Материя

Аватар пользователя Горгипп

Впечатление, что философия – та, что нынче на виду – похоронила материализм. Рановато.

Всякая развивающаяся теория, получив опровергающие её факты, отыскивает в себе внутреннее противоречие, вскрывает ошибку в построении, выдвигает новое основание, пересматривает с его позиции старые понятия и формулирует следующие, оставаясь вроде бы той же, что была, но оказываясь по существу другой. Здесь речь пойдёт о перестройке прежней материалистической диалектики, для чего пришлось вернуться к исходной теории – гегелевской. Важным результатом является определение категории материя.

Выдвинуто новое, универсальное основание: системное устройство объекта. Наперёд важно уяснить, что относится к системной логической форме, в какой пребывает предметное содержание объекта.

Объекты обладают различными предметными качествами и свойствами. Какие-то из них вступают во взаимодействие и образуют новый объект, более сложный, чтобы совершить действие с иным объектом. При этом между ними устанавливаются причинно-следственные связи и конструктивные отношения. Что такое последние?

Диамат говорил об объекте, раскрываемом с разных сторон, в различном отношении к другим. Однако, кроме того, объект представляет собой конструкцию, в которой составляющие его объекты как части находятся в отношениях, определяемых ею как целым. Отсюда понятие конструктивные отношения. Это исходное - непосредственное – относительное – относительное относительного – соотносительное, или завершённое. Вместе с соответствующими связями они составляют логическую форму объекта, системную.

Связи и отношения не существуют сами по себе, они – результат аналитико-синтетического процесса взаимодействия предметных сторон объектов. Используя предметные качества и свойства, всякие объекты выстраивают действие согласно системной форме связей и отношений, потому их предметное взаимодействие приобретает логический характер, а совместно производимое действие – логически положенного, «разумного».

Итак, о перестройке материалистической диалектики.

«Мы чувствуем внутренний протест против понимания внутренней деятельности вещей как мышления, так как говорим, что мышлением человек отличается от всего природного; мы должны, следовательно, говорить о природе как о системе бессознательной мысли, как об окаменелом интеллекте, по выражению Шиллинга», - известное высказывание И.В.Ф. Гегеля, содержащее подсказку, как правильно совершить vice versa, «поставить с головы на ноги» (Ф. Энгельс) его теорию, чтобы шагнуть от объективного идеализма к действительному материализму.

Раскрыть «внутреннюю деятельность вещей» как «систему бессознательной мысли» - подобие формы процесса мышления. Однако, у Гегеля мыслит субъект: человек, обладающий сознанием и самосознанием, чего, мол, нет у вещей. Следовательно, нужно также раскрыть её одновременно как системный процесс отражения и самоотражения, что переведёт вещь в ранг субъекта. Тогда можно будет проследить историю субъектов и альтернативно гегелевскому - религиозному - объяснить возникновение и существование человека.

В собственно теоретическом же плане - решить основной вопрос философии об отношении материи и духа (идеи вещи), чтобы идеалистическую теорию перестроить в материалистическую. Всякая идеалистическая строится с опорой на Создателя или нечто подобное по смыслу, всякая материалистическая – признаёт «создателем» материальное движение как самодвижение, саморазвитие. Взаимоисключающие позиции. Противоречие. Разрешить его может синтез (по Гегелю!) понятий идеальное и материальное, в результате которого возникнет синтетическое понятие: тождество противоположных понятий, тех же, но других. А именно: идеальное следует представить как материальное, а материальное - как идеальное. С первым проблем нет: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс, перефразируя Гегеля. – С.В.). Со вторым – труднее: дать развёрнутое определение категории материя, которая до сих пор лишь обозначает, с лёгкой руки В.И. Ульянова, объективную реальность.

В старой материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Уточнёное определение: материя - системно устроенный по форме процесс взаимодействия объектов посредством самоотражения, благодаря которому они выступают субъектами действия и отношения, осуществляют предметное самодвижение, саморазвитие путём противоположностей.

Понятие материя обозначает и названным образом определяет объективную реальность. Например, физическая материя – системно устроенный физический субъект действия и отношения, скажем, атом; социальная материя – системно устроенный общественный субъект действия и отношения, скажем, личность.

Системное устройство как логическое основание, форма - абсолютная истина. Оно являет материю как деятельную, суть творческую. Существование существующего как развитие есть деяние, творение: положительное – созидающее и отрицательное – порушающее.

