культура как поле битвы

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Философия культуры
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Бердяев дал лучшее объяснение феномена культуры, что борьба за превосходство одного типа индивида над другим, что он назвал духом: "Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями", под природными стихиями подразумевается индивид, и что с ним связано. "культура есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны" - здесь проводится идея экспансии духа, что и сейчас заметно по продвижению православной культуры. [Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание). ВИКИПЕДИЯ] - совершенно странное определение и ничего не говорящее по существу, возделывают овощи, воспитывают, образовывают и развивают незрелого индивида, а почитают отца с матерью. Как назовёшь корабль, так и поплывёт, и от таких определений много пошлости и глупости вокруг культуры: "понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Википедия", тогда в чём значение? никакого ответа нет, только Бердяев действительно что-то отвечает. Если много значений, то это действительно религиозная фикция, и церковь права наступая на граждан и школу, ведь и вся наука религиозное имеет происхождение, а даже и суть свою, если это гуманитарная наука. Ведь если Путин работает с толпой, а не с индивидом вовсе, где право только важно, то и церковь чем тогда хуже, к тому же она и более легитимная по своей сути подбираясь к гражданам через веру, а не узурпацию. Поэтому меня удивляют граждане, которые не видят воочию что церковь менее опасна чем чиновник. Мои дети например никогда не могли верить во всякий бред, но дети в разных семьях могут во что угодно верить. Неслучайно Путин и его холуи в Думе так заинтересованы в участии церкви, они то знают зачем это нужно, церковь тоже косвенно участвует в формировании толпы, и которое легитимное в отличие от иных влияний. Мусульманская культура оживилась после длительной спячки, и уже множество городов снесла, видимо когда есть много мало определяемых и в то же время общепринятых понятий, а по сути своей религиозных, то это может приводить и к бедствиям мирового масштаба, что и в силе веры проявляется, и веры в насилие. Либерал-фашизм в огромное степени несёт в себе скрытое насилие над индивидом, что проявляется в доминировании безликого закона, и видимо многие культуры уже не выдерживает экзамена на прочность. Всякая религия хороша когда имеет индивидуальную миссию, а когда собирается в полки [толпы] жди беды, и наши иерархи церкви имеют дикое представление о христианских ценностях, что скорее ценности толпы. "В восточной философии и культуре он [новый западный субъект] искал то, чего не хватало в западном мире — растворение в природе, гармонию, возможность признать истины относительными, а собственное эго — не абсолютным" - ищут то, чего не хватает, а значит поиск западного индивида вне единого Тела не имел смысла, а если поиск был, значит бесполое Тела не находило себе места в едином Тела, и не случайно тогда сексу придавали особое значение, интуиция вела в правильное направление мысли, но никакой почвы для этого ещё не было в том культурном и правовом направлении жизни в котором индивид тогда действовал. Восток всегда отставал и отстаёт сейчас по простой причине, единое Тела развивается от равного брака, и если у западного индивида в этом только трудности имеются, то у восточного не менее 100 лет отставания, а с пришедшими технологиями секса и гаджетов этот разрыв будет только увеличиваться, а не уменьшаться. Притом Россия не относится к востоку, как многим кажется, это достаточно продвинутый социум всегда был. Дикари среди россиян там, где чиновники собираются, а там где больше свободы уже нет подобной дикости. Мусульманский мир в России поэтому совсем другой, менее дикий, чем среди арабов и на ближнем востоке. Только Кавказ является исключением, там многие воинственные народы жили и продолжают жить родами.

