Фуко. Объект сопротивления

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Следует добавить к мысли Фуко о "появлении эмпирико-трансцендентального существа, - существа, мысль которого постоянно связана с немыслимым, существа, которое все еще оторвано от первоначала, обещанного ему в непосредственности повтора" - и то, что Человек появился в изучении как конкретный объект сопротивления только с появлением полового Тела, как единого Тела, только после процессов над ведьмами и научных трактатов где превеликое место занимали трактаты на тему: а человек ли женщина?

Теперь следует обрисовать форму этой позитивности. Обычно ее стремятся определить по соотношению с математикой: либо стараются сблизить их, установив опись всего того, что в науках о человеке доступно математизации, и предполагая при этом, что все остальное еще не приобрело научную позитивность; либо, напротив, стараются тщательно отделить область того, что доступно математизации, от области, которая к ней не сводима, - поскольку является местом интерпретации, поскольку применяет преимущественно методы понимания, поскольку сосредоточивается она там, где знание требует анализа и "лечения". Такие разработки утомительны не только потому, что они банальны, но прежде всего потому, что они ничего не значат. Не приходится сомневаться в том, что та форма эмпирического знания, которая применяется к человеку (и которую, соблюдая соглашения, можно было бы назвать "гуманитарными науками", хотя пока еще неизвестно, в каком смысле и в каких пределах можно говорить здесь о "науках"), имеет какое-то отношение к математике: подобно всем другим областям познания, эти науки могут при определенных условиях пользоваться математическими средствами, некоторые их методы и большинство их результатов могут быть формализованы. Дело первоочередной важности в том, чтобы исследовать эти средства, научиться этим формализациям, определить уровни, на которых они возможны; для истории познания весьма интересно, как Кондорсе смог применить теорию вероятностей к политике, как Фехнер вычислил логарифмическое отношение между усилением ощущения и усилением возбуждения, как современные психологи пользуются теорией информации, чтобы понять феномен обучения. Однако, несмотря на специфику этих проблем, вряд ли отношение к математике (возможность математизации или, напротив, сопротивление всем попыткам формализации) является определяющим для гуманитарных наук в их специфической позитивности. Причин этому две: во- первых, эти проблемы, хотя и не вполне тождественно, стоят, по существу, также и перед многими другими дисциплинами (например, биологией, генетикой); но особенно же потому, что археологический анализ не обнаруживает в историческом априори наук о человеке, ни какой-либо новой формы математики, ни внезапного ее вторжения в область человеческих явлений, но, скорее наоборот, некоторое отступление матезиса, разложение его единого поля и освобождение из-под линейного порядка наименьших возможных различий таких эмпирических организаций, как жизнь, труд, язык. В этом смысле появление человека и учреждение гуманитарных наук (пусть лишь в виде проекта) соотносится, скорее, с некой "дематематизацией". Можно возразить, что разложение знания, рассматриваемого в целостности своей как матезис, вовсе не было отступлением математики - по той простой причине, что знание это никогда и не приводило к эффективной математике (разве что в астрономии и некоторых областях физики); и наоборот, распадение матезиса открыло природу и все поле эмпиричностей для применения математики, всегда ограниченного и контролируемого, - разве первые успехи математической физики, первые широкие использования теории вероятностей не начинаются как раз тогда, когда пришлось отказаться от прямого построения общей науки о неисчислимых порядках? Да, невозможно отрицать, что отказ от матезиса (хотя бы временно) позволил в некоторых областях знания преодолеть рубеж качественности и применить математические средства там, где они еще не применялись. Однако если в физике разложение проекта матезиса означало обнаружение новых применений математики, то в других науках было иначе: биология, например, возникла вне науки о качественной упорядоченности, как анализ отношений между органами и функциями, как исследование структур и равновесий, их образования и развития в истории индивидов и видов. Все это, правда, не помешало биологии использовать математику, а математике - применяться в биологии шире, чем раньше; однако вовсе не в отношении своем к математике биология приобрела самостоятельность и определила свою позитивность. Это относится ко всем гуманитарным наукам: именно отход матезиса, а не приход математики превратил человек в объект познания; ход математики превратил человека в объект познания; именно обращение труда, жизни, языка к самим себе предрекло извне появление этой новой области знания; именно появление эмпирико-трансцендентального существа, - существа, мысль которого постоянно связана с немыслимым, существа, которое все еще оторвано от первоначала, обещанного ему в непосредственности повтора, - именно это появление и придаёт гуманитарным наукам всю их специфику. Возможно, что здесь, как и в других дисциплинах, применение математики было облегчено (чем дальше, тем больше) всеми теми изменениями, которые произошли в начале XIX века в западном познании. Однако воображать, что гуманитарные науки определились в своем коренном проекте и начали свою позитивную историю в тот момент, когда решено было применить теорию вероятностей к анализу политических мнений или использовать логарифмы для измерения возрастающей силы ощущений, - значило бы применять поверхностное отражение за основополагающее событие. Иначе говоря, среди тех трех изменений, которые открывают гуманитарным наукам их собственное пространство, тот объем, в котором они сплочены, измерение математическое, пожалуй, вызывает меньше всего сомнений; во всяком случае, именно с математикой у гуманитарных наук установились наиболее ясные, спокойные и, пожалуй, наиболее прозрачные отношения; кроме того, применение математики в той или иной форме всегда было самым простым способом придать позитивному знанию о человеке научный стиль, форму и обоснование. Напротив, главные трудности, больше всего способствующие определению сущности гуманитарных наук, заключаются в двух других измерениях знания: там, где развертывается аналитика конечного человеческого бытия, и там, где распределяются эмпирические науки, имеющие объектами язык, жизнь и труд.
