МНОГОУРОВНЕВАЯ ЛОГИКА СИСТЕМЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Аватар пользователя Евгений АНТ
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Риторика – развлекательное искусство … подобна кулинарному искусству, которое способно портить полезную еду, вместо того, чтобы делать ее вполне съедобной

(Платон)

У философии есть свой триадный предмет – это Бог, Природа, Человек (духовное, материальное и их синтез,- Е.А.)… нужно говорить подобно простолюдинам, а размышлять подобно мудрецам … человека сбивает с истинного пути научная терминология, которую понимают лишь ученые люди … филистерское разделение предметов (дилетантское разделение вещей) не будет способствовать проникновению в сущность и глубину самих предметов (Ф. Бэкон)

Если диалектика действительно есть не формальная логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она обязана быть логикой противоречия

(А. Лосев)

Два основных различия между философами формальной и диалектической логики состоят в принятии или не принятии принципов: целостности и противоречия. Одни – формалисты не понимают и не признают принципы целостности и противоречия. Все диалектики, философы реалисты и древние философы, исходят из признания принципов целостности, логики единства духа и материи и противоречия, - источника развития. Однако, философы ДМ (диалектического материализма), отрицая принцип единства и связи всего со всем, не признают еще и единство духа и материи.

В наше время, кризиса познания и философии, политики стали направлять ум философов, а не наоборот. Если во времена СССР, философский словарь ДМ 1972г., опираясь на Гегеля и др., признавал противоречие: «Противоречие – категория диалектики, выражающая внутренний источник всякого движения … принцип развития», то уже в 1994 г. в «Краткой философской энциклопедии», – утверждается противоположное: «Противоречия принцип – осн. закон логики, согласно которому … никакое предложение (высказывание, суждение) не может быть одновременно истинным и ложным… Проникновение же противоречий в рассуждение или научную теорию делает последние в определенном смысле несостоятельными».

Философы древнего Китая, далекие от проблем современных философов-политиков, рассматривали существование диалектических противоречий, как условия существования самих предметов и явлений: “«Великий предел породил два начала, два начала породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм»,- Чжу Си пишет: «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два»… «предмет имеет лицевую и оборотную стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее»… Это говорит о том, что в каждом предмете и явлении есть противоречие. Чжу Си отмечает также: «Все говорят, что темное и светлое начала – это два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала». Это означает, что внутри как темного, так и светлого начал содержаться свои темные и светлые начала, т.е. существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы”.

Нами предлагается универсальная диалектическая логика системы противоречий – генодрево ФТС (философии триединого синтеза), в основе которой лежит принцип целостности - синтеза единого и многого, духовного и материального (знака и предмета в логике).

Ключевые слова: единство, множество, дух, материя, противоречие, логика, система, анализ, синтез, генодрево.

Определения: Познание - непрерывный процесс углубления и расширения системного единства субъекта и объекта (духа и материи, абстрактного и конкретного), целого и многого, поиска истины, исключающего принятие неподвижных догм. Логика - учение о методах, принципах, законах мышления, защищающих познание от возможных ошибок. Диалектическая логика ФТС – логика противоречия, отражающая в понятиях универсальные процессы: познания, мышления, ведущие к поиску истины и развития – к разрешению противоречия. Формальная логика – логика разговорной речи, основанная на синтаксисе, отрицающая не только противоречия, но и возможность их разрешения, как в процессах познания, так и развития.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Критика диалектической логикой формальной и наоборот

2. Многоуровневая диалектическая логика универсальной системы противоречий генодрева ФТС

3. Сущность, принципы и понятия многоуровневой логики ФТС

4. Оценка методом диалектической логики ФТС истинности основ ДЛ и ФЛ

5. Практика применения диалектической логики ФТС в системах знаний

ВВЕДЕНИЕ

Современная философия разделяет логику на несколько видов (форм): формальную, диалектическую, математическую, научную. Кроме того некоторые философы классифицируют логику на: аристотелевскую (дедуктивную), индуктивную (Бэкона, Милля), традиционную и современную (математическую, научную).

Знания материалистической науки и философии основаны на двоичной (формальной) логике Аристотеля, в основу которой положен закон исключенного третьего. Принятие этого закона, основанного на логике разделения: да (Я) или нет (не Я) сегодня привело к тому, что познание окружающего мира ограничивается не только приоритетами: материи перед сознанием, анализа перед синтезом, но и узостями данной логики, ведущими к догмам самого метода познания.

Бэкон Ф., как и древние философы, сравнивали метод, логику познания со светильником, освещающим дорогу путнику в темноте, защищающим его от падения, - ошибочного, субъективного мышления. Источники ошибочной самоуверенности – «идолы», обманчивые призраки истины (иллюзии), к которым он относил призраки: - пещеры (иллюзии личности, свойственной той «пещере», в которой живет человек); - площади (словесного общения между людьми), предрассудков, закрепляемых привычным употреблением понятий; - теетра (иллюзий, происходящих от обаяния знаменитых авторитетов, учений, или иначе – догм) и др.. Его метод максимально приближен к макромодели, включающей в себя разные виды логик познания: природы (опыта), индукции, силлогизмов и дедукции. Он писал: «Научные принципы могут быть правильно определены при помощи элементарной дедукции или же посредством чувственного и эмпирического, но … нельзя достоверно вывести постулаты при помощи силлогизма … Существуют четыре формы доказательств: через индукцию, общецелостные понятия …силлогизм (дедукцию,- Е.А.) и через форму, которую…Аристотель именует круговым доказательством»[1].

Декарт методом считал «простые и точные правила», соблюдение которых ведет к приращению знания.

Наибольший вклад в методологию познания внесли философии: идеализма и материализма. Диалектический материализм (ДМ), формально построенный на принципах: противоречия, раздвоения единого, объективности, конкретности, всесторонности, историзма, скачков и связей, в отличие от ФТС, системно и взаимосвязанно в структуре метода их не использовал.

Мы, считая, что метод – путь системно-логического познания целостной истины, утверждаем, что все трудности в философии возникли из-за отсутствия метода познания способного системно- логически проникать в глубину и сущность исследуемого предмета (проблемы). Об этом отчасти говорил еще Бэкон: «Среди многочисленных методов и систем, связанных с общими местами, … мы так и не сможем обнаружить хотя бы одно место, которое будет представлять для нас какую-нибудь ценность, потому что … дилетантское разделение вещей не будет способствовать проникновению в сущность и глубину самих предметов»[2].

Многие современные философы считают, что «ни знаний, ни открытий в философии нет; в ней накапливаются только мнения». Вырвется ли философия из пространства мнений в пространство знаний – научного метода познания? Каган М.С., относя философию, исключающую научный метод познания, к метафорическому (художественному) знанию, не предлагает метода способного проникать в глубину знания: «Особенностью нынешней методологической ситуации является то, что влияние ставшего весьма популярным в конце прошлого века французского постмодернизма привело на Западе, а затем и в нашей стране, к переориентации философии с равнения на научный метод познания реальности на художественный, поэтически-метафорический метод ее осмысления … поскольку же ни в математике, ни в научном познании природы, при всех коррективах, которые внесли в их понимание релятивистские, символистские, интуитивистские, иррационалистические представления, порожденные неклассической физикой в первой половине ХХ в., техническое воплощение научных открытий не позволяет считать знания "метафорами", и остается признать метафорическим содержание одного лишь гуманитарного знания»[3].

Формальная логика со времен Аристотеля изучает мыслительные акты: понятия, суждения, умозаключения и доказательства, структура и философское содержание которых отходит на второй план. Исследуя две части разговорного предложения: предикат (сказуемое) и субъект (подлежащее) в системе суждений, умозаключений, она произвольно и отчасти бессистемно соединяя эти части, получает эклектические (близкие к софистическим) выводы. Но, современные знания материалистической науки и философии базируются на формальной логике (ФЛ) Аристотеля, в основе которой лежит логика разделения (или-или) и ее принципы, законы (исключающие логику целостности окружающего мира: и-и): тождества, исключения противоречий, исключенного третьего, достаточного основания.

У диалектической логики (ДЛ) три основных принципа: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания, которые формально признавая единство (целостность) мира, реально основаны на логике или-или: односторонних приоритетах борьбы перед единством, материального перед духовным.

Приход к власти мировоззрений, идеологий, основанных на логике исключения противоречий (Или-Или): да или нет (Я или не Я), сегодня привело к тому, что познание окружающего мира ограничивается приоритетами логики противоречия, анализа-разделения перед синтезом-единством, в свою очередь приведшими сегодня мир к политике конформизма и возникновению мирового терроризма.

