Гегель и естествознание /46/ (Переход от «становления» к «полярности». Прямое и кривое)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

Одна из ключевых, стратегических национальных задач - диверсификация ОПК, цель которой состоит в увеличении доли гражданской продукции на предприятиях ОПК. Для этого необходимо создать систему, позволяющую осваивать новые виды производств с целью повышения эффективности экономики. В данную систему входят и планы исследований, разработка и анализ военных и новых технологий и методов для мирной жизни.

Анализ (раздвоение) единства противоположностей

Закон отрицания отрицания (как учение о единстве противоположностей) - это третий закон диалектики, который фигурирует в качестве основного закона при построении всей системы. Закон взаимного проникновения противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности - это второй закон диалектики, который занимает значительную часть гегелевской «Логики» - учение о сущности.

Проанализируем второй диалектический закон. Диалектика предполагает, что понять природу - значит изобразить ее как процесс. Напротив, в физике ньютоновское притяжение - пример метафизического мышления: проблема не решена, а только поставлена, и это преподносится как решение. Тут-де узость естествоиспытателей. Они доказывают, что превращений, которые описывает диалектика, не существует. У естествоиспытателей узко понятие превращения и нет понимания диалектики. В сущности же все относительно, здесь соотнесенность положена. Например, положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным. Все учение о тяготении покоится на утверждении, что притяжение есть сущность материи. Это, конечно, неверно. Там, где имеется притяжение, оно должно дополняться отталкиванием. Те, кто (например, сторонники физики Ньютона) ставят себе задачу устранения второй противоположности (отталкивания), уже одним этим сразу кладут конец научному развитию физики.

Итак, существует область реального процесса, где выражено главное понятие рассмотрения природы. В этом понятии выделяется тот момент и воззрение, в котором один элемент процесса переходит в другой. Данное воззрение и характеризует существование превращения и обмена, а процесс обмена и превращения и порождает (аналитическое) раздвоение единого на противоположности и взаимоотношение между ними. Здесь мы подошли к понятию и анализу полярности.

«Играющее, - говорит Гегель в своей «Логике», - такую важную роль в физике представление о полярности содержит в себе более правильное определение противоположения, но так как физика ... придерживается обычной логики, то она ужаснулась бы, если бы она решилась развить понятие полярности и пришла бы к тем мыслям, которые заключаются в последней». Ужас состоит в том, что физика Ньютона и неспособна с помощью обычной логики развить понятие полярности. «Рассудок» физики Ньютона изолирует бытие и небытие как истинные и значимые; «разум диалектики», напротив, познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое; без знания этого нельзя, собственно говоря, сделать и шагу в науке.

Очень важно, что естествоиспытатели должны знать, что итоги естествознания суть понятия, а искусство оперировать с понятиями не прирожденно, а есть результат более 2000-летнего развития естествознания и философии. В физике в основе научного понятия лежит отношение движения. Это отношение (полярность) мы анализируем. Каждую из сторон отношения мы рассматриваем отдельно; из этого вытекает их взаимодействие. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения.

Возьмем пример. Рассмотрим одну из «противоречивых» полярностей в форме прямого и кривого. В дифференциальном исчислении они (моменты полярности) в конечном счете приравниваются друг к другу. Вспомним, что полярность есть определение такого различия, в котором различаемые моменты неразрывно связаны друг с другом. Таким образом, в физических процессах движения различаемые моменты (противоположности) в форме прямого и кривого также сохраняются как нечто нераздельное.

Для начала рассмотрим полярность «прямого и кривого», которая характеризует нелинейные явления в электрических цепях. Для описания нелинейных процессов в электрических цепях часто используется понятие вольт-амперной характеристики (ВАХ). ВАХ какого-либо устройства - это график зависимости силы тока от приложенного к устройству напряжения. Далее для описания процессов воспользуемся методом пересечения характеристик (ВАХ нелинейного устройства и ВАХ генератора). Точка пересечения ВАХ НУ и ВАХ генератора называется рабочей точкой, которая и будет точкой разрешения противоречия, точкой единства противоположностей. Смысл нахождения рабочих точек состоит в том, что при правильном решении технической задачи рабочие точки будут совпадать с нелинейностью устройства и наоборот.

Теперь рассмотрим полярность «прямого и кривого» в механике. Напомним, что свободное механическое движение с точки зрения философии есть единство непрерывности и точечности, для измерения которых необходимо иметь два полярных прибора. Если непрерывность можно измерить с помощью датчика скорости, то точечность движения не измеряется датчиком скорости, а других приборов для измерения «кривого» физика Ньютона не знает.

