Курс "Основы природы человека" / 9 / 2008 02 24

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

Тело и душа - огромная тема. Что подразумевается под телом и под душой; как определяют эти понятия культуры, религии, наука, физиология, психология и, конечно, каббала в том числе. В некоторых ее аспектах мы и попытаемся разобраться.

Бааль Сулам свел все подходы к этой теме к трем теориям.

Первая – теория веры, которая говорит: нет ничего, кроме души, или духа, и физическое тело никак не влияет на душу. Душа духовна, а тело никоим образом с ней не связано. Тело существует отдельно, душа существует отдельно. Душа облачается в тело. Когда тело умирает, то душа его покидает. Это широко распространенная теория.

Вторая – теория дуализма. Ее главное отличие от первой в том, что кроме души признается и существование тела, которое может существовать отдельно без души. Мы видим, что, в принципе, не обязательно телу иметь внутри себя еще какой-то духовный состав, систему, сосуд, одухотворенную силу – достаточно нашего тела, для того чтобы нам существовать так же, как существует животное. Теория дуализма говорит, что душа может являться порождением тела или, наоборот, тело - порождением души, но они могут существовать и отдельно.

И третья – теория отрицания, которая сводится к тому, что вообще никакой души нет – только одно тело, и оно не нуждается ни в какой душе, поскольку все существование происходит только в рамках тела. То есть, нет ничего, кроме раскрываемого нами с помощью наук в нашем мире. Но поскольку эта теория делает из человека самое обычное животное, то она не очень популярна.

Мы видим, что человек поневоле тянется к тому, чтобы как-то облагородить себя и убедить в том, что существует еще и душа, а значит, есть другая жизнь – потусторонняя, "загробная", может быть, вечная и совершенная.

Все эти теории сводятся к тому, что есть земная жизнь, а кроме нее существует еще и другая.

Каббала в корне не согласна с тем, что существуют два мира: наш и загробный. Никакого загробного мира нет. Наше тело не мешает нам ощущать этот мир и мир Высший, одновременно существовать во многих вселенных, в нескольких сдвигающихся уровнях. Об этом, кстати, сегодня говорят и представители науки – физики, психологи. По аналогии с квантовой физикой: одна и та же частица может существовать одновременно в двух разных местах, – так и мы можем существовать во многих измерениях.

Наука каббала говорит, что наше тело совершенно нам ни в чем не мешает, если ты желаешь ощутить что-то большее, – ощущай. Для этого следует развить в себе дополнительные возможности ощущения, и при этом тело тебя нисколько не ограничивает.

Каббалисты изучают наш мир так же, как и ученые, и считают, что ученые абсолютно правы, говоря о постижении только того, что доступно нашим органам чувств, что записывается, систематизируется, дополняется. Все исследования ученых базируются на опыте. Физика, химия, биология, зоология, география – это науки, потому что исходят из того, что мы наблюдаем в нашем мире. Возможность наблюдать материю и исследовать процессы, происходящие в ней, посредством наших органов ощущений, - это главный источник научных знаний. Есть вспомогательные науки, как математика, допустим, но это даже и не наука, это вспомогательный аппарат для записи всевозможных связей между объектами, действиями, силами.

Каббала утверждает, что все в нашем мире постигаемо. Под «нашим миром» имеется в виду тот объем, в котором мы существуем, и который каббала разделяет на две части: скрытую и открытую. Открытая часть – это то, что сегодня мы постигаем нашими органами чувств: зрением, слухом, обонянием, на вкус или осязанием - тактильными ощущениями, а также через всевозможные приборы, посредством которых мы расширяем диапазон наших ощущений.

Аппарат, с помощью которого мы исследуем наш мир, называется "науки нашего мира". И мы им полностью доверяем, потому что это многократно повторенные действия и исследовательские данные, - и у нас нет никаких оснований сомневаться в них. Мы их используем, с их помощью прогнозируем всевозможные процессы, раскрываем новые возможности или изучаем явления, существующие вокруг нас и ранее нам непонятые. Другими словами, наука является инструментом познания. Чем больше знаний о природе я приобретаю, тем глубже я ее познаю. И это познание опирается только на наши пять органов чувств.

Есть еще и скрытая часть природы. То есть в объемах, доступных пяти органам наших чувств, существуют дополнительные области сегодня еще неизвестные науке, о которых мы узнаем только завтра. Откуда мы знаем, что они существуют?

Каббала объясняет, что наши земные органы чувств – зрение, осязание, обоняние, слух, тактильные ощущения и вкус, – мы включаем нашими желаниями. Желания постоянно растут, увеличиваются, приобретают все большую и большую глубину и в соответствии с потребностями запускают наши органы чувств и мозг на исследование окружающего пространства, мира, в котором я нахожусь. Итак, внутри всего стоит желание. Я желаю больше узнать об этом пространстве, и я его познаю, углубляю свое понимание природы, дополняю имеющееся знание или создаю новые науки. Моя деятельность определяется только уровнем моего желания.

Из поколения в поколение желания людей возрастают, и соответственно растут их постижения, знания об окружающем. Они все больше и больше исследуют пространство, потому что их возрастающий эгоизм к этому понуждает. А у животных эгоизм не растет, поэтому они остаются на своем естественном уровне, понимают окружающее их пространство, ориентируются в нем, и им этого достаточно.

Человеческие желания растут, задействуя органы восприятия, мозг и то, что было скрыто вчера, сегодня мы раскрываем – новые явления, всевозможные воздействия мира на меня, возможности моего воздействия на окружающий мир и так далее.

