Горькая правда мифа

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф.Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Многие читали мифы и легенды древней Греции. Но в чём их смысл?

Миф о критском «чудовище» минотавре создали греки, недовольные данью, выплачиваемой царю Крита. На материке набирали молодых греческих танцоров для ритуала поклонения Посейдону в образе быка. А всё для того, чтобы греки принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец (минотавра). Площадь дворца составляет 25 га. Дворец имел 1100 комнат. За это его и прозвали в древности «лабиринтом».

Жизнь Иисуса Христа тоже превратили в миф. Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что кто-то неплохо наживается на этом мифе.

Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан в 1927 году в фильме «Октябрь» Сергеем Эйзенштейном. Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального режиссёра, как и памятная коляска с ребёнком.

Ведущий эксперт в области кино, доктор искусствоведения, профессор Кирилл Эмильевич Разлогов считает, что наступает эра постправды: когда на смену правде факта приходит легенда.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой.

Доктор философских наук Н.А.Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. «Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс».

Как участник V Санкт-Петербургского международного культурного форума, я побывал на лекции «История и мифы»: проблемы изучения и преподавания военной истории России». А потом на публичной лекции Кирилла Разлогова «Кино: что можно считать памятником?»
Меня интересовал вопрос, кому стоит верить: историкам и документам Государственного архива России или журналистам и писателям? Допустимо ли художнику, создающему произведение на историческую тему, искажать исторические факты?

«28 панфиловцев, два пива и ведро попкорна», – сказал парень, стоящий впереди меня в кассу кинотеатра. Я с возмущением представил, как он будет чавкать при просмотре фильма. Однако чавканье во время показа боя с фашистами смолкло.
Фильм «28 панфиловцев» снят режиссёрами Андреем Шальопа и Кимом Дружининым. В картине рассказывается о подвиге 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии, которые гибнут в ноябре 1941 года, отбивая танковую атаку на Москву. Картина начинается эпиграфом: "Память о войне – не только боль и скорбь!.. Это память о победе!"

Даже сегодня 3 декабря в День Неизвестного солдата не утихают споры: а был ли подвиг героев-панфиловцев, не литературный ли это вымысел авторов очерка в газете «Красная звезда»?
У меня не было намерения встревать в дискуссию о подвиге 28 героев-панфиловцев, но фильм произвёл на меня настолько сильное впечатление, что я не мог не написать об этом.
Этот фильм – уникальный проект «народного кино», снятый на пожертвования рядовых граждан, точнее 35086 (!) жертвователей.

Лично мне фильм ««28 панфиловцев» понравился. Без лишнего пафоса, без псевдопатриотических призывов, без идеологического вранья. Особенно хороша работа оператора – Никиты Рождественского.
Я бы сравнил фильм «28 панфиловцев» с фильмами «Горячий снег» и «А зори здесь тихие».

Но ещё больше, чем собственно фильм, на меня произвели впечатление титры. Никогда прежде я не смотрел титры до конца. А тут простоял почти пятнадцать минут пока не погас экран. Во-первых, было приятно видеть название города – Ленинград – как место рождения многих создателей фильма.
Во-вторых, в титрах были перечислены все 35086 жертвователей, на чьи средства была создана кинокартина.
Я готов поблагодарить и министра культуры Владимира Мединского за финансовую поддержку фильма, хотя у нас с ним разногласия во взглядах на историю.

В.Мединский считает, что исторические мифы играют важную роль в сплочении нации, и должны интерпретироваться с точки зрения национальных интересов.
Я же считаю, что, нацию сплачивают не красивые мифы, но правда факта, какой бы жестокой она ни была. ПРАВДА – СИЛА ЕДИНСТВА!

Вслед за Чаадаевым мог бы повторить: «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать».

Каждый раз, когда хочу написать о выдающихся людях, у меня нет мысли опорочить светлый образ, есть лишь желание докопаться до истины. Однако в процессе «копания» обнаруживаются такие факты, что становится страшно. Ужасно вдруг узнать, что всё, во что верил, чей-то намеренный обман.

Я не сомневаюсь в героизме наших солдат, но с недоверием отношусь к людям, которые создают героические мифы и делают себе на этом карьеру.

Что важнее: правда факта или раздуваемые мифы геройства?

Для исторической науки важнее факты. А для идеологии и патриотического воспитания нужны мифы и легенды.

Одни считают, что мифы и легенды одно и то же. Но это не так.
Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. А миф – недостоверный рассказ, выдумка, не основанная на фактах.
История 28 панфиловцев – это не миф, это легенда.

Сейчас многие пытаются «оседлать» патриотизм, используя его в своих целях.
Лично для меня патриотизм – это любовь к Отечеству, а не к государству.
В фильме «28 панфиловцев» мне понравилась фраза: Родина – это где живёшь, а Отечество – это КАК живёшь.

