Идеализм и Маркс, Ленин, Гегель

Аватар пользователя pol_nick
Систематизация и связи
История философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

"Диалектический идеализм ближе к диалектическому материализму, чем метафизический, неразвитый, мертвый, грубый, неподвижный материализм". - Такая мысль сформировалась у Ленина 

ПСС-5, т. 29, с. 418. Или Тетради по философии:

"Умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм".
- Диалектический идеализм вместо умный; метафизический, неразвитый, мертвый, грубый, неподвижный вместо глупый.
NB Оттенок!
Разработать:
Плеханов написал о философии (диалектике), вероятно, до 1000 страниц (Бельтов Д- против Богданова + против кантианцев + основные вопросы etc. etc.) |27. Из них о большой Логике, по поводу нее, ее мысли (т. е. собственно диалектика как философская наука) nil!!

К. Маркс «...идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»*.

Ленин определяет материю, как категорию философии. То, полагается мысленно, т.е. идеально.

Ленин: «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Гегель - Подлинный философский идеализм состоит не в чем ином, как в следующем утверждении: истина вещей заключается в том, что предметы как непосредственно единичные, т. е. чувственные предметы, суть лишь видимость, явление.
Положение о том, что конечное идеально, составляет идеализм. Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим. Всякая философия есть по своему существу идеализм или по крайней мере имеет его своим принципом, и вопрос в таком случае заключается лишь в том, насколько этот принцип действительно проведен

Перевод фразы К. Маркса: «Bei mir ist umgekehrt das Ideelle nichts andres als das im Menschenkopf umgesetzte und ubersetzte Materielle» [7,28].

Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, положенное (узаконенное) в мысли.

Комментарии

Аватар пользователя Роберт Юсупов

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ

 

Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений 1), пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела. Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования – я чуть было не сказал: процесса дистилляции, – совершенно естественного в ходе умственного развития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий.

---------

Сноска 1) Еще и теперь у дикарей и варваров низшей ступени повсеместно распространено представление, что являющиеся им во сне человеческие образы суть души, на время покинувшие тело; при этом на действительного человека возлагается ответственность за те его поступки, которые снились видевшему сон. Это заметил, например, Тури в 1884 г. у индейцев Гвианы.

 

Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, – этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?

 

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, – а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

 

Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются. Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им придают какое-либо другое значение.

 

[Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282-283].

 

Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую, подобно тому как только от степени их энергии, характера, общественного положения и т.д. зависит, относятся ли они к вере в чудеса пассивно или активно, т.е. являются ли они пастырями-чудотворцами или их паствой, и, далее, преследуют ли они при этом теоретические или практические цели.

 

[Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Соч., т. 3, с. 538].

 

В своем "Людвиге Фейербахе" Энгельс объявляет основными философскими направлениями материализм и идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух – за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе – мышление. Идеализм поступает обратно. Это коренное различие "двух больших лагерей", на которые делятся философы "различных школ" идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в "путанице" тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм.

 

[Ленин В.И. Материализм и змпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 98].

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Путь истины - марксизм-ленинизм, марксистско-ленинская философия (диамат + истмат + теория познания), труды материалистов, классиков марксизма-ленинизма, советская литература 1950-1989 г. по тематике марксизма-ленинизма, МЛФ, "Теория Природы" (Юсупова Роберта). Философской основой ТП является единственно истинная и научная философия диалектического материализма. 

 

Путь лжи - чтение и принятие на веру религиозной литературы, мистической,эзотерической, каббалистической литературы, прочих анти-материалистов и анти-марксистов, буржуазно-идеалистической философской литературы. Сюда же следует отнести некритическое чтение и усвоение теории современной физики (касательно основ физики!!). Современная физика (в своих основах) является ложной и антинаучной теорией, она перестала быть наукой в полном смысле этого слова!  Философской основой современной физики является ложная и антинаучная буржуазно-идеалистическая философия (БИФ).

