Гераклит: всё течёт, всё меняется

Аватар пользователя marall

Гераклит: все течет, все меняется

«Есмь». Но что это значит? Чем был я, уж то миновало.

Ныне – иной и иным буду, коль буду и впрямь

Несть постоянства. Я сам – речной поток замутненный,

Вечно теку я вперед и никогда не стою…

Дважды потока реки не прейдешь того же, что прежде,

Снова, ни смертного ты прежним не узришь вовек.

(Григорий Назианзин)

Мыслить лучше всего на лету

В бездну, без надежд на спасенье.

Пролетаешь сквозь темноту,

но отчаянье и убыстренье

обостряет твои мозги

в этой мгле, где не видно ни зги.

(Борис Слуцкий «Где лучше всего мыслить»)

Краткое содержание

Критика Гераклитом многознайства поэтов и мудрецов. Негативное отношение к современникам за испорченность их нравов. Осуждение Гераклитом народной религии, мистицизм и собственные религиозные взгляды Гераклита. Сочинение Гераклита «О природе» и стиль изложения. Божественный космический порядок как альтернатива низменной земной реальности. Высшая мудрость – знать все как одно. Истинное бытие подчинено Логосу. Мировой Огонь как мистическое очищающее начало. Синтез Истины, Вселенского Закона и Божественного начала в философии Гераклита. Противоположность и взаимообусловленность высшего и низшего начал приводит к установлению принципа всеобщей текучести, изменчивости и становления. Время в философии Гераклита. Не цепляйся за прошлое или будущее, а живи настоящим. Толкование слов, связанных с добродетелями и порочностью в диалоге Платона «Кратил». А. Шопенгауэр о причине безумия. Д. Карнеги: живите в «отсеке» сегодняшнего дня. Анализ отрывка из романа Бредбери «451 по Фаренгейту».

Основной тезис философии Гераклита «все течет, все меняется» не принадлежит ему, а был сформулирован Платоном в диалоге «Театет», о нем упоминается также и в других диалогах: «Кратил», «Софист», «Федон», «Филеб». Возможно, Платон и был тем самым «делосским ныряльщиком», которому удалось пробиться сквозь темные глубины вод гераклитовсих рассуждений и найти на дне золото в виде основополагающего принципа и проблемы, поставленной Гераклитом перед античной и мировой философией. Известно, что Платон еще в юности усвоил учение Гераклита через Кратила и всегда оставался приверженцем того, что все чувственные вещи изменчивы и находятся в постоянном течении. Гегель в «Лекциях по истории философии» называет Гераклита учителем Платона и считает, что свое раннее образование Платон получил именно через философию Гераклита.

Но сначала о самом Гераклите. Он жил в крупном греческом городе Эфес и находился в расцвете жизни в шестьдесят девятую олимпиаду, т.е. в 504 – 501 гг. до н.э. Диоген Лаэртский пишет, что «Он был высокомудрый, как никто, и всех презирал» (10, с.176). Он не был ничьим учеником, но «выпытал самого себя». В одном из фрагментов Гераклит говорит: «я искал самого себя» (10, с.194)). В детстве Гераклит утверждал, что не знает ничего, а повзрослев - что знает все. Из высказываний Гераклита можно судить о том, что он негативно относился ко всем авторитетным мыслителям и поэтам, жившим до него. «Многознание уму не научает, а то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем, ибо мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной» (10, с.176). Пифагора Гераклит считает предводителем мошенников, а о Гомере говорит, что он «стоил того, чтобы его выгнали с состязаний и высекли, да и Архилох тоже». «Люди были обмануты явлениями, подобно Гомеру, даром что тот был мудрее всех эллинов. Ведь и его обманули дети, убивавшие вшей, загадав: «что видали да поймали, того нам поубавилось, чего не видали и не поймали, то нам в прибыток». «Учитель большинства – Гесиод: про него думают, что он очень много знает – про того, кто не знал даже дня и ночи! Ведь они суть одно» (10, с.176). Из того, что в гераклитовских фрагментах упоминаются другие философы, норвежские авторы учебного пособия «История философии» Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье заключают, что «философы начинают интересоваться не только исключительно внешними явлениями, но и занимают определенную позицию по отношению к тому, что другие философы говорили о философских проблемах. В результате, благодаря дискуссиям между философами и комментированию работ одних философов в трудах других, возникает и поддерживается философская традиция» (8, с.30). Однако такая точка зрения маловероятна. Хула Гераклита в адрес предшественников мало способствует укреплению традиции философствования по сравнению с деятельностью пифогорейского союза. Скорее всего, Гераклит просто отверг все прежние взгляды и каноны, также как он отверг царский титул, почетный пост при царе Дарии, благорасположение сограждан, человеческое общество и даже помощь врачей.

Далекими от идеальных были отношения Гераклита с гражданами Эфеса. Диоген Лаэртский со ссылкой на Антисфена говорит, что Гераклит уступил титул царя (басилевса) своему брату, а когда эфесцы просили мыслителя составить для них законы, тот пренебрег просьбой, сказав, что город уже во власти дурного государственного устройства. Участию в политических делах полиса Гераклит отдает предпочтение игре с детьми в кости. Отношение Гераклита к землякам характеризуется следующим его высказыванием: «Эфесцы заслуживают того, чтобы их казнили всех поголовно, а город оставили на безусых юнцов за то, что они изгнали Гермодора, мужа из них наилучшего, со словами: «Среди нас никто да не будет наилучшим, а коли есть такой, быть ему на чужбине и с другими!» (10, с.247). Гераклит был противником демократии: «Закон именно в том, чтобы повиноваться воле одного», «своеволие надо гасить пуще пожара», «дурак любит восторгаться любой речью» (10, с.249) . Гераклит критикует сограждан и чернь за несоблюдение законов, за безнравственность и невежество: «Да не иссякнет у вас богатство, эфесцы, чтобы вы изобличались в своей порочности!», «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу бренным вещам, а большинство обжирается как скоты», «Народ должен сражаться за попираемый закон как за стену города», «Невежество лучше прятать, чем выставлять напоказ», «Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские». Иногда Гераклит доходит до человеконенавистничества: «Всякая тварь бичем пасется» (10, с.237). Испорченность нравов толпы, возможно, привела Гераклита к убеждению, что все общепринятое, разделяемое большинством, явное плохо, а уникальное, тайное хорошо и истинно: «они (большинство) дуреют от песен деревенской черни и берут в учителя толпу, того не ведая, что многие – дурны, немногие – хороши», «один мне – тьма, если он наилучший», «Природа любит прятаться», «Тайная гармония лучше явной» (10, с.192). В результате Гераклит отказывается от человеческого общения и уходит в горы, став отшельником и питаясь только травами.