Формальная и диалектическая логика, построенные на приоритетах логики разделения (или-или), являются не только узкими односторонними методами познания, не способными отражать целостность окружающего нас дуального мира (единства духовного и материального), но и несовместимыми противоположностями. Чтобы убедиться в их несовместимости, достаточно взять формально-логический принцип тождества с одной стороны и диалектический принцип единства и борьбы противоположностей с другой. Согласно принципу тождества всякий предмет есть только он сам (А=А), а согласно принципу единства и борьбы противоположностей всякий предмет изначально двоится: это он и не он, он и его противоположность (А и неА). Принципом исключения противоречия и исключенного третьего (А или неА) ФЛ отрицает не только единство (логики и-и), но и возможность развития системы в глубину противоречия. ДЛ ДМ, формально признавая логику единства (и-и), фактически используя логику разделения (или-или) так же не развивает систему противоречий в глубину.

Т. о., основные принципы формальной и диалектической логик как бы исключают друг друга: либо вы пользуетесь формально-логическими принципами, либо диалектическими, и если вы признаете одну из данных, фактически не полных логик, то не должны признавать и другую. В свете вышесказанного многие философы оценивают как не научные, не имеющие под собой логического основания, призывы некоторых современных логиков дополнять в процессе исследования «исходный» формально-логический подход (с логикой или-или) диалектическим (с логиками: и-и, или-или). Мы считаем: 1) что исходной является ДЛ универсальной системы противоречий (УСП) ФТС, т.к. она, объединяя обе логики (и-и, или-или) горизонтальным синтезом в системное целое, включает в себя ДЛ ДМ и ФЛ, как часть целое; 2) вертикальный синтез начинается законами ФЛ, а заканчивается – ДЛ, их отрицающими (совместимость ДЛ и ФЛ требует более глубокого изучения, подробнее ниже).

Очевидно, для преодоления вышеназванных и других системных трудностей, необходимо написать учебник ДЛ УСП, основанный на целостной системе логик: синтеза И-И, включающей в себя многоуровневую систему логик ИЛИ-ИЛИ, где ДЛ ДМ и ФЛ могут быть частью системы.

P.S. Мне бы хотелось привлечь к осознанию и решению этой проблемы большинство неравнодушных философов. ФТС (философия триединого синтеза, синтеза тезиса и антитезиса, духа и материи)- философия дуалистического монизма (в горизонтальном синтезе, на основе принципа единства синтеза и анализа она наглядно показывает целостность монизма-синтеза и дуализма-раздвоения единого). При дальнейшем раздвоении единого(1-2-4-8-...)возникает система логик, показывающая, что все философии (дуализма, триализма, тетризма, ...) рождаются из философии монизма, как часть из целого. Плюрализм в своей оторванности от целого - пустышка западной пропаганды, на которую купилась наша современная философия и идеология. Еще в начале 20 века, забытый нами философ В. Шмаков (Основы Пневматологии) писал, что "плюрализм ... приводит к ... обожествлению хаоса".

Вертикальный синтез (тезиса-антитезиса, и далее по уровням генодрева)позволяет сделать вывод о единстве не только духа (сознания) и

материи (идеализма и материализма), но и ДЛ и ФЛ, имеющем приоритеты, не материального и формального, а духовного и диалектического начал.

Все понимают, что восприятию нового, как и давно забытого старого, всегда мешали и мешают не только догматизм мышления, но бюрократизм в науке. Могу привести примеры из личного опыта. В 2013г. у меня было 5 публикаций в официальных научных журналах, имеющих отношение к философии ( Актуальные исследования -Екатеринбург, Сознание и физическая реальность- Москва, ранее периодически печатался в "экономической и Философской газете" и др.), но еще больше журналов отказали в печати. Редакции чисто философских журналов "Философские науки" , "Вестник РФО" и др. на посланные статьи просто отмалчиваются и не печатают. После доклада на секции ФК Дней Философии СПб (22.11.13)послал статью в "Вестник РФО", редакция вежливо ответила: "Мы доклады не печатаем", хотя доклад был оформлен как статья (Он уже обсуждается на ФШ). Редакция СПб журнала "Общество-Среда-Развитие" после публикации моей статьи(3-2008), видимо, "получив цензорские указания сверху", больше мои статьи не печатает, их уже отправлено более 20, выдвигая "требование" удаления из текста слова генодрево. Кроме свободы интернета у нас свободы печати, даже после "либеральной революции 1991-93г", как не было, так и нет.

= далее см. продолжение статьи=

Комментарии

Аватар пользователя Евгений АНТ

(продолжение статьи)
1. КРИТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКОЙ ФОРМАЛЬНОЙ И НАОБОРОТ

