Философия: многообразие определений рассудка и понятие разума. Часть 1- философия как мудрость

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Основания философии

 

1.          Философия как мудрость

2.            Философия как наука

3.            Философия как искусство

4.            Философия как трансцендент

5.            Философия как идеология

6.            Философия как гуманитарное знание

 Ранее, когда преподавал философию и другие общественные дисциплины везде использовал  алгоритм, предложенный  Алексеевым и Паниным (МГУ), что значительно расширяет поле исследования  по сравнению предлагаемым содержанием учебников философии. Т.к. общественные дисциплины несут в себе историческую печать философии (исторически в античности все знания входили в содержание философии), то введение в конкретную дисциплину (логику, социологию, политологию, экономическую теорию и т.д.) на основе этого алгоритма  было оригинальным и интересным для студентов, формировало целостное понимание, что отсутствовало в специальной литературе. Однако как марксист в то время я находился на мосту  между рассудком и разумом. В настоящее время, когда перешел в сферу разума (бесконечное понятие), приходится  утверждать, что даже оригинальный алгоритм от преподавателей философии МГУ застрял в сфере рассудка. Бесконечное  рассудочное понятие философии не есть что-то  заоблачное совсем для обычного мышления, все эти атрибуты  «философии» из сферы рассудка снимаются в разумном понятии философии, но в другой форме.  Если раскрыть все аспекты  философии на  разумном уровне в сравнении рассудочным подходом, то получается  объемный материал по содержанию. Разум  есть сфера мышления, истины, а явления мышления и достоверности  обозначим  как сфера рассудка (опыт, наука, искусство, представления). Для данной формы публикации использую тезисную форму и выражу только самое существенное и необходимое для понимания.

1.          Философия как мудрость

Самое распространенное - этимологическое толкование  философии. Является чуть ли не обязательной на форумах, имеющих отношение к философии (ФШ, психологический форум, дискорд, форумы коммунистов и марксистов,  линьковские чтения…). Многие козыряют термином «мудрость», не вникая в суть.

1.1          Определение мудрости

Определение мудрости,  одного из тех же семи мудрецов, Фалеса, стало атрибутом любой классической философии. Без понятия мудрости нет ни предмета, ни понятия философии, ни истины, ни диалектики. Вся классика философии разворачивается на фоне мудрости. Необходимо различать мысль о мудрости  (Фалес) и мнение, представление.

 Мысль Фалеса о мудрости: «О многом говорить не значит мнить разумно.

Единое отыскивать достойно мудреца.

 

Одно старайся выбрать; тем самым крепко свяжешь

 

Мужей болтливых речи, лишенные конца»

Рабочее определение (ЛАС): «Мудрость есть знание единого, в отличие от знания отдельных вещей».

 

1.2. Соотношение мудрости философии и диалектики

Разумное понимание мудрости, философии и диалектики предполагает рассматривать  эти понятия в отношении конкретного тождества (сходства и различия), хотя внешне кажется, что это одно и то же. Так в философской литературе считают Фалеса  первым философом  человечества, хотя предмет философии как истину определил Парменид.

Диалектики находят во многом единое (всеобщее), и в  едином  многое. (Платон). Каждый диалектик обязательно философ и мудрец,   он не каждый философ и мудрец - диалектик

Философ  познает  единое - истину как тождество мышления и бытия (Парменид), философ обязательно мудрец,  но не каждый философ  диалектик, т.к. в истории классической философии не было тождества предмета и метода. Так родоначальник диалектики  Гераклит, и как считают, отец диалектики Платон выражали только явления диалектики, а не саму диалектику по существу.

 Мудрец познает  единое, одно (вода, воздух, огонь, земля, число…). Каждый диалектик и философ обязательно мудрец, но не каждый мудрец есть философ и диалектик.

 «Аристотель. Метафизика, I, 2, 982а, 982b, 983а, 5 - 20»

Показал, как мудрость присутствует в философии. Философия начинается с удивления («недо–ум–ения», незнания), пока «не усмотрели причину» происходящего.

Характеристики первой философии:

1) Знание единого, общего (причин, начал), позволяет мудрецу знать всё, попадающее под общее, «хотя  он и  не имеет знания  о каждом предмете в отдельности»;

2) Мудрость есть познание самого трудного (общего, единого - причин, начал), что противоположно чувствам, так как восприятие  доступно всем  (и животным), потому, что это легко, осуществляется без усилий; Трудность в том, что причины наиболее удалены от чувственных восприятий.

3) Мудрец обладает способностью научить  выявлению причин (логика), /аналогично как наставник отличается от ремесленника/;

4) Философия не для извлечения пользы, а для познания, понимания. Это единственно свободная наука (в себе и для себя), так как существует не для чего - то иного, а ради самой себя. «Все другие науки более необходимы, нежели она (философия), но лучше – нет ни одной»;

5) Философия главная («царица всех наук») - не должна повиноваться другим наукам, а ей повинуется тот, кто менее мудр, которые являются не главными, а вспомогательными.

 

1.3.  Явления мудрости в рассудочных  формах  сознания

Опыт

Что есть опыт, по Аристотелю и д.ф.н. А.Н. Муравьеву?

