Метафизика - инвариантность, многовариантность или альтернативность?

Аватар пользователя Олан Дуг
Систематизация и связи
Основания философии

 

 

Теперь я займусь усложнением понятия «Метафизика».

Напоминаю, что я не занимаюсь переустройством картины мира. Не свергаю авторитетов, а просто совершенствую свою личную модель бытия, свое мировоззрение.

Просто делаю я это публично, чтобы те, кто стоит в начале пути совершенствования своего мировоззрения, учились на моем примере. Я это делаю открыто и поднимаю Вымпел: «Делай как я!».

А дальше…каждый свободен в своем выборе. Было бы из чего выбирать.

 

Итак, Метафизика.

 

Метафизика (др.-греч. τά μετά τά φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά)Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название. (Википедия)

 

Эволюция моего понятия.

Я первоначально придавал этому термину некий мистический смысл (сказалось действие школьной программы из которой у меня сложилось мнение, что физика – это что-то научное, а метафизика, это что-то мистическое.)  Потом прочитав немного Аристотеля, его попытки разобраться с первоосновами, я начал воспринимать метафизику, как способ построения некоего описания.  Т.е. фундамент способа физического описания Бытия.

Затем, по мере изучения истории развития физики, математики и других наук, я вообще забыл этот термин.  В связи со стремительным усложнением моего мировоззрения, мне казалось, что стоит сделать ещё один шаг в усвоении накопленного человечеством опыта и мне откроется единая картина устройства мира.

Но она всё никак не складывалась.  Так, какие-то фрагменты отдельных областей. И тогда я задался целью «создать» некую общую картину мира. Тем более, впервые, а потом все чаще стали попадаться работы и идеи эзотериков.  Я увлекся классификацией уровней развития материи и духа, построением вложенных сфер и таблиц взаимодействий.

Я начал усваивать духовные практики, научился быть нечувствительным к боли и голоду, ушел жить в уединение на природу…, но что это мне дало?

Когда холод и голод загоняют тебя в угол, поневоле начинаешь просто решать бытовые проблемы. А когда ты ещё и ответственен за жизнь и здоровье людей, которых любишь, которые тебе верят и, поэтому, следуют за тобой… Тут становится не до философии. Нужно выживать.

 

И вот когда ты понимаешь, что эта самая философия загнала тебя в угол, остается только два выхода: разочароваться в философии и обозлиться на мир, или… изменить свою философию и изменить свое отношение к миру.

 

Я выбрал второй путь.

Я оставил свои попытки понять устройство мира, и задумался о том, как я его воспринимаю. Я понял, что мир, который вижу и чувствую – это лишь построенная моим разумом модель. Она строится при помощи  очень ограниченного количества параметров (свойств материи), в очень узком диапазоне этих свойств, в очень ограниченной области  пространства.

И многое недостающее в этой модели разум просто домысливает (интерполирует), и очень часто делает это неверно. И моя задача заключается не в том, чтобы описать всё, а в  том, чтобы исправлять ошибки моего Разума.

 

Чтобы исправить ошибку, её необходимо обнаружить. Но как это сделать. И вот тут на помощь вновь пришла Философия. Но она уже приобрела другой смысл. Это стало стремлением к созданию и корректировки моей модели Бытия.

Период создания я прошел в младенчестве, детстве и юности (так именуются этапы создания модели бытия или, иными словами, становления мировоззрения), а вот корректировки этой модели начинаются тогда, когда ты начинаешь ощущать противоречие между твоей жизнью и миром вокруг. Такое противоречие возникает в том случае если твое мировоззрение неверно и твои действия не приводят к поставленным целям.

 

И появилась  новая, нет, не Философия, а просто Моя модель Бытия, а с ней и пришло переосмысливание  понятия Метафизики.

Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Он имел в виду физическую опору и саму Землю. В применении к Метафизики это высказывание имеет прямое отношение, но только это выражение должно иметь не сослагательное наклонение (если мне дадут…, то я…).

Мое высказывание будет звучать так: «Создав новую точку опоры, я изменяю мировоззрение». Что я подразумеваю под именем «Точка опоры»

Это именно то, чем занимается Метафизика – поиск и конструирование Первоосновы – точки, от которой начинается создание или изменения модели Бытия.

