Парменид. Поэма О природе. Таинственная завязь

Аватар пользователя marall

Третий фрагмент поэмы Парменида гласит: «to gar (ибо, поскольку) auto (само) noein (мыслить, мышление) estin (есть) kai (и) einai (быть, бытие). Ж. Бофре предложил назвать это утверждение «жемчужиной сферы». Можно предположить, что этот самый короткий фрагмент поэмы есть продолжение второго фрагмента. Принято думать, что здесь впервые в истории философии постулируется тезис о тождестве бытия и мышления. С.А. Борчиков пишет о нём: «От Парменида до нас дошло всего 169 строк его поэмы. Но даже если бы дошел всего лишь один знаменитый фрагмент №3, то и этого было бы достаточно, чтобы составить ему мировую славу» (Борчиков С.А. Во славу Парменида / http://www.philosophystorm.org/sergei_borchikov/2132). А.В. Ахутин назвал третий фрагмент «принципом», поставив кавычки, «потому что мы имеем здесь дело не с аксиоматическим утверждением, а, скорее, со сгустком вопросов, недоумений и недоразумений» (Ахутин А.В., с.638). Действительно, есть в этом «принципе» Парменида что-то близкое декартовскому Cogito ergo sum или гегелевской формулировке «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Третий фрагмент проясняет то, что было сказано ранее. Во всяком случае, здесь встречаются важнейшие термины философии Парменида, которые были озвучены во втором фрагменте: мысль и бытие. Выше (см. Тропа Парменида) были показаны возможные значения этих слов, здесь же только устанавливается их связь, тождество, auto, поэтому всё зависит, какое значение слов «noein”, “estin” и «einai » выбрать и как всё это связать в единую мысль, желательно не противоречиво вытекающую из общего смысла поэмы. Сделать это, на мой взгляд, практически невозможно.

Прочтение третьего фрагмента затрудняется ещё и тем, что к многозначности ключевых слов добавляется многозначность трактовок, предлагаемых исследователями и переводчиками. Например, «estin» - быть существовать трактуется как:

1."мир" - Дильс, Корнфорд, Бернет;

2."суть вещей" - Вердениус;

3."безличное" esti - Рейвен и Френкель;

4.и, наконец, esti не безличное, а именно то, "что существует", то, "о чем можно думать и говорить" (Драч Г.В. Рождение античной философии).

С.А. Борчиков видит здесь «естину»: «Тождество бытия (einai) и мышления (noein) связано с истиной (естиной, estin). Пармениду важно показать, что и как на самом деле есть, истинно» (Борчиков С.А. Во славу Парменида).

Не менее запутанная ситуация с «noein” - мышлением, умом. Г.В. Драч поясняет раннее значение этого слова: «Noys позволяет человеку "учуять" нечто незаметное с первого взгляда, за внешней оболочкой предмета "узреть" нечто скрытое» (Драч Г.В. Рождение античной философии). И чуть ниже пишет ещё об одном значении: «Доминирование ментальной линии в значении noys соотносят обычно с последовательным превращением его в философскую категорию, в греческом мышлении объединяющую человека с рациональным миропорядком. Можно выделить целую галерею трактовок «noein”:

-умствование (Борчиков С.А.)

внимание (Ахутин А.В.)

понимание (Мамардашвили М.К.)

- надчеловеческое мышление (Юрий Владимирович)

Само тождество бытия и мышления иногда помещается в высоты интеллигибельного мира, как, например, у Плотина в пятой эннеаде: «Поэтому вполне справедливо положение Парменида: «мыслить и быть — одно и то же», говорящее, что мышление, знание сверхчувственных вещей тождественно с их бытием. Это так — и вот почему каждый из нас сознаёт своё «я», как существующее, и имеет представления и воспоминания сверхчувственного порядка» (Плотин. Эннеады, V.5). А иногда низводится до практики повседневности человеческих отношений: «Noys как природная способность человека к мышлению предполагает как возможность воздействия извне (воспитание), так и самопознание. Результатом и того, и другого является склонность человека к добру или же к злу как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в самоопределении. Отсюда и проблема: выведать мысли человека, чтобы узнать, что следует от него ожидать» (Драч Г.В. Рождение античной философии).

