Гегель и естествознание /33/ (О преобразованиях Гегеля в физике)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

В данной работе продолжим изучение труднейшей части логистики движения. На первом этапе было определено, что сам процесс движения рассматривается в научной логике как сложнейшая, волновая, квантовая структура, а одними из первых, кто всерьез и системно занялся исследованием структуры движения, были Гегель и Фурье (физик, математик).

Основной смысл преобразований Гегеля и Фурье состоит в том, что периодическую функцию можно представить суммой отдельных гармонических составляющих (гармоник, обертонов и т. д.). Такое разложение и синтез волнового движения (сигнала) находит свое отражение в диалектическом методе научной логики. Суть метода состоит в переходе от одного к другому, от раздвоения к единству и от единства к раздвоению.

На втором этапе в рамках данного метода на примере игры на виолончели была показана классическая технология получения волнового движения (сигнала). На практике раздвоение сигнала на две противоположные составляющие (на дискретную - несущую и непрерывную - модуляционную) осуществляется двумя руками виолончелиста. Дискретизация процесса и получение несущей частоты производится правой рукой путем трения смычком о струны, а модуляция сигнала выполняется левой рукой. Синтез заключается в том, что эти обе операции осуществляются двумя руками одновременно.

На третьем этапе исследовалась полярная форма организации движения, принципы которой описаны у Гегеля в учении о сущности. В полярном принципе сущности все относительно. Положительное, взятое для себя, лишено смысла, оно непременно соотнесено с отрицательным. По версии этого учения «ньютоново притяжение» дополняется отталкиванием. Гегель гениален даже в том, что он выводит притяжение как вторичный (пассивный) момент из отталкивания как первичного (активного).

Из всего этого следует, что основной формой всякого движения является старая полярная противоположность притяжения и отталкивания, которую и нарушил Ньютон своей односторонней теорией «всемирного тяготения». Естественно, после того как в физике Ньютона было обнаружено нарушение базового принципа диалектики движения, Гегелю пришлось самостоятельно разрабатывать новые диалектические принципы физики. Рассмотрим некоторые из них.

Новые принципы физики

В научной логике целью исследования предметного мира считается его измерение. Наука начинается там, где начинают измерять. Это труднейшая тема. Например, имеются две формы движения, и эти различные виды движения должны быть сравнимыми и соизмеримыми, то есть сведены к одному и тому же единству. Обратимся к Аристотелю. Гений Аристотеля обнаруживается в его открытии того, что условием количественного измерения является качественная соизмеримость вещи или явления. Качественная соизмеримость проявляется в точке равновесия. Необходимо найти эту точку.

Рассмотрим график волнового движения. На этом графике точкой устойчивого равновесия является самая нижняя точка волны. В научной логике эта точка равновесия называется фазой СТАНОВЛЕНИЯ, фазой начала (конца) движения. Отсюда новый принцип физики: все есть становление. На практике фаза становления реализуется в форме толчка, удара или трения. Трение - это хронический удар. Отсюда другой принцип физики: толчок (удар) представляет собой причину движения. Заметим, что научный подход к измерению движения требует замены и самой величины измерения. Измерение ньютоновой силы тяжести заменяется на измерение «силы» толчка (удара).

Теперь нужно определиться с тем, какие физические величины будут участвовать в процессах движения и в измерении удара? Вспомним, что одним из условий познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей. Например, потребление порождает спрос, мать порождает свою дочь, в электричестве сила тока порождает сопротивление в цепи, в механике толчок через силу ускорения («концентрированная» скорость) порождает инерционную массу как свою противоположность. Напрашивается еще один принцип: одна сторона противоположности ПОРОЖДАЕТ свою другую противоположность.

Итак, после того как определились с физическими величинами и предметом измерения, необходимо заняться правилами точного измерения и самим прибором для измерения толчка (удара). В точных науках ньютоновы косвенные методы измерения не подходят. В теоретической механике имеется теория удара, но она основана также на приблизительных версиях Ньютона, последний вдобавок не знал еще и понятия массы. В современной физике существует раздел о дуализме волны и частицы, где масса вообще отделена от движения, что недопустимо. Приходится конструировать прибор по принципам научной логики Гегеля.

В фазе становления происходит не только возникновение, но и исчезновение движения, то есть в этой фазе действует закон превращения энергии/движения, а также и закон сохранения энергии. При измерении одна величина находится в относительной форме, другая - в эквивалентной. Таким образом, в точке становления (точке единства) условие качественной соизмеримости выполнено, и можно начинать количественное измерение удара.

