Генезис и уровни познания триады в философии

Аватар пользователя Евгений АНТ
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все существа…Слепота и глухота это не только физические состояния. Разум тоже имеет эти недостатки (Лао-Цзы)

Тернер непосредственно вытекает из бинера; движение, рождающее два, рождает

три; три есть ключ чисел, так как это первый числовой синтез (Елифас Леви)

Тезис – антитезис – синтез (Гегель)

Понимание «Книги перемен» до сих пор представляет непреодолимые трудности - столь

непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции (Шуцкий Ю.К.)

Предлагается - генодрево философии триединого синтеза (ФТС), универсальный метод (единства аксиологического и генетического), который дает целостное более углубленное и широкое понимание триады в процессах развития.

Ключевые слова: единство, противоположности, дух, материя, анализ, синтез, генодрево, тезис, антитезис, отрицание

Представления философов о триаде в истории познания деградировали от понимания триады, как структурной основы всех учений, философий - в далеком прошлом, до полного ее исключения из познания – сегодня. Если в СССР философские словари давали понимание триады, то, в 1994 г. там этого понятия уже нет. Триада требует изучения научной философией, которой у нас нет.

Диалектический материализм (ДМ) односторонне использовал триаду в познании для обоснования закона отрицания отрицания: «Понятие «Т.» впервые применено Платоном …широкое развитие получило …у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе …черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. и т.д. В Т. …вновь достигается … исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал Т.…превратил ее в схему…трехступенчатого развития понятия»[1]. (*

*) Триада у Гегеля (не использовалась в теории познания), формальной логике (ФЛ) и ДМ была неподвижной (круговой), неспособной отражать процессы развития в понятиях. Она была известна задолго до Платона Пифагору, Гераклиту, Пармениду и использовалась древними религиями и учениями Зогара, Тота, Каббалы, но только в Дао она была подвижной, развивающейся в понятиях (подробнее ниже).

ДМ был основан на материальном единстве мира, от которого современное мышление еще не отказалось. Мы в ФТС считаем, что целостность мира заключается в динамическом единстве духовного и материального начал окружающего мира (ОМ). Материя и сознания в движении, развитии взаимосвязаны и влияют друг на друга, образуя единство ОМ в динамике триады. (**

**) Закон отрицания отрицания ДМ, в процессе раздвоения единого, отражает только одну материальную сторону процесса развития. В ФТС закон «двойственности двойственных отрицаний», утверждает, что процесс развития не заканчивается в одной триаде синтезом: тезис-антитезис-синтез, а продолжается в 2-х триадах раздвоением тезиса (духовного) и антитезиса (материального), что образует цикличность: материальное развитие - отрицание отрицания материального начала вызывает духовное развитие (и наоборот). В одном цикле развития, совмещающем два его направления: эволюции и инволюции (духа и материи), переход от материального развития к духовному (и обратно) вызывает скачок (снятие)- изменение направления развития, который ответственен за кризисы ([2,3] см. в приложении1 Рис 47).

В ФЛ и ДМ отношения тезиса и антитезиса (диады) линейные (Я-неЯ), замкнутые на триаде, т.е., не полные даже арифметически. В арифметике сложение 2 и 1 дает 3, умножение 2 на 2 - 4. Процессы вычитания, деления, умножения (удвоения) западная философия отразить в понятиях не умеет - нет понимания направления развития, перехода от диады к тетраде и монаде (низкий уровень научности).

Западноевропейскому, одномерному мышлению, видящему логикой или-или (Аристотеля) в тезисе-антитезисе что-то одно: духовное или материальное, трудно понять, что их чередование- не смена одного на другое, а единство, сохраняющееся в процессе развития (подробнее ниже).