Ответы на глобальные вопросы (как жить, что делать и куда нам идти) разнятся в зависимости от того, куда укажет компас. На западе стоит гордое знамя одиночки и индивидуалиста. Восток растворяется в природе, не противопоставляя внешнее и внутреннее. Даже само время в разных культурах течёт иначе. На Западе оно движется линейно, от сотворения мира до Страшного суда, а на Востоке — вращает круг перерождений, где одни формы перетекают в другие.
Западного субъекта, который ради жажды преобразований готов шагнуть за пределы морали и природы, называют «фаустовским типом» — в честь доктора Фауста, который пошёл на сделку с дьяволом, чтобы понять тайны мироздания. Со времён Просвещения западная культура ставила на пьедестал активного героя, который меняет мир кипучей деятельностью.
Однако во времена, когда Освальд Шпенглер сообщил о «закате Европы», западная культура стала терять веру в возможности творческой личности. Герой конца XIX века — деятельный романтик, который возводит свою созидательность в культ, стимулируя творческие силы саморазуршением. История ХХ века, который был богат на глобальные социальные эксперименты и трагедии, и вовсе охладила фаустовский пыл. Запад устал, и многие ценности прошлого стали подвергаться сомнению, тогда как созерцание и растворение в мире показались заманчивыми. «Рационализм ставился человеком во главу угла до того времени, пока не приобрел в высшей степени иррациональные черты», — писал Эрих Фромм.
До поиска ответов на важные вопросы Запад дошёл не сразу — пришлось проделать путь от увлечения забавными диковинками до стремления заполнить бреши в собственном мироощущении с помощью достижений другой культуры. Поговорим о том, как это происходило, и к чему мы пришли сегодня.
Психоанализ и дзэн
Раз уж речь зашла о духовном, нельзя не упомянуть то, как восточные духовные системы повлияли на психоанализ и исследование личности. В обоих случаях речь идет о познании себя, желании постичь человеческую природу и психику, осознать свою связь с миром и другими людьми, так что такое сближение неудивительно.
В работе Карла Густава Юнга «Психологические типы» есть отсылки к брахманской философии, цитаты из Бхагавадгиты и Упанишад и Атхарвавед. В предисловии к работе Д. Т. Судзуки «Великое освобождение. Введение в дзен-буддизм» он сформулировал свои преставления о бессознательном в соотнесении с буддийским принципом несуществования личности. Нельзя сказать, что Юнг стремился к тому, чтобы найти единую истину в каком-то учении Востока. Его метод скорее компаративистский, и состоит в том, чтобы найти общие и схожие черты в разных направлениях человеческой мысли, увидеть, как явления проявляют себя в схожих символах различных культур.
Философ и психолог Эрих Фромм обратился к дзен-буддизму, предполагая, что тот, как и психоанализ, даёт возможность приблизиться к состоянию сознания, в котором внешняя и внутренняя реальность оказываются в единении. Фромм понимает под бессознательным не только подавленные переживания, но также источник творческих ресурсов и воображения. Его интересовал опыт слияния с объектом восприятия в процессе постижения.
Фромм изложил свои взгляды в работе «Психоанализ и дзен-буддизм», в которой просветление понимается как преодоление вытеснения.
Можно сказать, что западный человек в ХХ столетии существовал в состоянии постоянного духовного кризиса, и вдохновлённый восточной философией психоанализ выступил в качестве одного из инструментов борьбы с этим кризисом.
Культура Востока и бунтующая молодёжь
В середине ХХ века дзэн активно влиял на умы творческой интеллигенции и писателей «потерянного поколения», молодых и дерзких. Дзэнские идеи можно встретить у Германа Гессе, Сэлинджера, Керуака.
На фоне волны популярности нью-эйджа и растущего конфликта поколений в 60-х годах нарастал и интерес к восточной философии. Молодёжь начала бунтовать прежде невиданным способом — духовным. Само собой, они выдвигали социальные требования, просили прекращения войны во Вьетнаме и поджигали бюстгалтеры, однако в основе этого лежало глобальное недовольство культурой и желание «духовного освобождения».
Новый западный субъект, оглядываясь назад, видел в истории своего века ужасные войны и тоталитарные структуры, в основу которых лёг механицизм Просвещения. В восточной философии и культуре он искал то, чего не хватало в западном мире — растворение в природе, гармонию, возможность признать истины относительными, а собственное эго — не абсолютным.
Как и протестные движения, интерес к Востоку стал уделом масс, захватывая университеты и широкие слои молодёжи.
Само собой, образ «несущего свободу» Востока, который существовал в умах писателей-битников и посетителей Вудстока, сильно отличался от сложного комплекса установок и традиций реальных восточных культур. Совершив своего рода апроприацию, западная молодёжь долго была не готова готова признать, что для Востока бунтующие наследники Фауста всё равно будут чужаками. Вооружившись фразами из «Дао де дзин», они во многом остались такими же «западными варварами», только «под кайфом и в смятении». В этом смысле американские длинноволосые гуру с непальскими чётками не так уж далеко ушли от Софьи Лопухиной, которая щеголяла в кимоно, забавляя Андрея Белого.
Проповедуя этику недеяния и ненасилия, но не усвоив восточного созидательного трудолюбия, «дети цветов» вскоре ушли в тень. После такого разочарования молодёжная культура последующих десятилетий стала куда более депрессивной — панк 70-х с его агрессией, гранж 90-х, воспевающий мрачного подростка, который больше никому не верит.
Тем не менее, благодаря «молодёжной революции» интерес к Востоку стал пусть и не глубоким, но по-настоящему массовым. После того, как множество людей искало там ответы и вдохновлялось произведениями искусства, вернуться к представлению о том, что Европа возвышается среди варварских стран единственным оплотом культуры, стало невозможно. 
После уголков редкостей и «бремени белого человека» Запад стал пытаться узнать у соседей по планете что-то важное для себя — пусть даже порой эти попытки были наивны, как раж любого новообращённого.
Подлинный синтез, без снисхождения и обезьянничанья, происходит там, где чужое принимается как что-то близкое — потому что закрывает какие-то пустоты, заполняет нехватку (целей и силы — или, напротив, спокойствия и гармонии).
Изучение восточных духовных учений и опыты использования восточных мотивов в европейском искусстве ХХ-го века стали попытками изменить мировоззрение Запада, чтобы найти новый путь. К чему это привело, говорить пока рано, потому что процесс ещё не закончен. Но возможно, именно сегодня, когда средства связи стирают границы, а специалисты из разных стран и с разными ментальностями работают вместе, настаёт время для нового синтеза. 
«Основная идея гуманизма — идея, что все человечество содержится в каждом человеке, и что человек развивает свою человечность в ходе истории», — писал Эрих Фромм, и в этой фразе отлично сочетаются и западные, и восточные ценности.
https://newtonew.com/discuss…/east-is-east-and-west-is-west… Восточная и западная культура: начало прекрасной дружбы

Википедия. Культура
Н. А. Бердяев считал, что: Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
https://ru.wikipedia.org/…/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D…

Связанные материалы Тип
Лиотар. Бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
Лиотар. Шизоидное Тела Дмитрий Косой Запись
Невзоров. Утилизация бесполого Дмитрий Косой Запись
Лиотар. Общество Дмитрий Косой Запись
культура как понятие Дмитрий Косой Запись
работа учёных в рынке Дмитрий Косой Запись
размывание понятия культура Дмитрий Косой Запись
брак как разменная монета Дмитрий Косой Запись
система производящая детей Дмитрий Косой Запись
романтизм в России Дмитрий Косой Запись