http://lib.ru/CULTURE/FUKO/weshi.txt Фуко Слова и вещи. Форма гуманитарных наук
.
http://www.textfighter.org/…/matematiki_prevratil_cheloveka…

Из диалогов:
- Творческое наследие Мишеля Фуко не всеми воспринимается однозначно. Политологи причисляют его к политологам, социологи — к социологам, а историки — к историкам. Тем не менее, если всё-таки считать Фуко философом, то можно сказать следующее: Фуко философствует за пределами традиционных философских территорий, но ставит именно философские вопросы.
- Фуко скорее не философ (философия не критика), а критик философских построений и науки, логик, и достаточно последовательный и верный на мой взгляд, а что каждый человек немного философ, то и за ним это безусловно есть. Я не склонен раздувать заслуги Фуко, но без него философия увы уже мертва, он навечно вписался в историю философии. Философия также и не творчество, а диалог.

Связанные материалы Тип
бесполое Тела и наука Дмитрий Косой Запись
Фуко. Бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
Фуко. Шизоидное Тела Дмитрий Косой Запись
Фуко как философ Дмитрий Косой Запись
Фуко. Истина как объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
женщина о мужчине Дмитрий Косой Запись
инструментальное сознания Дмитрий Косой Запись
бесполое как стремление к смерти Дмитрий Косой Запись
диалектика как стремление к смерти Дмитрий Косой Запись
философ бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
писатель и толпа Дмитрий Косой Запись
либерал и либерализм Дмитрий Косой Запись
выбор женщины Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела о любви Дмитрий Косой Запись
миф о прибавочной стоимости Дмитрий Косой Запись
русские в политике Дмитрий Косой Запись
институты государства Дмитрий Косой Запись
Великая Мать Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления по Монтеню Дмитрий Косой Запись
Фрейд о женщине и либидо Дмитрий Косой Запись
толпа по Павлову Дмитрий Косой Запись
чиновник и фашизм Дмитрий Косой Запись
дуализм Мамардашвили Дмитрий Косой Запись
понятие справедливости Дмитрий Косой Запись
бесполое как политическое Дмитрий Косой Запись
бесполое в искусстве Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Бальзака Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления по Чехову Дмитрий Косой Запись
революция не существует Дмитрий Косой Запись
любовь Тела Дмитрий Косой Запись
Путин и патриотизм Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления по Лакану Дмитрий Косой Запись
женщина как бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
Деррида. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
Штирнер о древних и новых Дмитрий Косой Запись
тактика вождя Дмитрий Косой Запись
толпа и масса Дмитрий Косой Запись
Лакан. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления в предложениях Дмитрий Косой Запись
толпа как объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
толпа и культура Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в средние века Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела Эми Дмитрий Косой Запись
толпа и образование Дмитрий Косой Запись
философия и наука. Дмитрий Косой Запись
консерватизм как рабство бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
лень Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела чиновника Дмитрий Косой Запись
хаос либерал-фашизма Дмитрий Косой Запись
прагматизм Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и террор Дмитрий Косой Запись
холостяк Дмитрий Косой Запись
счастье и бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела чиновника Дмитрий Косой Запись
государственный преступник Дмитрий Косой Запись
суверен и война Дмитрий Косой Запись
психолог о женских нестроениях Дмитрий Косой Запись
правозащитник Дмитрий Косой Запись
любовь к объекту сопротивления Дмитрий Косой Запись
российская философия Дмитрий Косой Запись
пауза в отношениях Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и любовь Дмитрий Косой Запись
Руссо. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
собирательное понятие Дмитрий Косой Запись
творчество и интеллект Дмитрий Косой Запись
субъект в философии Дмитрий Косой Запись
измена Дмитрий Косой Запись
опыт сознания Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
вымысел больше реальности Дмитрий Косой Запись
Фуко. Происхождение власти Дмитрий Косой Запись
атараксия Дмитрий Косой Запись
мужчина для любви Дмитрий Косой Запись
за свободу надо бороться Дмитрий Косой Запись
истина как согласие Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и информация. Дмитрий Косой Запись
шизоидное толпы Дмитрий Косой Запись
Фуко о власти. Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в политическом Дмитрий Косой Запись
Алексиевич про Россию Дмитрий Косой Запись
психологи о неврозе Дмитрий Косой Запись
ответственность Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и влечение Дмитрий Косой Запись
прав ли Протагор? Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела в науке Дмитрий Косой Запись
автор Дмитрий Косой Запись
