Метафизика старая, новая и новейшая

Аватар пользователя mp_gratchev
Систематизация и связи
Онтология
Гносеология
Эпистемология
Диалектика
Логика

 

автор М.П. Грачев.

        Метафизика старая, новая и новейшая

 

Метафизика - это иное наименование философии. Метафизика возникла вместе с первыми философами Древней Греции в их рассуждениях о первоначале. Старая метафизика оформилась в трудах Аристотеля. Серьезному критическому осмыслению подверглась у Канта и Гегеля.

Новая метафизика после немецкой классической философии в марксизме обрела статус спарринг партнера для диалектики. В диамате метафизическая философия характеризовалась как нечто застойное, обездвиженное и омертвленное в противовес живой, динамичной диалектике философской мысли.

С крушением государственной поддержки философии марксизма и отправки диалектики на маргинальные задворки софистики - на освободившемся месте возродилась неометафизика как универсальная философия всего и вся. И уже  метафизику позиционируют  не моментом диалектики, а, напротив, метафизика предстает предельным обобщением, в котором в качестве приживалки найдется место и для диалектики: "под которой полагаем рассуждения о предметах в движении", (ZVS) .

Отголоском всех этих процессов как раз и  явились соображения Льва из Томска, изложенные им в статье на Философском штурме "Логика в метафизике".

Лев пишет (ссылка):

"Метафизика - то, что после физики, наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.     Предмет в метафизике решительным образом отличен от любого предмета в физическом, иначе (про)явленном мире. Он не есть то, на что можно указать пальцем. Не имеет места и времени существования, но полагается существующим.     Этот предмет: высшая абстракция, предельное обобщение некоего качества (чтойности), часто называемого сущностью. Будь то  философская категория, предельная основание, всё это есть предмет метафизики. И  для рассуждения о подобных предметах необходимо знать логику, в которой допустимы такие рассуждения".

Вообще-то, рассуждения о метафизике для меня зарамочный предмет. Только вот,  Лев затронул проблемные вопросы метафизики как логики. И здесь я уже не могу остаться в стороне от дискуссии. Мое вступление в дискуссию ниже ...

--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 02 ноября 2016 г.

Комментарии

Аватар пользователя Алла

Материализм - это мир натурных операций, т.е. отношений того, что есть в натуре.
А Метафизика - мир операций воображаемых, т.е. отношений того, чего нет, но должно быть. (Вот когда вы мысленно исходите из "должно быть", вы, тем самым, и располагете себя в метафизике.)

Аватар пользователя Lemur

Поскольку материализм "мир натуральных операций", а метафизика "операций воображаемых" и те и другие реализуются в парадигме сознания. Ваше разделение неубедительно. Поступление информации и ее переработка единый процесс формирования сознания и не является критерием разделения данных понятий.

Аватар пользователя Алла

Ну да!
Рубить дрова для печки и махать руками при "чур-чур" - единый процесс "формирования сознания". - Хи-хи.

Аватар пользователя Lemur

Отмена

Аватар пользователя Lemur

Ну да!
Рубить дрова для печки и махать руками при "чур-чур" - единый процесс "формирования сознания". - Хи-хи.

Вам не философией заниматься, а клоуном в балаганах выступать! Тема интересная, но выше вашего понимания.

Аватар пользователя Алла

Lemur, 15 Ноябрь, 2016 - 14:23, ссылка

Тема то интересная, только непонятно - а вы то к ней с какого боку?

 

Аватар пользователя Lemur

Вынужден с вами согласиться, толочь воду в ступе скучное занятие. Мне совершенно очевидно, что метафизика, по своей сути, синоним идеализма (метода рассмотрения действительности через призму сознания). Попытка придать этому понятию некое особое значение это интеллектуальное шулерство, направленное на создание ложных направлений в философии. 

Аватар пользователя Vladimirphizik
Аватар пользователя Вернер

Материализм - это мир натурных операций, т.е. отношений того, что есть в натуре.
А Метафизика - мир операций воображаемых, т.е. отношений того, чего нет, но должно быть. (Вот когда вы мысленно исходите из "должно быть", вы, тем самым, и располагаете себя в метафизике.)

 Верно.

Когда это метафизическое "должно быть" подтверждается, оно переходит в разряд знаний, в том числе философски обобщённых.

Причём это метафизическое "должно быть" располагается в области предельных оснований.

Аватар пользователя ВФКГ

Вернер, 12 Январь, 2017 - 00:51, ссылка

Когда это метафизическое "должно быть" подтверждается, оно переходит в разряд знаний, в том числе философски обобщённых.

