Курс "Основы природы человека" / 12 / 2008 03 16

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

Добрый день! Я приветствую всех с очередным виртуальным уроком. Сегодня, как обычно, первая часть урока будет посвящена теме «История развития науки каббала». А вторая часть урока будет посвящена Птихе, то есть науке каббала.

Мы говорили о том, что каббала началась с постижения первого человека, раскрывшего эту науку. Звали его Адам. И не случайно назвали его так, хотя и не знали, почему. Но такое совпадение – в природе, его родители внутренне почувствовали, что его надо назвать Адамом. Ведь все мы находимся в сетке духовных сил, которые командуют нами – или подсознательно, или более сознательно, или вообще в раскрытом для нас виде. Так вот, назвали его Адамом. Он написал книгу «Тайный ангел» («Разиэль Малах»).

Через 20 поколений от него, уже в Уре Халдейском, в Вавилоне (Месопотамия) Авраам раскрыл каббалу совсем на ином уровне. Нам точно не известно, знал ли Авраам о предыдущих каббалистах. Я думаю, что да, потому что древневавилонские и древнехалдейские жрецы, к которым он принадлежал, конечно же, были знакомы со всеми источниками, которые дошли из древних, допотопных времен (действительно «допотопных» – «до потопа»).

Известно, от Адама до Ноаха (Ноя) 10 поколений каббалистов, и 10 поколений от Ноя до Авраама. Мы знаем всех по именам, знаем о многих событиях, которые с ними происходили. Они раскрывали Высший мир по той методике, которую оставил им Адам. И естественно, что методика дошла до времен Авраама. Но насколько она была ему известна, насколько это присутствовало в Древнем Вавилоне, мы не можем сказать. Хотя, в принципе, вавилоняне изначально находились в состоянии братских взаимоотношений, которые нарушились всплеском эгоизма.

Сам Авраам - выходец одного из племен тех маленьких народов, которые населяли Древний Вавилон. Народ этот назывался «иври», поэтому в Библии называют Авраама «Авраам а-иври». Вавилон населяло очень много разных народов, среди них был и такой маленький народ. Отсюда и дальше, называют Авраама и его потомство «иври».

И сегодняшнее слово «иври», «еврей», происходит, от названия того древнего народа, историю которого мы не знаем, кто он такой, откуда появился. Итак, Авраам происходил из этого народа.

Он написал «Книгу Создания» (Сефер Ецира), оставил ее нам, и она сохранилась. Его последователи, ученики, которых он сумел вокруг себя собрать, создали каббалистическую группу, которая отдельно от всего вавилонского населения продолжала дальше практически развиваться по методике Авраама.

Так эта каббалистическая группа развивалась до построения Первого и Второго Храма. Между Первым и Вторым Храмом было изгнание в Вавилон, уже называемый Персией, возвращение оттуда через 70 лет, строительство Второго Храма, который просуществовал где-то 800 лет. После этого, снова был огромный всплеск эгоизма, когда эта каббалистическая группа упала до уровня римлян. И римляне, таким образом, пришли и завладели этой страной.

В это время существовал верховный законодательный и воспитательный орган, называемый «Санедрин». Санедрин подобен совету мудрецов. Здесь собирались 70 мудрецов, издавали все великие книги того времени.

Так вот, членом Санедрина и руководителем этих мудрецов в то время был рабби Акива – великий, духовный вождь народа. Сам он происходил из одного из маленьких племен, которые жили вокруг народа Израиля. Он не относился к потомкам Авраама, унаследовавшим все каббалистические традиции. Его родители примкнули к израильтянам, когда он был маленьким.

Первые сорок лет жизни он был пастухом, совершенно необразованным человеком. Потом он встретил замечательную девушку и захотел на ней жениться, но она сказала: «Я готова выйти за тебя замуж только в том случае, если ты станешь великим ученым». Он ей пообещал и, женившись на ней, ушел учиться. Следующие сорок лет он учился. А последние сорок лет – от восьмидесяти до ста двадцати – был великим учителем народа. Рабби Акива – это самый великий учитель, который только был у евреев, хотя сам, по крови, он не еврей. Таких каббалистов было много. Центральная улица в Бней Браке, названа его именем, и так во многих местах. Он считается главным учителем народа.

Один из его учеников написал «Вавилонский Талмуд» – огромное собрание сочинений, где собраны все законы, олицетворяющие нисхождение Высших сил и их облачение в материю на уровне нашего мира. А второй ученик рабби Акивы – это рабби Шимон, он описал Высшие силы, находящиеся на высшем уровне в Высшем мире.

Два ученика рабби Акивы, изложили все состояние духовных сил - на низшем уровне и на высшем, – а также все их влияние, все их нисхождение в наш мир. И так они передали нам всю методику, всю мудрость рабби Акивы, все, что он сделал.

