Эссе о логике и знаниях

Аватар пользователя Евгений Силаев
Систематизация и связи
Логика

 

 

        "знания — крылья, поднимающие нас на небеса"

           /Уильям Шекспир / Генрих VI, часть 2/   

 

 Разумное осознание изначального смысла логики и знаний должно  базироваться на прозрения великих мыслителей, которые ясно и чётко созерцают  и указывают нам правильное направление к Истине.   

  В предлагаемых  рассуждениях основанных на  философских высказываниях академика В. С. Соловьёва, сделана попытка раскрыть некоторые аспекты содержания отношений логики и знаний в цельности их понимания.    

  Очевидно, что логичным воспринимается только то, что имеет определённый понятный смысл, то, что понятно.  Значит, если мы можем понимать только знания, то и логичными могут быть только  определённые представления о знаниях в их  упорядоченных, цельных, осмысленных   соотношениях.  

Попробуем  рассмотреть соотношения философских терминов  "логика" и "знания" более  основательно и подробно. 

       ***      

 1.  Знания, получаемые  в процессе  воспитания и образования ребёнка  формируют особое  разумное мышление, свойственное только человеку, в том числе и  абстрактное, логичное. Например, дети-маугли, которые имеют все особенности человека, но, не имевшие необходимого общения с людьми, не получившие в  раннем детском возрасте  воспитания и образования, не усвоившие  интерсубъективные   знания и навыки  общения и  логичного мышления и речи, не  переживавшие человеческий  образ жизни,  так и не смогли в дальнейшем сформироваться как личность и  даже после того как стали  жить   среди людей.. Причём, такие дети обладают определёнными способностями рассудка, в их понимании   есть некоторые представления, Соответствующее образам  их ума.  У  них есть память и они могут запоминать и воспроизводить  даже слова и целые предложения, но это не речь , а простое воспроизведение звуков, как сигналов, совершенно аналогично тому, как это может делать и попугай.        

 2.  Если логика неразрывно связана с мышлением и речью человека, то она должна иметь в своём основании  интерсубъективные  знания потому, что речь и разумное  мышление не возможны без обучения, без приобретения знаний  и навыков использования  интерсубъективного языка, без  понимания знаний, которые,   таким образом,  лежат и в основании мышления и речи, а значит и в основании логики. Думаю, что именно эта сложная связь логики со  субъективными и интерсубъективными знаниями во многом объясняет трудности понимания  её действительных оснований и невозможность их правильного понимания вне  логической триады "речь-мышление-логика".

 3. Однако, для усвоения знаний уже  требуются определённые изначальные  знания  и  их понимание, требуются мышление и понимание языка, требуется понимание их логичности, понимание логики мышления и речи, а значит и восприятие фундаментального смысла логики. Субъективные знания имеют понятный смысл,  должны быть определёнными,  конкретными и логичными, иначе они могут  быть  бессмысленными, бесполезными, ненужными  в жизни человека.   

  Индивидуальные знания сохраняются в памяти человека и могут быть выражены им  на определённом,  уже известном, а значит и понятном,  этому человеку И ДРУГИМ ЛЮДЯМ, объективно существующем,   интерсубъективном языке человеческого общения.

 4. Все знания, в том числе и  знания языка, усваиваются в результате процесса познания, в среде человеческого общения, а  для осуществления  процесса познания  уже необходимы логичные  мышление и речь.

 5.   Термин "знания" сложный для понимания,  имеет чрезвычайно  обширный и всеобъемлющий философский смысл.  Подробнее о знаниях можно прочитать мои рассуждения в "Эссе о знаниях".  

  6. Именно о естественной связи логики и знаний писал гениальный философ Вл. Соловьёв, когда утверждал: - "…  логика определяется как наука о необходимых условиях познания, или о его возможностях"./ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО   ЗНАНИЯ" /   

7.  Ключевым моментом понимания термина "знание"является его соотношение с термином "истина".  Необходимыми, полезными для жизни человека являются только истинные знания, которые направляют его жизнь  к Истине, выражают цель и предназначение (смысл)  его осмысленной жизни. 

 8. Знания приобретаются и формируются в результате  разумной деятельности человека, в процессе познания.  