Таким образом, наша земная наука состоит из двух частей. Она раскрывает то, что доступно нам в наших органах ощущений, а также предсказывает возможные будущие раскрытия. Ибо окружающий нас мир, ощущаемый в пяти органах чувств, состоит из объема раскрытого, явного и тайного, еще не познанного. Но все сказанное касается лишь наших пяти органов чувств – животных, телесных. Не будет моего тела - не будет пяти органов чувств, что же я буду тогда ощущать?

Существует еще один дополнительный орган чувств, который возникает в человеке (он должен со временем проявиться в каждом из нас) и называется «душа». Она не имеет никакого отношения к нашему телу и к пяти органам телесных чувств, никоим образом не связана с ними. Это абсолютно новое желание.

Кроме пяти органов чувств у меня есть разум и желания, – они находятся внутри моего тела. Желания постоянно растут, они растут по экспоненте, в соответствии с этим я использую свои органы чувств плюс приборы, чтобы расширить диапазон восприятия, плюс мозг. В результате я развиваю земные науки. При этом всегда мое пространство состоит из двух частей: мое «Я» – открытое, явное - и следующая область, которая пока называется «тайное» – то, что науке еще не раскрыто.

Рис. 1

До какого предела я могу раскрывать? Пока мои желания возрастают. За свою многотысячелетнюю историю человечество все время находилось в состоянии возрастающих желаний, а сейчас оно теряет эти желания. Мы не хотим, чтобы желания росли. Потому что я, по мере того, как во мне возникают новые желания, начинаю чувствовать, что при этом получаю все большую неудовлетворенность, страдания и потому торможу, не хочу допускать никаких новых желаний.

Значит, наступит время, когда желания в человеке не будут больше расти. Наука каббала разъясняет это: есть нулевой, первый, второй, третий, четвертый уровни - всего пять уровней желания. Дойдя до какого-то предела (21 век), большего мы не постигнем. Все тайное станет явным, раскроется нам, и ничего другого не будет. А дальше? Дальше не будет ничего...

Рис. 2

Но одновременно с этим процессом в людях, в каждом из нас, возникает точка в сердце. То есть совершенно независимо от органов чувств, от мозга, от желаний, существует еще нечто, что возникает как новое желание, называемое точкой в сердце. Почему точкой? Потому что оно ничего не ощущает, кроме того, что ему чего-то не хватает, что оно куда-то стремится. Но куда – неизвестно.

Рис. 3

Если мы начнем развивать это желание, то оно обратится в некий сосуд, с помощью которого мы можем исследовать мир. Как в наши органы чувств входит информация, воздействует на нервные окончания, затем транслируется в мозг и обрабатывается там, компилируется с нашим внутренним "архивом", с запасом знаний, памятью и в итоге выдает нам всевозможные звуковые, слуховые и другие образы, – так и в этот мой новый орган попадают, якобы, извне какие-то ощущения.

Новый орган, который я ощущаю из моего нового желания, называется «душа», и то, что я ощущаю в нем, совершенно не относится к мозгу, к моим органам управления, к ощущениям, к желаниям тела.

Таким образом, есть тело, и есть душа. В душе и в теле я ощущаю совершенно разные миры, состояния, абсолютно не относящиеся друг к другу. Это совершено разные объемы, ощущения, постижения, и нет связи между ними.

Когда с помощью своего нового органа чувств, который называется «душа», я начинаю исследовать мир, то это нечто, что я в нем ощущаю, называется «Высший мир». А мое тело, то есть его пять органов чувств и то, что они ощущают, называется «наш мир», «этот мир».

Рис. 4

Каббала - практическая наука, относится к постижению мира так же, как и земные науки. Она помогает нам развить новый орган чувств, который называется «душа», и не имеет никакого отношения к религиям, вере, мистике, медитациям и так далее. Это дополнительный реальный орган чувств, который позволяет человеку начать ощущать в себе новое стремление, новое желание к познанию.

Как наши органы чувств толкают нас к познанию определенного объема мироздания, называемого «наш мир», так же новый орган ощущений ведет к появлению дополнительного, нового желания, которое толкает нас к познанию объема мироздания, который называется «Высший мир». Причем эти объемы не пересекаются между собой, находясь в совершенно разных плоскостях. Они проходят свободно друг сквозь друга сквозным проходом, никак не сталкиваясь один с другим.

Человек может быть в нашем теле, вне его, больным, здоровым, молодым, старым, без души, с развитой душой, с неразвитой душой, совершенно не важно каким, – но если пробуждается точка в сердце, и он начинает ее развивать, то уже находится в ней.

Когда человек начинает развивать этот высший орган ощущений, все, что он в нем ощущает, намного ярче, сильнее, больше, чем в наших пяти органах чувств. То есть душа, этот шестой орган чувств, начинает подавлять тело настолько, что человек ощущает его не более, чем животным, полученным им в нашем мире для существования. И когда он выходит на уровень души и ощущает в ней это новое состояние, свой новый мир, то даже если его тело (то есть его пять органов чувств) умирает, перестает функционировать, он не чувствует, что при этом что-то теряет. Он уже адаптирует, ассоциирует себя с этим шестым новым органом чувств.

Рис. 5

В итоге кругооборотов наших жизней мы приходим к тому, что в нас зарождается точка в сердце, мы начинаем ее развивать и постепенно теряем желание работать с пятью органами чувств в том объеме, в котором работали раньше. Мы начинаем понимать, что пять органов чувств, науки, ремесла, искусства не принесут никакого наполнения. Возникает стремление к развитию души. И таким образом человек переходит к ощущению иного мироздания.

