Гегель и естествознание. Продолжение 12. (О раздвоении единого и о двух единствах противоположностей в физике и математике)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Все в природе подобно (Лейбниц)

В Продолжении 11 было отмечено, что физика ищет это подобие в ПЕРВОМАТЕРИИ путем дифференциации природной структуры на небесные тела, массы, молекулы, атомы, элементарные частицы и т. д. Философия же ищет подобие в ПЕРВОСУЩНОСТИ, в едином принципе действия (подобия), с помощью которого природа оперирует этими дифференцированными структурами, телами.

О первосущности и первоначале

Само собой разумеющееся, что искать первосущность природы необходимо в ее первоначале. Старые философские системы считали начало мира чем-то непостижимым. Противоположных взглядов на первоначало придерживалась зарождающаяся в греческой философии диалектика как наука о движении и его формах и принципах. В «Лекциях по истории философии» в разделе о Гераклите Гегель высказывался по данной теме следующим образом: «То отсутствие движения, которым, как показал Аристотель, страдают прежние философские учения, устранено, и теперь само движение представляет собою здесь первоначало». В чем же разница между старым и новым?

Старое и новое в истории философии

Старое

У Гегеля в разделе о Гераклите находим, что Аристотель порицает Фалеса за то, что он уничтожил движение, так как изменение не может быть понято из БЫТИЯ.

Далее отмечено, что Аристотель не находит ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЧАЛА также и в пифагорейских числах и платоновских идеях, понимаемых как субстанции вещей, причастным этим субстанциям.

Новое

Гераклит понимает само абсолютное как диалектический процесс, понимает диалектику как основоначало. Необходимый шаг вперед, сделанный Гераклитом, заключается в том, что он перешел от БЫТИЯ к СТАНОВЛЕНИЮ (единству бытия и ничто). Первоначало есть не БЫТИЕ, а единство БЫТИЯ и НИЧТО.

Первоначало как действующее начало есть единство противоположностей.

Абсолютное есть единство бытия и ничто.

Понятие истинного, бесконечного, в себе и для себя сущего есть единство противоположностей.

Всеобщий принцип есть единство бытия и ничто.

Вселенная есть становление.

О понятии становления

В «Науке логики» находим следующие положения:

«Становление есть нераздельность бытия и ничто».

«Становление содержит, следовательно, бытие и ничто как ДВА ТАКИХ ЕДИНСТВА, каждое из которых само есть единство бытия и ничто».

«Моменты становления: возникновение и прехождение».

Становление дано, таким образом, в ДВОЯКОМ определении; в одном определении БЫТИЕ представлено как единство бытия и ничто, бытие переходит в ничто - прехождение (исчезновение); в другом определении НИЧТО представлено как единство бытия и ничто, ничто переходит в бытие - возникновение.

Таким образом, получаем:

а) Становление «внешнее» (фаза А, см. рис.3), где происходит превращение из одной формы движения в другую. Становление представляет собой здесь ПОЛЯРНОСТЬ, состоящую из бытия и ничто.

в) Становление «внутреннее», где в этой полярности происходит РАЗДВОЕНИЕ скрытой в становлении внутренней противоположности бытия и ничто. Полярность раздваивается на ДВЕ полярности, на два единства противоположностей, на исчезновение и возникновение.

с) Новую категорию РАЗДВОЕНИЕ единого как первое ОТРИЦАНИЕ в законе ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ.

Второе отрицание

В диалектике считается, что всякое движение состоит во взаимодействии отталкивания и притяжения, где отталкивание (фаза АВ, рис.3) является предпосылкой притяжения. В данном случае представляет интерес фаза отталкивания, предпосылкой которой является фаза становления. Процесс перехода от становления к отталкиванию можно рассматривать как переход от раздвоения (первое отрицание) к единству (второе отрицание). Отталкивание есть ЕДИНСТВО противоположностей.

Природа есть никогда не останавливающееся движение, и вселенная - переход от одного к другому, от раздвоения к единству и от единства к раздвоению. Этот процесс выражен законом ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ как основным законом диалектики, как ее главным методом исследования природы.

Связь становления с отталкиванием

Снова раздваиваем теперь уже отталкивание (единство противоположностей) на два единства противоположностей, на два полюса. На одном полюсе начало отталкивания (толчок), на другом полюсе конец отталкивания (инерционный скачок). Возникновение (толчок), конечный продукт становления, представляет собой в то же время исходный пункт отталкивания. Неразделенность и одновременность начала и конца, конца и начала – это, возможно, главное в понимании процесса связи.

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Как предварительный результат разработки изображения единого квантового процесса, в данной статье предлагается рис.3, где к рис.1 из работы "Гегель и естествознание" добавляются два квантовых уровня.