Я бы поставил фильму 8 из 10. Фильм сделан добротно. Картинка впечатляющая. С компьютерной графикой не переборщили. Приятно, что не было «звёзд» на экране.

Созданный на народные пожертвования фильм «28 панфиловцев» оказался намного лучше, чем «Белый тигр» Карена Шахназарова и «Сталинград» Фёдора Бондарчука.
Говорят, зрители, посмотревшие фильм «28 панфиловцев», позвонили Фёдору Бондарчуку и поблагодарили его:
– Спасибо, Фёдор, за «28 панфиловцев».
– Да не за что, ведь это не я снял данный фильм.
– Вот за это и спасибо!

Бюджет фильма «28 панфиловцев» всего 1 млн 700 тысяч долларов (35 млн. рублей поступило от добровольных пожертвований 35086 человек).
Для сравнения, бюджет фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем - 2. Предстояние» 33 млн евро, «Цитадель» 45 млн долларов.
Это ещё раз доказывает, что в искусстве главное решают не деньги, а вдохновение!

Житель Северодвинска Андрей Фокин, пожертвовавший проекту 1 млн рублей, сказал: «Я бы не назвал это благотворительностью. Это надежда на то, что рассказов о подвигах и самопожертвованиях будет больше, чем «штрафбатов», «сволочей» и прочего шлака типа фильмов «Утомлённые солнцем – 2»

Режиссёр фильма Андрей Шальопа говорит, что его фильм нужно рассматривать в качестве сложного художественного произведения, основанного на реальных событиях.
Министр культуры Владимир Мединский добавляет: «Мы всё время думаем, что зрителю нужно что-то новое: были ли нетрадиционные отношения между 28 мужчинами, неразберихи. Но на самом деле такие проекты говорят о здоровом обществе».

Между тем некоторые историки настаивают, что событий, о которых идёт речь в картине, не происходило в реальности.
На это председатель Военно-исторического общества доктор исторических наук и министр культуры Мединский отвечает:
«Мое глубочайшее убеждение заключается в том, что даже если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего — это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, мрази конченые».

Мединский в гневе

По словам министра Мединского, само обсуждение того, вымысел история с панфиловцами или нет — кощунственно. «Ставить их подвиг под сомнение, что-то там искать под лупой, считать - 28 или 38 (панфиловцев) - это поступать точно так же, как поступил этот полицай (...) Да горит он в аду! Как будут гореть те, кто ставит под сомнение, копается и пытается опровергнуть подвиг наших предков».

Выступления нашего министра культуры это крепкий коктейль, замешанный на патриотизме и пафосе. Слушая Мединского, невольно вспоминаются слова императора Нерона: «Какой артист погибает»!

Мединский актёр умирает

Я рискую быть причисленным министром культуры к категории «мрази конченые», и по словам Мединского, «гореть в аду» мне, но я скажу: НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ! (был ещё фильм с таким названием).

Умирали не ради геройства, а потому что невозможно было иначе. Об этом, кстати, говорят и герои фильма «28 панфиловцев»:
– Сегодня за родину умирать не треба, сегодня за родину пожить треба.
– Надо будет умереть, умрём.
– Ты умрёшь, а кто за тебя воевать будет? … Никто не геройствует. Потому что не за что. Спокойно жжём танки.

Предлагаю сделать бесплатный культпоход на просмотр фильма «28 панфиловцев» всем школьникам. Чтобы не было, как в фильме Михаила Сегала «Рассказы», где двадцатилетняя девушка говорила: «Я знаю, я знаю, что немецкие танки дошли до IKEA…»

Я хочу честно разобраться в этом вопросе. При этом не претендую на истину в последней инстанции. Я лицо не заинтересованное, и потому могу говорить правду. Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя. Каждый видит факты или события со своей точки зрения и понимает по-своему.

Каждый гражданин обязан знать историю своей страны. Лично у меня в школе по предмету «история» всегда было «отлично».
Но я не просто люблю копаться в истории. Для меня это глубоко личная проблема. Мой дед пошёл на фронт в первый месяц войны. Его часть с боем выходила из окружения. Потом под Сталинградом дед строил переправы через Волгу. Во время налёта вражеской авиации он погиб. Тело так и не нашли. Наверное, снесло по течению. Но я хочу верить, что мой дед погиб как герой. Пенсию на четверых детей моя бабушка получала.

Дед Садков бессмертный полк

Уверен, что многие геройские подвиги наших солдат, отстоявших страну в годы Великой отечественной войны, остались не замечены и не описаны.
Я не сомневаюсь в подвиге солдат, но у меня возникают сомнения относительно добросовестности и честности некоторых журналистов, намеренно или ненамеренно искажающих факты, подающих их в нужном для политиков ракурсе.
Поэтому обсуждать надо не погибших солдат, а журналистов, которые «по заданию редакции» или по поручению главного редактора, создавали мифы и небылицы.