«…многие воспоминания  того же самого  предмета составляют возможность одного опыта» [«Метафизика»980b].

 А.Н. Муравьев: «опыт есть знание общего многим единичным, т.е. особенного, свойственного каждому из них в отдельности». [«Философия и опыт»,64с]

ЛАС: мудрость проявляется в опыте в форме общего.

Наука

Гегель в «Феноменологии духа» определил  рассудок как высшую ступень развития сознания,  рассудочное мышление есть мышление  законами. На практике это  проявилось в форме науки и формальной логике. В науке единое  мудрости проявляется в виде  дурной бесконечности законов, за пределами которой бесконечность непознанного. В формальной логике единое  мудрости есть общее как результат обобщения, абстрагирования и  конечные понятия.

Искусство

  Здесь по сравнению с наукой большее продвижение к философии,  чем в опыте и науке. Искусство это уже уровень не общего, а всеобщего, т.к. определяется как чувственная всеобщность, или как всеобщая чувственность.  Единое мудрости проявляется в искусстве  уже как всеобщее,  однако чувствам сущность недоступна, это единое как всеобщее на языке Канта, есть только « вещь в себе», т.е.  разумно  пока лишено познания.

 

Представление

 Эта несовершенная форма мышления господствует не только в религии, но даже в сознании великих ученых  Представления есть естественная форма мышления в религии. Здесь была задача: преодолеть недостаток искусства и познать всеобщее (единое мудрости), т.е.  бога,  само по себе, не  обращаясь к чувственной сфере. Однако форма представления  была несовершенной, метод разумного познания отсутствовал, что только в философии.

  Если  такая мудрость в религии естественна, то для науки такой подход не соответствует её природе. Вряд ли можно согласиться с оценкой  «мудрецов», предложенной В.И. Вернадским на представления: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами».

 1.4. Мудрость в разуме.

 В этой сфере все более просто, т.к.  истинное единое  есть  всеобщее  единство мышления и бытия, или бесконечное понятие. Если в рассудочных формах имели разные абстрактные определения мудрости (единого), то на уровне разума мудрость (единое) выступает как «вещь в себе и для себя», т.е.  как высшая истина, познанная в   конкретном понятии. Становление  понятия мудрости  излагалось в истории классической философии. Подробнее остановлюсь, т.к. речь идет уже о самой философии.

Философия понятия мудрость и ум отождествляет.  Ближе  к истине в понимании «мудрости» позиция Э.В. Ильенкова. В глубину содержания понятия «мудрости»  проник Г.В.Ф. Гегель.  В начале книги «Философия и культура»  Э.В. Ильенков раскритиковал ложные представления о первопричине ума: «…ум, умение мыслить, способность умело думать - не врождённое свойство, не дар природы, а именно умение, которое человек может и должен воспитать в себе сам».

«Ум» недаром в русском языке происходит от одного корня со словами «умение», «умелец». Умный человек - это человек умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о людях, о событиях, о фактах. Именно судить - с точки зрения высших норм и критериев человеческой  духовной культуры. Проявлять «силу суждения», как назвал  когда-то эту способность  Кант»[28 с.].

Ложным представлением  является  отождествление ума и «многознания»: «Очевидно и то, что «много знать» - не совсем то же самое, что «уметь мыслить». «Многознание уму не научает», - предупреждал ещё на заре философии Гераклит тёмный из древнегреческого города Эфеса.… И поэтому простое усвоение знаний – то бишь  их заучивание – вовсе не ведёт к образованию ума, мышления. В состязании  на простое заучивание сведений  самый умный человек не может тягаться с самой глупой и несовершенной  электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею – преимущество наличие ума» [28 с.].

Э.В. Ильенков в анализе ума остановился на кантовской позиции как способности суждения: «ум – умение соотнести некоторое общие, усвоенные в ходе образования, …«истины» с фактами, складывающими в жизни и потому каждый раз неповторимыми… ум - умение «опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, с особенным»[34с.]. Так  как каждый случай проявления ума является «неповторимым», поэтому Эвальд Васильевич делает вывод, что  «эту способность  нельзя  вложить в голову в готовом виде – в виде  строгого правила, в виде алгоритма, ибо это  было бы «правило применения всех возможных правил», и притом «ко всем возможным единичным случаям»[35 с.]. Последнее есть разновидность парадокса Рассела.

 «Недостаток способности суждения есть, собственно, то, что называется глупостью; против этого недостатка нет лекарства». Золотые слова (Канта) [36с.] Почему « нет лекарства»? Кант склонен к тому, что «способность суждения»- от бога. Либо бог, либо гены? Третьего решения (результат воспитания и образования) Кант не предлагал. Гегель завершил познание единого не в определении, а понятии. 

Комментарии

Аватар пользователя buch

  Проблема философии в том , что философы или слишком много читают или слишком много пишут. Ремесло думания мыслей постепенно забывается . Утрачиваются навыки , теряются приемы . 

   Лучше всего это делать в позе Родена .

