Синтезирующий реализм как опыт практического воплощения концепции всеединства

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

ravil8@yandex.ru

Путь современной западной философии, самозабвенно углубляющейся в раскапывание все новых частных нюансов эмпирии и экзистенциальной субъективности, как в очередной раз осознается, не вполне близок отечественному философскому мышлению. Приходится согласиться с Николаем Бердяевым, подчеркивавшим, что "русская душа стремится к целостности, она не мирится с разделением всего по категориям"[1]. На рубеже XIX-XX веков вплоть до Октябрьской революции, по свидетельству другого известного российского философа Ф.А. Степуна, в философской среде России явно ощущалась «великая тоска по философии конкретной, целостной и синтетической"[2]. После почти векового драматического перерыва мы сегодня можем уверенно констатировать возрождение этой великой тоски.

В этой связи вполне закономерен возобновляющийся у нас интерес к метафизике всеединства, этой знаменитой традиции русской философии. Основоположником этой традиции по праву считается Вл. Соловьев, предпринявший попытку «органически соединить все…идеи в рамках всеобщего категориального философcки-системосозидающего синтеза"[3]. "Соловьеву была присуща "кумулятивность, стремление "оправдать" практически любую философскую систему, включить ее лучшие, с его точки зрения, элементы в "метафизику всеединства" [там же, С.9]. Идея была, как известно, впоследствии подхвачена и развита целой плеядой русских мыслителей. «Концепт «всеединство» в русской философии …выражает интуицию синтеза множества различных начал. На основе этого концепта русская философия всеединства сознательно ставила перед собою цель разработки философии и методологии синтеза как центральной задачи философии» [4].

Итак, есть традиция, есть возобновившийся интерес и есть, наконец, творческие силы, готовые включиться в это грандиозное дело. Уместен вопрос: какого рода целостную соединяющую основу следовало бы избрать для осуществления предстоящего синтеза философского знания? В первую очередь напрашиваются различные варианты соединяющей целостности, основанные на некоей собирающей метафизической идее (религиозной, мистической или философской). Они имеют полное право на существование и опыт их построения уже есть. Однако есть и другой путь.

«Первозданное единство иррациональных переживаний превращает она [философия] в идею единой научной системы» - писали на рубеже XIX-XX веков Ф.А. Степун и другой известный российский философ С.И. Гессен, [5]. Здесь ни что иное, как прямое указание на вариант синтеза, основанный на феномене единства внутреннего мира человека и его опыта. Памятуя протагоровское «человек – мера всех вещей», на базе единства человеческого внутреннего мира и опыта (некий объединенный вариант субъективизма и эмпириомонизма) получаем замечательную возможность возвести настоящий всеединый синтез, воплощаемый в соответствующем единстве человеческого восприятия и представления о мире.

Следует также заметить, что метафизические идеи в условиях острой интеллектуальной конкуренции в нашу динамичную эпоху имеют свойство со временем устаревать, утрачивать свою актуальность. Соответственно, основанные на них конструкции всеединого синтеза неизбежно обречены на ослабление своей собирающей способности. Что же касается внутреннего мира и опыта человека, то они с течением времени лишь все более углубляются и обогащаются, отнюдь не утрачивая своего единства. Поэтому всеединый синтез на реальной субъективно-эмпирически-антропологической основе призван являть собой естественно и непрерывно совершенствующийся процесс.

Внимательный анализ глубинных истоков возникновения принципиальных противоречий между позициями разных философских учений и школ привел автора к выводу, что значительная их часть лежит в сфере причинности. Главным виновником ситуации является существенный дефект в теории детерминизма. Исправление этого дефекта, по нашему убеждению, таит потенциал устранения противоречий и сплочения ранее противоборствовавших сил.

До сих пор в рамках прежнего варианта детерминизма (который следовало бы назвать линейным) довлел принцип всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, не предполагавший какой-либо свободы в «звеньях» единой всеохватывающей мировой причинно-следственной цепи. Источником всех движений и изменений в любом природном образовании считались лишь внешние «входящие» воздействия. А потому было непонятно, как в принципе может существовать в природе нечто отдельное, устойчивое, своеобразное, самодвижущееся и саморазвивающееся. И как неизбежный итог, в философии доселе отсутствовала здоровая частная онтология отдельных природных образований, будь то кирпич, козявка, индивидуум или мегаполис.