Удар - это динамическая, интенсивная величина, для измерения которой необходим такой элемент прибора, как динамометр. После удара тело продолжает двигаться по инерции, значит, необходим и такой элемент, как инерционная масса, которую можно прикрепить к пружине динамометра. Для перевода полученного физического ускорения массы в электрический сигнал можно использовать переменный конденсатор, обкладку которого необходимо прикрепить к грузу. Точность замера удара обеспечивается тем, что измерение ускорения производится в g (же), то есть единицей (эталоном) измерения является физическая постоянная.

Если проанализируем принцип действия полученного датчика становления, то он сравним с таким действующим прибором, как акселерометр. Ранее акселерометры были распространены преимущественно в оборонной промышленности, но в настоящее время они находят широкое применение и в гражданских инновационных технологиях. Возникает вопрос: есть ли аналоги акселерометрам для измерения других форм движения? Да, есть. Это градусники для измерения температуры, которая является интенсивной составляющей теплового движения, то есть степенной величиной. Акселерометр - это «градусник» для измерения механического движения, и он должен стать одним из основных приборов в механике. Остается только дождаться, когда этот прибор проложит себе дорогу сквозь инерцию и традицию мышления.

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

Гегель о квантовом (скачкообразном) движении

Недавно были опубликованы две физико-философские записи, исследующие вклад Гегеля в физику. Одна называлась «О значении полярности для физики и философии», другая – «О преобразованиях Гегеля в физике». В них рассматривался полярный принцип организации природы и философский взгляд на физические величины и их измерение. Рассмотрим один из примеров диалектических преобразований.

Итак, первое, из чего исходим при исследовании движения в природе и физике, – это отношение (противоречие) движения, у которого имеются две стороны (единство противоположностей). Каждая из этих сторон рассматривается отдельно (раздвоение полярности на отталкивание и притяжение); из этого вытекает характер их отношения друг к другу (отталкивание является причиной, притяжение – следствием). Далее раздваиваем уже отталкивание на толчок (причину) и скачок (следствие толчка) и т. д.

В таких преобразованиях Гегель видел «новую землю», то есть новое слово в науке. Следующим важным шагом в преобразовании физики Гегель считал введение квантового (скачкообразного) принципа для объяснения процессов всех видов движения, включая сюда и механическую форму движения. Рассмотрим эту тему подробнее.

Гегель и Макс Планк «против» Ньютона

В «Научной логике» Гегеля в разделе о количестве (величине) находим, что «под словом величина разумеют определенное количество, КВАНТ, а не количество вообще, и главным образом поэтому приходится заимствовать это название из чужого языка». «Квант – прежде всего количество с некоторой границей – есть число. Численность и единица составляют моменты числа (кванта)». «Квант делится на экстенсивное определенное количество и на интенсивное (динамическое) определенное количество – градус (степень)».

По версии Гегеля, физическая величина конкретного предмета всегда проявляет свою двойственность (то, что она и экстенсивная, и интенсивная величина) в ДВОЯКОМ определении его НАЛИЧНОГО бытия. Так, более высокий музыкальный тон как более интенсивный есть в то же время большее число колебаний; или другой пример: более громкий тон, которому приписывается более высокая степень, слышен в более обширном пространстве. Для записи такого дискретного и квантового сигнала и придумали в музыке нотный стан, где отражены (нотами и уровнями) качественные узлы и скачки.

По версии мыслителя, система измерения в общем случае представляет собой узловую линию мерных отношений (полярностей). Константы физики в такой системе суть не что иное, как обозначения узловых точек. Например, для измерения квантового механического движения должна быть введена такая константа физики, как «ускорение свободного падения». В научной логике физические постоянные считаются бесконечными (интенсивными) величинами, истинными бесконечностями. Скорость и перемещение в этом случае будут являться производными ускорения (при разложении в ряд степенных величин величина должна понижаться на одну степень, а не повышаться, как это делается в современной теории физики движения).

Итак, по версии Гегеля, первичным, исходным моментом квантового движения является толчок (удар), который может быть выражен в виде интенсивной (динамической) величины. Единица этой величины (кванта) положена как градус (степень). Вторичным моментом такого движения будет являться скачок, определяемый экстенсивной величиной, например, скоростью. Таким образом, под квантом Гегель понимал полярность, состоящую из двух противоположных моментов движения, то есть мыслитель рассматривал квант как единство противоположностей.

