Гегель и естествознание /22/ (Законы Ньютона как просроченная теория)

Аватар пользователя leonidkrasilnikov
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники

В предыдущих записях не раз отмечалось отставание теории в области физики естествознания от инновационных технологий. Эта тема постоянно затрагивается и в отчетах различных научных сообществ и широко обсуждается в многочисленных аналитических публикациях по инновационной политике. Молчит только Высшая экспертная организация - РАН, которая и обязана выявлять и формировать приоритеты в науке. Выяснению причин отставания теории от практики и посвящена данная работа.

О реформе РАН

Исполнился год, как идут реформы РАН. Передана другой структуре бюрократическая нагрузка. Настала пора формирования новых приоритетов в науке, от которых будет зависеть весь ход фундаментальных научных исследований. На декабрьском Совете по науке и образованию Академию сравнили с работой Большого театра.

Возьмем для примера функционирование симфонического оркестра. Здесь музыкальным и творческим процессом и налаживанием связей между исполнителями руководит дирижер. Не последнюю роль играет исполнительное мастерство и самих музыкантов. Схожие процессы можно наблюдать в стратегии и тактике высших офицеров в военном деле, спортивных тренеров, главных конструкторов-технологов на производстве. В философии наукой о всеобщей связи является диалектика. Примем это к сведению.

Пример нарушения связей возьмем из кинофильма «Волга-Волга». Вспомним, как счетовод Алеша Трубышкин отчитывает своих музыкантов, не способных овладеть «Музыкальным моментом» Шуберта. «Мы играем 80 тактов. У первых скрипок 23 такта опоздания, да еще форте вместо пиано! А виолончели наврали - 4 десятых вначале, да еще 8 десятых в конце! Итого 75 тактов чистой фальши»! Этот пример показывает, что в любой работе необходим профессионализм.

Отставание теории от практики – это также нарушение связи. Старые методики решения задач, формируемые Академией в области физической теории и реализуемые через науку и образование, не соответствуют современным методикам в инновационных технологиях. Возникает вопрос: какой метод научного исследования следует избрать?

О принципах и положениях диалектики

Немного теории. Из истории философии известно, что диалектику считают не только наукой о всеобщей связи, но и наукой о наиболее общих законах всякого движения. Выделим некоторые принципы и положения диалектики в философии природы.

Общие законы всякого движения в диалектике сводятся к следующим трем законам:

Закон перехода количества в качество и обратно.

Закон взаимного проникновения противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Предмет – движущееся вещество, тело. Только в движении обнаруживаются свойства тел. Природа движущихся тел вытекает из форм движения.

Диалектика резюмируется в методе. Сам метод отражен в логической формуле движения, которая выражается «переходом от одного к другому, от раздвоения к единству и от единства к раздвоению».

Существует полярный принцип организации природы. Реализация движения путем противоречия. Противоречие – вот что на деле движет миром. Разрешение противоречий заключается в том, что здесь в качестве сущности выступает закон.

О двух методах исследования движения природы

Выделим две основные группы законов о движении в физике. Это три закона Ньютона и три закона Кеплера. Современная физическая теория опирается в своем учении на законы Ньютона. Почему? Послушаем ее доводы. «Нередко говорят, что законы механики получаются путем обобщения ранее установленных частных законов Кеплера. Если рассуждать по законам логики, такой взгляд нельзя признать правильным, ибо не существует никаких индуктивных правил получения общих утверждений из частных».

Пока можно констатировать только то, что «в любой науке неправильные представления могут являться в конце концов неправильными представлениями о правильных фактах». Рассмотрим доводы другой стороны.

Противоположных взглядов придерживается научная логика, изложенная в работе Гегеля «Философия природы». Приведем выдержки из раздела «Абсолютная механика».

- В решении вопроса о сравнительных заслугах Кеплера и Ньютона все зависит от того, дал ли последний доказательство того, что орбита планет представляет собой эллипс. Такого доказательства он в действительности не дал.

- Существуют три вида движения: a) механическое, извне сообщенное движение, которое равномерно; b) полуобусловленное, полусвободное движение падения...; с) безусловное свободное движение.

