Элементарная философия. общество.

Аватар пользователя Евгений Волков
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Общество.

Чтобы мы могли правильно рассуждать о сущности общества, нам следует, как это делалось неоднократно учеными математиками и физиками, начинать свои рассуждения с истоков познаваемых явлений, возвращаться к тому, что кажется нами многократно изученным и не требующим дальнейшего исследования.

В философии понятие общество трактуется довольно широко. Но как заметил внимательный читатель, мы раскрываем сущность и элементы Бытия в абстрактном представлении о познаваемом. Только поняв абстрактную сущность познаваемого явления, в данном случае общество, мы имеем право переходить к изучению истинной сущности явления. В нашем представлении любая абстракция – это выведение общих для множества подобных явлений свойств. Абстрактное представление исключает, например, такое понятие как форма, требующая к себе конкретного обоснования . Потому, абстрактное представление изучаемого явления, для многих становится невозможным, так как в основу представления закладываются конкретные характеристики, например, форма, особенности конкретных явлений и т.д. Рассматривая общество в его абстрактном представлении, мы можем себе представить лишь некое количество людей, без определения их уровня развития, без определения их расовой, религиозной и других различий, указывающих на конкретную совокупность людей. Это общество, как мы представляем, состоит из людей наделенных разумом, заселяющих определенную территорию и организованных между собой. Как они организованы это процесс изучения конкретного общества. К нему мы еще вернемся, а пока нам достаточно знать то, что общество организовано уже потому, что проживает на какой-то выбранной ими территории. К абстрактному представлению об обществе нам с вами добавить пока что более нечего. Установим для себя, что общество, в абстрактном его представление, это организованная совокупность людей, проживающие на определенной территории. Как организовывалась такая совокупность хорошо показано в работе Юрия Семенова «Введение во всемирную историю. Выпуск I.

Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества» на сайте http://scepsis.ru/library/id_1036.html . И если с некоторыми выводами автора философского характера полностью согласиться нельзя, например, с теорией политаризма, то с исторической точки зрения эта работа одна из наиболее значимых среди подобной направленности работ.

Организованное общество как любая система всегда находится в движении.

Как любая система любое общество, включая его абстрактное представление, должно обладать пространственными границами. К ним относится способность защищаться от других сообществ, способность вступать в торговые, культурные и другие взаимодействия. Все перечисленные пространственные границы системы характеризуют общество лишь как единицу отношений с обществами других стран. Нас же интересует, как возникает и развивается общество в движении собственных элементов общества, составляющих систему отношений в обществе, не выходящих за пределы самого общества. То есть нас интересуют взаимодействующие между собой пространственные границы элементов общества. Для познания развивающейся системы отношений в обществе мы опираемся на следующие известные нам факты. Как мы знаем, в любой системе присутствует объект и субъект системы, взаимодействующие друг с другом. Если обратиться к истории развития человечества, то мы имеем один непреложный факт. В обществе всегда существовали институты управления и институты подчинения. В первобытно – общинном строе это были вожди племен, которые управляли всем племенем. В дальнейшем, с образованием системы государство появились такие институты управления, как цари, короли, диктаторы и т.д. Вокруг них формировались верные и подчиненные им структуры управления в виде полиции, армии, суда, налоговой системы и прочее. Эти структуры во главе с диктатором, если применить формулу системы, являлись в обществе субъектом управления. Все остальная масса населения: торговцы, крестьяне, рабы и т.д., составляли объект системы.

Как субъект, так и объект общества обладают такими пространственными границами, которые могли бы взаимодействовать друг с другом.

Чтобы понять, что это за пространственные границы, следует разобраться в сущности человека.

Продолжение следует.

Комментарии

Аватар пользователя deutsch

см.в моём блоге:
"...Общество - это:
• Общее по различным признакам объединённое ограниченое число персон, которые в социальном плане совместно проживают и непосредственно между собой взаимодействуют.
• Совокупность взаимоотношений между людьми. (Маркс)
• Социологически по Фердинанду Тённису (Ferdinand Toennies): некоторое точно определённое группирование людей – «общество» в отличии от «сообщества».
Для конкретного применения термина устанавливают границы общества из-за весьма плохо определяемого обобщённого термина обычно там, где (предположительно) заканчивается эта общность. Она может ограничиваться по различным критериям. Для стран это – государственные границы, также, как для культур – культурные границы и социальные системы."