Но произошла в его дни ужасная трагедия. Вспыхнул тот великий эгоизм, который должен проявляться в течение развития человечества пять раз. И все двадцать четыре тысячи учеников, которых обучал рабби Акива, вместо того чтобы находиться на уровне братской любви и связи друг с другом, вдруг стали друг друга ненавидеть. Такие события произошли в то время. Ученики сразу же заболели, среди них возникла эпидемия, и почти все они умерли. В то время от этой эпидемии умерло много тысяч человек.

И на этом закончился, практически, весь поток мудрости, который проходил от Авраама до тех дней.

Люди упали в своем постижении и ощущении с духовного уровня, который у них был, до уровня нашего мира. Все эти события произошли во времена рабби Акивы. А сам он был взят римлянами в плен и подвергнут очень жестокой смертной казни. Очень трагическое было время, трагическая казнь. Но самое главное, что произошло - это духовное падение, и это причина всего произошедшего.

Мы видим из всей истории, что в итоге, таким образом подготовились келим к смешению:

  • в первый подъем, Адам Ришон вышел на какой-то уровень постижения, затем был потоп, который как бы смел все под себя;

  • следующий уровень – подъем Авраама, который «вышел из своего народа». Далее, было некоторое маленькое падение – когда Авраам с группой вошел в Египет;

  • и снова подъем во времена его сыновей. Затем, от его сыновей, во времена Йосефа – опять падение в Египет;

  • подъем во время выхода из Египта – получение Торы.

Рис. 1

После получения Моше Торы каббалистическая группа поднимается на уровень Первого Храма (во времена Соломона и Давида), затем падает в изгнание (Вавилонское изгнание), выходит из него, строит Второй Храм, снова падает, уже с уровня Второго Храма (время рабби Акивы). И в наше время, во время последнего падения, происходит смешение (здесь находимся мы).

Второе изгнание - уже наше изгнание. В начале этого изгнания появляется ученик рабби Акивы РАШБИ. Он передает нам всю мудрость, которая шла от Адама в течение всего этого времени. РАШБИ передает всю каббалу в «Книге Зоар».

Рис. 2

Где-то через 16 столетий появляется АРИ, который знаменует собой выход из изгнания. Эти 1600 лет проходили в полном отключении от каббалы. Тогда как, в течение всего времени от Адама до рабби Акивы, существовали или отдельные каббалисты, или группа Авраама - народ каббалы.

От Адама до Авраама – было 20 поколений, по которым передавалась эта информация. Как раз посередине жил Ноах – когда был потоп, падение.

Рис. 3

Чем характеризуется период от рабби Акивы до АРИ? Полным скрытием каббалы. Ее нельзя было раскрывать, чтобы не нарушить условие смешения всех душ. Для чего был необходим весь этот период?

Сначала произошло раскрытие каббалы миру для определенной маленькой группы людей из Древнего Вавилона, в которой был Авраам. Сколько он смог набрать учеников, скольким смог передать каббалу, – он это сделал. А они, вобрав в себя мудрость, поднялись на уровень Первого и Второго Храма, затем упали вниз. Они вобрали в себя от Авраама весь духовный потенциал, и теперь его разбили и спустились вниз.

1600 лет изгнания из духовного - очень ценный отрезок времени. Происходит смешение душ. Не имеется в виду смешение тел в нашем мире – взаимные браки или еще какие-то влияния друг на друга. Конечно, происходит влияние через воспитание. Создаются религии, во II веке нашей эры возникает христианская религия, с VII по IX век нашей эры оформляется ислам, происходит взаимное влияние всех этих религий. Но это все - внешние процессы в нашем мире. А внутри, когда происходит падение в наш мир душ, бывших на духовном уровне, происходит их смешение.

Свет, который был на духовных уровнях, опустился, и сейчас смешивается с келим, с эгоистическими желаниями тех, кто не вышел из Вавилона вместе с Авраамом, а продолжал развиваться эгоистически.

Отрезок времени, который называется «изгнание» или «смешение», должен был продолжаться определенное, зафиксированное количество времени. Когда оно подошло к концу, произошло нисхождение в наш мир особой души АРИ. До АРИ, в течение 1600 лет скрытия каббалы, было много поколений каббалистов. Каббала передавалась от человека к человеку, от учителя к ученику по тайным каналам. О ней догадывались, но никто точно ничего не знал.

Рис. 4

Каббалисты тоже иногда пытались передавать знания о каббале. Если были какие-то внешние, особо заинтересованные люди, их обучали. Ньютон, Лейбниц изучали каббалу, прекрасно знали иврит. Выдающиеся философы и ученые того времени (в различных странах их было не так много), занимались каббалой, многое черпали оттуда для развития философии, своих взглядов на мир. Об этих фактах рассказывают исторические источники. У Ньютона была шикарная для того времени библиотека по каббале. Он занимал кафедру физики в университете, а в то время нельзя было быть ученым, профессором без знания иврита.