 9. В своих философских размышлениях В. С. Соловьёв про истинное познание писал так: -  "… тому познанию даем мы предикат истины, в котором реальность содержания и разумность формы, элемент эмпирический и элемент чисто логический соединены между собой не случайно, а внутренней органической связью. Эта связь, не заключающаяся в обоих этих элементах самих по себе (ибо из эмпирического содержания нашего познания самого по себе никак не вытекает его логичность и из логической формы познания никак не вытекает его реальность), предполагает третье начало, свободное от одностороннего противоположения двух элементов и в котором они находят свое единство как две выделившиеся стороны этого одного начала. Элемент эмпирический и чисто логический суть два возможные образа бытия, реального и идеального, третье абсолютное начало не определяется ни тем, ни другим образом бытия, следовательно, вообще не определяется как бытие, а как положительное начало бытия, или сущее"./ ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ /     

 10. Важно различать знание и содержание этого знания, а содержание знания отличать от его внешнего, формального, а значит-  логичного и понятного, и только поэтому -   интерсубъективного  выражения. При этом, выражение знаний будут логичными только если субъективное понимание этих знаний будет логичным, а не просто формальным. Поэтому формальное выражение  знаний часто проявляет разумное понимание этих знаний, но может быть и простым  изложением содержания знаний, если они  только формальные, рассудочные, а не разумные.     

 11. Великий мыслитель Вл. Соловьёв  в своих  фундаментальных размышлениях о знании  обосновывает принципиально новый термин – "органическая логика". Для философского обоснования этого термина он предлагает следующие базовые утверждения: "диалектикой я разумею такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться в общем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ничего), но заключаться только потенциально, то акт диалектического мышления состоит именно в переведении этого потенциального содержания в актуальность, так что начальное понятие является как некоторое зерно или семя, последовательно развивающееся в идеальный организм". И далее: "Под анализом я разумею такое мышление, которое от данного конкретного бытия как факта восходит к его первым общим началам". И далее: "Под синтезом я разумею такое мышление, которое исходя из двух различных сфер конкретного бытия через определение их внутренних отношений приводит к их высшему единству". И далее: "логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего, другими словами, что те же самые (точнее, такие же) определения, которые мы диалектически мыслим, принадлежат и сущему, но совершенно независимо (по существованию или действительности) от нашего мышления".  И далее: "Всякое познание держится непознаваемым, всякие слова относятся к несказанному, и всякая действительность сводится к той, которую мы имеем в себе самих в непосредственном чувстве". и далее: "всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, т.е. множественность". 

  / ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО   ЗНАНИЯ / Начала  органической логики /        

 12. Только истинные знания могут быть надёжным материалом для умелого, логичного , понятного  окружающим людям, осмысленного и правильного построения своей разумной жизни среди людей.  И только в  этом заключается всеобщий  философский смысл логики в её связи со всеми  нашими знаниями, абсолютный смысл самого существования логики  цельных знаний в жизни человека.     

 

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя mp_gratchev

 "знания — крылья, поднимающие нас на небеса" /Уильям Шекспир / Генрих VI, часть 2/ 

Знания делятся на достоверные знания и заблуждения.

Заблуждение, оно поднявшегося на крыльях к небесам сжигает в палящих лучах солнца. Полагаю, о судьбе Икара Шекспиру было известно.

--

Аватар пользователя Дилетант

mp_gratchev, 7 Март, 2021 - 00:44, ссылка
Знания делятся на достоверные знания и заблуждения.

Можно и так. Но, думается, это следствие. Разделил бы "знание" на "предопределённость" и "веру". Предопределённость и вера - коррелирующие "категории". 
Если будет только предопределённость, то здесь вера не нужна.
А если будет только вера, то тут предопределённость тоже не нужна - её может и не быть, а может и быть.
Знание же, тогда - уверенность в предопределённости.
А заблуждение - как раз тот случай, когда вера есть, а предопределённости нет.

Логическое действие же всегда предопределено, а иначе оно не будет логическим.

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   То Грачёв

   Уважаемый Михаил Петрович!

   Вы пишете: - "Знания делятся на достоверные знания и заблуждения.

Заблуждение, оно поднявшегося на крыльях к небесам сжигает в палящих лучах солнца. Полагаю, о судьбе Икара Шекспиру было известно".

 - Думаю, что  логика суждения Шекспира о знаниях не формальна, а основана на ясном философском понимании идеальности любого знания.  