Картинки по запросу "роденовский мыслитель с удочкой картинки"

 Расслабившись и убрав подальше книги , что бы  не возникало спонтанного желания, что нибудь почитать. Можно закрыть глаза . Тишина . Иногда только плеснет волна в берег, да шмель пролетит мимо ,  по своим делам. Припекает . Начинает клонить ко сну. Время остановилось в томительном ожидании , поэтому непонятно сколько его и куда прошло . И вдруг поплавок потихоньку начинает подергиваться . В этот момент нужно как можно сильней сосредоточиться и не пропустить тот единственный момент когда ее можно подсечь. Все , вот она бьется своим скользким телом , недоуменно раскрывая свои жабры . Теперь можно счастливым и довольным нести ее в хранилище , не цитат и интерпретаций , они и так уже вываливаются из всех амбаров , а прямо в мировое хранилище человеческого мышления. 

Аватар пользователя ЛАС

buch, 12 Февраль, 2021 - 18:14, ссылка

  Проблема философии в том , что философы или слишком много читают или слишком много пишут. Ремесло думания мыслей постепенно забывается . Утрачиваются навыки , теряются приемы . 

ЛАС: Речь шла о самом распространенном понимании философии как мудрости. Уникальность философии в том, что она задумывается о смысле  обычных слов.  Сейчас заканчивали читать "Господин и раб", который мне показался самым трудным из-за всего, что прочитали в " Феноменологии духа". Я по своей  профессиональной привычке задаю неожиданные  вопросы , на которые никто не обращает внимания. Только что, "пролопатил"  МУДРОСТЬ  со всех сторон, а в тексте Гегеля  засверкал этот термин. Я естественно , спросил коллег,  как они понимают мудрость?.  Люди солидные, образованные, читают философский   текст, и каждый слышал  в ВУЗе на лекции по философии объяснение преподавателя смысл МУДРОСТИ. Но видно они   этот смысл никогда не вспоминали, а термин  используют без понимания.

 В ответе на мой вопрос - все что угодно, только не о мудрости.  Осторожно напомнил мнение  ФАЛЕСА.

  Человек существо мыслящее, а фундаментом  мышления является  МУДРОСТЬ.

 Вообще я с вашил этим тезисом не согласен ( или не понял)

Сократ стоял в оцепенении 2-3 суток,т.к. это состояние полной отвлеченности от мира помогало ему осмыслить такое явление мудрости как ИДЕИ вещей. что он потом  мог поделится с молодёжью, т.к.  считал это своей работой - передавать мудрость молодёжи.

Философия никогда не занимается отвлеченными  абстракциями, все для пользы человека. А в  судьбоносных проблемах философия в основе их решения.

 Если вам все это известно про мудрость, то замечательно.

 

 

 

Аватар пользователя buch

ЛАС, 12 Февраль, 2021 - 22:41, ссылка

  Да я о мудрости никогда не задумывался. Если в словах уже имеется изначально некий смысл , то например "умный" похоже на "умеет" . Например умеет что то сделать -значит умный . Но умный может быть безнравственным . Профессор Мориарти был умным преступником. А вот о " мудром " говорят - ну намудрил или ну и перемудрил . В бытовом языке как то не очень. Но вот безнравственность с мудростью уже не сочетается. Мудрый значит и умный и нравственный. Ну и наверно еще более глубокий взгляд на вопросы, чем у просто умного . Так что к философии вполне подходит . Философ должен быть не только умным и но и мудрым.   

Аватар пользователя ЛАС

buch, 13 Февраль, 2021 - 12:53, ссылка

 Похоже на русскую философию, они аналогично различают правду и истину. К правде как истине добавляют справедливость.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: между прочим у Гегеля определением в бесконечном понятии есть такое: "Относительно природы мы согласны, что философия должна познавать её как она есть, что камень мудрости лежит запрятанным где-то, но это "где-то" находится в самой-же природе, что она разумна внутри себя и знание имеет своей задачей исследовать и постигать не её показывающиеся на поверхности образования и случайности, а её вечную гармонию, и оно должно постигать эту гармонию как её имманентный закон и сущность. Чтобы знать, в чём состоит закон природы, мы должны его узнать, ибо эти законы верны; лишь наши представления о них могут быть ложны. Мерило этих законов находится вне нас и наше познание этих законов ничего к ним прибавляет, ни в чем не способствует им; расширяться может лишь наше познание этих законов" (см. Предисловие к "Философии права"). И собственно Э.Ильенков и базирует на этом такой вывод: "Но такое понимание диалектики, как логика объективного познания понятно и естественно для тех классов людей, которые преобразуют своими руками неподатливый материал природы, постигая в ходе этого преобразования его собственные свойства и закономерности изменения, и для той науки, которая ясно видит свою генетическую связь с этим реальным процессом и старается понять закономерности этого реального процесса, чтобы руки сделать умнее, чтобы научить их работать с материалом в согласии с его собственной природой, а не вопреки ей" (см. Диалектика и герменевтика"). Ну а Маркс в "Капитале" отразил это так: "Следовательно труд, как создатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь" (см. Гл. в Т.1 "Капитала"). 

Аватар пользователя ЛАС

МУДРОСТЬ РАЗУМА КАК БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ  ПРИРОДЫ

 

VIK-Lug, 12 Февраль, 2021 - 20:09, ссылка

ЛАС-у: между прочим у Гегеля определением в бесконечном понятии есть такое

 лас

 А как   Вы сами поняли  бесконечное понятие? 