Таким образом каббала распространялась в скрытии до времени АРИ. Выдающийся каббалист того времени – рабби Моше де Леон. Он жил в XII веке в Испании, что видно и по его имени рабби Моше де Леон – «из Леона», региона на севере Испании. Он был большим каббалистом того времени.

«Книга Зоар» была скрыта со дня ее написания. В своей книге «Зоар», я привожу этот исторический рассказ.

Книга была раскрыта случайно, когда одному мудрецу попались листы пергамента, на которых был записан текст «Зоар», и он начал исследовать, откуда появилась рукопись. Оказывается, его жена купила на рынке продукты, которые были завернуты в этот пергамент. Он сразу же обнаружил на этом пергаменте серьезный текст. Побежал на рынок, нашел этого торговца, перекупил у него весь пергамент, который был. Торговец даже понятия не имел, что у него за рукопись, он просто купил пергамент, как оберточный материал. И таким образом «Книга Зоар» стала известна.

Человек, который ее нашел, скрывал свое имя, но он собрал все пергаментные листы и сшил из них книгу. Эта книга и является, в сегодняшнем ее виде, «Книгой Зоар». Конечно, это малая часть от настоящей «Книги Зоар», это только то, что дошло до наших дней. Первоначальный объем книги был минимум раз в двадцать больше. «Книга Зоар» должна была иметь около двадцати, а то может быть и тридцати полновесных томов.

«Книга Зоар» – это комментарий на Тору, на Пятикнижие Моисеево. Сопоставление того количества материала по отдельным главам «Книги Зоар», которое у нас есть, и которого нет, примерно, позволяет увидеть, какого объема недостает. Получается, на сегодняшний день от первоначальной книги есть, наверно, всего лишь пять-десять процентов. Но этого достаточно, для того чтобы почувствовать, что это за огромной силы материал передан нам РАШБИ – рабби Шимоном Бар Йохаем.

Книга написана на арамейском языке, разговорном в то время в Месопотамии. Еще во времена Авраама в Вавилоне разговаривали на арамейском языке. Этот язык родственный ивриту, этими двумя языками пользовались наравне. Поэтому «Книга Зоар» написана на арамейском языке и на иврите пополам, смотря где: там, где изображается нисхождение света сверху вниз, используется иврит; там, где объясняется исправление сосудов, келим, снизу вверх (что зависит от работы человека), – используется арамит. Для выражения состояний использования келим больше используют арамейский язык, а нисхождение света легче всего описывать на иврите.

Эта великая Книга описывает все 125 ступеней, которые мы должны пройти в своем исправлении снизу-вверх, она охватывает практически всю систему Высшего мира, всю систему управления. Но даже в том объеме, который дошел до нас, – это великий памятник каббалы того времени. Он очень важен, мы черпаем оттуда очень много материала для сегодняшнего знания.

Хотя для нашего сегодняшнего восприятия, «Книга Зоар» в своей методике написания, изложении, крайне трудна для нас, потому что написана иносказательным языком – языком сказаний, повествований, моральных притч, указаний. За этими словами не видно духовных сил. Тот, кто понимает, о чем речь и проходит сквозь все эти предложения внутрь, для того, эта книга представляет великий источник мудрости, сил и возвышения, он видит сетку сил, которые управляют нашим миром. По мощности и по объему описания это, конечно, великий роман, который как бы охватывает все души в их общем подъеме снизу-вверх. Такой подъем должен состояться в наше время.

Все каббалистические тексты писались только для нашего времени, когда после всех изгнаний из Высшего мира, смешений – мы будем готовы начать подниматься.

Когда некий каббалист (он себя не раскрыл) нашел «Книгу Зоар», он ее сшил и издал несколько экземпляров. Один из экземпляров попал к рабби Моше де Леону, который в XII веке жил в Леоне. Он занимался по этой книге. Рабби Моше де Леон был большим каббалистом. Он тоже оставил после себя несколько трудов. Но когда он умер, его вдова, оставшись без средств к существованию, продала его библиотеку. Вы сами понимаете, в то время все книги были рукописными и очень ценились. Она продала книги, чтобы было на что жить. И вместе со всеми книгами продала и «Книгу Зоар», – она не знала, что это особая книга, что ее нельзя продавать. Таким образом, написание «Зоар» приписывают рабби Моше де Леону, поскольку эта книга, попала к переписчикам от его вдовы. Переписчики стали на ней зарабатывать: они ее размножили и начали продавать.