  Знания дают возможность полёта к свободе, а значит, к истине, но не дают гарантий безопасности такого полёта.  Так и формальная логика даёт упоение свободой бессмысленного произвола в  необъятном пространстве неразумных бесцельных рассуждений. Там где  есть только  формальная логика и нет смысла её назначения -  теряется и смысл этой логики (тонет в море как Икар).

  ЕС  

  

 

Аватар пользователя mp_gratchev

  "знания — крылья, поднимающие нас на небеса"/Уильям Шекспир / Генрих VI, часть 2/

 

Очевидно, что логичным воспринимается только то, что имеет определённый понятный смысл, то, что понятно.

 - Думаю, что  логика суждения Шекспира о знаниях не формальна, а основана на ясном философском понимании идеальности любого знания.

Логика - знание о правильных рассуждениях в понятиях, суждениях, вопросах, императивах. Понятие аккумулирует в себе представление о понятном, включая понятный смысл.

Итак,

Знание делится на достоверное и заблуждение. А логика делится на формальную и не формальную.

Известны следующие неформальные логики:

 - трансцендентальная Канта.

 - спекулятивная Гегеля.

 - диалектическая логика Ильенкова.

Уважаемый Евгений Васильевич, какую неформальную логику имеете ввиду? Она входит в предъявленный перечень? У Вашей неформальной логики есть название и ясное её понимание, допускающее прозрачное предъявление читателю?

--

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

   Уважаемый Михаил Петрович!

   Про термин "знания" предлагаю поговорить в моей теме "Эссе  о знаниях".

    Если Вы кроме эпиграфа прочитали  и этот мой старт-топик, то могли заметить и термин Соловьёва - "органическая логика" и его универсальное определение термина "логика". 

 Думаю, что логика одна, а вот интерпретаций этого термина   может быть много, в зависимости от знаний и их понимания. Наиболее убогие, с моей точки зрения, взгляды на логику, в том числе и на формальную, и на  математическую, сформировались на базе   профанного диамата. Таковыми являются и  рассуждения о логике и философии  Анисимова А.М., ИМХО.

   ЕС

Аватар пользователя mp_gratchev

Про термин "знания" предлагаю поговорить в моей теме "Эссе  о знаниях".

В таком случае, непонятно, что в названии темы "Эссе о логике и знаниях" делает слово "знание" и эпиграф в виде цитаты из Шекспира?

--

Аватар пользователя Евгений Силаев

Ответ можно прочитать в тексте эссе.

Аватар пользователя mp_gratchev

Думаю, что логика одна, а вот интерпретаций этого термина   может быть много, в зависимости от знаний и их понимания. Наиболее убогие, с моей точки зрения, взгляды на логику, в том числе и на формальную, и на  математическую, сформировались на базе   профанного диамата. Таковыми являются и  рассуждения о логике и философии  Анисимова А.М., ИМХО.

В тексте эссе у Вас знание плотно связано с логикой. Тогда предложение перевести разговор о знании в другую тему выглядит нерелевантным. 

Что касается Анисова, то это Ваш единомышленник, выступающий против "профанного диамата".

Единственная его, вызывающая сочувствие мысль, - это формулировка предмета логики, которую следует признать общей и для формальной и для диалектической логики:

"итоговое определение предмета логики: логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях", (Анисов А.М. Современная логика. - М., ИФ РАН. 2002. - С.6).

С тем уточнением, что ДЛ - теоретическая наука о правильных рассуждениях с инкорпорированным в их структуру противоречием. Профанный диамат разоружился перед формальной логикой и сдал без боя "противоречие" в законе "Противоречия".

С позиций диалектического принципа Единства и взаимодействия противоположностей, логический закон "Противоречия" один, но он выступает в рассуждении одновременно в двух ипостасях: как закон запрещенного и как закон разрешенного противоречия.

Остается только раскрыть содержание единства противоположных ипостасей.

-- 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

 Удивительная  у Вас, уважаемый Михаил Петрович, логика рассуждений, когда Вы пишете: - "В тексте эссе у Вас знание плотно связано с логикой. Тогда предложение перевести разговор о знании в другую тему выглядит нерелевантным". 

- Если в моём тексте логика плотно связана со знаниями, то рассматривать сами знания отдельно от логики  имеет смысл только в  другой, специальной теме и это будет вполне логично.  В моём же эссе сделан акцент на смысле логики и на знаниях, необходимых для понимания этого смысла.

  . Речь идет только о  таких наших истинных  философских знаниях, которые  раскрывают суть логики, о знаниях  высказываний о логике  гениального философа В.С. Соловьёва.     