А смысл Метафизики (в моем понимании) заключается в том, что обнаружив противоречие между своей моделью и реальностью, необходимо при помощи анализа найти ту точку (первооснову), от которой и началось расхождение модели и «прототипа».

 

Следовательно, сама идея Метафизики уже в корне содержит необходимость разделения Метафизики на два основных направления: поиск первооснов создания любой мысленной модели Бытия, и поиск точек возникновения противоречий. Образно говоря, на «стратегическую» и «тактическую» Метафизики.

 

Но в результате своих размышлений я пришел к выводу, что Бытие непрерывно, неразрывно, взаимосвязано, не делится ни на какие объекты и субъекты, не содержит никаких противоречий и не ведет никакую борьбу.

Единственное свойство Бытия – существование.

Вот вам первый вывод моей Метафизики и первая опорная точка моей модели.

Все остальные свойства – это вспомогательные конструкции (инструменты) Разума, для решения задачи моделирования бытия на нейронном уровне.

Они появились в результате устранения несовершенства Разума в области наблюдения Бытия (которые являются первоосновой возможности возникновения Разума). Это несовершенство заключается в ограниченности области и узкой направленности (линейная форма) наблюдений.

 

Прямая аналогия: Программисты очень часто недостатки «Железа» компенсируют программными методами. Например низкую производительность процессора, компенсируют использованием метода многопотоковой обработки информации.

 

Поэтому я ещё раз обращаю внимание на то, что Метафизика (в моем представлении)– это не поиск первооснов Бытия, а поиск и создание опорных точек построения модели Бытия. Такие точки я называю (в общепринятом смысле) Аксиомами.

 

Итак,  Аксиомы (опорные точки) моей модели:

Я существую.

Я могу ощущать Бытие (создавать чувственные образы).

Бытие цельно,  взаимосвязано, но неоднородно.

 

Первый уровень модели:

Неоднородность является основой объективности.

Взаимосвязанность является основой причинности.

Цельность является основой закономерности.

 

Второй уровень модели:

Объективность (создание чувственных образов) проявляется в создании объектов в форме Предметов, Событий, Процессов.

Причинность проявляется в определении (осознании) наличия связей объектов.

Закономерность проявляется в определении характера связи .

 

Третий уровень модели:

Объективность позволяет создать инструмент «Ступень организации Бытия). Основой этого инструмента  выступает свойство масштабирования наблюдений. 

При увеличении пространственного масштаба наблюдения мы переходим от  наблюдения одного Предмета к наблюдению за несколькими Предметами. При увеличении временного масштаба мы наблюдаем взаимодействие между предметами (притяжение, отталкивание, столкновение). Это наблюдение мы называем Событием.

При дальнейшем увеличении временного масштаба мы наблюдаем серию таких взаимодействий, которую называем Процессом.

При дальнейшем увеличении пространственного и временного масштабов наблюдений, мы уже наблюдаем (регистрируем) этот процесс как Предмет более высокого уровня организации Бытия.

Эту связанную триаду видов объектов я и называю ступенью организации Бытия

 

Причинность позволяет Разуму создать инструмент анализа Причины-Следствия и строить причинно-следственные цепи. И хотя Бытие цельно и взаимосвязано, однако наличие неоднородности позволяет выделять цепь наиболее взаимосвязанных событий. (Аналогия: Выделения горного хребта в горном массиве. Это цепь горных вершин возвышающихся над окружающими горами).

 

Закономерность позволяет создать инструмент прогноза дальнейшего развития причинно-следственной цепи (прогноза будущего)

 

Если продолжать дальше, то мне придется вновь изложить всю Мою Модель Бытия. (См. этюды «Моя Модель Бытия)

 

Всё это – предистория вопроса.

 

А теперь к главной теме данного этюда.

 

Конструируя свою модель я обнаружен что первоосновы (аксиомы) также отличаются друг от друга. Они могут быть инвариантны (схема построения модели – «только то»), многовариантны (на основе их можно строить схемы –«если…то…» и «и то, и то») и альтернативны (схемы «или то, или то»)

 

Так аксиома «Я существую» инвариантна. Другого варианта нет. При ином варианте, она просто не может возникнуть.

