Философия, как система управления энергиями

Аватар пользователя Так вот
Систематизация и связи
Основания философии

Согласно Йога-Сутрам Патанджали, истинная форма бытия человека - это энергии осознанности.
Однако, возвращение к истинной форме практически невозможно без рациональной философии, предельно логично выстраивающей систему понимания реальности человеком.
Но, со времён Вьясы, идеи Патанджали остаются непонятыми, а, Йога перестала быть философией, а, благодаря неправильным переводам- расшифрофкам Сутр превратилась в собрание разнообразнейших мистических практик, никак с философией не связанных

Комментарии

Аватар пользователя Так вот

Когда около года назад я взялся переводить некоторые сутры Йога-Сутр, я был намерен показать, что Патанджали был неправ, и, идеи, высказываемые некоторыми последователями Йоги, в корне неверны.
Но, я обнаружил, что в корне неверны...переводы Йога-Сутр, а, смысл того, что писал Патанджали, искажен некачественными переводами.
Полгода назад я вернулся к переводу Йога-Сутр, и, сейчас могу смело говорить, что, мне , похоже, удалось заново открыть Патанджали для мира - открыть, как философа.

Аватар пользователя Так вот

Уже заканчивая перевод, я обнаружил, что, мои собственные взгляды на мир и на сущность философии значительно изменились под воздействием открывшегося мне содержания Йога-Сутр, и, что , я вправе, теперь, говорить о том, что я стал , отчасти, последователем Патанджали - но, не того "традиционного" Патанджали, которого нам "рисуют" ложные переводы , рисуют, уже более тысячи лет....
Вернуть людям этого философа - моя святая обязанность...

Аватар пользователя Так вот

Я просто пишу о том, что делаю, (благодаря Йога-Сутрам) а, вы просто читайте - и, вам откроется духовный мир.
Уточняя перевод Йога-Сутры, я открыл для себя совершенно новые возможности - возможности жить в гармонии с миром.
Я буду постепенно добавлять текст, продвигаясь от Сутры к Сутре.
(Подстрочник с сайта любомудр.ру - спасибо тем людям, кто его создавал!)
Йога-Сутры Патанджали - это трактат по самопознанию и наставление - способ возвращения к естественному состоянию (состоянию единения с единой Вселенской творящей силой)
В первой главе Патанджали пишет о том, что соединение с Ишварой (божеством) достигается контролем над эмоциями, с последующим интуитивно-медитативным постижением "сути вещей".
Во второй главе Патанджали обозначает главный момент в практике духовной Йоги - разрыв самъйоги - осознанное рассоединение души и психики, осознание души , как высшей части человеческого существа, то есть, признание человека духовным, по сути, явлением (Сутра 25 2й главы).
Психика - система реакций животной природы - должна быть подчинена душе (пуруше). Йога исследования (соединение исследованием, крийя-Йога) - об этом первая часть второй главы.
Во второй части второй главы описан порядок практических действий по достижению Соединения души с Духом, Ишварой, единой творящей мир силой.
В третьей главе - описаны нюансы самопознания и познания мира.
В четвёртой главе Патанджали раскрывается, как глубокий исследователь - он подробно описывает важнейшие моменты самопознания, которые можно постигать, только самостоятельно исследуя процесс мышления. Патанджали потому и остался непонятен большинству - потому, что мало кто из людей исследовал основы мышления, как такового.
Последняя Сутра всего трактата - осталась совершенно непонятной даже для тех, кто практикует йогу - но, по переводам Вьясы и его последователей - а, истинная , духовная Йога - приводит к осознанию человеком своей сути - энергий осознанности, энергий мысли, способности действовать самой этой энергией непосредственно.
Итак, начинаем продвигаться от Сутры к Сутре, постепенно возвращаясь к естественному бытию.

Глава1.
Сутра 1

Теперь (вот) наставление по Соединению.
Комм.:
(Возможно и "благословенное наставление по Соединению")
Имеется ввиду соединение с Космосом, с Творцом, с Богом.

Сутра 2

Йога (соединение с Творцом, с Духом) - это обуздание эмоций.

Комм.:
Читта вритти - это не просто "колебания ума" - речь об эмоциях. Конечно, понятие Читта вритти можно понимать более широко, но, главное в йоге - это контроль над эмоциями, прекращение развращения ума эмоциями.
Йога - это обретение контроля над подсознанием (эмоциями, условными рефлексами).

Сутра 3

Когда это сделано, человек понимает свою сущность (пребывает в истинной природе)
Комм.:
Патанджали называет душу созерцателем, чтобы направить мышление читателя (и, возможного последователя Йоги) в сторону именно этого действия - созерцания; однако, возможен перевод этого слова , как "видящий".

Сутра 4

Иначе сущность (душа) отождествляется с эмоциями.
Комм.:
На русский правильнее перевести так , используя слово "иначе".

Сутра 5

Пять состояний психики вызывающих, или не вызывающих страдания (искажения , эмоции)
Комм:
В санскрите, как я понял, часто используется форма (перечисления нескольких качеств, как бы в рамках одной системы оценок) - а, в русском чаще используется слово "или".

Сутра 6

Понимание, заблуждение, воображение, сон, память.

Сутра 7

Информация поступает человеку от органов восприятия, через рассуждения, и, через духовные откровения.
Комм:
Очень важно, что, здесь слово "агамах" используется в значении "духовные откровения" - а, вовсе не "священные тексты" - то есть, налицо злостная подмена смысла при переводе.
Эта сутра стала определяющей для меня - я никак не мог согласиться с таким нелепым утверждением, что "правильное понимание" может быть получено чтением "священных текстов" - и, когда я обнаружил ещё одно значение слова "агамах" - это стало для меня настоящим откровением - я понял, что "традиционные" переводы Йога-Сутр Патанджали в корне неверны!
"Духовные откровения" - это интуитивное постижение, это получение информации из самого Соединения (интуитивного канала), тонкой "ниточки", идущей от Творца к каждому из живых существ. Нужно , только, научиться "слышать" то, что идет к нам по этому каналу.