 (отвечу на комментарий  подробнее завтра)

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: так, как об этом отразил Маркс. Ибо давно известно - "Без труда не вынешь и рыбку из пруда". И именно это и является вечной необходимостью для коллективного обеспечения жизни людей на Земле. А развитие и совершенствование общественных сил труда и справедливое распределение его результатов при социалистических (а затем и коммунистических) общественных отношениях, является базовым фактором для развития соответствующего общества в целом. 

Аватар пользователя ЛАС

 ПОНИМАНИЕ БЕСКОНЕЧНОГО ПОНЯТИЯ

VIK-Lug, 13 Февраль, 2021 - 13:20, ссылка

Так бесконечное  понятие это такая мудрость, которая есть ЕДИНСТВО (тема о мудрости, поэтому выделяю) моментов  всеобщего, особенного и единичного.  Не затруднит прояснить   то, где это у Маркса? И как вы сами понимаете эти моменты?

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: у Маркса это отражено в виде вечной необходимости для людей (независимо от общественных форм их бытия) в организации, реализации и совершенствовании общественных сил труда. А для этого необходимо реализовать, с одной стороны, то что отразил Гегель о законах природы, а с другой - то что отразил Э.Ильенков о процессах преобразования веществ и явлений природы в полезную и удобную для людей форму.

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 14 Февраль, 2021 - 11:32, ссылка

Эту необходимость ещё нужно выразить в БЕСКОНЕЧНОМ  понятии ( В-О-Е).

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 12 Февраль, 2021 - 20:09, ссылка

Особенно понравилось, т.к. речь о бесконечном понятии.

Чтобы знать, в чём состоит закон природы, мы должны его узнать, ибо эти законы верны; лишь наши представления о них могут быть ложны. Мерило этих законов находится вне нас и наше познание этих законов ничего к ним прибавляет, ни в чем не способствует им; расширяться может лишь наше познание этих законов" (см. Предисловие к "Философии права").

Остальное  уже где то читал, но там нет бесконечного понятия.  

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а разве развитие общественных сил труда может быть конечным? И именно на основе того, что отразил Гегель о расширении знаний о действии законов природы?

Аватар пользователя fed

Что такое ум, рассудок и разум и как они взаимосвязаны хорошо видно на схеме работы души, психики. 

Ум-манас - восприятие, первичная обработка информации с рецепторов.

Рассудок - вычислительный центр, взвешивает за и против.

Разум - начальник души - принимает решения. дает команды двигательным органам.

Подсознание - чувства, инстинкты - базис души-психики.

Аватар пользователя ЛАС

 

УМ. РАССУДОК. РАЗУМ,  ДУША. ДУХ

Согласен с 

fed, 13 Февраль, 2021 - 08:40, ссылка

Психологи из этого и исходят (психологический форум https://psycheforum.ru/forum/12-filosofskiy-forum/, Особенно Шельма https://psycheforum.ru/profile/64479-suffle/).

 Моё понимание:

 УМ намного глубже по пониманию действительности . т.к. тождественен  МУДРОСТИ.

РАЗУМ

Это видно из того, что он есть в разуме,  который есть производная от ума, так как разум есть РАЗДВОЕННЫЙ УМ (раз-ум), т.е. ум , который сам себя определил  как УМ УМА (бесконечное понятие),и превратился в ДУХ.  Поэтому разум тождественен духу.

РАССУДОК

 Нечто более широкое, чем "за и "против". Рассудок по Гегелю вершина сознания, сфера науки (законы) и формальной логики (конечные понятия)... ("ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА")

ДУША 

  Явление духа, полностью содержание раскрыто в субъективном духе ( " Философия духа")

ВладимирЛ, 13 Февраль, 2021 - 09:37, ссылка

 

 Мое мнение:

Соответствие  законам природы  есть больше наука и ОТНОСИТЕЛЬНАЯ  истина.

 

 сознание  это  функция   системы мышления ;

--  разум рассудок,  определяющий  суждения )  это  характеристика   сознания,   для случая,  соответствующего  созданию   сознанием  суждения, которое соответствует  объективным законам природы  и их следствиям.

 

Разум далеко не рассудок,  между рассудком и разумом  огромная сфера  САМОСОЗНАНИЯ , где формируется предпосылка разума - бесконечное понятие  сознания,  и только после этого разум возвращается к предмету рассудка и осмысливает   его абстрактное, ущербное  научное понятие ПРЕДМЕТА в  бесконечном понятии, т.е. в высшей истине.

Аватар пользователя ВладимирЛ

сознание  это  функция   системы мышления ;

--  разум рассудок,  определяющий  суждения )  это  характеристика   сознания,   для случая,  соответствующего  созданию   сознанием  суждения, которое соответствует  объективным законам природы  и их следствиям.

 

Разум далеко не рассудок,  между рассудком и разумом  огромная сфера  САМОСОЗНАНИЯ , где формируется предпосылка разума - бесконечное понятие  сознания,  и только после этого разум возвращается к предмету рассудка и осмысливает   его абстрактное, ущербное  научное понятие ПРЕДМЕТА в  бесконечном понятии, т.е. в высшей истине.