История логики – история борьбы формальной и диалектической логик, построенных на разных основаниях. В России с конца 20-х годов в ВУЗах было запрещено преподавание формальной логики, а с начала 90-х это случилось уже с диалектической логикой. Философам пора осознать, что логика должна избавиться от идеологического пресса и стать, наконец, свободной формой познания. Но и диалектическая логика, чтобы освободится от идеологических пут, должна быть основана не только на логике противоречия, но и логике единства духа и материи. Проведенные нами исследования подтверждают сделанные нами ранее выводы о необходимости создания диалектической логики, основанной на логике противоречия и единства духа и материи (идеализма и материализма).
Современные авторы, сторонники ДЛ, создают системы ДЛ, не основанные на системной логике противоречий, и первопринципе логики синтеза (и-и). Поэтому ДЛ, совмещаемая с ФЛ, понимается философами по-разному, или отрицается вообще.
Здесь будет интересной для многих дискуссия в интернете между В. Николаевым, сторонником классической ДЛ и М. Грачевым, сторонником совмещения ДЛ и ФЛ, на принципах ФЛ. Николаев пишет: “«Сторонники диалектической логики …именуют ее не логикой, а просто диалектикой… По существу она является общей теорией мироздания. В этом смысле классики марксизма говорили о единстве диалектики, логики и теории познания; в принципе это единство охватывает все философские дисциплины … По определению Энгельса, диалектика есть учение о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе, мышлении… если это законы мышления,- значит – логика; но это законы не только мышления, они универсальны».
М. Грачев возражает: «У Энгельса правильное определение диалектики. А дальше следует отдельно разбираться с действием диалектики в природе, обществе, мышлении, а не сваливать в одну кучу. С последующим синтезом. Диалектика, логика, гносеология, онтология, методология – это самостоятельные дисциплины. Логика делится на формальную логику и диалектическую логику… Да, законы диалектики универсальны. Но, в логике диалектическое противоречие, это не противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а противоречие в суждениях»” [4].
Грачев, формально признавая универсальность диалектики, отрицая логику синтеза (и-и), на деле отрицает как ее саму, так и связи между ее частями - науками.
В основе формальной логики, на которой построены: обучение в ВУЗе, современные знания, лежит понятие-термин из разговорного языка. На основе этих не системных понятий-терминов Аристотель и сегодня философы, ученые строили и строят свои суждения и умозаключения.
Реально диалектическая логика не имеет своей системы понятий, отличных от формальной логики, этот факт не отрицается ДМ: «Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, еще не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явления к сущности, от простого к сложному и т.д.»[5].
Николаев И.Ф., Копнин П.В., считали «диалектическую логику как продолжение формальной»: “П.В. Копнин … был среди тех российских философов, которые говорили, что диалектическая логика возможна, что она уже есть, что она действует, она дополняет формальную логику … Открытие П.В. Копнина: «мышление состоит не из отдельных, изолированных суждений, понятий, умозаключений, а из их систем» можно сравнить с фундаментальным открытием Н. Коперника…Пора признать существование высших законов логического мышления – законов построения систем… Какие высшие законы логично правильного мышления использовал К. Маркс … во-первых, он использовал открытые Гегелем основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные … Во-вторых, Маркс показал …что при построении систем действуют и высшие логические законы …1. ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО … 2. ЕДИНСТВО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА … 3. ЕДИНСТВО ДЕДУКЦИИ И ИНДУКЦИИ … 4. ЕДИНСТВО АБСТРАГИРОВАНИЯ И КОНКРЕТИЗАЦИИ… в «Капитале» Маркса нет подмены понятий, нет противоречий формального порядка …Здесь действуют четыре закона формальной логики: 1) закон тождества, 2) закон исключения противоречий, 3) закон исключенного третьего и 4) закон достаточного основания. Каждое понятие в системе понятий Маркса подчиняется …четырем законам, каждое суждение и умозаключение”[6]. (*
*) Подробнее о логике Николаева. Николаев И.В. (Логика: дедуктивная, индуктивная, диалектическая. СПб. ВР. 2001) исходя из определения понятий, суждений, умозаключений, законов формальной логики: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, дал три не системных (формальных) способа построения систем знаний, не способных выделить из системы – главное, целостную структуру и связи элементов: “1-й способ – софистический. Принцип: не действовать, а гадать, высказывать разные предположения …2-й способ – эклектический. Принцип: действовать, но неправильно (н-р, методом проб и ошибок)…3-й способ – диалектический. Принцип: раскрутить, выявить историю предмета и собрать мысленно этот предмет … Понятно, что подлинная история у предмета одна. Мы можем выявить эту историю и таким способом получить ключ к мысленному воспроизведению этой истории. Получится одна система понятий – правильная. Только эта система понятий может считаться системой знаний. О ней и должна идти речь в логике построения систем знаний …(далее даются примитивно-материалистические примеры раскрутки систем,- Е.А.) Как раскрутить человека? (Мы знаем: человек – система. Историю любого человека можно точно знать и построить их этих знаний правильную систему знаний) 1. Опросить его самого о событиях его жизни. 2, Спросить родителей …3. Опросить соседей … 4. Проверить документы … 5. Опросить всех воспитателей…(Мы понимая человека как систему, даем его типы универсальной структурой генодрева, в разных системах отсчета, в т.ч. в обществе как типы личностей по социальному предназначению, см ниже в [8] Рис 80,84,85,- Е.А.) Принципы построения правильных систем знаний. Системная логика выявила четыре самых общих принципа построения систем знаний. Один предварительный и три – созидательных. Один - предварительный уже был нами продемонстрирован. Это – раскрутить, выявить историю предмета, представить чувственно (в представлениях, картинках, рисунках, схемах, фотографиях, записях) … Созидательные принципы … 1-й принцип: «начинать надо с начала» … (автор поясняет это, как и 3-й диалектический способ, закона единства дедукции и индукции, рисунком спирали, данной в истории предмета, развитии: один виток, два, три, четыре, пять,- Е.А.),,, 2-й созидательный принцип говорит об этапах … Первый виток можно отыскать во всех этапах … 3-й принцип … характеризует действенность системы. Система должна работать. В чем состоит работа системы? А. Система знаний должна удовлетворять тех, кто знаком с предметом исследования и с его историей … Б. Система должна выявлять вранье и разоблачать врунов ” (там же, с 119-125).
В одном случае, автор, рассматривая систему родственников, начиная от рождения нас самих, дал структуру связей обратного развития семьи, внешне похожую на генодрево ФТС: родителей, бабушек, дедушек, пра…, пропустив главное звено семьи – детей. Мы понимаем систему семьи, как структуру, процесса ее эволюции, направления развития от настоящего в будущее. 1-й элемент системы - единство, семья. 2-й эл-т. Родители: отец-мать (1-й ур. генодрева). Дети -3-й эл-т (2-й ур.: сыновья -2, дочери -2). Внуки – 4-й элемент (3-й ур. генодрева: 4 внука,4 внучки). Автор, подробно не исследуя эту систему, не оценил возможностей логики ее структуры, глубины уровней, элементов и связей между ними в процессах развития.
Три способа логики и принципа построения систем автора, на наш взгляд, не увязываются с принципами логики, метода ДМ: универсальности, противоречия, раздвоения единого, взаимосвязией (подробнее ниже).
ДМ, формально построенный на принципах логики противоречия, раздвоения единого, универсальности метода, связей частей целого и др., в структуре системного метода их не использовал (никто из философов ДМ такой системы, включая Николаева, не разрабатывал).
М. Грачев во «Введении в элементарную диалектическую логику», где он пытается совместить ФЛ и ДЛ, дав развернутый анализ образа ДЛ в диамате (4-й раздел), приводя высказывания авторов, в основном, критикующих ДЛ, «забыл» упомянуть А. Лосева, утверждающего, что ДЛ должна иметь свою систему принципов отдельную от ФЛ (см. в начале афоризм). В 5-м разделе он дает 16 Принципов конструирования диалектической логики в статусе логики: «Исходные положения Диалектической Логики как логической дисциплины:
1. Принцип существования предмета ДЛ. Поскольку выносится на обсуждение теоретическая система диалектической логики, отображающая на абстрактных моделях эмпирически наблюдаемые явления реального мышления, то предполагается, что диалектическая логика существует, хотя бы в виде гипотезы, в противном случае, если нет объекта и нет предмета, то и говорить не о чем.
2. Принцип локализации предметной области. Предметная область диалектической логики как теоретической системы выделена в составе наук о мышлении: речь идёт именно о логике, а не об онтологии внешнего мира, не физиологии и не психологии мышления.
3. Принцип подчинения исследования требованиям общей логики. Все рассуждения по обоснованию логической системы должны строиться на поле формальной логики с соблюдением её законов, поскольку именно диалектическая логика добивается статуса логики, а не ФЛ статуса диалектики, что не препятствует использованию ею собственных принципов в части, которая не противоречит формальной логике.
4. Принцип общего предмета. Предмет у ДЛ и ФЛ общий, только при этом условии можно начать процедуру наделения (обретения) диалектической логики статусом логики. Никакие разговоры о статике и динамике не могут быть приняты во внимание, ибо и ФЛ способна схватить динамику, а диалектическая логика та же наука о структуре рассуждений. Согласно предлагаемой абстрактной модели, таким общим предметом будут "рассуждения" и формы мышления: "понятие", "суждение" и "умозаключение"….
9. Принцип истины как процесса …
11. Принцип противоречия как источника развития системы …
12. Принцип тождества диалектических и формально-логических противоречий …
13. Принцип иерархического строения ДЛ (структуру иерархии автор почему-то не дает, -Е.А.)…
16. Принцип единства двух логик. Система общей логики представляет собой единство двух составных частей – ДЛ и ФЛ» [7].
Совершенно очевидно, что принципы, перечисленные автором в столбик (9-16 и др.), не составляют взаимосвязанную систему. Поэтому данные принципы, не имеющие достаточных обоснований, мы подробно рассматривать не будем, кратко остановимся на основных (1-5).
Анализ 1-го принципа. Грачев утверждает, что ДЛ – гипотеза, не имеющая предмета познания.
Философский словарь (1972 г) утверждая, что «предметом познания может быть сам процесс познания», уточняет задачи ДЛ: «задача ДЛ состоит в исследовании того, как выразить в … понятиях движение, развитие, внутренние противоречия явлений … в исследовании диалектической сущности логических категорий … осн. задача ДЛ – изучение процесса становления, развития самого познания» [4].
Мы, исходя из метода генодрева ФТС (подробнее ниже), считаем, что предметом познания ДЛ является исследование уровней логических взаимосвязей универсальных процессов: познания в мышлении и развития явлений в природе, обществе.
Во втором принципе Грачев, ограничивает им же найденную предметную область мышлением.
В третьем принципе Грачев бездоказательно пытается подчинить законы ДЛ законам ФЛ. Мы, как большинство классических философов, считаем, что законы ДЛ шире и глубже законов ФЛ.
В четвертом принципе Грачев находит общий предмет познания ДЛ и ФЛ – структуру рассуждений и формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Но понятия разговорной (дискуссионной) речи на суждения и умозаключения разделил еще сам Аристотель, создатель ФЛ.
Более подробно анализ взаимосвязей понятий, элементов пятого и других принципов ЭДЛ Грачева мы рассмотрим ниже, на основе метода и структуры Генодрева ФТС.

2. МНОГОУРОВНЕВАЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ ГЕНОДРЕВА ФТС