Предложенная нами теория «кольцевого детерминизма» [6], обогащает и исправляет привычную схему детерминизма, позволяет «вырваться» отдельной вещи, отдельному организму, индивидууму или социуму из доселе плотных тенет тотальной причинной природной зависимости и обозначить себя в качестве автономной, самостоятельно определяющейся сущности. Закольцованное в результате естественной турбулентности либо искусственного вмешательства причинное действие зачастую начинает свое непрерывное циклическое движение в недрах того или иного природного образования и порождает новый локальный внутренний источник причинного действия, новый локальный детерминирующий центр. Мир в новом представлении оказывается не пассивным проводником внешних воздействий, а наполненным и постоянно восполняемым средоточием множества источников локальной кольцевой детерминации.

С появлением кольцевого детерминизма на онтологической арене в дополнение к внешним источникам действий и изменений возникают внутренние источники, которые на равных делят с внешними права и ответственность за все происходящее в этом мире. Наконец все многообразие явлений, подпадающих под схему противостояния внутренних и внешних факторов, находит свое адекватное объяснение. В ряду адекватно объясняемых феноменов оказываются и стабильность отдельных предметов и процессов, автономия и активность организмов, творческая способность человека. Введение в актив философского осмысления внутренних причинных источников позволило преодолеть долго мучившую философов телеологическую проблему. Можно сказать, модернизированный детерминизм успешно кооптировал телеологию в свое лоно. Это открыло дорогу для включения в философский синтез целого множества учений, настаивавших на существовании особых внутренних сил и причинных источников в недрах организмов и особенно человека. «Энтелехия» Аристотеля, «имманентная телеология» немецкой классической философии, «витализм» обрели, наконец, под собой реальную причинную и онтологическую почву. Материализму, настаивавшему на строгом следовании теории детерминизма, уже нет оснований отрицать телеологию и все наработки учений о внутренних факторах действия и развития и потому приходится соответственно «подвинуться» при включении его во всеединый синтез. Известная философская антиномия свободы и необходимости получила возможность отображения в виде конкретного для того или иного случая соотношения влияния внутреннего и внешнего начал [7]. Такую же разрешаемую конкретику приобретает проблема свободы воли.

При изучении живого организма теперь можно на полном причинном основании использовать принцип автономии, независимости организма от окружающей среды, противопоставления организмом своих внутренних задач внешним влияниям. Гомеостаз, эгоизм, эгоцентризм, аутопоэз, агрессия теперь обретают под свое объяснение реальную онтологическую и причинную базу в виде специфического внутреннего детерминизма.

Получает полноценное причинное объяснение свойство раздражимости – способность организма отвечать на внешнее воздействие состоянием внутреннего возбуждения. Это частное проявление общей ситуации, когда внешний мир воздействует на процессы в самоорганизующейся системе опосредованно, через развязывание внутренних процессов в ней самой [8].

Гармонично разрешаются «вечные» дилеммы биологии: механицизм-витализм, автогенез-эктогенез, преформизм-эпигенез, редукционизм-антиредукционизм. Если рассматривать живой организм и популяцию в их развитии, приходится по-новому оценивать позиции эволюционных учений. Учение Дарвина, предусматривающее в качестве основы эволюции воздействие внешней среды, случайные мутации генов плюс отбор на уровне вида, в свете модернизированного детерминизма выглядит слишком объективистски. Очевидно, для реальной полноты картины теория эволюции должна включать, помимо воздействия факторов внешней среды, еще и последовательное историческое саморазвитие внутреннего имманентного причинного начала организма и популяции, нечто в духе теории эпигенеза – развития организма путем новообразований. Таким образом, обновленная теория детерминизма позволяет философии существенно продвинуться в решении широкого ряда принципиальных проблем [9].