 

 

Вот образчик лжи от пропагандонов современной партии реакционеров и (религиозных) мракобесов:

 

Аватар пользователя pol_nick

Роберт Юсупов, 16 Июнь, 2023 - 00:10, ссылка

«Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и лаей». 

Верущие в первоначало, огня, воды, земли, материи путсь будут, лишь бы не фанатели.

Марксисты, особенно вульгарные, довольно большую часть населения мира сдали попам. А свою идеологию забыли. Потом ищут, где же пролетариат, гегемон, где поддержка...

Для сведения. Есть такая книга "Библия", Евангелие.

Там написано, что бог - это "истина, путь и жизнь", а не поклонению дубам, огням, ...

материи.

И если ее правильно прочитать, то получается, что главное для человека в его, движение, путь к истине.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Стоять на фундаменте лжи (а вся религия в своих основах есть ложь) и рассуждать об поиске истины - это "нечто", рассчитанное на БЫДЛО, коего достаточно в нашей эрэфии!

"Одобрямс" и крики "УРА" заведомо обеспечены!

Признать,что ложь - она есть ложь труднее.

Тяжело выдавливать из себя раба по каплям!

Лучше быть вместе с народом с БЫДЛОМ. Оно и понятно!

 

 

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Роберту Юсупову: а понять диалектическую суть такого вывода Маркса: "Производственные отношения (на основе организации и реализации которых люди преобразуют вещества и явления природы в полезную и удобную для себя форму - моё уточнение) - отношения, в которые вступают в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни - имеют специфический исторический и преходящий характер" (см. Гл.51 в Т.3 "Капитала") - слабо? Ибо чем является то, что Маркс определил "производством общественной жизни" и на что оно направлено? Разве не на формирование и развитие такой метафизической сущности, как коллективный разум соответствующего общества? При этом этот процесс реализуется в диалектической взаимосвязи с "производственными отношениями". Ибо об ином в народе есть такое определение - типа "обезьяны с гранатой" (см. на нынешнюю Украину). Однако.   

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Вы пишете: 

Есть такая книга "Библия", Евангелие.

Там написано, что бог - это "истина, путь и жизнь",

Когда нет никакого доказательства существования бога за всё время существования человеческой цивилизации (20 -30 тыс.лет), то утверждение, что "бог - это истина" является ЛОЖЬЮ!

Нет в ПРИРОДЕ бога, ПРИРОДА прекрасно обходится без бога.

Сам термин "бог" используется только с зарождения человеческой цивилизации. 

Но ПРИРОДА (без бога) существовала и до возникновения и человеческой цивилизации и самого человека, древнего человеческого общества. 

Простой пример, что ПРИРОДА существует абсолютно, существует как само-существование,  существует безотносительно к чему-либо и/или к кому-либо, также показывает и доказывает, что никакого бога в природе НЕТ, не существует! 

 

Ложь о существовании бога, проповедуемая религиозными пропагандистами и даже прописанная в конституции, всё равно останется БОЛЬШОЙ ЛОЖЬЮ!!

Аватар пользователя pol_nick

Роберт Юсупов, 16 Июнь, 2023 - 11:29, ссылка

Я нигде не говорил, что бог есть. Это видимо в ваших мозгах он есть и вы с ним сражаетесь.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

«Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй» — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году. Фраза означает: «Чудовище округлое, гнусное, огромное, со ста пастями и лающее». Википедия

 

И этим чудищем сегодня выступает современная религиозная партия! 

Аватар пользователя pol_nick

pol_nick, 15 Июнь, 2023 - 23:44

Вопрос к знаюющим диалектку.

Почему "Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим". Что это значит?

Почему " Всякая философия есть по своему существу идеализм или по крайней мере имеет его своим принципом (конечное не признается истинно сущим), и вопрос в таком случае заключается лишь в том, насколько этот принцип действительно проведен"?

Что же действительно, истинно сущее?