Так «Книга Зоар» раскрылась, и с тех пор известна в мире. На эту книгу написано множество комментариев, целая философия создана по «Книге Зоар». С тех пор, как существуют университеты, в них изучается «Книга Зоар». И сегодня на 1800 факультетах университетов мира изучается каббала, в основном – это изучение «Книги Зоар».

Начиная с момента раскрытия этой Книги, с XII века нашей эры и далее, начинают появляться другие каббалистические сочинения. Это труды Патхия, Авраама Азулая, было много каббалистов, которые творили в эти века в Европе или в арабских странах. Они передавали от поколения к поколению каббалу: от себя ученикам, и каждый из них что-то дополнял и что-то писал. Все эти сочинения сохранились, они составляют огромную каббалистическую библиотеку, но для нас они особого интереса не представляют. Ни в коем случае не умаляя этих великих авторов, вложенных ими сил, мы не пользуемся этими сочинениями, потому что они не находятся на том уровне и в таком стиле изложения, который нужен нам сегодня.

По этой же причине, мы не используем «Книгу Создания» Авраама. Сегодня, как учебник для исправления, она неприемлема. Мы не используем книгу Моше «Тора» в ее изначальном виде, она нам не подходит по той же причине. Мы даже не используем «Книгу Зоар» РАШБИ. Мы начинаем изучать каббалистические источники с книг великого АРИ.

Рис. 5

АРИ родился в Иерусалиме, настоящее его имя Ицхак Ашкенази. Поэтому его называют сокращенно АРИ – Ашкенази рабби Ицхак. После его рождения, семья потеряла отца, кормильца, и поэтому мать АРИ вынуждена была переехать к своему брату в Египет. Тот был богатым человеком, и его сестра, мать АРИ, со своими детьми переехала туда жить. АРИ воспитывался в доме своего дяди, который дал ему зачатки всех знаний. Дом был большой, богатый, и АРИ смог получить хорошее воспитание.

АРИ вернулся в Израиль, в Цфат, когда ему было тридцать четыре года. Он искал каббалистов, с которыми сможет начать подниматься и привести мир к исправлению. Очень похоже на то, как Бааль Сулам оставил Польшу и поехал в Израиль, для того чтоб найти здесь каббалистов, и вместе с ними начать серьезно поднимать все его поколение к исправлению. АРИ, приехав в Иерусалим, не нашел нужных ему товарищей, переехал из Иерусалима в Цфат и полтора года, с тридцати шести с половиной до тридцати восьми лет, жил в Цфате. За эти полтора года он создал группу из своих учеников. А через полтора года, таким молодым, умер.

После этого группа перестала существовать. АРИ запретил своим ученикам продолжать совместно заниматься. За эти полтора года, он успел преподать очень много. Его самый близкий, самый преданный, самый сильный ученик, смог подхватить от него зачатки знаний, сколько можно было получить за полтора года. Он все скрупулезно записал, взял от него мудрость, а потом, постепенно-постепенно в нем эти знания развивались. Его имя Хаим Виталь.

АРИ сам ничего не писал, но его ученик Хаим Виталь, записал все его уроки и изложил их в книгах. Книги АРИ составляют на сегодняшний день собрание сочинений из 20 томов. Представляете, за полтора года наговорить и записать 20 томов, причем, убористого, очень серьезного текста. Сколько можно успеть сделать! На сегодняшний день эти книги для нас представляют основу всей каббалы. Почему?

АРИ мы называем Машиах Бен Йосеф. Что значит Машиах Бен Йосеф? Есть десять сфирот нисхождения света сверху вниз, от кетэр до малхут. Прежде чем они достигнут малхут, эти десять сфирот проходят девять высших сфирот, и последняя из них – это сфира есод. Здесь происходит концентрация света, который должен прийти через все высшие сферы для нисхождения в малхут. Малхут представляет собой уже кли, нашу душу. Девять первых сфирот представляют свойство Творца, свойство света. Так вот, когда первые девять сфирот готовятся войти в малхут, они группируются в сфире есод. И свет, который должен войти в малхут, называется «Машиах Бен Йосеф», потому что сфират есод называется «Йосеф».

Рис. 6

АРИ олицетворял собой этот свет. Он преподавал уже в наше время – после смешения келим, после окончания изгнания. Практически, с его появлением это изгнание завершилось, и наступила эпоха исправления келим.

Сразу же, после него, возникли всевозможные каббалистические группы, каббала стала развиваться и раскрываться. В Европе появился Бааль Шем Тов. В арабских странах жили большие каббалисты, которые излагали и распространяли каббалу. Гаон ми Вильно жил в Испании. Появились известные каббалисты в Италии, в Европе. Из них основное светило – это РАМХАЛЬ, он жил в Падуе, в Испании. Короче говоря, от АРИ и далее развитие каббалы пошло вверх. Поэтому АРИ является основоположником теории исправления.