Ключевая проблема измерения точечности в механике

Послушаем доводы современной физики и диалектики. При неравномерном движении скорость изменяется. Некоторое представление о движении дает средняя скорость. Но главную роль играет скорость в любой точке в данный момент времени. Это - мгновенная скорость. Итак, физика понимает, что необходимо измерить движение в точке. Этого же стремится достичь и диалектика. Но физика ведет свое измерение точечности через мгновенную скорость, а диалектика - через ускорение. Кто здесь прав?

Рассмотрим анализ падения тела. Конец падения или конец той части времени, в которое падало тело, всегда сам еще есть некоторая часть времени; если бы он не был частью времени, то наступил бы «покой», и, следовательно, не было бы никакой скорости; скорость может быть измерена лишь по пространству, пройденному в некоторую часть времени, а не в конце ее. Таким образом, при окончании времени падения тела наступает «покой» (точечность). В точке не бывает никакой (ни мгновенной, ни малюсенькой) скорости. В данной фазе процесса движение падения превращается в «точечный» удар, а не в «мгновенный».

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Леонид! Ваши диалектико-онтологические выводы?

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Каким образом в физике Ньютона остается в "тени полярность"?

В начале записи мы отметили тот факт, что играющее такую важную роль в физике представление о полярности содержит в себе более правильное определение противоположения, но так как физика ... придерживается обычной логики, то она ужаснулась бы, если бы она решилась развить понятие полярности и пришла бы к тем мыслям, которые заключаются в последней.

О явлении и сущности движения

Движение есть сущность времени и пространства, понять его - значит высказать его сущность в форме понятия. Два противоположных момента выражают эту сущность: непрерывность и точечность (отрицание непрерывности). Движение как понятие высказывается в виде единства отрицательности и непрерывности; но ни непрерывность, ни точечность сами по себе нельзя полагать в качестве их сущности. Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и точечности (времени и пространства).

Итак, в философии движение как понятие высказывается в виде единства противоположностей. В физике такое понятие отсутствует. Это уже само по себе недостаток; такой образ действия ненаучен. В математике также такое понятие (например, определенность понятия математического бесконечного) отсутствует. Мы уже отмечали одну из областей, в которой пользуются дифференциальным исчислением, это механика с ее процессами движения.

Уравнение, а именно математическое выражение просто равномерного движения, в котором пройденные пространства пропорциональны протекшим временам по некоторой эмпирической единице V, величине скорости, не имеет смысла дифференцировать, коэффициент V (скорость) уже совершенно определен и известен. Заметим, все заблуждения в физике и математике происходят оттого, что мыслят и действуют согласно конечным определениям, а конечные отношения не могут быть изображением сферы природы в ее бесконечности. Вопрос сводится, следовательно, к выяснению того, что суть формы бесконечного и что суть формы конечного.

Всякое движение заключает в себе механическое движение, перемещение больших или мельчайших частей материи. Но это механическое движение не исчерпывает движения вообще. Движение - это не только перемена места; оно является также и изменением качества (например, в ударе, в толчке). Что тела при толчке соприкасаются друг с другом - это означает только, что две материальные точки существуют в одной точке, или в тождестве.

В движении две точки сливаются в единую точку (в тождество, в единство противоположностей), и в то время, когда они есть в одном, они не есть в одном. То обстоятельство, что тела и сливаются воедино, и вместе с тем самостоятельны, есть момент отталкивания, а приток отталкивания в физике обозначается как «энергия».

Итак, в истории философии естествознания существуют две основные концепции развития. При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник. Вторая концепция - жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность».

Скачок или приближение

Вопрос, как приходит бесконечное к конечному и наоборот, иногда считают сущностью философии. Но этот вопрос сводится к выяснению их связи в полярности движения. Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности. Единством бытия (непрерывности) и небытия (точечности). Единством непрерывности (конечного) и точечности (бесконечного).

При современном «метафизическом» способе изложения для физиков важно прежде всего сделать понятным приближение величины к ее пределу и держаться той стороны отличия одного определенного количества от другого, с которой оно не отличие и тем не менее все еще отличие. Но помимо всего прочего приближение есть само по себе категория ничего не говорящая и ничего не делающая понятным; бесконечная близость сама есть лишь отрицание близости и приближения.