По наблюдению Гегеля, Гераклит – первый философ, который впервые полностью отошел от общественных дел. Гегель выделяет такую закономерность: семь мудрецов – государственные деятели и правители, пифагорейцы – аристократический союз, Гераклит – чистый интерес к науке. Бертран Рассел увидел в этике Гераклита «некоторого рода гордый аскетизм, сильно напоминающий ницшеанский… Можно сказать, что Гераклит высоко оценивает способность, достигаемую благодаря господству над собой, и презирает страсти, которые отвлекают людей от их главных целей» (7, с.78).

Статус, который Гераклит имел в эфесском обществе, заставлял рассматривать мыслителя не только как политического, но и как религиозного деятеля, поскольку титул басилевса включал в себя функцию жречества, исполнителя культа. Отношение Гераклита к господствующей народной религии - также резко критическое: «Не твори они шествие в честь Диониса и не пой песнь во славу срамного уда, бессрамнейшими были бы их дела. Но тождествен Аид («Срамный») с Дионисом, одержимые коим они беснуются и предаются вакхованию», «Вотще очищаются кровью оскверненные, как если бы кто, в грязь войдя, грязью отмывался: его бы сочли сумасшедшим, если бы кто из людей заметил, что он так делает. И изваяниям этим вот они молятся, как если бы кто беседовал с домами, ни о богах не имея понятия, ни о героях» (10, с.240). О «бродящих в ночи магах, вакхантах, менадах, мистах» Гераклит говорит, что ««нечестиво они посвящаются в то, что считается таинствами у людей» (10, с.240).

Вместо этого Гераклит утверждает собственные взгляды на религию. Возможно, он имеет ввиду себя в следующих высказываниях: «Владыка, чье прорицалище в Дельфах, и не говорит, и не утаивает, а подает знаки», «Сивилла же бесноватыми устами несмеянное, неприкрашенное, неумащенное вещает, и голос ее простирается на тысячу лет чрез бога» (10, с.235). Подобные изречения Гераклита привели Бертрана Рассела к мысли, что «он был бы религиозным реформатором, если бы не презирал простонародье настолько, чтобы снизойти до религиозной пропаганды» (7, с.79). Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье объясняют мистицизм Гераклита склонностью к мифологическому стилю выражения: «Гераклит опирался на интуицию и визионерство - его речь походила на слова оракула» (8, с.31). Авторы фильма «Гераклит» из серии «Афинская школа» называют Гераклита «христианином до христианства» и находят в учении великого древнегреческого философа многочисленные христианские мотивы. Философия Гераклита была весьма популярна и востребована среди ранних апологетов христианства, а слова, которыми начинается Евангелие от Иоанна, напрямую связаны с гераклитовским учением о божественном Логосе-Слове. Маловероятно, чтобы Гераклит стремился стать основателем новой религии, но с утверждением профессора МГУ Геннадия Майорова о том, что Гераклит – мыслитель чистой интуиции и чистой веры, вполне можно согласиться. На важность религиозной составляющей в деятельности Гераклита указывает тот факт, что философ оставляет в храме Артемиды в качестве дара свою книгу «О природе».

Здесь необходимо остановиться на сочинении Гераклита и сказать несколько слов о его стиле изложения и мысли. Как отмечали уже современники, Гераклит специально писал свои произведения сложным, непонятным языком, чтобы они были доступны только способным и не стали предметом пренебрежения со стороны черни. За непонятность речей, за их отрывочность и несогласованность, а также за грубый характер Гераклита прозвали Темным. Считается, что Еврипид многократно читал сочинение Гераклита и постепенно выучил его наизусть. Он же передал это сочинение Сократу, который отозвался о работе Гераклита так: «Что понял – великолепно, чего не понял, думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки делосский ныряльщик» (10, с.179). Мысли Гераклита сохранились в виде фрагментов. Считается, что 126 фрагментов достоверно принадлежат ему, а авторство 13 фрагментов вызывает сомнения.

Несмотря на непонятность и неоднозначность многих положений Гераклита, он был известен и популярен уже среди современников, а вся последующая философская традиция не могла обойти молчанием учение мыслителя. В самом начале уже было сказано о влиянии гераклитовской философии на Платона, Гиппократ также высоко ценил учение Гераклита. По стилю изложения Гераклит близок философии Ницше, а многие положения диалектики Гегеля и Маркса заимствованы от древнегреческого мыслителя. В «Лекциях по истории философии» Гегель указывает: «нет ни одного положения Гераклита, которого я не принял в свою «Логику» (3, с.288). Однако, на мой взгляд, по духу и по выдвигаемым положениям учение Гераклита ближе всего к учению о всеединстве Владимира Соловьева. Почему это так, постараюсь объяснить в дальнейшем.

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

Неплохая, традиционная лекция о Гераклите, в которой что-то достоверное перемешано с мифологическим. Например:

Платон еще в юности усвоил учение Гераклита через Кратила

Простите, а с чего вы взяли, что Кратил понял Гераклита? Он ведь не был его учеником. Ну что-то там прочитал, понял как смог. Ну шевелил пальцем, только какое это имеет отношение к Гераклиту? Даете характеристику человеку, ну понятно, что смогли, то и поняли.
Смотрите, Человек бросил все: царский титул, обеспеченную жизнь, а Вы, нисколько не смущаясь, воспроизводите точку зрения, умаляющую его достоинство, выставляющую его безумствующим чудаком, гордецом. Вот какие еще должен человек совершить поступки, чтобы люди поверили ему? Неужели человек, сумевший презреть сладости почета, славы, богатства будет писать свое сочинение умышленно сложным языком, что бы оградить его от профанов? Тем более у него не было учеников, которым бы он разъяснял свои мысли. Ведь он отнес свое сочинение в храм, что бы оно не сгинуло, а было доступным!
С чего вы взяли, что если Сократ не понял Гераклита, то это удалось сделать Платону, или Гегелю? Может у вас в руках имеется критерий, по которому вы определяете: этот понял, этот - нет.
Вы сами пишите, что Гераклит мог бы стать основателем новой религии. Так значит, если он ни у кого не учился, истоки его учения в Божественном Откровении. Если бы вы приняли эту точку зрения, то смогли бы разобраться в том, почему, вдруг, он стал всезнающим, видящим ошибки предшественников и современников? Ладно, раз пишите, значит ищите. Дорогу осилит идущий...