Кроме того, указанный принцип позволяет обнаружить точки «сшивания» ранее непримиримо противоборствовавших рационалистических философских доктрин. Уже сам факт причинного и онтологического равноправия внутренних и внешних процессов в любом отдельном природном образовании утверждает необходимость и обоснованность комплексного двустороннего подхода к их исследованию. Другими словами, каждая отдельная вещь, живой организм, человек, его сознание в сопоставлении с окружающим ее миром должны теперь обязательно быть изучены как «снаружи», так и «изнутри». Оба исследования имеют при этом одинаковый статус, одинаковую познавательную силу и ценность. Более того, они в итоге должны быть сведены в единый комплекс знания об этой вещи. Вместо непримиримой войны и взаимоисключающих доводов – конструктивный синтез взаимоприемлемых положений.

Наличие двух разновидностей детерминизма не может не наложить весьма серьезный методологический отпечаток на структуру практически всех специальных наук о живых организмах, человеке и социуме. Фактически идет речь о необходимости четкого разделения материала каждой из этих наук (биология, антропология, психология, этика, право, социология) на две составляющие: внутренне - и внешнеаспектную. Ранее нами уже указывалось на некоторые обстоятельства такого разделения [10]. Кроме того, особое внимание должно быть приковано к проблеме взаимодействия этих двух составляющих, механизму сопоставлений, взаимных трансляций и согласований их частных трактовок явлений и событий. То есть речь в конечном итоге опять-таки должна идти о синтезе этих двух противоположных подходов.

Чрезвычайно интересен случай, когда в качестве испытуемого природного образования выступает человек. Человек демонстрирует относительную причинную и функциональную независимость по отношению к окружающему миру, выступает как субъект действия и познания. Его субъективное внутреннее самосознание вкупе с объективным знанием внешнего наблюдателя-исследователя способствует рождению целостного синтезированного представления о себе и мире. Таким образом, с уходом от крайних позиций и применением данного соединяющего принципа возникает перспектива устранения разногласий и разрушения границ между двумя наиболее глобальными тенденциями в развитии философской мысли – субъективизмом и объективизмом.

Для интересующихся философией граждан нашего отечества в силу известной мировоззренческой преемственности ближе феномен противостояния двух других масштабных традиций – материализма и идеализма. Чтобы разобраться в истоках этого противостояния, следует так же начинать отталкиваться от реальности пары человек – окружающий мир. Человек, как субъект действия и познания, противостоит миру внешних природных предметов, выступающих в качестве объектов. Новый методологический подход, реализуемый в рамках развиваемого нами синтезирующего реализма [11,12], побуждает гармонично сочетать описание и обоснование ситуации как со стороны человека, так и со стороны внешнего мира. Слагающие человека-субъекта подсистемы, такие как физиология, психика и сознание, полноценно участвуют в описании-обосновании позиции субъекта. Поэтому сознание, как атрибут автономного человека, следует по праву считать обладающим определенной независимостью и онтологическим равноправием по отношению к внешнему миру. Последнее означает, что ни сознание (и его слагаемое – идеальное), ни внешний материальный мир нельзя признать полностью первичным в этой паре. И действительно, опыт поставляет нам массу примеров, свидетельствующих как об инициации реакции сознания со стороны внешних воздействий, так и об инициации сознанием (посредством действий человека) материальных преобразований во внешнем мире. Поэтому все претензии на исключительность или «первичность» со стороны материалистов и субъективных идеалистов следует признать неправомерными. Истина состоит в отказе от крайних позиций и гармоничном синтезе представлений материализма и субъективного идеализма.

Сходная ситуация складывается и в теории познания. Здоровый реалистический подход здесь [13] состоит в признании познания слагающим элементом освоения человеком нового предмета. Человек осваивает предмет в процессе материального взаимодействия с ним. У пары взаимодействующих автономных природных образований «человек-предмет» есть два полюса, интересы которых отчаянно отстаивают субъективисты и объективисты, субъективные идеалисты и материалисты. Синтезирующий реализм, исходящий из факта единства человеческого опыта в процессе взаимодействия и факта онтологического равноправия этих природных образований и полюсов, открывает путь к взаимоувязыванию конструктивных положений противостоящих учений в науке о познании.