На генодреве системы логических противоположностей ФТС, построенном как симметричный граф, или как древнекитайская двоичная философская система ИЦЗИН (система монограмм – диаграмм – триграмм -… (**, процесс диалектического развития начинается с деления исходной точки (вершины симметричного графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория, необходимость) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика, случайность). На основе известного в физике принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное. При дальнейшем развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары противоположностей работает принцип множественной дополнительности результатом которого является образование многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-…
**) структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта (в[8]Рис 20). На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, т.е. две монограммы (по одной черте) превращаются в четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новой и противоположной), а последние, после накладывания сверху еще новых противоположных черт превращаются в восемь триграмм по три черты каждая. Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, последние черты, со знаком: плюс находятся выше оси генодрева, минус – ниже.
Нами предложена многоуровневая диалектическая логика системы противоречий, объединяющая, все виды логик, философий, диалектику и ее части: онтологию (забытую ДМ), гносеологию, логику и метод познания (см. ниже) в единое целое, на основе взаимосвязей структуры и универсального метода генодрева ФТС [8,9,10,11,12].
Метод генодрева ФТС, основанный на принципе логики дополнительности (включенного третьего) или синтеза (синтез-тезис-антитезис, в ИЦЗИНе – это: Тай цзи, единство - Ян - Инь) до сих пор не получил необходимого признания в философии и науке. Мы считаем, что только при его принятии философия может выйти из системного кризиса и претендовать на статус науки.
Система познания метода гендрева ФТС, основанная на единстве принципов гносеологии: логики метода (Рис 1/34, 2/ 35), принципов диалектического развития (в [8] Рис 49), и онтологии: взаимосвязанных категорий философии (в [8] Рис 65), включает в себя и принципы логики системности: целостности и взаимосвязи всего со всем, двойственности, структурности, иерархичности, первичного синтеза, системного анализа и синтеза (подробнее в [8,9,10,11]).
Мы считаем, что диалектическая логика должна иметь свою систему понятий, принципов, основанных на логике противоречий (Я - не Я), отличных от формальной логики.
На генодреве сущности диалектической логики ФТС Рис 1/34 и дуальной логики Рис 2/35, как инструмента (механизма) познания, универсального ритма развития, колебательного процесса, заданного прогрессией 2n: 1-2-4-8-…, отражающей все возможные комбинации элементов системы, нами показана необходимость движения логики противоречий (Я,- неЯ) не только по вертикали: материальное-духовное (инволюция-эволюция) и от 1-го уровня (опыта) к 4 (дедукции), но и по горизонтали: единое, синтез – анализ, многое (где: синтез–истина-единство теории и практики; в формуле прогрессии 2n, n–порядковый № ур. генодрева).
Мы выделяем 8 принципов диалектической логики ФТС:
1) системного синтеза, логики И-И – единства тезиса и антитезиса (целостности процессов развития, познания): духовного и материального, абстрактного и конкретного, где единство: теории и практики – истина, цель познания;
2) системного анализа – процесса последовательного раздвоения единого, начала познания, развития на основе прогрессии: 1-2-4-8-…, соответствует логике взаимодействия (борьбы) противоположностей (Или-Или);
3) единства системного синтеза и анализа, с приоритетом синтеза в познании;
4) единства процессов развития (истории) и логики;
5) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;
6) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей. (далее идет Рис 34)...
(часть материала, принципы ДЛ ФТС и др. уже обсуждается на ФШ в блоге автора)

Аватар пользователя mp_gratchev

Остановлюсь на отдельных моментах пояснения своей позиции в связи с опубликованной её (позиции) критикой.

Евгений АНТ, 19 декабря, 2013 - 06:55. ссылка
История логики – история борьбы формальной и диалектической логик, построенных на разных основаниях.

Я исхожу из положения о сближении формальной логики и диалектической логики. А именно, если традиционная формальная логика (аристотелевская, классическая логика Фреге - Рассела) раньше отвлекалась от неистинностных форм мысли (вопросов, императивов, оценок), то современная неклассическая формальная логика, начиная со второй половины 20 века плотно занимается построением формальзованных логик: логики вопросов, логики императивов, логики оценок.

Тогда как вопросы, оценки и императивы наряду с суждениями изначально являются формами диалектического рассуждения.

Другим направлением сближения ФЛ и ДЛ является построение неклассических логик времени и эпистемических логик знания, веры и убеждений (Эпистемическое направление современной неклассической логики было инициировано пионерской работой Я.Хинтикки "Знание и убеждение" (1962)). Между тем как, диалектическая логика изначально конституирует свою субъектность и процессуальность.

В России с конца 20-х годов в ВУЗах было запрещено преподавание формальной логики, а с начала 90-х это случилось уже с диалектической логикой.

Это не факт. Учебник формальной логики издается уже в 1947 году. А учебник диалектической логики появится позднее:

Алексеев М.Н. Диалектическая логика. - М., 1960.
Андреев И.Д. Диалектическая логика: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. — М.: Высш. шк., 1985. — 367 с.
Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: основные принципы и проблемы. — М.: Политиздат, 1979. — 286с.
Диалектическая логика. Под ред.Оруджева Э.М., Шептулина А.П. — М.: МГУ, 1986. — 296 с.

Только одно замечание. Все эти учебники ориентированы на философскую трактовку диалектической логики, в широком смысле. Учебников же диалектической логики как логики в собственном смысле этого слова не издавалось. Здесь правы критики со стороны формальной логики.

Философам пора осознать, что логика должна избавиться от идеологического пресса и стать, наконец, свободной формой познания.

Да, нет никакого идеологического пресса. Есть проблема с пониманием предмета диалектической логики. И тут никакая оглядка на идеологический пресс не может служить оправданием. В самом деле. Об отсутствии понимания предмета логики откровенно пишет В.И. Свинцов:

"Возвращаясь мысленно в студенческие годы, я припоминаю, что мои отношения с диалектической логикой уже тогда были непростыми. Нет, это было не еретическое сомнение — скорее, наоборот, сознание собственной ущербности, неспособности понять то, о чем окружающие рассуждали так легко и свободно. Вынужденный обстоятельствами, я и сам стал — сначала в студенческих работах, а позднее иногда и в первых своих публикациях — делать вид, что вполне владею предметом. Но успешное философское лицедейство способно было лишь углубить чувство внутренней раздвоенности" (Виталий Свинцов. Существует ли диалектическая логика? - Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 95-104 ).

До осознания условий функционирования диалектической логики как логики с включенным в рассуждение противоречием у профессионального логика В.И.Свинцова дело не дошло. Он встал в позицию тотального отрицания диалектической логики.

Но и диалектическая логика, чтобы освободится от идеологических пут, должна быть основана не только на логике противоречия, но и логике единства духа и материи.

На мой взгляд, более актуальным будет освобождение диалектической логики от парадигмальных пут широкого понимания Логики с большой буквы.

Проведенные нами исследования подтверждают сделанные нами ранее выводы о необходимости создания диалектической логики, основанной на логике противоречия и единства духа и материи (идеализма и материализма).

Так она (диалектическая логика) и раньше была основана на логике противоречия духа и материи, а также их единства.

Современные авторы, сторонники ДЛ, создают системы ДЛ, не основанные на системной логике противоречий, и первопринципе логики синтеза (и-и). Поэтому ДЛ, совмещаемая с ФЛ, понимается философами по-разному, или отрицается вообще.

Вообще-то отрицают диаматовский вариант диалектической логики как отстраненный от логики в исконном смысле этого слова. А диалектическую логику в статусе диалектической методологии критики диалектической логики признают. Только ведь Вы находите, что и сторонники диалектической логики не в том направлении "копают"?

Здесь будет интересной для многих дискуссия в интернете между В. Николаевым, сторонником классической ДЛ и М. Грачевым, сторонником совмещения ДЛ и ФЛ, на принципах ФЛ. [дискуссия здесь: http://philosophystorm.ru/mp_gratchev/4795 ]

Я бы уточнил посылку "совмещения ДЛ и ФЛ" не как совмещения на принципах ФЛ, а разработке ДЛ на общем пространстве структур и законов двух логик как двух сопряженных моделей естественного мышления (связи мыслей в рассуждении).

Принципы ФЛ известны - это

- абстрактное тождество
- исключенное противоречие
- исключенное третье.

Разумеется, опираясь исключительно на эти принципы (принципы ФЛ), диалектическую логику не построишь. А вот если исходить из общего предмета логики (связь мыслей в рассуждении) вполне можно совместить формальную и диалектическую логику, сохраняя за каждой из них самостоятельность, выраженную во взаимном исключении принципов каждой из них. Например, если ФЛ запрещает противоречие в рассуждении, то ДЛ напротив, противоречие суждений культивирует.

Николаев пишет (ссылка):

«В то же время, сами сторонники диалектической логики обычно именуют ее не логикой, а просто диалектикой. Дело в том, что значение этой теории выходит далеко за пределы правил мышления. По существу она является общей теорией мироздания. В этом смысле классики марксизма говорили о единстве диалектики, логики и теории познания; в принципе, это единство охватывает все философские дисциплины… По определению Ф.Энгельса, диалектика есть учение о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе и мышлении».

М. Грачев возражает:

«У Энгельса правильное определение диалектики. А дальше следует отдельно разбираться с действием диалектики в природе, обществе, мышлении, а не сваливать в одну кучу. С последующим синтезом. Диалектика, логика, гносеология, онтология, методология – это самостоятельные дисциплины. Логика делится на формальную логику и диалектическую логику… Да, законы диалектики универсальны. Но, в логике диалектическое противоречие, это не противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а противоречие в суждениях»” [4].

[Полная запись дискуссии здесь: http://philosophystorm.ru/mp_gratchev/4795 ]

Грачев, формально признавая универсальность диалектики, отрицая логику синтеза (и-и), на деле отрицает как ее саму, так и связи между ее частями - науками.

Неясно, на каком основании Грачёв отрицает, по мнению Антоновича, "логику синтеза (и-и)" и отрицает ли её на самом деле?

В основе формальной логики, на которой построены: обучение в ВУЗе, современные знания, лежит понятие-термин из разговорного языка. На основе этих не системных понятий-терминов Аристотель и сегодня философы, ученые строили и строят свои суждения и умозаключения.