     ***   

  Даже интересно, Михаил Петрович, Вы понимаете  принципиальную разницу между рассуждениями  Соловьёва  о логике и Анисимова, которого цитируете?

  ЕС

   

Аватар пользователя mp_gratchev

Евгений Силаев, 21 Октябрь, 2017 - 16:40 (ссылка)

   9. Необходимо отметить, что само  противоречие не имеет никакого отношения ни к истине ни к истинности или ложности,  а связано только с неправильностью, с алогичностью, с бессмысленностью в мышлении  или с  непониманием цельного смысла, в случае противоречия в понимании одного цельного.

  Даже интересно, Михаил Петрович, Вы понимаете  принципиальную разницу между рассуждениями  Соловьёва  о логике и Анисимова, которого цитируете?

 

Я так понимаю, что Ваша цитата (п.9) ближе воинственному формальному логику и антидиалектику А.М.Анисову и далека от "органической логики" В.С.Соловьева.

--

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Благодарю, уважаемый Михаил Петрович,  за Ваше внимание к моим работам о логике. 

  Удивительная  у Вас логика рассуждений, когда Вы совершаете логический  скачок от   обсуждения "логики и знаний" к  "противоречиям" и потом пишете: - "Я так понимаю, что Ваша цитата (п.9) ближе воинственному формальному логику и антидиалектику А.М.Анисову и далека от "органической логики" В.С.Соловьева". 

    - Для обоснования такого Вашего суждения прошу Вас приведите, пожалуйста, цитату из работы  Вл. Соловьёва, которая далека от сути моего высказывания, а потом цитату из  работы Анисова, которая близка к моему высказыванию. 

   ЕС  

 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Очевидным примером  строгих логичных размышлений и речи являются  философские диалоги Платона, как действительный теоретический процесс  обоснованного познания Истины, но ещё без осознания  и без  использования в явном виде термина  "логика". Следующим, после Платона, фундаментальным   теоретическим шагом  философского осознания логики мышления и речи, в их единстве и цельности, на базе своих  энциклопедических знаний, стал корпус трактатов Аристотеля - "Органон".     

 Важность таких теоретических исследований великих философов была так явна, что возникла  необходимость изложения результатов этих познаний в качестве учебных дисциплин.  Так возникла  теоретическая наука -  "Логика". 

 Ученики  Аристотеля сосредоточили своё внимание на  изучении и преподавании научных знаний своего "божественного"учителя  о формах и способах правильного мышления и речи. Эти знания Аристотеля  назвали логикой. Отчетливое понимание смысла такой  логики выражает  тезис, основанный на фундаментальных знаниях  великого математика  Д. Гильберта, который , гласит: "нет логики, кроме классической логики предикатов первого порядка"./Справочная книга по математической логике. Ч. I: Теория моделей. М.: Наука, 1982./ С. 49/ 

Итак, есть  опубликованные научные знания о логике, которые  основаны на результатах познания Аристотеля и других мыслителей, а есть сама логика мышления и речи, как предмет такого непрерывно  продолжающегося научного познания , важно  понимать, что это далеко не одна и та же логика.  Логика, как учебный предмет, как уже имеющийся  инструмент познания,  в изложении, в  интерпретации имеющихся знаний, отлична от  самого  феномена  логики мышления и   речи как живописный портрет ученого отличен от самого  живого учёного.   

  Философское осознание научных  знаний о логике  кратко и точно изложено в формулировке Вл. Соловьёва, который утверждал: - "…  логика определяется как наука о необходимых условиях познания, или о его возможностях"./ФИЛОСОФСКИЕ   НАЧАЛА  ЦЕЛЬНОГО   ЗНАНИЯ" /   

 При правильном  понимании истины знаний  как цели познания становится ясным определение логики у  Г. Фреге, который  утверждал: «Логика есть наука о наиболее общих законах бытия истины».  / Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000. / С. 307. / 

 Качественно другое значение имеют  очень сложные  и глубокие философские исследования  самого феномена "логика",  которые предпринял Э. Гуссерль.

К сожалению, философы, которые анализировали труды Гуссерля, больше внимания уделяли онтологическим аспектам его рассуждений, чем логическим , а логики мало внимания уделяли философским аспектам,, разрывая их смысловую цельность, разрывая триаду "речь-мышление-логика" (Гуссерль в явном виде не высказывался о такой триаде, но рассуждал о логике в неразрывной связи с мышлением и речью).

