Начало диалектики – Наука Логики Гегеля

Аватар пользователя pol_nick
Систематизация и связи
Диалектика
Логика
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Многие не понимают диалектику, так как не могут понять начала.

Начинается она с простого ЕСТЬ. И с неизбежного ему противоречия простого НЕТ. Или по Гегелю с чистого Бытия (чБ) и чистого Ничто (чН).

чБ . - Бытие, неопреде­ленное, непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, чем ничто. Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же. 

Если вы будете воображать, что есть какая-то существующая природная звенящая или молчаливая пустота равная этим логическим Есть и Нет, то вы пойдете не туда. Нет в природе чистого Бытия (чБ) и чистого Ничто (чН).

Но можно провести параллель. Например, бесконечное пространство и безразмерная точка. Их нет, но они нам нужны для мысли.

Далее – вы поймете, если еще не поняли, как тождество становится противоречием, а точнее поймете, что он было изначально и всегда будет.

Гегель Г.В. Ф. Сочинения. Том 05. Наука логики. [Djv-27.0M] Автор: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel). Перевод Б.Г. Столпнера. Под редакцией М.Б. Митина. 

...В познанье есть ли много или мало?
Ведь истина — не чувственная радость,
Которой мы, как суммою, владеем:
Порою — меньшей, а порою — большей.
Нет! Истина от века неделима!
Из радуги возьми лишь цвет единый
Иль из гармонии единый звук —
И ты ни с чем останешься, погибнет
Прекрасное единство красок, звуков».

то, что является — скрывается, то, что рождается — умирает. 

Комментарии

Аватар пользователя Макарыч

От всей души желаю удачи в этом трудном деле, понять что есть что. 

Аватар пользователя mp_gratchev

Наука Логики Гегеля - она о системе категорий спекулятивной философии, а диалектика на подхвате.

--

Аватар пользователя pol_nick

§ 17  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК T0М 1 HAУKA ЛОГИКИ

Что касается начала философип, то, по-видимому, она должна так же, как и другие науки, начать с субъективной предпосылки, именно с некоего особенного предмета; если в других науках предметом мышления является пространство, число и т. д., то философия должна сделать предметом мышления само мышление. Но это — свободный акт мышления; оно свободно становится на ту точку зрения, на которой оно существует для самого себя и, следовательно, само порождает и дает себе свой предмет. Далее, точка зрения, которая является, таким образом, непосредственной, должна в пределах философской науки превратить себя в результат, и именно в ее последний результат, в котором она снова достигает своего начала и возвращается в себя. Таким образом, философия оказывается возвращающимся к себе кругом, не имеющим начала в том смысле, в каком имеют начало другие науки, так как ее начало относится лишь к субъекту, который решается философствовать, а не к науке как к таковой. Или, выражая то же самое другими словами, понятие науки и, следовательно, первое понятие (будучи первым понятием, оно содержит в себе раздвоение, состоящее в том, что мышление есть предмет как бы для внешнего философствующего субъекта) должно быть постигнуто самой наукой. Более того, единственной целью и делом науки является достигнуть понятия своего понятия и, таким образом, прийти к своей исходной точке и к своему удовлетворению.

§ 18

Как нельзя дать предварительного общего представления о философии, ибо лишь целостность науки есть изображение идеи, точно так же ее деление на отдельные части может быть понято лишь из этого изображения идеи; это деление, как и то общее представление о философии, из которого оно должно быть почерпнуто, представляет собой некоторое предвосхищение. Но идея обнаруживает себя как простота самотождественного мышления и вместе с тем как деятельность, состоящая в том, что мышление противопоставляет себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же быть лишь у себя самого. Таким образом, наука распадается на следующие три части:

I. Логика — наука об идее в себе и для себя.

II. Философия природы как наука об идее в ее инобытии.

III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.

 

Аватар пользователя эфромсо

И к чему Вы выкладываете эти бредовые фрагменты потока сознания ГВФХ?