Один из первых переводчиков поэмы Парменида на русский язык А.О. Маковельский в тезисе Парменида увидел семь самостоятельных положений:

1) бытие есть предметное содержание мышления;

2) нет мышления, которое не было бы вместе с тем бытием;

3) логически значимому соответствует подлинная действительность;

4) существует лишь то, что мыслится;

5) субъект и объект мышления совпадают (мысль познаёт в сущности самое себя);

6) мысль пространственно-протяжённа и материально-вещественна;

7) тождественны следующие четыре утверждения: бытие существует, мысль существует, бытие мыслится, мысль мыслит себя (Маковельский, с.6-7).

Далее А.О. Маковельский задаётся вопросом: к идеалистическому или материалистическому направлению относится философское учение Парменида. Вывод А.О. Маковельского, сделанный на основе третьего фрагмента, следующий: «мы открываем здесь единственный в своём роде случай, когда крайний идеализм совпадает с крайним материализмом» (Маковельский, с.8).

Смысл третьего фрагмента будет зависеть от того, на каком слове поставить акцент. Традиционно ударение ставят на бытии, поскольку именно Парменид ввёл в философию понятие бытия. Истинное бытие открывается (испытывается) только мыслью. Тождество мышления и бытия в таком случае означает, что мысль совпадает со своим предметом: «мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Мысль — всегда бытие» (Асмус В.Ф. Античная философия, с.25). Получается, что мышление редуцируется до средства, которым познаётся бытие.

Намного реже акцент делается на мышлении. В курсе лекций «Чтение философии» В.В. Бибихин замечает: «Почему никто не говорит, что в равной мере тезис Парменида — инструкция, указание, что через бытие можно уловить мысль, что в каком-то смысле бытие всегда так или иначе ведёт к мысли» (Бибихин, с.348).

Но можно ставить акцент на тождестве, как это сделал, например, А.В. Ахутин: «Философия вдумывается в «тождество», где бытие впервые осмысливается в качестве бытия, а мысль — в качестве мысли» (Ахутин, с.630). Причём не мысль и не бытие изначальны, а само тождество, через которые бытие и мышление определяются: «Философия открывается здесь как герменевтическая онто-логика. Иными словами, тождество, о котором говорит «принцип тождества мышления и бытия», имеет герменевтическое строение: это не отождествление задним числом неких заранее данных вещей, а открытие их — бытия и мышления — перво-источника: взаимоначинания, взаимо-перво-определения» (там же).

Если во втором фрагменте Парменид, точнее богиня, показал(а) единственно возможные пути, которые следует испытывать, то в третьем фрагменте обозначается само поле философии, то самое, что есть настоящая серьёзная философия. Не дело философии просто быть, бытийствовать. Не дело философии мыслить мышление, это удел Высшего Ума. Дело философии, её «то самое» - мыслить бытие, быть мыслью.

Трудно не согласиться, что Парменид задал вектор развития западной философской мысли, но на этом, пожалуй, и стоит остановиться, не делая никаких дальнейших выводов. На третьем фрагменте Парменида «Ибо мыслить — то же, что быть» завязана вся рационалистическая философия. И не только рационалистическая. Из этой с-вязи (за-вязи) мышления и бытия затем выйдут, «развяжутся», расцветут идеализм и материализм, диалектика и метафизика, рационализм и иррационализм, догматизм и скептицизм. Полностью согласен со словами Ж. Бофре: «Парменид оставляет нас здесь перед загадкой. Философии будет трудно удержаться на этой первоначальной вершине, хотя во всех формах, в какие ему дано облачиться, мышление не перестает обращаться к бытию. Бытие же, со своей стороны, не перестает отвечать на это обращение мышления на протяжении всей богатой на метаморфозы истории, эпизоды которой всегда будут лишь парафразами самой ранней речи о Тождестве, той, что знаменует собой поэма Парменида. На самом деле в Тождестве, о котором ведет речь Парменид, мы можем узнать самую устойчивую тему западного мышления. Две противоположные позиции реализма и идеализма, между которыми и плывет столетиями корабль философии, в равной мере оставляют это Тождество в тайне» (Бофре Ж., с.96). Видимо, когда будет окончательно распутана, разгадана эта таинственная завязь мышления и бытия, тогда прекратит своё существование и сама философия.