К этому состоянию людей и должна привести наука каббала через развивающиеся в нас желания и страдания, которые мы ощущаем, ввиду отсутствия наполнения в наших пяти органах чувств, а также через то предвкушение наполнения от точки в сердце, души, которая сегодня уже находится в вас и ждет своего развития.

Поэтому в каббале и нет такого понимания души и тела, как в религиях. В нашем мире все основано только на постижении посредством пяти органов чувств, возможностях разума и на развитии земных наук. Наука каббала основана на постижении в шестом органе чувств, но развивается абсолютно по тем же законам, что и земные науки. Она развивает этот орган чувств и исследует с его помощью окружающее пространство. Человек ощущает себя в нем (назовем его «духовное») даже после того, как умирает его тело.

И еще до того, как оно умирает - одно к другому не относится. Если человек развил в себе шестой орган чувств, то он в нем начинает ощущать Высший мир. И при этом совершенно не важно, существует он внутри земного тела или уже нет.

То, что ощущает зрение, и то, что ощущает слух, – восприятия совершенно разного типа, не мешающие одно другому. Может не быть зрения, а орган слуха функционирует. Или наоборот. Либо в других своих сочетаниях они работают вместе на определение объекта, если у него есть наполнение и для зрения, и для слуха. Так же и в науке каббала: вы подключаете еще один орган чувств к уже имеющимся у вас пяти и начинаете ощущать в нем дополнительные возмущения, наполнения. Соответственно с этим вы и находитесь в дополнительном объеме мира.

В заключении можно вкратце сформулировать вывод.

  1. Все, что ощущает человек, воспринимается им в пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в пяти органах чувств откладывается в мозгу, анализируется, сравнивается и преподносится как осознание, как картина окружающего мира. Ни тела, ни окружающего мира, как таковых не существует. Это так кажется нам, ибо нашими органами чувств мы рисуем себе картину: я и окружающий мир.

  2. Если бы человек вообще не имел органов чувств, он не ощущал бы себя, а если бы органы чувств были иными, то ощущал бы совершенно иной мир.

  3. Все ощущаемое человеком в пяти органах чувств называется «раскрытая часть мироздания». Естественно, что у каждого человека своя мера раскрытого, ощущаемого, чувственного и умственного развития. Раскрытие может быть частным, индивидуальным и общим, общепринятым, раскрытым всему человечеству.

  4. Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем, называется «скрытым». Другими словами, есть нечто, что открыто мне, есть нечто, что скрыто от меня, но я предполагаю, что оно раскроется. Об этом я знаю или из книг мудрецов, которым это уже известно, или из книг ученых, которые предполагают, что существуют еще и другие области окружающего меня пространства. Но пока они индивидуально относительно меня скрыты.

Вокруг меня существуют три совершенно разных объема: раскрытая мне часть, пока еще скрытая относительно меня часть и непознаваемая часть - то, чего я не достигну никогда. И эти представления об окружающем мире должны быть разграничены в человеке совершенно четко.

Что значит, непознаваемая часть? Как я могу чего-то никогда не достичь? Кто-то же этого достиг, почему я не могу? А если никто не достиг, так откуда мы знаем, что есть такая часть, которую невозможно достичь?

Относительно пяти органов чувств каббалисты дают свое объяснение. Тот, кто проходит в шестой орган чувств и с его помощью исследует, смотрит со стороны на наше тело, на свойства наших пяти органов чувств, он понимает, что есть ограничения в познании. Пять органов чувств вместе с разумом, с приборами, которые дают перспективу расширить в будущем диапазон нашей науки и, значит, познание Вселенной, - все равно дают нам информацию, ограниченную нашими органами чувств. Мы можем расширить их возможности с помощью приборов, но в любом случае остаются те же самые органы чувств. Дополнительных создать не сможем, – мы не понимаем, какие они могут быть, мы не знаем, что еще есть вокруг нас, что еще мы могли бы уловить, у нас нет об этом ни малейшего представления.

Существо, у которого нет зрения, а есть только тактильные ощущения, вкус, обоняние и слух – четыре органа чувств, никогда не додумалось бы, что возможен пятый орган чувств. Оно развивало бы в себе свои органы чувств и приборы, расширяющие их же диапазон. Ему и в голову не пришло бы, что есть еще и зрение, что можно еще и видеть. А откуда могла бы у него появиться такая мысль?

Поэтому непознаваемая часть – это та, которую мы никогда не сможем познать через наши органы чувств. Но кто-то же знает о ее существовании? Откуда? Каббалисты постигают и ее, но не в наших обычных органах чувств и даже не в той душе, о которой мы с вами говорим, а сверх этого.

5. Нераскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто в шестом. Каждый человек несет в себе зачаток шестого органа чувств, который он может развить. Методика развития шестого органа чувств называется «каббала».

Другими словами, этот орган чувств - рудиментарный. Он проявляется на каком-то этапе, и затем с помощью каббалы мы можем его развить и начать в нем ощущать новое мироздание. И постижение в шестом органе чувств дает нам ощущение вечности, совершенства и всезнания, потому что не связано с нашими пятью органами чувств, с нашим телом. Ибо животное тело и наши органы чувств временны, и шестой орган чувств не имеет к этому абсолютно никакого отношения. Поэтому он и называется вечным, совершенным, всепостигающим.

На этом мы закончили статью «Тело и душа». Сейчас вопросы.

Ведущий [1]: Да, есть десятки вопросов.

Вопрос Нормы из Израиля:

Мудрость и разум принадлежат душе или телу?