Аватар пользователя Евгений Волков

deutsch
...Общество - это:
• Общее по различным признакам объединённое ограниченое число персон, которые в социальном плане совместно проживают и непосредственно между собой взаимодействуют.

 

Уважаемая, Маргарита!
Я даю определение обществу как «организованная совокупность людей, проживающие на определенной территории». Это соответствует теории систем, позволяет рассматривать общество с его внешними связями и одновременно рассматривать общество как взаимодействующие между собой создающие общество элементы, то есть рассматривать внутреннее движение в обществе.
Ваше первое определение в своей основе хотя и опирается на понятие материя, но при этом не носит абстрактный характер, а стремиться к определению какого-то конкретного общества, что в принципе недопустимо, так как не позволяет такое определение применять в момент необходимости к конкретной системе. В определение отсутствует главная характеристика общества – территориальная. Кроме того, такое определение как ограниченное число персон неверно уже в силу того, что любое общество, создающее систему отношений между людьми его составляющее, не должно носить ограничений количественного характера и тем более персонального.

deutsch
• Совокупность взаимоотношений между людьми. (Маркс)

 

Такое определение более подходит понятию государство, нежели понятию общество. Общество соотносится к понятию материя, а определение Маркса соотносится к понятию движение. Маркс ошибался в определении рабочая сила, придавая ей некую совокупность физических и духовных сил. Исходя из этого понимания, он и дал обществу такое ошибочное определение.

deutsch
• Социологически по Фердинанду Тённису (Ferdinand Toennies): некоторое точно определённое группирование людей – «общество» в отличии от «сообщества».

 

Если вы внимательно прочтете работу Ferdinand Toennies «Община и общество», то увидите, что уважаемый Ferdinand Toennies ошибочно разделил такие понятия как община и общество по количественной характеристике. Если по Тённису община понимается как совокупность людей, имеющая определенную социальную структуру, и понятие общины связано с наличием определенного чувства принадлежности к общине или "духа общины", то понятие общество рассматривается в значении крупномасштабной и сложно организованной ассоциации людей, объединенных социальными институтами, общественным разделением труда и профессиональной специализацией, системой экономического обмена, бюрократической иерархией и классовой стратификацией. Своей классификацией он ошибочно избежал рассмотрения такого вопроса как эволюционное или естественное развитие общества из первобытно-общинного строя в систему государство, без рассмотрения которого вообще невозможно понять сущность развития цивилизации как социальной формы движения материи, обеспечивающей её стабильность и способность к саморазвитию.
Поэтому было бы самое правильно принять определение общества в предложенном мною варианте: Общество - это организованная совокупность людей, проживающие на определенной территории.

Аватар пользователя deutsch

Евгений Волков:
Ваше первое определение в своей основе хотя и опирается на понятие материя, но при этом не носит абстрактный характер, а стремиться к определению какого-то конкретного общества, что в принципе недопустимо, так как не позволяет такое определение применять в момент необходимости к конкретной системе.
М:Да нет, это не моё определение, это точный перевод из указанной в самом начале текста (в моём блоге) работы по социологии. Оно признано социологами и успешно ими применяется. Уходить от конкретики в вопросе общества считаю теоретическим развлечением, не более того. Очень уж они разные, эти общества и не только (и не столько) потому, что территориально ограничены. Европа, например, объединила территории, но обществом не стала; так и говорят: европейское сообщество. Или: Вы же не будете отрицать, что "общество профессоров" в России может быть единым в рамках конкретной науки/симпозиума с профессурой на других территориях. С государством можно обойтись без путаницы, если упростить его до уровня школьного учебника: Гос-во - аппарат управления через государственных служащих (чиновников). То, что они расписаны по определённым клеткам госсистемы не определяет общество, т.к. именно общество расписало (позволило расписать) их тем или иным образом. Кроме государства в понятие общества включено ещё очень многое (см. например, мои схемы/модели)
В то же время общая территория отнюдь не гарантия образования общества. Прочтите процитированную мной цитату до конца, границы общества могут быть культурными, национальными и пр. Метода поиска ошибок у других - не лучший способ научного исследования, правильнее опираться на достижения других.