Материализм на примере театра, это его плоть, включая освещение, звуки и тела субъектов, а Метафизика - дух произведений и театрального коллектива.

Аватар пользователя Вернер

Не годится.

Исходный тезис Аллы с которым я согласился:

"А Метафизика - мир операций воображаемых, т.е. отношений того, чего нет, но должно быть. (Вот когда вы мысленно исходите из "должно быть", вы, тем самым, и располагаете себя в метафизике.)" 

Ваш же "дух произведений" не воображается зрителем, а вполне им потребляется за плату по таксе. Это вполне себе наука (или область знаний) по Станиславскому.

Метафизичность - это система Станиславского  во время её создания, в предчувствии, что она должна быть и когда её ещё не было в полной мере. 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Vladimirphizik, 14 Ноябрь, 2016 - 16:28, ссылка

Согласен, Сергей Алексеевич. Но только один нюанс: нужно четко разделять, когда идет разговор о философии в целом, а когда о метафизике в частности.

Согласен. Но и здесь, в этом нюансе, тоже есть нюансы.
1) Саморазделение, разделения для себя. Я для себя четко знаю, когда я метафизик, а когда занимаюсь общефилософскими вопросами. Для остальных это может выглядеть вообще бредом.
2) Разделение в силу вековых мировых традиций. Для этого надо хорошо знать и не только, но овладеть этими традициями и стараться продолжать их. В частности - мировую метафизику. Для подавляющего большинства участников ФШ эта мировая метафизическая традиция (хоть старая, хоть новая, хоть современная) находится за пределами их философствования, а ценно для них только собственное самодеятельное философствование и метафизирование.

Аватар пользователя Владимир А.В.

Вот, за что физики не любят философию!

Аватар пользователя Владимир А.В.

Наука без философии,

Что корабль без руля.

Философия без диалектики,

Что слепой без поводыря.

Диалектика без логики,

Что язык без грамматики

Без всего этого познание

Есть удел только практики

Аватар пользователя rpa

Владимир А.В., 15 Ноябрь, 2016 - 10:15, ссылка

Наука без философии,

Что корабль без руля.

Философия без диалектики,

Что слепой без поводыря.

Диалектика без логики,

Что язык без грамматики

Без всего этого познание

Есть удел только практики

Очередной "метафизический ляп"! )))

Переход на "язык образов" не спасает метафизиков от банальных ошибок! Поднимитесь по теме,там уже есть пример Борчикова и столь же безграмотный! Борчиков "отмазался" заявлением,что он "не физик",а вы любопытно, чем "отмажетесь"?

Аватар пользователя Владимир А.В.

Я мыслящий эмпирик, а не философствующий демагог.

Философия  для эмпирика – это необходимый инструмент получения конкретных знаний, которого сегодня нет.   

Сегодняшний философ кроме общих ла-ла  дать физику ничего не может, так как он не умеет добывать знания, у него пробел в этом вопросе из-за непонимания сущности философии, а потому её отсутствие, и, как следствие, неумение мыслить.

Так что у эмпириков и у философов общая беда – отсутствие инструмента познания.

Если философы хотят помочь физику, тогда   они должны дать ему философию познания с реальными, а не выдуманными законами (отрицание отрицания, тезис-антитезис-синтез и прочей муры), которая будет формировать его познающий разум, о котором вскользь обмолвился Гегель.

Потом ошибочность оппонентов надо доказывать, а не декларировать, здесь ролью безапелляционного судьи никто не наделён

Аватар пользователя ZVS

Я мыслящий эмпирик, а не философствующий демагог.

Философия  для эмпирика – это необходимый инструмент получения конкретных знаний, которого сегодня нет.   

Ну-ну. Мыслящий, но эмпирик. smiley Конкретика  и эмпирика вообще-то по другому ведомству. Либо учитесь умозрительно различать нечто недоступное чувству, и понимать(мыслить) зачем оно лично Вам необходимо, либо переквалифицируйтесь в управдомы, потому как у него инструменты получения знания технического и экономического состояния жилого фонда, куда более эмирически доступны, наглядны и конкретны. И надо понимать, что конкретные "знания" это по сути вообще не знания (как таковые), но лишь справочные данные, готовые рецепты, которые  требуются только тем, кому надо показывать пальцем, откуда копать и до какого времени..

P.S. Любую, как-либо конечно определенную деятельность, можно автоматизировать и выполнять по заданному конечному алгоритму. Эмпирически получать сигнал и выдавать  положенную по алгоритму реакцию может и робот. Ему(чистому эмпирику) не требуется никакая философия, у него есть  готовый алгоритм(рецепт).wink

Аватар пользователя Владимир А.В.

