Гегель и естествознание /47/ (Понятие тока в механике)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Если более ста пятидесяти лет тому назад основной закон движения в науке понимался лишь как закон сохранения энергии, т. е. понимался с количественной стороны, то это узкое, отрицательное выражение все более вытесняется положительным выражением в виде закона превращения энергии, где впервые вступает в свои права качественное содержание процесса. Если говорить об электричестве, то в новом содержании процесса была предложена и новая единица, которая должна выражать действительную энергию электрического тока. Мерой электрической энергии признавался ватт (W) - произведение силы тока (ампер, I) на напряжение (вольт, U).

Мы видим, что процесс превращения электрического движения порождает (поляризацию) раздвоение движения (энергии) на ток и напряжение. То обстоятельство, что естествознание пришло к признанию, что противоположность тока и напряжения, воспринимаемая нами в электричестве как полярность, проходит красной нитью через всю природу, есть всеобщий закон природы. Точно так же и в магнетизме, северный полюс магнита невозможен без южного и южный - без северного.

Обратимся к механике. Здесь также процесс превращения в механическое движение порождает раздвоение (поляризацию) движения (энергии) на (механический «ток») и на (механическое «напряжение»). Но так как механика в своем понимании физических законов придерживается обычной логики, то она «ужаснулась» бы, если бы решилась развить понятие полярности и пришла бы к тем мыслям, которые заключаются в последней. (Философское понятие «тока» в механике выражается точечностью).

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Вновь обратимся к проблеме разрыва «двух культур», естественнонаучной и гуманитарной. Почему? Дело в том, что научная школа стремится показать развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними) и при этом непроизвольно «разрывает» и физику естествознания, и философию и «изолирует» сущность и явление. При таком подходе к предмету у физики часто и возникают такие реалии и «моменты», где «явление несущественно», а у философии «сущность не является».

Итак, процесс превращения энергии порождает раздвоение на непрерывность (бытие) и отрицательность (ничто), но в старой логике нет перехода, превращения (становления), она не видит в процессе превращения источник развития. Такая логика изолирует бытие и ничто, прямое и кривое, единицу и множественность в физических процессах. Диалектика, напротив, познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое.

Например, движение (энергия) как понятие, как мысль высказывается в виде единства непрерывности (перемещения) и отрицательности (прерывности, точечности), но в механике под движением понимается только перемещение (перенос) тела относительно других тел. Это, конечно, неверно. В новейшее время переход к «высшим мысленным отношениям» связан с переходом от «силы» к полярности (противоположности неразрывно связанные).

Движение и гармония есть единство становления и изменения

Диалектика познает, что в одном содержится его другое. Здесь у нас - абсолютный переход в противоположное (до которого Зенон не дошел). У Гераклита же момент отрицательности имманентен, а вокруг этого вращается понятие всей философии. Понятие гармонии у Гераклита. «Простое повторение одного тона не есть гармония; для гармонии требуется непременно различие, определенная противоположность, так как гармония именно и есть абсолютное становление, а не одно лишь изменение». Гармония и движение понятия однородные и однопорядковые, выражающие познания человеком процессов в мире.

Аналоги тока и напряжения в механике

Итак, первая особенность состоит в том, что движение есть единство становления и изменения. Мы видим, что новая логика (Гегель) вновь в понятие движения вводит категорию становления. Вторая особенность состоит в том, что изменение будет уже определяться становлением (переходом). В старой, формальной логике перехода нет. В новой логике единство (нераздельность) бытия и ничто дают переход. Переход есть то же, что становление (движение исчезания одного в другом). Чем отличается диалектический переход? Скачком (квантом). Противоречивостью. Перерывом постепенности.

Третья особенность состоит в том, что становление происходит на границе. Всякое ограничение (граница) есть отрицание (Спиноза). Отрицательность (отрицание) в движении есть точечность (точка). Четвертая особенность состоит в том, что «борьба» противоположностей за одно и то же место (на границе) есть удар, толчок. При соприкосновении две точки сливаются в единую точку, и в то время, когда они есть в одном, они также не есть в одном. Это противоречие, и оно существует здесь материально.

Пятая особенность состоит в том, что величина свободного движения проявляет свою двойственность (то, что она и экстенсивная, и интенсивная величина). Отличие этих величин от других состоит в том, что они относятся к границе, где интенсивная величина как динамическая выражается через степень, через степенное отношение. Шестая особенность состоит в том, что математика бесконечного настаивает на том, что эти количественные определения суть исчезающие величины, где исчезновение является признаком и принципом становления.