Помню, как в школе нам рассказывали о подвиге 28 героев-панфиловцев, приводили в пример Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, Павлика Морозова, Николая Гастелло, Алексея Маресьева, героев «Молодой гвардии» и других.
Поэтому я испытал шок, когда в начале века по телевидению стали показывать документальные фильмы, в которых доказывалось, что никакого подвига панфиловцев не было, Зоя Космодемьянская просто поджигательница крестьянских домов, Александр Матросов грудью амбразуру не закрывал, и вообще фамилия у него другая…

В 2015 году телеканал «Россия» сообщил, что знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, что подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Ещё в 1948-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана.

Теперь ситуация изменилась, и журналисты доказывают прямо обратное. Верно говорят: «журналистика – вторая древнейшая профессия, а точнее – проституция ума».

Я не подтверждаю и не отрицаю подвиг панфиловцев – потому что в окопе под Дубосеково не был. Но я хочу понять, кому же верить: журналистам или директору Государственного архива РФ и главному военному прокурору СССР генерал-лейтенанту Афанасьеву, подготовившему справку в ЦК ВКП(б) 10 мая 1948 года?
За обман первых лиц государства в сталинские времена расстреливали!

22 июня 2015 года директор Госархива РФ Сергей Мироненко (тогда ещё не перешедший «на научную работу») выступил на всемирном конгрессе русской прессы с сообщением, что история подвига 28 панфиловцев — подделка. Позже он аргументировал свои слова публикацией одного архивного документа – справки, представленной Военной прокуратурой тов. Жданову в 1948 году.

По мнению Сергея Мироненко, «не было 28 героев-панфиловцев — это один из мифов, насаждавшихся государством». При этом сам факт тяжёлых оборонительных боёв 316-й стрелковой дивизии против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года и проявленный при этом бойцами дивизии героизм не оспаривался.

Панфиловцы бой

Даже некоторые германские газеты в начале войны писали: «Русский солдат превосходит нашего противника на Западе своим презрением к смерти. Выдержка и фатализм заставляют его держаться до тех пор, пока он не убит в окопе и не падёт мёртвым в рукопашной схватке».

Впервые о подвиге бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Панфилова, участвовавших в 1941 году в обороне Москвы, написал фронтовой корреспондент Г.Иванов 19 ноября 1941 года в газете «Известия». В заметке говорилось, что одна из рот командира дивизии Панфилова отбила атаку 60 немецких танков, подбили 9 и 3 подожгли.

Панфилов командир

Однако о бое с данными подробностями ничего не сообщает ни командир 2-го батальона (в котором состояла 4-я рота) майор Решетников, ни командир 1075-го полка полковник Капров, ни командир 316-й дивизии генерал-майор Панфилов, ни командующий 16-й армией генерал-лейтенант Рокоссовский.

Через неделю 27 ноября об этом же бое написал корреспондент газеты «Красная звезда» Василий Коротеев, и указал, что в результате боя было уничтожено 18 танков и 800 солдат и офицеров. Всего дивизия Панфилова уничтожила около 70 танков противника и свыше 4000 солдат и офицеров.
Коротееву о бое одной роты с немецкими танками рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением из полка. В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий.
Это политдонесение до сих пор так и не нашли.

Откуда же возникла цифра «28»?

Коротеев на допросе показал: «По приезде в Москву, я доложил редактору газеты «Красная звезда» ОРТЕНБЕРГУ обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. ОРТЕНБЕРГ меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30-40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями … Таким образом, и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями». (справка-доклад с.8)

Доклад_8

28 ноября 1941 года в газете «Красная звезда» была опубликована большая передовая статья «Завещание 28 павших героев», написанная литературным секретарём редакции Александром Юрьевичем Кривицким (настоящее имя — Зиновий Юлисович Кривицкий).

Именно Кривицкий придумал ставшую широко известной фразу «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва» и вложил её в уста политрука В.Г.Клочкова.
22 января 1942 года на страницах газеты появился очерк Кривицкого «О 28 павших героях», где все они впервые перечислялись поимённо. Как говорилось в очерке, 28 панфиловцев погибли, в ходе четырехчасового боя уничтожив 18 вражеских танков.

Командир немецких частей, наступающих на Дубосеково, в 15:30 по московскому времени докладывал, что первая группа наступающих встретила ожесточённое сопротивление советских войск. Но ничего не докладывал о потере 18 танков (что по меркам немецкой пунктуальности невозможно!)

Согласно статье Кривицкого, 28 бойцов 4-ой роты уничтожили 18 танков противника и все погибли. Однако по показаниям командира 1075 полка Капрова, 4-я рота была укомплектована полностью (120-140 человек). В живых после боя остались 20-25 человек. Всего в тот день весь 1075 стрелковый полк уничтожил 15 или 16 танков противника.