Аватар пользователя marall

Неплохая, традиционная лекция о Гераклите, в которой что-то достоверное перемешано с мифологическим.

Благодарю за положительную оценку написанного. В отношении Гераклита, как впрочем и в отношении других раннегреческих мыслителей, очень трудно отделить достоверное от мифологического.

Человек бросил все: царский титул, обеспеченную жизнь, а Вы, нисколько не смущаясь, воспроизводите точку зрения, умаляющую его достоинство, выставляющую его безумствующим чудаком, гордецом.

А здесь целый вопрос возникает: почему философы таковы, каковы они есть? Почему у обычного человека, нефилософа, как правило складывается мнение о философах как о чудаках, а то и вовсе шизофрениках?

С чего вы взяли, что если Сократ не понял Гераклита, то это удалось сделать Платону, или Гегелю? Может у вас в руках имеется критерий, по которому вы определяете: этот понял, этот - нет.

Речь не идет об адекватном понимании Гераклита. Просто и Платон и Гегель включили тезис Гераклита о текучести и изменчивости вещей в свои философские системы, и на мой взгляд вполне органично.

Аватар пользователя Софокл

Алексей:

А здесь целый вопрос возникает: почему философы таковы, каковы они есть? Почему у обычного человека, нефилософа, как правило складывается мнение о философах как о чудаках, а то и вовсе шизофрениках?

Мы говорим не о Философе не с точки зрения обывателя. Да, и у обывателей взгляд на философов не ознозначный: кто-то мудрец, а кто-то чудак... Дорогой Алексей, вы в своей лекции высказываете взгляд не простых обывателей, а идейных противников Гераклита. Если понять это, то мотивация шельмования становится очевидной.

Речь не идет об адекватном понимании Гераклита.

Платон - это идейный противник Гераклита. Достаточно вспомнить, как он его критикует: жестко, с издевкой. А Протагора вообще обвиняет в продажности. Было бы совсем не плохо, если бы вы видели в философских спорах не только теоретическую борьбу, но и столкновение жизненных позиций. Это кабинетные "философы" пытаются вытравить из философских представлений всякий намек на то, что философия обсуждает жизненную позицию человека. Им очень выгодно представлять ситуацию как "объективно существующую". Потому, что подробный подход маскирует их участие в общественной жизни. Человек не может убежать от себя, отречься от всего, что в нем есть человеческого. Философ честен тогда, когда он прямо заявляет о своей мировоззренческой позиции. Но когда он пытается выглядеть высшим арбитром, стоять над всем, что в нем есть человеческого, то тогда он просто проходимец, или глупец. Философия всегда обсуждает не только сложившиеся отношения человека с миром и собой, но и рассматривает вопрос о том, какими эти отношения должны быть, что человек должен изменить в себе и мире и на каких принципах это должно произойти. Поэтому когда вы говорите, что:

Речь не идет об адекватном понимании Гераклита

, то должны отдавать себе отчет, что в этом случае мы имеем дело с фальсификацией, вольно или не вольной, где имя уважаемого человека используется в целях легитимизации их собственных воззрений.

Аватар пользователя marall

Не могу согласиться с тем, что Платон - "кабинетный философ". Как в таком случае объяснить, что он значительную часть жизни прожил не в родной Академии, а в Сицилии у тирана Дионисия Старшего, а затем и у Дионисия Младшего? А там было отнюдь не спокойно, и Платон это прекрасно сознавал, но также сознавал, что его место как философа именно там. Об этом он пишет в своих письмах. И стал бы "кабинетный философ" возвращаться в Сицилию на передовую (и не единожды), даже после того, как попал в рабство благодаря стараниям тирана?
Я не вижу в Платоне идейного противника Гераклита. Да, Платон выступал непримиримым противником софистов за их релятивизм, истоки которого видел в гераклитовской философии. Но на этом основании никак нельзя утверждать, что сам Гераклит был релятивистом. Скорее всего Платон критиковал софистически-релятивистское толкование Гераклита.

Философ честен тогда, когда он прямо заявляет о своей мировоззренческой позиции.

А разве Платон не честен? Почитайте "Законы" и увидете, что даже понимая, что взгляды Платона никогда не будут восприняты большинством он всёже настойчиво и честно отстаивает свою позицию.

Аватар пользователя marall

Я представляю Платона и Гераклита рядом, плечом к плечу обороняющих храм Истины от полчищ варваров-обывателей.

Аватар пользователя Софокл

Я представляю Платона и Гераклита рядом, плечом к плечу обороняющих храм Истины от полчищ варваров-обывателей.

Варварами обывателями вы видимо называете простых людей. Это аристократическое пренебрежение к народу у Платона прослеживается очень отчетливо. Всю жизнь он искал тирана, который бы стал "философом на троне". А Гераклит, напротив, всем этим пренебрег. Прежде чем идти дальше в характеристиках других, было бы не лишнем, если бы вы сами задумались над тем, ради чего вы занимаетесь философией. Ответов тут может быть много. Лично я занимаюсь ей не для того, что бы почувствовать себя "солью земли", а для того что бы счастливых лиц на моем пути было гораздо больше, чем несчастных. Я никогда не скрывал, что неисправимый идеалист. Вот как вы ответите сами для себя на поставленный вопрос, так и сможете начать давать истинные характеристики другим. Я исхожу из того, что онтология, то есть то устройство мира, которое есть на самом деле есть не какая-то конкретная ситуация или идеал, который нам надобно разыскать, что бы стать счастливыми. Такое понимание онтологии просто безграмотно. Онтология есть место встречи человеческой нужды в мире и нужды мира в человеке. Как только мы зафиксирует подобное понимание, то сразу становится ясным, почему мир релятивен и что эта релятивность служит делу бесконечности существования самого этого мира. Благо, Истина, Прекрасное предстают перед нами сторонами Единого, которое есть не что иное как Дух жизни, собирающий все воедино. Этот Дух постоянно нуждается в обновлении. Дух - это усилие, в котором рождается интерес к жизни. Вот этот интерес и есть абсолютное начало, задающие все характеристики бытия. Но так же очевидно, что эта абсолютность не может существовать вне релятивного. Еще Кант отмечал, что реальность эта твердь, стоящая на зыбком болоте.