Нужно помнить, что в поэме говорит не философ, а богиня (это обстоятельство заметил, пожалуй, только М. Хайдеггер), и «принцип тождества мышления и бытия» не сформулирован конкретным мыслителем, а дарован богами. Вот только не ясно, с чем сравнить этот дар: с огнём Прометея или ящиком Пандоры Эпиметея.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Алексей, здравствуйте. Добавить практически нечего. Жду перехода к 4-му фрагменту.

PS. Техническое замечание. Не совсем понял, зачем Вы завели новую ветвь, продолжали бы предыдущую, чтобы у читателей, была перманентная, комплексная картина поэмы Парменида.

Аватар пользователя Ron

В гносеологическом плане чаще всего говорят о "принципе Парменида", иногда можно встретить выражение "тезис Парменида", допустимо также "констатация Парменида" и просто "мудрость Парменида"... А в онтологическом плане? Что констатируется? Видимо, какая-то истина бытия, конститутива бытия, возможно, даже основная.

В моей мировоззренческой схеме в этой роли выступает рефлексия онтологического толка. Бытие основано на рефлексии, но на том же основано и мышление... Получается, что и Парменид констатирует рефлексию, как основу всего, что есть (или реально мог такое констатировать, если бы понятие рефлексии было в ходу в его время).

А.В.Ахутин фактически говорит о том же (прошу прощения за то, что сам не читал Ахутина, а цитату взял у Вас, Алексей):
"это не отождествление задним числом неких заранее данных вещей, а открытие их - бытия и мышления - перво-источника: взаимоначинания, взаимо-перво-определения".

В отличие от Ахутина у меня этот перво-источник назван явно, хотя это мало что добавляет к его пониманию - рефлексия как категория в гипостазисе мировоззрения остаётся атомарным (нередуцируемым, неопределяемым) понятием, и вся надежда на интуицию.

Аватар пользователя marall

А в онтологическом плане? Что констатируется? Видимо, какая-то истина бытия, конститутива бытия, возможно, даже основная.

То, что констатирует Парменид в онтологическом плане, думаю, сконцентрировано в четвертом фрагменте поэмы, о котором напищу в ближайшее время. И само слово "онтос" появляется и упоминается 4 раза именно в 4 фрагменте.

Аватар пользователя Victor

У А.В. Ахутина в "Античные начала философии" есть интересный "§ 3. Общее место философии", и там рассуждая о тождестве мышления и бытия, и о связке "есть", он пишет:

„Бытие" связки содержит онтологику: логику „божественного" интеллекта.

Много проникновенных мыслей, но одно как-то не раскрыто. "Есть" - глагол. В эйдетической логике у него размерность (1/А*П*1/А). Иначе говоря глагол "переносит" объект из одной области в другую.
"Человек идет домой". Даже если мы глагол "идет" поставим в разных временах, на онтологию процесса это не повлияет. Человек все равно идет (шел, пойдет) откуда-то куда-то. От одного активного (А) состояния неся себя любимого фиксированного (П) в другое состояние (А). И это онтологическое направление (а не бытовое, типа захотел, пошел обратно) только в одну сторону! От "индивидуального" к "коллективному". Вступает в силу директива Гераклита, что в одну и туже реку нельзя войти дважды. В любой момент "человек" может изменить свой маршрут ("коллективное", многое), но то что пройдено - ("индивидуальное", одно) - уже не вернуть.