Опирающийся на оздоровленный вариант детерминизма другой принцип – многогранный монизм [14] – позволяет оправдать, примирить и свести в единую систему все остальные философские тенденции и учения. Каждое из них предстает в рамках этого монизма как частный взгляд на один и тот же предмет с некоторых узких специфических позиций. Обнаруживая благодаря кольцевому детерминизму естественные природные уступы - источники каждой из таких позиций и определяя их реальные масштабы, реальный баланс их взаимных соотношений и влияний, становится возможным решать задачу созидания комплексного всестороннего знания о любом предмете. Особенно наглядна революционность нового подхода в случаях, когда в качестве исследуемого предмета избираются человек, социум или весь мир. Здесь по-настоящему изживаются все «-измы», и начинается настоящий духовный синтез.

Также существенное организующее значение для теории познания и других философских дисциплин имеет особо декларируемый методологический принцип материального основания, который побуждает искать единую реальную основу, точку или платформу для сопоставления разноплановых актуальных величин, понятий и категорий. Перед любым актом философского сопоставления феномены разной природы должны быть предварительно сведены к некоему общему материальному знаменателю. Например, желание обогатиться одного человека и содержимое портмоне другого весьма непросто сопоставить напрямую, они могут быть конструктивно сопоставлены лишь в случае сведения ситуации к акту материального взаимодействия двух их хозяев-носителей в качестве физических тел, людей, социальных единиц. Отталкиваясь от найденных материальных оснований, уже нетрудно определять проекции соответствующих атрибутов и свойств в интересующих специальных областях знания.

Отыскание материальных оснований под каждой ситуацией и каждым явлением в пределах самой широкой проблематики позволяет синтезирующему реализму устранять источники принципиальных разночтений и противоречий, возникающих в итоге поверхностно-тенденциозного освещения проблем с противоположных позиций разными философскими школами. Это позволяет отыскивать общий конструктивный базис для построения адекватной каждому актуальному аспекту действительности всесторонне-сбалансированной полноценной философской картины. Данное обстоятельство дает синтезирующему реализму возможность подняться над спорящими сторонами и выступать в высоком качестве авторитетного третейского судьи, фундаментально-взвешенно исследующего ситуации и коллизии и справедливо разрешающего конфликты.

Кроме того, руководствуясь принципом единства субъективного мира и опыта человека и кантовской идеей единства трансцендентальной апперцепции (единства мира сознания), это учение приобретает беспрецедентную возможность объединить все множество конструктивных наработок различных учений, выросших на множестве обнаруженных материальных оснований под всем широким комплексом исследованных философских проблем в единую систему реалистических представлений о мире. Таким образом, синтезирующий реализм выдвигается на принципиально новый уровень всеобъемлющего учения, способного осуществлять функции собирания, объединения, синтеза конструктивного философского знания, консолидации усилий целой армии представителей самых разных школ в деле построения единой системной реалистической картины мира.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990, C. 19.

2. Степун Ф.А. Жизнь и творчество./ Русские философы. (Второй выпуск). М. 1994, С. 147.

3. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. 1988, С.13.

4. Моисеев В.И. Логика всеединства как новое прочтение русской философии всеединства. http://www.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=3018

5. Гессен С.И., Степун Ф.А. От редакции. Цели журнала "Логос" и задачи современной философской мысли / Русская философия. Конец XIX - начало ХХ в. С-П. ун-т. 1993. C. 426-427.

6. Калмыков Р.Б. Кольцевой детерминизм: решение проблем научного материализма. http://www.globalfolio.net/main/archive/autor/autor_z/Kalmikov_Kolcevoy_...