Аватар пользователя Софокл

Платон никогда Гераклита не понимал, и никогда не пытался встать на его точку зрения. Философия Платона аристократична, элитарна. Для нее Гераклит, Софисты - кость в горле, которую надо выплюнуть. Я советую вам прочитать статью Владимира Соловьева об эволюции взглядов Платона. А так, слишком много мне придется объяснять.

Аватар пользователя marall

Я читал статью В.С.Соловьёва "Жизненная драмма Платона" Вы ее имеете ввиду?
Кто действительно был костью в горле для Платона, дак это Демокрит и киники. Платон упоминает практически все известные в его время философские школы и направления, но только не учение Демокрита и Антисфена, которые были его современниками и о которых он просто не мог не знать.Крайний релятивизм есть крайний догматизм. Также как атеизм есть тот же теизм. Ведь атеист только и апелирует к Богу: а где же ваш Бог, куда же Бог смотрел и т.д.

Аватар пользователя Дмитрий

Как Вы здорово все перевернули. Может быть, Платон и аристократ, но он очень тяжело переживал смерть своего учителя и долгое время придерживался скептических взглядов по поводу государственного устройства, но все же продолжал думать об общем благе, о том, как нам всем устроиться. Гераклит же - аристократ до мозга костей - известен своей лютой мезантропией, возненавидел людей и демократию и, видимо, от любви к людям, отдалился от них. Платон и Гегель его не поняли, а Софокл (наш на форуме) понял его сквозь века, нашел, так сказать, родственную душу. :)

Аватар пользователя kozubpavel

А у Вас не пересекается влечение к Истории более чем к Философии?