Автор диалектической логики ФТС дистанцирует себя от философов и ученых, которые строили и строят свои суждения и умозаключения на понятиях традиционной логики рассуждений (аристотелевской логики)?


М. Грачев во «Введении в элементарную диалектическую логику», где он пытается совместить ФЛ и ДЛ, дав развернутый анализ образа ДЛ в диамате (4-й раздел), приводя высказывания авторов, в основном, критикующих ДЛ, «забыл» упомянуть А. Лосева, утверждающего, что ДЛ должна иметь свою систему принципов отдельную от ФЛ (см. в начале афоризм*).

Так я (Грачев) согласен с Лосевым, что диалектическая логика обязана быть логикой противоречия.

В 5-м разделе он дает 16 Принципов конструирования диалектической логики в статусе логики: «Исходные положения Диалектической Логики как логической дисциплины... [цитирование принципов. - M.G.] ... Совершенно очевидно, что принципы, перечисленные автором в столбик (9-16 и др.), не составляют взаимосвязанную систему. Поэтому данные принципы, не имеющие достаточных обоснований, мы подробно рассматривать не будем, кратко остановимся на основных (1-5).

Вообще-то, принципы сами являются основанием построения теоретической системы. Хотя, на мой взгляд, между перечисленными 16-тью принципами связь, всё-таки, есть. Вами выделены пять принципов. Какие по ним будут замечания?

Анализ 1-го принципа. Грачев утверждает, что ДЛ – гипотеза, не имеющая предмета познания.

Нет. У меня диалектическая логика, даже в качестве гипотезы, имеет предмет. Первый принцип предназначен для фиксации бытия (существования) рассматриваемого объекта "Диалектическая логика". Но Вы правы, первый принцип оказался смазанным. Просто объект есть без всяких пока ещё определений его предмета. Принцип в скорректированном виде будет звучать так:

"1. Принцип существования объекта "Диалектическая логика". Поскольку выносится на обсуждение теоретическая система диалектической логики, отображающая на абстрактных моделях эмпирически наблюдаемые явления реального мышления, то предполагается, что диалектическая логика существует, хотя бы в виде гипотезы, в противном случае, если нет объекта и нет дисциплины ДЛ со своим предметом, то и говорить не о чем".

Первый принцип точно связан системой: Система спекулятивной логики Гегеля начинается с Бытия.

Мы, исходя из метода генодрева ФТС (подробнее ниже), считаем, что предметом познания ДЛ является исследование уровней логических взаимосвязей универсальных процессов: познания в мышлении и развития явлений в природе, обществе.

Да, предмет диалектической логики генодрева ФТС установили: ДЛ в широком смысле как теория познания (= гносеология).

Второй принцип звучит так:

2. Принцип локализации предметной области. Предметная область диалектической логики как теоретической системы выделена в составе наук о мышлении: речь идёт именно о логике, а не об онтологии внешнего мира, не физиологии и не психологии мышления.

Е.Антонович:
Во втором принципе Грачев, ограничивает им же найденную предметную область мышлением.

Правильно, логика есть логика, а не онтология, не физиология и не психология мышления. Второй принцип задает предметную область исследования и вполне системен.

Третий принцип звучит так:

3. Принцип подчинения исследования требованиям общей логики. Все рассуждения по обоснованию логической системы должны строиться на поле формальной логики с соблюдением её законов, поскольку именно диалектическая логика добивается статуса логики, а не ФЛ статуса диалектики, что не препятствует использованию ею собственных принципов в части, которая не противоречит формальной логике.

Е.Антонович:
В третьем принципе Грачев бездоказательно пытается подчинить законы ДЛ законам ФЛ. Мы, как большинство классических философов, считаем, что законы ДЛ шире и глубже законов ФЛ.

Законами элементарной диалектической логики являются:

                        - закон разрешенного противоречия;
                        - закон конкретного тождества;
                        - закон включенного третьего.

Где, Евгений, Вы здесь усматриваете подчинение законов ДЛ законам формальной логики. Да они одним своим названием уже противоречат законам формальной логики!

Смысл третьего принципа состоит в том, чтобы, действуя на поле формальной логики и руководствуясь общим законом диалектики (законом единства и взаимодействия противоположностей), установить единство во взаимодействии двух противоречивых логик.

_________________

*) "Если диалектика действительно есть не формальная логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она обязана быть логикой противоречия"(А. Лосев)

Аватар пользователя Евгений АНТ

mp_gratchev пишет:

Остановлюсь на отдельных моментах пояснения своей позиции в связи с опубликованной её (позиции) критикой.

Е.Антонович:
В третьем принципе Грачев бездоказательно пытается подчинить законы ДЛ законам ФЛ. Мы, как большинство классических философов, считаем, что законы ДЛ шире и глубже законов ФЛ.

Законами элементарной диалектической логики являются:
... - закон включенного третьего.
Где, Евгений, Вы здесь усматриваете подчинение законов ДЛ законам формальной логики. Да они одним своим названием уже противоречат законам формальной логики!
Смысл третьего принципа состоит в том, чтобы, действуя на поле формальной логики и руководствуясь общим законом диалектики (законом единства и взаимодействия противоположностей), установить единство во взаимодействии двух противоречивых логик.
_________________

*) "Если диалектика действительно есть не формальная логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она обязана быть логикой противоречия"(А. Лосев)

 

Для краткости я опускаю ряд второстепенных комментариев и остановлюсь на последнем.
3. Принцип подчинения исследования требованиям общей логики. Все рассуждения по обоснованию логической системы должны строиться на поле формальной логики с соблюдением её законов, поскольку именно диалектическая логика добивается статуса логики, а не ФЛ статуса диалектики, что не препятствует использованию ею собственных принципов в части, которая не противоречит формальной логике.
Вы же здесь говорите, что "все рассуждения по обоснованию логической системы должны строится на поле ФЛ, с соблюдением ее законов", а затем ее законы отменяете. Где же логика?
Я уже писал ранее, комментируя Ваш Рис Экспликации противоречий в логике, диалектике и метафизике, что у Вас нет перехода от ДЛ к ФЛ. Он у Вас показан стрелочкой, линией в одном направлении , без развития, и т.о., не раскрыт.
Связи ФЛ и ДЛ мною раскрыты в Рис 40 (см ранее прищепку). Где противоречия антитезиса (ФЛ) в законах (принципах) вертикального синтеза: тождества - противоречия (между возникающим новым и отрицающим его старым) снимаются, разрешаются логикой синтеза (первичного и вторичного, высшего). А горизонтальный синтез однозначно дает приоритет ДЛ в его исходном принципе синтеза (логики и-и). ФЛ , как и логика ЭДЛ построены на логике или-или.
Ниже я приведу выдержку из учебника логики ФТС, более глубоко раскрывающую
недостатки ФЛ по критерию: истинно-ложно(см.ее 4 раздел на сайте автора).
Оценка суждений (мышления) по одному критерию: истинно-ложно, узко и недостаточно, т.к. не дает развития противоречий. Этот факт сегодня отмечают и признают многие философы.
Составим генодрево единства: тезиса-антитезиса,- истино-ложно. На 1-2-м ур. генодрево дает 6 возможных их комбинаций (ситуаций): 1) единство (синтез, логика и-и)-истина-ложь (ранее многие философы применяли термины: положительное-отрицательное-нейтральное), 2) истина или ложь (логика или-или, основа ФЛ), 2-й ур.: 3)ложь-ложь, 4) ложь-истина, 5) истина-ложь, 6) истина-истина. Почему ФЛ выбрала из 6-и возможных только одну комбинацию - логику или-или? Этот выбор предопределил не только узость ФЛ, но и всего философского, научного, формального, математического мышления, приведший его к современному кризису.
А. Зиновьев (Философские проблемы многозначной логики, с 99 и др.), анализирует множество видов ФЛ (ДЛ пока признана одна - ДМ, ДЛ ФТС - мало известна и не получила признания среди метров, догматиков современной философии), построенных на разных основаниях (в т.ч. и на частичном признании 3-го элемента: истинно-ложно-нейтрально или бессмысленно). Рассматривая далее парадокс Зенона, как возможность третьего пути, он пишет: "Оценка суждений (высказываний) по их значениям только понятиями «истинно» и «ложно» … оказывается недостаточной… большие затруднения вызывает известный парадокс Зенона …оно (высказывание Зенона,,- Е.А.) не противоречит законам логики, т.к. понятия «одновременно» … имеют различный смысл…Здесь, т.о., возможно рассмотреть дело с точки зрения 3-х значений: истинно, ложно и неопределенно ... Для ФЛ рассматриваемое допущение неприемлемо: поскольку ложность есть отрицание истинности, а истинность - отрицание ложности, это допущение означает, что в ряде случаев истинные высказывания оказываются неистинными (ложными), а ложные - неложными (истинными). Оперируя только понятиями истинности и ложности в классическом смысле, в рамках ФЛ можно допустить лишь ситуации, для которых нельзя проверить или доказать, истинно высказывание или ложно, или для которых значение истинности не существенно (ДЛ ФТС это допущение исключает,- Е.А.)… К любопытным результатам ведет попытка интерпретировать третье значение истинности как конъюнкцию истинности и ложности (утверждения и отрицания) при построении соответсвующего исчисления"[27].
Логика генодрева допускает такую возможность, используя третье значение истинности, расширения мышления, а ФЛ - нет, что и доказывает ее узость.