Один субъект для другого выступает объектом воздействия. Преобразование объекта субъектом в необходимый продукт есть действие. В связи с результатом действие имеет положительное или отрицательное значение и необходимое отношение к нему, положительное или отрицательное, ценностное.

Отношение полагает действие, действие - отношение… Одно – противоположность другого. Например, культура есть выражение действием межсубъектных ценностных отношений. Скажем, танец журавлей в период гона и танец «маленьких лебедей» в период пертурбаций в советской стране…

Субъект действия и отношения образует с другими причинно-следственные связи (прямые, обратные и другие), вступает в конструктивные отношения (непосредственные, относительные и другие). Взаимодействие осуществляется средствами действия и сообщения.

Объект (субъект) - повторяющийся и развивающийся системный процесс, а именно: последовательное, поэтапное построение связей и отношений предметных сторон вовлекаемых объектов, необходимое для получения продукта совокупным действием и отношением применительно к иному субъекту – объекту воздействия. Разворачивающееся аналитико-синтетическое самопостроение объекта как группового субъекта действия и отношения есть самодвижение в направлении от простого к сложному, положительное саморазвитие.

Строение объекта представляют а) пространственно-временная конструкция (рассматривается отдельно. – G.), б) структура, в) предметная основа самоотражения - связи и отношения объектов структуры, г) логическая основа самоотражения – отражённые предметной основой самоотражения собственные связи и отношения объекта воздействия.

С одной стороны, объект представлен уровнями различных по функции взаимодействий, составляющих иерархическое единство, или структуру - предметное содержание, с другой – как аналитико-синтетическое образование с иерархией связей и отношений, составляющих систему - логическую форму.

Структура - предметное содержание в логической форме системы.

С точки зрения логической формы объект есть логический субъект, а предметного содержания – предметный субъект. Логическому субъекту подчинён предметный, то есть он сам как объект. Это отношение самоотражения.

Почему логическому субъекту подчинён предметный? Потому что функционирование и перестройка связей и отношений является определяющим моментом предметности объекта. Например, дети строят из кубиков и домик, и паровозик… и человечка. Если предусмотреть способность объектов к самоотражению, основанное на отражении всего внешнего, то получится, образно говоря, что «кубики» сами могли бы выстроить и то, и другое, и третье.

Объект как логическая система - дихотомическое единство противоположных элементов движения раздвоенного единого тела. Например, человека и опоры, полушарий головного мозга, диплоидного набора хромосом зиготы. А объект как предметная структура – целое, состоящее из частей, объединённых логической формой. Элемент сам по себе – система, часть сама по себе - целое.

Нераспознанная старым материализмом идея теории – системно устроенная реальность, или материя - была у него на виду: «система бессознательной мысли». Но поработать на этом направлении даже не помышлял, категорически отвергал гегелевскую «логику вещей».

На этом же направлении открывается следующая перспектива:

а) установить процессуальные законы самодвижения, или диалектические, такими, какие они есть в действительности, независимо, является ли оно (самодвижение) материальным, протекая вне сознания, или идеальным, осуществляемым сознанием.

Понятия процессуальных законов самодвижения составят логическую теорию объекта вообще (диалектику)

б) выразить самодвижение в универсальных предметных понятиях.

Они составят предметную теорию объекта вообще.

Таким образом, первая как логическая форма и вторая как предметное содержание составят раздвоенную единую логико-предметную теорию объекта вообще, или завершающую материалистическую теорию философии.

Решается вопрос о материи как философской категории для обозначения объективной реальности. Она (категория), как всякое понятие, получает полное определение в виде логической теории объекта вообще, какая в одном слове: теоретическая материя (логическая). Или материальное (в старом понимании), представленное как идеальное.

Реальность, объяснённая этой теорией и предметно демонстрируемая в её логической форме, есть теоретическая реальность (предметная материя). Или идеальное (в старом понимании), представленное как материальное.

В целом новое синтетическое понятие идеальное-материальное составлено как тождество противоположностей: первое – суть системные связи и отношения, логическое, второе – суть структура, предметное. Взаимоисключающие понятия идеальное и материальное преобразились в синтетическое понятие логическое-предметное.

Далее о предельно сложной материи, наисложной.

Исследование любого на выбор реального процесса от исходного состояния до завершённого обнаружит в лице абстрагированных связей и отношений задействованных в нём объектов, каким пребывает по форме и должны бы его знать и активно использовать полное и правильное мышление человека в единстве с чувственной стороной, содержанием. Единство человеческих мыслей (логическое) и чувств (предметное) есть предельно возможное в природе самоотражение – раздвоенное единое самосознание.