Седьмая особенность состоит в том, что аналогом тока в механике является динамическая величина. Форма становления (исчезновения) механического движения имеет место при трении и ударе (толчке). Трение - это хронический удар, удар - мгновенное (точечное) трение. Удар измеряют через ускорение, а перемещение - через скорость. Скорость является производной от ускорения, а не наоборот.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

История анализа движения

Диалектика о методе

То обстоятельство, что диалектика сначала занялась движением, объясняется тем, что сама диалектика есть это движение (взаимная связь тел). Тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении. Становится понятно, что все существующее живет в силу какого-нибудь движения. Далее. Все существующее может быть в философии сведено с помощью абстракций к логическим категориям, и точно так же стоит нам только отвлечься от всяких отличительных признаков различных родов движения, чтобы прийти к движению в абстрактном виде, к чисто формальному движению, к чисто логической формуле движения. И если в логических категориях мы видим субстанцию всех вещей, то нам нетрудно вообразить, что в логической формуле движения мы нашли абсолютный метод, который не только объясняет каждую вещь, но и объясняет различные формы движения.

Принципы работы этого метода

Итак, что же такое этот абсолютный метод? Абстракция движения. Что такое абстракция движения? Движение в абстрактном виде. Что такое движение в абстрактном виде? Чисто логическая формула движения или движение «аналитического мышления», которое является теоретическим выражением действительных материальных отношений. В чем состоит движение «аналитического мышления»? В том, что оно формулирует себя как тезис, антитезис и синтез, или еще в том, что оно себя утверждает, себя отрицает и отрицает свое отрицание.

Возьмем пример. Тезис: Процесс обращения, движения (противоречия) порождает раздвоение движения (энергии) на непрерывность и точечность, на прямое и кривое, на положительное и отрицательное и т. д.
Антитезис: Борьба (толчок, удар) этих двух заключенных в антитезисе антагонистических элементов образует диалектическое движение и процесс превращения. Таким путем противоположности взаимно уравновешиваются. Данное равновесие необходимо исследовать.

Принцип соизмеримости или принцип неопределенности

Рассмотрим принцип соизмеримости на примере любой полярности (прямого и кривого, конечного и бесконечного, единичного и всеобщего и т. д.). Часто забывают, что различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами (например, прямое = кривому - это основа уравнения). Теперь рассмотрим принцип сведения бесконечных величин к единству. Так отличие прямой линии от кривой линии основано на определении определенного количества. Но это определение в прямой линии исчезает, когда мы принимаем ее за интенсивную величину, за бесконечный момент, за элемент, тем самым исчезает и ее отличие от кривой линии, основанное единственно лишь на различии определенного количества. Таким образом, принцип неопределенности в диалектике не работает.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Философия «тока» и его измерения

(Почему никто не занимается в науке аналогом «тока» в механике?) Вопрос от «военных технологий».

Известно, что диалектический анализ в применении к пространственным предметам приводит к тому, что пространственные предметы, согласно своей природе данные в форме непрерывных величин, постигаются как дискретные. Например, военным технологам (технологиям) приписывается честь, что им на практике пришла идея прибегнуть к такому обратному способу решения задач и сделать исходным пунктом дискретное (это один из особенных принципов философской системы). Напомним, что философствование без системы не может иметь в себе ничего научного. Что касается всеобщего принципа системы, то мы должны сказать: «Истинное существует лишь как единство безусловных противоположностей, а именно как единство чистой противоположности бытия и небытия».

Ближайшим определением для этого всеобщего принципа является становление (возникновение и исчезновение). В диалектике есть еще другое выражение, точнее указывающее смысл этого принципа: «Все течет». Теперь само движение (самодвижение) представляет здесь первоначало. «Отцом» античной диалектики принято считать Гераклита. Но одновременно с ним о противоположных началах мироздания задумались пифагорейцы. Пифагорейская философия представляет собой переход от реалистической философии к интеллектуальной, где сущность полагалась в логической категории. Пифагорейцы составили таблицу десяти пар противоположностей (полярностей). В данной работе нас интересует пока одна пара противоположностей в виде полярности прямого и кривого.

Правила работы с полярностями. Понятие сущности и явления

Главная часть основ диалектики - это «Учение о сущности». В сущности иначе обстоит дело с положительным и отрицательным. Последние имеют, правда, определения бытия и ничто. Но положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным. Положительное = отрицательному - это основа уравнения. Положительное и отрицательное, следовательно, существенно обусловливаются друг другом. Возьмем пример из сферы измерения. Для измерения всегда требуется нечто отличное от того, что подлежит измерению.

Два разнородных товара А (товар) и В (деньги) играют в нашем примере две различные роли. Товар выражает свою стоимость в деньгах, деньги служат материалом для этого выражения стоимости. Стоимость первого товара представлена как относительная стоимость (мера). Второй товар (деньги) функционирует как эквивалент, или находится в эквивалентной форме. Относительная форма (явление) стоимости и эквивалентная форма (эталон, сущность) - это соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты (меры). Следовательно, стоимость товара А может быть выражена лишь относительно, т. е. в другом товаре (эталоне, сущности) В. Возьмем полярность в виде прямого и кривого. Здесь также можем получить отношение равенства прямого и кривого.