Уж в двадцать первом веке и дошкольнику должно быть понятно,

что "предметом науки философии" - по логике вещей должна быть мудрость,

а не мудрствования субъектов, не отдающих себе отчёта в том, что как таковые

они  не более чем воображаемы их организмами-носителями...

http://philosophystorm.ru/chitaya-gegelya#comment-556072

Аватар пользователя Дилетант

Начинается она с простого ЕСТЬ. И с неизбежного ему противоречия простого НЕТ. Или по Гегелю с чистого Бытия (чБ) и чистого Ничто (чН).

 1. Любая "наука" начинается с "простого" ЕСТЬ.
Осталось малость - обговорить условия, откуда берётся это "есть". Тогда "нет" обозначится само собой.

2. Для того, чтобы иметь "чистое Бытие", надо в начале иметь то, что надо "очистить". А его - нет. Или оно есть, да никак не складывается, чтобы сказать о нём что-либо путное, от чего его надо отчищать?.

Аватар пользователя pol_nick

вы когда будете чему-нибудь учиться??? Вы даже не понимаете о чем говорите?

Аватар пользователя Дилетант

Мне достаточно будет того, чтобы Вы поняли, о чём я пытаюсь сказать.

Аватар пользователя pol_nick

Для того, чтобы комментировать, надо прочитать хотя бы ЭФН TОМ 1 HAУKA ЛОГИКИ Гегель.

Понимать русский язык. 

Слово Бытие – существительное. Бытие́ — в самом широком значении — существование

Относительно человека, бытие это все его действия, повседневные, деятельность как биологического организма, так и индивида на ментальном уровне, при взаимодействии с окружающей средой. Кем человек является, кто он есть или кем бы мог быть, относится к пониманию Бытия в общем смысле. Бытие в природе — это существование предметов, физических, реальных, также природных сил (стихий), гравитации, физических законов.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии

 Слово «есть» явля­ет­ся фор­мой 3 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рый име­ет зна­че­ние «суще­ство­вать, иметь­ся, нахо­дить­ся и пр.». Форма 3 лица гла­го­ла пока­зы­ва­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит тому, о ком или о чём ведет­ся речь.

В данном предложении «есть» сказуемое, в контексте «бытие есть» -  исполь­зу­ет­ся для кон­ста­та­ции факта.

Самое простое начало логики - констатация «Бытие есть». Читайте Логику Гегеля, а потом комментируйте.

Аватар пользователя эфромсо

Читайте Логику Гегеля, а потом комментируйте.

Извольте, читаем:

"... вообще

изменения бытия суть

не только переход одной величины в другую, но и

переход качественного в количественное и наоборот,

иностановление, которое есть

перерыв постепенного

и качественно иное

по сравнению с предшествующим

существованием."

http://philosophystorm.ru/video/mify-logiki-gegelya#comment-517336

Как я понимаю - здесь явное свидетельство того, что ГВФХ не отождествлял

бытие с существованием и акцентировал обусловленность

становления того и иного существования как следствие изменения качества бытия.

Аватар пользователя Дилетант

pol_nick, 6 Октябрь, 2023 - 18:05, ссылка Слово «есть» явля­ет­ся фор­мой 3 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рый име­ет зна­че­ние «суще­ство­вать, иметь­ся, нахо­дить­ся и пр.». Форма 3 лица гла­го­ла пока­зы­ва­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит тому, о ком или о чём ведет­ся речь.

В данном предложении «есть» сказуемое, в контексте «бытие есть» -  исполь­зу­ет­ся для кон­ста­та­ции факта.

Всё гораздо проще. "Есть" - становящаяся форма от (отношения) бытия. 
Фраза "Бытие есть" означает регистрацию (кем-то или чем-то) ставшей формы от бытия.

Читайте Логику Гегеля, а потом комментируйте.

Поскольку читать было больше нЕчего, то её и читали. А из всей этой логики осталось выученное "единство и борьба противоположностей". С единством ещё как-то разобрались, а вот с борьбой пока туговато приходится: всё скатывается к "войне до победного конца".