Самосознание человека состоит в отношении к реальности как идеальное к материальному (в новом понимании) и без этого отношения невозможно. Ибо первое заключает в себе опосредствованно представленное второе: «другое себя в другом» (Гегель). Развиваемая человеком глубина и широта объективного познания и преобразования реальности выражается характеризующим его самосознание понятием – интеллект, разум. Он суть философия, обосновывающая действия и отношения субъекта.

Поскольку интеллект схватывает объект как системный процесс в раздвоенном единстве логической формы и предметного содержания и сам точно такой же по устройству процесс тождественного отражения, постольку нет нужды разделять диалектику на субъективную и объективную - это одно и то же. Творческое мышление человека подчиняется тем же процессуальным законам самодвижения, что и независимый от него объективный процесс…, а не помимо диалектических (как понималось): ещё и своим специфическим гносеологическим и логическим принципам.

Так как интеллект принадлежит человеку как субъекту действия и отношения, то остаётся субъектным, то есть деятельным, выводящим к истине, но и субъективным: индивидуально своеобразным, скажем, более мыслительным (логическим) или чувственным (предметным) и в той или иной мере объективным, соответственно достигнутому уровню знания объекта.

Человек, с одной стороны, нечто знает об объекте, а с другой - не знает. Отсюда, тождество конкретного мышления и объективного процесса предполагает различный уровень объективности человека, а нетождество – соответствующую субъективность.

Объективное отражение - необходимое условие достижения истины. Неважно, отдельный человек или общество продвигаются к истине, важно, что продвижению способствует диалектика, лишённая какой бы то ни было субъективности. Человек может быть субъективным, но не диалектика – она всегда объективна. Всё зависит от того, знаем ли и применяем ли диалектику полно и правильно.

Всякий объект реальности представлен в единстве формы и содержания, составлен из менее сложных и входит в состав более сложного объекта… Чем в более сложных иерархических связях и отношениях раскрывается данный объект, тем ближе человек к предельной конкретной истине, но не достигает её, если не подходит к его познанию системно, диалектически. Остаётся в каком то отношении субъективным, заблуждающимся.

Быть предельно объективным, значит опираться в действии и отношении на универсальные философские определения объекта вообще, образовывать тождество логического и предметного, «понятия и вещи» (Гегель). Логическое построение обосновывает и направляет предметное, благодаря чему находится истина, или достоверное знание.

Связанные материалы Тип
материя по Плотину и стоикам Дмитрий Косой Запись
Аль-Кинди. Эффект потери Тела Матери Дмитрий Косой Запись
Юсупов Роберт Алмазович. Что такое "существование" Роберт Юсупов Статья

Комментарии

Аватар пользователя Lak

Ленин В.И. «… логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения…( современная наука рассматривает глубокую связь отражения с информацией). «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». П.С.С.

(если учесть, что наука, техника и энерговооруженность ноосферы развивается, эволюционирует по возрастающей, с тенденцией к интеграции всех систем взаимодействия с природой в единую мировую регулятивную систему.
То рано или поздно цивилизация придет к созданию качественно-нового научно-технического средства в познании и освоении всей нашей вселенной «интегрированного орудия труда», перерабатывающего потенциальную информацию материального мира – собирательная материализация прошлого для будущего, как необходимое условие для творения нового мира – «высшая форма активного регулятивного отражения»).

Аватар пользователя Горгипп

современная наука рассматривает глубокую связь отражения с информацией

Информация - конкретно-научный термин. Отражение - имеет отношение ко всему. В том числе к информационным процессам.

Аватар пользователя Ron

Слово "суть" считается множественным числом от связки "есть", поэтому когда в Ваших текстах встречаешь выражения вроде "суть структура", "суть философия", то это вызывает недоумение. Я тоже иногда сознательно нарушаю правила, например, вместо "ни при чём" пишу "не при чём" (ну, кажется в некоторых случаях более естественным и баста!), или ставлю подряд две закрывающие кавычки (потому что текст особо чувствителен к логике выражения). Всё это рискованно. Читатели могут подумать о невежестве автора...

Аватар пользователя Горгипп

Значение слова Суть по Ожегову:
Суть - Самое главное и существенное в чем-нибудь, существо 1, сущность

Слово "суть" считается множественным числом от связки "есть"...Читатели могут подумать о невежестве автора...