Зеркало http://sinthes.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?id_razdel=163569&action=article

7. Калмыков Р.Б. Анатомия свободы. Иваново. Изд-во Ив.гос.ун-та.1995

8. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке.М.1962, С.207

9. Калмыков Р.Б. Синтезирующий реализм как эффективное средство решения философских проблем./ Материалы V Российского философского конгресса, т.I, секция «Онтология и метафизика», Новосибирск, 2009, С.28

10. Калмыков Р.Б. Между субъективизмом и объективизмом: в поисках «золотой середины»./ Философские исследования. Москва, 1994, №2, С.277-283

11. Калмыков Р.Б. Введение в теорию синтезирующего реализма. Электронный Интернет- ресурс http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-336.phtml

12. Калмыков Р.Б. Синтезирующий реализм: системное единение философского знания. http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-337.phtml

Зеркало http://sinthes.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?id_razdel=163568&action=article

13. Калмыков Р.Б. Причинные и онтологические основания когнитивной ситуации в свете философии «синтезирующего реализма»./ Актуальные проблемы современной когнитивной науки./ Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008г., Иваново, 2008, С.103-106

14. Калмыков Р.Б. Многогранный монизм против когнитивного релятивизма./ Актуальные проблемы современной когнитивной науки (Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008г.), Иваново, 2008, С.108-111

Комментарии

Аватар пользователя oldMichael

А Вы вот в какой момент и почему решили вдруг писать о том, о чем тут пишете? Здесь же не ВАКовский ресурс, вроде, чтоб вот так для галочки никому не нужной... я вот что-то ни одной мысли не уловил в этом тексте...
Сходная ситуация складывается и в теории познания. Здоровый реалистический подход здесь [13] состоит в признании познания слагающим элементом освоения человеком нового предмета.
Это Вы о чем и кому пишите?!
Кроме того, руководствуясь принципом единства субъективного мира и опыта человека и кантовской идеей единства трансцендентальной апперцепции (единства мира сознания), это учение приобретает беспрецедентную возможность объединить все множество конструктивных наработок различных учений, выросших на множестве обнаруженных материальных оснований под всем широким комплексом исследованных философских проблем в единую систему реалистических представлений о мире.
Самому не страшно?!
Таким образом, синтезирующий реализм выдвигается на принципиально новый уровень всеобъемлющего учения, способного осуществлять функции собирания, объединения, синтеза конструктивного философского знания, консолидации усилий целой армии представителей самых разных школ в деле построения единой системной реалистической картины мира.
Или это фельетон?

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

А Вы вот в какой момент и почему решили вдруг писать о том, о чем тут пишете?

Просто я вам, любомудрам витиеватым, тут истину пытаюсь донести, да что-то все никак не выходит.
Сознание и познание в философских сочинениях сегодня настолько оторвано от человека, что рассматривается абстрактно и произвольно. Бэкон не зря призывало "к крыльям ума подвешивать гири". Я считаю, что без привязки к человеческой реальности, к человеческому организму, его физике, биологии и биохимии невозможно полноценно познать суть,место и роль сознания и познания.

Здоровый реалистический подход здесь [13] состоит в признании познания слагающим элементом освоения человеком нового предмета.
Это Вы о чем и кому пишите?!

Познание норовят рассматривать оторванно от человека, интерпретировать как некую совершенно отдельную абстрактную категорию, причем даже не как функцию человека, а как функцию Природы, которая сама себя то ли зачем-то познает, то ли зачем-то отражает. А между тем познание (не бестолковое любопытство!)на самом деле довольно жестко встроено в функцию освоения человеком окружающего мира, зависит от физиологических и психических потребностей человека, побуждающих его к этому освоению. Все строго детерминировано, нет места никакому абстрактному произволу и фантазиям на тему Самопознающей Субстанции или Идеи.

это учение приобретает беспрецедентную возможность объединить все множество конструктивных наработок различных учений, выросших на множестве обнаруженных материальных оснований под всем широким комплексом исследованных философских проблем в единую систему реалистических представлений о мире.
Самому не страшно?!

Если отыскать под всеми серьезными идеями и теориями конструктивное природно-реальное основание (там, где оно есть), появляется возможность сложения всего в непротиворечивую систему. Природа едина и непротиворечива в своих частях, такой же должна быть и адекватная ей система философских представлений. Считаю, это просто свет в окошке на фоне сегодняшней вакханалии взаимопротиворечащих идей и учений.