Восточное мышление в Философии Дао изначально в процессе познания было основано на подвижной триаде: единое-монограммы: ян-инь, где центром, осью развития считалась середина, монада (единое), которая уравновешивая монограммы ИЦЗИНа, переходит в тетраду -4 диаграммы (Рис 1/20). Триада в Дао понималась широко: Небо-Человек-земля, Ян (светлое, духовное, мужское)-Единое-Инь (темное, материальное, женское). (***

***) История философии Китая считая, что ИЦЗИНу по преданию – более 9000лет, отмечает в нем связи с теорией чисел, двоичным счислением, ЭВМ, триадой, диалектикой противоречий в обществе и др.

Чтобы читателю была понятна сущность излагаемого далее материала о структуре триады, мы даем краткое содержание ФТС – философии дуалистического монизма (единства духа и материи) и ее метода познания – генодрева, довольно сложного для понимания.

Для лучшего понимания генетической структуры генодрева рассмотрим процесс образования и взаимосвязи понятий ИЦЗИНа. ИЦЗИН был создан для отражения универсального процесса развития противоречия (Ян-Инь) в глубину и ширину системы понятий, в основе которых лежит логика триады: Единое-Ян-Инь (что нашло широкое применение и в гадании).

Если в Европе познание мира сводится к категории бытия, то в Китае к - понятию изменения (перемен), которое отражает процесс взаимодействия сменяющих друг друга состояний Ян и Инь. Известно, что наше сознание основано на восприятии разности двух состояний. Основная трудность понимания ИЦЗИНа, как и генодрева ФТС, состоит в том, что наше сознание, создавая логикой образы мышления, не видит за ними процесса, механизма их создания. Структура ИЦЗИНа, генодрева раскрывают простоту порядка образования элементов системы, требующего пространственного воображения, сложного для понимания одномерным, западным мышлением:

1) развитие структуры генодрева идет через раздвоение исходного элемента (черты) на две новые, одна (ЯН,+) – выше оси симметрии, другая (Инь, -) ниже (в ИЦЗИНе правило симметрии утеряно);

2) новая черта накладывается сверху старой; 3) процесс развития генодрева сложнее (см. ниже).

Нами в ФТС предлагается универсальная структурная модель (метод) познания – генодрево взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий (Рис 2/34). Генетика метода – внешняя структура генодрева, аксиоматика – внутреннее содержание- логически взаимосвязанная система принципов, понятий ([2] Рис49,65).

В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея единства духа и материи (по, Ведам, Дао, Платону и др.) и обратная триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (логика «или-или»).

Сущность системы противоречий генодрева (Рис 2/34) проста. Точка (начало генодрева) - принцип логики целого (синтеза и-и). Из начала вытекает два рода идей тезиса-антитезиса (логики или-или): Ян-Инь, дух-материя, мужчина-женщина, субъект-объект, Я-неЯ. В основе логики развития структуры генодрева лежит процесс раздвоения противоречия: Я, неЯ, которые раздваиваясь, на новые Я и неЯ, образуют на 2-м уровне 4-е элемента системы: Я-Я, Я- неЯ, неЯ- Я, неЯ-неЯ, на 3-м уровне – 8. Это универсальный процесс развития по прогрессии: 1-2-4-8-… .

Иначе, генодрево ФТС,- симметричный граф (или древнекитайская двоичная система ИЦЗИН: монограмм – диаграмм – триграмм -…) на котором процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, волна, эволюция) и антитезиса (материя, частица, инволюция). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма), где духовное должно иметь материальное воплощение, а материальное–духовное, образуя «золотую» прогрессию: 1-2-4-8-… .

Современные ученые: Сазеева Н. и др. утверждают, что логика ритмов развития: 1-2-4-8-… свойственна всем процессам развития: «основной формой движения материи является колебательный процесс…октава…отражает принцип зеркальной симметрии… Ряд октавных ритмических резонансов

представляет собой последовательность чисел 2n … Например, 1,2,4,8, … спираль с основанием логарифма, равным 2 … лежит в основе развития природных процессов на всех структурных уровнях мироздания»[4].