Ахутин:
Это вопрос о смысле и логике самого онто-логического отождествления, о смысле связки „есть" в онтологическом уравнении „мышление есть бытие".

Иными словами, между мышлением и бытием устанавливается процесс. Можно назвать это рефлексией или еще как, но, похоже, это будут метафоры.

Ахутин пытается ухватить этот процесс, но, по мне, неудачно:

Если, например, онтологический „эйдос" отвечает на вопрос, как сущее может быть истинным, как (хаотически) многое может быть единым космосом, космосом единого, т. е. как сущее может быть мыслимым в том же самом, в чем оно есть по существу сущее, то философия анализирует логику этого онтологического ответа ... ... Философская аналитика „эйдоса" развернута, например, Платоном в «Пармениде». Это детальное доказательство того, как эйдетическое тождество мышления и бытия (многое есть как единое, единое есть как многое) всесторонне невозможно. Таков Платон-философ в отличие от Платона „платонизма".

Это - "невозможно", по мне, явно категорично. А оппозиция развития "единое есть как многое" так и не раскрыта. Причина одна, попросту говоря, у эволюции нет "заднего хода" - в этом главный смысл смысла. Сначала Различие, потом Тождество; сначала "индивидуальное", потом "коллективное";....
***
Благадарю Алексей, эти семь пунктов А.О. Маковельского очень интересны.