Все, что было написано каббалистами ранее, было написано до смешения келим. Просто излагалась общая теория и общие понятия – как общее постижение каббалы должно подниматься, а затем разрушиться. Это то, что мы изучаем в «Талмуде Эсер Сфирот» (в «Учении о Десяти Сфирот»). Необходимо, чтобы Высшая сила спустилась, вошла в наш мир, перетерлась вместе с нашими душами на уровне нашего мира, и только потом начала свое возвышение и исправление нашими усилиями.

Так вот, вся методика, написанная до АРИ, была написана не для того, чтобы ее практически использовать. АРИ привел все в порядок и объяснил нам нисхождение сверху вниз света, душ, миров. Объяснил, как они падают в наш мир, как в нашем мире разбиваются, перемешиваются, и как начинают подготавливать себя к исправлению, то есть к нашему состоянию, в котором мы с вами сегодня находимся. Мы – первое поколение исправления, и поэтому используем систему АРИ.

Все остальные книги, которые были написаны до АРИ, мы не изучаем. Бааль Сулам пишет об этом открыто: все каббалисты, родившиеся после АРИ, в период, когда надо исправлять свои души и подниматься вверх в последнем возвышении, к последнему исправлению, после смешения, после всей подготовки, которая происходила на протяжении всех этих тысяч лет от Адама и до АРИ, отложили в сторону все книги, написанные ранее, и занимаются только по трудам АРИ.

После АРИ есть еще несколько великих каббалистов, – я имею в виду, в основном тех, которые написали книги, потому что было очень много таких, которые ничего не писали. Например, всем известный Бааль Шем Тов, основоположник каббалы в Восточной Европе, сам ничего не написал. Писали его ученики, которые записывали с его слов, но он ничего не писал. Бааль Шем Тов основал огромное количество каббалистических школ.

Великие каббалисты после АРИ – это РАМХАЛЬ, АГРА, Бааль Шем Тов, и после всех – Бааль Сулам.

Бааль Сулам дорог нам, потому что он появился в XX веке, и то, что он написал, является для нас сегодня практическим руководством к исправлению.

Конечно, прошло огромное количество лет, от АРИ до Бааль Сулама. АРИ умер в 1572 году, в конце XVI века, а Бааль Сулам родился в 1884 году, – почти 300 лет между ними. Но эти 300 лет разницы – это скрытый, как бы латентный период использования каббалы для подготовки исправления. Поэтому когда Бааль Сулам начал писать свои труды, он опирался на произведения АРИ и на труды каббалистов всего периода от АРИ до своих дней.

Рис. 7

Он так же, как и АРИ, хотя родился в Польше, в Варшаве, обнаружил, что ему там больше делать нечего, что он должен искать других каббалистов, для того чтобы приподняться. Переехал в Иерусалим в 1922 году, думал найти там серьезных каббалистов, равных ему, но не смог. И набрал постепенно-постепенно учеников, организовал группу, и обучал их тем произведениям, которые одновременно в этой группе писал.

Сначала Бааль Сулам в 1927-ом году написал комментарий на книги АРИ «Эц Хаим» (Древо Жизни). Затем переписал этот комментарий в более широком виде, издал шеститомник «Талмуд Эсер Сфирот». В ней вся наука каббала изложена в систематическом виде, ее мы и изучаем. Примерно в это же время Бааль Сулам написал около 30 статей, которые сопровождают основной труд, – это «Наука каббала и философия», «Наука Каббала в сравнении с земными науками», «Сущность религии и её цель», о свободе воли, о строении общества, «Тело и душа». Все эти статьи находятся в нашем сайте в Интернете, переведенные на многие языки. Последний огромный труд его жизни, который он дописывал, будучи тяжело больным, находясь в предсмертном состоянии, – это комментарий на всю «Книгу Зоар».

После того как Бааль Сулам написал все свои сочинения, в 1948 году, он увидел, что этого недостаточно, все равно люди не оценят этот капитальный труд «Талмуд Эсер Сфирот» (Учение Десяти Сфирот). И для того, чтобы укрепить свое имя, чтобы приподнять этот труд, он написал огромный комментарий на всю «Книгу Зоар», это десять толстых томов. Он успел их закончить, и умер в 1956 году от очень тяжелых болезней.

Труды, которые он оставил, являются для нас сегодня «лучом света» в нашем «темном царстве». Эти книги написаны современным языком, они приближены более-менее к нашему уровню. Он попытался изложить их в академическом стиле, как написан «Талмуд Десяти Сфирот», где есть заглавие, содержание, комментарии на слова, определения слов, вопросы, ответы, повторения и так далее. То есть он написал это в очень серьезном, педагогическом стиле. И поэтому это сочинение, как и все остальные его книги, являются для нас сегодня единственным, можно сказать, материалом, с помощью которого мы можем продвигаться.

