Гипотеза и абракабра

Аватар пользователя oiisocrat
Систематизация и связи
Основания философии

Гипотеза: цель философии состоит в том, чтобы найти выразительные формы естественного языка, совпадающие со своим смыслом, и на их базе выстроить остов философского здания.

Мои замечания к моей же формулировке гипотезы: 1) «цель философии» - это, пожалуй, некая терминологическая вольность, поскольку философия как достаточно большой набор текстов на различных языках естественным образом не может ставить никаких целей ни относительно самой себя, ни относительно других содержаний, т.е. других наборов текстов на различных языках. Следовательно, «цель философии» как языковая форма не совпадает со своим смыслом, т.к. её смысл выражается другими языковыми формами: цель людей, не лишённых мышления, состоит в том, чтобы выстроить содержание своего собственного разума на безусловно достоверных положениях, совпадающих по форме со своими смыслами; 2) совпадение языковой формы со своим смыслом оказывается гипотезой в гипотезе, в результате чего в первую очередь моему разуму необходимо решить, верна ли гипотеза о существовании таких языковых форм, которые совпадали бы со своими смыслами.

Очевидно, что всё предыдущее основано на том, что мой разум находится в таком реальном состоянии, в котором он может на естественном языке формулировать некие формы, имеющие некий как определённый, так и не совсем определённый смысл, который за явленной формой скрыт от меня в своей не явленной языковой форме — за явленной формой скрывается смысл как не явленная форма. Но, как только я начал являть некую языковую форму, то тем самым я начал являть тот смысл, который возник в моём разуме до самой данной, например, языковой формы. В моём разуме смысл «зацепляется» за смысл, и может быть выражен мной в форме на естественном для меня языке. Могу я утверждать, что зафиксированный в контексте смысл и есть тот смысл, который возник в моём разуме? Что есть связь между контекстом и тем, что происходит в моём мышлении, - это очевидный факт, но есть ли контекст точная копия смысла в моём разуме — это не очевидный факт, а только предположение. Следовательно, я могу утверждать как то, что контекст и есть смысл, а могу утверждать, что контекст есть некоторое приближение того смысла, который существовал в моём разуме на протяжении того времени, когда я его оформлял в виде контекста. И я тут же замечаю, что предыдущее предложение и есть тот смысл, который я хотел выразить и выразил в предыдущем предложении. Этим наблюдением я утвердился в том, что существует контекст, совпадающий с тем смыслом, выражением которого он и является. Но такое однозначное умозаключение тут же приводит меня к необходимости заключить, что все слова, входящие в предложение, которое, по моему же мнению, совпадает со своим смыслом, имеют строго определённый смысл. Очевидно, что смыслы слов не выражены в самом предложении, составленном из этих слов, следовательно, вопреки моим выводам, моё предложение не может совпадать со своим смыслом, поскольку его смысл составлен из не явленных смыслов слов, в него входящих. Итак, всякое предложение, всякий контекст есть совокупность явленного и не явленного смыслов. Далее следует, что какой-либо первородный смысл разумных существ не может быть выражен словесно, и даже более того — не мог и не может быть выражен, вообще, какими-либо внешними проявлениями телесной оболочки разумного существа. Хотя каждый из людей может биться в конвульсиях, выражая тем самым своё несогласие с интерпретацией того, что он желает выразить в качестве своего внутреннего смысла, показывая этим, что внешняя интерпретация смысла не совпадает с тем, который он пытается выразить.

Возникает гипотеза, неотъемлемая от данного контекста: относительность смысла языковой формы неустранима в сообществе людей, говорящих на одном естественном языке. Следовательно, искать слова, совпадающие со своим смыслом, бессмысленно. Такие слова можно только положить в основание того, что задумал тот, кто и берёт их за основу будущего контекста, который и должен будет отразить ту самую задумку субъекта.

Продолжу свои рассуждения: предположу, что я положил, что слово «абракабра» совпадает со своим смыслом. Меня тут же настигло соображение о противоречивости того, что «абракабра» - это слово, т.к. это, хоть и элементарный, но уже смысл того, что я задумал как совпадение со своей формой (впрочем, и форма — это элементарный смысл в текущих рассуждениях). Поскольку смысл — это нечто не материальное, а «абракабра» как формальное слово вполне материально, то оно принципиально не может совпадать со смыслом. Допустим, что «абракабра» есть адекватное отражение смысла «абракабра» (я специально не склоняю это нечто, подразумевая, что оно ещё не обрело смысла «слово», а в моих предположениях и не должно обрести, совпадая со своим смыслом. Замечание: всякое слово естественного языка является словом, т.е. имеет первоначальный смысл — слово, следовательно слово «слово» совпадает со своим смыслом, который входит в смысл всякого слова вместе с некоторыми индивидуальными смыслами конкретного слова) - абракабра и ничего более, никаких дальнейших определений (как бы следуя за Гегелем). Я замечаю непреодолимый барьер: как только я хоть что-нибудь скажу об абракабра, то это нечто тут же потеряет своё непосредственное совпадение с тем смыслом, который это нечто и должно однозначно отразить, не принимая пока ещё на этом этапе смысла «слово». Возникает проблема: чем является абракабра в моём текущем контексте? И, вследствие моих же предположений, я не имею права ответить на этот вопрос, поскольку ответ на него наделит абракабра неким смыслом, отражение которого в языковой форме, очевидно, никак не сможет совпасть с абракабра. И ещё более парадоксально: в самом первом предложении этого абзаца я уже нарушил не наделение смыслом абракабра кроме как абракабра, поскольку утвердили смысл этого нечто - «совпадение абракабра со своим смыслом».