=========================================

рассудок ... разум  соответствуют сознанию соответствующему  объективным законам природы  и их следствиям.

наличие  Самосознания (как функция системы мышления, определенная объективными законами природы) и есть  причина, определяющая необходимость  следования (интуитивного или сознательного )  и  обучения  объективным законам природы  и их следствиям,                                          то есть рассудок  рождает разум.

Аватар пользователя ВладимирЛ

Система  мышления  человека обладает сознанием, которое  есть разумно, когда  суждение, в  системе мышления, соответствует объективным законам природы (ОЗП)  и их следствиям – положениям диалектики, законам диамата, в результате чего, в этом случае, суждение в системе  мышления является правильным,  и наоборот,  сознание не разумно,  когда суждение в  системе мышления  НЕ соответствует  ОЗП  и их  следствиям, в результате чего суждение,  в этом случае,  в системе  мышления  неправильно.

Итак :

--  сознание  это  функция   системы мышления ;

--  разум ( рассудок,  определяющий  суждения )  это  характеристика   сознания,   для случая,  соответствующего  созданию   сознанием  суждения, которое соответствует  объективным законам природы  и их следствиям.

 

1. © Copyright: Лебедев Владимир, "ЛОГИКА и ДИАЛЕКТИКА, противоречия, тождество противоположностей. "  2021
Свидетельство о публикации №221020401734  https://proza.ru/2021/02/04/1734 

2. 6.  В.Н. Лебедев «Противоположности, противоречия.   Тождество противоположностей: …..Бесконечное мироздание есть БОГ » Санкт Петербург. Изд-во Политехнического университета, 2014. ISBN 978-5-7422-4541-4  http://lebedev-v-n.narod.ru/pages/12/d2.html        https://proza.ru/2014/06/21/297  

Аватар пользователя эфромсо

В глубину содержания понятия «мудрости»  проник Г.В.Ф. Гегель.

Такое заявление трудно как опровергнуть, так и доказать,

а предметно исследовать мудрость - буквоеды не решаются ...

Другое дело я - единственный на планете диалектик,

прямодушный и беспощадный...

эфромсо, 4 Январь, 2020 - 17:07, ссылка

                      ........................

... мудрость, товарищи - это то, что роднит и объединяет

сапиенсов в понимании и осознавании причастности каждого

субъекта к обеспечению возможности гармоничного содействия

сущностей, так или иначе образовавшихся в мироздании

                   ........................

эфромсо, 13 Январь, 2020 - 00:19, ссылка

              .......................

Находясь на философском форуме я любые разговоры, не имеющие непосредственного отношения к мудрости и любви к мудрости - воспринимаю как "общие слова" в устах пустозвонов, которых интересует не столько то, что есть на самом деле, сколько мнения фантазёров и сказочников...

Так почему же Платон и Гегель считали этот принцип основой (мерой) истинности познания, а Протагор и другие софисты (а за ними и любые субъективисты) отрицали и отрицают этот принцип, утверждая мерой всех вещей - человека?

...так что соображения тех, кто образно говоря "слышал звон, да не знал - где он", составляющие  всю ту  филодоксию, каковая профанам кажется философией - меня не впечатляют, ибо именно философом я признаю только того, кто прежде чем о чём-либо рассуждать - формулирует  вразумительные определения сущностям  мудрости, любви, философии и человека...

http://philosophystorm.ru/soznanie-est-absolyutnyi-bezuslovnyi-attrakto...

Аватар пользователя ЛАС

эфромсо, 13 Февраль, 2021 - 13:16, ссылка

 

Спасибо, интересно, обязательно отреагирую , но попозднее. 

Аватар пользователя ЛАС

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПОНЯТИЯ  и новое определение  явления МУДРОСТИ

 

эфромсо, 13 Февраль, 2021 - 13:16, ссылка

В глубину содержания понятия «мудрости»  проник Г.В.Ф. Гегель.

Такое заявление трудно как опровергнуть, так и доказать,

 

Так он и доказывает. В планах  продолжить эту тему (философия как наука), так доказательство  есть становление результата в истинном целом («Феноменология духа»), доказательство  понятия мудрости, или высшей истины ЕДИНОГО, является вся история классической философии,  а в сжатом виде « Три отношения мысли к   объективности», что и есть три необходимых момента  абсолютного понятия истины (отразил подробно в Диалектике Гегеля...).

Опровергателей  на уровне разума пока не встретил, все ниже истины из сферы достоверности.

мудрость, товарищи - это то, что роднит и объединяет

сапиенсов в понимании и осознавании причастности каждого

субъекта к обеспечению возможности гармоничного содействия

сущностей, так или иначе образовавшихся в мироздании

ЛАС:согласен с этим   новым определение явления мудрости, но это не понятие мудрости.  «Гармонизм» классов и эксплуатации  пропагандирует  В. Лебедев, но я с таким гармонизмом классов не согласен. Возможно в какой - то степени при социализме, но Владимир эти формы отрицает.

 

эфромсо, 13 Январь, 2020 - 00:19, ссылка

              .......................