Кроме того, были выпущены другие его книги – собрание писем, собрание изречений или бесед и дополнительно еще сборник незаконченных статей под названием «При Хахам» (Уста Мудрого), которые изданы в двух томах. Я издал уже после смерти своего учителя РАБАШа, беседы Бааль Сулама, которые называются «Шамати» (Услышанное).

Он известен под именем Бааль Сулам по названию своего комментария «Сулам» к «Книге Зоар», в переводе - «Лестница», по которой человек может подниматься, чтобы достичь своего предназначения, цели творения. Все ступени миров подобны ступеням лестницы, по которой мы постепенно духовно поднимаемся, пока не достигаем корня своей души, окончательного исправления.

Бааль Сулам умер. И группа, которая была у него, распалась. Когда я в 1979 году пришел к своему Учителю, старшему сыну Бааль Сулама раву Баруху Ашлагу (РАБАШ), то еще застал нескольких людей, которые жили во время Бааль Сулама, общались с ним, присутствовали иногда на его уроках, трапезах, видели, слышали его. Два сына моего Учителя воспитывались у него, помнили его. Дочери и сестры Бааль Сулама, я всех их лично знал, видел, общался с ними, поскольку был, буквально, членом семьи в доме своего Учителя все последние 12 лет его жизни.

Я могу сказать одно: все ученики Бааль Сулама после его смерти разошлись. Каждый из них сидел «в своем углу», читал его книги и доживал, в общем-то, свою жизнь. К сожалению, они не смогли, объединившись, найти в себе силы совершить атаку и выйти в Высший мир.

Единственный, кто серьезно занимался распространением каббалы, насколько мог, насколько обстоятельства позволяли, – это его старший сын, мой Учитель. Он собрал вокруг, сколько мог, учеников Бааль Сулама и детей учеников и продолжал с ними заниматься. У него была группа своих учеников еще и до смерти Бааль Сулама, так что, он, практически, продолжил его дело.

Когда я к нему пришел в 79-ом году, у него на занятиях было около пяти-шести человек. Из них только три ученика со времен Бааль Сулама: это младший сын Бааль Сулама, и еще несколько человек. Они все скончались уже после смерти РАБАШа. Сейчас из них никого нет в живых. Благодаря РАБАШу, они свои последние годы, от смерти Бааль Сулама и до смерти РАБАШа, учились, находились в группе. Все-таки это большой период, с 1956-го по 1991-й годы.

В чем заслуга РАБАШа? Он, хотя и преподавал всего лишь пяти ученикам, развивался сам, записывал, систематизировал материалы. Когда пришел к нему я и увидел всего пять учеников, - для меня это было большой трагедией. С одной стороны, мне было хорошо, так как он принял меня как особого человека, который наконец-то захотел заниматься каббалой, который наконец-то проявляет к этому серьезное отношение. Я в то время был молодым, здоровым, образованным. Мне было около 30-ти лет.

Конечно, он был рад такому ученику. РАБАШ знал немного польский язык. У него была та же ментальность, что у меня, потому что я тоже из тех мест, где он жил в детстве. Мы часто вспоминали те места – это Восточная Европа – Восточная Польша и Западная Белоруссия. Как-то быстренько нашли друг друга. И я по его согласию начал искать учеников, чтобы создать большую группу и, вообще, распространить как можно дальше учение каббалы. Он это поддерживал.

Я начал искать кружки интересующихся, начал туда ездить. Таким образом, привел к нему из центра каббалы Берга сорок учеников. С Бергом я был знаком еще раньше, когда он жил в Израиле, даже взял у него несколько уроков до того, как нашел РАБАШа, но понял, что это, конечно, не каббала. А когда он уезжал в Америку, я в это время уже занимался с РАБАШем (Берг прожил в Израиле несколько лет и уехал обратно в Америку).

Когда он уезжал, я у него спросил: можно ли мне преподавать в его каббалистическом центре, только не ученикам, а самим преподавателям. Он согласился. И я в течение года обучал их каббале. Это было примерно через год после того, как я пришел к РАБАШу. В результате они все покинули центр Берга, убедившись, что там не каббала, а бизнес, и перешли заниматься к моему Учителю и обучались у него до его кончины.

На сегодняшний день эти люди продолжают заниматься: кто – отдельно, кто – в маленьких группах – одной сплоченной группы нет. РАБАШ над этим и не работал. Он изначально не считал, что в то время возможно было построить такую группу. Он писал статьи, объяснял немножко в них что такое групповая работа (только лишь в статьях). Но сам он не преподавал нам никакие азы групповой работы и не вел об этом речи никогда. Он только писал об этом статьи – как бы на будущее. Это и не позволило, может быть, нам соединиться вместе в одну цельную группу.