Аватар пользователя oldMichael

по-моему Вы просто подыгрываете витиеватым любомудрам, проигрывая свою игру. у Вас есть только один путь: определить познание из него самого, дать его феноменологическое определение в духе Гуссерля хотя бы, который тоже все пытался превратить философию в науку, разгладив витиеватости предрассудков...

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

у Вас есть только один путь: определить познание из него самого, дать его феноменологическое определение в духе Гуссерля

В принципе, я такую попытку уже предпринимал: http://filosofia.ru/76473/

Аватар пользователя oldMichael

ясно, попытка не пытка, так отчего же и не пытаться... у Вас, я вижу, явный "синдром Борчикова", который есть наивная вера в то, что названное есть понятое и понятное... ;0) «кольцевой детерминизм» и «многогранный монизм» и т.д. ну, это как бы если и Гуссерль, то только со своей негативной стороны, за которую его критиковал Лосев - за явную нетеоретичность его феноменологии...

грубо, метод Гуссерля состоит в том, чтобы вначале провести нетеоритеческий анализ, который есть феноменологическая редукция: постараться избавить предмет своих рассмотрений от всех названий прилипших к нему за его культурную историю и прилипающих к нему в рассматривающем его сознании... то есть назад к вещам от их названий... ну и где-то и как-то в этом движении назад у феноменолога вспыхивает понятие предмета его рассмотрения, возникает понимание... вот только после этого следует уже думать как выразить это понимание в словах, в названиях в именах... то есть вначале увидеть эйдос вещи, а уж затем подбирать к нему логос...

можно, конечно, пытаться узреть предмет через его историю, но тут нисколько не проще в смысле надо долго искать в истории яркие точки, где предмет выявляет себя... ну это истмат, конечно... но примеров чтобы чего-то кто понял таким образом я не знаю... включая и маркса, который явно ошибся, увидев главным в человеке торговлю, товарный обмен... можно и как Лосев долго и тщательно изучая историю теорий рассматриваемого предмета... ну Лосеву "повезло" - был неоплатонизм, который помог ему понять Платона в духе неоплатонизма... не мало, конечно, но и не много... ;0)

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

вначале увидеть эйдос вещи, а уж затем подбирать к нему логос...

В работе "По обе стороны человеческого опыта" так, в сущности, и сделано. Отталкиваясь от предельно общего эйдоса, обозначенного как "Переживание", человек-субъект постепенно подключает свою наблюдательность и логику, способность к анализу и синтезу, воображение, дифференцирует и интегрирует наблюдаемый феноменологический континуум и возводит в своем сознании, которое он также логически обнаруживает, свою актуальную картину мира.

Аватар пользователя oldMichael

эйдос не может быть предельно общим. эйдос - это предельная конкретика. вы путаете здесь две категории целое, как общее, и единое. предельно общим может быть логос.

не могу не отметить у вас развитие стратегии Борчикова: вместо отсылок к своим выдуманным терминам, отсылать к целым своим выдуманным статьям.

советовал бы вам критически оценить свое место в общем труде добычи и утилизации знаний, выбрав себе профессию из предложенного списка, предварительно поразмышляв над ним, то есть не бездумно...

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Уважаемый Равиль!
В принципе такой статьи я от Вас и ждал, когда начинал ранее ветвь «Неовсеединство и синтезирующий реализм». Слёту оценить статью трудно, необходимо многое обмозговать. Думаю даже, что после небольших правок она готова к публикации. Но тем не менее ряд вопросов и критических реплик, которые после первого чтения бросаются в глаза, выскажу.

1) Основа всеединства.
Предложения на роль основы всеединства в истории были различные: нус Анаксагора, идеальное Платона, Единое Плотина, Бог средневековой философии, трансцендентальная апперцепция Канта, абсолютная идея Гегеля, идеально-сущее В.С. Соловьева, математические структуры В.И.Моисеева. Нет ничего зазорного, что Вы предлагаете на эту роль «единство человеческого внутреннего мира и опыта». Но только мало предложить, хорошо бы доказательно показать, что другие основы (нус, идея, сущее, структура и т.д.), на эту роль не тянут, а Ваша основа устраняет несовершенства прежних решений.