Находясь на философском форуме я любые разговоры, не имеющие непосредственного отношения к мудрости и любви к мудрости - воспринимаю как "общие слова" в устах пустозвонов, которых интересует не столько то, что есть на самом деле, сколько мнения фантазёров и сказочников...

ЛАС: Замечательно, полностью согласен, особенно если понимать что есть мнения (Гегель:  из лекций по истории философии / введение).ЛАС: Замечательно, полностью согласен, особенно если понимать что есть мнения (Гегель:  из лекций по истории философии / введение).

Так почему же Платон и Гегель считали этот принцип основой (мерой) истинности познания, а Протагор и другие софисты (а за ними и любые субъективисты) отрицали и отрицают этот принцип, утверждая мерой всех вещей - человека?

 Да Сократ пострадал от софистов. В логике софизмы внутренне противоречивы (спор: Эватл /  Протагор).  Почему? Т.к. люди имеют разное развитие мышления, (скептики показали), одни так и остались в сфере  достоверности, а другие  уже в сфере  истины (разум).

...профанам кажется философией - меня не впечатляют, ибо именно философом я признаю только того...

 

 ЛАС: в любом мнении есть доля истины, с этой долей нужно разбираться, а не отвергать полностью.

Аватар пользователя эфромсо

подробно в Диалектике Гегеля

Вы полагаете что такое возможно?

И как же выглядят эти "подробности"?

(это я к тому, что намедни мы тут выяснили между делом,

что ГВФХ - такой же метафизик как и все прочие платонисты...)

http://philosophystorm.ru/gegel-metafizik

Аватар пользователя VIK-Lug

эфромсо: а как определять то, чего Гегель отразил о законах природы и о действии во внутренней сущности людей того, что он определил "природной необходимостью"? Ибо у так называемых классических метафизиков этого "днем с огнем" не найти. 

Аватар пользователя эфромсо

определять то, чего Гегель отразил ... что он определил "природной необходимостью"

Определяю:

эфромсо, 20 Март, 2019 - 07:51, ссылка

В координатах моего субъективного рационализма субстанция не выглядит божеством и бытие материи не  происходит как следствие её воли. Воля субстанции проявляется в стремлении освободиться от "пут" бытия, и будучи предоставленной самой себе - ни с чем не взаимодействтвать, однако по всей видимости - субстанция не идеальна, следовательно: перманентно образовывающиеся  "сплетения" обретают материальность и натыкаясь друг на дружку - связываются взаимодействиями, образующими мироздание, вырваться из которого "на волю" тоже возможно - случайным порядком  через прорехи в неидеальностях материальных структур...

эфромсо, 7 Октябрь, 2019 - 20:05, ссылка

                            .................................................

То, что в стробоскопическом восприятии человеческих личностей выглядит как отдельные  предметы  - в действительности представляет собой участки единого мироздания с  различной плотностью локализации энергообразований, движимых стремлением субстанции восстановиться и пребывать в сингулярности...

Аватар пользователя VIK-Lug

эфромсо: а как можно "вырваться" из самого себя, если человек является не только частью природы, но и её условия обеспечивают его бытие на Земле (оно ведь не только "без воды и не туды - и не сюды", дык без воздуха людям совсем каюк). Потому Гегель и указал на то, что базовой частью внутренней сущности людей является то, что он определил природной необходимостью.

Аватар пользователя ЛАС

эфромсо, 14 Февраль, 2021 - 10:48, ссылка

подробно в Диалектике Гегеля

Вы полагаете что такое возможно?

И как же выглядят эти "подробности"?

ЛАС

Изложил: 

Диалектика Гегеля как логика бесконечного понятия социализма или становления гуманизма (Часть №1: диалектическая логика)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность

2. Становление  бесконечного понятия

3. Диалектика как расширяющая вселенная

4. Три отношения мысли к объективности как  моменты бесконечного понятия истории  классической философии.

5. Логика бесконечного понятия сущности бытия

Аватар пользователя эфромсо

1. Актуальность

2. Становление  бесконечного понятия

3. Диалектика как расширяющая вселенная

4. Три отношения мысли к объективности как  моменты бесконечного понятия истории  классической философии.

5. Логика бесконечного понятия сущности бытия

Што-то я не усматриваю никакой диалектики в бессодержательном оглавлении

из предложений, выглядящих оксюморонами...

Аватар пользователя ЛАС

эфромсо, 14 Февраль, 2021 - 14:50, ссылка

Суть  бесконечого понятия в истории классической философии (4 п.) и в   целостной  логике "Науке логики" (5 п.) надо текст читать.  При условии, если понятен логический переход от сознания (рассудка)_ к самосознанию (абстрактному всеобщему). Если последнее непонятно, то далее будет ничего не понятно, исходная позиция  исчезнет.  Я говорю для понимающего Историю классики  и "Науку логики".

http://philosophystorm.ru/dialektika-gegelya-kak-logika-beskonechnogo-po...

 

Аватар пользователя ЛАС

ЛАС, 26 Февраль, 2021 - 22:32, ссылка

Философия: многообразие определений рассудка и понятие разума. Часть 1- философия как мудрость 

 

nikolaj, 26 Февраль, 2021 - 20:29, ссылка

Ведь прежде чем принимать на веру, что Ваши рассуждения на эту тему являются чем-то новым, я же должен знать, что Вы действительно умеете воспринимать адекватно уроки  150 летнего существования учений не только марксизма, но и прежде всего самого понятия слова - философия!