Аватар пользователя marall

Продолжение
За меланхолический характер, а также за порицание общепринятых взглядов, существующего общественного устройства, совершаемых религиозных обрядов Гераклит был назван «плачущим» философом: «Гераклит всякий раз, как выходил на люди и видел вокруг себя столько дурно живущих, а верней, дурно погибающих людей, плакал и жалел всех, кто сам себе казался радостным и счастливым… Демокрит, говорят, напротив» (10, с.181). Возникает вопрос, в чем причина гераклитовской критики и отрицания всего общепринятого.
Из логики рассуждений Гераклита можно предположить, что он разделял два уровня реальности. Первый – низменный, обывательско-пошлый, лживый и недостойный, который мыслитель отвергает, критикует и оплакивает. Именно в этой испорченной реальности «рожденные жить, они обречены на смерть, да еще оставляют детей, чтобы родилась новая смерть!» (10, 246). Но существует иная божественная, абсолютная реальность, которая любит прятаться и открывается немногим достойным и избранным. На отношение между двумя реальностями указывается в следующих фрагментах: «и даже прекраснейшая из обезьян безобразна по сравнению с человеком», «Человеческая натура не обладает разумом, а божественная обладает», «Для бога все прекрасно и справедливо, люди же одно признали несправедливым, другое – справедливым», «Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок – у взрослого мужа» (10, с.242).
Высшая истина вместо расхожего мнения, космический порядок и вечный Логос вместо испорченного устройства и извращенных нравов, божественный очистительный Огонь вместо скверных культов Вакха. Думаю, что именно разделение мира на высшую божественную и низшую земную реальность в мировоззрении Гераклита привлекало христианских апологетов.
Высшая мудрость открывается далеко не многим: «Чьи только речи я не слышал, никто не доходит до того, чтобы понимать, что Мудрое ото всех обособлено» (10, с.239). Не познавшие истину «глухим подобны: присутствуя отсутствуют», они «не мыслят вещи такими, какими встречают их в опыте и, узнав, не понимают». Скорее всего, божественная мудрость познается интуитивно: «Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного», «большая часть божественных вещей ускользает от познания по причине невероятности» (10, с.193). Истина не открывается во мнении и не заключается в многознании. Высшая мудрость, по Гераклиту, состоит в том, чтобы знать все как одно.
Кроме того, Гераклит называет критерий, позволяющий отличать истинное знание от заблуждения. Этот критерий показался Гегелю «прекрасным, наивным, детским способом говорить истинно об истине. Только здесь впервые появляется всеобщее и единство сущности сознания с предметом и необходимость предметности» (3, с.299). Одно изречение Гераклита гласит: «Здравый рассудок – у всех общий, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок» (10, с.198). Заслуживает внимания гегелевская интерпретация этого тезиса. Все окружающее человека как субъекта познания само логично и рассудительно. Бодрственное сознание внешнего мира принимается за целое разумного сознания. Находясь вне связи с целым, человек только видит сны, т.е. заблуждается. Отдельный рассудок, остающийся лишь индивидуальной единичностью, теряет объективность и силу сознания. Поэтому только приобщение к целому, к божественному всеобщему рассудку делает человека существом сознающим, понимающим и находящимся в истине. «Лишь сознание, как сознание всеобщего, есть сознание истины; сознание же единичности и действование как единичное, самобытность, становящаяся особенностью самого содержания или самой формы, есть неистинное и дурное. Зло и заблуждение состоят, таким образом, лишь в отъединении мышления, в том, что оно отделяется от всеобщего. Люди обыкновенно полагают, что если они что-либо мыслят, то это должно быть чем-то особенным; это, однако, заблуждение» (3, с.301). Гераклит, скорее всего, не включил бы новизну и самостоятельность исследования в качестве необходимых условий научной работы. «В истине же предмет существует для меня как само по себе сущее, свободное, и я есмь для себя без субъективности, и точно так же этот предмет не есть воображаемый, лишь мною сделанный предмет, а внутри себя всеобщий» (3, с.302).
Бодрствующее, истинное сознание является таковым только тогда, когда находится в единстве с бытием. Истинное бытие, по Гераклиту, также едино и подчинено Логосу «вечно сущему, согласно которому происходило все происходящее» (10, с.190). Вполне естественно, что люди, «спящие» в своей индивидуальной субъективной реальности не способны понять и жить в ладу с Логосом: «И с чем они в самом непрестанном общении (с Логосом, управляющем всеми вещами), с тем они в разладе» (10, с.191). Как общественная жизнь подчиняется законам, так и жизнь Вселенной подчинена Логосу: «Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса - на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и все происходит» (10, с.197). Даже солнце – великий распорядитель и судья «не преступит положенных мер, а не то его разыщут Эриннии, союзницы Правды» (10, с.22).
Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье считают подлинной субстанцией всех вещей у Гераклита не материальную первооснову, а Логос: «Для Гераклита логос является скрытым, общим единством в разнообразии. Тождество - вот что логически предполагается во всех различиях» (8, с.33). Хотя гераклитовский Логос является всеобщим законом, но это не связано с закономерностями в явлениях природы. Скорее всего, Логос, по Гераклиту, есть альтернатива низшим, несовершенным законам человеческого общежития. На это указывает В.Ф. Асмус в «Античной философии»: «Возможно, что Гераклит впервые почерпнул понятие о закономерности из наблюдений не столько над физической природой, сколько над политической жизнью общества и уже оттуда перенес их на физическую природу» (1, с.17). Это предположение основано также на том, что о «законах» во фрагментах Гераклита указывается во второй части его сочинения, где, по сообщению Диогена Лаэртского, мыслитель говорит о государстве.
Этот Логос как божественный закон пронизывает собою и организует весь мир, космос, он как бы задает ритм всей космической жизни: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» (10, 217). Пожалуй, этот фрагмент Гераклита не обошел вниманием ни один исследователь. Гегель заключает из этого изречения, что природа, по Гераклиту, есть круг, а первоначало – огонь, понимаемый как сам себя движущий мировой процесс или душа. Рассел в «Истории западной философии» по поводу этого фрагмента пишет: «Гераклитова метафизика достаточно динамична, чтобы удовлетворять вкусам самых деятельных людей нового времени» (7, с.80). Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье видят в словах Гераклита аргумент в пользу тезиса, что изменение происходит согласно неизменному закону (логосу). В.Ф. Асмус в данном отрывке Гераклита выделяет три важных мысли. Во-первых, Гераклит определяет единое первовещество как огонь. Во-вторых, отрицается акт сотворения мира богами. В-третьих, утверждается «мысль о строгой правильности мирового строя, о строгой ритмичности мирового процесса» (1, с.17).
Космос (или мир) в древнегреческой философии означает строй, порядок, а, следовательно, красоту. Это не мрачное, безликое, холодное космическое пространство современной науки. Древний грек любил красоту и умел найти ее во всем, часто принося в жертву прекрасному мораль и нравственность. Это искусство: созерцать действительность как гармонию и красоту, осознавать, что каждый момент действительности прекрасен и неповторим. Мир, по Гераклиту, не рожден и не сотворен никем, т.е. он был не только до появления людей, но даже до богов. Очень важно, что космос «был, есть и будет» - здесь намечена временная динамика, хотя некоторые исследователи видят здесь магическую формулу.
Если первый вывод из проанализированного только что фрагмента указывает на мировой порядок, строй, лад, ритм, то второй вывод говорит о том, что первоначалом Гераклит считает «вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Гераклит говорит: «Все вещи – возмещение огня» (10, с.222). Этот тезис заставляет исследователей думать, что огонь, по Гераклиту, - материальная стихия, положенная им в качестве первоначала. Огонь – наиболее динамичная, энергетическая стихия, которая подходит к стилю философствования и мироощущения Гераклита. Из утверждения, что огонь превращается во все вещи подобно тому, как золото обменивается на товары и наоборот, Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье заключают, что в учении Гераклита можно допустить связь между философией природы и экономикой. Однако некоторые фрагменты указывают на религиозную и мистическую основу гераклитовсого огня: «Всем этим-вот правит Перун», «Огонь – нужда и избыток» (10, с.223). Очищению кровью, принятому в вакхических обрядах, Гераклит противопоставляет всеобщее очищение огнем. Мировой огонь выступает как справедливое, очищающее начало – экпироза, который «всех и вся, нагрянув внезапно, будет судить и схватит» (10, с.239). В учении Гераклита об огне угадываются эсхатологические мотивы и представления о воздаянии и загробной жизни: «Людей ожидает после смерти то, чего они не чают и не воображают», «Как можно утаиться оттого, что никогда не заходит?», «Души обоняют в Аиде» (10, с.234).
Некоторые исследователи полагают, что первоначалом у Гераклита является не огонь, а испарение. Согласно Гегелю, испарение как первоначало указывает на душу: «… первоначалом, по Гераклиту, является душа, потому что она есть испарение; а именно огонь, как сам себя движущий мировой процесс, есть душа» (3, с.296). В процессах превращения огня, в сгорании и затухании, Гегель видит не концепцию гибели мира во всеобщем огне, а возникновение дружбы, всеобщую жизнь и всеобщий процесс Вселенной. Тезис Гераклита о том, что самая сухая душа есть наилучшая, Гегель интерпретирует следующим образом: «сухая означает здесь: огненная, и самая сухая душа есть, таким образом, чистый огонь, последний же не есть неживой, а представляет собою самое жизненность» (3, с.296). Отсюда следует, что огонь, по Гераклиту, - это божественное начало, дающее всему жизнь, а душа содержит в себе частицу Бога: «личность – божество человека». Согласно Диогену Лаэртскому, Гераклит считал, что все полно душ и божеств (демонов). По свидетельству Аристотеля, когда некоторые странники желали встретиться с Гераклитом и не решались войти к нему, увидев, что тот греется у печки, то Гераклит пригласил их войти, сказав: «ибо и здесь тоже есть боги». Божественный огонь находится везде, оживляя все души и проникая во все вещи.
Единое, Логос и Огонь не разделены у Гераклита, а находятся в единстве и даже тождественны. Это вызывает затруднения у исследователей, что считать первоначалом в учении Гераклита. В то же время можно охарактеризовать философию Гераклита как всеединство, где синтезированы гносеологические, общественные и религиозные аспекты бытия.
Возможно, Гераклит задавался вопросом, как соотносятся земной и божественный уровни реальности. Нельзя отрицать наличие земной, критикуемой Гераклитом, реальности, ведь большинство людей живут именно в ней и не считают ее ущербной или недостойной. В противном случае люди послушались бы совета, данного Гераклитом эфесцам, и перевешали бы сами себя. Высшая истинная реальность также не была таковой, если бы отсутствовала низшая реальность, с которой можно сравнивать. Отсюда следует, что обе реальности относительны друг друга и становится понятным гераклитовский релятивизм. Гераклит показывает это на многих примерах и аналогиях. Например, морская вода губительна для питья у человека, но спасительна для рыб; свиньи чувствуют себя комфортно в грязи; если люди больше всего ценят золото, то ослы бы предпочли солому; горькая для человека вика, для быков – самый вкусный корм.
Невозможно примирение двух реальностей, поскольку они абсолютно противоположны друг другу. Но в то же время невозможно представить одну реальность безотносительно другой. Следует вывод о единстве противоположностей: все сущее слажено в гармонию через противоположность. Враждебное ладит между собой, добро и зло тождественны. Война есть гармония противоположностей. Думаю, что именно в данном аспекте, а не в политическом, следует понимать тезис Гераклита: «Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными» (10, с.202). Если противоположности взаимообусловлены, то они переходят или перетекают одна в другую. День сменяется ночью, молодое становится старым, истина ложью, бытие небытием, здоровье болезнью, жизнь смертью и наоборот: «Бессмертные смертны, смертные бессмертны, одни живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают» (10, с.215). Путь вверх и путь вниз один и тот же.
Из единства противоположностей следует вывод, который и был сформулирован Платоном, а в дальнейшем Аристотелем: все течет, все меняется. Образно этот принцип раскрывается в афоризме, согласно которому, в один и тот же речной поток нельзя вступить дважды.
Гегель интерпретирует основную мысль философии Гераклита как становление: «так как все есть и вместе с тем не есть, то Гераклит этим высказал, что вселенная есть становление. В последнее входит не только возникновение, но и исчезновение; оба они не самостоятельны, а тождественны. Такова эта великая мысль – перейти от бытия к становлению» (3, с.291). Чистое бытие, лишенное всяких определений, абсолютно отрицательно, то есть переходит в чистое небытие. В небытии сущее также не может оставаться и стремится к чистому бытию. Это самодвижение не может быть остановлено, момент отрицания имманентен философии Гераклита. Следует вывод, что абсолютным началом, исходным принципом учения Гераклита является становление, мировой процесс или бесконечное движение.
С мыслью, что Гераклит проповедовал только всеобщую изменчивость, не согласны Гуннар Скирбекк и Нилс Гилье, которые выстраивают следующую логическую цепочку:
«1) все находится в состоянии непрерывного изменения, однако
2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и
3) этот закон включает взаимодействие противоположностей,
4) причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию».
Отсюда следует, что «все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил» (8, с.32-33).
Тезис о том, что все течет и меняется, выявляет очень важную мировоззренческую проблему, которую удачно заметил и констатировал Бертран Рассел: «доктрина вечного потока, которую проповедовал Гераклит, мучительна, но наука, как мы видели, не может ее опровергнуть. Одной из главных целей философов было оживить надежды, которые наука, по-видимому, убила. Соответственно этому с большим упорством философы искали что-либо не подчиняющееся империи Времени» (7, с.84). По Расселу, и Гераклит признает нечто постоянное – это вечный субстанциональный Огонь.