М. Лайтман: Есть земная душа – витальная, та, которая оживляет наше физическое тело. Оно обладает абсолютно всем, как тело любого животного, и имеет свой разум, свои желания, свою мудрость. И рядом с совершенно отдельно существующим желанием души – ее разум, который необходим для того, чтобы постичь то, чего она желает.

Мы уже говорили о том, что самое главное – это желание. Сотворено желание – «я желаю». Если у меня желание маленькое, - я желаю только наполнить себя – соответственно, у меня такой же маленький разум.

Рис. 6

Если желание больше, чтобы его наполнить, у меня развивается мозг.

Но в первую очередь растут желания. Мы это видим по маленьким детям: у них желания большие, а разума нет. И мы даем им игрушки, помогаем, воспитываем, чтобы развился их мозг. Как только мозг развивается, он уже знает, каким образом управлять желанием.

Рис. 7

Итак, самое главное – это желание. Как нам сделать, чтобы наши желания были большими? Для этого нужна группа, правильное окружение, которое поставляло бы хорошие желания. Тогда в нас все время будут раскрываться большие и лучшие желания, и рядом с ними будет расти лучший разум. На этом-то, кстати, и должна быть практически основана вся психология воспитания.

Рис. 8

Таким образом, и в душе, и в теле есть свои желания и свой разум, которые существуют отдельно друг от друга.

Ведущий: Роман из Киева спрашивает:

Смертна ли душа?

М. Лайтман: Душа бессмертна. Душа – это желания, так же, как и желания тела. Только желания тела пропадают вместе с исчезновением нашего животного тела. Они растут вместе с ним и по мере его развития пропадают, падают. Поэтому человек умирает. Он умирает не потому, что тело умирает, он умирает, потому что его желания истощаются. И можно сказать наоборот, что желания, которые в нас растут или уменьшаются, дают нам ощущения окружающего пространства и себя, то есть жизни. И тело, которое мы видим, на самом деле - это не тело, это отражение наших внутренних желаний.

Вы можете снова обратиться к нашему уроку о постижении реальности и тогда это станет понятнее.

Ведущий: Хаим из Монтерей (Мексика):

Существует ли седьмое чувство, и как бы Вы объяснили его?

М. Лайтман: Седьмого чувства нет, есть только шестое. Вообще-то нигде не говорится «шестое чувство». Это термин, который я ввел в каббалу, потому что так легче объяснять людям, а что же такое еще один, дополнительный орган ощущения. Для того, чтобы они не думали, что душа – это нечто непонятное, виртуальное, мистическое. На самом деле - это еще одно желание, которое вызывает в нас появление еще одного органа ощущения. И поэтому я так и назвал его: известно пять органов чувств, но есть и шестой. Седьмого нет.

Ведущий: Мишель из Франции:

Являются ли органы ощущения души намерениями или желаниями сердца?

М. Лайтман: Хороший вопрос! Желание – первично. В нашем мире я очень просто использую желание: чем больше я желаю, тем больше я могу, наверное, себя наполнить. Маленькое желание, как у цыпленка, – маленькое наполнение; большее желание - как у крупного животного, – большее наполнение; еще большее желание - как у человека – еще большее наполнение. В нашем мире мы получаем напрямую, желания и наполнения работают в прямом виде: чем больше я хочу, тем больше могу наполниться. Допустим, стоит передо мной угощение: если у меня сильное желание – я испытываю наслаждение от еды, если желания нет или оно маленькое – и уровень наслаждения соответственный. То есть все определяется величиной моего желания. Это в нашем мире.

Рис. 9

А в духовном – нет. В духовном само желание еще ничего не значит. В духовном желание должно быть еще и направлено не в себя, а наружу, то есть ощущать не в себе, а в окружающем. В духовном мы ощущаем не себя, а окружающее нас.

Рис. 10

Можно сказать по-другому. Вот все мои желания. То, что я ощущаю или могу ощутить внутри себя, называется «мой», или «этот», или «наш мир». То, что я могу ощутить вне себя, называется «потусторонний», или «высший» (потому что он выше меня), или «духовный» мир, потому что ощущается не внутри моего тела, а вне его.

Рис. 11

Значит, есть всего лишь два вида восприятия: интравертное и экстравертное, внутрь себя или наружу. Этим и отличаются два мира.

Ведущий: Фредерик из Франции:

Как Высший мир воздействует на наш мир, если они разделены?

М. Лайтман: Разделение происходит только внутри человека. Все миры существуют только в нашем представлении внутри себя. Снаружи их нет. Мы вообще не знаем, что есть снаружи. Мы ощущаем только в нашем желании: или когда пытаемся ощутить внутри желания, или вне его. Точнее, пытаемся вне его, но ощущаем все-таки в нем. Ощущения не могут быть снаружи. Что значит «снаружи»? Ведь я все равно ощущаю внутри себя. Как вы можете себе представить, что ощущаете что-то вне себя? «Вне», но мои "щупальца" находятся внутри меня, и именно они воспринимают это.

Ведущий: Гость из Сент-Луиса (США):

Точка в сердце находится в душе? А где же тогда связь с телом и разумом?

М. Лайтман: Точка в сердце и является душой. Она так называется – «точка в сердце». В физическом сердце вы не найдете никакой точки. Сердце – это просто насос. Сердцем же в каббале называются все желания. А желание ощущать не в сердце, а вне сердца, называется «точка в сердце», она требует выхода из себя. Точка в сердце, которую мы ощущаем, желает как бы выйти из своего сердца. Она нас гонит изнутри и говорит: «Уйди оттуда, начинай ощущать другой мир, тебе здесь уже тесно и плохо, выйди из него». Она гонит нас наружу. Точка в сердце, когда мы начинаем ее развивать, ощущая вне себя, становится совершенно новым органом чувств - душой.