Аватар пользователя Евгений Волков

deutsch
М:Да нет, это не моё определение, это точный перевод из указанной в самом начале текста (в моём блоге) работы по социологии. Оно признано социологами и успешно ими применяется.

 

К сожалению, совершенно не знаю где и когда такое определение общества при менялось успешно.

deutsch
Уходить от конкретики в вопросе общества считаю теоретическим развлечением, не более того. Очень уж они разные, эти общества и не только (и не столько) потому, что территориально ограничены. Европа, например, объединила территории, но обществом не стала; так и говорят: европейское сообщество. Или: Вы же не будете отрицать, что "общество профессоров" в России может быть единым в рамках конкретной науки/симпозиума с профессурой на других территориях.

 

Уважаемая, Маргарита! Именно принятие абстрактной модели рассматриваемого явления, в том числе общества не прихоть и не теоретическое развлечение, а научная необходимость.
Вы правы, что все общества разные. В первую очередь здесь вина тех авторов, которые под понятием общество попытались разместить несопоставимые явления, хотя и кажущиеся подобными. Так вы привели в сравнение Европу и общество профессоров. При этом Вы, я и все остальные понимаем, что это не сопоставимые явления.
Европа, к сожалению не общество, вы совершенно правы, потому, что принципы образования объединенной Европы не позволили ей стать обществом, хотя и находятся на единой территории и за которую они несут ответственность, но исключительно в рамках своих стран. Это действительно просто сообщество. Общество профессоров не находится на единой территории за которую они бы несли ответственность. Это всего лишь общественное объединение. Потому ни Европа, ни объединение профессоров к понятию общество в строго научном смысле не относится. Скорее это литературный прием, которым пользуются философски необразованные политики, и не понимающие сущность системы ученые.

deutsch
С государством можно обойтись без путаницы, если упростить его до уровня школьного учебника: Гос-во - аппарат управления через государственных служащих (чиновников). То, что они расписаны по определённым клеткам госсистемы не определяет общество, т.к. именно общество расписало (позволило расписать) их тем или иным образом. Кроме государства в понятие общества включено ещё очень многое (см. например, мои схемы/модели)

 

Государство не общество. Это заблуждение, применяемое в политики, всегда приводит к плачевным решениям для общества. Государство это одна из систем, наиболее востребованная в современном мире, отношений. Отношений между институтами общества, избравшего систему отношений государство. К этим институтам относятся: гражданин, основа всех институтов, и последующие образования. Чиновник, предприниматель, продавец своей рабочей силы – наемный работник, ранее раб, крепостной, избранные должностные лица и т.д. Понимание государства как аппарат управления крайне ошибочное, противоречит сущности системы, так как исключает такие институты как гражданин – предприниматель, гражданин – рабочий и т.д.
Все институты государства разделяются по типу отношения к праву на область управления и область труда. взаимодействие этих областей и есть система государство.
Общество в конечном итоге приводится к понятию материя, а государство приводится к понятию движение. А в целом, вместе эти понятия должны отвечать понятию система и элемент системы.

deutsch
В то же время общая территория отнюдь не гарантия образования общества.

 

Общая территория исключительно является основанием образования общества. Без территории нет общества.

deutsch
Прочтите процитированную мной цитату до конца, границы общества могут быть культурными, национальными и пр.

 

Это пространственные границы общества. Территориальная граница показывает лишь ограниченность внутренних отношений институтов в обществе.

deutsch
Метода поиска ошибок у других - не лучший способ научного исследования, правильнее опираться на достижения других.

 

Уважаемая, Маргарита! Если Вы заметили, то мы с вами говорим об очень принципиальных моментах познания. Соглашаться с явными ошибками, пусть даже эти ошибки допустил Карл Маркс или кто-то другой из великих мыслителей, по меньшей мере, недальновидно. А уж опираться на них весьма неразумно. Такой метод познания нисколько не умаляет заслуг ученого. Именно на ошибках других мы можем двигаться к истине, то есть изучить рассматриваемую систему. Не будь ошибок, наука далеко бы не ушла. Думая, Маркс бы не обиделся. Каждой ошибке, каждому познанию свое время.