Аватар пользователя Софокл

Вторая часть значительно лучше первой, хотя и здесь не обошлось без "ляпов".

За меланхолический характер, а также за порицание общепринятых взглядов, существующего общественного устройства, совершаемых религиозных обрядов Гераклит был назван «плачущим» философом

Это оценка противоречит вашему дальнейшему пониманию.

Божественный огонь находится везде, оживляя все души и проникая во все вещи.
Единое, Логос и Огонь не разделены у Гераклита

Что делает космос живым? Огонь обеспокоенной, неравнодушный души. Гераклит был чувствителен, близко принимал к сердцу происходящее вокруг, а потому и "плакал", не мог смотреть равнодушно. Это объясняет происхождение его знания, почему именно он был избран для Откровение. В Псалтыре есть перечисление человеческих качеств, делающих человека достойным Откровения. Гераклит чистосердечен, прямодушен, способен искренне сопереживать, бескорыстно помогать. Его душа прометеевская, она устремлена к людям. Отсюда и ее "огненные" характеристики. Думается, что Гераклиту был известен миф о Прометее. Что же касается поиска Гераклитом абсолютного в релятивном, относительном, то и Рассел и Скирбек близки к подлинному пониманию. Но раскрытие этого субстанциального начала, как бы сделал это я, все равно останется реконструкцией. А потому, я не буду раскрывать как я понимаю Гераклита. Несмотря на все доводы, которые я приведу, все так и останется на уровне вероятностного мнения.

Аватар пользователя Влад Николаев

Вы верно заметили, что тезис «все течет, все меняется» сформулирован Платоном. Но утверждаете, как большинство с античности и доныне, что это тезис философии Гераклита. Против высказывались немногие, напр. Б.Рассел. В действительности Гераклит писал: «В одну и ту же реку дважды входим и не входим, существуем и не существуем». В этом суждении выражается суть диалектики – признание вездесущего единства противоположностей, включая противоположности бытия и небытия, устойчивости и изменчивости.
Платон же берет одну сторону – изменчивость, и упускает момент устойчивости. Тем самым он растворяет бытие в становлении, т.е. – в процессе возникновения и уничтожения. Вы - тоже, судя по стихотворным эпиграфам. Это не диалектика, а релятивизм, восходящий не к Гераклиту, а к Кратилу (или к Будде, если угодно).
Но данные концепции путают часто и не случайно. Даже Гегель и классики марксизма плохо их различали. На то есть, конечно, серьезные причины. Но обсуждать их долго, здесь просто констатирую факт. – В.Н., http://phlsphy.blogspot.com/.

