Плотин. О благе, или первоедином

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

В каком же, спрашивается, смысле следует называть верховное Начало единым и как нам приноровить к Нему свою мысль? Прежде всего, несомненно, что Ему принадлежит бесконечно более совершенное единство, чем то, какое представляют собой точка и единица, потому что в представлении той и другой душа, абстрагируясь от величины и численной множественности, получает нечто самое меньшее и успокаивается на нем, имея нечто действительно неделимое, однако такое, которое имеет бытие лишь в чем-либо другом и притом в делимом, между тем, как верховное Начало не только не находится в чем-либо делимом, но и вообще ни в чем другом, и, если оно есть неделимое, то вовсе не потому, что есть нечто самое меньшее, так как, напротив, оно есть самое большее – не по величине, конечно, а по своему могуществу.

Не имея величины, оно, конечно, неделимо, тем более, что существа, стоящие ниже Его, тоже суть неделимы по своим силам. Можно, пожалуй, называть Его бесконечным, но опять-таки не в смысле необозримой величины или массы, но в смысле необъятного, безмерного всемогущества, так что, если кто смог бы представить себе Ум или божество, то и они все еще были бы неизмеримо меньшими Его, ибо, если попытаться мыслить самое высшее и совершеннейшее единство, какое мы обыкновенно вносим в понятие божества, то и оно не будет вполне адекватным верховному Началу, которое, будучи самосущим и исключая из себя все акцидентальное, есть, в то же время, довлеющее себе, притом в превосходнейшей степени есть совершенно самодовлеющее, не нуждающееся ни в чем другом.

Все, что не есть единое, но многое, есть также недостающее, нуждающееся, пока из многого не станет единым, так что все существующее нуждается в единстве, между тем, как верховное Начало ни в нем, ни даже в самом себе не нуждается, ибо само есть единство, в котором нуждается все прочее.

Все сложное обыкновенно нуждается в таком же количестве элементов, из какого состоит само, потому что каждый из его элементов, существуя не сам по себе и для себя, а в зависимости от всех прочих, понятно, нуждается во всех прочих, так что все таковое нуждается в другом и каждой из своих частей, и всей своей целостью.

Поэтому, и наоборот, если Начало ума есть всецело самодовлеющее, то это потому, что оно, как абсолютно единое, ни в чем не нуждается ни для себя, ни для. чего-нибудь другого, не имеет ни в чем нужды ни для того, чтобы существовать, ни для того, чтобы быть блаженным, ни для того, чтобы иметь под собой опору.

Бытием своим оно не обязано ничему другому, потому что, напротив, оно есть причина всего существующего. Источником блаженства для Него ничего внешнее тоже быть не может, потому что блаженство Его вовсе не есть что-либо для него случайное, но составляет саму Его природу. Наконец, так как оно не занимает никакого места, то оно не требует и никакой под собой опоры, которая была бы нужна, если бы оно не имело силы само собою и на себе держаться, подобно тому, как бездушная вещь нуждается в опоре и как глыба падает, если на что-либо не опирается. Тут же, напротив, все прочее на Нем утверждается, имея от Него и бытие, и место для своего существования, а все, что нуждается в месте для своего существования, уже поэтому не есть самодовлеющее.

Вообще говоря, всякое начало не нуждается в том, что после него. Поэтому Начало всех вещей вообще ни в чем не нуждается. Напротив, если что-либо не довлеет себе, то не довлеет потому, что нуждается в своем начале.

Это значит, что, если бы верховное Начало, как единое, нуждаясь в чем-либо ином, стремилось стать иным, перестав быть единым, то это было бы равносильно стремлению к самоуничтожению, а, между тем, если нечто нуждается в чем-либо и ищет его, то всегда только в желании самосохранения и достижения Блага.

Из этого следует, что так как для Первоединого нет никакого Блага вне и кроме Него самого, то в Нем нет места ни для каких желаний. Он сам – высочайшее Благо, притом Благо не для себя самого, но для других существ – для тех, которые могут участвовать в Нем. Равным образом Ему не принадлежит ни мышление, так как оно вносило бы в Него многоразличие, ни движение, так как Он предшествует движению точно так же, как и мышлению. Да и что, спрашивается, Он стал бы мыслить – уж не самого ли себя? Но это значило бы, что до мышления Он не знает себя и что нуждается в мышлении для познания себя тот, который всецело довлеет самому себе.