Аватар пользователя marall

Онтология Парменида

Четвёртый фрагмент поэмы, на мой взгляд, не менее важен, не менее аксиоматичен, чем третий, хотя незаслуженно забыт исследователями из-за его непонятности и кажущейся невстроенности в ход мыслей Парменида.
Более адекватным мне представляется перевод А.В. Ахутина:
«Усматривай умным вниманием [или в уме] отсутствующее [как] прочно присутствующее;
Ведь он [ум] не отсечёт сущее от сомкнутости с сущим,
Ни расставляя (рассеивая) всюду и всячески по порядку,
Ни составляя вместе» (Ахутин А.В., с.596-597).
Для сравнения приведу академический перевод А.В. Лебедева:
«Однако созерцай умом отсутствующее как постоянно присутствующее,
Ибо [отсутствующее?] не отсечёт сущее от примыкания к сущему,
Ни когда оно полностью рассеивается по космосу,
Ни когда оно сплачивается» (Фрагменты ранних греческих философов).
Можно взять любой другой перевод и практически везде встретятся квадратные скобки, содержащие домыслы, предположения переводчиков.
В четвёртом фрагменте снова встречается слово «nous” - ум, мышление, но уже без указания тождественности бытию. Слово leucce В.В. Бибихин производит от leukon - «белый цвет», так что получается: «выводи на белый свет умом (пониманием, вниманием). Указание на «ум», скорее всего, подтолкнуло раннего апологета христианства Климента Александрийского к такому комментарию: «Также и Парменид в своей поэме говорит намёками о надежде, поскольку и надеющийся, подобно верующему, видит умом умопостигаемое и грядущее. Значит, если мы признаём реальной [буквально «чем-то»] справедливость, признаём и красоту, да и истину признаём реальностью, однако ж ничего подобного мы никогда глазами не видели, а разве лишь одним умом». Впрочем, ни о каких-либо чувствах или ощущениях в поэме Парменида до сих пор ничего ещё сказано не было, даже в противопоставлении мышлению.
Ключевым понятием этого фрагмента считаю понятие, представленное целым рядом однокоренных слов: on, eon, onta, ontos. И как всегда у Парменида одно слово в одной-трёх строках настойчиво повторяется в разных модификациях. Apeonta — отсутствующее (предлог apo означает из, из-за, от); pareonta — присутствующее (предлог para означает против, вопреки, несмотря на, без); eon – сущее; tou eontos – c сущим. Может быть речь идёт о «сутствии», о «целостном событии бытия», о сути вещей или явлений?
В переводе Г.Дильса первых двух строк четвёртого фрагмента усматривается терминология онтологического проекта М. Хайдеггера:
«Schaue jedoch mit dem Geist, wie durch den Geist das Abwesende anwesend ist mit Sicherheit; denn er wird das Seiende von seinem Zusammenhang mit dem Seienden»
С.А. Борчиков предлагает использовать понятие «сущее» и пишет по этому поводу следующее: «Слово «сущее» у Парменида обозначается однокоренными словами «on», «eon», «onta», «eonta». К сущему Парменид однозначно относит вещи окружающего мира и уж никак не понимает их как мысли. Сущее не тождественно бытию, ибо бытие есть мысль, а сущее не тождественно мысли. А посему никакой постановки вопроса о тождестве сущего и мышления у него нет, хотя понятно, что по аналогии возникают вопросы о какой-то степени морфизма (отражения, адекватности) сущего и бытия-мышления. К слову сказать, эти вопросы не решены всей мировой философией до сих пор и составляют ее чуть ли не вечную проблему (основной вопрос)” (Борчиков С.А. Во славу Парменида! / http://www.philosophystorm.ru/sergei_borchikov/2132).
Обращаюсь за разъяснениями к древнегреческому словарю. Ontos (от него собственно и происходит онто-логия, первые идеи которой заложил Парменид) — действительно, подлинно. Слово on производно от eimi, имеющее большой ряд словарных значений. В философском понимании: действительно быть, быть подлинным или истинным. А вот одно из первых значений: быть, существовать (oi ontes — те, которые (ещё) существуют, живые; oi ouk ontes — те, которых (уже) нет, умершие).
Богиня наставляет Парменида вглядываться, усматривать, замечать, выводить на белый свет с помощью ума, мышления, внимания, понимания то, что подлинно, находить подлинное даже в том, что отдалено от подлинного, в чём подлинное почти нельзя усмотреть. И действительно, подлинность нельзя разделить, отсоединить, как-то убавить или увеличить. Например, жизнь в своей подлинности (жизнь сама по себе) остаётся подлинной жизнью даже в умирающем человеке. Как и наоборот, подлинная смерть просматривается в умирающем, хотя он ещё не мёртв. Принято думать, что Парменид первым ввёл в философию категорию бытия. Подлинность — вот то первоначало, которое впервые предложил Парменид.