Читатели различаются по тому что читают... У меня есть шанс остаться в веждах, а у Вас - попасть в невежды :)).

Аватар пользователя Сергей Борчиков

...выражения вроде "суть структура", "суть философия" вызывают недоумение.

Очень интересный филологический вопрос. И хотя филологи до сих пор спорят, но все же более менее устоявшееся правило таково:
мн.ч. - суть - мн.ч или ед.ч.
Выражение: второе суть структура - точно неправильно,
а вот выражение: первое, второе и третье суть структура правильно.

Аватар пользователя Горгипп

Сергей Алексеевич, спасибо. Я уже пояснил в каком значении употребляю слово "суть": самое главное и существенное в чем-нибудь, существо 1, сущность. В значении современного языка.

Аватар пользователя Ron

Сергей Борчиков: "Выражение: второе суть структура - точно неправильно, а вот выражение: первое, второе и третье суть структура правильно"

Тогда уж надо пояснять и ситуацию, когда под словом "второе" (синтаксически единственное число) по контексту подразумевается множество (семантическая множественность).
Кстати, указанная Вами вторая ситуация весьма искусственная - содержательно её трудно представить. Кажется, было бы более естественным вместо "структура" написать "структуры".

В общем, тут легко запутаться, а у меня правило предельно простое: применение связки "суть" ошибочно, когда по смыслу предложения не чувствуется множественности.

Аватар пользователя mp_gratchev

Горгипп:

"В целом новое синтетическое понятие идеальное-материальное составлено как тождество противоположностей: первое – суть системные связи и отношения, логическое, второе – суть структура, предметное".

Ron:

"у меня правило предельно простое: применение связки "суть" ошибочно, когда по смыслу предложения не чувствуется множественности".

Юрий Владимирович, в тексте Горгиппа слово "суть" как грамматическая связка вообще лишнее, поскольку уже имеется грамматическая связка в виде 'тире'. Мне видится намерение Горгиппа сделать смысловой акцент на "предметном" и "логическом". Предлагаю такой вариант соблюдения и грамматической, и смысловой правильности:
"В целом новое синтетическое понятие идеальное-материальное составлено как тождество противоположностей: первое – [по сути] системные связи и отношения, логическое, второе – [по сути] структура, предметное".
--

Аватар пользователя Горгипп

в тексте Горгиппа слово "суть" как грамматическая связка вообще лишнее, поскольку уже имеется грамматическая связка в виде 'тире'.

Спасибо, Михаил Петрович! Так и есть. Тире надо убрать. Техническая ошибка.
Здесь значение суть есть сущность.

Аватар пользователя Дилетант

7.11.2012.

«идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»

Идея понятна. Идея должна в чём-то находиться, если не в голове, то в другом месте (похожем на голову).
Пока мы не двигаемся, то не ощущаем воздуха - его нет. Как только начинаем двигаться, то ощущаем воздух. Аналогично, рыба в воде. То, что нас толкает, то и есть нечто материальное. Получается, что воздух сам по себе - это не материя. Мы его ощущаем как материю только во взаимодействии. Либо он на нас "давит" в виде ветра, либо мы на него "давим", например, при эксперименте измерения его плотности. Поэтому, по простому соображению: Материя - это оформленная субстанция. Это ещё не объективная реальность, потому что нет субъекта, который бы её ощущал и рефлексировал согласно ощущению - то есть, мог выбрать - толкать или не толкать. А есть только формы, которые "толкают" друг друга.
Таким образом, образуется аксиоматика: субстанция, форма и завершившийся (или незавершённый) процесс (оформленная) - оно же Изменение. Мы же чУвствуем изменение: остаётся субстанция и её изменение. Или Движение и то, что движется. Мы никогда не узнаем про бетонную стену, пока не "сдвинемся" с нею. И никогда не узнаем, что мы находимся в бетонной стене, пока не начнём в ней двигаться. Более того, если представим себя "эфемерными", проходящими сквозь бетон, то для нас бетон не будет материей, если не будет оказывать препятствия. Не потому ли люди устроены так, что всегда им нужно препятствие, чтобы с ним потом бороться...
Добавлено 8.11.2012.
Простые формы, толкающие друг друга. Образовалась новая форма, внутри которой появилась простейшая возможность выбора - толкать или не толкать (соседа). Явно эта новая форма ВНУТРИ сложнее прежней, у которой нет выбора. Можно предположить, что конструкция Винера-Парменида (условное название источника единицы информации) сложнее, чем эта "первая" "мутация" простой формы.
Субъект - простейшая форма, в которой есть простейшая возможность выбора "да" или "нет". Эта простейшая возможность выбора должна быть реализована, иначе невозможно отличить субъекта от простой формы. То есть, должен быть "выход" действия НАРУЖУ. Отсюда, объект - та форма, которую толкает субъект. Причём не важно, простая это форма или другой субъект. Можно ли называть "простые формы" объектами (при отсутствии субъекта)?
Рассуждения основаны на логике (рацио), но для получения окончательного действия (рацио) решение должно сформироваться (усилиться) до устойчивой определённости "да" или "нет". Устойчивое (рацио) должно появиться из неустойчивого (иррацио???). Усиление происходит путём добавления (убавления) того же качества, по основанию которого производится сравнение. Сравнение происходит в "режиме" иррацио??? Интересно, откуда взялась эта "мутация"...