Сутра 8

Ложное понимание основывается на восприятии видимости, а, не на реальности бытия.
Комм.:
Истинная форма изучаемого явления никак не может быть понята по его внешнему виду, то есть, заблуждение основано всегда на внешнем впечатлении - а, никакого другого способа наблюдения у человека , казалось бы , и нет! - но, как раз об этом вся Йога-Сутра - об интуитивном постижении - о духовных откровениях. Патанджали постепенно приближает нас к тому, чтобы мы открыли для себя способ иного восприятия реальности. Йога-Сутра - это трактат о самопознании - и, познании реальности.

Сутра 9

Логичные выводы, но, не основанные на достоверной информации - равны фантазиям.

Сутра 10

Нефункционирование мышления и восприятий есть сон.

Сутра 11

То, что не позволяет информации исчезнуть, есть память.

Сутра 12

Необходимо контролировать желания, эмоции.
Комм:
Эмоции - это условные рефлексы подсознания (неосознанной части психики)

Сутра 13

Для этого нужна постоянная практика.

Сутра 14

Это длительное безостановочное, непрерывное служение, усердно исполняемое и твердо укоренённое

Сутра 15

Осознанное (сознательное) освобождение от стремления к чувственным наслаждениям (к тому, что видел, слышал, чувствовал) есть господство над эмоциями, вайрагья (непривязанность).

Сутра 16

Высшее духовное познание (откровения, восприятия души) достигается беспристрастностью (отсутствием пристрастного отношения к чему -либо).

Комм:
В этой Сутре Патанджали указывает на необходимость не только отсутствия пристрастий низшей природы, но, и, пристрастности к высшему. Причиной предпочтения высшего не должна быть страсть, или, даже привычка.

Сутра 17

Самоисследование (сампраджня) следует производить в состоянии гармонии, рассудочно и интуитивно постигая свою истинную природу.

Сутра 18

(дословно:
остановка
продвижения
практики
предшествующий
подсознательный стойкий
другой) -
Остановка практики происходит от того, что стойкие подсознательные впечатления другие (причиной остановки практики являются скрытые в подсознании рефлексы.)
Комм:
Преодоление действия скрытых рефлексов достигается , сначала, смирением, затем, осознанием, но, не в обратном порядке - потому, что осознание того, что не в состоянии принять (из области подсознательного) может иметь крайне негативное, деструктивное воздействие на психику.
Поэтому, смирение, готовность принимать реальность такой, как она есть - необходимое условие для познания реальности.

Сутра 19

Погруженность в ( сверхчувственные) восприятия приводит к "бестелесности" и "растворению в природе" (в процессе медитации).
Комм:
Более точным по смыслу , который есть в этой Сутре, было бы:
" причина медитации - бестелесность и растворение в природе."
То есть:
Патанджали считает первичным это "растворение тела" , и, только после возникновения этого ощущения следует считать медитацию осуществлённой - когда вместо тела человек ощущает "всю Природу", "суть вещей", получает информацию не от "органов чувств", а, от бесконечности Природы.

Сутра 20

Скорее других достигают медитативного постижения те, кто наполнен энергией доверия к своим откровениям.

Сутра 21

Также более энергичные

Сутра 22

Также большая степень целеустремлённости
приближает цель (йоги)

Сутра 23

также посвящение себя Ишваре .

Сутра 24

Страсти, страдания, карма не затрагивают обитель души, посвятившей себя Ишваре.

Комм. :
"пурушавишешах" означает не "отдельный пуруша", а, "посвященный пуруша" - посвященный Ишваре.

Сутра 25

В нем (в Ишваре) - бесконечный источник познания.

Сутра 26

Он - царь, первейший учитель (гуру), неограниченный временем (пребывающий вне времени).
Комм:
"В Аюрведе под Пурушей подразумевается комплекс психических особенностей индивидуума"(kartaslov.ru)
"В различных школах индуизма существует множество взглядов на определение, объем и природу Пуруши." Википедия site:wikichi.ru
Патанджали, судя по всему, использует слово "пуруша" в значении "индивидуальная душа"

Сутра 27

Его сущность выражена в вибрации ОМ

Сутра 28

Этот звук, постигаемый чувством, значение Ишвары.

Сутра 29

Так раскрывается скрытое внутри (Читты)
Комм:
Препоной для постижения является эго человека, и, отдача Ишваре раскрывает истинное в человеке.

Сутра 30

Не познают свою душу те, кто ленив умом, или болен телом, или привержен ложным идеям, или не утруждает себя.

Сутра 31

Неорганизованное дыхание приводит к отсутствию счастья, страданиям, телесным проблемам и проявлению дурного характера.

Сутра 32

Для предотвращения этого нужна практика однонаправленности.

Сутра 33

Для спокойствия психики нужно ровно принимать хорошее и плохое, доброе и злое.

Сутра 34
:
Тому же служит осознанное дыхание.

Сутра 35

Чувственное (восприятие) и состояние низшего ума (подсознания) связаны.

Сутра 36

Свободой от скорбей
или Просветленным умом

Сутра 37

Освобождается от страстного влечения к каким-либо объектам.

Сутра 38

Также, через медитативное постижение истинного смысла снов.

Сутра 39

Дхьяной на избранном (интересующем)

Сутра 40

постижением мельчайшего и величайшего (в медитации)

Сутра 41.

Контроль над психикой (остановка психических реакций) убирает границы между познающим и познаваемым. Подобен чистому кристаллу, вбирающему свет, тот, кто очистился внутри.

Сутра 42

Понятия формируются соединением названия (звука), образа и смысла слов.

Сутра 43

Восприятие без понятий (без слов) происходит, когда внимание свободно от самооценки (от "я").

Сутра 44

Эти два способа получения информации - с рассуждениями и без них - в медитации сменяются более тонким восприятием.

Сутра 45

Восприятие без рассуждений переходит в тонкое, интуитивное восприятие "сути вещей"

Сутра 46

Медитация (самадхи) - есть постижение сути (вещей).