Аватар пользователя mp_gratchev






       Диалектическая логика как проблема


Проблема - это выявление (осознание) ещё не преодоленного, не разрешенного противоречия (практического, познавательного, эвристического, дидактического). Проблема формулируется предъявлением двух противоречащих высказываний или в виде вопроса.

Грачев.
3. Принцип подчинения исследования требованиям общей логики. Все рассуждения по обоснованию логической системы должны строиться на поле формальной логики с соблюдением её законов, поскольку именно диалектическая логика добивается статуса логики, а не ФЛ статуса диалектики, что не препятствует использованию ею собственных принципов в части, которая не противоречит формальной логике.

Антонович.
Вы же здесь говорите, что "все рассуждения по обоснованию логической системы должны строится на поле ФЛ, с соблюдением ее законов", а затем ее законы отменяете. Где же логика?

Евгений, свой вопрос "Где же логика?" задаете о какой логике? Формальной или диалектической? Если о диалектической, то Логика здесь следующая.

Законы ФЛ я не отменяю, а привожу альтернативные. То есть описываю две противоречащие друг другу логики и ставлю задачу их совмещения (объединения).

Имеем, две группы законов.

Группа А. Законы формальной логики:
                        - Абстрактного тождества.
                        - Запрещенного противоречия.
                        - Исключенного третьего.

Группа Б. Законы элементарной диалектической логики:
                        - Конкретного тождества.
                        - Разрешенного противоречия.
                        - Включенного третьего.

Смысл обсуждаемого третьего принципа состоит в том, чтобы, действуя на поле формальной логики и руководствуясь общим законом диалектики (законом единства и взаимодействия противоположностей), установить единство во взаимодействии двух противоречивых логик.

Ибо, если нет противоречащих друг другу логик, то нет и проблемы, подлежащей разрешению.

По-вашему, предъявление двух групп взаимоисключающих законов - это есть отмена законов одной из логик?
--

Аватар пользователя Евгений АНТ

Евгений, свой вопрос "Где же логика?" задаете о какой логике? Формальной или диалектической? Если о диалектической, то Логика здесь следующая.

Законы ФЛ я не отменяю, а привожу альтернативные. То есть описываю две противоречащие друг другу логики и ставлю задачу их совмещения (объединения).

Имеем, две группы законов.

Конкретного тождества.
                        - Разрешенного противоречия.
                        - Включенного третьего.

Смысл обсуждаемого третьего принципа состоит в том, чтобы, действуя на поле формальной логики и руководствуясь общим законом диалектики (законом единства и взаимодействия противоположностей), установить единство во взаимодействии двух противоречивых логик.

Ибо, если нет противоречащих друг другу логик, то нет и проблемы, подлежащей разрешению.

По-вашему, предъявление двух групп взаимоисключающих законов - это есть отмена законов одной из логик?
--

 

Аватар пользователя Евгений АНТ

Михаил, я имел в виду ФЛ, Ведь Вы, беря за основу законы ФЛ, вдруг ее отменяете на противоположные. Но если отменили, то забудьте законы ФЛ. Это логическое противоречие, которое Вы поставили, но не решили. Нужно начинать с высшего принципа, логики и-и, синтеза, совмещающего в себе все виды логик, как целое часть. Об этом говорили все классики, а Вы их не поняли, или отменили, как ФЛ. У Вас в голове получается каша, а не логика. Подумайте, и присоединяйтесь к ФТС, будем вместе идти дальше. Начинать нужно с осознания не истинности, не логичности ФЛ, ее принципа противоречия. Ниже даю часть 4 раздела учебника ДЛ ФТС.
4. ОЦЕНКА МЕТОДОМ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ ФТС ИСТИННОСТИ ОСНОВ ДЛ И ФЛ