Структура генодрева: (1-2)-4-8-…, на первых 2-х уровнях триады отражает невидимый процесс мышления (духовного творения), далее идет материальное развитие, творение (подроб. Прилож.3).

При этом, универсальный метод генодрева отражает процессы: эволюции материи, от единства поля-частицы (триады) до образования 4-х видов взаимодействий и процессов материализации -дематериализации ([2]Рис 6); эволюции – инволюции сфер, видов обществ ([2] Рис 47, 101) и др.

В методе генодрева ФТС (Рис 2/34) познание не однонаправленный процесс (в ДМ), а логика взаимосвязи системы понятий: внешняя структура – генетика, внутренняя – аксиоматика, системы понятий, где процесс познания идет в 4-х направлениях: анализа-синтеза, тезиса-антитезиса.

Каждая вершина генодрева, кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие, образующих по:- вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; -горизонтали прогрессию:1-2-4-…

Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Триада разрешает противоречие синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе триад. Системный анализ отражает развитие системы противоречий. Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в системе взаимосвязанных триад генодрева (подробнее [5,6,7]).

Триада по горизонтали развития имеет 2 уровня: синтеза и диады, по вертикали диады синтез может быть внутри диады или вне. Познание по горизонтали основано на принципе единства синтеза и анализа. Процесс познания в триаде Гегеля и ДМ замкнутый, круговой (тезис-антитезис-синтез, и синтез образует новую триаду), что образовало 2 монизма (идеализма, материализма).

В Дао триада открыта для познания через новое раздвоение- системный анализ: (1-2)-4-8-…

Противоречие в ФТС – логика диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня)- источник цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением количества элементов): 1 (2)-2(4)-… иначе систему триад. На 2-м уровне (внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействия: 1) внутреннее-внутреннее,- развитие без перемены направления (смена одного другим внутри); 2) внутреннее-внешнее (перемена направления разв-я)-снятие-3) внешнее-внутреннее(обратн-е направ-е);4) внешнее-внешнее (смена внутри). Усложнение системы снижает уровень ее живучести, но единство и гармонизация взаимодействия ее частей – повышает живучесть (подробнее логику ФТС см. [7]).

(Рис 20, 34 даю в прищепке)

