po-transtsende...).
  12. Моисеев В.И. Проект исчисления форм: попытка переосмысления // Философские науки. – 2014. – №8.
  13. Борчиков С.А. О метафизике формы // Там же.
  14. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т.1. – М.: Мысль, 1970.
  15. Борчиков С.А. Метакод и протокод // Борчиков С.А. Философия в малых формах. Т.6. – Екатеринбург: «СВ-96», 2015.
  16. Борчиков С.А. Извивы протокода: от абстракции до практического воплощения // Электронный журнал «Интегральная философия». – 2016. – № 6. – [Электронный ресурс]. URL: http://allunity.ru/journals/J6.pdf.
  17. Борчиков С.А. Трансимманентная философия. – М.: МАКС Пресс, 2008. – Есть отдельное издание части 1: Борчиков С.А. Мой Бог // На грани. Литературно-философ­ский сборник. М.: Диалог-МГУ, 1999.
  18. Борчиков С.А. Форма «мирум» // Образы постнеклассической интегральной философии. Вып. 1: Материалы 1-й летней школы по интегральной философии и философии неовсеединства: Сборник статей. – М.: ИД «Навигатор», 2014.
 

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-03-00825 «Постнеклассическая интегральная философия: образы социального протокода».