Неясно, каким образом Коротеев и Кривицкий узнали большое количество подробностей данного боя. Информация о том, что сведения были получены в госпитале от смертельно раненого участника боя И.М.Натарова, сомнительна, поскольку, согласно документам, Натаров погиб за два дня до боя, 14 ноября.

Я понимаю: нужен был пример бесстрашия и геройства для подражания. Ведь кто не верит в победу, тот вряд ли победит.
Но кому же верить: журналистам или военным историкам?

По тому, как поступил А.Кривицкий, можно сделать вывод, что журналистам верить нельзя. Позднее Кривицкий признался дознавателям военной прокуратуры, что с панфиловцами не встречался, а статью придумал по заданию редакции.

Академик Георгий Куманёв встречался со всеми выжившими панфиловцами и беседовал с Кривицким. Последний признался, что подписал показания о том, что он всю эту историю выдумал, поскольку его запугали высылкой на Колыму.

Александру Кривицкому, видимо, предложили на выбор: либо сознаться в том, что он эту историю сочинил, либо отвечать за намеренный обман партии и правительства, а также всего советского народа.

Когда же Кривицкий говорил правду, а когда кривду?

Я служил шифровальщиком на подводной лодке Северного флота, по роду службы имел первую степень допуска – к совершенно секретным документам – и понимаю всю степень ответственности.
Подготавливая эту статью, я посмотрел документальный фильм «Панфиловцы. Легенда и быль». В фильме рассказывается, как главный редактор «Красной звезды» Давид Иосифович Ортенберг вызвал литературного секретаря газеты Александра Кривицкого и поручил ему красиво написать о подвиге 28 панфиловцев. Кривицкий выполнил поручение редактора и 28 ноября в газете «Красная звезда» на первой полосе появилась его статья «Завещание 28 павших героев».
Никакого завещания, разумеется, не было, – это была лишь фигура речи.

Красная звезда

Статья понравилась Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Калинину. Он попросил установить фамилии героев. Кривицкому ничего не оставалось, как ехать на фронт и искать доказательства того, что он не выдумал подвиг героев-панфиловцев. Установить фамилии бойцов было не просто, хотя бы потому, что у бойцов не было красноармейских книжек. После встречи с командиром 4-ой роты капитаном Гундиловичем, Кривицкий получил поимённый список 28 бойцов. На допросе Кривицкий признал: «Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал». (справка-доклад с.9).

Доклад_9

«Красная звезда» выходила тиражом всего 300 тысяч экземпляров. Но очерк о панфиловцах прочитала вся армия – его издали отдельной брошюрой 5 млн. экземпляров.

В апреле 1942 года, после того как во всех воинских частях стало известно из газет о подвиге 28 гвардейцев из дивизии И.В.Панфилова, по инициативе командования Западного фронта было возбуждено ходатайство перед Наркомом обороны о присвоении им всем звания Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке Кривицкого, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Указ_ПВС_СССР

Позже выяснилось, что не все панфиловцы погибли. Двое остались живы: Шемякин Григорий Александрович и Васильев Илларион Романович – они обучались на курсах младших командиров.
Ещё двое панфиловцев пытались сдаться (одного застрелили товарищи), и трое были взяты в плен.

В 2015 году в связи с многочисленными обращениями граждан, учреждений и организаций была размещена на сайте Государственного архива России справка-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года по результатам расследования Главной военной прокуратуры, хранящаяся в фонде Прокуратуры СССР (ГА РФ. Ф. Р-8131).

В справке-докладе говорится:
«Бывший командир 1075 стрелкового полка КАПРОВ Илья Васильевич, допрошенный об обстоятельствах боя 28 гвардейцев из дивизии Панфилова у разъезда Дубосеково и обстоятельствах представления их к награде, показал: «… Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было – это сплошной вымысел». (справка-доклад с.10).

Доклад_10

Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 героев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента КОРОТЕЕВА, редактора «Красной звезды» ОРТЕНБЕРГА и в особенности литературного секретаря газеты КРИВИЦКОГО». Главный военный прокурор ВС СССР генерал-лейтенант юстиции Н.АФАНАСЬЕВ 10 мая 1948 года. (справка-доклад с.11).

Доклад_11

Секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов, ознакомившись со справкой-докладом, пришёл к выводу, что всё дело шито белыми нитками. Он решил не давать делу ход, поскольку в любом случае это вызвало бы скандал. Имена 28 панфиловцев присвоены многим школам, предприятиям и колхозам Советского Союза; память 28 панфиловцев увековечена установкой мемориалов.

ПАнфиловцы памятник

А.А.Жданов благоразумно решил не развенчивать миф и не давать повод сомневаться в героическом подвиге всего советского народа. Поэтому он отправил все документы под грифом «совершенно секретно» в спецхран государственного архива.