Для того, чтобы читать Гегеля, надо иметь прочную базу классической философии. Или на худой конец прочную базу науки. Тогда становятся понятны логические выверты с формами и отношениями.

Аватар пользователя эфромсо

Бытие, неопреде­ленное, непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, чем ничто. Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же.

 Выражаясь логически, то есть: отображая в суждениях

следствия действительных причин - получаем вот што, какбы "недосказанное" ГВФХ:

Бытие, неопреде­ленное, непосредственное - не кажется ни чем,

но это не значит, что "чистое бытие" тождественно какому-либо "ничто".

Не-чистость наличного бытия обусловлена тем, что в нём происходят

со-бытия, состоящие во взаимодействиях предметов,

существование каковых обусловлено бытием их сущностей,

неизбежно образовывающихся вследствие изменения качества "чистого бытия".

Аватар пользователя pol_nick

Начало Логики. Бытие и Ничто. - Задача сознания — понять, что оба этих начала есть не что иное, как пустые абстракции, и одно из них столь же пусто, как и другое. Они тождественны. Это есть (в мысли) самая начальная, наиабстрактнейшая и наибеднейшая дефиниция. 

Гегель все досказал, просто эфромсо, 6 Октябрь, 2023 - 18:33, ссылка вы не понимаете, лепите свои домыслы.

Гегель "Начиная мыслить, мы не имеем ничего, кроме мысли в ее чистой неопределенности, ибо для определения уже требуется одно (Eines) и некое другое (Anderes); вначале же мы не имеем еще никакого другого. Лишенное определений, как мы его имеем здесь, есть непосредственное, а не опосредствованное отсутствие определений, не снятие всякой определенности, а непосредственность отсутствия определений, отсутствие определений до всякой определенности, неопределенность как наипервейшее. Но это мы и называем бытием. Его нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чистая мысль, и, как таковая, оно образует начало. "

Гегель про следующий шаг: Стремление находить в бытии или в них обоих устойчивое значение и есть та самая необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и сообщает им истинное, т. е. конкретное, значение. Это движение есть логическое выведение (Ausführung) и дальнейшее развитие понятия. Размышление, находящее для этих начал более глубокие определения, есть логическое мышление, порождающее такие определения, но не случайным, а необходимым образом. 

Аватар пользователя эфромсо

Ага, про "начиная мыслить" - могу в натуре сказать вот што,

"почти по Гегелю":

эфромсо, 31 Январь, 2017 - 08:52, ссылка

если бы приемник принимал всё сразу, что есть в эфире,

то был бы бессмысленный хаос

У новорожденного человека так и получается - на  любое изменение чуйствуемого его сущность  реагирует как на  как угрозу, но по ходу жизни - она  привыкает ориентироваться в том, что есть благо, а что - нет, при содействии воспитателей к врождённым рефлексам "приплетаются - подпаиваются" рефлексы распознавания и отображения букв и слов, вследствие чего  вырабатываются навыки пользования и другими  средствами коммуникации с себе подобными и сущность( совокупность движущих сил организма) отвыкает непосредственно реагировать на то, что в системе понятий этой коммуникации оказывается  "несущественно"... по сути - "настраивает" колебательные контура-рефлексы восприятия и формирует последующие каскады - контура  рефлексов мышления, для которых существенно только то, что уже "отфильтровано" воспринимающим каскадом, но - в сложных и запутанных "дорожках" проводимости случаются короткие замыкания и "пробои", в результате чего модуляции первичной(чуйственной) ступени "пробиваются" в мыслительную минуя фильтры обыденного восприятия и вызывают  смятение в мыслях буквоедов,  а гениям - дают возможность  зрить "априорности" - то, что скрыто от всех за стереотипами "правильных" представлений о действительности...