Теперь обратимся к Планку. Планк также понял, что объяснить существование теплового излучения, основываясь на известных принципах Ньютона, нельзя. Выход из трудностей возможен при одном достаточно простом предположении, но которое противоречило существующим на то время физическим законам. Энергия простейшей системы – гармонического осциллятора – не может принимать любые значения. При собственной частоте колебаний она принимает лишь дискретные (квантовые) значения, то есть энергия осциллятора может меняться на определенную величину только скачками. Отметим важную закономерность. Здесь для измерения энергии излучения была также введена константа физики (постоянная Планка).

Краткое резюме

Исследование показало, что Гегель использует и пропагандирует философский взгляд на физические величины. Определения величины в физике суть законы, имеющие своей основой качественную (квантовую) природу моментов. Исходной величиной при динамических расчетах в этих случаях является физическая константа, которая имеет характер истинной всеобщности. А истинная всеобщность и есть закон.

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

 

О споре между физико-математической культурой и философией

В истории науки широко известен факт разрыва естественнонаучной и гуманитарной культур. В данной записи попробуем на конкретных примерах проследить возникновение и становление системных разногласий между математикой и философией во взглядах на процессы в физике. Для начала возьмем пример, описываемый Гегелем в своей «Науке логики». Речь идет о чисто математическом доказательстве Ньютоном физических законов. На что Гегель возражает и констатирует, что математика не философия, не исходит из понятия, и поэтому качественное (определения величины в физике суть законы) находится вне ее сферы. Какова же здесь исходная причина возникновения разногласий?

По версии Гегеля, каждая наука резюмируется в своем методе. Уже в первом предисловии к «Науке логики» мыслитель заявляет, что «философия, поскольку она должна быть наукой, не может для этой цели заимствовать свой метод у такой подчиненной науки, как математика». Другими словами, если говорить об измерениях физических величин, то философия должна исследовать качественную сторону меры величин в физике, а математика отвечает за количественные показатели. Важно заметить, что в ТОЧНЫХ измерениях качественные и количественные показатели нельзя отрывать друг от друга. Порознь они не самостоятельны. Здесь мера рассматривается как единство противоположностей (качества и количества), где каждая из противоположностей дополнительно есть единство качества и количества.

Рассмотрим конкретные противоположные физические величины. Это экстенсивное и интенсивное определенное количество. В гегелевской энциклопедии (ЭФН), в разделе «Степень» находим, что интенсивная величина, или степень, отлична по своему понятию от экстенсивной величины, и недопустимо поэтому, как это часто делают в физике, не признавать этого различия. В ньютоновой физике, как правило, рассматривают экстенсивные величины как единственную форму количества и не признают интенсивных величин, которые насильственным образом сводят к экстенсивным величинам.

Другой факт. В споре о приоритете величин физики оправдываются тем, что в целях большего удобства с экстенсивными величинами, например со скоростью, легче работать. На что Гегель отвечает: «непонятно, почему интенсивные величины, также находящие свое определенное выражение в числе, не могли бы быть так же легко вычислены, как и экстенсивные величины. Было бы ведь еще удобнее совершенно освободиться как от вычисления, так и от самого мышления».

Возьмем для примера одно из основных понятий классической ньютоновой механики - понятие мгновенной скорости. Это понятие и есть классический пример насильственного сведения интенсивности к экстенсивной величине. Понятие «мгновенная скорость» - это оксюморон («деревянное железо», «живой труп»). Мгновенность выражается точечностью. Получается, что мгновенная скорость - это скорость в точке, в точке равновесия, где наступает покой, а следовательно, нет и скорости. Скорость может быть измерена лишь по пространству, пройденному в некоторую часть времени, а не в конце ее, то есть не в точке.

В своих преобразованиях Гегель в фазе равновесия не выдумывает «мгновенную скорость», а предполагает реальную интенсивную, динамическую величину - толчок (удар), который выражается через степень ускорения. Скорость в этом случае будет являться производной от ускорения. В таких преобразованиях переворачивается вся логистика вычислений ньютоновой физики. Единицей измерения (эталоном) здесь становится не средний показатель, а физическая постоянная, которая увеличивает точность измерения в физике на несколько порядков.

Аватар пользователя fidel

Возьмем для примера одно из основных понятий классической ньютоновой механики - понятие мгновенной скорости. Это понятие и есть классический пример насильственного сведения интенсивности к экстенсивной величине. Понятие «мгновенная скорость» - это оксюморон («деревянное железо», «живой труп»). Мгновенность выражается точечностью. Получается, что мгновенная скорость - это скорость в точке, в точке равновесия, где наступает покой, а следовательно, нет и скорости. Скорость может быть измерена лишь по пространству, пройденному в некоторую часть времени, а не в конце ее, то есть не в точке.