Сутра 47

В состоянии безмыслия духовная суть видна (духовным "зрением)

Сутра 48

Так следует познавать

Сутра 49

Интуитивное (медитативное) постижение превосходит возможности мышления

Сутра 50

Оно противоречит обычному опыту (человека)

Сутра 51

Также препятствует всеразрушающему самадхи "без семени" (без смысла, без постижения духовной сути ).

Глава 2 (санскритский текст, мой перевод, комментарии)

Мой комментарий:
Несмотря на распространенные взгляды на Йогу, как на мистические практики, Йога Патанджали - это , в первую очередь, рациональная методика самопознания.
2 глава, в первой половине - это методика йоги самоисследования (крийя-йоги). Вторая половина - это порядок практики, 8 этапов Йоги.
Цель крийя-йоги выражена в последней сутре главы, а, суть - в первой. Вопреки ложным представлениям о Йоге, широко распространившимся после переводов Вьясы, Патанджали ясно говорит о развитии мышления, как одной из промежуточных целей Йоги. Кстати, названия для глав Йога-Сутр придуманы не Патанджали.

Сутра 1.

Йога исследования - это основанное на аскетизме и следовании Ишваре (Духу) глубокое
и полное постижение самоисследованием своей сущности.
Комм:
Со времён Вьясы принято слово "крийя" переводить, как "действие" - но, это слово имеет и значение "исследование". И, подобных ошибок у Вьясы и последователей, исказивших учение Патанджали, предостаточно.
Слово "Ишвара" я намеренно перевожу, как "Дух", имея ввиду учение Рациональной духовности (vk.com/club187214777). Патанджали слово "Ишвара" употреблял в значении "Бог".

Сутра 2(2гл)

Медитативные восприятия нацелены на уменьшение (истребление) клеш - искажений мышления.

Сутра 3 (2гл)

Искажения мышления - от невежественности эго, от привязанности к своим влечениям и отвращениям.

Сутра 4 (2гл)

Невежество - основание, почва для постоянной смены, чередования энергетических состояний - от сонного , или ослабленного , до энергичного, активного.

Сутра 5 (2гл)

Смешение (уравнение) вечного и преходящего, страдания и благодати, душевного и телесного, чистого и нечистого в мышлении - есть невежество.

Сутра 6 (2гл)

Понимание реальности человеком происходит через самооценку, как будто суть человека - его эго.
Комм:
Патанджали указывает на то, что эго, "я" - не истинная сущность человека, однако, рефлексы подсознания заставляют человека всё воспринимать через "я".

Сутра 7 (2гл)

Удовольствия рождают влечения , страсти, желание повторять удовольствия.

Сутра 8 (2гл)

Мучения, страдания вызывают отвращение, стойкое желание их избегать.

Сутра 9 (2гл)

Даже мудрецы , в процессе жизни продвигающиеся к Высшему (познанию) не теряют привязанности к жизни.

Сутра 10 (2гл)

Эти (искажения, противоестественное движение) становятся незначимыми при возвращении к естеству.

Сутра 11 (2гл)

Их влияние усмиряют дхьяной (вниманием, сосредоточением, медитацией)

Сутра 12 (2гл)

Страдания корень - кармы вместилище, видимого и невидимого (причина), рождение того, что предстоит познать (испытать).

Сутра 13 (2гл)

Это корень тех плодов, которые будем пожинать, жизненные испытания (переживания ) порождающий.

Сутра 14 (2гл)

Это - плоды удовольствий и страданий, следствие добродетелей и пороков.

Сутра 15 (2гл)

Следствием впечатлений от жизненных страданий и борьбы гун (в человеке) становится мудрость (различение).

Сутра 16 (2 гл)

Следует предотвратить будущие страдания.

Сутра 17 (2гл)

Надлежит избегать отождествления наблюдателя (души) с познаваемым ( с психикой, с животной природой ).

Сутра 18 (2 гл)

Устойчивый и ясный характер исследованию (придает) изучение основных элементов изучаемого, составляющих его природу, достигая высот познания в освобожденном от стремления к наслаждениям состоянии.
Комм:
Патанджали акцентирует внимание на том, что освобождение от стремления к наслаждениям - необходимое условие для качественного исследования реальности.

Сутра 19.

Распознаваемое, или нет, имеющее или не имеющее признаков - все это проявление взаимодействия трех энергий (гун).

Сутра 20

Созерцатель (душа) познает мир исключительно используя мышление (познание происходит только через мышление).
Комм:
Очень важно - Патанджали подчеркивает, что, познающим является душа, несмотря на то, что она использует мышление.

Сутра 21 (2 гл)

Видимый мир существует ради самопознания души.

Сутра 22 (2 гл)

Для достигшего (самопознания) противоположности теряют значение, становятся целым.

Сутра 23 (2 гл)

Природная энергия (обычно) соединяется с целями чувствующей (воспринимающей ) формы.
Комм:
Самъйога - самосоединение (в мышлении) души с телом.

Сутра 24 (2 гл)

Это причина неведения.
Комм:
Патанджали указывает на причину неведения - самосоединение (в мышлении) чувствующей формы и действующей энергии.
В реальности деятель (душа) и органы восприятия (тело) - не являются целым.
Душа может управлять телом, если осознает себя отдельной от тела сущностью, осознает себя не телом, и, не комплексом психических реакций, не психикой . Осознание ошибочности самосоединения (самъйоги) тела и души (в мышлении) - это центральное событие Йоги (соединения души и Творца , Ишвары).
Можно сказать, что воспринимающая форма, говоря современным языком, биологическая форма существования , телесная форма - своими рефлексами искажает восприятие реальности, и, понимание реальности, как борьбы за существование животных организмов есть заблуждение, невежество. А, поскольку это невежество поддерживается автоматизмом рефлексов, то, энергии рефлексов направляют все силы на реализацию эгоцентрических потребностей, не оставляя ни сил, ни, резервов внимания на постижение сути происходящего. "Зачем мне нужно всё это понимать?" - восклицает обыватель.