постмодернизм о тексте Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в терроре Дмитрий Косой Запись
«Второй пол» Симоны де Бовуар Дмитрий Косой Запись
женщина как объект полового Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и война Дмитрий Косой Запись
Путин как буддист Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Беркли Дмитрий Косой Запись
половое числа Дмитрий Косой Запись
философия и текст Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в сексуальном опыте Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и вера Дмитрий Косой Запись
сущее, существующее, и существование Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в исламе Дмитрий Косой Запись
сознание и мозг Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и оргазм Дмитрий Косой Запись
бесполое и половое в любви Дмитрий Косой Запись
Бодрийяр о психологии террора Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и сказка Дмитрий Косой Запись
фашизм по Умберто Эко Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела по Лермонтову Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и мораль Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и отношения Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и мать Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и выбор Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в информации Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и желание Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и культура секса Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в афоризмах Дмитрий Косой Запись
сублимация по Фрейду Дмитрий Косой Запись
как не стало СССР Дмитрий Косой Запись
фашизм и информация Дмитрий Косой Запись
философия и буддизм Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в психологии Дмитрий Косой Запись
женская проституция как миф Дмитрий Косой Запись
женщина в сексе Дмитрий Косой Запись
половое Тела и брак Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и свобода Дмитрий Косой Запись
идеология либерал-фашизма. Дмитрий Косой Запись
психолог о женщине Дмитрий Косой Запись
брак и свобода Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления по Лакану. Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела о сексе Дмитрий Косой Запись
существует ли существование? Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела либерала Плевако Дмитрий Косой Запись
право и политическое в нём Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела главы несуществующего государства Дмитрий Косой Запись
воля как фикция философская Дмитрий Косой Запись
субъект мышления как фикция Дмитрий Косой Запись
женщина - это и профессия Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и текст Дмитрий Косой Запись
социальное государство как фикция Дмитрий Косой Запись
демократия как понятие Дмитрий Косой Запись
бесполое тела о собственности Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и технологии Дмитрий Косой Запись
Путин. Шизоидное Тела политика Дмитрий Косой Запись
самоубийство и причина возникновения Дмитрий Косой Запись
секс как желание Дмитрий Косой Запись
Кристева. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления Высоцкого Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела декабриста Дмитрий Косой Запись
целомудрие как понятие Дмитрий Косой Запись
президент и суд Дмитрий Косой Запись
философия и рефлексия Дмитрий Косой Запись
почему убивают при либерал-фашизме Дмитрий Косой Запись
вина как религиозное понятие Дмитрий Косой Запись
правовая культура и вкус Дмитрий Косой Запись
система права Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела о семье Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела в мифологии Дмитрий Косой Запись
диалог о чувстве любви Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела как инструмент науки Дмитрий Косой Запись
размывание понятия культура Дмитрий Косой Запись
романтика и секс, что общего Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и ревность Дмитрий Косой Запись
основной признак существования Дмитрий Косой Запись
материя по Плотину и стоикам Дмитрий Косой Запись
нарцисс как мифология современности Дмитрий Косой Запись
Аль-Кинди. Эффект потери Тела Матери Дмитрий Косой Запись
символика чисел Дмитрий Косой Запись
мужчина со стороны Дмитрий Косой Запись
субъективность как миф Дмитрий Косой Запись
права Дмитрий Косой Запись
власть как фикция Дмитрий Косой Запись
Бесполое Тела по Мерло-Понти Дмитрий Косой Запись
Бесполое Тела. Стратегия Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и соблазн Дмитрий Косой Запись
Толстой. Бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
визуализация Дмитрий Косой Запись
индивид и его значение Дмитрий Косой Запись
может ли пенсия быть справедливой Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела и насилие Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и потенция Дмитрий Косой Запись
вера и фанатизм Дмитрий Косой Запись
брак и традиция Дмитрий Косой Запись
человек противостоящий Дмитрий Косой Запись
объект и реальность Дмитрий Косой Запись