Мы, как и Декарт, считая, что метод должен быть построен на прочном основании - «всякое познание достоверно в той мере, в какой достоверны основания, из которых оно исходит», исходя из аксиомы древней эзотерической философии, положившей в начало всего принцип логики целостности, единства духа и материи и взаимосвязи всего со всем, поставили ее в начало генодрева (см. в [8] Рис 49). Исходя из необходимости единства восприятия окружающего мира и его отражения в сознании человека, считаем, что познание – процессы не только логического мышления, а - единства и взаимосвязей опыта (видов ощущений), представлений, логических понятий и сверхчувственных восприятий – интуиции (подробнее см. в [8] Рис 77).
Пушкин В.Г, повторяя идеи Декарта, создавшего учение о методе познания, во многом разделяет наш подход: «Путь к истине начинается с простейшего воззрения, в котором все совершенно ясно, и идет далее к сложным … Метод познания поэтому синтетичен, т.к. он приобретает и образует истины путем прогрессивного сложения … Поэтому синтез состоит в логическом выведении всякой истины из предшествующей и всех истин – из первой. Эта первая истина является принципом всего познания, каждое выведенное познание - принципом следующего … Путь познания должен начинаться с интуиции и проходить через дедукцию – оба эти рода познания являются единственным средством достоверности, … условиями, благодаря которым существует наука… Фихте считал, что философия должна быть наукой, исходящей из одного высшего основоположения, из которого необходимо выводятся все определения» [20].
Большинство древних философий, известных философов, включая отчасти классиков (Гегеля, Маркса, Энгельса и др.), признают исходным принцип одного «высшего» основоположения в философии, логике. Таким исходным принципом в ФТС, как и в древних философиях, является принцип единства, целостности и взаимосвязи всего со всем; в ДЛ ФТС – принцип синтеза, логики И-И. Т.о., ДЛ ФТС – исходная логика, включающая в себя, горизонтальной логикой и-и, все логики, которые при дальнейшем развитии, логикой ИЛИ-ИЛИ разделяются на ДЛ ДМ и ФЛ....
ФТС, исходя из единства содержания (идеального) и объема (материального) понятий, различает четыре закона логики: 1) тождественности понятий по содержанию и объему (развития и отрицания старых форм), 2) противоречия (восприятия нового, противоречащего старому, старым формам), 3) снятия (первичного синтеза, закрепление нового в старых формах- наследственности), 4) высшего синтеза–создания нового содержания, единства знания ([8] Рис 40).
Первые два закона соответствуют формальной логике (ФЛ), вторые два – диалектической (ДЛ). Т.е., в вертикальном синтезе вначале идет ФЛ, далее ДЛ, что утверждают Николаев И.В. и другие....
Блестящий анализ ФЛ, основанной на ее узостях понимания обычной речи, модальности (характеристик) суждений, правил логического деления, аксиом, фигур и модусов силлогизма, данный Минто В. еще столетие назад, не утратил своей актуальности и сегодня: “Вещь может не быть ни здесь, ни там; она может как раз переходить отсюда туда; и пока она находится в движении, мы с равным правом можем сказать, что она ни здесь, ни там или что она и здесь и там (это принцип логики синтеза И-И, который нарушен законами «противоречия» и «исключенного третьего»,- Е.А.) … Предлагаемое мной расширение области логики есть, в сущности, попытка ввести в практическую логику некоторые из результатов диалектики Гегеля … Логические процессы, формулы которых указал Аристотель,- это только первые ступени в движении мысли к приобретению ясных и точных понятий о действительности (Минто, поставив ДЛ в подчиненное положение, так и не сумел выполнить поставленную задачу, - Е.А) … Формальная логика рассматривает модальность лишь с точки зрения особых трудностей ее выражения. Теория модальности вообще излагалась в логике очень запутанно, … старая логическая традиция насильственно приспособлялась к различным взглядам писателей на цели и задачи логики … обычное понимание общих и отвлеченных имен шатко и неточно: наше речь похожа на зыбучий песок … В своем первоначальном смысле так называемые пять родов сказуемого: род, вид, видовое отличие, собственный признак и случайное свойство вовсе не представляют классификации сказуемых вообще; это просто список терминов, употребляемых при делении и определении Они имеют значение только в связи с какой-нибудь определенной схемой деления …Сам этот список представляет собой деление, несогласное с правилами логики; члены его разнородны, а не однородны: первые два из них суть имена классов, а последние три – имена признаков (в отличие от ФЛ, ДЛ ФТС при логическом делении, использует известный еще древним философам, принцип раздвоения единого на полярные противоположности: Ян-Инь, дух-материя, положительное - отрицательное и др.,- Е.А.) …
Простейший тип первой фигуры описан Аристотелем в следующем виде: «когда три термина так относятся друг к другу, что последний (меньший) заключается в среднем, а средний заключается или не заключается в первом (большем), то получается совершенный силлогизм крайних терминов. Но силлогизм верен и в том случае, когда меньший термин лишь частью содержится в среднем … Эти четыре формы составляют так называемые «модусы первой фигуры силлогизма», и так как все предложения можно привести к одной из этих четырех форм: A, E, I, O , то в этих сочетаниях посылок мы имеем отвлеченные типы всех правильных умозаключений из общих положений. Наши формулы остаются все те же, каково бы ни было реальное содержание силлогизма … Если какое-либо доказательство можно привести к этим формулам и если вы принимаете его посылки, то вы должны, раз вы хотите быть последовательны, допустить и заключение…. Это положение называется аксиомой силлогизма. … «все, что утверждается или отрицается относительно целого термина, утверждается или отрицается и относительно всего, что входит в объем этого термина» … «Аксиома силлогизма», как показывает само это название, недоказуема … гл. 111 Доказательство силлогических модусов.- Правила силлогизма. Почему мы знаем, что … 19 модусов представляют собой единственные формы правильных силлогизмов?
Аристотель нашел это очевидным на основании разбора и прямого рассмотрения всех возможных форм каждой из трех фигур (термины обычно изображаются в виде трех кругов,- Е.А.) … Правило 1. Во всяком силлогизме должно быть три термина, и не более трех; … (это явное ограничение процесса познания,- Е.А.) … Правило 2. Средний термин должен быть распределен, по крайней мере, в одной из посылок … Правило 5. Если одна посылка отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным … Правило 7. Если одна посылка частная, то и заключение должно быть частное” [22].
Минто дает логический анализ гипотетических силлогизмов, используемых, как правило, только в образовании: “Значение и сущность формулы «если А есть В, то С есть Д» выражается в так называемом законе отношения между основанием и следствием:
Если два предложения относятся друг к другу, как основание и следствие, то истинность следствия вытекает из истинности основания и ложность основания- из ложности следствия.
«Если А есть В, то С есть Д» подразумевает «если С не есть Д, то А не есть В». Если данный предмет обучения обладает образовательным значением, то он изощряет понимание (но не ведет к истине,- Е.А.) … Преимущество гипотетической формы доказательства состоит в его простоте… то видное место, которое отводилось гипотетическим силлогизмам в … формальных диспутах на ученые степени в университетах. Диспутант обыкновенно излагал свое доказательство в такой форме:
Если есть одно, то есть и другое.
Первое есть. … Есть и второе.
На это оппонент должен был возражать: «принимаю основание, отрицаю следствие» и аргументировать сообразно с этой формулой” [23].
Современные авторы в понимании импликации («если …то») расширяют выводы сделанные Минто: “«Способ логической импликации оперирует высказываниями, из которых одно должно быть истинным, а другое ложным и соответственно определенным правилам исчисляет истинность или ложность высказываний. Но при этом данная логика требует полного отвлечения от того, объективно ли истинны или ложны высказывания, которые сочетаются по принципу «если … то». Функции истинности выполняет одна лишь эта логическая константа, независимо от объективного содержания высказываний, из которых образуется сложное суждение. Между двумя высказываниями нет никакой внутренней связи”[24].
Мы бы дополнили – никакой внутренней логической связи. На генодреве ФТС все связи определяются конкретно - структурой системы логических противоречий. ...
М. Розенталь дает развернутую критику ограниченности ФЛ, от Бекона, Декарта, Лейбница, до Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Ш. Серрюса и др. Кант, как и все последующие философы, отмечали, что необходимо соблюдение единства принципов тождества и противоречия: “Конечно, рассуждает Кант, без соблюдения принципов тождества и противоречия суждения невозможны … «суждение, хотя и свободное от всяких внутренних противоречий (т.е. логических противоречий.- М.Р.), тем не менее может быть ложным или необоснованным». … Кант говорил о внутренних противоречиях как сущности изменения … «Изменение,- писал он,- есть соединение противоречаще-противоположных определений в существовании одной и той же вещи». Гегель высоко ценил кантовскую идею о синтетических суждениях, усмотрев в ней первый шаг к истинному пониманию природы понятия … Гегель критикует принципы абстрактного тождества и различия, которыми оперирует формальная логика, но он признает их правомерность … в определенных областях науки
Ш. Серрюс отмечает … «Формальная логика во всех случаях … может быть описательной … и ей всегда недостает способности фиксировать действенные правила поступательного движения познания» … Интересны … его рассуждения о формально-логическом законе противоречия. Он подчеркивает, что принцип непротиворечивости имеет формальный характер; его безусловно нужно соблюдать, но он не должен иметь «перевес над реальностью факта» … Серрюс приводит следующий пример: «Заметить вместе с Зеноном Эллейским иррациональность непрерывного – значит отметить в нем противоречие: стрела сразу есть и не есть в одном и том же месте. Если мы, следовательно, хотим мыслить непрерывное (т.е. логическое,- Е.А.), то … понятие о нем мы построим посредством принципов … заключающих в себе противоречие» … Логика, говорит он, должна быть широко открыта для новых выводов науки. То, о чем с точки зрения классической логики нужно рассуждать по принципу «или-или», оказывается благодаря развитию науки подчиненным правилу, объединяющему противоречия воедино. Вывод, который он делает из своих рассуждений, чрезвычайно примечателен: «Не факты, а наши принципы обязаны быть гибкими» (логика гибкости: единства и изменчивости: и-и была основой древних философий Дао, Тота, Вед,- Е.А.)
… наука ставит вопросы, на которые можно и нужно отвечать не по принципу «или-или», а по принципу «и-и», т.е. и то, и другое, и да, и нет … рассмотрим положение о форме суждений, высказанное в одной из недавно изданных книг (Логика, ГПИ. М. 1956, с 19) по логике (сегодня забытых философами, отрицающими принцип преемственности знания, так же, как они раньше «забыли» знания древних философий,- Е.А.). … автор одной из глав ее пишет: «Так, рассматривая суждение «Движение – прерывно и непрерывно» со стороны его формы, мы должны сделать заключение, что данное суждение противоречиво, хотя по содержанию оно является истинным. С точки зрения же методов ФЛ, применяемых к анализу наших мыслей, всякая противоречивая по форме мысль должна быть ложной. Методы ФЛ в таких случаях перестают быть эффективными …» … В таких суждениях позитивное содержание формально-логического закона противоречия не уничтожается, а сохраняется, поскольку они свободны от логической путаницы. Вместе с тем в них совершается переход к закону единства противоположностей, т.к. их цель – адекватно отразить объективную диалектику явлений и процессов.
Эта черта диалектических суждений была подмечена еще Гегелем. Он исходил из того, что сущность вещи заключается не только в ее тождестве с собой, но и в том отрицательном, что содержится в ней, ибо тождественное и различное находятся в противоречивом отношении друг к другу, они составляют движущую силу развития вещей (это принцип принят не только древними, но и ФТС,- Е.А.) … Мы высказываем, например, суждение «Тождество и различие едины». Но ведь тождество и различие не только едины, но и противоположны. В первом утвердительном суждении это различие не выражено, чтобы выразить его, мы высказываем отрицательное суждение «Тождество и различие не едины». Однако и это еще не полная истина, т.к. тождество и различие одновременно едины и не едины, и, чтобы преодолеть эту внешнюю связь двух положений, отражающих одну и ту же сущность вещи, нужно их соединить. Тогда, указывал Гегель, «получается соединение, которое может быть высказано…как…некое движение»”[25]. (далее продолжение)