ВложениеРазмер
20.pdf320.28 КБ
34.pdf279.55 КБ

Комментарии

Аватар пользователя Евгений АНТ

Рис 20,34 в прищепке (далее продолжение текста)
Т.о., в отличие от Гегеля и ДМ, направления развития противоречий в ФТС двойственны: вертикальное - эволюция-инволюция (тезис – антитезис: духовное - материальное и др.) на каждом уровне познания и горизонтальное - синтез-анализ в уровнях глубины познания (1-2-4-…).
Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа, различными уровнями глубины-сложности системы.
ФТС – натурфилософия единства и различия (синтеза и анализа) не только духа и материи, человека и природы, но и времени и пространства, энергии и движения, объединяет в единое целое субстанциональную и реляционную концепции, идеализм и материализм (прилож.2, Рис 65).
ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает диалектическую логику, материализм и идеализм, а на основе системного синтеза, являющегося основой метода, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, антитезиса и тезиса). Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству теории и практики, - путь к познанию истины.
В основе структуры генодрева ФТС лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из обратной гегелевской триады синтез: синтез-тезис-антитезис, но и принципа перехода от троичности к четверичности (2-у уровню структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых философами в процессах познания. Многие известные философы (и философии) не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят философского единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером. Они впервые были даны китайской философской системой двоичного счисления ИЦЗИН (ваимосвязи троичности и четверичности нами показаны подробнее на Рис 59 [2] и в приложении 3).
Методология компромисса Конфуция (551-479 гг. до н.э.),- поиск золотой середины между двумя крайностями триады -теория третьего пути развития: “Конфуций говорил: «Золотая середина … является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» … «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину». Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими против друг друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение… это теория компромисса и … смягчения противоречий” [8].
Метод генодрева ФТС отражает не только логику: единства духовного-материального, анализа-синтеза, диалектики отношений единого-диады-триады-тетрады в понятиях философии, но и процессов: мышления, познания, развития сфер общества ([2] Рис 65, 34, 49, 47,101).
Современное человечество, без принятия философии и идеологии третьего пути, как пути синтеза, компромисса двух крайностей, не сумеет решить проблемы толерантности, нетерпимости к другим идеологиям, культурам, религиям и неуправляемого религиозного терроризма.
«Толкования к Книге Перемен», объясняющие превращения противоречий, дают решение триады в Дао, - синтезе, третьем пути: “Мао Цзедун указывает: «Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика. В древности в Китае говорили: «Одно темное и одно светлое начало называются Дао. Не может существовать только темное начало без светлого или только светлое…без темного. … они… «толкают…трутся…взаимно подавляют друг друга», в результате чего происходят изменения в движении предметов…В «Толкованиях» проводится идея о превращении противоречий...все предметы под влиянием противоположных сил … идут к своей противоположности… «от соединения Неба и земли рождаются все предметы, от соприкосновения темного и светлого начал возникают перемены»”[9].
В отличие от догм ДМ, признание Мао Цзедуном в триаде единства светлого и темного начал, равнозначное пониманию единства духовного и материального начал, послужило базой создания новой идеологии и современных экономических и социально-политических успехов Китая.
Чжу Си (1130-1200) считал диалектический принцип разделения одного на два всеобщим, отражающим характер противоречий во всех предметах и явлениях. Чжу Си раскрывает глубину отношений тезиса – антитезиса (которые оказалась запертыми в триаде Гегеля и ДМ): «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности,… - высший принцип»…противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности… «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее»… в каждом предмете и явлении есть противоречие… «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала»… существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы ”[10].