Аватар пользователя Эль-Марейон

Эфромсо. Новорожденный - уже готовый для жизни человечек. Циолковский писал, что жизнь уже в зачатке ( зачатии) жива, было бы достаточно энергии, ее наполняющей. Это о Сознании ( сущности) он говорил.
Но дело в том, что уже в живом работает Мысль ( плоть), она вне тела, и она сразу начинает познавать самое себя, то есть, языковое содержание свое. И это с первой минуты жизни Мысль начинает формировать и душу, то есть, чувства.
Родился человек, что хорошо уже знаком со всем тем, что  не будет его окружать, а уже окружает благодаря Мысли . За 9 месяцев своей жизни в утробе он знает членов семьи, игрушки, кроватку все остальное, что ждет его. Процесс познания и себя, и мира у него быстрее , чем у взрослого человека: пульс жизни его более частый, чем у взрослого, организм спешит познать и так познает все быстро до лет 14-16, потом пульс урежается и медленнее идет познание и чувствование.
Приходит в мир и 
уже понимает речь близких, но речевой аппарат должен сформироваться только по мере произношения звуков, слогов, слов, то есть, постепенно. Разумность определяется по реакциям реагирования на все . Природа человека такова.  Природа спешит, потому что жизнь коротка, а бытие- это время понимания истины, более того,  понимание  данности ( заранее заложенное определенное содержание в Мысль, не в мозг) это и есть сама причина бытия. С уважением. 

 

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

чБ . - Бытие, неопреде­ленное, непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, чем ничто. Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же. 

Вы ошибаетесь! Ваша ошибка лежит на поверхности: неопределенное бытие не может быть ничто. Ничто абсолютно. Если ничто, то и нет никакого бытия. ЧБ - это нечто.

Соответственно после этой фразы ваше дальнейшее повествование теряет смысл.

Аватар пользователя pol_nick

это начало логики. И уже вы ничего не понимаете. Есть ли смысл не изучая Логику, котрую здесь обсуждают, вставлять не имеющие смысла комментарии?

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Ну так я вам и показываю логическую ошибку в самом начале вашей логики. А что значит, что я ничего не понимаю? Мы же говорили только о выделенной мною фразе. То есть можно говорить только о том, что я не понимаю смысла этой фразы. Это вторая ваша логическая ошибка. Не видеть смысла вовсе не означает, что его там нет. Поэтому смысла не имеет ваш последний вопрос: как можно говорить о том, чего не видишь?

Аватар пользователя pol_nick

Головорушко Сер..., 6 Октябрь, 2023 - 20:34, ссылка пишет: "Вы ошибаетесь! Ваша ошибка лежит на поверхности: неопределенное бытие не может быть ничто. Ничто абсолютно. Если ничто, то и нет никакого бытия. ЧБ - это нечто".

Вы меня убедили окончательно, что ничего не понимаете в Логике.

Нечто - это наличное бытие. А ЧБ - это абстракция. Гегель: Нечто "..есть наличное, а не неопределен­ное, абстрактное бытие. "

Нечто есть первое отрицание отрицания как простое сущее соотношение с собою. Наличное бытие, жизнь, мышление и т. д. существенно определяются в налично сущее, живое, мыслящее (в «я») и т. д. Это определение имеет величай­шую важность: благодаря ему не останавливаются, как на всеобщностях, на наличном бытии, жизни, мышлении и т. д. - Гегель

Набежали шарлатаны,

Проверяйте-ка карманы.

Набежали головорушки.

Затыкайте ваши ушки.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

#"Вы меня убедили окончательно, что ничего не понимаете в Логике."#

Вы ищете повод слиться, пардон - уйти от дискуссии? Я вас не удерживаю. Но может быть вас волнует, не убедили ли вы меня в том, что это вы ничего не понимаете в логике. Вот вам логическая конструкция, покажите, что она содержит ошибки.
Ничто абсолютно. Ничто в рассуждениях подразумевает, что не о чем говорить. Ничто не содержит в себе ничего и не содержится нигде. Бытие подразумевает нечто, как бы абстрактно мы о нём ни говорили. Соответственно, бытие и ничто никак друг с другом не ассоциируются.
PS И перестаньте тыкать мне в глаза цитатами. Это последний аргумент у тех, у кого нет возможности привести собственную логику.