 

Аксиома  «Я могу ощущать Бытие» - многовариантна. Здесь имеют место быть и другие варианты. «Я не могу ощущать Бытие» вариант моей ущербности и отказа всех органов чувств при сохранении сознания. «Я могу лишь частично ощущать Бытие»   - аксиома позволяющая устранить многие противоречия модели построенной на основе первой аксиомы. В свою очередь также многовариантна.

 

Третья аксиома альтернативна. Априори я могу предположить что бытие или цельно, или фрагментарно, или взаимосвязано, или нет, или закономерно, или случайно. Взяв за основу модели тот или иной вариант аксиомы я получаю новые модели, которые могут в корне отличаться от других.

 

Введя дополнительную аксиому, что «Все, что можно логически предположить на основе первых трех аксиом существует в Бытие» мы переводим альтернативные аксиомы в многовариантные.

 

Но многовариантные аксиомы и созданные на их основе закономерности позволяют создать Разумом древо мысленной модели Бытия и «выращивать» его до неограниченных размеров.

 

Главный вывод этого этюда – это идентификатор (термин):

Метафизика – это раздел философии рассматривающий вопрос конструирования (создания) аксиом, являющихся начальными и опорными точками каждой мысленной модели Бытия.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Метафизика как жизнь личности

Поскольку и для меня метафизика - часть моей жизни, с удовольствием поделюсь моими наблюдениями, в перекличке с Вашим опытом.

Я первоначально придавал этому термину некий мистический смысл...

Для меня тут нет мистики, с самой ранней юности - одно единое жизнемышление.

Затем... я вообще забыл этот термин.

У меня такого никогда не было. Это бы означало перестать жить, смерть.

Я начал усваивать духовные практики... ушел жить в уединение на природу… Тут становится не до философии.

Это точно. По-моему, очевидно. Если музыкант бросит музыку и уйдет в лес, то музыке наступает конец. Аналогично и с метафизикой.

И вот когда ты понимаешь, что эта самая философия загнала тебя в угол...

В угол загоняет не философия, а определенная псевдофилософская, я бы сказал духовно-идеологическая поза. В этом нет метафизики.

И вот тут на помощь вновь пришла Философия. Но она уже приобрела другой смысл. Это стало стремлением к созданию и корректировки моей модели Бытия.

Солидарен. Вот только теперь Вы от вычитанных из учебников лейбов и штампов метафизики перешли к самой МЕТАФИЗИКЕ. Как хорошо, что я никуда от нее не уходил.

И появилась  новая, нет, не Философия, а просто Моя модель Бытия.

Солидарен. Только я называю не "модель бытия", а "Моя философская система", или "Система моих метафизических категорий".

Это именно то, чем занимается Метафизика – поиск и конструирование Первоосновы...

Верно. Об этом говорят все великие метафизики. Метафизика - учение (наука) о первоначалах, или (что то же самое) о сущем как таковом, или (что то же самое) о первосущностях (см. ч.17 моей темы).

...я ещё раз обращаю внимание на то, что Метафизика (в моем представлении) – это не поиск первооснов Бытия, а поиск и создание опорных точек построения модели Бытия. Такие точки я называю (в общепринятом смысле) Аксиомами.

Тут Вы немного углубились в определение. "Опорные точки" - хороший термин, но в метафизике издавна роль таких опорных точек играют категории. Причем могут играть и аксиомы, и постулаты, и первосущности.

А дальше идут уже содержательные моменты, по которым выскажусь отдельно.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Сравнение наших метафизических моделей

Я существую.

Я придерживаюсь декартовской аксиомы: я мыслю, следовательно, существую.

Я могу ощущать Бытие (создавать чувственные образы).

Я дополняю: я могу чувствовать (ощущать, представлять, воображать) Бытие, плюс я могу мыслить, рефлексировать, понимать Бытие. 

Бытие цельно,  взаимосвязано, но неоднородно.

У меня Бытие представляет целый онтологический регион (2), отличный от всего материально-сущего (1) и идеально-сущностного (3).

Первый уровень модели:...

У меня это регион Сущего. Нет ни одного великого метафизика, обошедшего этот регион. Это один из величайших метафизических инвариантов. У Вас я этой категории (опорного пункта) не нашел. Поэтому пока говорить не о чем. 