Первые выводы

«Гений» античных мыслителей обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости (измерения) товаров он открывает отношение равенства. Но в силу противоречивости корпускулярных и волновых свойств и неточностей измерения в квантовой механике в физике был введен принцип неопределенности. Принцип неопределенности, по крайней мере в настоящее время, считается фундаментальным положением квантовой механики и неявно фигурирует в ней во всех рассуждениях. Необходимо определить, кто здесь прав. Для принципа неопределенности противоречие = бессмыслице.

Первый вывод состоит в том, что процесс движения есть противоречие, а такой процесс в диалектике исследуется не с помощью сил, а полярностей, которые проходят красной нитью через всю природу. Далее в диалектике необходим переход от силы к полярности. Здесь сравнивается понятие силы в физике - и полярности (противоположности неразрывно связанные). Утверждается переход от силы к полярности - переход к высшим мысленным отношениям, к диалектике.

Для чего нужно знать точные параметры «тока» в механике?

В данной работе нас интересуют законы великой небесной механики, где существует безусловное свободное движение. Это движение (самодвижение) происходит по кривой. В этом движении (самодвижении) особые тела одновременно полагают центральное тело и сами полагаются этим центральным телом, где форма орбиты становится по существу эллипсом. В этом состоит первый из законов Кеплера, в котором и соблюдено условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», которое есть познание процессов как единства противоположностей А и В (противоположность А = противоположности В). Такова философская основа решения уравнения процессов самодвижения. При этой концепции главное внимание устремляется именно на познание источника самодвижения. В качестве примера исследуем наиболее изученную систему измерения в электричестве и саму систему самодвижения.

Итак, система самодвижения состоит из источника энергии (генератора) и приемника энергии (нагрузки). Мерой энергии в электричестве признается ватт (W) - произведение силы тока (I) на напряжение (U), (эта энергия при превращении обладает способностью производить работу). В прошлых записях мы уже отмечали, что для описания системы самодвижения можно воспользоваться методом пересечения характеристик (ВАХ НУ и ВАХ генератора). (ВАХ - это график зависимости силы тока (I) от (U), НУ - нелинейное устройство). Точка пересечения ВАХ НУ и ВАХ генератора называется рабочей точкой, которая и будет точкой единства противоположностей.

Теперь представим на минуту, что вышел из строя, «забарахлил» амперметр, с помощью которого мы замеряли силу тока для постройки точных характеристик. Это означает или разделение этих характеристик и обособление их друг против друга, превращение их в нечто самостоятельное по отношению друг к другу или, если эти характеристики останутся связанными, то связь их будет происходить вне рабочей зоны. Такое обособление (кризис) или единство кризисных моментов (противоположностей) может проявляться как разрушительный или конфликтный процесс.

Классический пример, где исследуется «кризис»

Данный пример показан Гегелем в разделе о Гераклите. Познание, что бытие и небытие суть лишенные истинности абстракции и что первым истинным является становление (единство противоположностей), представляет собою большой шаг вперед. Рассудок изолирует бытие (явление) и небытие (сущность, эталон) как истинные и значимые; разум, напротив, познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое (явление видит себя в эталоне и, наоборот, эталон видит себя в явлении). Здесь у нас - абсолютный переход в противоположное, до которого Зенон не дошел.

Классический пример, где исследуется «кризис» в механике

Данный пример показывает отсутствие «момента отрицательности» (точки единства) в механике. У Гераклита же «момент отрицательности» имманентен, а вокруг этого вращается понятие всей философии. Всякое ограничение (граница, точечность, точка единства противоположностей) есть отрицание. (Спиноза). Граница как интенсивная величина, или степень, отлична по своему понятию от экстенсивной величины. Это факт непризнания (отрицательности) именно происходит в механике, в которой не признают точечность как интенсивность (как становление).

Обратим внимание на то, что бесконечно малые величины определены как величины, существующие в своем исчезновении (единстве, нераздельности). А это единство, исчезание или, что то же, становление, и есть их истина. Но данное единство, исчезание (становление) характеризует как точечность (толчок, удар) в механике, так и точечность (ток) в электричестве. Если становление (ток) в электричестве измеряется амперметром, то становление (удар) в механике измеряется, «исчисляется» по «приближенной» величине, где мгновенная скорость (конечная величина) играет основную роль, это, конечно, неверно.

Резюме. «Исчисление бесконечного разрешает и требует таких приемов, которые наука должна отвергать, оперируя конечными величинами, и в то же время она обращается со своими бесконечными величинами как с конечными определенными количествами и хочет применять к первым те же приемы, которые применяются к последним» (Логика).