В годы перестройки архивы на некоторое время открыли. А сейчас опять закрыли. Поскольку, там, говорят, можно найти такое, что многие люди просто не выдержат всей правды.

В 1988 году официальная версия подвига была вновь изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана художественным вымыслом. Главный военный прокурор генерал-лейтенант юстиции Александр Катусев в статье "Чужая слава" в "Военно-историческом журнале" сделал вывод, что "массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода".

В 1997 году в журнале "Новый мир" была опубликована статья "Новое о советских героях" Николая Петрова и Ольги Эдельман. В статье утверждалось, что ещё 10 мая 1948 года официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана литературным вымыслом.

Считают, что расследование военной прокуратуры было направлено против попавшего тогда в опалу маршала Жукова, который активно поддерживал награждение панфиловцев. Хотя вряд ли это могло быть серьёзным компроматом на маршала.

Чему же верить: документам государственного архива РФ или публикациям журналистов?

В 1948 году Главная военная прокуратура установила, что живы ещё трое участников боя под Дубосеково: Герои Советского Союза Даниил Кужебергенов, Иван Шадрин и сержант Иван Добробабин. Но все они были в плену. По уставу красноармеец не должен был сдаваться, а сдавшийся считался предателем.

Ещё в ноябре 1947 года прокуратура Харьковского гарнизона арестовала Ивана Добробабина за сотрудничество с немцами (он служит полицаем). При обыске у него была обнаружена книга о 28 героях-панфиловцах, где было написано, что Добробабин — один из этих погибших героев-панфиловцев, Герой Советского Союза.

В 1989 году Иван Добробабин заявлял, что он лично поджёг четыре танка. По его словам, он был взят в плен полуживым. Из лагеря военнопленных бежал и в 1942 году по немецким тылам добрался до своего родного села Перекоп в Харьковской области. Там он устроился служить немецким оккупационным властям в старостате (по его словам – вынужденно).

«Допросом ДОБРОБАБИНА установлено, что в районе Дубосеково он действительно был (там и сдался немцам в плен), но никаких подвигов не совершал и все, что написано о нем в книге о героях панфиловцах, не соответствует действительности». (справка с.1).

Справка_1

Красноармеец КУЖЕБЕРГЕНОВ Даниил Александрович поднял руки и сдался в плен. «По ходатайству командира 1075 полка – полковника КАПРОВА, вместо КУЖЕБЕРГЕНОВА Даниила, был включен в Указ о награждении, якобы, погибший в бою с немецкими танками под Дубосековым КУЖЕБЕРГЕНОВ Аскар. Однако, в списках 4 роты КУЖЕБЕРГЕНОВ Аскар не значится, и, таким образом, не мог быть среди «28» панфиловцев». (справка с.3).

Справка_3

Можно ли упрекать человека за то, что он хотел выжить?

Некоторые считают: если жизнь даётся только раз, то ради сохранения своей жизни можно совершить любое предательство.
Если жизнь даётся только раз и бессмертия не существует, стоит ли жертвовать своей жизнью во имя чего-либо?
Заслуживает ли какая-нибудь идея, чтобы отдать ради неё жизнь?
Что важнее: жизнь или идея?

По Дарвину всякого рода идеология является просто обманом одних ради процветания других.

Что дороже: своя единственная жизнь или любовь к Родине?
В годы войны умирали со словами «За Родину!» И где сейчас эта родина СССР?
В Украине Бандера теперь герой нации, как и легионеры СС в Латвии.

Никто не хотел умирать. Героизм часто был вынужденный: либо сдаться, либо умереть. Один ветеран мне рассказывал, как воевал под Москвой: «или грудь в крестах, или голова в кустах», но больше «голова в кустах».

Я не возьмусь ни утверждать, ни отрицать подвиг 28 панфиловцев. Пусть это сделают историки. Но то, что Москву враг не взял, этот факт говорит в пользу героев. Если бы их не было, Гитлер взял бы Москву.

Спорить о том, был подвиг или не был, всё равно что спорить, кому именно установлен мемориал «неизвестному солдату» у кремлёвской стены.
Подвиг «28 панфиловцев» является собирательной легендой о подвиге всех советский солдат: русских, киргизов, казахов, белорусов, украинцев …
Подвиг Александра Матросова (который грудью закрыл амбразуру дота) совершили более 400 человек; более полусотни — до Матросова; один при этом даже выжил.
«28 панфиловцев» стали символом героизма, как Брестская крепость и как блокадный Ленинград.

Говорят, история войны пишется четыре раза. Первые две истории создаются органами пропаганды сторон по ходу боевых действий. Третья история состоит из мемуаров. Четвёртую историю пишут историки.