по моему чуть не веь весь ФШ нужнр отправиь в школу учить физику за 8 класс

Мы приводим два различных случая, чтобы показать, что мгновенная скорость может быть как больше, так и меньше средней скорости. Эту процедуру можно описать и алгебраически, последовательно вычисляя отношения  υcp=x1−x0t1−t0 υcp=x1−x0t1−t0 ,  υ′cp=x′1−x0t′1−t0 υcp′=x1′−x0t1′−t0 ,  υ′′cp=x′′1−x0t′′1−t0 υcp″=x1″−x0t1″−t0 . При этом оказывается, что эти величины приближаются к некоторому вполне определенному значению. Это предельное значение получило название мгновенной скорости.

мгновенная скорость отнюдь не оксюморон а предел средней скорости

что за бред вы обсуждаете и зачем обсуждать то, что всем  и так понятно ?

 

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

О системном подходе Гегеля в физике

В ходе исследования преобразований Гегеля явно прослеживается системный подход мыслителя в познании физики естествознания. В 14 параграфе ЭФН находим, что «философствование без СИСТЕМЫ не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Под системой Гегель понимал философское учение, всеобщий принцип которого содержит в себе «все особенные принципы». Что же собой представляет этот всеобщий принцип системы?

В «Лекциях по истории философии» в разделе о Гераклите при описании Гегелем всеобщего принципа находим, что «истинное существует лишь как единство безусловных противоположностей, а именно как единство чистой противоположности бытия и небытия». «Ближайшим определением для этого всеобщего принципа является становление». Но, по версии Гегеля, становление, взятое в себе и для себя, есть в высшей степени скудное определение, и оно должно углубляться далее в себя и наполняться содержанием. Суть такого «углубления» состоит в том, чтобы найти те «особенные принципы» систем, которые бы характеризовали всеобщий закон движения всей системы. От теории перейдем к практике, где постараемся отыскать все многообразие принципов и правил движения.

В промышленной технологии обратим внимание на широко распространенную систему «генератор-двигатель». Во-первых, эта система работает по принципу единства противоположностей. Источник питания ничего не значит без потребителя, как и потребитель ничего не значит без источника питания. Во-вторых, в этой системе соблюдается полярный принцип организации процессов движения, который проходит красной нитью через всю природу. Система «генератор-двигатель» может быть выражена полярным отношением, на одном полюсе которого находится генератор, а на другом полюсе - двигатель. Таким образом, практическое исследование сразу же показало полярную структуру системы движения. Все системы движения полярны и характеризуются единством противоположностей.

Следующий принцип выражается в диалектическом превращении процесса «питания», идущего от генератора, в противоположный процесс «потребления» энергии двигателем. Здесь наблюдается закон превращения в противоположность, который в физике определен как закон превращения энергии/движения, где одним из основных условий превращения является закон сохранения энергии/движения. Далее необходимо определиться, в каком месте происходит данное превращение энергии. Вызывает также интерес и описание этого процесса превращения в научной логике.

Известно, что Гегель в своей логике использовал систему Гераклита, основным законом которой был закон превращения (перехода) в противоположность. В «Лекциях по истории философии» Гегель отмечал, что «необходимый шаг вперед, сделанный Гераклитом, заключается в том, что он перешел от бытия, как первой непосредственной мысли, к становлению». В последнее входит не только возникновение, но и исчезновение. Здесь наблюдается единство возникновения (начала) и исчезновения (конца), которые переходят друг в друга в точке их единства. Отметим также, что движение это взаимодействие тел (материальных частей). Рассмотрим принцип взаимодействия двух тел.

В своих работах Гегель неоднократно выделял тот факт, что «в движении две точки времени, равно как и две точки пространства, суть на самом деле одна точка». Это - противоречие, и оно существует здесь материально. Это точка становления, точка одновременного окончания одного вида движения и возникновения другого вида движения, где крайности сходятся. На практике такой процесс происходит в фазе толчка (удара), где два тела со своими центрами (точками) тяжести сливаются и одновременно образуют единый центр тяжести, общую точку единства.

По определению научной логики процесс удара происходит мгновенно, а абстрактно-логически характеризуется точечностью движения и бесконечными величинами. Результат же удара характеризуется непрерывностью. В целом система движения в диалектике выражается единством точечности и непрерывности (времени и пространства). Не так в существующей ньютоновой физике. Здесь удар характеризуется как кратковременный процесс и характеризуется конечными величинами. В этом случае механическое движение рассчитывается по средним (средневековым) показателям (отскок, скорость удара, коэффициент восстановления), что недопустимо в точных науках.