Китайские философы, задолго до ошибочных выводов, основанных на формальной логике или-или (истина-ложь) и классиков МЛ, об абсолютности борьбы противоположностей, будучи гибкими прагматиками, считали, что их борьба - относительна, единство – абсолютно, развитие- циклично: «Вань Фуджи (1619-1692) пишет об относительности борьбы противоположностей. С его точки зрения, все противоположности не абсолютны, а взаимопроникаемы… и взаимопревращаемы … в мире не существует абсолютно противоположных предметов и явлений. … «Движение вперед, достигнув предела, поворачивает назад, чтобы двигаться вперед», … «То, что гибнет сегодня, не прерывается в будущем», т.е. то, что теряется сегодня, не обязательно будет потеряно в будущем (анализ генодрев Рис 47,101 [2,3,4,6] подтверждает эти выводы Фуджи,- Е.А.). «Когда в Поднебесной все считают что-то истинным и держатся за это, то совершают ошибку; когда в Поднебесной все считают что-то ложным, в каждом ложном есть истинное». Поэтому нельзя упорно цепляться за то, что считается истинным или ложным… «соединение двух для получения одного» представляет единство противоположностей, … при отсутствии единства не могут возникать противоречия … Ван Фуджи считал, что «два» и «одно» - отношения между противоположностями и единством, представляющие единство (- единство анализа и синтеза,-Е.А.)» [11].
Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории познания (развития), что затруднило ее развитие и понимание. Об этом писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [12].
Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, не раскрывают структуру триады, логику ее дихотомии, дающую начало процессам развития, и познания синтеза (подробнее [7]).
Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, без изучения ее структуры, создавая барьер в познании синтеза, исключающий связи начал и направлений развития в методе познания.
Первый уровень противоречий, одномерной дуальной логики, Я или неЯ (тезиса или антитезиса), создает преграду, барьер в познании синтеза, не преодолеваемый многими сегодня.
Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза в познании (синтез-3-й элемент). П. Успенский отмечал: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений» [13].
Успенский в поисках ответа на проблемы научного знания видит необходимость синтеза всех видов знаний: «Философия, психология, математика, естествознание, социология … каждая имеет свою литературу… Каждая «литература» вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию и этим еще резче определяет свои границы, отделяет себя от других … Что нам нужно теперь – это синтез!» (но метода познания, основанного на синтезе Успенские не дал, дает его метод генодрева, который можно считать философским механизмом, отражающим процесс логики мышления, - Е.А.)» [14].
Близкие Успенскому и ФТС взгляды на структуру триады, единства синтеза и анализа, тезиса и антитезиса в мышлении, познании целостности сознания выражал Шмаков В.: «Сознание … есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и множеств … Восприятия … разума: Представления, Понятия, Мысли, Идеи … Принципы… наше сознание построено по закону иерархии во всех трех его категориях» [15].
Идеи Успенского, Шмакова о целостности сознания в триаде подтверждаются, развиваются не только ФТС, но и Академией развития Сознания (АРС) СПб: “«Философский энциклопедический словарь» (М. 1989) сообщает, что «сознание … осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность». Если сознание отражает в форме образов внешний по отношению к нему мир, то что такое эволюция сознания? Раньше философы подчеркивали, что понятие «психика» шире понятия «сознание»… Главным, центральным ядром в сознании считали знания. Тут видны два пути эволюционного развития сознания: 1) расширение и углубление знаний об окружающем мире и о себе; 2) включение бессознательного в сферу осмысленного. В АРС используются оба пути…. Итак, что же такое сознание? … «Сознание – модель мира, присущая данной субстанции» … Как происходит осознание? Осознание–это всегда построение целого из отдельных частей (это синтез в ФТС,- Е.А.). Рассмотрим, например, построение треугольника. Есть три отрезка. Их надо соединить… В момент соединения произошло осознание. Теперь есть новое целое, новая идея целого… Выводы: - сознание не тождественно осознанию; - при осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно только в случае работы в пространстве следующей мерности. Так, если мы представляем мир как трехмерный, осознание происходит в четырехмерном пространстве (это связь троичности и четверичности,- Е.А.)... – раз осознание более многомерно, сам факт осознания ускользает от человека. Он воспринимает только результат сознания” [16].