Аватар пользователя Евгений АНТ

(продолжение)
Энгельс в «Диалектике природы» так же понимает необходимость единства тождества и различия и движения их «оснований»: «Принцип тождества в старо-метафизическом смысле есть основной принцип старого мировоззрения: а=а. Каждая вещь равна самой себе … Как и все метафизические категории, абстрактное тождество годится лишь для домашнего употребления, где мы имеем дело с небольшими масштабами или с короткими промежутками времени; границы в рамках которых оно пригодно, различны … и обуславливаются природой объекта … Тождество и различие– необходимость и случайность– причина и действие– вот главные противоположности, которые, если их рассматривать раздельно, превращаются друг в друга. И тогда должны прийти на помощь «основания». Положительное и отрицательное … полярность» [26].
Но это некое движение – как движение в глубину противоречий не сумели далее развить и показать в понятиях, не только Гегель, но и все последующие философы, как ФЛ, так и ДЛ ДМ.
Движение логических понятий (их оснований) в глубину противоречий (по уровням: род-вид) отражает структура генодрева системы противоположностей ФТС, которая наглядно показывает, что единство (тождество) и различие (его раздвоение)- одновременно едины и противоположны. Движение мышления (на основе принципа единства синтеза и анализа) к: синтезу (влево по горизонтальной оси генодрева) – единство, анализу (вправо)- различие. Вертикальный синтез положительного-отрицательного уже на первом уровне противоречий разделяет исходные тезис-антитезис: дух-материю, субъект-объект, Я-неЯ, на новые Я-неЯ, выявляя иерархию и связи 4-х возможных их комбинаций:- Я-Я,- Я-неЯ,- неЯ-Я,- неЯ-неЯ (Рис 1/34).
Приведем другой, онтологический пример развития противоречий. Возьмем исходное противоречие: дух (сознание)-материя, или иначе: поле-частица. На 0-м ур.- единство поля и частицы (логики и-и), известное в физике. На 1-м уровне противоречие – по логике или-или: - поле - частица. 2-й ур. показывает процессы развития противоречия: эволюции-инволюции (поля-частицы) - единство 4-х направлений развития (движения): 1) частица-частица - инволюция материи- процесс образования новых, все более мелких частиц); 2) частица–поле - эволюция материи: движение частицы вызывает образование поля,- электромагнетизм в физике; 3) поле-частица - инволюция поля: движение поля вызывает образование частиц материи); 4) поле-поле - эволюция поля, образование новых полей, увеличением их частоты (еще см. в [8] Рис 66).
Оценка суждений (мышления) по одному критерию: истинно-ложно, узко и недостаточно, т.к. не дает развития противоречий. Этот факт сегодня отмечают и признают многие философы.
Составим генодрево единства: тезиса-антитезиса,- истино-ложно. На 1-2-м ур. генодрево дает 6 возможных их комбинаций (ситуаций): 1) единство (синтез, логика и-и)-истина-ложь (ранее многие философы применяли термины: положительное-отрицательное-нейтральное), 2) истина или ложь (логика или-или, основа ФЛ), 2-й ур.: 3)ложь-ложь, 4) ложь-истина, 5) истина-ложь, 6) истина-истина. Почему ФЛ выбрала из 6-и возможных только одну комбинацию - логику или-или? Этот выбор предопределил не только узость ФЛ, но и всего философского, научного, формального, математического мышления, приведший его к современному кризису.
А. Зиновьев глубоко анализирует множество видов ФЛ, операторы которых, основанные на законах ФЛ, противоречат классам высказываний, построенных на разных основаниях. Отмечая этот факт далее он останавливается на анализе 3-х классов высказываний: истинно-ложно-нейтрально или бессмысленно, рассматривая его на примере парадокса Зенона: "С того момента, когда в логике был провозглашен принцип: «каждое высказывание либо истинно, либо ложно», всегда находились люди, подвергавшие этот принцип сомнению … Но поскольку сомнения такого рода не реализовывались в форме целостных логических систем, они имели ценность исторических фактов, но не более (генодрево ФТС- целостная система многоуровневой логики противоречий до сих пор не признана научной бюрократией и догматиками от философии,- Е.А.) …в системе Лукасевича мы имеем три класса высказываний: 1) истинные, 2) ложные, 3) нейтральные, так что относительно каждого высказывания будет иметь силу принцип: «высказывание либо истинно, либо ложно, либо нейтрально» (в ФТС, как и во всех древних философиях, третий принцип – принцип тождества, единства,- Е.А.) … Бочвар различает высказывания, имеющие смысл, и высказывания бессмысленные …Охарактеризуем исчисление Бочвара в следующей системе обозначений: 1) x,y,z - … переменные высказывания; 2) 1,2,3 – соответственно истинность, ложность и бессмысленность … Оценка суждений (высказываний) по их значениям только понятиями «истинно» и «ложно» … оказывается недостаточной… большие затруднения вызывает известный парадокс Зенона …оно (высказывание Зенона,,- Е.А.) не противоречит законам логики, т.к. понятия «одновременно» … имеют различный смысл…Здесь, т.о., возможно рассмотреть дело с точки зрения 3-х значений: истинно, ложно и неопределенно ... Для ФЛ рассматриваемое допущение неприемлемо: поскольку ложность есть отрицание истинности, а истинность - отрицание ложности, это допущение означает, что в ряде случаев истинные высказывания оказываются неистинными (ложными), а ложные - неложными (истинными). Оперируя только понятиями истинности и ложности в классическом смысле, в рамках ФЛ можно допустить лишь ситуации, для которых нельзя проверить или доказать, истинно высказывание или ложно, или для которых значение истинности не существенно (ДЛ ФТС это допущение исключает,- Е.А.)… К любопытным результатам ведет попытка интерпретировать третье значение истинности как конъюнкцию истинности и ложности (утверждения и отрицания) при построении соответсвующего исчисления"[27].
ФТС, используя третье значение истинности, реализует эти идеи в структуре генодрева, тем самым расширяя возможности мышления в познании, а ФЛ - нет, что и доказывает ее узость.

Аватар пользователя mp_gratchev


            Изначальная цельность логики


Евгений АНТ, 20 декабря, 2013 - 12:33. ссылка
Я уже писал ранее, комментируя Ваш Рис Экспликации противоречий в логике, диалектике и метафизике, что у Вас нет перехода от ДЛ к ФЛ. Он у Вас показан стрелочкой, линией в одном направлении, без развития, и т.о., не раскрыт.

Проблема формулируется немного иначе. Да, конечно между ДЛ и ФЛ действуют взаимные переходы и отношения. Они не могут не быть, коль скоро ставлю задачу объединения двух логик, в принципе (принцип 16).

В связи с вопросом о переходе отДЛ к ФЛ, рекомендую обратить внимание на принципы 4 и 7.

4. Принцип общего предмета. Предмет у ДЛ и ФЛ общий, только при этом условии можно начать процедуру наделения (обретения) диалектической логики статусом логики.

7. Принцип исходной категории. Начало у диалектической логики и формальной логики общее: "суждение".

Согласно п.4 и п.7 обе логики имеют общий предмет (рассуждение) и, соответственно, общий объект (естественное мышление), теоретическими моделями которого являются. А также общую исходную категорию "суждение".

Другими словами, дело не в переходе от ДЛ к ФЛ, а в генетическом развитии двух моделей естественного мышления из одного начала (из логической клеточки: суждение). Изначально логика представляет собой цельное сущее, которое затем дифференцируется, раздваивается. На последующих витках спирали (восхождения от абстрактного к конкретному) конструируется непротиворечивая логика противоречия (ЭДЛ).
--

Аватар пользователя Евгений АНТ

mp_gratchev пишет:


            Изначальная цельность логики


Евгений АНТ, 20 декабря, 2013 - 12:33. ссылка
Я уже писал ранее, комментируя Ваш Рис Экспликации противоречий в логике, диалектике и метафизике, что у Вас нет перехода от ДЛ к ФЛ. Он у Вас показан стрелочкой, линией в одном направлении, без развития, и т.о., не раскрыт.

Проблема формулируется немного иначе. Да, конечно между ДЛ и ФЛ действуют взаимные переходы и отношения. Они не могут не быть, коль скоро ставлю задачу объединения двух логик, в принципе (принцип 16).
В связи с вопросом о переходе отДЛ к ФЛ, рекомендую обратить внимание на принципы 4 и 7.
Михаил, у Вас как раз этого перехода, как развития генетики отношений и нет. Вы подумайте хорошенько. Генетика- развитие, процесс, у Вас его не было и нет. О цельности логики я уже писал выше.

Аватар пользователя mp_gratchev

Генетика (от греч. genesis — происхождение).

Михаил, у Вас как раз этого перехода, как развития генетики отношений и нет. Вы подумайте хорошенько. Генетика- развитие, процесс, у Вас его не было и нет. О цельности логики я уже писал выше.

Как же, нет? У меня и традиционная формальная логика и элементарная диалектическая логика происходят и развиваются из одной логической клеточки "высказывания": делятся на вопросы, суждения, оценки и императивы; вновь объединяются в логической форме "диалог".

Исторически формальная логика происходит из анализа сократовского диалога и её развитие осуществляется от античной аристотелевской логики истинностных высказываний (утверждений и отрицаний) к современным неклассическим логикам вопросов, оценок, императивов с неистинностными формами мысли.

Элементарная диалектическая логика также происходит из античной диалектики как искусства рассуждения. И от аристотелевских штудий в области риторики, топики, софистических опровержений через формальную диалектику схоластов и Informal logic современных западных изысканий приходит к элементарной диалектической логике как общей теории аргументации.
--