Аватар пользователя pol_nick

Головорушко Сер..., 7 Октябрь, 2023 - 14:12, ссылка PS И перестаньте тыкать мне в глаза цитатами. Это последний аргумент у тех, у кого нет возможности привести собственную логику.

- У вас все возможно, у вас зеркало видит, есть еще своя физика, химия... Возможно вы Эйнштейн или София Ковалевская, кого здесь только не встретишь.

Смело жми на фото и вам откроется истина.

 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Сергей Головорушко. Рассуждая по всякому предмету, необходимо исходить из строения слова. Нечто- это не отрицание, это присутствие в предмете неопределенности. Все , кто предлагает , что в начале было Пусто, они говорят о Ничто, предполагая , что что- то все- таки было, потому что пустое не способно создать себе подобное, а живое родилось и живет. По мне , бытие и Ничто= бытие + небытие. И Гегель соединял так пару. Все началось с разговора о Пусто, думаю. С уважением.

Аватар пользователя эфромсо

Ничто абсолютно.

Ничто в рассуждениях подразумевает,

что не о чем говорить.

Ничто не содержит в себе ничего

и не содержится нигде.

Бытие подразумевает нечто,

как бы абстрактно мы о нём ни говорили.

Соответственно, бытие и ничто

никак друг с другом не ассоциируются.

Аплодирую стоя проблеску рационализма в сумбуре условностей!

Вопрос на "засыпку":

если у Вас варианты для того "нечто", которое

можно было бы ассоциировать с понятием "бытие"?

 

Это я к тому, что Ваше суждение подтолкнуло меня к пониманию:

мои толкования о субстанции, представляющей собой энергию,

единственным свойством каковой оказывается движение,

то есть - распространение "отсюдова - во все стороны сразу с абсолютной скоростью"

не противоречат утверждению, что субстанция-она же-энергия-она же-движение - 

есть именно то нечто, какового самого по себе  нигде нету,

но без него - ничего бы и не было...

Аватар пользователя Эль-Марейон

Эфромсо. Сердце радуется , когда вижу, что мое об энергии и движении принял хоть кто- то. Значит,  не зря все столько думалось. С уважением.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Собака это абстракция. То есть мы абстрагируемся от конкретных Шариков и Бобиков. Шарики и Бобики это конкретные собаки. Говорить мы можем и о собаках вообще, то есть об абстрактных собаках, и о конкретных собаках. А взаимодействуем мы всегда с конкретной собакой. Мы не можем взаимодействовать с абстракциями. В природе есть только объекты,а абстракции живут,если так можно выразиться, только в мозге человека. Абстракции это обобщение каких-то свойств некоторых объектов, например собак.
Нечто это абстракция. Она ассоциируется с любым возможным объектом. А любой конкретный объект это нечто во плоти, если так можно выразиться. Говоря об абстрактном нечто, мы не можем сказать, существует ли оно, не имея достоверных свидетельств. Зная же наверняка о существовании (бытии) какого-то объекта, мы говорим о его существовании (бытии). Имея представление о бытии конкретных объектов, мы можем абстрагироваться от этих объектов и говорить об абстрактном бытии.
Я вам что-то пояснил или ещё больше запутал?
Что касается энергии, то о ней нельзя говорить, как о субстанции. Потому что энергия это характеристика движения. То есть ваши представления нужно перевернуть наоборот: у вас движение это характеристика энергии.

#"субстанция-она же-энергия-она же-движение -
есть именно то нечто, какового самого по себе нигде нету,
но без него - ничего бы и не было..."#

Если мы говорим о нечто, то мы не можем сказать, что его нигде нету. Если мы о нём говорим, значит мы говорим о нём, как о существующем или ранее существовавшем. Любой такой разговор подразумевает взаимодействие рассматриваемого нечто с другими нечто - сначала в общем случае, а в конце концов и в конкретных случаях взаимодействия конкретных объектов. Всё это (рассмотрение) делается только для выяснения последствий взаимодействия конкретных объектов. Человек хочет предвидеть будущее и только с этой целью анализирует поведение конкретных объектов и в этом деле преуспел настолько, что научился от них абстрагироваться, делать обобщения и даже выдумывать вымышленные миры.