Аватар пользователя Евгений АНТ

Рис 20,34 в прищепке (далее продолжение текста)
Т.о., в отличие от Гегеля и ДМ, направления развития противоречий в ФТС двойственны: вертикальное - эволюция-инволюция (тезис – антитезис: духовное - материальное и др.) на каждом уровне познания и горизонтальное - синтез-анализ в уровнях глубины познания (1-2-4-…).
Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа, различными уровнями глубины-сложности системы.
ФТС – натурфилософия единства и различия (синтеза и анализа) не только духа и материи, человека и природы, но и времени и пространства, энергии и движения, объединяет в единое целое субстанциональную и реляционную концепции, идеализм и материализм (прилож.2, Рис 65).
ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает диалектическую логику, материализм и идеализм, а на основе системного синтеза, являющегося основой метода, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, антитезиса и тезиса). Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству теории и практики, - путь к познанию истины.
В основе структуры генодрева ФТС лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из обратной гегелевской триады синтез: синтез-тезис-антитезис, но и принципа перехода от троичности к четверичности (2-у уровню структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых философами в процессах познания. Многие известные философы (и философии) не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят философского единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером. Они впервые были даны китайской философской системой двоичного счисления ИЦЗИН (ваимосвязи троичности и четверичности нами показаны подробнее на Рис 59 [2] и в приложении 3).
Методология компромисса Конфуция (551-479 гг. до н.э.),- поиск золотой середины между двумя крайностями триады -теория третьего пути развития: “Конфуций говорил: «Золотая середина … является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» … «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину». Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими против друг друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение… это теория компромисса и … смягчения противоречий” [8].
Метод генодрева ФТС отражает не только логику: единства духовного-материального, анализа-синтеза, диалектики отношений единого-диады-триады-тетрады в понятиях философии, но и процессов: мышления, познания, развития сфер общества ([2] Рис 65, 34, 49, 47,101).
Современное человечество, без принятия философии и идеологии третьего пути, как пути синтеза, компромисса двух крайностей, не сумеет решить проблемы толерантности, нетерпимости к другим идеологиям, культурам, религиям и неуправляемого религиозного терроризма.
«Толкования к Книге Перемен», объясняющие превращения противоречий, дают решение триады в Дао, - синтезе, третьем пути: “Мао Цзедун указывает: «Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика. В древности в Китае говорили: «Одно темное и одно светлое начало называются Дао. Не может существовать только темное начало без светлого или только светлое…без темного. … они… «толкают…трутся…взаимно подавляют друг друга», в результате чего происходят изменения в движении предметов…В «Толкованиях» проводится идея о превращении противоречий...все предметы под влиянием противоположных сил … идут к своей противоположности… «от соединения Неба и земли рождаются все предметы, от соприкосновения темного и светлого начал возникают перемены»”[9].
В отличие от догм ДМ, признание Мао Цзедуном в триаде единства светлого и темного начал, равнозначное пониманию единства духовного и материального начал, послужило базой создания новой идеологии и современных экономических и социально-политических успехов Китая.
Чжу Си (1130-1200) считал диалектический принцип разделения одного на два всеобщим, отражающим характер противоречий во всех предметах и явлениях. Чжу Си раскрывает глубину отношений тезиса – антитезиса (которые оказалась запертыми в триаде Гегеля и ДМ): «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности,… - высший принцип»…противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности… «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее»… в каждом предмете и явлении есть противоречие… «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала»… существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы ”[10].
Китайские философы, задолго до ошибочных выводов, основанных на формальной логике или-или (истина-ложь) и классиков МЛ, об абсолютности борьбы противоположностей, будучи гибкими прагматиками, считали, что их борьба - относительна, единство – абсолютно, развитие- циклично: «Вань Фуджи (1619-1692) пишет об относительности борьбы противоположностей. С его точки зрения, все противоположности не абсолютны, а взаимопроникаемы… и взаимопревращаемы … в мире не существует абсолютно противоположных предметов и явлений. … «Движение вперед, достигнув предела, поворачивает назад, чтобы двигаться вперед», … «То, что гибнет сегодня, не прерывается в будущем», т.е. то, что теряется сегодня, не обязательно будет потеряно в будущем (анализ генодрев Рис 47,101 [2,3,4,6] подтверждает эти выводы Фуджи,- Е.А.). «Когда в Поднебесной все считают что-то истинным и держатся за это, то совершают ошибку; когда в Поднебесной все считают что-то ложным, в каждом ложном есть истинное». Поэтому нельзя упорно цепляться за то, что считается истинным или ложным… «соединение двух для получения одного» представляет единство противоположностей, … при отсутствии единства не могут возникать противоречия … Ван Фуджи считал, что «два» и «одно» - отношения между противоположностями и единством, представляющие единство (- единство анализа и синтеза,-Е.А.)» [11].
Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории познания (развития), что затруднило ее развитие и понимание. Об этом писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [12].
Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, не раскрывают структуру триады, логику ее дихотомии, дающую начало процессам развития, и познания синтеза (подробнее [7]).
Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, без изучения ее структуры, создавая барьер в познании синтеза, исключающий связи начал и направлений развития в методе познания.
Первый уровень противоречий, одномерной дуальной логики, Я или неЯ (тезиса или антитезиса), создает преграду, барьер в познании синтеза, не преодолеваемый многими сегодня.
Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза в познании (синтез-3-й элемент). П. Успенский отмечал: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений» [13].
Успенский в поисках ответа на проблемы научного знания видит необходимость синтеза всех видов знаний: «Философия, психология, математика, естествознание, социология … каждая имеет свою литературу… Каждая «литература» вырабатывает свой собственный язык, свою собственную терминологию и этим еще резче определяет свои границы, отделяет себя от других … Что нам нужно теперь – это синтез!» (но метода познания, основанного на синтезе Успенские не дал, дает его метод генодрева, который можно считать философским механизмом, отражающим процесс логики мышления, - Е.А.)» [14].
Близкие Успенскому и ФТС взгляды на структуру триады, единства синтеза и анализа, тезиса и антитезиса в мышлении, познании целостности сознания выражал Шмаков В.: «Сознание … есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и множеств … Восприятия … разума: Представления, Понятия, Мысли, Идеи … Принципы… наше сознание построено по закону иерархии во всех трех его категориях» [15].
Идеи Успенского, Шмакова о целостности сознания в триаде подтверждаются, развиваются не только ФТС, но и Академией развития Сознания (АРС) СПб: “«Философский энциклопедический словарь» (М. 1989) сообщает, что «сознание … осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность». Если сознание отражает в форме образов внешний по отношению к нему мир, то что такое эволюция сознания? Раньше философы подчеркивали, что понятие «психика» шире понятия «сознание»… Главным, центральным ядром в сознании считали знания. Тут видны два пути эволюционного развития сознания: 1) расширение и углубление знаний об окружающем мире и о себе; 2) включение бессознательного в сферу осмысленного. В АРС используются оба пути…. Итак, что же такое сознание? … «Сознание – модель мира, присущая данной субстанции» … Как происходит осознание? Осознание–это всегда построение целого из отдельных частей (это синтез в ФТС,- Е.А.). Рассмотрим, например, построение треугольника. Есть три отрезка. Их надо соединить… В момент соединения произошло осознание. Теперь есть новое целое, новая идея целого… Выводы: - сознание не тождественно осознанию; - при осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно только в случае работы в пространстве следующей мерности. Так, если мы представляем мир как трехмерный, осознание происходит в четырехмерном пространстве (это связь троичности и четверичности,- Е.А.)... – раз осознание более многомерно, сам факт осознания ускользает от человека. Он воспринимает только результат сознания” [16].