Сутра 25 (2 гл)

Исправление того, что останавливает прекращение соединения (души с психикой) - это достижение совершенства для "зрящего" (души).
Комм : Патанджали указывает на те обстоятельства, которые не позволяют нам "разорвать" самосоединение души и психики ("отождествление" души с психикой, самъйогу). Слово "кайвалья" употреблено в значении "завершенность", "совершенство".
Душа становится совершенной, когда не привязана к реакциям психики.

Сутра 26 (2 гл)

Непрерывность осознавания - средство исправления

Сутра 27 (2 гл)

Этим (обозначаются ) семь областей праджни.

Сутра 28 (2 гл)

Благодаря цельности практики уничтожающей загрязнения (психики, читты) джняна освещает различающее познание.

Сутра 29 (2 гл)

яма
нияма
асана
пранаяма
пратьяхара
дхарана
дхьяна
самадхи
восемь
частей

Сутра 30 - 31 (2 гл)

ахимса
астейя
сатья
брахмачарья
апариграха
составляют Яму

великую обязанность, относящуюся к целому миру, не привязанную (независящую) от обстоятельств, места, времени и статуса человека.

Сутра 32 (2 гл)

шауча (чистота тела и мыслей)
сантоша ( умение довольствоваться тем, что есть )
тапас (аскетизм)
свадхьяя (самоизучение, ученость, самопознание)
и посвящение себя Богу (Ишварапранидхана)
сотавляют Нияму

Сутра 33 (2 гл)

Наблюдение , изучение эмоций страдания
происходит в обратном направлении от того, как они (эти эмоции) происходят.

Сутра 34 (2 гл)

Наблюдение видимого насилия и подобных явлений стимулирует, заставляет думать, что это вполне допустимо, что это "необходимо", и, тогда алчность, злоба, безрассудные страсти неизбежны, а, боль , страдания и невежество бесконечны, это закономерный результат. Но, это вызывает противоположные мысли (у мыслителей, у просто хороших людей - естественные мысли о неестественности такого порядка жизни - комм.).

Сутра 35 (2 гл)

Укоренение в ненасилии способствует освобождению от враждебности , агрессивности (к миру, к людям)

Сутра 36 (2 гл)

Укорененная честность (перед собой, особенно) - гарантия (качественных) результатов самоисследования.
Комм:
крийя - исследование, а, не "действие".

Сутра 37 (2 гл)

Неворовство, неприсвоение утвердившееся - драгоценности приближающее
Комм:
Познание реальности - истинное богатство, и, для обретения этого безмерного богатства потеря стремления к чужому - необходимое условие, высвобождающее силы и способности для познания.

Сутра 38 (2 гл)

Брахмачарья , прочно утвердившаяся, мощь полученная
Комм:
(контролирование сексуальных и подобных устремлений дает массу энергии ).

Сутра 39 (2 гл)

Нестяжательство, обретая устойчивость, дает способность (в том числе, в медитации, но, и, мышлением) постигать истинные причины происходящего в мире.
Комм:
Когда познание не направлено на эгоцентрические цели, интуиция "показывает" гармонические связи между явлениями, недоступные логике.

Сутра 40 (2 гл)

Внутренняя чистота позволяет от телесных контактов воздерживаться.

Сутра 41 (2 гл)

Саттвическая чистота облагораживает рефлексы подсознания , и, контролируя чувства, душа овладевает видением связей через сосредоточение.

Сутра 42 (2 гл)

Умением довольствоваться (тем, что есть)
высшего наслаждения достигают.

Сутра 43 (2 гл)

Телесных чувств мощь загрязнения разрушается аскезой.

Сутра 44 (2 гл)

Самопознание приводит к соединению с Богом.

Сутра 45 (2 гл)

Действенность самадхи - от посвящения себя Богу.

Сутры 46-47 (2 гл)

стабильность и комфорт асаны

энергией максимального расслабления достигает завершенной формы.

Сутра 48 (2 гл)

Этим беспокойство мышления прекращается.

Сутра 49 (2 гл)

дословно:
На этом завершенный
вдоха-выдоха
пути
прекращение
пранаяма.
Комм:
Завершение практики пранаямы - остановка дыхания? Опыты некоторых йогинов по введению себя в кому (зафиксированные документально) показывают, что это возможно.

Сутра 50 (2 гл)

дословно:
внешнего-внутреннего
приостановка
движение (изменение)
место
время
количество (точность)
регулируемый
удлинненный
смягченный
Комм:
Пранаяма регулирует дыхание, его приостановку, изменения, промежуток между вдохами и выдохами, уменьшает глубину дыхания.

Сутра 51 (2 гл)

дословно:
внешний-внутренний
сферы
выходящий за пределы (трансцендирующий )
четырьмя (этими).
Комм:
4 показателя дыхания
Изменение
место
время
количество
при контроле над ними позволяют выходить за пределы (эгоцентрического состояния психики).

Сутра 52 (2 гл)

Тогда уничтожается завеса, скрывающая свет (истины?).

Сутра 53 (2 гл)

И подсознание подсоединяется к сосредоточенности (к сосредоточению)

Сутра 54 (2гл)

Мышление не имеет прямого контакта (с изучаемой реальностью), и, собственной формой как бы подражает чувствам, но, в обратном направлении.
Комм :
Мышление "восстанавливает" движение событий в направлении, обратном тому, как происходят восприятия.
В этой сутре речь о "вычислении" мышлением причин тех впечатлений, которые являются первопричиной эмоций (чувств). Выявление этих первичных впечатлений позволяет освобождаться от эмоциональных реакций, "покорять чувства".

Сутра 55 (2 гл)

Тогда высшее покоряет чувства.
Комм:
Высшее - это сущность души, её служение Богу, реализуемое через соединение с Нисходящим потоком Духа (https://vk.com/club187214777)

Аватар пользователя Так вот

3 глава
Комментарий :
3 глава в основном посвящена постижению реальности при посредстве самадхи, практике постоянного пребывания в самадхи. Патанждали излагает теорию того, как возможно медитативное постижение, подробно описывая тонкости процесса.

Сутра 1 (3гл)

Фиксация познающего внимания (психики) (на исследуемом) - дхарана.