Этот примитивный взгляд управдома на философию происходит от непонимания, что такое философия. А чтобы судить о том, что пишут другие надо сначала научиться читать, это не механическое прочтение слов, которое можно автоматизировать.   Для этого ещё надо научиться и мыслить,   а  рецептов для этого пока ещё нет, о чём и было написано, но что взять с управдомов, они  слепы.

Аватар пользователя rpa

Владимир А.В., 15 Ноябрь, 2016 - 09:37, ссылка

Вот, за что физики не любят философию!

Физики,как и представители других наук,не любят бездарей и для них совершенно не важно кто и чем себя считает! 

Аватар пользователя Владимир А.В.

Как самокритично!

Аватар пользователя rpa

 а ценно для них только собственное самодеятельное философствование и метафизирование.

Правильно Борчиков! Все нормальные люди мыслят собственной головой,а метафизики только головой "мирового разума"! ))) 

Аватар пользователя Владимир А.В.

 Собственной головой ещё не означает, что правильно мыслят, ибо мыслят бездоказательно, а каждую новую мысль надо доказывать.  Да и старую мысль нужно подвергать такой же проверке, хотя бы для себя. Ведь если познание зашло в тупик, а философия именно в таком сейчас состоянии, значит где-то допущены ошибки, и их надо выявлять, а не плодить новые ошибки. Ошибки начинаются всегда с основания - основных понятий, так как если их изначально неправильно истолковали, то и дальше начинает нарастать снежный ком ошибок. Примером может служить физика, где в основные понятия масса и сила вместо их сущности вложены ошибочные представления о них, в результате на этих ошибках натворено множество ошибочных теорий. В философии такими основными понятиями являются философия, метафизика, диалектика, неправильное толкование которых завело в тупик философию, так как  неправильное толкование понятия философия, которая является инструментом познания и в философии, и в физике, да и других науках, осталась без своего развития, в результате чего философия и науки остались без своего инструмента познания - философии." Управдом" спрашивает, зачем философия нужна эмпирику, потому что он слеп и не видит, что проблема у философов и физиков общая - отсутствие философии познания, отсутствует гегелевский познающий разум, без которого не может быть целенаправленного познания, а будет только толочься в ступе вода. Но кто же вникает в гегелей, все привыкли быть их ретрансляторами. Я подобно известному Левше, который на смертном одре просил: "Передайте царю, что англичане не чистят ружья кирпичом". Так и я пытаюсь донести, что философия - это не то, что за неё выдают, это процесс познания, который начинается с возникновением вопроса, и заканчивается с получением ответа на вопрос, и что именно этот процесс рассмотрения вопроса - философия осталась без развития, именно  эта философия и означает разум познания Гегеля. Именно она делает голову правильно мыслящей, так как она всё   выводит через доказательство, а не берёт представления с потолка.

Аватар пользователя rpa

Владимир А.В,

вы классический тип демагога! )))

Демагогия-это паразитирование на человеческом невежестве. Меняются общественные условия, меняются и формы паразитирования. Общей остаётся природа паразитизма -отсутствие своего продукта.
Мышление в равной степени может использоваться человеком: как для раскрытия истины, так и для сокрытия истины (правило скальпеля). Мышление демагога подчинено единственной цели - скрыть собственную бездарность. (Чтобы слово не превращалось в ругательство надо всегда сопровождать его определением, поэтому:бездарь- это человек, не имеющий своего собственного продукта в данной, конкретной области.) Мышление замкнутое на само себя превращается в ноль. Фактически демагог сам себе «отсекает» голову. Хотя фраза «демагогия как наука» имеет столько же смысла как и фраза «ревматизм как наука», из этого не следует, что демагогию нельзя изучать научными методами.
Я просмотрел весь текст по данной теме и моё мнение таково: вряд ли все эти приёмы, способы, классификации создадут вам прочную защиту от демагогов- они скорее послужат для них «стимулятором».Поэтому, советую вам, всегда требовать подтверждения собственным продуктом. Данную фразу не следует понимать буквально в том смысле, что надо хватать за горло каждого демагога с криком: «А ну, покажи свой продукт!» Но столкнувшись например с утверждением, что области микрочастиц действует какая-то особая логика, какие-то особенные логические законы, спросите себя, а имеют ли люди, у которых нет за душой ни одной созданной логики, ни одного выведенного закона, право утверждать подобное.

Аватар пользователя Владимир А.В.