В предыдущей записи по поводу физических величин было приведено замечание Гегеля, которое дополним категориями бесконечного и конечного: «непонятно, почему интенсивные (бесконечные) величины, также находящие свое выражение в числе, не могли бы быть так же легко вычислены, как и экстенсивные (конечные) величины. Было бы ведь еще удобнее совершенно освободиться как от вычисления, так и от самого мышления».

Число - это система, характеризуемая единством противоположностей, единством интенсивных (бесконечных) и экстенсивных (конечных) величин. В ньютоновой физике сплошь и рядом встречается насильственное сведение не только интенсивных величин к экстенсивным, но и бесконечных величин к конечным. Этим нарушается системный принцип в науке, что ведет к значительному понижению эффективности создаваемых производительных сил.

Аватар пользователя fidel

 В этом случае механическое движение рассчитывается по средним (средневековым) показателям (отскок, скорость удара, коэффициент восстановления), что недопустимо в точных науках.

к сожалению язык статьи далек от языка физики  

ньютоновская физика имеет свою область применимости и в ней она вполне точна

Аватар пользователя СтанционныйСмотритель

Уважаемый Леонид! С удовольствием познакомился с содержанием некоторых Ваших записей на портале. Чувствуется, во-первых, что человек Вы подготовленный и в философском, и в физико-математическом, и техническом аспектах; и, во-вторых, что Вам глубоко небезразличны тема и судьба диалектики, и, еще более, - недальновидное пренебрежение методом и неумение современных ученых осознанно применять его в целях повышения эффективности исследований, процесса познания, развития и т.д., и т.п. На мой взгляд, в своем движении Вы находитесь, в основном, на правильном пути и не достает лишь небольшой детали (небольшого прорывного "скачка") - верного представления о сути и направленности всех реальных процессов с позиции диалектического мышления. Вполне возможно, Вам иногда приходится задумываться над тем, что в основе реальных процессов лежат и управляют окружающим миром совсем иные глубинные закономерности, – отличные от тех, которые обнаруживаются на поверхности и воспринимаются, как само собой разумеющиеся. Если позволите, я представлю Вам несколько нестандартный взгляд на принципы организации живой и неживой природы, на истоки и направленность эволюции, после чего (как мне видится, - именно в силу Вашей готовности к восприятию материала), Вы можете существенно скорректировать свои представления об этом, что и повлечет за собой повышение эффективности Ваших исследований. С некоторых пор возникла острая потребность в контактах с людьми, имеющими серьезную подготовку в области физики, математики, биологии (не чурающимися, при этом, философии). По моим ощущениям, в ближайшее время следует ожидать прорывных открытий (кардинально меняющих наши представления о мире) именно на стыке перечисленных областей. Созвучность Ваших идей собственной концепции и натолкнула меня на мысль об объединении усилий. Упомянутая концепция представлена в виде эссе, и познакомиться с ней, в общих чертах, можно посредством видеоролика http://youtu.be/V06B1mDMngI и сайтов: http://sbpra.com/VladlenVK, http://www.amazon.com/To-Cognize-Obviousness-Trivial-Evolution/dp/162212..., http://www.ebay.com.au/itm/To-Cognize-the-Obviousness-By-Vladlen-V-K-NEW... и др. Если подтвердите свой интерес, я вышлю русскоязычный вариант рукописи электронной почтой. Она - совсем небольшая по объему (с картинками, в изложении – для домохозяек), и, потому, знакомство с содержанием не отнимет много времени. Такое знакомство Вас ни к чему не обязывает; "приобретения" же могут оказаться весьма актуальными. Свой ответ отправьте, пожалуйста, на email: tolm7@mail.ru

Аватар пользователя Владимир Рогожин

http://www.amazon.com/To-Cognize-Obviousness-Trivial-Evolution/dp/162212...http://www.ebay.com.au/itm/To-Cognize-the-Obviousness-By-Vladlen-V-K-NEW... и др. 

Сергей! Так как ссылки предназначены для англоязычной аудитории. было бы интересно краткое изложение Вашей концепции на ФШ. 

Аватар пользователя СтанционныйСмотритель

Уважаемый Владимир!
Я далек от мысли, что это будет интересно всем. Однако, в ответ на Ваш интерес с удовольствием представлю анонс концепции на Ваш эл.адрес (если сообщите), а, при отсутствии возражений, перешлю и текст брошюры на русском языке.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Спасибо! ideabank@yandex.ru