«Отсутствующее» с «присутствующим» связано через наречие «прочно», «постоянно» (bebaios), производное от «ступания», от «твёрдой почвы» под ногами. Через Гераклита В.В. Бибихин предлагает читать так: «Присутствующее, настоятельное, наступившее просвети вниманием как находящееся за порогом смерти» (Бибихин В.В., с.396). Есть в этом четвёртом фрагменте ещё слово kosmos, имеющее большой спектр значений от украшения, косметики, до Вселенной. Ж. Бофре в kata kosmos видит «гармонию бытия». Предлагаю компромиссный вариант: миропорядок, мироздание.
Ж. Бофре — один из немногих, кто даёт целостный анализ четвёртого фрагмента поэмы Парменида, считая его важнейшим для понимания парменидовского учения в целом. По мысли Ж. Бофре «бытие является, в самой глубокой интимности сущего, игрой того, о чем говорят его приставки, непрекращающейся игрой присутствия и отсутствия, игрой, которая делает для нас сущее еще более близким, чем само присутствие, а противоположность присутствия отсутствию оказывается лишь поверхностной противоположностью» (Бофре Ж., с.100). Мыслить на уровне «ума» означает, согласно Ж. Бофре, отойти от поверхностного противопоставления отсутствующего и присутствующего, и открыть изначальное измерение бытия. Эта «гармония бытия» есть «собирание присутствующего и отсутствующего, их логос, противостоящий небытию, которое, напротив, всегда является радикальным уничтожением и того, и другого» (там же, с.101-102). Однако бытие никогда не является сущим, кроме того, бытие не тождественно у Парменида божественному. «Бытие — это не божественное, но измерение, где само божественное и отсутствует, и присутствует, где оно в самом глубоком отсутствии привносит свое прочное присутствие в гармонию бытия» (там же, с.102). В таком случае мышление Парменида «указывает скорее на единственное в своем роде своеобразие сходства, из которого все сущее, даже божественное, наделяется мерой, удерживающей все в своих границах» (там же, с.103).
А.В. Ахутин по поводу четвёртого фрагмента делает четыре наблюдения. Во-первых, это проблема взаимоотношения мышления и бытия: «... внятное присутствие бытия, умение с самого начала как-то держаться того, что есть... - такое держание и есть ум, которым (и в котором) только бытие и внято, присутствует — есть» (Ахутин А.В., с.598). Во-вторых, А.В. Ахутин увидел атомарность, единство бытия: «Единство бытия множества существ (существующих единым существование) не затрагивается их множественностью, не разделяется их различием» (там же, с.600). В-третьих «если различие не затрагивает бытие, оно — то, что отделяет одно от другого, - и только оно — и есть небытие, как бы допущенное в бытие» (там же, с.600). Наконец, в-четвёртых, «отделяя неделимость бытия от разделённости сущего, мы переносим акцент с бытия как всеобщей связки в суждении «всё есть одно» на бытие как одно, которое есть само бытие в отличие от недо-бытия всего (многого)» (там же, с.601).
Сначала богиня, демон-покровитель, указывает юноше Пармениду, новорожденному в истине, какие пути ему предстоит испытать. Затем, в третьем фрагменте, она напоминает, чтобы он всегда имел ввиду, что мышление, то же самое, что бытие. Теперь богиня даёт наставления, как следует ступать по указанным дорогам, чтобы не оступиться, чтобы не увязнуть и не провалиться, а, наоборот, всегда иметь твёрдую опору под ногами. Бери за основу подлинное, советует богиня, и находи его во всём, даже в том, что от подлинного кажется очень далёким. Подлинным может быть что угодно, важно определиться в критерии. Он-то и будет тем подлинным, истинным бытием, которым можно усматривать, измерять, проверять все вещи. Критерии берутся только из ума. Действительно, из чувственно-воспринимаемой действительности невозможно взять что-либо в качестве критерия. Например, сантиметр есть продукт мышления-ума. Им можно измерить многие вещи и никогда сантиметр не перестанет быть подлинно сантиметром: «Ибо уму не рассечь сопричастности Бытного с Бытным» (Гаспаров). Мы можем ошибаться в своём измерении, но виною будет неисправность измерительного прибора, а не сам сантиметр. Есть вещи, которые не поддаются измерению сантиметром, например, душа, любовь, но это не значит, что они измеряются каким-то особым сантиметром. Один предмет может быть длинною в три сантиметра, другой — в пять сантиметров, но сам сантиметр остаётся сантиметром: «Ни рассеяв его целиком во всяком порядке, ни воедино собрав» (Гаспаров). Так, на мой взгляд, решается проблема единого и многого у Парменида.
В качестве разъяснения положений четвёртого фрагмента, думаю, нужно рассматривать пятый фрагмент поэмы (А.В. Лебедев почему-то помещает его в конце пролога): «Для меня равнозначно то, откуда начать, ибо я приду туда снова» (Фрагменты ранних греческих философов). Действительно, по отношению к любой вещи можно отбрасывать всё не подлинное и прийти к подлинному, а можно сразу высвечивать подлинное: результат будет одинаковым.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Сущее как Многоединое