Аватар пользователя Виктор Володин

Это что - ученический конспект Гегеля? Вообще-то цитаты принято брать в кавычки и указывать автора. 

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

«Диалектика, берегись ньютоновской механики!»

О философии производной функции

Одна из ключевых, стратегических национальных задач - диверсификация ОПК, цель которой состоит в увеличении доли гражданской продукции на предприятиях ОПК. Для этого необходимо создать систему, позволяющую осваивать новые виды производств с целью повышения эффективности экономики. В данную систему входят и планы исследований, разработка и анализ военных и новых технологий и методов для мирной жизни. Здесь важно отметить, что изучение природы эффективности «первотолчка», («тока» в механике) приводит и к разгадке философии производной функции в математике.

Итак, для начала нам необходимо исследовать и сравнить эффективность военных технологий, где преобладает диалектика как наука о всеобщих законах движения, и эффективность гражданских производств, где применяют ньютоновскую механику, в которой почти все доказательства высшей математики, начиная с первых доказательств дифференциального исчисления, хотят доказать посредством формальной логики и конечными величинами.

О понятии производной функции в диалектике

Для этого обратимся к «Математическим рукописям» К. Маркса, где автор начинает свое исследование с понятия производной функции. В первом разделе записи рассматривается простейший случай, когда независимая переменная (х) появляется лишь в первой степени. Стоит упомянуть как особенность рассмотренного случая, что предел отношения конечных разностей является одновременно и пределом отношения дифференциалов.

«Сначала, – отмечает Маркс, - произвели полагание разности, а затем обратное ее снятие приводит, таким образом, буквально к ничему. Вся трудность в понимании дифференциальной операции (как и в понимании отрицания отрицания и единства противоположностей вообще) заключается именно в том, чтобы увидеть, чем она отличается от такой простой процедуры и как ведет поэтому к действительным результатам».

Раздел второй. Когда y = f (x), причем на правой стороне уравнения находится функция (х) в ее развернутом алгебраическом выражении, то мы называем это выражение первоначальной функцией от (х), его первую модификацию, полученную путем полагания разности, - предварительной «производной» функцией (х), а окончательный вид, который оно принимает в результате дифференциального процесса, - «производной» функцией от (х).

Предварительная «производная» является здесь (предварительным) пределом отношения конечных разностей. Однако этот предел отношения конечных разностей не совпадает с пределом отношения дифференциалов. Дифференциальный процесс приводит этот (предварительный) предел к его минимальной величине. Таким образом, окончательная производная проявляется как новый предел, как предел отношения дифференциалов.

Понятие производной в ньютоновской механике

Рассмотрим данную тему из учебника МФТИ «Общий курс физики» (Том 1. Механика) Д.В. Сивухина, где автор считает, что понятие производной является основным понятием дифференциального исчисления. (С этим все согласны, но дальше начинаются разночтения с диалектикой). Послушаем концепцию физиков о процессе исчисления. «Отношение конечных разностей при этом процессе будет стремится к вполне определенному пределу. Этот предел отношения конечных разностей называется истинной или мгновенной скоростью (производной)...».

Здесь ярко обнаруживается, что:

Первое. Концепция физиков приводит отыскание «производной» к такому процессу, при котором происходило бы полагание отношение конечных разностей. Предварительная «производная» по данной концепции и дает нам окончательную «производную» и является здесь пределом отношения конечных разностей.

Второе. В концепции физиков отсутствует дифференциальный процесс (окончательная операция). Почему? Вся трудность в понимании дифференциального процесса (как и в понимании философского отрицания отрицания вообще) заключается именно в том, чтобы увидеть, как он ведет к действительным результатам (каким образом производная появляется как предел отношения дифференциалов).

Этот новый предел уже есть интенсивная величина, или степень. Задачи и их решения, ради которых применяется дифференциальное исчисление, показывают, что интерес в них состоит единственно лишь в рассмотрении степенных определений как таковых.

Аватар пользователя bmp49

К чему приводит увлечение механикой Ньютона подробно описано в https://vixra.org/pdf/2011.0159v1.pdf

Аватар пользователя bmp49

Когда имеем дело с телами, а не т.н. "материальными точками", то нужно говорить не о токе, а о потоке. . Как указывает Ван Фландерн,   имеется  два значения термина «статический».  Одно  значение – это неизменный в смысле не имеющий двигающихся частей. Другое значение – это одинаковость с одного мгновения до другого посредством постоянной замены всех двигающихся частей. Легко понять различие, представляя замёрзший водопад – статический в первом смысле, и текущий водопад – статический во втором смысле. Оба являются  по-сути идентичными в каждое мгновение, вневремёнными, однако последний имеет  двигающиеся части, способные передавать импульс. 

Подробнее в https://vixra.org/pdf/2012.0103v1.pdf