2) Метод всеединства.

Вы выдвигаете тезис, что принцип синтезирующего реализма «позволяет обнаружить точки «сшивания» ранее непримиримо противоборствовавших рационалистических философских доктрин». Похвально! Только вот уже десятки лет занимаюсь синтезами рационалистических доктрин, например, Анаксагора и Парменида, Платона и Аристотеля, Плотина и Августина, Спинозы и Лейбница, Гегеля и Хайдеггера (даже книгу небольшую по этому поводу написал), Канта и Соловьева и т.д., и имею свой опыт, который выражается в словах: «Архитрудное это дело!». И если у синтезирующего реализма есть какие-то конкретные методологические наработки, хотелось бы их посмотреть на конкретном (персональном) материале. Пока такого у Вас почти не вижу.

3) Перспектива всеединства.

с уходом от крайних позиций и применением данного соединяющего принципа возникает перспектива устранения разногласий и разрушения границ между двумя наиболее глобальными тенденциями в развитии философской мысли – субъективизмом и объективизмом

Берите больше: и между материализмом и идеализмом. Но пока это, к сожалению, только идеал, перспектива, цель, которая не известно, реализуется или нет. Вы же порой говорите об этом, как о состоявшемся факте. Это, скорее, можно квалифицировать не как «реализм», а как «иллюзионизм».

4) Всеединая философская система.

Синтезирующий реализм… открывает путь к взаимоувязыванию конструктивных положений противостоящих учений в науке о познании… Многогранный монизм – позволяет оправдать, примирить и свести в единую систему все остальные философские тенденции и учения. Каждое из них предстает в рамках этого монизма как частный взгляд на один и тот же предмет с некоторых узких специфических позиций.

Я вам верю и, больше того, сам заложник такой же идеи уже много-много лет. Я неоднократно предпринимал и предпринимаю попытки создать означенную Вами монистическую Систему. Но прекрасно понимаю, что пока это только попытки и декларации, потому что ни я, ни Вы не можем пока предъявить миру такую Систему в реале, а не на словах. В реале такую попытку из классиков (я не оцениваю ее удачность или неудачность, но форму) явил нам Гегель. Он, действительно, синтезировал «в единую систему все остальные философские тенденции и учения». Из современников я бы отметил Кена Уилбера. Он замахнулся аж на синтез западной и восточной философий, и представил опыт такого синтеза в десятке томов своих сочинений. Наши с вами десятки полновесных статей ни какого сравнения с томами синтезов Гегеля и Уилбера не выдерживают.

Так что общее впечатление у меня от Вашей статьи пока позитивно-эйфорическое, при совершенно неопределенном практически-реалистическом.

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

Уважаемый Сергей!
Отвечаю на Ваши вопросы.

1) Основа всеединства.
мало предложить, хорошо бы доказательно показать, что другие основы (нус, идея, сущее, структура и т.д.), на эту роль не тянут, а Ваша основа устраняет несовершенства прежних решений.

Во-первых, я все-таки написал, что взятые за основу синтеза "метафизические идеи в условиях острой интеллектуальной конкуренции в нашу динамичную эпоху имеют свойство со временем устаревать, утрачивать свою актуальность". Поэтому "приземление" основы синтеза до единого человеческого мира и опыта способствует сохранению ее "свежести" во все времена.
Во-вторых, если уж готовится общий сборник, то сильно "толкаться" и критиковать альтернативные подходы не очень этично, мне ка-атся.

2) Метод всеединства.
И если у синтезирующего реализма есть какие-то конкретные методологические наработки, хотелось бы их посмотреть на конкретном (персональном) материале.