Я и на сегодняшний день поддерживаю далекий контакт со многими из тех учеников, которых привел к РАБАШу, все они потихоньку почитывают, занимаются у себя по домам. В основном в таком разрозненном виде продолжается их контакт с каббалой.

После того как РАБАШ начал заниматься со мной, у нас было заведено так: мы занимались с трех до шести утра (как мы и сегодня занимаемся), потом он завтракал, затем где-то час он давал мне личный урок, и после этого мы выезжали в парк до двенадцати дня. За исключением получасового перерыва с трех часов утра до часу дня мы были с ним вместе. И во время этих разговоров в парке я от него за эти двенадцать лет получил все, что на сегодняшний день имею. Надеюсь, что получил правильно, и преподаю так, как он хотел бы, чтобы это выглядело.

Когда я привел к нему группу учеников, он мне сказал: «А теперь ты должен помочь им освоиться, объяснить им, что такое каббала». Я притворился немножко наивным, говорю: «Как, я же ничего не знаю, ничего не понимаю. Я прошу мне об этом рассказать и написать». И вот тогда он начал писать свои статьи. Мы их собрали и издали - пятитомник «Шлавей Сулам», это название дал я, они были без названия. Каждую неделю, когда мы собирались вместе на ешиват хаверим – собрание товарищей, я его просил, чтобы он мне писал статьи. И он писал.

Мы обсуждали между собой эти статьи во время их написания, и затем снова перед четвергом. В четверг вечером мы обычно собирались на собрание товарищей. К четвергу я от него получал готовую статью, размножал ее по количеству людей, которые хотели получить эту статью, и мы все вместе сидели вечером и читали. В этом заключалось наше собрание товарищей – прочитать статью. И так мы в течение многих лет делали. Эти статьи на сегодняшний день нам помогают в дополнение к сочинениям Бааль Сулама. Кроме того, как только я пришел к нему, я сразу же попросил разрешения записывать уроки, потому что мне было очень жаль, если все они пропадут.

Я в течение четырех лет искал учителя, изъездил весь Израиль, у кого только ни бывал. За деньги, за любые одолжения, за что угодно, я пытался проникнуть к людям, для того чтобы где-то найти серьезного преподавателя. И вот, я его нашел, и это - семидесятипятилетний старик, а я у него один единственный. Я хотел собрать всю информацию, чтобы она осталась, чтобы потом ее передать, как-то оформить, и для себя повторить, прослушать. И он наконец-то согласился. Это было очень трудно, но наконец-то он согласился, чтобы я записывал его беседы, уроки. И я начал их записывать. На сегодняшний день это где-то полторы тысячи магнитофонных кассет, которые представляют собой весь объем информации, которую он нам выдал за все эти годы. Практически, все, что я преподаю сегодня, это то, что я услышал тогда от него.

Эти кассеты тоже выставлены в интернете, их можно слушать (правда, в оригинале на иврите). Есть записи уроков по «Талмуд Эсер Сфирот» и по «Книге Зоар». Ничего больше мы не проходили, никаких писем, никаких статей: ни Бааль Сулама, ни его, только лишь серьезные каббалистические занятия в основном по «Талмуду Эсер Сфирот». Но между делом, тут и там, он говорил о духовной работе, о возвышении человека. И это то, что мы с вами на сегодняшний день извлекаем из его вроде бы сухих изложений и используем.

Практически, в статьях «Шлавей Сулам» РАБАШ изложил всю методику духовного подъема, весь взгляд на мир. Статьи очень-очень скрытые, он не излагал в них науку каббала открыто, он писал их особым языком. Надо понять его – он жил в такое время, когда противники каббалы, которые его окружали, были очень сильны, и для того чтобы, по крайней мере, не навлечь на себя («на себя» – то есть на каббалу) их излишнего внимания, не вызвать их противостояния, он облек свои статьи в повествовательный язык. Очень боялся религиозных, боялся их противостояния, их силы, – они могли запросто уничтожить то, что его отец и он сам с таким трудом создавали.

Нам надо понять, что до того, как появилась группа Бней Барух, каббалой, в том виде, в котором изложил ее Бааль Сулам и РАБАШ, не занимался никто. И они очень старались, чтобы тот родничок, который они раскрыли, и который немножко бьет из земли, чтоб его не закопали, чтоб его не скрыли под грязью, под мусором, под землей. Поэтому таким образом они себя вели – очень осторожно.