Аватар пользователя Горгипп

Теперь всё то же скажите в двух словах, теоретически.

Аватар пользователя mitin_vm

Здравствуйте Сегей Васильевич!
Рад Вашей некоторой самостоятельности в высказываниях. Но, для того, чтобы быть современным физиком нужно, по крайней мере, знать основы физики. Для того, чтобы рассуждать правильно, нужно знать основы науки познания, каковой является наука НеоКлассической Философии.
Спасибо за Ваше, личное мнение по проблеме.
С уважением,

Митин В.М.

Аватар пользователя bravoseven

Сергей Васильевич,

Связи и отношения не существуют сами по себе, они – результат аналитико-синтетического процесса взаимодействия предметных сторон объектов.

Связь Луны с Землёй существовала сама по себе задолго до наших анализов и синтезов. Спорим?

Аватар пользователя Горгипп

Спорим?

Назовите эту связь, может быть, и проспорю...

Аватар пользователя Сергей Александров

Вы как-нибудь определитесь: материалист Вы, или солипсист.

Аватар пользователя bravoseven

Сергей Васильевич,

Назовите эту связь, может быть, и проспорю...

Я бы назвал эту связь гравитационной. Хотя как ни назови, существование связи от именования не меняется. Спорьте.

Аватар пользователя Горгипп

Спорить не о чем. Для порядка переспросил, есть ли неизвестная связь, известная только Вам, существующая сама по себе, без объектов? Нет. Речь о прямой, обратной и т.д. причинно-следственных связях.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Сергей Васильевич!

С интересом прочитал Ваш текст, и вот несколько вопросов.
Вы пишете: «В старой материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Уточнёное определение: материя - системно устроенный по форме процесс взаимодействия объектов посредством самоотражения, благодаря которому они выступают субъектами действия и отношения, осуществляют предметное самодвижение, саморазвитие путём противоположностей»

Ваше «Уточненное определение материи» стало, почему-то, вообще не материалистическим! У Вас, материя превратилась в «ПРОЦЕСС», нечто — идеальное, и в отличии от "старой материалистической философии", перестала быть «субстанцией» (основой) всех вещей и явлений в мире.
Трудно понять Ваш «процесс взаимодействия объектов посредством самоотражения». Если уж «самоотражение», причем тут взаимодействие с другим объектом?
Из Вашего словосочетания: «осуществляют предметное самодвижение» неясно, в чем особенность именно «предметного» самодвижения объектов?
Ваше словосочетание: «саморазвитие путём противоположностей» — вообще, не на русском языке…

ЕС

Аватар пользователя Горгипп

В старой философии материя определяется как категория и субстанция. Попытайтесь "помирить" эти понятия.

материя превратилась в «ПРОЦЕСС», нечто — идеальное

"Идеальное" в процессе всеобщие законы.

Если уж «самоотражение», причем тут взаимодействие с другим объектом?

Понимаю Ваше недоумение. Посмотрите "Самосознание", недавно опубликовал.

неясно: а) «осуществляют предметное самодвижение», б) «саморазвитие путём противоположностей» — вообще, не на русском языке…

Это уже не ко мне, к себе лично...
По-русски "путём" означает как надо, как должно.
Отсюда, самодвижение путём противоположностей.
Можно было сказать самодвижение противоположностей, или посредством противоположностей. Тогда бы исчез смысл "как надо".