Суть метода "сшивания" - строгое разграничение места приложения и компетенции для каждого из конкурирующих учений. До этого каждое учение, отталкиваясь сначала от своей специфической позиции, затем, как правило, вероломно переходит границы и начинает претендовать на всеобщность. Надо квалифицированно дать ему по рукам и определить место. Тогда все рассядутся по своим полкам и начнут заниматься делом в пределах своей специфической компетенции. Другими словами, "сшивание" здесь подразумевается не прямое, а идущее по пути упорядочения-систематизации причинных-онтологических фундаментов и функциональных позиций. Образно выражаясь, я пытаюсь сбить людей в систему посредством адекватной расстановки стульев под ними.

Действительно, я здесь указал только общий принцип. Чтобы определить подобающее место в системе для каждого учения, надо проделать грандиозную работу. Лучше всего эту работу, очевидно, смогли бы сделать исследователи этих учений. Свою задачу я вижу в том, чтобы убедить их этим заняться. Надо же что-то и другим оставить, не все самому!

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Всеединство философов

Уважаемый Равиль!

Во-первых, я все-таки написал, что взятые за основу синтеза "метафизические идеи в условиях острой интеллектуальной конкуренции в нашу динамичную эпоху имеют свойство со временем устаревать, утрачивать свою актуальность".

Да, Вы написали. Я это прочитал. Но доказательств я так и не увидел. Почему идея «Единое» Плотина-Прокла хуже Вашей идеи «Мир и опыт»? Или почему идея «Нус» Анаксагора устарела? Все ваши статьи – это продукты Вашего ума (нуса). Идея «Мир и опыт» – тоже метафизическая идея, следовательно, согласно Вам, она тоже вот-вот устареет или уже устарела. И т.д. Очень много вопросов. И просто констатирующих, без аргументов тезисов, по-моему, все-таки недостаточно.

Во-вторых, если уж готовится общий сборник, то сильно "толкаться" и критиковать альтернативные подходы не очень этично, мне ка-атся.

Немного не так. Не помню, кто-то сказал, по-моему, про демократию: «Я не согласен с твоей точкой зрения, но я всё сделаю, чтобы ты имел право ее высказывать». Аналогично я за издание совместных сборников. За издание альтернативных статей рядом, на равных правах. Я даже помогу Вам с публикацией (я уже говорил Вам об этом), даже если она будет направлена против моей точки зрения. Но я при этом оставляю право за каждой стороной иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать. Пусть последнее слово остается за читателями.

Чтобы определить подобающее место в системе для каждого учения, надо проделать грандиозную работу. Лучше всего эту работу, очевидно, смогли бы сделать исследователи этих учений. Свою задачу я вижу в том, чтобы убедить их этим заняться.

Считайте, что Вы меня заочно убедили уже много-много лет назад. Поскольку я этой работой всю жизнь и занимаюсь. И картину, которая вырисовывается, я называю всеединство философов. И имею много чего сказать по этому поводу и поделиться с окружающими людьми своими открытиями. И раз Вы мне как конкретному исследователю предоставили такое право, то поделюсь главнейшим моим наблюдением. Никогда повседневный опыт и мировоззренческие установки не идут впереди метафизической идеи (см. начало сообщения). Идея первична, а человеческий опыт – лишь оформление этой идеи.

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

Никогда повседневный опыт и мировоззренческие установки не идут впереди метафизической идеи (см. начало сообщения). Идея первична, а человеческий опыт – лишь оформление этой идеи.

Вы меня расстроили, Сергей. Неужели всю работу придется делать самому?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Вы меня расстроили, Сергей.

Равиль, а Вы меня удивляете. Я давно и осознанно квалифицирую мою позицию как идеалистическую. Вы по всем признакам сторонник материализма. Борьба материализма и идеализма идет в мире, как минимум, 3 тыс. лет. И Вы вдруг расстриваетесь, что идеалист должен делать работу за материалиста. Вы же не беретесь делать за меня мою работу.
Но в отличие от махровых идеалистов и материалистов я никогда не переносил теоретические противоречия в область этических и практических. Несмотря ни на что, я с удовольствием (это искренне) опубликую Ваши исследования в любом из изданий, в которых смогу это сделать.