Рис. 12

Где ее связь с телом и разумом? Это совершенно различные системы: у тела - свой разум, у точки в сердце - свой. Я в своем телесном желании желаю наполниться и знаю, как его наполнить. Есть желание и есть разум, мозг – каким образом эти желания реализовать. А есть точка в сердце, и рядом с ней развивается мозг по той же модели выяснения: как мне реализовать свое желание.

Ведущий: Гость из Литвы:

У души есть национальность? А может ли душа облачаться в тела различных национальностей?

М. Лайтман: Можно сказать, что есть. Но национальности в каббале - это не то же самое, что мы представляем себе в нашем мире.

Мы изучаем мир Ацилут, откуда нисходят все души. До него есть мир Адам Кадмон, а еще раньше мир Бесконечности. В мире Ацилут есть устройства, которые называются Атик, Арих Анпин, Аба вэ-Има, Зэир Анпин и Нуква. Затем есть, так называемая, парса, своеобразный барьер, и после этого миры Брия, Ецира, Асия - здесь находятся души. А еще ниже так называемый сиюм, тоже граница. Здесь находится наш мир.

Рис. 13

Есть два вида душ. Души, которые уже получили точку в сердце, находятся на уровне Аба вэ-Има, уровне Бина. Бина – это стремление отдавать. Точка в сердце, в нашем эгоистическом сердце, – это начало стремления к отдаче, к любви.

Души, которые получают точку в сердце, устремляются прямо к Творцу. Такие души в Древнем Вавилоне и образовали группу Авраама. И получили название «Исраэль» - «прямо к Творцу». «Исра» – это «прямо», «Эль» – «Творец». А затем, хотя и получили эту точку в сердце и реализовали ее, упали с этого уровня в наш мир. То есть получилось так: достигли подъема и затем упали в наш мир.

Рис. 14

Другие души, которые не получили в Древнем Вавилоне точку в сердце, не примкнули к Аврааму, к его группе. Это Зэир Анпин и Малхут мира Ацилут, всего 70 сфирот: шесть у Зэир Анпина, одна – у Малхут, всего семь; каждая из них состоит из десяти; итого 70 духовных корней народов мира. Они не получили точку в сердце. Потому что есть определенный порядок пробуждения этой точки в сердце каждого человека.

И эти 70 душ народов мира рассеялись из Древнего Вавилона и низошли до нашего мира в течение всей истории человечества. Они находятся сегодня в том же самом состоянии, что и Исраэль. Разница в одном: Исраэль упал две тысячи лет назад, а народы мира развиваются в этом падении уже три с половиной тысячи лет.

Рис. 15

Сегодня все перемешались, у всех одно и то же. Сегодня в нашем мире точка в сердце может возникнуть у каждого человека, представителя любой национальности. Он начинает стремиться к подъему до своего духовного корня.

Душа сама по себе национальности не имеет. Душа – это желание подняться в свой духовный корень в мире Бесконечности.

Рис. 16

Возникает ли она в теле человека, который относится к бывшей группе Авраама или к 70-ти народам мира? Тело может быть любым. Относительно каббалы нет никакого различия, потому что методика исправления желания одна и та же. Эта методика - для того же Древнего Вавилона, как будто мы оттуда и не уходили. Поэтому и занимаются у нас абсолютно разные люди из всех стран мира.

Ведущий: Мирек из Польши спрашивает:

Можно ли случайно по неправильной методике развивать неисправленную душу?

М. Лайтман: Нет. По неправильной методике - невозможно, и случайно тоже нельзя. В науке такого не бывает. Бывают случайные открытия, но они тоже не случайны, они просто должны были появиться, и поэтому иногда как бы случайным методом вдруг оказываются раскрытыми какие-то явления природы. Но случайностей нет.

Достичь выхода в Высший мир человек может только двумя путями. Первый путь - огромнейшие страдания, которые практически невозможно перенести. Бывали такие случаи в истории. Потому что тогда он ненавидит свой собственный эгоизм, свое тело, желает от него избавиться всеми силами и не в состоянии. И в таком случае, если в нем есть серьезная точка в сердце, даже без каббалистической методики, только тем, что он желает оторваться от своего настоящего состояния, он может через эту точку в сердце начать входить в Высший мир, он может вдруг начать понимать, как устроено свойство отдачи, потому что свойство получения для него становится ненавистным. Это возможно, но случаи очень тяжелые, такие были в истории.

И второй путь - наука каббала, методика которой одинакова для всех.

Ведущий: Дина из города Медрана (Мексика) спрашивает:

В какой момент из общей души отделяется корень женской души?

М. Лайтман: Женская душа ничем не отличается от мужской. Она имеет абсолютно ту же структуру, те же ступени подъема и развития. И это доказано многими женщинами-каббалистками, которые проходили в Высший мир, ощущали и постигали его.

Единственное, чем отличается женская часть от мужской, – это методикой постижения или способом развития шестого органа чувств. Представьте себе женщину, которая находится дома, в семье, с мужем, с детьми, что она делает, как складываются ее отношения с окружающим миром. В духовном женщина существует так же, как и в нашем мире. Если она духовно поставит себя относительно всех остальных и всего мира таким же образом, как и в материальном, то она будет правильно развиваться.

Муж, как правило, больше находится вне дома: идет на работу, занимается семейными делами за пределами дома. Женщина обычно больше находится внутри дома. Если муж заботится о том, как заработать для семьи, то она думает о том, как содержать дом, детей, как воспитывать их.