Сознание людей мифологично. Горькую правду о жизни могут выдержать не многие. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Всю жизнь мы в плену мифов. Правду искажают, даже не желая того.

Что же побуждает создавать мифы?

«Когда обществу предлагается красивый и понятный миф, цензура как таковая становится ненужной. Но государство не должно быть ни адвокатом «народных героев», ни прокурором для учёных, задача которых – поиск истины», – считает историк Кирилл Леонов.

В октябре 2016 года министр культуры РФ Владимир Мединский сравнил панфиловцев со спартанцами: «Их подвиг символичен и находится в той же череде подвигов, как 300 спартанцев».

О подвиге спартанцев впервые я узнал в двенадцать лет, когда посмотрел американский фильм «300 спартанцев» режиссёра Рудольфа Мате. Тогда все мальчишки были воодушевлены этим фильмом, фраза «со щитом или на щите» стала для нас крылатой.

Несколько лет назад я специально поехал Грецию, чтобы побывать на месте сражения спартанцев с персами в ущелье Фермопилы и разобраться в истории подвига.

Когда в результате предательства греки оказались в окружении, большинство отрядов из объединённого греческого войска отправились по своим родным городам. Прикрывать отход остались только 300 спартанцев царя Леонида, 700 феспийцев и 400 фиванцев. Фиванцы сдались на милость Ксеркса. Защищать отход остались только спартанцы и феспийцы.

А был ли подвиг? – Для военных этот вопрос давно решён: чтобы прикрыть отход главных сил, нужно пожертвовать частью, оставив арьергард ради спасения отступающих.

Ксеркс предложил Леониду сдаться. На что царь Леонид ответил лаконично: «Приди и возьми»!
Все спартанцы погибли. Всего в сражении под Фермопилами пало, по словам историка Геродота, до 20 тысяч персов и 4 тысячи греков.
Останки царя Леонида были перезахоронены в Спарте спустя 40 лет после его гибели.

Гибель отряда под начальством царя Леонида в сентябре 480 года до н. э. стала легендой. Хотя другой такой же отряд из 300 спартанцев был также полностью уничтожен в 3-й Мессенской войне (середина V века до н. э.), но об этом мало кто знает.

Как известно, исторические мифы заказывают политики. О подвиге 300 спартанцев надолго забыли, пока Наполеон в 19 веке не реанимировал эту историю для воодушевления своих солдат.
Попытки эксплуатировать историю ради своих политических целей делал и Муссолини, поставив историю древнего Рима на службу своему фашистскому режиму.
Любой властитель насилует историю, превращая известные мифологемы в нужные ему идеологемы.

«История — это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь. Но главное мотивы, мотивы! А их-то и не знает история! … В конечном итоге победа принадлежит тому, в ком жажда справедливости сильнее страха смерти!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Согласны вы со мной или нет, но в любом случае фильм «28 панфиловцев» посмотреть стоит. Это народный фильм, снятый на народные деньги, про подвиг нашего народа, для памяти нашего народа, о непобедимости нашего народа!

Главное можно сформулировать в трёх основных тезисах:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.

А для Вас лично важнее ГОРЬКАЯ ПРАВДА ИЛИ СЛАДКИЙ МИФ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Алла

Без сказок, мифов, легенд и сказаний - нет наших представлений о ДОБРОДЕТЕЛИ. Именно в них и состав и содержание самой добродетели.
За каждой сказкой, мифом или легендой всегда стояла, стоит и будет стоять общезначимая ИДЕЯ общественного (семейного, родового, национального или общечеловеческого) самосохранения. И приравнивать миф, либо легенду к понятию "ложь" - есть преступление против того, что мы называем человеческим в человеке.

Аватар пользователя fidel

И приравнивать миф, либо легенду к понятию "ложь" - есть преступление против того, что мы называем человеческим в человек

надо это так понимать так, что люди живут сказками и это самое человеческое в человеке ?

Аватар пользователя Алла

Евреи же живут "сказками" из Торы.

Аватар пользователя Дмитрий

А для Вас лично важнее ГОРЬКАЯ ПРАВДА ИЛИ СЛАДКИЙ МИФ?

Почему-то вспомнился стишок-пирожок:

ты рассказал мне просто правду
а я ужасную хочу
такую чтобы обосраться
завыть забиться захрипеть

Аватар пользователя fidel

тоже пирожок :) 

мы все в дерьме причем настолько
что больше некуда уже
по крайней мере так казалось
всего лишь час тому назад

Аватар пользователя Евгений Силаев

  

   Спасибо, Николай, хорошие рассуждения.

   Миф поэмы Парменида "О природе" и через 2,5 тыс. лет несет людям актуальные знания.  А многие научные теории уже через 100 лет опровергаются и в этом их суть.  

   ЕС .      