Сутра 2 (3 гл)

Основанное на этом однонаправленное непрерывное созерцание - дхьяна

Сутра 3 (3 гл)

То же, только являющееся завершенным в чистой (пустой) собственной форме (то есть - без эго - комм. НФ) - самадхи.

Сутра 4 (3 гл)

Эти три совместно - самьяма.

Сутра 5 (3 гл)
Отсюда озарением праджня достигается.

Сутра 6 (3 гл)

Это применяется пошагово.

Сутра 7 (3 гл)

Эти три - суть предшествующего (работы, практики).

Сутра 8 (3 гл)

тадапи это даже
бахирангам отделено
нирбиджасья бессмысленность

Комментарий: Патанджали вовсе не призывает к "самадхи без семени", как ошибочно переводят его Сутры - наоборот, он предупреждает, что самадхи и самьяма в целом отделены от бессмысленности. Самадхи "без семени" - это уничтожение всей предыдущей работы, (см. мой перевод Сутры 51 1й главы). Это разрушительное состояние возможно - но, йогин должен быть нацелен на интуитивное (медитативное) постижение, и, тогда бессодержательного, бессмысленного ("безсеменного") состояния не будет.

Сутра 9 (3 гл)

контроль подсознательных впечатлений, появляющихся и исчезающих,
контроль появления мыслей
контроль процесса.
Комм:
Слово "паринама" принято переводить, как "трансформация", хотя, правильнее - как "процесс".

Сутра 10 ( 3 гл)

Этим успокаивается (делается безмятежным) поток впечатлений.

Сутра 11 (3 гл)

Однонаправленность и многонаправленность осознания , его подъемы и спады - процесс самадхи.

Сутра 12 (3 гл)

Эти перетекания форм осознания - единственная возможная форма процесса (познания).
Комм:
Неправильный перевод слова "паринама" меняет смысл написанного Патанджали - и, вместо теории познания последователи Вьясы получают дикие по смыслу "практики трансформации".

Сутра 13 (3гл)

Через эти элементы Дхарма (природный, космический, духовный закон) познается
(дословно: качественные условия процесса видимы).

Сутра 14 (3 гл)

Успокоение приводит к подъему скрытых дхармических сил, что делает (йогина) дхармическим (подчиненным дхарме, живущим дхармической, интуитивно постигаемой информацией и дхармическими энергиями)

Сутра 15 (3 гл)

Другой порядок действий ( отличный от дхармического) - причина иного (недхармических процессов).

Сутра 16 (3 гл)

Тройной процесс самьямы - прошлого и будущего постижение

Сутра 17 (3 гл)

Вибрации (внутренний звук) , их смысл, связи смыслов друг с другом через самьяму постигаются, как вибрации всего живого.

Сутра 18 (3 гл)

Самскары (подсознательные впечатления) осознаются, откуда они происходят (йогин осознаёт причины своих эмоциональных реакций).

Сутра 19 (3 гл)

Смысл (интуитивных восприятий) постигается сверхсознательным.
Комм:
"парачитта" - не "другой ум" - а, "высшая читта", "сверхсознание", медитативное постижение при помощи того, что больше эгоцентрического самоосознания. Это постижение реальности Космоса самим Космосом - а, не человеком - это сродни данности свыше, а, не самостоятельное познание. Поэтому без соединения с Духом, единой творящей силой Вселенной, такое познание недостижимо.

Сутра 20 (3 гл)

Но, не привычным (мышлением), а, исходящим из-за предела ( см. комментарий к предыдущей Сутре)

Сутра 21 (3гл)

Во время самьямы тело не ощущает энергию,
глаза не видят свет, звуки не слышны, как и другие (восприятия).
Комм:
Ужасные переводы прошлого вещают о том, что йогин "может сделать себя невидимым", и, о прочих "чудесах", "созданных" переводчиками.

Сутра 22 (3 гл)

дословно :
Быстро или медленно действующая карма - это самьямой совершаемое точное познание по предзнаменованиям ( самьяма на карму позволяет постигать через предзнаменования связи между кармическими явлениями).
Комм:
Ошибочно переводить здесь слово "аппаранта", как "смерть" - в данном случае это слово употреблено в значении "точность, завершенность, конечность" (постижения).
Однако, замечу, что, постижение кармических последствий - может приводить и к постижению времени окончания земной жизни. Но, смысл Сутры шире, чем, только постижение времени и причины смерти.

Сутра 23 (3 гл)

Дружелюбие и прочее - могущество (сила)
Комм:
благодатные энергии, когда йогин в них пребывает, дают жизненную силу, силу добра.

Сутра 24 (3 гл)

Соединение добрых сил дает
огромную силу
(видимо, в переносном смысле "слоновью силу", непробиваемую защиту (от зла))
Комм:
Ищу другое значение слова "хасти" - не теряю надежду найти, как нашел правильное значение слова "кшетрикават" в 3й Сутре 4й главы.

Сутра 25 (3 гл)

Сверхчувственное восприятие (самьямой) позволяет постигать, как мелкое и скрытое, так и далекое.

Сутры 26-27 (3 гл)

познание мира на солнце самьямой постижение ,
на луну (самьямой) -
звездного порядка постижение
Комм:
речь может идти , как о макроскопических явлениях, так и о "внутреннем солнце" и "внутренней луне" - неизвестных ныне центрах , энергетических точках - чакрах .

Сутра 28 (3 гл)

Полярная звезда (кончик носа) - оттуда пути постижение.
(медитацией на кончик носа, или на Полярную Звезду?)

Сутра 29 (3 гл)

дословно :
пупок чакра (пупковая чакра)
тело порядок постижение
Комм:
самьямой на пупковую чакру постигается , как упорядочивать тело; речь, вероятно, о работе с внутренними энергиями, энергиями чакр.

Сутра 30 (3 гл)

Горло колодец (горловая чакра) - голод жажда прекращение.
(Самьямой на горловую чакру достигается контроль над голодом и жаждой)

Сутра 31 (3 гл)

Через курма нади ( чакра ниже горла) достигается равновесие (устойчивость)

Сутра 32 (3 гл)

дословно :
голова свет
сверхвозможности
(сиддха) видение .
(просветление ведет к сверхвозвозможностям духовного видения)

Сутра 33 (3 гл)

Или прозрением всё постигая .