По аналогии с существованием женщины и мужчины в нашем мире, с их функциями, в духовном также следует разделять методики развития женской и мужской душ.

Возвращаясь к вопросу: "В какой момент из общей души отделяется корень женской души?" Во времена существования Храма Давида, Храма Соломона было много женщин-каббалисток. А потом это исчезло, и в течение веков изгнания, то есть за последние две тысячи лет, практически, не было женщин-каббалисток. Сейчас они вновь начинают появляться.

РАБАШ рассказывал о своей второй жене, с которой прожил даже меньше года, что она, как он видит, готова к полному духовному развитию. И нет никакой разницы в вопросах, в постижениях, в стремлениях между нею и остальными его учениками (его спрашивали об этом). Это очень интересно было слышать. Мы - я это говорю как один из его учеников - все-таки недопонимали, насколько это абсолютно универсальный метод развития любой души, неважно, какого ты пола, расы, национальности, возраста, – ничего не важно. Ты - человек, в тебе возникает новое желание, – получи методику его развития.

Ведущий: Интересный вопрос Давида из Москвы:

Если есть страх перед выполнением Ваших советов, значит, нужно искать другого учителя?

М. Лайтман: Ищи! Страх перед выполнением советов… Я думаю, что человек, в первую очередь, сам должен определиться. Что значит искать другого учителя? Вы имеете в виду: «Авось я найду какую-нибудь более тепленькую и спокойную методику»? Дело же не во мне, я всего лишь преподаю методику каббалы. Вы можете обратиться к первоисточникам, откуда я черпаю свои знания, и убедиться в этом: правильно я вам рассказываю или нет; что действительно требуется, для того чтобы войти своими ощущениями в Высший мир. Вопросом убегать от меня или нет, вы убегаете от реализации вашей души, вашего нового желания. Вопрос должен стоять однозначно: или Вы от этого отказываетесь, или нет. Потому что я тут не причем, я всего лишь преподаватель.

Представьте себе, в школе есть дисциплина, допустим, физика, есть преподаватель. Вы можете сменить преподавателя, от физики же вы не уйдете, вы должны будете ее изучать. Так и здесь. Если уж вы решили, к вам сегодня пришло это желание, и оно давит на вас и обязывает вас, чтоб вы его развивали, – вы, конечно, можете уйти в сторону и оставить занятия на несколько лет, но все равно в итоге придете к реализации своего желания.

Проверьте себя. Никто никого не держит. Нельзя, запрещено удерживать человека любыми тайными или явными методами, у каждого должна быть своя свобода воли. Вы сами должны определиться, для вас эта методика или нет. Если она вас пугает, то решайте сами.

Что я могу добавить: каббала ничего не скрывает, она, правда, всегда пытается дать человеку ту порцию, которую он в состоянии увидеть, оценить. Может быть, и испугаться, но найти в себе силы и преодолеть этот испуг. И идти вперед. Испуг – это трудность, которую мы каждый раз должны преодолеть для того, чтобы приподняться на следующую ступень, еще шире взглянуть на окружающее. Конечно, это не просто, и это обязывает, и это тяжело, и надо отрываться от своего привычного. Я вас понимаю. Это не простой, не обывательский метод существования, очень сложный, тяжелый, но одновременно, конечно, дающий вам новый вечный мир.

Ведущий: Алекс из Франции спрашивает:

Каким образом душа выбирает себе то или иное тело? В соответствии с судьбой?

М. Лайтман: Душа выбирает себе тело в соответствии со своими свойствами. То есть свойства тела должны быть такими, чтобы они помогали душе реализоваться.

Допустим, человек рожден в Москве или во Франции. Он имеет определенные свойства характера, родился в определенной семье, с определенными качествами, получил определенное воспитание и так далее. Весь этот земной набор, который есть у него, в том числе телесный, и все, чем его снабдили на протяжении, допустим, 15-20 лет воспитания или даже больше, – все это вокруг него создавалось постепенно из необходимости реализовать точку в сердце. И, допустим, в тридцатилетнем возрасте она в нем пробуждается, и он должен понять, что все, что он прошел в жизни, необходимо для того, чтобы сейчас реализовывать ее. Поэтому он родился французом во Франции, в определенной семье, в определенной обстановке, там и таким образом он и должен себя реализовывать.

Другими словами, все, что было до сегодняшнего момента, все было запрограммировано специально для меня.

Ведущий: Слушатель из московского центра спрашивает:

Как нужно работать, чтобы животные желания не мешали желанию духовному?

М. Лайтман: Они не мешают. Не пугайтесь и не бойтесь ваших животных желаний. Написано, что как только человек начинает заниматься каббалой, у него возникают всевозможные взрывные желания, и они продолжают все время увеличиваться. Вроде бы кажется: ну, я занимаюсь духовным, моя «скотина» должна успокоиться. Она не успокаивается, она, наоборот, постоянно все больше и больше начинает будоражить вас. У вас вдруг возникают всевозможные желания: к богатству, к славе, усиливаются сексуальные желания, вдруг появляется огромный аппетит. Никогда такого не было, и вдруг вы нападаете на эти источники наслаждения и никуда не можете деться от них.

Как с ними бороться? Первая заповедь – не бороться со своими желаниями. Это не значит, идти вместе с ними и все время реализовывать их, нет. Вместо борьбы с ними начинайте возвышать духовное желание, духовную цель. И тогда вы приподниметесь над своими возросшими животными желаниями нашего мира: и почести, и слава, и богатство, и секс, и прочее. Вы вынудите себя поднять духовные желания выше животных и общественных. Напротив, если вы каким-то образом подавите в себе животные и общественные желания, то тогда зачем вам надо будет поднимать духовные желания?