Аватар пользователя Евгений АНТ

Рис 20,34 в прищепке (что-то не получаются)

Аватар пользователя Евгений АНТ

Как и следовало ожидать на докладе темы на Филклубе 18.01.14 с участием ФШ, многие философы не сумели понять самое главное процесс осознания синтеза. Получается, что формальную логику или-или (дихотомии), заложенную в сознание человека в процессе обучения в ВУЗе устранить, заменить диалектической логикой синтеза, единства тезиса и антитезиса сложно. Видимо, я не сумел всем логику процесса триады, как начала познания, доходчиво объяснить.
Остается привести слова писателя-философа Шемшука В.: "Вся критика ... исходит в основном от дихотомиков, у которых двоичная логика и они могут или принимать информацию, или только отвергать ее. Средины у них не бывает".
Середина - основа логики триады в Дао,синтез - логики триады генодрева ФТС.
Поэтому, видимо, следует продолжить обсуждение этой темы на более глубоком уровне ФШ, в дискуссии, где можно подробно и последовательно, логично пройти все этапы осознания темы.

Аватар пользователя Алла

Интересно, а что посредине между действием и бездействием?
А теперь попробуйте построить суждение, в котором не было бы действия, или не было бы предиката.
Именно поэтому реальна только двоичная логика.
Т.к. между предикатом и его отсутствием ничего нет.
(Предикат - это общее имя: действию (операции), свойству, функции, функционалу, оператору).

Аватар пользователя Доген

Между действием и бездействием ожидание, остановка.

Впервые заговорил о Срединном пути Будда.

Ничего нет кроме чуши - это у меня в голове когда я читаю всякую чушь.

Аватар пользователя Алла

Доген пишет:

Между действием и бездействием ожидание, остановка.