Комментарии

Аватар пользователя Фристайл

Гипотеза: цель философии состоит в том, чтобы найти выразительные формы естественного языка, совпадающие со своим смыслом, и на их базе выстроить остов философского здания.

Небольшая метафора. Очень давно печатающие устройства ЭВМ либо были АЦПУ, либо графические принтеры главным образом рулонного типа. В большинстве своем в вычислительных центрах стояли одни АЦПУ - арифметические цифровые печатающие устройства, которые умели печатать максимум 128 символов. А программистскому люду очень хотелось чего-то нарисовать. Путем порчи километров рулонной перфорированной бумаги, ведь из мониторов были только монохромные системные, изображавшие опять таки только символы, подбирались такие тексты из символов, в той или иной площади пачкающих бумагу, которые при взгляде издалека могли напоминать красоток, чебурашек и прочую галиматью. 

Итак в обоих случаях мы имеем ограниченные множества выразительных средств. Но только уже тогда программистский люд отчётливо осознавал, что может претендовать лишь на крайне отдаленное подобие своих творений  аспектам объективной реальности, а вы непонятно с чего полагаете, что у мироздания есть какой-то смысл, который принципиально возможно выразить высосанными из пальца философскими текстами, заведомо не привязанными к физичеко-математическим ограниченным моделям аспектов объективной реальности.

Тем самым вы на самом деле выдвигаете совсем другие гипотезы, нежели указанные вами. Вот тут и хотелось бы у вас выяснить, может я чего-то пропустил, с чего вы это решили?

Аватар пользователя Александр Бонн

Любой язык выполняет две функции: коммуникация (общение) и познание.

Язык орудие познания, соответственно, если речь идет о когнитивной нагрузке, то не стоит падать в коммуникацию и тем более сталкивать лбами - сообщение и мысль. 

Аватар пользователя axby1

  В этом месте у меня обрывается цепочка Ваших рассуждений (после троеточия) :

И я тут же замечаю, что предыдущее предложение и есть тот смысл, который я хотел выразить и выразил в предыдущем предложении. Этим наблюдением я утвердился в том, что существует контекст, совпадающий с тем смыслом, выражением которого он и является. Но такое однозначное умозаключение тут же приводит меня к необходимости заключить, что все слова, входящие в предложение, которое, по моему же мнению, совпадает со своим смыслом, имеют строго определённый смысл. Очевидно, что смыслы слов не выражены в самом предложении, составленном из этих слов, следовательно, ...

  Продолжаете Вы свои рассуждения так :

вопреки моим выводам, моё предложение не может совпадать со своим смыслом, поскольку его смысл составлен из не явленных смыслов слов, в него входящих.

  Здесь Вы без всяких на то оснований исключаете из рассмотрения тот вариант, что однозначные определения смыслов всех составляющих утверждение слов выносятся за его пределы. Я этот вариант не исключаю, поэтому у меня никаких таких "вопреки" не возникает, и поэтому с моей точки зрения все остальные Ваши рассуждения являются избыточными. Тут главное не путать термины, любому из которых можно дать однозначное определение через другие термины, и остальные слова, для которых ещё не определён термин и смысл которых может варьировать в различных контекстах употребления. При этом не составляет труда дать точное определение и самому термину "термин" :

  • термин - это наделяемое смыслом сочетание букв, используемое для различения с другими наделяемыми смыслом сочетаниями букв

  То есть Вы искусственно исключили из рассмотрения тот вариант, что утверждение может вообще не содержать неявленных смыслов, и даже если таковые в нём присутствуют, то из этого не следует что они обязательно должны быть поняты неправильно или неоднозначно - так чтобы смысл всего предложения нельзя было воспроизвести без информационных потерь.