Аватар пользователя marall

Окончание
На мой взгляд, проблема абсолютного потока и изменчивости вещей может быть решена не только в онтологическом, но и в психологическом аспекте. Прийти к решению данной проблемы можно через анализ категории времени. Согласно Гегелю, некоторые исследователи Гераклита, считали, что первоначалом у него является время. Из высказывания Гераклита о том, что «время есть первая телесная сущность», Гегель заключает, что время здесь следует понимать как абстрактное созерцание процесса и первую форму становления. Гегель пишет: «Во времени есть не прошлое и будущее, а лишь настоящее, и последнее есть для того, чтобы в качестве прошлого не быть, и это небытие также переходит, в качестве будущего, в бытие» (3, с.294). Если рассматривать первосущность Гераклита как становление, т.е. переход небытия в бытие, и подобрать для наглядности подходящее абстрактное понятие, то им окажется время, и именно момент настоящего.
Нужно отметить, что категория времени применялась и противниками существования движения. Аргументы Зенона Элейского о немыслимости движения почти все построены с применением понятия времени, которое рассматривается как множество дискретных элементов или состояний.
Изречение Гераклита о том, что все течет и меняется в контексте проблемы времени можно переформулировать в императив: не цепляйся за прошлое или будущее, а живи настоящим. В этом и заключается, на мой взгляд, оригинальный, истинно философский подход к решению проблемы всеобщей изменчивости и непостоянства. Сохранившиеся сведения о Гераклите подтверждают выявленный императив. Отказавшись от титула басилевса, покинув Эфес, Гераклит порвал связь с прошлым. Отринув предложение поступить на почетную службу к персидскому царю, отказавшись от помощи врачей, Гераклит лишил себя надежд, связанных с будущим. В становлении, переходе, процессе заключена вечность. Настоящая мысль рождается здесь и сейчас, она не привязана к прошлому или будущему. Наоборот, мысль исчезает, как только сознание обращается за поддержкой к памяти или воображению: «Мыслить лучше всего на лету в бездну, без надежд на спасенье» (9, с.324).
Суть гераклитовского учения, на мой взгляд, точно выражена в диалоге Платона «Кратил», названного именем знаменитого приверженца философии Гераклита: «… таковы уж вещи от природы: в них нет ничего устойчивого и надежного, но все течет и несется. Все – в порыве и вечном становлении» (6, с.452). Следовательно, настоящая мысль также мгновенна и призвана ухватить, поймать на лету вечно становящееся и преходящее бытие вещей, а не удерживать или цепляться за него. Платон пишет: «Если же угодно, и самое имя «мышление» (??????) означает улавливание нового (???? ????), а новое (???) в свою очередь означает вечное возникновение; так вот, знаком того, что душа улавливает это вечное изменение или возникновение нового, и установил законодатель имя «меноловление»… Да и слово «познание» (????????) говорит о том, что душа, значение которой в этом деле велико, следует (???????) за несущимися вещами, не отставая от них и их не опережая» (6, с.453). Далее Платон таким же образом истолковывает значения других слов, обозначающих добродетели: мудрость как «захватить порыв», добро как самый изумительный род быстроты, мужество как встречное течение. Наоборот, имена противоположные добродетелям, означают сдерживание, препятствующее движению. Например, порочность означает все, что плохо в движении, трусливость – чрезмерную скованность души, постыдное – то, что препятствует идущим вещам и сдерживает их. Истинное познание бытия возможно не в виде фиксации событий в памяти, а в полете души вместе с всеобщим процессом становления. Однако, в конце диалога Платон языком Сократа утверждает совершенно противоположное, что имена, обозначающие добродетели, указывают на нечто устойчивое и стабильное. Становление возможно только тогда, когда есть то, что становится и что в то же время есть нестановящееся, неподвижное бытие само по себе. То, что непрерывно меняется и никогда не бывает тем, чем есть, невозможно познать логически, между текущими вещами нельзя установить причинно-следственные связи и отношения. Такое бытие можно познать только чистой интуицией, захватив его в моменте настоящего. Знать все как одно означает путем озарения и интуиции увидеть целостность бытия здесь и сейчас. Поэтому, если вечность и бесконечность бытия заключена в стихии постоянного, непрекращающегося изменения, то мысль, способная познать такое бытие состоит в мгновении настоящего.
Для современников и земляков Гераклит был непонятен, возможно, его считали сумасшедшим, за что и прозвали Темным. Хотя, по мнению Гегеля, Гераклит получил от современников эпитет Темный из-за спекулятивного характера своей философии. Вот как определяет причину и отличительную особенность безумия и близкой ему гениальности А. Шопенгауэр: «Познание безумца имеет с познанием животного то общее, что оба они ограничены настоящим. (…) То, что сильное душевное страдание, неожиданные и ужасные события часто ведут к безумию, я объясняю следующим образом. Каждое подобное страдание, как действительное событие, всегда ограничено настоящим, т.е. оно проходит и поэтому еще не чрезмерно тяжко: безмерно великим оно делается лишь в том случае, если гнетет постоянной мукой; но в качестве последней оно уже только мысль и потому находится в памяти; и вот когда такое горе, такое болезненное сознание или воспоминание столь мучительно, что становится совершенно невыносимым и человек должен изнемочь под ним, - тогда угнетенная природа, как за последнее средство к спасению жизни, хватается за безумие: столь сильно терзаемый дух сильно разрывает нить своей памяти, заполняет проблемы фикциями и таким образом от душевной боли, превосходящей его силы, спасается в безумии… И вот если безумец верно познает отдельные моменты настоящего, как и отдельные моменты прошлого, но неверно познает их связь, их отношения и поэтому заблуждается и бредит, то в этом и состоит точка его соприкосновения с гениальным индивидуумом: ведь и последний, пренебрегая познанием отношений (которое представляет собой познание по закону основания), для того чтобы в вещах узреть и найти их идеи и постигнуть их наглядно выражающуюся подлинную сущность… - ведь и гений через это упускает из виду познание связи вещей…» ( 11, с.262-263).
Гений, как и безумец, не сознает связи между прошлым, настоящим и будущим; все происходящее сливается для него в момент настоящего, принимающий форму идеи. Вот почему гений «в совершенстве познает идеи, но не индивидуумы» (11, с.263). Философ зачарован настоящим, в этом, может быть, состоит идеал мудреца.
Если перенести императив «не цепляйся за прошлое или будущее, а живи настоящим» в праксеологическую плоскость, то получится правило, сформулированное Дейлом Карнеги: «живите в «отсеке» сегодняшнего дня». Карнеги следующим образом интерпретирует основную мысль учения Гераклита: За пятьсот лет до нашей эры греческий философ Гераклит сказал своим ученикам, что «все меняется, кроме «закона изменений». Он сказал также: «Вы не можете войти дважды в одну и ту же реку». Река меняется каждую секунду, то же самое происходит и с человеком, который вошел в нее. Жизнь представляет собой непрерывную, перемену. Единственной определенностью является сегодня. Зачем же портить красоту сегодняшнего дня попытками решить проблемы будущего, полного бесконечных перемен и неясности, - будущего, которое, по-видимому, никто не может предвидеть.
У древних римлян было для этого соответствующее слово. Фактически два слова: Carpe diem «Пользуйся сегодняшним днем». Или: «Лови момент». Да, ловите момент и старайтесь найти в нем удовлетворение» (5).
Мысли древнего философа через два с половиной тысячелетия пересекаются с размышлениями писателя-фантаста двадцатого века Рэя Бредбери: «Река лениво катила свои волны, уходя все дальше и дальше от людей, которые питались тенями на завтрак, дымом на обед и туманом на ужин. Река была по-настоящему реальна, она бережно держала Монтэга в своих объятиях, она не торопила его, она давала время обдумать все, что произошло с ним за этот месяц, за этот год, за всю жизнь. Он прислушался к ударам своего сердца: оно билось спокойно и ровно. И мысли уже не мчались в бешеном круговороте, они текли так же спокойно и ровно, как и поток крови в его жилах» (2).
Гераклит сравнивал реальность с потоком. Пока мы погружаемся в этот поток течение уже унесло все прежнее и принесло новое. «На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые волны». Ничего не сохраняется, ничто нельзя остановить. Что же является самым текучим, с чем чаще всего сравнивают поток? Конечно же с временем! Река времени! Время – форма возникновения, становления, течения и разрушения в мире, а также самого мира вместе со всем, что к нему относится. Светлые, прозрачные воды мышления уносят как опавшие листья сор лишних сомнений, тревог и переживаний. И легкий шелест набегающих волн тихо шепчет: все пройдет, пройдет и это.
«Солнце и время. Солнце, время, огонь. Огонь сжигающий. Река мягко качала Монтэга на своих волнах. Огонь сжигающий. На небе солнце, на земле часы, отмеряющие время. Все это вдруг слилось в сознании Монтэга и стало единством. И после многих лет, прожитых на земле, и немногих минут, проведенных на этой реке, он понял наконец, почему никогда больше он не должен жечь. Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несется по кругу и вертится вокруг своей оси» (2).
Солнце - великий символ времени, круговорота вещей, вечного повторения, рождения и умирания всего. Законом всеобщего изменения и первоначалом для Гераклита является огонь – самая энергетическая и даже катастрофическая стихия. Когда огонь угасает, мир дробится на части, возникает множество вещей, которые вступают во взаимную борьбу между собой. Затем мир гибнет во всеобщем пожаре. Многие находят в учении Гераклита аналогию с современной моделью Большого Взрыва. Все гибнет в мировом пламени! Прошлого нет, оно уничтожено очистительным огнем (сжечь мосты за собой). На будущее также не приходится рассчитывать, ведь впереди – катастрофа мирового пожара. Остается только настоящее. Правда, рождение и гибель повторяются бесконечное количество раз, потому что движение циклично, но в мировом огне уничтожается все, даже память.
«Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Все сгорит. Кто-то должен остановиться. Солнце не остановится. Значит, похоже, что остановиться должен он, Монтэг, и те, с кем он работал бок о бок всего лишь несколько часов тому назад. Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей, кто-то должен снова собрать и сберечь то, что создано человеком, сберечь это в книгах, в граммофонных пластинках, в головах людей, уберечь любой ценой от моли, плесени, ржавчины, тлена и людей со спичками. Мир полон пожаров, больших и малых» (2).
Итак, во-первых, освобожденияе мысли от пут обыденности, повседневных забот и проблем; во-вторых, понимание текучести и преходящести бытия в целом; в-третьих, осознание силы человеческой мысли - Логоса, которая одна способна путем интуиции здесь и сейчас прорваться в вечность, заключенную в переживании момента настоящего.

