Феноменология пути (ландшафтная эпистемология)

Аватар пользователя Метафизик
Систематизация и связи
Эпистемология

ГОРЯЙНОВ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПУТИ (Из "Тропо-логики")

Субъект-перипатетик оперирует блуждающим полифонично-расколотым сознанием, следующим определенной логике - тропологике странствия. Мышление субъекта-перипатетика – это локомоторное мышление, связанное с переменой места, с исследованием маршрутов мысли и поведения. Субъект-перипатетик - это псевдо-субъект, в нем нет Я, в нем много других Я и не - Я. Это шизофренический субъект, собственно шизофреник и есть человек будущего. Субъект-перипатетик – это бихевиоральный субъект, когнитивные карты его мысли-движения «облегают» рельеф естественного Ландшафта, формируются игрой эпистем культурного Ландшафта и детерминируются схемой путешествия самого субъекта мысли по территориям естественного и культурного Ландшафта. Субъект-перипатетик мыслит апостериорными синтетическими суждениями. Но эти суждения составлены из философских концептов, т.е. это философские апостериорные синтетические суждения, которые отличны от апостериорных синтетических суждений науки, от апостериорных синтетических композиций искусства. Но субъект-перипатетик отличается от субъекта в бихевиоризме и инструментализме Дж. Дьюи, ибо «поведение-движение» субъекта-перипатетика осуществляется не только в естествен¬ном Ландшафте, не только социальном и хозяйственном слое культурного Ландшафта, но и в ментальном виртуальном слое культурного Ландшафта. Это больше всего не путешествие по реальностям культурного Ландшафта, а по его ценностно-смысловым составляющим. Интересно высказывание известного географа Карла Зауэра, которое можно перенести в философию субъекта-перипатетика. Он считал, что география – это, прежде всего, наблюдение в процессе путешествия. По его мнению, знание ландшафтно мыслящего географа базируется на искусстве диалога человека с природой, с который он вступает в «…перипатетической форме сократовского диалога о качествах ландшафта и качестве в ландшафте» (Sauer C.O. Land and life. Berkley. 1963. P.400). Его феноменология – это «прогулка-диалог» по Ландшафту, она родна и близка философу Ландшафта. Ландшафтное мышление субъекта-перипатетика - это прогулка, путешествие, это периодические стоянки- бивуаки, где мысль «разводит костер» «Огня-Логоса», где она с точки зрения-перспективы этой «стоянки», в свете живого «Огня-Логоса» рассматривает через свои интенциональные «Эйдосы» - «Виды-Перспективы» - весь культурный Ландшафт: его текстовые массивы, многообразие социальных образований, типы и направления хозяйственной деятельности – всю повседневную синергетику «Жизненного мира». От места зависит видение мира. Есть места для иронии и смеха, есть места откровения, есть места для серьезного раздумья. От места зависит познание. Движение субъекта-перипатетика не хаотично – он следует определенной логике. Это не понятийная классическая логика «горных иерархий», это логика путешествия, в которую эта логика «горных иерархий» входит как частный отрезок пути в путешествиях субъекта-перипатетика. М. Элиаде писал о «платоновской» структуре мифа, но он не совсем прав. Платоновская структура мышления – это противопоставление порядка «горных вершин» хаосу «равнинных троп» - и это слишком упрощенная схема. Структура же мышления субъекта-перипатетика базируется на первородной и более адекватной мифу системе: на более сложной синергетической тропологике «священных маршрутов» странствий то-темных культурных героев-предков в первобытном обществе. На этой тропологике собственно и сформировалось человеческое сознание и современные эпистемы ментальности. По пути этих маршрутов тотемные культурные герои-предки, как известно, останавливаются, совершают обряды, в некоторых местах уходят в землю. Именно эти места стоянок – тотемистические центры, служили местом разыгрывания мифов-ритуалов «времен сновидений». Сейчас это места формирования и разыгрывания «ритуалов» классических паттернов мысли и поведения; в современности это «места» в ментальной карте современной мысли, места определенных эпистем- перспектив, на базе которых понимается действительность. И именно субъект-перипатетик – ландшафтный мыслитель – это и есть культурный герой – демиург современного культурного Ландшафта. Субъект-перипатетик должен путешествовать не спеша, дабы уловить различия и все взвесить.