  Я бы Вам порекомендовал наряду со случаем "я это понимаю" распознавать также и случаи "я пониманию что думать об этом бессмысленно" - с учётом того, что способ выражения "этого" в обоих случаях не имеет принципиальных отличий.  Ну например : "если я могу привести хоть один пример, опровергающий какую-то мысль, то мне нет смысла развивать эту мысль дальше и остаётся только развернуть её на 180 градусов". Или наоборот : "если я не могу помыслить примера, подтверждающего данную мысль, то есть смысл задуматься о том, а существует ли такая возможность в принципе ?". Использование последнего приёма в отличии от первого случая не гарантирует стопроцентной корректности полученного результата, но не исключает такой возможности - так, скажем, у нас не возникает сомнений в корректности формулировки переместительного закона сложения, и как следствие не возникает потребности тратить свои мозговые ресурсы на выяснение вопроса "существует ли такая пара чисел, для которой этот закон не соблюдается ?".

  Остальное - нюансы.

Аватар пользователя oiisocrat

Пока только первое, что мне бросилось в глаза (затем я ещё поразмышляю): определение термина рекурсивно, т.е. уводит в бесконечность - это, во-первых, а, во-вторых, Вы указали на характерный признак числа - на коммутативность сложения (умножения), т.к. в математике есть целый раздел некоммутативных алгебр, но числовых в их совокупности кажется нет. Так ли относительно второго?

Аватар пользователя axby1

определение термина рекурсивно, т.е. уводит в бесконечность

  Что именно оно "уводит в бесконечность" - Ваши мысли ? В таком случае Вам придётся признать, что это определение Вам непонятно. Но так ли это в действительности ?

Вы указали на характерный признак числа - на коммутативность сложения (умножения), т.к. в математике есть целый раздел некоммутативных алгебр, но числовых в их совокупности кажется нет. Так ли относительно второго?

  Да, не для всех математических объектов операция сложения коммутативна. При этом я вижу все основание называть "числом" любой математический (точнее, алгебраический - за вычетом геометрических фигур) объект, о чём писал в одной из своих тем :

Далее средствами теоретической логики я опровергну незыблемое в её прикладной части утверждение о том, что от перемены мест слагаемых/множителей сумма/произведение чисел не меняется. В принятой математиками терминологии это утверждение является истинным для любых чисел, но дело в том, что развитию математики сопутствует расширение представлений о числе, и не существует объективных терминологических оснований относить к категории чисел, скажем, комплексные величины, и при этом исключать из этой категории вектора, матрицы, и вообще любые объекты, появляющиеся в ней по мере возникновения новых разделов. На мой взгляд терминологически обоснованно любой математический объект назвать "числом" (ну или в крайнем случае "числовым объектом" для совместимости с обычными числами), что позволит следовать в дальнейшем определению "любые действия над числами дают новые числа". Пока что ограничимся эстетическим преимуществом определения математики как "науки о числах" перед всем тем "бла-бла-бла", которым предпочитает сегодня пользоваться математическое сообщество. Тогда называя "числами", скажем, матрицы, приходим к опровержению исходного тезиса о коммутативности умножения для любых чисел, ну и для сложения несложно будет отыскать подходящие примеры. На основании же дальнейших соображений я прихожу к выводу о том, что избыточность принятого в математике определения её предмета противоречит не только эстетическим, но и вполне логическим критериям.

...

  То есть в данном случае следует сделать оговорку на граничные условия - скажем так : "по меньшей мере это справедливо в диапазоне от натуральных до действительных чисел".

Аватар пользователя oiisocrat

Куда отнести элементы полугрупп, групп, колец, не говоря уже о мероморфных функциях, например, на торе. В принципе, произвольные элементы можно назвать как угодно, в том числе и "числами".

Аватар пользователя oiisocrat

Допустим, что я с Вами согласился: своими рассуждениями я, по сути, опроверг свою гипотезу, сформулированную в начале топика. В рамках моего мышления из этого следует, что содержание философии не содержит ни одного слова или словосочетания, совпадающего со своим смыслом. Это означает, что какой бы философский текст я ни взял, он является исключительно сокращением тех смыслов слов и словосочетаний, из которых он и составлен. С моей точки зрения такой смысл принципиально не может сформулировать никто из читающих философский текст, т.к. с необходимостью следует, что текст просто надо переписать, формулируя не исходные предложения, а их смыслы. Если же, например, смысл «Науки логики» Гегеля в «науке логики», то нет смысла в трёх томах её содержания. Если её смысл в совокупном смысле всех слов и предложений её содержания, то голова каждого, кто прочитал сей труд, должна быть набита ну хотя бы четырьмя томами смыслов. История философии в некотором роде демонстрирует именно такой исход: про смыслы философии Гегеля написано столько, что значительно превосходит объём сочинений самого Гегеля в несколько раз.