  Сам Гуссерль про  феноменологические особенности своих рассуждений в  познании  оснований логики писал так: -  "…  местом для его систематического обсуждения была бы чистая (априорная) теория предметов как таковых, в которой рассматриваются идеи, относящиеся к категории предмет, такие, как целое и часть, субъект и свойство, индивид и вид, род и вид, отношение и совокупность (Kollektion), единство, количество, ряд, порядковое число, величина и т.д., а также априорные истины, относящиеся к этим идеям. Наше аналитическое исследование и здесь не может определяться систематикой вещей. Вызывающие затруднения понятия, которыми мы оперируем, исследуя познание, и которые являются как бы рычагами при таком исследовании, мы не можем оставить без анализа, ожидая, что они сами выявятся в системной взаимосвязи логической сферы. Мы ведь здесь работаем не над систематическим изложением логики, но над ее познавательно-критическим прояснением и одновременно над подготовкой почвы для любого будущего изложения (Darstellung) такого рода". /Гуссерль Эд./ Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / I.  ВЫРАЖЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ / ПЕРВАЯ ГЛАВА. Сущностные различения /  

     ***  

  В этом комментарии я обосновываю особенности моих рассуждений о логике и знаниях в смысле самого феномена "логика.  

     ЕС

 

Аватар пользователя Евгений Силаев

   

  На базе моих рассуждений в этой работе и в теме  "Эссе о знаниях" можно  понять, что  только философские знания о  самих знаниях открывают возможность  правильно представить метафизическую  связь логики и знаний, лежащую в самом основании мышления и речи человека. 

 Не бывает логики без мышления и речи, а значит, нет  логики без знаний языка человеческого общения и без  разумного понимания знаний в самом общем смысле. этого философского термина. А без ясного понимания знаний невозможно правильно понять смысл фундаментального термина "логика", слова, которое мы ежедневно используем , которое привычно в мышлении и  речи нашей обыденной жизни .   

    ЕС

 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

  Очевидным для каждого человека будет понимание  логичности его мышления и речи если  они основаны  только на обыденных или на естественно научных знаниях, а не на  основательных философских знаниях.

 В  таком всеобщем   факте выражается действительная связь логики и знаний.

  Логичное основательное мышление философа  всегда ясно показывает ему недостаточность имеющихся знаний  и неосновательность его философии из-за присутствия в ней непонятного, алогичного. ,Чем меньше философских знаний у думающего человека, тем меньше возникает у него  вопросов, тем более просто   можно всё объяснить логично и понятно.  Так это часто бывает  с нами в обыденной жизни и  на основании наших  конкретных научных знаний.

 Там где всё понятно , там нет философии потому, что там недостаточно философских знаний, или эти знания формальные и  схематичные.  

  Наивно надеяться когда-либо спокойно  обосноваться на имеющихся, самых фундаментальных, философских знаниях в их логичном, завершенном  понимании.

   Даже размышляя над работой великого философа, если кажется, что ты его хорошо понял, то в логике такого понимания уже обязательно  присутствуют  ошибки.   

 В любой самой совершенной  философии с необходимостью присутствует и определённая логичная недосказанность, открытость для  дальнейших  новых размышлений на пути к Истине.    

    ЕС   

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

 Логика и знания    

 1. Каждый человек может придумать, помыслить всё что угодно (мышление и сказать всё что угодно, всё что он надумал (речь) и это, с его точки зрения, может быть вполне обоснованно, понятно и логично (речь-мышление-логика)  на базе его  личных знаний.   

 2.  Очевидно, что мои размышления и высказывания далеко не всегда понятны и логичны для другого человека на базе его  личных знаний.  При этом, у нас есть возможность  определённого взаимопонимания в общении на  одном из знакомых нам  языков, а значит есть и логика такого мышления и речи на основании знаний этого определённого  интерсубъективного  языка.  

 3. Именно проблемы с пониманием знаний выражаются в логических ошибках, а не наоборот.

 4. Особенно ярко такие логические ошибки проявляются в философских  рассуждениях    из-за  ошибочных или  недостаточно обоснованных знаний и плохого понимания имеющихся   правильных знаний. Но, к  сожалению, сегодня чаще обращают внимание именно на  логические ошибки и на непонимание, а не на правильность и обоснованность   своих собственных знаний.   

   ЕС