Сутра 34 (3 гл)

на сердце (медитируя )
психики осознанность.
Комм:
Очень важно, что "традиционно" неправильно переводят слово "читта" как "сознание" ( или же, как "ум") - в то время, как это слово ближе по значению к термину "психика". Психика - это совокупность психической деятельности ( мышление плюс неосознанная часть психики, так называемое "подсознание")

Сутра 35 (3 гл)

Саттвическая душа, неразличимая (для обывателя) с личными переживаниями (с личным опытом), самьямой познается.
Комм:
Душа человека не есть переживания, и, не есть жизненный опыт (восприятий и рефлексов). Суть души - в её индивидуальном чувстве гармонии и в проявлении интуиции - нематериальных восприятий души, благодаря которым и возможна медитация (самадхи).
Душа может контролировать психические реакции, когда человек осознаёт её, как свою истинную сущность (обычно же человек отождествляется с психическими реакциями, переживаниями, вызванными жизненным опытом).

Сутра 36 (3 гл)

Этим духовные восприятия и слух, осязание, зрение, вкус, обоняние разграничиваются.

Сутра 37 (3 гл)

Они ( пять способов телесного восприятия) - препятствие для самадхи, поскольку опережают сиддхи ( то есть, трансцендентальное постижение)

Сутра 38 (3 гл)

прикрепление поток (телесных ощущений) осознавания через расслабление - внетелесный вход в психику (трансцендентальных восприятий - внетелесных восприятий души)
Комм:
Почти все переводы этой Сутры ошибочны - поскольку говорят о "входе в другое тело", в то время, как Патанджали писал о "внетелесном входе", "сверхтелесном входе" - о трансцендентальных восприятиях души.

Сутра 39 (3 гл)

Уданы
покорение
вода
грязь
и прочее
неконтакт
восхождение.
(Работа с праной (через центр удана) приводит к повышению (уровня энергий???))

Сутра 40 (3 гл)

Саманой (работой с центром жизненной силы) обретает свет
(внутренний?)
Комм:
Смысл Сутр 39 и 40 неясен.

Сутра 41 (3 гл)

"прослушивая" духовное пространство самьямой, обретает духовный "слух"

Сутра 42 (3 гл)

Самьямой исследуя духовную основу тел, открывает свет, указывающий пути соединения , гармонических связей , движения в духовном пространстве.
Комм:
"традиционные" переводы говорят о "левитации", но, Патанджали имел ввиду только духовное продвижение...

Сутра 43 (3 гл)

Покров, скрывающий свет (истины) , разрушается , когда внешняя реальность меняется на нематериальную (осознаётся нематериальной)
Комм:
В этой Сутре Патанджали говорит не о "преображении" йогина в бестелесное существо, а, о том, что мир нематериален (по сути), что для понимания внешнего мира необходимо признать его основу духовной силой, энергией, а, не материей. Слово "акалпита" здесь означает "истинное", " реальность", а, махавидеха - здесь означает "великая нематериальность", а, не "великая бестелесность".

Сутра 44 (3 гл)

Самьямой постигая грубые формы собственной природы и проникая в тонкое, получаешь способность управлять ими.

Сутра 45 (3 гл)

Отсюда
мальчайшего
проявление ,
совершенство тела
тех
дхарма
несопротивление, непрепятствие.
( Этим проявление мельчайших сил, совершенство тела, достигаемое
следованием дхарме (космическому, высшему, божественному порядку).

Сутра 46 (3 гл)

Красота, сила (энергия) , здоровье и совершенство тела.

Сутра 47 (3 гл)

Познание бытия, связи эгоизма с человеческими целями, через самьяму приводит к контролю над чувствами.
Комм:
Осознание того, что эгоизм искажает цели человека, помогает освободиться от автоматизма эгоцентрических реакций, взять их под контроль.

Сутра 48 (3 гл)

дословно:
поэтому
быстрота манаса (подсознания)
освобождения от восприятий
причина господства

Отсюда свобода от мгновенных подсознательных реакций - первопричина покорения (чувств)
Комм:
подсознательные эмоции - главное проявление чувств. Когда человек изучает свое подсознание (основу эгоизма), он научается управлять ими.

Сутра 49 (3 гл)

Чистой (саттвической) душой осознавание различий, господство над всеми проявлениями чувств, (медитативное) всепознание.

Сутра 50 (3 гл)

Вайрагьей (непривязанностью) разрушается семя рабства (несовершенства) и достигается цельность (завершённость).
Комм:
Слово "кайвалья" в Йога-Сутрах употреблено 4 раза, и, ни разу - в значении "освобождение". Если бы целью Йога-Сутр было бы достижение освобождения, то, система построения этих Сутр была бы вокруг этого. Но, целью Йога-Сутр является познание реальности, которое достигается соединением с божеством - Ишварой, и, жизнь по Дхарме - по интуитивной информации, получаемой "свыше", трансцендентальным (медитативным) постижением.
Если бы целью было "растворение" в Ишваре, то, об этом говорилось бы прямо.
Неверный перевод превращает Йога-Сутры из философского трактата в практику "исчезновения" наподобие буддистских (кстати, сам Будда также никогда не говорил о том, что прекращение страданий должно достигаться путем исчезновения души, а, практика "убийства души" ради прекращения реинкарнаций придумана позже ).

Сутра 51 (3 гл)

Неблагоприятным событием будет отказ от сотворчества с высшими силами (отказ от Дхармы, от следования интуиции).
Комм:
Здесь Патанджали указывает на то, что йогин , восстановив изначальное соединение с Творцом, нарушенное вследствие эгоизма - самосоединения души с телом и реакциями животной природы - не должен более нарушать эту связь и ему следует исполнять то, что приходит через интуитивное прозрение.

Сутра 52 (3 гл)

Непрерывно (каждый миг) самьямой (йогин) постигает (вселенский) порядок

Сутра 53 (3 гл)

Происхождение, признаки и место не важны для интуитивного прозрения, (гармонические связи осознаются независимо от логики ).
Так происходят (трансцендентальные ) восприятия.