Второй уровень модели:...

У меня это, как сказал Выше, регион Бытия. Согласен, что именно здесь происходит появление "объективности, проявляющейся в создании объектов в форме Предметов, Событий, Процессов". У меня кроме прочего тут же формируется и Человек, в соответствии с Вашей аксиомой: "Я существую".

Третий уровень модели:...

У меня это регион Сущностей. Именно здесь происходит то, что Вы называете "организацией Бытия", ибо только сущности придают Бытию стройность и цельность, или Систему. Но до рассмотрения конкретных картин (Систем) пока у нас дело не доходит.

К построению единой Системы категорий

Конструируя свою модель я обнаружен что первоосновы (аксиомы) также отличаются друг от друга. Они могут быть инвариантны... многовариантны... и альтернативны...

Это точно. В мире масса метафизических систем. Даже у одного мыслителя их может быть несколько. Отсюда задача - поиск инвариантов и, как следствие, создание синтетической Системы (Картины, Модели).

Но многовариантные аксиомы и созданные на их основе закономерности позволяют создать Разумом древо мысленной модели Бытия и «выращивать» его до неограниченных размеров.

Согласен. Многоединство и многовариантность - основа для метафизики, но цель метафизики - всё же инвариантность и кумулятивное всеединство всех метафизических систем всех метафизиков (насколько возможно).

Аватар пользователя Олан Дуг

По вашей реакции я вижу что наконец-то у меня начало получаться выражать свои мысли в более-менее понятной другим форме. Неважно, что нами используются различные имена, созданных нами абстрактных образов, главное парадигма.

цель метафизики - всё же инвариантность и кумулятивное всеединство всех метафизических систем всех метафизиков (насколько возможно).

Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что я в этом этюде рассматривал Метафизику "Личной модели Бытия". А для модели которая "находится в личном пользовании" нет необходимости вербально выражать свои мысли и передавать информацию другому Разуму.

Но как только я передам  другому Разуму информацию, и, соответственно, получу ответную, наступит момент начала создания Коллективной Модели Бытия, и соответственно зарождения Коллективного Разума - Разума более высокой ступени организации Бытия.

И вот тут именно ваша формулировка является метафизической первоосновой  Коллективной Модели Бытия, которую мы называем Культурой и которая представлена Наукой и Искусством.

Но моделирование этого уровня организации Бытия - отдельная задача. И основное условие для её решение синхронизация понятий и терминологии всех "личных"метафизических систем. Т.е., иными словами, условие зарождения суперразума - обязательная нивелировка составляющих его личностей.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

я в этом этюде рассматривал Метафизику "Личной модели Бытия".

Все метафизики в мире исходно предлагают вариант Метафизики как "Личной модели бытия".

для модели которая "находится в личном пользовании" нет необходимости вербально выражать свои мысли и передавать информацию другому Разуму.

Здесь Вы лукавите. Запись Личной метафизики всеобщими буквами в текст  и тем более выход на ФШ (для всеобщего обозрения) - уже отражает тенденцию к связи с другими разумами.

Но как только я передам  другому Разуму информацию, и, соответственно, получу ответную, наступит момент начала создания Коллективной Модели Бытия, и соответственно зарождения Коллективного Разума - Разума более высокой ступени организации Бытия.

Я думаю здесь Вы переоцениваете усилия личности/личностей. Вы/я/каждый можем вполне создать Свою метафизику. Можем даже получить положительный отклик от кого-то. Но эта метафизика вкупе с откликами может оказаться всего лишь изобретением уже изобретенного велосипеда, а то и вовсе химерическим продуктом. Классики (в том числе Суарес, Тетенс и мн. другие) это хорошо понимали.

А уж о зарождении Коллективного Разума (с большой буквы) это Вы вообще хватили. Он уже давно зародился много-много тысяч лет назад вкупе с искусствами, науками, религиями, философиями и др. формами общественного сознания. Наша задача как личностей достаточно скромная - приобщиться к нему / к ним и по возможности сделать наши скромные приращения.

Аватар пользователя Олан Дуг

Сергею:

Я думаю здесь Вы переоцениваете усилия личности/личностей. Вы/я/каждый можем вполне создать Свою метафизику.