  

Аватар пользователя Феано

Присоединяюсь, хорошие размышления. Да почти любая история по сути мифологизация, даже самая ближайшая. Надо ли рассказывать, как сильно отличаются учебники по истории в разных странах, как часто они переписываются в угоду политике, как много фальсификации, даже в гос.архивах...  становится понятной и вражда народов, и корни ее. Миф, сказка и легенда - главные воспитатели. Что касается выражения "сказка ложь, да в ней намек", то в нем слово "ложь" со знаком + Тут есть сказка "Ложь и истина".   А что такое правда?  И правда, и вымысел, и ложь... все относительно.

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Знаете, Феано, читая рассуждения А.Ф. Лосева о философии мифа, я понял, что миф-  идеальная форма  образования правильного  мировоззрения для  многих людей.  

    ЕС

Аватар пользователя fidel

Феано, 3 Декабрь, 2016 - 18:58, ссылка

Присоединяюсь, хорошие размышления. Да почти любая история по сути мифологизация, даже самая ближайшая.

аналогично существует масса людей уверовавших в реальность мифа и сделавших из него догму, закрываюшую их от реальности непробиваемым щитом.

Аватар пользователя Феано

аналогично существует масса людей уверовавших в реальность мифа и сделавших из него догму, закрываюшую их от реальности непробиваемым щитом.

Верно. И все зависит от воспринимающего мир, от того, что именно называет он реальностью.  Для многих верящих в Бога (Высший Разум, Космический Принцип...) людей именно божественная реальность имеет ценность, а преходящий мир реален постольку, поскольку в нем растет и формируется главное - Реальность изначальная.  Любой план жизни, мысли, чувства... реален для воспринимающего.  Вера не только закрывает людей щитом от постороннего или вредоносного для их ума, души и духа влияния, но дает крепкую опору для сотворения своей новой Реальности.  По сути любая реальность - материализовавшийся верой вымысел - Игра Сознания.

Аватар пользователя fidel

боюсь что вы принимаете желаемое за действительное - вера в религиозные догмы дает наилучший способ ограничить реальность только тем, что вписывается в систему верований, закрыться щитами своих иллюзий от реального мира.

По сути любая реальность - материализовавшийся верой вымысел - Игра Сознания.

отчасти согласен, но только до тех пор пока вы не пытаетесь свести реальность сознания к реальности своего индивидуального ума. Сознание содержит все, а не только женские фантазии на ее тему

Аватар пользователя Феано

fidel, 4 Декабрь, 2016 - 16:27, ссылка 

отчасти согласен, но только до тех пор пока вы не пытаетесь свести реальность сознания к реальности своего индивидуального ума.

Разумеется, не к реальности ума, но к Реальности целостного мировосприятия. Она уникальна для каждого, и едина для всех, одновременно, в этом смысл творения - в неповторимости творческого проявления Единого Принципа.

 боюсь что вы принимаете желаемое за действительное - вера в религиозные догмы дает наилучший способ ограничить реальность только тем, что вписывается в систему верований, закрыться щитами своих иллюзий от реального мира.

А вы не бойтесь, но откройте границы вашего мира восприятия шире, вместив в него все ограниченные верой другие миры, как свои внутренние "фракталы". Когда поверите в истинность вашего целостного мира, в Реальность, увидите, что нет многих миров, неправильных убеждений, нет противоречий, разных вер, догм и границ...

А до тех пор полезны сказки, мифы, религии, мистерии, ложь и правда, относительные убеждения...

Аватар пользователя Алла

Феано, 5 Декабрь, 2016 - 12:06, ссылка

А до тех пор полезны сказки, мифы, религии, мистерии, ложь и правда, относительные убеждения..

Это кому? и до каких-таких "тех пор" полезны? 

Тогда как без мифов, сказок, легенд и сказаний и без желания жить в правде - нет самой Добродетели, - нет её состава, нет и содержания добродетели.

Аватар пользователя Феано

Алла, 5 Декабрь, 2016 - 12:32, ссылка 

Все верно. Без сказок, мифов о сотворении мира нет мира, нет Добродетели.

Что такое Сказочники на нашей планете

Это кому? и до каких-таких "тех пор" полезны? 

Всем нам, живущим во времени планеты нужны земные сказки и мифы.

Аватар пользователя fidel

Когда поверите в истинность вашего целостного мира, в Реальность, увидите, что нет многих миров, неправильных убеждений, нет противоречий, разных вер, догм и границ...

единственно хочется вам сказать что  реальность настолько странна что иногда можно от переживания ее странности умереть Вы живете в придуманном вами мире

Аватар пользователя ZVS

Вы живете в придуманном вами мире

 Эт-то точно. Только не стоит забывать, что тоже самое можно сказать про любого. Каждому воздастся по вере его. Делайте ваши ставки..