Сутра 54 (3 гл)

Сияние интуитивного познания показывает всё сущее и все связи между ним вопреки логике, и, это путь истинного постижения.

Сутра 55 (3 гл)

Саттвическая душа,
чистоте равной
становясь,
завершение (Йоги)
это.
(См. мой перевод и комментарии к Сутре 50 3 главы)

4 глава

Сутра 1 (4 гл)

Сиддхи (способность постигать трансцендентально, интуитивно)
возникают от рождения
от использования снадобий, использования мантр,
от аскетических практик, через самадхи.
Комм:
Сиддхи "от рождения" могут быстро исчезнуть, если не используются

Сутра 2 (4 гл)

Этот процесс изменения (состояния жизни)
Обусловлен потоком (впечатлений) , порождаемым (животной ) природой (в человеке)
Комм:
Естественным природным состоянием души человека является непривязанность. Погружённость в поток впечатлений , в необходимость реагирования - превращает человека из существа божественной природы в существо, "прибитое" к земле, приближенное к животному состоянию.

Сутра 3 (4 гл)

Действие или недействие
природного потенциала
подобно Кшетре (завесе, ограничивающей познание)
Комм:
Действие природного потенциала осуществляется через реакции животной природы, условнх рефлексов человека на впечатления.
(Примечательно, что, никто из известных переводчиков не озадачился, откуда в Сутре взялся "крестьянин"!)

Сутра 4 (4 гл)

Формирование системы мышления происходит (единственно), как эгоцентрическое осознание "себя".

Сутра 5 (4 гл)

дословно:
понимание
разницы
плод
осознания
один
многочисленный
(Система мышления формируется, как цельное понятие обо всем, как единое понятие , включающее многочисленные понятия)

 

Сутра 6 (4 гл)

дословно:
везде
дхьяной
рожденный
свободный
от влияний
Комм:
Постижение дхьяной свободно от эго.

Сутра 7 (4 гл)

дословно:
карма
не белый,
не черный
для йогина,
тройственная
для других.
Комм.:
Йогин понимает карму не как хорошее и плохое, для других она благая, не благая и средняя. Тройственный для других - хороший, плохой и средний. Для йогина всё делится на кармическое и дхармическое, но, при этом, йогин не испытывает к кармическому эмоций, как к "плохому", и, к дхармическому, как к "хорошему"
Йогин осознает, что карма вся не от Духа. И, что нужно видеть не хорошее и плохое, а, Дхармическое (от Духа, от Ишвары) и кармическое, искаженное. В некотором смысле всё, каждое явление есть порождение Дхармы Это для других неизвестно.

Сутра 8 (4 гл)

Отсюда (у обычных людей, "у других") закономерная реализация только выраженных стремлений ( желаний).

Сутра 9 (4 гл)

дословно:
Происхождение
место
время
различающиеся
даже (но)
непрерывемая последовательность
память
самскары (подсознательные
впечатления)
единая форма
( различные по происхождению, месту и времени явления подсознательными впечатлениями и памятью фиксируются как одинаковые, имеющие единую форму. )
Комм. :
Таково действие рефлексов подсознания, эмоций, автоматических эмоциональных оценок, когда различные явления, но, совпадающие по внешним признакам, признаются подсознанием одинаковыми ( одинаковость клеш), и, следует автоматическая подсознательная эмоциональная реакция.

Сутра 10 (4 гл)

дословно:
теми
безначально
и
желания
вечные

Комм.:
благодаря непрерывности потока впечатлений создается уверенность в том, что это истинное , вечное положение вещей, что существование желаний изначально, тесные взаимосвязи между впечатлениями поддерживают эту картину, как единое целое, эмоции "защищают" цельность системы впечатлений, как "мира эмоций", "мира страстей и страданий".
Но, устранив привычное отношение к происходящему, получаем отсутствие реакций.

Сутра 11 (4 гл)

Результат действия эмоций зависит от их фиксации, от их фиксированной формы ( от условных рефлексов)
С освобождением от рефлексов исчезают и реакции (эмоции)

Сутра 12 (4 гл)

Прошлое и будущее
всех форм отличаются своим состоянием , и, это основано на Дхарме

Сутра 13 (4 гл)

В этом проявляются тонкие связи сути ( вещей)

Сутра 14 (4 гл)

Единство процесса -
обусловлено сутью явления
Комм:
Патанджали указывает, что, не обстоятельства формируют явление, а, суть явления формирует обстоятельства.

Сутры 15 (4 гл)

Явление (объект) (человек) и его мышление, осознание - отличаются, это не одно и то же

Но, поскольку мышление зависит от явления (бытия человека) , то, это (различие) остаётся непознанным

Сутра 16 (4 глава)

Этим обусловленное ожиданиями читты (мышления ) познавание или непознавание (внутреннего
мира).
Комм. :
эта , используемая многократно санскритская форма - "и это, и, противоположное" - означает почти случайность происходящего.
"Познает и не познает" - означает некачественность, ненадежность этого познания.

Сутра 17 (4 гл)

Постоянно
воспринимаемые
эмоции читты (психики)
этим Учителя
пуруши (души)
выводят
из процесса.
Комм. :
Восприятия души вытесняются из области осознаваемого.
Учитель пуруши - Дух (Ишвара).
Эмоции (читта вритти) не позволяют осознавать тонкие интуитивные восприятия души.
Слово "апаринамитват" следует переводить, как "депроцессирование" (а-паринам- итват), устранение из процесса.