Я не имел в виду себя, вас, или кого-то. Речь не идет о крнкретной личности. Важен сам факт вербальной передачи информации.

И тут вы абсолютно правы:

Он уже давно зародился много-много тысяч лет назад вкупе с искусствами, науками, религиями, философиями и др. формами общественного сознания.

Мы не начинаем создавать, а только лишь каждый участвует в процессе развития "суперинтеллекта", как клетки мозга участвуют в развитии человеческого интеллекта.

Аватар пользователя Олан Дуг

Сергею:

Да. И ещё пояснение. Описанная в данном этюде модель не является полным, исчерпывающим описанием. Это грубая блок схема, приведенная для пояснения способа анализа (поиска первоосновы) и синтеза (конструирования модели).

Естественно что приведенные в примере аксиомы, не являются полным перечнем всех опорных точек моей модели. Даже в процессе описания я ввел четвертую аксиому (для перевода альтернативности в поливариантность (вот только что придумал новую версию термина идеи многовариантности).

Я понимаю и сочувствую Болдачеву, когда он приходит к следующему выводу:

обсуждая эту тему и так, и сяк, и тут, и там, понял, что никому моя честность ненужна. Понял, что цель донести свои мысли с наименьшими потерями, без постоянного объяснения, что, мол, здесь читать, а здесь не читать, а здесь рыбу заворачивали, превыше всякой честности, тем более, когда она касается такого пустяка как терминология.

(Видеоконференция "Объектная среда: Umwelt, visum, environ")

Я такую цель поставил перед собой ещё до прихода на ФШ. (Когда я столкнулся с реакцией собеседников:"А зачем даже просто задумываться по такому пустяку?")

Поэтому в своих этюдах я делаю больше акцент на вопрос: "А почему я должен задумываться о таких далеких от обычной жизни вещах? Зачем мне это надо?" Или, иными словами:"В чем практический смысл Философии?"

Для себя я сформулировал ответ на этот вопрос: "Философия - главный инструмент Разума."  А теперь я его продолжил:"А Метафизика - главный инструмент Философии." Не установив первопричины (начальной опорной точки), невозможно построить модель.

Причем многое из сказанного в этом этюде и комментариях осознано и сформулировано мной впервые, в процессе работы над этим этюдом. Я продолжаю расти.wink

Аватар пользователя Андреев

"Философия - главный инструмент Разума."  А теперь я его продолжил:"А Метафизика - главный инструмент Философии." 

Мне тоже кажется, что эти три понятия: Разум-Философия-Метафизика - очень тесно и сущностно связаны.

Философия - проявление Разума, как он есть, его сущности: стремление дать точные разумные определения всем обьектам и явлениям, включая сам Разум и все Бытие и все Сущее, как единое целое. Как результат устремления от определений отдельных вещей видимого мира (физис) к определению вещей невидимых (метафизис) и мира в целом рождается квинтэссенция философии - метафизика. Именно поэтому философия без метафизики, как дерево без корней, чахнет и распадается на отдельные безжизненные ветки и сухие листья. 

Только возвращение к метафизике, как учению о невидимом, но совершенно обьективно реальном мире Разума-Логоса-Софии, являющимся главным онтологическим началом бытия и мира, и сознания - только этот возврат может вернуть жизнь и единство в распадающееся тело современной философии.

Вот как говорит об этом современный классик Евгений Семенович Линьков:

Современная псевдофилософия, объявив присущее философской классике стремление разума к познанию всеобщего основания знания и нравственной деятельности причиной тоталитаризма, в своей безудержной погоне за оригинальностью породила какофонию бесчисленного множества индивидуалистических рефлексий. Начав с отрицания разума, всеобщего, и доигравшись до отрицания смысла вообще, постмодерн дошёл до самоотрицания. Можно сказать, что наше время есть время абсолютного скептицизма не только в философии, но и во всём духовном, или, правильнее сказать, бездуховном укладе современной цивилизации.
Конец всему?

Нет, только ему, этому окончательно выжившему из ума укладу, ибо, чем более абсурден так называемый «современный мир», тем острее и сильнее заявляет о себе потребность в обретении духовной почвы, всеобщего основания разумной жизни, ибо только на таком основании может быть побеждён чёрствый эгоизм, господствующий в этом, по известному выражению Гегеля, духовном животном царстве.