Аватар пользователя Дилетант

Позволю себе тоже высказаться. Мы же не можем сказать, что США это не государство, Россия, Германия, да и все остальные - все государства. Мы их так называем. То есть, под государством понимаем некоторое самостоятельное объединение. Причём, объединение людей, а не механизмов. Человек же держится на физике своего тела, которая руководится духовностью. Физика тела связана с продуктом Земли, которые связаны с энергией Солнца и с "материей" - той же самой энергией, только не Солнечной, а всеобщей. В принципе, если человек оторвётся от Земли и научится для начала добывать "материал" из любого грунта, а энергию возьмёт с собой в "консервах", или наладит её "круговорот", то он сможет существовать, но от общества никуда не денется, иначе он перестанет быть человеком.
Отдельный человек сам себе общество и государство. Потому что он может общаться сам с собой, и сам собой руководить с помощью волевых усилий. Однако, ущербность такого общества явная.
Поэтому следующая ступень - семья и натуральное хозяйство, которое держится на земле и управляется силой главы семьи - хозяина. Но и здесь невозможно обоитись без родственников - таких же натуральных хозяйств для поддержания роста количества людей. Известно, что аборигены на острове примерно в одной численности не развиваются, остаются на одном уровне и "государственности" и всего остального. Самая простая связь между нат. хозяйствами - семейная и территориальная. Но это не государство, потому что им не надо ничего делить и ни от кого защищаться. Они самодостаточны.
По мере расширения появляется нехватка еды и вот тут и начинается применение силы для выживания. Появляется государство, как сила, сдерживающая от развала, и распределяющая.
В принципе неважно как эта сила называется, но на неё вышли, как на государство. Получилось, что исторически государство - это такая общность людей, где применяется сила для его сдерживания и противостояния захвату.
Простите, что здесь мало научности и нет определений и вообще, развитие не так прямолиненейно и "пасхально". Существует непрерывный обмен продукта и идей.

Аватар пользователя Евгений Волков

Дилетант
Позволю себе тоже высказаться. Мы же не можем сказать, что США это не государство, Россия, Германия, да и все остальные - все государства. Мы их так называем. То есть, под государством понимаем некоторое самостоятельное объединение.

 

Уважаемый, Владимир!
В том то и суть понятия общество, что оно базируется на территориальности. Отсюда пошло такое название как страна, то есть сторона, где живут те или иные народности, общности. Понятие государство пришло и вошло в обиходную речь позднее, но значительно раньше раскрытия понятия система. Если вы обратили внимание, то в мире существует множество различных государств, то есть множество различных путей развития конкретных обществ в конкретных странах. Есть светские государства, исламские, православная Русь до недавнего времени, коммунистические страны, некоторые страны называют себя демократическими и т.д. Их отличие друг от друга только в путях развития каждого общества той или иной страны. То есть отличие в направленности развития общества или можно сказать в направленности развития системы государства. Направленность развития общества – интересное явление. Было первобытно – общинная организация общества, в настоящее время государственная организация общества, Маркс предвидел и имел на это все основания коммунистическую организацию общества, которую извратили неумелыми действия горе революционеров. Христос показал, что возможно создание такой организации общества, которую бы назвали Царство божье. Но все это система организации общества. Мы с вами живем в системе государство. Конечно, с непривычки выражаться как «система государство» сложно, но это правильно. Но даже если мы говорим просто государство, надо понимать, что речь идет о системе движения общества, системе имеющей характерные отличия от других систем. Наука идет именно по этому пути. Уже сейчас в справочниках, словарях понятие государство определяется как политическая организация общества, то есть политическое движение в обществе. Чувствуйте как неправильно звучит политическая организация. Хотя понятие государство исходит из понятия движение всего общества, политическое движение любого общества исходит из конкретных слоев общества, из конкретных классов, то есть из управляющего класса. Как ни парадоксально, но за всю многотысячелетнюю историю развития стран в системе государство, управление странами осуществлял всегда один и тот же класс – класс коррупции. Так продолжается до сих пор. Как это изменить я напишу в последующих статьях.