 Всё правильно Вы говорите, только к себе это не применяете. И про мышление демагога Вы правильно сказали, который за словами-погремушками прячет свою пустоту. А насчёт продукта, так Вы так ничего и не поняли, ибо его не замечаете, а сказать  это ерунда ума много не надо. То что я написал, вы это нигде не вычитаете, и примеры привёл, которые Вас ни в чём не убеждают. Это Ваше отвержение бездоказательное и бездарное. А насчёт моих продуктов их хватит на всех вас, только, как я вижу, это не для вас. Вы собрались не для того чтобы   что-то выяснить для себя, а поспорить и показать себя.

Сущность философии

     Смысл бытия человека заключается в поиске истины через философию, так можно перефразировать мысль Пифагора.

    По-Платону задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, т.е. видится та же сущность философии, что и у Пифагора.

    По-Аристотелю, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, в виде первых начал и причин бытия, что тоже означает познание через постижение, а первые начала являются дальней конечной целью бесконечного познания.

    Как видно из приведённых высказываний, философия участвует всюду в процессах познания, которые можно подытожить следующими словами Юрия Семёнова:

     «Нет никакого метода познания, который не был бы методом мышления.

      Философия, представляя собой всеобщий метод познания истины, с неизбежностью является общим методом мышления.

       Мышление представляется как процесс усвоения мира  сознанием, вхождения мира в  сознание, воссоздания, воспроизведения мира  в сознании, достижения соответствия между миром и сознанием, т.е. постижением истины».

       Из выше сказанного можно сделать следующий вывод:

       Философия - это инструмент мышления, через который человек решает определённые задачи в достижении поставленной цели. Вот цель и определяет главный вопрос той философии, через которую она достигается.

Это выдержка из книги вашего покорного слуги "Философия для всех"

Аватар пользователя rpa

Владимир А.В

ну вы и профан! Семенов украл это у Гегеля,но как и любой бездарь,взять продукт во всей полноте не смог,а значит только извратил его (Гегеля)! 

Аватар пользователя Владимир А.В.

С кем имею дело. С философской попсой!

Аватар пользователя rpa

.

Аватар пользователя ЛАС

МЕТАФИЗИКА И ДИАЛЕКТИКА

Аристотель

Первоначально слово «метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά) аристотелевой «Физики» (греч. φυσικά), отчего и получили своё название.

Метафизика (ср. - греч. μεταφυσικά, От др. - греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальностимира и бытия как такового.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Метафизика

ЛАС

Первопричины: материальная, формальная, действующая, целевая + энтелехия (абсолютная действительность, вечный двигатель).

  • Логика этой метафизики  формальная («Органон»), всеобщее одно, недвижимо. Но внутри всеобщего другая логика – диалектика как логика бесконечности, как мышление мыслящее мышление (круг диалектики, круг истинной бесконечности, мышление замкнулось на себя, принцип субстанции - замыкания на себя). История метафизики это доказывает. Изначально для многих философов она является синонимом философии в целом. Но далее возникло противоречие  между рассудком и разумом, между формальной логикой и диалектикой, т.к. метод философии не формальная логика (дофилософское  знание о мышлении), а диалектика - сфера разума. В историческом развитии различие между метафизикой и философией нарастало. «Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение (заданное Аристотелем, в частности), и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении» (Википедия).

Современные суждения: ZVS, 1 Ноябрь, 2016 - 04:29, ссылка

Метафизическая логика – это логика Аристотеля на протяжении около 2000 лет, она была как бы приложением к индивидуальной логике, служила как бы инструментом для выявления логических ошибок мышления.

 Таких мнений множество на теме М.П. Грачева.

 

 

 

Исходя из позиции Энгельса, диалектика и метафизика  есть  две разные логики, которые пересекаются:

  1. В целом формальная логика применима к всеобщему (энтелехии). Я это обосновал «парадоксальной» критикой гераклитовского движения с позиции формальной логики Аристотеля.
  2. Главное то, что Гегель нашел оригинальную связь  конечного и бесконечного, ту связь, которую не обнаружил Кант и вынужден был покинуть философию и обратиться к категорическому императиву (мораль). Так Кант не нашел этой связи конечного и бесконечного в границах философии и  он выразил эту проблему в наличии антиномий. Я эту, открытую Гегелем  связь, подробно изложил, но мой оппонент (Сергей Борчиков) не обратил на это внимание, вероятно просто не понял. Повторю кратко. Диалектика изначально не видит ничего кроме рассудочной, формальной  логики. Есть предмет – объект, который равен самому себе А=А, т.е. рассудок видит устойчивость, неизменность  или результат изменения, внутренний процесс изменения рассудок не видит, т.к. это для него парадоксальная диалектика, нарушающая три закона формальной логики, где  истина и А и не-А (А = не-А). Далее, Гегель рефлексией перетаскивает внешнее А=А во внутренне  А=А, где рядом существует изменение А= не-А. Пока данный объект сохраняется  внутреннее А=А  в его границах выступает как всеобщее этого предмета. Далее, это абстрактное  всеобщее как субстанция – субъект в процессе конкретизации находи свою определенность в особенном моменте и вторую определенность в определенности особенного момента как единичном. Так единичный объект выступает в мышлении не как «вещь в себе», лишенная познания, а как «вещь в себе и для себя» полностью познанная в бесконечном (всеобщем) понятии как единстве всеобщего, особенного и единичного.
  3. Соотношение формальной  логики и диалектики  выразил Энгельс, против  чего вряд ли  найдется достаточное основание против движущейся материи. Материального движение есть целостность выраженное в мышлении всеобщим понятием посредством диалектики.  Движение атрибут  материи, одно без другого не существует. Видим не просто движение, а видим нечто, которое движется. Для этого нечто как состояния есть  формальная логика, которое выступает только моментом движущегося нечто. Поэтому  формальная логика (метафизика) есть момент диалектики (Энгельс), а не наоборот: диалектика есть момент  метафизики.  Если существует материя без движения, то можно согласиться с тезисом ZVS:

«С крушением государственной поддержки философии марксизма и отправки диалектики на маргинальные задворки софистики - на освободившемся месте возродилась неометафизика как универсальная философия всего и вся. И уже  метафизику позиционируют  не моментом диалектики, а, напротив, метафизика предстает предельным обобщением, в котором в качестве приживалки найдется место и для диалектики: "под которой полагаем рассуждения о предметах в движении" (автор М.П. Грачев/ Метафизика старая, новая и новейшая).

 ЛАС

  1. Не важно, какая метафизика, она как была, так и осталась  в сфере рассудка, в сфере формальной логики. Даже здесь прорывается то «абстрагирование», то «обобщение» формальные, логические операции, чем философия  не занимается. «Обобщение» не достигает истинной бесконечности, сбрасывает содержание,  о чем свидетельствует традиционная наука и её дурная бесконечность законов, и никакого «предельного обобщения»
  2. Неометафизика придумана специально, чтобы закрыть путь к высшей истине. На «освободившееся место» СССР оказалась разрушенная по всем направлениям Россия, с колониальной и фашистской тенденцией.  Софистика помогает затушевать классовую сущность государства и права и распространять лживую информацию о первопричинах.

 

Здесь  предлагается, какая то эклектика формальной логики и диалектики, да еще в рамках непонятной  метафизической логики. Записи mp_gratchev

Метафизическая логика - это формальная логика, распространенная на гносеологию и онтологию (соображения С.И. Поварнина о соотношении формальной и диалектической логики).  Итак, Поварнин определяет формальную логику в узком и широком смысле. В узком смысле, это обычная формальная логика, предметом которой являются рассуждения. В широком смысле, это метафизическая логика - логика философская.

 ЛАС: подтверждается мысль, что эта метафизическая и  формальная логика есть одно и то же.  Никакой «широкий смысл» не может изменить природу рассудка.

 Мне очень близка в этом отношении  позиция: Поскольку логика, она и в Африке логика, то 2 и 3 законами последуют о непротиворечии и исключенном третьем.

Видать так уж устроен ум неспециалистов по логике, что физики могут выдумать "свою" физическую логику, ну а метафизики - метафизическую логику, ну а кто не заморачивается на физику да метафизику, тому А и в Африке тождественно А (те же яйца в Африке) … Остается загадкой почему Льву недостаточно универсальной ФЛ и в чем специфика метафизической логики (что там за правила иные, чем три закона Аристотеля)?

 (Пермский, 30 Октябрь, 2016 - 12:19, ссылка). 

Что есть еще кроме движущейся материи, что не относится к формальной и диалектической логике, чтобы выделять особую метафизическую логику?

Аватар пользователя эфромсо

Что есть еще кроме движущейся материи

Если речь о материи, то логически мысля, а именно -

выстраивая суждения так чтобы отобразить следствия действительных причин -

нужно понимать, что материя - это предметы которые существуют

перемещаясь относительно друг дружки,

а собственно движение, как нетождественность себе -

есть свойство суб-станции - того всеобщего,

изменения качества движения какового и производят материю.

Так что  в логике условных тождеств и различий,

различаемых в существующих предметах -

суб-станция представляется "абстрактной"

а в логике действительных причин - она есть всё что есть, а то, что "не есть" -

это её не-идеальность,  каковую в предметном мире наблюдать не приходится...