Аватар пользователя эфромсо

Нечто это абстракция. Она ассоциируется с любым возможным объектом.

Я вот по другому соображаю.

В моём представлении нечто - это то, действие чего можно различить, как-то определить, даже измерить, но само по себе - выделить из  всего прочего не получается.

Аватар пользователя VIK-Lug

эфромсо: дык потому Гегель оперирует и таком: "Именно в вопросе об отношении философии к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ и господствуют недоразумения, и таким образом я возвращаюсь к тому, на что я указал раньше: философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение НАЛИЧНОГО и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует...., можем сказать, что оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства" (см. Предисловие к "Философии права"). Однако.  

Аватар пользователя pol_nick

VIK-Lug, 8 Октябрь, 2023 - 11:49, ссылка

Здесь главное не путать.- Начало в Логике и начало в природе.

Вместе с тем, они, начала, как во всей диалектиче тождественны и различны одновременно.

Начало в природе по диалектике - можно сказать его Нет, так как мир вечен и бесконечен. И так же он начинается в каждой "точке", всегда.

В Логике начало принято за логичесое "Есть", точнее перход отрицания Нет в Есть, и Есть в Нет, что есть становление, единство противоположностей, которое тоже всегда было, есть и сейчас продолжается.

Т.е подтверждается, вы правы, сылаясь на Гегеля (см. Предисловие к "Философии права"), что ".. оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства".

- Начало не односторонее. Вот такие противоречия в диалектике.

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

"Нет" это не отрицание, это констатация.

Аватар пользователя VIK-Lug

pol_nick-y: ну если Вы внимательно вникните в суть того, что Гегель изложил в "Философии права", то он как раз и разделил понимание как сути законов природы, так и тех законов, которые от людей (правовых законов, в частности) и логику их формирования. 

Аватар пользователя эфромсо

Любопытно:

 в которых именно словах

из моего соображения

Вы усмотрели указание

на "потустороннее начало"?

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

#эфромсо, 7 Октябрь, 2023 - 23:42, ссылка
"В моём представлении нечто - это то, действие чего можно различить, как-то определить, даже измерить, но само по себе - выделить из всего прочего не получается."#

В моём представлении почти то же, за исключением того, что при желании его можно и выделить из всего прочего.

Аватар пользователя pol_nick

ваши догатки, рассуждения можно принять, но все же, это логика, в ней важна пследовательность движение понятий, точность определений -  ГЕГЕЛЬ НАУКА ЛОГИКИ Т1 Перевод Б. Г. СТОЛПНЕРА под редакцией М. Б. МИТИНА

Аватар пользователя VIK-Lug

pol_nick-y: дык Гегель о том и толкует: "Определения, получающиеся в процессе развития понятия, сами суть, с одной стороны, понятия, а с другой стороны, они имеют форму наличного бытия, так как понятие есть по существу идея. Ряд получающихся понятий есть следовательно, вместе с тем, так же и ряд образований, так и следует их рассматривать в науке" (см. Параграф 32 в "Философии права" и именно по этой схеме Высшей диалектики понятия Гегеля, Маркс в "Капитале" отразил многоликую суть капитала, движение которого и обеспечивает основу производственных отношений при действии соответствующих видов права собственности).  

Аватар пользователя эфромсо

То что можно выделить - это "что-то"

к примеру - змеиный яд или человеческие сопли,

а вот скажем  гравитация, или то же сознание  -

это нечта, о наличии каковых мы можем судить

только по признакам их действия,

но заполучить гравитацию отдельно от мироздания

а сознание без участия человеческого организма -

никому не дано...