Дилетант
Отдельный человек сам себе общество и государство. Потому что он может общаться сам с собой, и сам собой руководить с помощью волевых усилий. Однако, ущербность такого общества явная.
Поэтому следующая ступень - семья и натуральное хозяйство, которое держится на земле и управляется силой главы семьи - хозяина. Но и здесь невозможно обоитись без родственников - таких же натуральных хозяйств для поддержания роста количества людей. Известно, что аборигены на острове примерно в одной численности не развиваются, остаются на одном уровне и "государственности" и всего остального. Самая простая связь между нат. хозяйствами - семейная и территориальная. Но это не государство, потому что им не надо ничего делить и ни от кого защищаться. Они самодостаточны.

 

Правильно, что человек микрокосм, это сказал еще Николай Кузанский, только микрокосмосом он становится в общении с другими людьми. Только в общении появился язык и способы передачи мыслей. Показанная вами модель – это модель первобытно общинного строя.

Дилетант
По мере расширения появляется нехватка еды и вот тут и начинается применение силы для выживания. Появляется государство, как сила, сдерживающая от развала, и распределяющая.

 

Не силы, а насилия. Вся система государство держится на насилии. И какая бы страна себя не называла демократической, в современных условиях развития она развивается в результате диктатуры господствующего класса. Так будет всегда при любых условиях, пока само общество не станет управлять собой. То есть нужна реформа представительной власти в системе государство.

Дилетант
В принципе неважно как эта сила называется, но на неё вышли, как на государство. Получилось, что исторически государство - это такая общность людей, где применяется сила для его сдерживания и противостояния захвату.

 

Правильно, не важно как называть, важно понять, что понятие государство отражает не материю, а движение.

Дилетант
Простите, что здесь мало научности и нет определений и вообще, развитие не так прямолиненейно и "пасхально". Существует непрерывный обмен продукта и идей.

 

Совершенно верно. Существует и будет существовать непрерывный обмен идеями, знаниями и конечно продуктами. Эта непрерывность доказывает, что бездумное использование в своем познании идей даже великих мыслителей прерывает эту самую непрерывность.

Аватар пользователя mitin_vm

Здравствуйте Евгений!
Рад познакомитьсья, пока виртуально, с самостоятельно мыслящим человеком в Вашем лице.
Мне кажется, что я могу Вам помочь, и буду рад если это удастся. Дело в том, что на этом форуме может начаться совместная разработка превой редакции основ науки неоклассической философии. Посмотрите, пожалуйста, мой блог и работу от 19 июня об этом проекте.
Одна из, я надеюсь, будущих аксиом гласит:
Суть бытия (сущность) объекта заключается в его взаимодействии с окружением.
Другая (дополнение к ней):
Логика существования объекта - зависимость теперешнего его состояния от результатов всех взаимодействий с окружающим миром до этого мгновения оценки состояния.
С уважение и надеждой на сотрудничество,

Митин Вячеслав.

Аватар пользователя mitin_vm

Мне кажется, наиболее полной характеристикой понятия "общество" является его толкование системотехникой.

Общество - совокупность людей, объединённых правилами, законами, обеспечивающая их действия и взаимодействия.
Страна - общество в рамках границ территории
Государство - управление страной, обеспечивающее взаимоотношения людей внутри и вне границы страны.
С уважением,

Митин Вячеслав.