- Законы абсолютно свободного движения открыты Кеплером.

- Это движение равномерно ускорено (но, возвращаясь в себя, оно сменяется равномерно замедленным).

Итак, выводы научной логики диаметрально противоположны существующей физической теории о движении. Законы Ньютона являются частным случаем Кеплеровских законов абсолютно свободного движения. Свободное движение представляет собой замкнутый цикл, состоящий из четырех фаз движения. Эти фазы все разные по функционированию. Ньютон исследовал только одну фазу – фазу тяготения, а затем методом индукции перенес частный закон тяготения на общее движение, что является логической и методологической ошибкой. В этом случае он больше напортил, чем создал, а исправлять ошибки всегда труднее, чем их создавать.

Цена логических ошибок Ньютона

Физическая теория считает, что Ньютон решил одну из основных проблем механики, определив мгновенную скорость как производную от пути по времени движения. Однако теория не видит, что этим определением открывается лазейка также и для начальных и конечных скоростей в лексикон физики, что является насилием над логикой. В этих положениях о скорости «заключается, - говорит Гегель в математических рукописях, - также и сама по себе превратная метафизика: конец падения или конец той части времени, в которое падало тело, всегда сам еще есть некоторая часть времени; если бы он не был частью времени, то наступил бы покой, и, следовательно, не было бы никакой скорости; скорость может быть измерена лишь по пространству, пройденному в некоторую часть времени, а не в конце ее». В переводе на доступный язык это замечание Гегеля поясняет, что мгновенных, начальных и конечных скоростей в природе не существует по определению.

Физическая теория своих логических ошибок не замечает и провозглашает скорость основной субстанцией движения, ускорение становится его акциденцией, то есть случайной величиной. А случайные величины можно в нужный момент всегда отбросить, что и сделал Ньютон в своих началах движения, нарушив тем самым связь и единство противоположностей. Далее эти логические ошибки через образование внедряются в производство, в следующей фазе идет нарушение гармонии производственного процесса и темпы роста падают. Но больше всего из-за разрыва противоположностей страдает научная система измерения, а следовательно, и научный прогресс. Такова бывает цена логических ошибок в теории.

Связанные материалы Тип
Эфир и пустота в пространстве философcкого непонимания физического мира Дмитрий Мотовилов Запись

Комментарии

Аватар пользователя leonidkrasilnikov

О мгновенной скорости как оксюмороне

Раскрыть тему данного комментария хочется на доступном языке без ссылок на источники. Речь пойдет в первую очередь о понятии мгновенной скорости.

Как известно, Ньютон определением мгновенной скорости как производной от пути по времени создал свой вариант дифференциального и интегрального исчисления. Согласно этой версии, следующим шагом идет уже определение ускорения как производной от скорости по времени или как второй производной от пути по времени.

Итак, получается,что перемещение (путь) тела, его скорость и ускорение являются взаимосвязанными величинами. Но обратим особое внимание на то, что скорость и ускорение в этом случае являются производными перемещения (пути). И на этих основаниях строятся все расчеты и решения задач на движение в теоретической физике.

Однако практика показывает ошибочность многих таких теоретических расчетов. Возникает законный вопрос: что делать? Обратимся к Гегелю, который предлагал для определения величин в физике использовать философию, что для его современников, а также и для нынешних физиков являлось и является абсурдным занятием.

Для начала определимся с понятием «мгновенная скорость». В философии мгновенность определяется как точечность, как качественный элемент движения. В этой фазе отсутствует перемещение и скорость, а происходит только изменение качества и формы движения. Тело в этот момент находится на месте и не перемещается. Выражение «мгновенная скорость», таким образом, является оксюмороном физиков, их риторической и логической ошибкой, на которой и построены ошибочные понятия ускорения и скорости как производных от пути по времени. Фокус заключается в том, что берется производная от пути, а путь в этой фазе отсутствует. На такое «фокусничество» Ньютона и обращает внимание Гегель в своих математических рукописях в «Науке логики».