Аватар пользователя buch

pol_nick, 17 Июнь, 2023 - 08:04, ссылка

pol_nick, 15 Июнь, 2023 - 23:44

Что же действительно, истинно сущее?

 Все . Недействительно сущее это - оксиморон . Нужно просто правильно ставить вопросы . Данное сущее сущеет в какой реальности ? Чичиков например вполне себе сущееет в субъективной и виртуальной реальности , а вот в объективной не сущит . Табуретка физическая сущует в реальности объективной а в остальных ее нет . Тоже и с Ничто и далее подобное . Сложней с миражами и иллюзиями . В какой реальности сущуует кролик который есть якобы в цилиндре у факира , то нужно у самого факира и поспрашивать ....

Аватар пользователя VIK-Lug

pol_nik-y: а какое отношение Ваш вопрос (конечное не признается истинно сущим) имеет ко всему тому, что отразили в своих трудах Маркс, Ленин и Гегель?

Аватар пользователя pol_nick

Отрицание конечного есть бесконечное. Конечное не признается истинно сущим потому, что это часть, не целое. А целое находится в определении бесконечного. Потому что истинно бесконечное, оно охватывает все, вне его ничего нет.

Ответ смотрите здесь - Что Энгельс пытался поставить на ноги

Аватар пользователя VIK-Lug

pol_nick-y: однако всеобщее и бесконечное - это не одно и то же.

Аватар пользователя эфромсо

Что же действительно, истинно сущее?

Сущее - то, существование чего в конкретном месте

мироздания обусловлено бытием его сущности.

http://philosophystorm.ru/v-chem-otlichie-zhizni-ot-bytiya#comment-520014

http://philosophystorm.ru/umnaya-prezentatsiya-novogo-opredeleniya-ponya...

Аватар пользователя Роберт Юсупов

В своем "Людвиге Фейербахе" Энгельс объявляет основными философскими направлениями материализм и идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух – за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе – мышление. Идеализм поступает обратно. Это коренное различие "двух больших лагерей", на которые делятся философы "различных школ" идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в "путанице" тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм.

 

Ленин В.И. Материализм и змпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 98.

 

За кучей новых терминологических ухищрений, за сором гелертерской схоластики всегда, без исключения, мы находили две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир – и считать вторичным сознание, дух, ощущение (– опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря. Источник тысяч и тысяч ошибок и путаницы в этой области состоит именно в том, что за внешностью терминов, дефиниций, схоластических вывертов, словесных ухищрений просматривают эти две основные тенденции...

 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 356.

 

Материализм в полном согласии с естествознанием берет за первичное данное материю, считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и "в фундаменте самого здания материи" можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Таково предположение, например, известного немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, английского биолога Ллойда Моргана и др., не говоря о догадке Дидро, приведенной нами выше. Махизм стоит на противоположной, идеалистической, точке зрения и сразу приводит к бессмыслице, ибо, во-1-х, за первичное берется ощущение вопреки тому, что оно связано лишь с определенными процессами в определенным образом организованной материи; а, во-2-х, основная посылка, что тела суть комплексы ощущений, нарушается предположением о существовании других живых существ и вообще других "комплексов", кроме данного великого Я.

 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч.. т. 18, с. 39-40.

 

...Мысль есть функция мозга... ощущения, т.е. образы внешнего мира, существуют в нас, порождаемые действием вещей на наши органы чувств. Материалистическое устранение "дуализма духа и тела" (т.е. материалистический монизм) состоит в том, что дух не существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира. Идеалистическое устранение "дуализма духа и тела" (т.е. идеалистический монизм) состоит в том, что дух не есть функция тела, что дух есть, следовательно, первичное, что "среда" и "Я" существуют лишь в неразрывной связи одних и тех же "комплексов элементов". Кроме этих двух, прямо противоположных, способов устранения "дуализма духа и тела", не может быть никакого третьего способа, если не считать эклектицизма, т.е. бестолкового перепутывания материализма и идеализма.

 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 88.