Сутра 18 (4 гл)

дословно:
не этим
собственным светом
зримого
(видимость не освещает ( не объясняет) происходящее)

Сутра 19 (4 гл)

Двумя (разными людьми ) (ничто)
не может быть постигнуто
одинаково по содержанию.
Комм:
в точности перевода этой Сутры у меня большие сомнения - она как бы "выпадает" из последовательного изложения , которое прослеживается в моём переводе (в отличие от "традиционных" переводов, в которых связи между Сутрами , в основном, незначительны)

Сутра 20 (4 гл)

Дословно:
мышление
внутреннее зрение (привычное видение)
осознание осознаваний
основа цельности
память
соединение
Комм:
антара - в данном контексте значит не "другой", а, "внутренний". (translate.academic.ru/antara/sa/ru/)
Санкара - в данном контексте никак не "смешение", а, наоборот, "соединение, упорядоченность"
атипрасанга - "очень корневая цельность", а, не "излишество"
Уточненный перевод (по смыслу!):
То, как человек "видит" "внутренним зрением" мышления
формирует систему осознавания и структуру памяти.

Впору писать статью "немыслимые переводы" - о том, насколько бездарны "традиционные" переводчики Патанджали...

Сутра 21 (4 гл)

Мышление не может противоречить своему внутреннему порядку.
Приняв определенную форму,
ум познает (мир) по своим
внутренним законам.
Комм:
апратисамкрамайях - не противоречащий своему (внутреннему) порядку

Сутра 22 (4 гл)

Наблюдатель
видимость
окрашенная (эмоциями)
пронизывает
всю
психику
Комм:
Эмоциональные реакции искажают смысл происходящего, всё видимое "окрашено" эмоциями, что меняет содержание видимого.

Сутра 23 (4 гл)

Эти
бесчисленные
разнообразные
впечатления
тоже (даже)
к другим
целям ( к целям эго, а, не к целям познания)
плотно
прикреплены
в силу этого ( в силу влияния эмоций на все впечатления, искажения эмоциями видимого)
Комм:
парартхам - значит "другая цель", а, не "ради другого".

Сутра 24 (4 гл)

Созерцателя особенность в том, что восприятия души открываются после успокоения чувств (эмоций).

Сутра 25 (4 гл)

Поток трансцендентальной информации (вивека) служит (формированию) целостной формы мышления.
Комм:
кайвалья - значит "завершенность", "целостность", "совершенство".
Никакой речи об "освобождении" здесь нет - но, неудачные переводы давно стали "традиционными"...
И, вместо теории познания, философии, которую излагал Патанджали, "традиционно" получается ...практика "освобождения". Но, в текстах Сутр нет ровно ничего об освобождении! Ни слова, от чего именно "освобождается" йогин...

Сутра 26 (4 гл)

Погрешность (изъян) в познании - вследствие (самскар) (условных рефлексов) - закреплённых в подсознании эмоциональных реакций на впечатления .

Сутра 27 (4 гл)

ухудшение этого (процесса) -
выражается в страданиях

Сутра 28 (4 гл)

Свободное от эго познание,
свободное
от вожделений
всецело,
дождем
Дхармы
изливающееся
трансцендентальное
постижение -
самадхи

Сутра 29 (4 гл)

Тем неотвратимость действия клеш (страданий, искажений мышления) прекращается.

Сутра 30 (4 гл)

Тогда
все
покров, завеса
от загрязнений
свободный
ввиду бесконечности познаний
постигается ничтожным.
(Освобождение от искажений (мышления)
делает ничтожной завесу, скрывавшую бесконечное познание).

Сутра 31 (4 гл)

Отсюда
достижение цели
процесс
порядок
конец
связанные
( Достижение цели ( уничтожения завесы, достижение бесконечного познания ) - завершение процесса
Комм:
гунанам - связанный

Сутра 32 ( 4 гл)

Ни на миг не прерывавшийся процесс завершается полным постижением закономерностей (космического) порядка.

Сутра 33 ( 4 гл)

Лишенная привязанностей к земному душа приходит к завершенной форме, возвращается к собственной форме - читишактих ити (психические энергии (осознанные силы) это).
Комментарий:
Если бы целью Йога-Сутр было "освобождение", особенно ценой "самадхи без семени", "бесформенного самадхи" то, упоминания об "истинной форме" в последней Сутре не могло бы быть. Значит, именно достижение этой истинной формы бытия - истинная цель написания Йога-Сутр.

Аватар пользователя ZVS

Здравствуйте.

Йога (соединение с Творцом, с Духом) - это обуздание эмоций.

Древние мастера были очень мудрыми и практичными людьми. (С)А.Сидерский

Если бы целью Йога-Сутр было "освобождение", особенно ценой "самадхи без семени", "бесформенного самадхи" то, упоминания об "истинной форме" в последней Сутре не могло бы быть. Значит, именно достижение этой истинной формы бытия - истинная цель написания Йога-Сутр.

..не представляешь себе, какой может быть жизнь того, кто превратил себя в многомерное существо интегрального Мира(С)там же.

Аватар пользователя Так вот

Здравствуйте,zvs!

не представляешь себе, какой может быть жизнь того, кто превратил себя в многомерное существо 

, а, есть варианты?

Жизнь человечества приближается к завершению. Колесо реинкарнаций на этой планете работать больше не будет. Точнее, не будет  человеческой формы.

Аватар пользователя ZVS

Так вот, 26 Январь, 2021 - 09:02, ссылка

Здравствуйте,zvs!

не представляешь себе, какой может быть жизнь того, кто превратил себя в многомерное существо 

, а, есть варианты?

Жизнь человечества приближается к завершению.

Именно есть. Но можно и просто завершить жизнь. Без вариантов.

Аватар пользователя Так вот

Лучше скажите, что вы понимаете в мышлении в понятиях - если, конечно, действительно этой темой интересуетесь...

Аватар пользователя ZVS

..скажите, что вы понимаете в мышлении в понятиях

Мне хватает, пока. Есть мои темы на этом форуме, читайте. Практически всё, что хотел, уже написал по данной теме(мышление в понятиях).  Понимание  продвигается чтением умных книжек, конечно. Но этом не достигается.Успехов.

Аватар пользователя Так вот

Судя по тому, что Вы написали (чтение) вы плохо представляете, как именно развивается мышление.
И, Вы не умеете целенаправленно его развивать.
Но, если дадите ссылочки на Ваши темы, я заценю - и, укажу на конкретные ошибки.
Впрочем, это не обязательно. Скоро опубликую нечто вроде "системы саморазвития мышления", тема будет весьма заметная...