После того как РАБАШ скончался, прошло несколько лет. После 1995 года начался подъем интереса к каббале. Я не думал создавать группу - я так и продолжал заниматься с несколькими из своих товарищей еще из той, старой группы РАБАШа. Но настало другое время, общий подъем, но они не захотели заниматься широким распространением каббалы. Я оставил их, организовал новую группу, которая положила начало Бней Баруху и сегодняшнему распространению каббалы. И вы являетесь этой новой ступенью развития каббалы в нашем мире, которая началась от Адама, прошла, смотрите, какой сложный период. Мы же обо всем не говорили – огромнейшая история, которой на сегодняшний день 5768 лет.

Мы измеряем нашу историю от того дня, когда Адам раскрыл для себя каббалу, раскрыл источник жизни, впервые в нашем мире пробудилась точка в сердце. И до Адама существовали люди, но, что называется, «человекоподобные», а он был первым Человеком, поэтому его имя Адам (в переводе с иврита – человек). В чем он был первым? В нем заговорила точка в сердце, стремление к познанию, к постижению Творца.

Со дня его духовного рождения мы и отсчитываем дни. На сегодняшний это 5768 год. Еврейский Новый Год, который мы празднуем, это и есть день, когда Адам раскрыл для себя каббалу, когда первый раз в нем возникло ощущение Высшего мира, тяга к нему, постижение его. С этого момента мы начинаем отсчитывать историю. Вся остальная земная история нас не интересует: наши тела живут, умирают. А эта история – наша, – история тех, которые идут по следам Адама. Мы с вами являемся его сыновьями, поэтому на иврите человек называется «Бен Адам» – «Сын Адама». Человеком называется тот, кто устремляется к Творцу.

Рис. 10

В наше время мы развиваем каббалу по всему миру, на всех языках, мы ее адаптируем к каждому народу, насколько это возможно. Мы на себе испытываем ее, мы ее переписываем для нашего поколения. Она постепенно-постепенно входит в человечество. Начиная с 1995 года человечество по-настоящему начало падать вниз, вместе с этим падением, каббала все больше и больше поднимается.

Я сейчас вижу перед собой группы со всех стран мира: Вена, Киев, Чили, Москва, Берлин, Филадельфия, Германия, передо мной на экранах, практически, весь мир.

Мы с вами сегодня переписываем историю, потому что мы – первопроходцы. За все эти тысячелетия, миллионы, миллиарды лет существования Вселенной, мы с вами первые существа в нашем мире, которые реализуют на себе каббалу. Мы поднимаемся к цели творения, к тому, чтобы снова приподняться до уровня нашего Источника, до Творца, и соединиться с Ним, быть вместе. Так что, я рад, что вы со мной, что мы вместе в этом движении. Такая честь выпала нам!

Но, одновременно с этим, кроме такой чести, это и огромная ответственность – достигнуть поручительства, достигнуть взаимного слияния друг с другом, для того чтобы внутри нас проявился свет.

Мы с вами должны не забывать достигнутое на нашем последнем конгрессе, развивать эту связь между нами. Потому что именно на связи, на соединении душ, которые олицетворял в себе Адам, мы, если создадим между собой это слияние, соединение, поднимемся до уровня Творца и увлечем за собой весь мир. Представляете, какая у нас с вами миссия! Поэтому я вас очень люблю, и надеюсь на то, что мы с вами это выполним.

На этом мы закончили с вами урок истории. Конечно, я очень сократил, но дело в том, что мы лучше поймем историю, когда будем изучать труды каббалистов, а не говорить о них. Ведь они не хотели быть известными, они хотели, чтобы нам была известна их методика, с помощью которой мы можем себя приподнять. И этим мы делаем для них великий подарок.

Когда мы начнем проникать в Высший мир, ощущать Высший мир, мы начнем встречать этих каббалистов. Мы увидим, как они встречают нас, мы увидим, как они радуются, мы увидим, что же это за души, которые подготовили для нас сегодняшнее состояние каббалы. Мы увидим, как они для нас все подготавливают, как сегодня поддерживают нас, стремятся, как нежные родители, поддержать, соединить нас, приподнять.

Вот тогда мы и познакомимся на самом деле с историей каббалы, когда начнем их всех каббалистов, чувствовать, как они все для нас делают. Мы с вами наяву почувствуем, на себе увидим проявления их желаний. Мы как бы услышим их голоса, мы как бы увидим их образы. Это невидимо и неслышимо, но это вызывается в нас автоматически, когда мы достигаем их уровня. И тогда, в нас, они будут говорить.

Вот это и есть самые настоящие исследования истории на себе, когда человек поднимается снизу-вверх, и встречает всех своих духовных отцов, которые ему проявляются. С ними человек начинает на самом деле, наяву сливаться, в полном смысле слова, и, таким образом, знакомиться. У нас это произойдет, я надеюсь, быстро. По тому, как мы продвигаемся, я полон надежд и оптимизма.