Обращение к классическому философскому наследию есть насущная потребность каждого мыслящего человека, не желающего отказываться от познания себя самого, от поиска всеобщего основания разумности и нравственности, которое и есть основание всего человеческого.

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Метафизика - как живая наука, а не идеологическое учение

Философия - проявление Разума, как он есть, его сущности: стремление дать точные разумные определения...

Вы всё-таки продолжает робинзоноидальное отношение к философии. Философия - прежде всего 3-х тысячелетняя форма общественного сознания с массой своих проявлений, согласен, в том числе и разума, но и духа, и творчества, и научной дейтельности, а самое главное всё же МУДРОСТИ (этимологически, фило-софия - любовь к мудрости, а не к разуму ведь). 
Отсюда у Вас философ - любой человек, стремящийся и способный дать точные разумные определения. Хотя, по сути, философ - это человек, который вписывается в 3-х-тысячелетние закономерности этой формы общественного сознания (как балерон - это тот, кто вписывается в законы искусства балета, а не всякий, кто научился дрыгать ногами).

философия без метафизики, как дерево без корней, чахнет и распадается на отдельные безжизненные ветки и сухие листья.

Красиво сказано! Полностью подписываюсь.

Только возвращение к метафизике, как учению о невидимом, но совершенно обьективно реальном мире Разума-Логоса-Софии...  может вернуть жизнь и единство в распадающееся тело современной философии.

Слово "возвращение" не точное. Метафизика никуда не девалась. Она была, есть и вечно будет. Тот, кто к ней пришел, никогда от нее не отпадает (как фактически нельзя отпасть от Бога, прийдя к нему). А тот, кто еще не пришел, то как он может возвратиться? Ему просто предстоит прийти к ней. Поэтому лучше использовать слово приход: "Только приход к метафизике..." и далее по тексту.

Но к метафизике мало прийти. Ее надо постоянно КУЛЬТВИРОВАТЬ, ИНСПИРИРОВАТЬ, ею надо ЖИТЬ и из дня в день ЗАНИМАТЬСЯ, ее НАДО ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАТЬ 1) моделируя личные метафизические СИСТЕМЫ и 2) интегрируя, синтезируя их с системами коллег и классиков. Просто освоение какой-то метафизики - это образование и идеология, ничего общего с метафизикой, не имеющие (я об этом Вам уже многократно говорил). В этом смысле я вижу, что Олан Дуг идет выверенным путем - 1) занимается метафизикой как творческой наукой (а не только идеологией учения) и 2) стоит уже перед следующей ступенью - синтезированием своей Личной модели с моделями других метафизиков. Осилит ли он эту ступень, зависит от него и ни от кого больше. А если осилит, то и ПРИЙДЕТ к метафизике во все ее полноте, а не только в личной жизне-данности.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Олан Дуг, 24 Апрель, 2015 - 07:37, ссылка

Описанная в данном этюде модель не является полным, исчерпывающим описанием.

Да уж насколько мои микроописания на ФШ моей Модели не являются полными, вообще молчу. И что? Вам интересна Моя Полная Метафизическая Система в десятках изданных томов?..

Думаю, что нет. Люди давно уже не интересуют друг друга до такой степени.

Я понимаю и сочувствую Болдачеву, когда он приходит к следующему выводу:
"обсуждая эту тему и так, и сяк, и тут, и там, понял, что никому моя честность ненужна".

А вот это неправда. Я и Болдачеву ответил, и Вам ответил, что мне очень импонирует его и Ваша честность, искренность и желание поделиться своим философским опытом.

Тем не менее это не означает, что я согласен со всеми его и Вашими содержательными решениями и готов тотчас отказаться от своих решений. Я готов к их синтезу, если вам обоим это интересно.

"В чем практический смысл Философии?" Для себя я сформулировал ответ на этот вопрос: "Философия - главный инструмент Разума."

Для меня практический смысл Философии, кроме того, что она инструмент разума, (как сказал выше) плюс инструмент жизни, плюс инструмент духа, плюс инструмент мудрости