Аватар пользователя Евгений Волков

Уважаемый, Вячеслав! К сожалению, не знаю Вашего отчества.
Мне нравиться ход ваших мыслей. Но считаю, что некоторые моменты вашего мировоззрения надо поправить.
В своей работе Элементарная философия в 2005 году я предложил философскому сообществу под эгидой ЮНЕСКО создать и утвердить Хартию философского языка. Но на это предложение пока что никто не откликнулся. В Хартию необходимо внести основополагающие понятия: система, субъект, объект, пространственные границы, бытие, человек, общество, государство, класс, партия и так далее. Всего бы их набралось не более пятидесяти понятий. Этого было бы достаточно, чтобы философия значительно быстрее двинулась бы вперед. Если Вы заметили, что сейчас эти понятия каждый трактует, как ему вздумается, опираясь или опровергая мыслителей древности. Философы скатываются на позиции чувственников, то есть субъективное мышление. Плохо то, что многие, придумав новый термин, или давая новое определение, не связывают его с другими понятиями, не выстраивают их в логическую цепочку.
Если мы не создадим нечто похожее на Хартию философского языка, философия и дальше будет кувыркаться в догмах и глупостях как в старо приобретенных, так и в новых.
Чтобы действительно начать что-то совместно создавать, необходимо определиться с основными понятиями.
Первое.
Название работы: у меня: Элементарная философия;
У Вас Неоклассическая философия.
Мое название отражает философию, в основе которой лежит понятие система, она же элемент.В мире взаимодействие возникают исключительно между системами, которые в момент взаимодействия становятся элементами новой системы.
У Вас модернизация классической философии. Во-первых, понятие классическая философия до конца не определена, да и определиться никогда не сможет. Во вторых необходимо не модернизировать, а ниспровергать отжившие понятия. При этом, авторитет философов ни сколько не пострадает, как думают некоторые. Наоборот, именно ошибки и заблуждения великих мыслителей позволяют нам развивать философию.
Неоклассическая философия красивое название, но, к сожалению, не отражает суть философии.
Вы пишите: «Общество - совокупность людей, объединённых правилами, законами, обеспечивающая их действия и взаимодействия».
Я предлагаю считать обществом всего лишь организованную совокупность людей, проживающих на ограниченной территории.
В вашем понятие присутствуют законы и правила, в моем понятие это отсутствует, так как наличие законов и правил обусловлено системой взаимодействий людей. Эти системы могут быть совершенно различны. Например, система отношений в племенах, в первобытно-общинном строе, строе промежуточном между племенной системой отношений и системой государство, нечто вроде общины. Есть еще такой тип государства какой предложил К. Маркс – коммунистическое государство, и такой каким его видел Христос – Царство Божие.
Это все разные типы организации общества. Поэтому включать в понятие общество законодательную организацию было бы неверно. Есть еще традиции, исходящие из животной истемы. В основе Царства Божьего и в основе коммунистического государства лежит любовь, а не как в настоящеевремя - насилие. потому Царство Божие совершенно разнит с типом государства существующим. Ее учитывая этого, опускается возможность раскрывать типы организаций общества. Потому мы ни понимаем сущности государства, что игнорируем эти моменты.
Государство – договорная система взаимоотношений граждан в стране на основе всеобщего права. В основе договорной системы лежит всеобщее делегирование каждым индивидом всему обществу, принявшему для своего развития систему государство, права на свою жизнь. Другого основания для возникновения государства не существует.
вы же пишите: Государство - управление страной, обеспечивающее взаимоотношения людей внутри и вне границы страны.
Территорией управлять невозможно.
Возьмем следующее понятие - страна.
Вы пишите: Страна - общество в рамках границ территории. Мое определение: Страна – территория, населенная организованной совокупностью индивидов.
У вас общество, у меня территория. Возьмем понятие общество. Общество становиться обществом, когда оно кем-то или чем-то организованно. В противном случае оно не общество, а простая масса людей. В данном случае, люди организованы наличием ограниченной территории проживания.
Если взять и раскрыть значение слова страна – сторона, сторонушка, которое нам преподносит история, летописи, то в самом слове содержится понятие о некой стороне, территории, заселенной кем-то. Не просто земли не обжитые, а именно как обжитая территория.
Возьмем ваше понимание философии: Философия – путь познания.
Я же трактую философию как открытие пути познания. Посудите сами. Путь познания – это какой-то научный путь, а философия как база всех наук, открывает лишь направление этого пути, по которому следует наука.
Что Вы на это скажете? Истина в договоре между людьми. Сумеем мы все договориться о главном, о толковании понятий, пойдем дальше, может быть, сумеем по-новому раскрыть философию.