Если я не в тему - извините

Аватар пользователя axby1

  Перенёс ответы в одну из своих тем - ссылка.

Аватар пользователя axby1

.

Аватар пользователя oiisocrat

То, что вне меня, то настоящее «зеркало» для меня. То, что внутри меня неотделимо от того, что узревает это внутреннее содержание. Иначе говоря, взгляд внутрь себя есть взгляд изнутри себя. Изнутри себя невозможно узреть себя целиком, как бы вне себя.

Интеллектуальные рассуждения — это не объяснение происходящих процессов в мышлении — это выразительная форма самого процесса мышления. Иначе говоря, процесс мышления невозможно объяснить описанием законов его функционирования, поскольку само это объяснение есть не что иное, как выразительная форма функционирования этих законов. Ещё другими словами: за всякой формулировкой закона функционирования мышления стоит закон его формулировки, основанный на законах формирования смысла формулировок этих законов.

В связи с этим люди понимают друг друга только благодаря существованию природы, в которой каждый человек для другого человека представлен её частью. Взаимопонимание людей — это подобность отражения восприятий окружающей природы в сознании каждого из людей. Следовательно, непонимание между людьми — это либо кардинальное отличие восприятий одной и той же окружающей среды, либо восприятие абсолютно различных окружающих сред.

Следовательно, обмениваясь рассуждениями, относящимися к теоретической области знаний, мы невольно пытаемся установить подобие между элементами совершенно не пересекающихся областей, в которых действуют разные законы манипулирования своими составными элементами. Но вопреки этому утверждению люди как-то всё же понимают друг друга и в этом случае. Как же возникает понимание в этом случае? Понять теоретические рассуждения субъекта можно только повторив в своём мышлении те логические операции, которые привели субъекта к его рассуждениям в некоторой выразительной форме. Итак, пытаясь понять рассуждения некоторого субъекта, мы предполагаем, что эти рассуждения получены путём использования субъектом некоторой логики, которая неявно содержится в рассуждениях. Следовательно, понимание нами рассуждений некоторого субъекта возможно только тогда, когда наше собственное мышление способно проделать аналогичные логические конструкции. Другими словами, мы утверждаем, что взаимопонимание субъектов в области теоретических знаний возможно только в случае подобия логических механизмов, которые реализуются в мышлениях взаимодействующих субъектов. Ярчайшим примером взаимопонимания между субъектами доставляют нам математики, демонстрируя нам, что огромное число людей обладают одинаковыми логическими механизмами манипулирования хоть и элементарными, но достаточно разнообразными математическими фактами.

Но мы наблюдаем, что чем менее формальными фактами начинают пользоваться субъекты в своих рассуждениях, тем больше разнообразия появляется в выраженных рассуждениях. Т.о., наше мышление узревает связь между формальностью понятий и фактов и взаимопониманием людей в рассуждениях с использованием этих понятий и фактов. Очевидно также, что мы считаем математические понятия и факты самыми формализованными из известных людям. В чём же заключается эта их формализация? Математические понятия и факты в рамках математики не допускают иного толкования кроме того, которое они в ней имеют. Следовательно, чем больше толкований допустимо относительно понятий и фактов, тем меньше взаимопонимание между субъектами, которые используют такие понятия и факты в своих умозаключениях. Из наших рассуждений можно сделать следующий вывод: с т.зр. формализации мы можем отметить две совершенно противоположные науки — с одной стороны математика, а с другой — философия. Хотя, надо отметить, что некоторые философы пытались построить свои работы на основании убеждения в том, что сформулированное в их работах никак по-другому не может интерпретироваться, иначе говоря, является совершенно строго логическим содержанием. Но история наук демонстрирует нам повторения результатов только в естественных науках, но не в философии.

Следует ли из факта существования философии, что логика мышления людей не формализуема? Наше мнение таково, что это так и есть. Если же мы обратимся к процессу образования детей, то наше убеждение в невозможности формализовать мышление только усилится, поскольку образование есть не что иное, как многовековая попытка формализовать мышление огромного числа людей, которая как не достигала, так и не достигает своей цели. Правда, это не умаляет важности самого образования. И наше счастье, что это так, ибо в противном случае дебилизация нас как личностей была бы уже посредством средств массовой информации и рекламы доведена до логического результата.

Итак, философия, хоть её в настоящее время и называют наукой, является неформализованной частью знаний. Следовательно, нет всеобщих логических законов следования одних философских утверждений из других. Например, не узревается никакой всеобщей логики в рассуждениях Гегеля о том, что бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, кроме непосредственного узрения этого самим Гегелем. Более того, даже после того как некий субъект ознакомился с таким возможным следствием, для этого субъекта это не становится логическим законом его мышления — тому примеры Шеллинга и Фейербаха, как ближайших соратников Гегеля.