Алексей, наконец, руки дошли до ответа на фр.4. Всё нет возможности рассматривать. Рассмотрю лишь слово оnta – сущее.

Мне кажется, категорически плохо переводить его словом существующее. Я уже как-то отвечал Софоклу, потому что существует всё: и бытие, и мысль, и фикции (не предмет, а сам феномен), и т.д. А у Парменида речь идет исключительно о сущем – фюзисе, но не о бытии, поскольку бытие есть мыль (фр.3).
Вы правильно отмечаете, что от onta у Парменида образованы две формы: аpe-onta и pare-onta. Но так же совершенно плохо переводить их русскими словами «отсутствующее» и «присутствующее», которые несут совершенно иной лексический смысл.

аpe-onta – это не отсутствующее, а от-сущее. Например, образ вещи. Вещь существует, и образ существует. Но вещь – сущее, а образ – от-сущее. Видите, и ничего отсутствующего.
pare-onta – это аналогично не присутствующее, как будто что-то может присутствовать параллельно с сущим, не будучи сущим. Это точнее – при-сущее. Например, истина или сущность. Такой точки зрения придерживаются материалиста, а на ФШ – Евгений Силаев, он считает, что сущность находится в самом сущем. Тогда получается, что есть сущее, а внутри него при-сущее.

Тогда в свете этого понятно гносеологическое поучение Парменида. Вольный перевод:

фр.4.1: постигай умом от-сущее как при-сущее,

т.е. если воображение или рассудок дает тебе нечто от сущего (от-сущее), то приложи ум и постигни что в этом от-сущем есть при-сущего, т.е. истинного.
Отсюда и доказательство:

фр.4.2: ибо разделенное Сущее не удержит сущие (части)…

здесь у Парменида два слова: еon – Сущее как Единое, и еonta – сущее как множественное, как сумма всех сущих.
Данную мысль мы сейчас на ФШ в теме Абсолюта здорово муссируем. Абсолют Единое или множество? Аналогично думал и Парменид: Сущее – единое или множество? В любом случае, если в сущем имеется от-сущее, оно не Едино, а вот если установлено, что всё от-сущее есть при-сущее, т.е. сущему принадлежащее, к сущности примыкающее, то Сущее и Единое, и Многое, одним словом Многоединое.

Аватар пользователя marall

Уважаемый Сергей Алексеевич! Вижу в Вашем прочтении 4 фрагмента определённо важные мысли. Например,

здесь у Парменида два слова: еon – Сущее как Единое, и еonta – сущее как множественное, как сумма всех сущих.

Действительно, в 4 фрагменте, как нигде в другом месте у Парменида, формулируется проблема единого и многого. Поэтому крайне ошибочно полагать, что Парменид утверждал существование только Единого, абсолютно не замечая и отбрасывая как ложь множественность. Хотя является спорным, что он утверждал наличие Многоединого, это скорее характеристика Ума у Плотина.

А у Парменида речь идет исключительно о сущем – фюзисе, но не о бытии, поскольку бытие есть мыль

Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под словом "фюзис" и почему "сущее" тождественно "фюзису", т.е. природе. Является ли сущее материально-чувственным бытием? Или наличным бытием? Я думая, что слово onta нужно переводить как подлинно сущее и понимать под ним некую меру, приложимую ко всем вещам, но остающуюся неизменной и всегда истинной, подлинной мерой.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Да, многоединое, это моя интерпретация, оно, скорее, логическая интенция, скрытая в учении Парменида и выведенная на свет (терминологически) именно Плотином.
Что же касается трактовки сущего как подлинного сущего, то это Ваша интерпретация, которая не понятно чем подтверждается (для меня непонятно, или поясните). Та онтологическая схема, которую я обозначаю во всех темах ФШ: "сущее (=фюзис), бытие, сущность" тогда пополняется еще четвертым регионом: "фюзис, сущее, бытие, сущность", что явно перебор для антики. У Парменида еще и бытие-то в особый регион не выделилось. Это произойдет позже, у Платона.
Еще контраргументы: какое слово тогда соответствует "неподлинному сущему"? И в чем критерий подлинности и неподлинности?
По-моему, бытие Парменида как раз и есть критерий подлинности. Существует сущее=фюзис, если к нему приложимо Есть-бытие-мысль, то оно становится подлинным сущим = Бытием. Вроде логично.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Алексей, извините, но логика ФШ такова, что она гораздо быстрей выплескивает идеи ума, и здесь и далее, опережая события, уже началось обсуждение фрагментов 21-25.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

B по фр.3 дал свои гипотетические интерпретации здесь.