Как же я могу верить тому, что Вы пишите, если с первых же вопросов к Вам лично, выясняется, что Вы оказывается понятия не имеете вообще о предмете философия.

Вот Вы пишите -

 Фалес был мудрец, но не философ.

Как это понимать?

Ведь само слово философия происходит от древнегреческого словосочетания - др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости»! 

Это как? Быть мудрецом и не признаваться при этом своими окружающими соплеменниками философом? 

А ведь именно Фалес традиционно, как античными, так и современными авторами, считается основоположником древнегреческой мысли, «отцом философии». И именно Фалес стоит первым в древнегреческом списке "семи мудрецов", первым почитателем мудрости среди людей.

При этом он никогда не признавал себя мудрейшим, а всего лишь почитателем, то есть поклонником мудрости. 

Этого Вы не знаете?

И после этого Вы говорите о том, что преподавали в вузе философию?

Это что-то действительно новое в трактовке понимания древнегреческой философии?

Да, к Вашему сведению.

Слово мудрость в древнегреческом понятии означало всего навсего лишь совет, который приносит пользу любому, кто им решит воспользоваться. 

Это как раз к пониманию Ваших рассуждений по поводу -

Любой  философ  обязательно мудрец, но не любой мудрец  философ.

И какую пользу принес всем без исключения Ваш Гегель?

Что, все люди стали понимать друг друга лучше, стали лучше понимать причину существования войн, лжи, мракобесия, после прочтения трудов Гегеля?

Мда..а! Теперь понятно откуда растут ноги всеобщей безграмотности!

ЛАС
Уважаемый Николай, античную философию я знаю вдоль и поперек, не по липовым учебникам философии, а по ПЕРВОИСТОЧНИКАМ, которые законспектировал и обсудил с коллегами.  Так с понятием философии  на ФШ обнаружил какие -то недоразумения, т.к. судят о философии с позиции рассудка. что к философии отношения не имеет. Если хотите, что-то обсудить о самой философии, то у меня уже несколько публикаций (ССЫЛКИ СЕЙЧАС ПОСМОТРЮ), осталась последняя ФИЛОСОФИЯ КАК ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ.

пОКА ПЕРЕМЕЩАЮ В ТЕМУ ПО МУДРОСТИ , ТАМ И ПОДИСКУТИРУЕМ

Философия: многообразие определений рассудка и понятие разума. Часть 1- философия как мудрость

http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-...

 ПО ФИЛОСОФИИ

 ССЫЛКИ

Содержание (общее)

1.          Философия как мудрость

http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-1-filosofiya-kak-mudrost

2.            Философия как наука

http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-2-filosofiya-kak-nauka

3.            Философия как трансцендент

http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-3-filosofiya-kak-transtsendent

 

4. Философия как  искусство

http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-4-filosofiya-kak-iskusstvo

5. Философия как идеология.

http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-...

Аватар пользователя ЛАС

ЛАС, 17 Май, 2021 - 09:00, ссылка

ГЕРМЕНЕВТИКА ФИЛОСОФИИ

Да это встречается  все в античности у Сократа, Платона, Аристотеля. на этапе становления  философии , пока не было тождества предмета (истина) и метода (диалектики). Философ Е.С. Линьков писал об этом же.

 Вот фрагменты из моих тезисов:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Причина представлений о предмете: мнения  порождаются различием предмета науки (дан изначально) и философии (результат исторического процесса).

Философия какЭКЗЕГЕЗА - истолкование.

1.

В средние века философия служанка теологии. Основа библия, потом патристика, а далее ереси, схоластика (номинализм/реализм).

2.

Экзегеза марксизма (диамат, истмат).

3.

Экзегеза – герменевтика философии Алексеев и Панин (мудрость, наука, искусство, идеология, трансцендент, гуманитарное знание) на уровне рассудка. То же, но на уровне разума (ЛАС).

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

  1. Этимология «философия-любовь к мудрости». Е.С.  верно критикует плюрализм мнений о мудрости (семь мудрецов), что мудрость не может быть критерием философии, критерий философии  другой.
  2. Мудрец познает ЕДИНОЕ, философ – ИСТИНУ (ВЕБиМ),диалектик – истину в форме ВСЕОБЩЕГО  ПОНЯТИЕ (в-о-е).
  3. СООТНОШЕНИЕ: МУДРЕЦЫ-ФИЛОСОФЫ-ДИАЛЕКТИКИ.
     1 ДИАЛЕКТИКИ находят во многом ЕДИНОЕ (всеобщее), и в  едином  МНОГОЕ. (Платон). Каждый диалектик обязательно ФИЛОСОФ И МУДРЕЦ. Но не каждый философ и мудрец - ДИАЛЕКТИК.
    2. ФИЛОСОФ  познает  истину как тождество мышления и бытия (Парменид и другие после). Каждый  философ обязательно МУДРЕЦ, но не каждый философ  ДИАЛЕКТИК.
    3. МУДРЕЦ познает  единое( Фалес) . Каждый диалектик и философ обязательно МУДРЕЦ, но не каждый мудрец есть философ и диалектик.==================== ЛАС: я это исследовал в сравнении рассудка и разума в следующих публикациях
  4. Философия: многообразие определений рассудка и понятие разума.