Впервые заговорил о Срединном пути Будда.

Ничего нет кроме чуши - это у меня в голове когда я читаю всякую чушь.

 

Ага! Столкнулись два мерседеса лоб в лоб и всмятку. - И-и-и ожидание.

Аватар пользователя mp_gratchev

Евгений АНТ, 19 января, 2014 - 15:50. ссылка
Поэтому, видимо, следует продолжить обсуждение этой темы на более глубоком уровне ФШ, в дискуссии, где можно подробно и последовательно, логично пройти все этапы осознания темы.

Для этого (чтобы зацепить внимание интересующихся) желательно самое начало разбить на обозримые и хорошо структурированные шаги.

Во введении сформулировать проблему. Описать основные подходы в истории философии. Показать изюминку Вашего решения.

Возьмите за образец, хотя бы "Науку логики" Гегеля или математические тексты, где каждая формула выписывается отдельно и нумеруется.

А что наблюдаем у Вас? - одно сплошное вязкое текстуальное месиво, где не зачто схватиться мыслью даже для критики.

            Как писать математические тексты

(т. XXVI, вып.5 (161)       У С П Е Х И   М А Т Е М А Т И Ч Е С К И Х   Н А У К
1971 г. сентябрь — октябрь)

0. Предисловие. Это — субъективно написанный очерк с обманчивым названием; вернее было бы назвать его как я пишу математические тексты. Он возник в связи с одной комиссией Американского математического общества, в которой мне пришлось недолгое время работать, но скоро превратился в увлекательное частное предприятие.

Пытаясь поставить его под контроль, я обратился с просьбой к нескольким друзьям прочитать эту работу и высказать свою критику. Критические замечания были великолепны; резкие, честные и конструктивные, они противоречили друг другу.
«Мало конкретных примеров», — говорил один.
«Не соглашайтесь увеличивать число примеров», — говорил другой.
«Уж очень длинно», — говорил один.
«Может, написать побольше», — говорил другой.
«Существуют, — говорил один, — традиционные (и эффективные) методы сведения к минимуму утомительности длинных доказательств, например, подразделение их на серию лемм».
«Что выводит меня из себя, — говорил другой, — так это привычка, особенно у новичков, представлять доказательство в виде длинного ряда тщательно сформулированных и смертельно скучных лемм».

Лишь в одном соглашалось большинство моих советчиков: писать такой очерк — заведомо неблагодарная работа.
Советчик 1: «Сделав свою вторую работу, любой математик убежден, что уже знает, как писать статьи, и с раздражением реагирует на советы».
Советчик 2: «По-моему, все мы в глубине души уверены, что могли бы отлично писать, если бы только постарались. Даже те, кто придерживаются очень скромного мнения о своих математических способностях, выходят из себя, если усомниться в их литературном даровании».
Советчик 3 воспользовался самым суровым языком; он предупредил меня о том, что так как я наверняка не смогу проявить значительную интеллектуальную глубину в обсуждении вопроса о технике написания текстов, мне не следует удивляться «насмешкам, которые Вы сможете снискать у некоторых из наших высокомерных коллег».

Мои советчики — маститые, хорошо известные математики. Если бы я назвал здесь их имена, это ничего не прибавило бы к их научной репутации; с другой стороны, я мог неверно их понять и не так применить их советы, что могло бы вызвать досаду и смущение этих людей. Вот почему я решился на непринятый в науке прием безимённых цитат и выражения благодарностей без адреса. От этого моя благодарность не стала меньше, как и не уменьшилось желание признать, что без их помощи этот очерк был бы хуже. «Hier stehe ich, ich kann nicht anders» (Халмош П.Р. Как писать математические тексты. http://ega-math.narod.ru/Halmos.htm )

P.S. Была ли видеосъемка? Будет ли обзор от представителей ФШ, участвовавших на докладе в Филклубе 18.01.14 по данной теме?
--