Выводы
1 Многознайство поэтов и мыслителей, по мнению Гераклита, не приводит к истине, которая состоит в том, чтобы знать все как одно. Общественные нравы испорчены и не поддаются восстановлению, люди перестали понимать смысл религиозных культов, поэтому Гераклит выбирает аскетизм и одиночество.
2 Альтернативой испорченной земной реальности является высшая божественная реальность. Настоящая мудрость состоит в том, чтобы знать все как одно, поскольку здравый рассудок у всех общий. Жизнь Вселенной, включая человеческое общество, подчинена всеобщему закону - Логосу, который пронизывает собой и организует весь мир. Первоначалом Гераклит считает Огонь как мистическое, справедливое и очищающее начало. Единое, Логос и Огонь находятся в единстве и образуют высшую абсолютную реальность.
3 Из противоположности и взаимообусловленности высшей и низшей реальности следует вывод об относительности и вечном становлении бытия. Проблема абсолютной изменчивости вещей может быть решена через анализ категории времени и сформулирована в императиве: не цепляйся за прошлое или будущее, а живи настоящим.
4 Познать непрерывно становящееся бытие можно только в акте интуиции, здесь и сейчас. Гений, как и безумец, не способен устанавливать правильные связи между прошлым, настоящим и будущим, поскольку зачарован настоящим. Вечность и неизменность бытия открывается человеческой мысли в моменте настоящего.

Литература
1 Асмус В.Ф. Античная философия: - 3 изд. М.: Высшая школа, 1998. - 400с.
2 Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту
3 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга 1. - СПб.: Наука, 1993. - 350с.
4 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. - 570с.
5 Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить
6 Платон. Сочинения в трех томах. Том 1. - М.: Мысль, 1968. - 624с.
7 Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3 изд., испр. / Подгот. текста В.В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992с.
8 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. - 800с.
9 Слуцкий Б.А. Я историю излагаю... Книга стихотворений. - М.: Правда, 1990. - 480с.
10 Фрагменты ранних греческих философов / Отв. ред. И.Д. Рожанский. М.: Наука, 1989. Ч.1. - 575с.
11 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление/Пер. с нем..; - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 688с.

Аватар пользователя Вл. Ник.

По трактовке Гераклита и по некоторым связанным с ней моментам я опубликовал сегодня сообщение на своем блоге: http://phlsphy.blogspot.com/2011/03/blog-post_31.html

Аватар пользователя marall

Гераклит Экзистенциальный

Одно - Единое — Одиночество.
Борьба — отец всего.
Одинокая борьба. Борющееся одиночество.
Борьба в одиночестве. Борьба с одиночеством. Борьба от одиночества. Борьба к одиночеству. Борьба за одиночество. Борьба для одиночества. Борьба быть одиночеству.
Одиночество в борьбе. Одиночество к борьбе. Одиночество для борьбы. Одиночество от борьбы. Одиночество из-за борьбы. Одиночество борьбы. Одиночество без борьбы. Одиночество само по себе. Одиночество Единого.
Заходите, гости дорогие! Не стойте в дверях. Проходите, присаживайтесь. Грейтесь у печки. Не смотрите, что так пусто, неуютно и одиноко. Когда много, то ещё хуже. И здесь даймонионы присутствуют...