Как писал далее К. Зауэр: «Двигаться надо медленно, чем медленней, тем лучше, с частыми неторопливыми привалами в пунктах, выгодных для наблюдения, с остановками при обсуждаемых особых метинах ландшафта. Пешие походы, ночлеги на природе, вечерние сидения на бивуаке, созерцание Земли во все периоды года хорошо способствуют приобретению нужных навыков и преобразованию впечатлений в более широкие представления и суждения» (Sauer C.O. Land and life. Berkley. 1963. P.400).

При этом неспешном путешествии субъект-перипатетик изменяет углы перспектив рассмотрения мира, сопоставляет полученные картины мира, верифицируя и фальсифицируя их. При этом он меняется сам, потому мышление субъекта-перипатетика – это мышление в режиме кардинального антисолипсизма, в режиме отрицания самодосточности субъекта. Кроме этого, для эффективного путешествия нужна верная настроенность субъекта-перипатетика. Один из первых дал феноменологию субъекта-перипатетика Ж. Ж. Руссо. Для него философствование – это всегда философствование в режиме прогулки: либо прогулки как воспоминания о своей жизни в его «Исповеди», либо в режиме «Прогулки одинокого мечтателя» по природному и культурному Ландшафту. Он в своем «Эмиле» дал наметки феноменологии субъекта-перипатетика. Там он отмечал: «Для того, чтобы приобрести познания, недостаточно изъездить весь свет, надо уметь путе¬шествовать. Чтобы вести наблюдения, недостаточно иметь глаза и внимательно всматриваться в тот предмет, с которым хочешь познакомиться. Многие приобретают во время путешествий даже меньше познаний, нежели из книг; дело в том, что им неизвестно искусство мышления; при чтении их умом руководит хотя бы автор, а путешествуя, они сами ничего не умеют увидеть» (Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3х томах. Т.1. м. 1961. С.674).

Далее, согласно Ж.-Ж. Руссо, в зависимости от целей, меняется и видение субъекта-перипатетика: «Цель, ради коей предпринято путешествие, определяет и характер по-знаний, приобретаемых во время такового. Когда целью является создание философской системы, то путешественник видит всякий раз лишь то, что ему желательно увидеть, когда же целью является нажива, то коммерческие расчеты всецело поглощают внимание путешественника» (Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1 М. 1961. С.676). Важна и нравственная настроенность субъекта-перипатетика, ибо «…лишь очень немногим можно рекомендовать путешествия; они принесут пользу только людям стойким и верным себе, кои могут внимать ложным учениям, не поддаваясь соблазну, и видеть дурные примеры, не заражаясь пороками. Путешествия содействуют развитию наших природных наклонностей и приводят к тому, что человек окончательно становится на путь добра или на путь зла» (Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. М. 1961. С.678). 

Руссо сетовал, что для многих путешествия приводят к испорченности и порочности, но только те, кто обладает изначально хорошими нравственными задатками и одарен, возвращается из путешествия еще более добродетельным и мудрым. Мысль субъекта -перипатетика: 1) топологична, - ибо она оперирует картами-пространствами, используя при этом топологические методы математики; 2) поэтически-историографична, ибо она не «теоретизирует», используя искусственный язык; не «экспериментирует», – она «восхищается-возмущается», она «описывая-рассказывает», она создает «истории-легенды», используя при этом не «дикий» язык мистико-смутного «похмельного» философствования, а увлекательный поэтический язык «опьяняющего» философского романа о многообразии культурного Ландшафта; 3) архитектурно-стройна, пейзажно-художественна, ибо она создает художественно выраженные пейзажи, она видит в фактах природы – иконические символы трансцендентного и удивительного, органична.