    1.          Философия как мудрость

    http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-1-filosofiya-kak-mudrost

    2.            Философия как наука

    http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-2-filosofiya-kak-nauka

    3.            Философия как трансцендент

    http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-3-filosofiya-kak-transtsendent

     

    4. Философия как  искусство

    http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-4-filosofiya-kak-iskusstvo

    5. Философия как идеология

    http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-5-filosofiya-kak-ideologiya

    6. Философия как гуманитарное знание

    http://philosophystorm.ru/filosofiya-mnogoobrazie-opredelenii-rassudka-i-ponyatie-razuma-chast-6-filosofiya-kak-gumanitarnoe-z

Аватар пользователя ЛАС

ЛАС, 31 Март, 2022 - 18:19, ссылка

О ФИЛОСОФИИ, ФИЛОСОФАХ И ФИЛОСОФСКОЙ ЗАДАЧЕ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ  

 Данная проблема    входит в  актуальность   темы, которая о логике бесконечного понятия. Что и показывает решение философской задачи нашего времени, которую  так просто изложил   д.ф.н. А.Н. Муравьев. 

 Источник: Очерк десятый  (А.Н. Муравьев / Философия и опыт)

Философская задача настоящего времени

«Итак, философская задача нашего времени состоит в том, чтобы сущность и явление философии перестали быть противоположными друг другу, достигли конкретного тождества в понятии философии как таковой. Новейшей философии надлежит преодолеть более чем полуторавековое низведение сущности философии до видимости, которое ныне свело к минимуму её влияние как гаранта истинности всех человеческих знаний и действий. ( МАН/ФиО/ 154)

 Средство решения:

«…-– в логической форме понятия, первым и пока единственным образцом, которой является "Наука логики" Гегеля» ( МАН/ФиО/ 155).

Что такое философия и кто такой философ?

«…люди в своём большинстве всегда считали и сегодня ещё продолжают считать философией как раз то, чем философия кажется  (А.Н. Муравьев. Философия и опыт. С. 144.).

Что же такое философия по видимости, или по явлению?

Современные философы, правда, больше не создают учений в классическом смысле слова… философ по явлению, или по видимости есть тот, кто создаёт что-то своё, в силу чего ценность его произведений определяется двумя параметрами. Первый – отличие того, что делает он, от того, что делают другие индивиды. Второй параметр характеризует то, насколько философ в своих работах выразил себя, т.е. свою индивидуальность и личность. ( ФиО/145).

Поэтому и философ в существенном смысле – не один из многих, а просто один. Он есть тот, кто занят тем существенным делом, которое выступает действительным основанием и началом всех других человеческих дел и в действительности он – один, несмотря на то, что по видимости у него были предшественники, в его эпоху есть и после него будут другие философы. ( ФиО/146).

…философия по сути никому, кроме того, кто ею серьёзно занят, не известна,… Кто же такой философ в существенном значении этого слова? Он есть гений, высший теоретический ум человечества… Философ по существу есть сознательная форма этого единого истинного содержания всех многообразных человеческих дел. Он в том смысле есть гений человечества, что его труд необходим ему самому и другим людям настолько, насколько всем людям необходимо знать, чтό и ради чего они должны делать. … Именно он есть действительный, настоящий философ, или философ по сути.  ( ФиО/146).

Он является настоящим философом благодаря всеобщности самой философии как всеобщему методу познания истины. ( ФиО/147).

…настоящим философом является только тот, кто превзошёл свою индивидуальность и личность, а то, что делает настоящий философ, есть всеобщее, а не особенное дело – дело, которое принадлежит не времени, но тому, благодаря чему идёт время, т.е. вечности.. ( ФиО/148).

Поэтому задача, которая стоит перед по-настоящему современной, или новейшей философией, состоит в том, чтобы преодолеть этот разрыв единого и многого, всеобщего и особенного, сущности и явления, ….( ФиО/151)

… По-настоящему современной, т.е. по сути, а не лишь по времени своего появления на свет, новейшей философией следует считать сам абсолютный дух философии, исподволь накапливающий энергию, необходимую для её дальнейшего, уже не исторического, а логического развития. Поэтому она существует пока ещё в почти не проявленном виде – как поставленная всей классической … философией задача,                                                  ….( ФиО/152)

 Филодоксия – иронический термин, изобретённый Платоном для обозначения того, чем занимались софисты, Кант углубил установленное Платоном принципиальное различие между философией и филодоксией (между любовью к мудрости и любовью ко мнениям), указав в предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" на двух противников метафизики как науки – на догматизм «болтливой поверхностности, присвоивший себе претенциозное имя популярности», и на скептицизм, «который быстро расправляется со всей метафизикой». Их сторонники, по словам Канта, стремятся «вообще сбросить оковы науки и превратить труд в игру, достоверность – в мнение, а философию – в филодоксию» (Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Собр. соч. в 8-ми тт. – Т.3. М.: Чоро, 1994. С.34-35).  Ссылка 90 с 152.