То есть мы должны понять, что вообще наши желания, телесные и земные, растут специально, чтобы нам над ними все время приподниматься. И если человек их использует, но приподнимаясь над ними, - никаких нарушений в этом нет.

Так что, поменьше считайтесь со своими земными желаниями. Не надо себя за них грызть. Успокойтесь, хорошо покушайте, погуляйте. Но при этом сделайте все-таки усилие приподняться над телом, – ради души.

Ведущий: Глеб из Москвы спрашивает:

Тело – это инструмент познания души?

М. Лайтман: Ну какой же это может быть инструмент познания души? Тело – это тело. Тело – имеется в виду наше животное тело, в котором существуют пять органов чувств, через которые мы постигаем или, можно сказать иначе, в которых мы рисуем себе картину нашего мира. Никакого отношения к душе, как мы сегодня говорили, тело не имеет. Никакого! Тело может жить, существовать, болеть, быть здоровым, быть мужским, женским, - неважно. Душа – это нечто, что существует само по себе и не имеет отношения к телу. Когда у человека есть и тело, и душа – два источника наполнения, два источника стремления, – тогда он должен сопоставлять их между собой и возвышать душу над телом. А инструмент познания души – это ее сосуд, ее желание.

В нашем мире есть зрение, слух, осязание, обоняние, вкус – пять органов чувств. Где они находятся? Они находятся в теле.

Рис. 17

В душе есть желание, и в этом желании есть градация по нулевому, первому, второму, третьему и четвертому уровню – пять уровней желания. Они подобны нашим пяти органам чувств. Что значит подобны? А очень просто. Эти наших пять органов чувств, практически, отличаются друг от друга только пороговым уровнем желаний.

Рис. 18

Важно понять, что построены они по одним и тем же законам. Разница только в том, что душа предназначена для ощущения духовного мира, а тело – для ощущения материального мира. Тело души – это само желание. Каждый раздел души получает свой свет: нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида - всего пять светов. Это называется наполнением.

Рис. 19

Ведущий: Вопрос Барбары Реано из Флориды, США:

Душа переселяется в одно тело или одновременно в разные тела?

М. Лайтман: Душа вообще не переселяется в тело. Она просто ощущается, но только одним человеком, не может несколькими людьми ощущаться одна и та же душа. Душа - это четко детерминированное желание. И не надо говорить о переселении душ в тела.

Хотя так и говорится, но следует четко понимать: не надо вообще ассоциировать себя с телом. Ассоциируйте себя с душой. Тело чего-то хочет – дайте ему, накормите, уложите спать, погуляйте и так далее. Но ассоциируйте себя с душой, а с телом обходитесь так, как будто рядом с вами находится животное. «Я» человека - не животное, оно не ассоциируется с нашим телом. Наше тело, действительно, как животное. «Человек» на иврите – «адам», от слова «домэ ле Элион». «Домэ» – это значит «подобен». Я могу своим желанием стать подобным Творцу, равным Творцу. Поэтому это «Я» - мое, а остальное – всего лишь животное.

Рис. 20

Абсолютно четко относитесь так к себе. Это избавит вас от очень многих путаниц и сделает очень простым ваше общение с остальными людьми: вы не будете стесняться, вы не будете убегать куда-то, что-то скрывать, – вы будете заняты душой. А тело - какое оно есть, такое и есть.

Ведущий: Роман из Киева спрашивает:

Что такое личность человека? Чувство «я - есть», чувство бытия что это такое? Исчезает ли оно после перехода человека за махсом?

М. Лайтман: «Я», «я - есть», чувство бытия, оно появляется только за махсомом, а не до махсома. Потому что до махсома у нас нет души. Внизу находится наш мир, затем миры Асия, Ецира, Брия. Мы поднимаемся из нашего мира, из точки в сердце в мир Асия, Ецира, Брия. Здесь мы находимся на стадии, которая называется предварительная, или подготовительная, или «ло лишма». Стадия, на которой я продвигаюсь как эгоист.

Рис. 21

Я достигаю определенного порога, когда не хочу больше быть эгоистом во всех своих желаниях, но не могу сам себя исправить. Здесь на меня идет луч света, импульс, который меня исправляет, и первый раз я обретаю душу, сосудик, в котором начинаю ощущать Высший мир. Вот тут появляется «Я» человека.

Рис. 22

Таким образом, «Я» человека не пропадает за махсомом, оно только начинается за махсомом, и потом мы его развиваем. «Я» человека – это и есть его душа.

Вы можете сделать телу любые пересадки, отрезать части, пришить части - это не имеет никакого значения, ваше «Я» при этом остается. При пересадке сердца ваше «Я» не исчезнет! Все тело пересадите – тоже ничего не исчезнет. Если мы научимся пересаживать и голову, то увидим, что при этом ваше «Я» тоже никуда не исчезает.

Тогда где же это «Я»? А оно вообще в этом мясе не находится. Оно находится в душе. А если еще нет души? У вас внутри существует ваша точка «Я», точка в сердце, которая вами даже еще не ощущается, но она есть. Вот эта точка в сердце – решимо, то есть информационная запись о вашем состоянии в мире Бесконечности и является вашим «Я». Оно находится в мире Бесконечности и оттуда проявляется здесь у вас и называется «решимо». Вот оно-то и есть ваше «Я», товарищ Роман из Киева. И так у всех.