Аватар пользователя Алла

ZVS, 5 Декабрь, 2016 - 18:30, ссылка

Придуман нами мир, в котором живём, или нет - недоказуемо.
Но вот операции, которыми мы пользуемся в натуральной деятельности, - одни и те же и для всех сразу. Да и математика, как язык операций, - одна и для любых "придуманных" миров.

 

Аватар пользователя Феано

Алла, 6 Декабрь, 2016 - 06:33

 Придуман нами мир, в котором живём, или нет - недоказуемо.

А то, что вы не придуманы, чем (кем) доказуемо? 

Да и математика, как язык операций, - одна и для любых "придуманных" миров.

А математика, язык операций... "для придуманных миров" - непридумана, то есть, "стихийно самопородилась" Наука всех наук? Не смешно?

Аватар пользователя Алла

Феано, 6 Декабрь, 2016 - 09:03, ссылка

Вы не знаете разницы между отражением и отображением.
А точнее: Вы считаете, что нам не присуща рефлексия (рекурсия) и что всякое наше восприятие может быть только отображением.

Аватар пользователя Феано

Алла, 6 Декабрь, 2016 - 09:18, ссылка 

Вы не знаете разницы между отражением и отображением.

Хотите сказать, что в вашем восприятии мой мир восприятия отображается более истинным отражением? Так это ваша полуправда, с вами не спорю :)  Более точно я высказалась здесьА тут мне нечего больше добавить.

Аватар пользователя Феано

ZVS, 5 Декабрь, 2016 - 18:30, ссылка

Согласна:)

 

 Рождение Галактики

Тема: Мир
Автор плэйкаста:МгновениЯ
Создан: сегодня, 14:49

Аватар пользователя Феано

fidel, 5 Декабрь, 2016 - 17:44,

реальность настолько странна что иногда можно от переживания ее странности умереть Вы живете в придуманном вами мире

Мне счастливо живется в мире, который "я" придумываю и воплощаю, но не всегда это удается мне земной, поэтому часть "я" умирает, превращаясь в более сознательную часть. ... И караван идет... Странности необходимы в реализации замысла эволюции на пути к Совершенству. Вот суфийская притча об этом.

Путник, Странность и Торопливость

Наш  Путник  чтил  устои  старины
И  длинные  маршруты  выбирал
Для  разных  путешествий,  что  свершал.
(Не  так  ли  ищут  цель  свою  умы…)
Второго  звали  Странность  потому,
Что  странным  ничего  он  не  считал,
Хоть  сам  в  глазах  людей  и  пребывал
Загадкой  странной  умному  уму…

А  имя  Торопливость  уж  само
Обычно  за себя  и говорит.
Он,  время  экономя,  всё  спешит,
Кратчайший  ищет  путь,  но  не  дано...
На  деле  все  кратчайшие  пути
Оказывались  длинными.  Итак,
Те  трое  шли  да  шли...   

Вдруг  видят  знак
И  стрелку,  что  велит  с  пути  сойти...

далее тут http://stihi.ru/2006/12/06-941 

Аватар пользователя Корвин

Чем новая, российская пропаганда отличается от советской? Старая, советская была т.с. онтологической. Она доказывала что нужное ей есть или было. Оно, это нужное, конечно не всегда было, и если было, то не совсем так было. Новая - прагматическая. Было или нет для нее не важно. Она доказывает что выгодно верить что было.

Аватар пользователя ВФКГ

Даже на моём веку: 60-е - 80-е г.г. много говорилось о распространённости приписок в отчётах и статистике, а при невозможности проверки и потребности пропаганды боевого духа, потери противника можно было смело удваивать.

Но действительная проблема заключается не в героизации наших и не в демонизации противника, а в отвлечении внимания населения от сути происходивших и происходящих политических / геополитических процессов на частно-локальные сюжеты. Никакому министру или режиссёру не приходит мысль создать фильм о последних совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий, стран СЭВ, Варшавского договора по реанимации социалистического лагеря. От Горбачёва лишь однажды слышал, что никто не мог предложить приемлемый вариант полит-экономической и идеологической реабилитации коммунизма - социализма, марксизма.

Если об этом говорить, то возникают вопросы: о том, что защищали победители? Почему идеологические враги большевиков  стали спасать своего "могильщика"? Почему клика Сталина была заинтересована в ликвидации буферной зоны между СССР и Германией, чтобы потом ссылаться на вероломство и неожиданность начала войны? Почему даже через четверть века после развала соц. лагеря и СССР нагнетается ностальгия по советскому прошлому, но нет точных данных о человеческих потерях во время войны, причинах, результатах и последствиях социально-политических репрессий в СССР, Китае и вообще - соц. лагере?

Только потому, что подавляющему большинству обывателей удобнее и спокойне бездумно жить в стилизованной пропагандистскими мифами и легендами нереальной "реальности".