Рис. 23

Ведущий: Галина из Кировограда спрашивает:

Я давно занимаюсь каббалой и чувствую себя все большей эгоисткой по сравнению со всеми окружающими людьми, даже теми, кто не занимается.

М. Лайтман: Это хорошо. Очень хороший признак продвижения. Я ее не успокаиваю, она может услышать и увидеть и прочитать это во многих книгах, и не моих, естественно. Там сказано, что каждый, кто выше своего товарища, он и эгоистичней его – «Коль а гадоль ми хаверо ицро гадоль мимейну».

Видеть себя плохим, вредным, не согласным, эгоистичным относительно группы - это только половина правильного ощущения. Вторая половина должна быть другая.

Я смотрю на группу, иногда я чувствую, что она выше меня, иногда, что - ниже. Я чувствую себя иногда выше группы, а иногда ниже группы. Вот эти изменения в себе, взлеты и падения, они и дают мне такое ощущение относительно группы.

Рис. 24

Как я себя должен вести себя? Я должен вести себя так: где бы я не ощущал себя – внизу или вверху – я всегда направляю себя и выше, и ниже группы. Почему? Я ниже всех, потому что я завишу от них. Я выше всех, потому что я должен внести в группу свою силу, и если я не внесу, в ней этого будет не хватать. Я чувствую себя выше остальных, говоря, что от меня зависит все в группе, и я чувствую себя ниже остальных, потому что говорю, что я завишу полностью от них. Это объясняется во многих статьях.

Рис. 25

В принципе, правильно говорит Галина из Кировограда: все время кажется, что все остальные продвигаются лучше, а я – плохо. Это очень хорошо. Только это должно побудить вас на серьезные продвижения. Оно так и будет, я уверен. Все получится.

Ведущий: Еще одному нашему слушателю (Слава из Израиля) стало страшновато, и вот он пишет:

Страшно думать о переходе махсома...

М. Лайтман: Ты не волнуйся.

Продолжение вопроса: Может ли каббалист за махсомом сбиться с правильного пути?

М. Лайтман: Нет, за махсомом сбиться с правильного пути нельзя. А пройти за махсом – страшно ли это? Возникает иногда страх подойти близко к махсому. Ты, Слава, и все остальные почитайте хотя бы на русском языке «Выход из Египта», о том, как боялись выйти из Египта.

«Иди», – говорили этому Моисею, – ты разговаривай с фараоном, мы не хотим разговаривать». А Моисей и сам сказал: «Я боюсь к нему идти». Творец говорит: «Мы вместе с тобой пойдем, не бойся. Я специально ожесточил его сердце, пойдем вместе». «Зачем Ты ожесточил сердце фараона, если Ты хочешь, чтобы я к нему шел? Он должен быть добрым ко мне, это мой дед».

Фараон же был дедом Моисея, который воспитывался у него в доме. Древний Мидраш рассказывает, что он сидел у него на коленях, игрался с его бородой, снимал с него корону и надевал на себя. Он же был принцем в доме фараона, его приемным внуком.

Дочка фараона Батья нашла Моисея в реке Нил, принесла домой и начала его воспитывать. Он воспитывался в доме фараона. Абсолютно все, что было у фараона, все было его. Вы представляете, что значит приемный сын и внук в доме фараона! То есть все было у него. Он был прекрасно воспитан, прекрасно знал весь Египет. До тех пор, пока у него не возникла точка в сердце. Она положила конец его «египетской карьере».

Он все отверг, убежал от них в пустыню, к Итро, там же он женился на его дочери Ципоре. Итро был идолопоклонником в каком-то племени, там, в пустыне.

Так что, никто не хочет идти вперед, все пугаются.

А переход Красного моря - бросаться в эту воду, не зная - пройдешь или не пройдешь... Это аллегорически объясняется, в каком состоянии находится человек.

Так что, слава тебе, Слава, что ты наконец-то это начинаешь понимать. Но есть и другие страхи: когда человек боится вернуться, боится остановиться, боится падения. Духовное падение после подъема бывает иногда таким страшным, когда у тебя все болит, все кости, когда тебя ломает и режет, как будто по тебе сейчас проходит я не знаю что! И это тоже страшно. И вот человек, такой маленький, находится между такими состояниями: назад некуда, и вперед непонятно как, и он не знает, что делать.

Есть единственный метод – только группа. Закрой глаза, войди в нее – там, среди товарищей, найдешь спасение, там ты найдешь совершенно новый ход, который раньше из твоего состояния не был виден. Как ход червяка - увидишь, что он существует.

Ведущий: Сайда из Майами спрашивает Вас:

Подобие свойств – это по отношению к Адаму или к Творцу? Мне кажется, что с нашим духом мы не способны достичь Высший уровень, и еще менее реально - достичь уровень Творца.

М. Лайтман: А к кому еще? Что значит Адаму? Мы должны стать Человеком. Человеком называется желание, которое стало подобным Творцу. Творец – это желание отдавать. Мы должны свое желание сделать подобным Творцу – так же отдавать, как и Он. Вот и все. Ничего здесь другого нет.

Конечно, живя там во Флориде, может быть, немножко, сложно об этом думать.

Ведущий: Особенно с таким низким уровнем духа, как написано в вопросе …

М. Лайтман: Никакого низкого уровня там нет. Держитесь за нас, все будет хорошо.

Комментарии

Аватар пользователя fidel

описывается некая ролевая игра в духовность

имхо

шестой орган это манас ?

 

 

 

 

Аватар пользователя Грехоил

Манас это народный киргизский эпос, насколько я знаю.

Шестой орган - это орган ощущения Творца или душа.