Впрочем, если Он не мыслит и не познает себя, то это вовсе не значит, что неведение составляет Его природу, потому что неведение предполагает отношение познающего к предмету познания, между тем, как Он, будучи абсолютно единым, не имеет в себе ничего такого, что можно было бы знать или не знать, а, будучи всегда присущ самому себе, при таком своем единстве не имеет никакой надобности мыслить самого себя.

Чтобы сохранить во всей чистоте Его единство, следует удалить из Его понятия даже это "себе присущее", и уж тем более – мышление, познание себя и всего другого и представлять Его себе не как мыслящий субъект, но как саму мысль, которая ведь сама не мыслит, но зато есть та причина, которая делает мыслящим то или другое существо, и которая не может быть тождественна со своим произведением.

На этом основании верховная Причина всего существующего не тождественна ни с чем существующим, она не есть даже простая сумма всех тех благ, которые она расточает, а есть Благо в ином, абсолютном смысле слова – Благо над всеми и всяческими благами.

Плотин . Эннеады. VI. 9. 6.

[1. Все существа – не только первичные, которые обладают истинным бытием, но и те, которые должны считаться существующими лишь относительно, существуют только благодаря присущему им единству,... Плотин . Эннеады. VI. 9. 1.]

[Воспринимаемая нами единичность отнюдь не исключает множественности – ведь самодостаточное единство присуще разве что Уму; Душа же, будучи единой, в то же время и множественна, в равной мере присутствуя как в единой природе, так и в разделенном материальном мире, который, тем не менее, также един. Плотин . Эннеады. IV. 9. 2. Все ли души – одна душа?]

Из философского о Теле и Едином

Связанные материалы Тип
Единое Тело Дмитрий Косой Запись
Своё и чужое Дмитрий Косой Запись
Шпенглер Дмитрий Косой Запись
Абсолютная истина Дмитрий Косой Запись
Постмодернизм Дмитрий Косой Запись
Введение в онтологию Тела Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Деррида Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела Дмитрий Косой Запись
Свобода, вождь, толпа Дмитрий Косой Запись
Единое и категории Дмитрий Косой Запись
Вне единого Дмитрий Косой Запись
Тело и тела Дмитрий Косой Запись
Аристотель о Едином и сущем Дмитрий Косой Запись
Плотин. Единое, ум, душа Дмитрий Косой Запись
Политик Платона Дмитрий Косой Запись
Вождь и единое Дмитрий Косой Запись
Гегель о Теле Дмитрий Косой Запись
Римляне о Теле Дмитрий Косой Запись
Природная женщина Дмитрий Косой Запись
Патриотизм и национализм Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Толстому Дмитрий Косой Запись
Фуко о внешнем Телу Дмитрий Косой Запись
Философия и человек Дмитрий Косой Запись
Человек толпы Дмитрий Косой Запись
Фуко о власти Дмитрий Косой Запись
Образованная толпа Дмитрий Косой Запись
О демонизации Путина, и откуда она Дмитрий Косой Запись
Фуко. Рынок как представление Дмитрий Косой Запись
Потребность в федерализации Дмитрий Косой Запись
Толпа как власть Дмитрий Косой Запись
Христианство и язычество Дмитрий Косой Запись
Лакан. Эффект потери Тела Матери Дмитрий Косой Запись
Целое и понимание Дмитрий Косой Запись
Диалог и Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
Брак и половая любовь Дмитрий Косой Запись
Тело Путина Дмитрий Косой Запись
Толпа по Кончаловскому Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Фихте Дмитрий Косой Запись
Бердяев о половом Тела Дмитрий Косой Запись
Доктрина Спасителя Дмитрий Косой Запись
Мир как мироустройство Дмитрий Косой Запись
Толпа как фактор прогресса Дмитрий Косой Запись
Бесполое мужчины Дмитрий Косой Запись
Психоанализ толпы Дмитрий Косой Запись
Логика Дмитрий Косой Запись
Эпиктет Дмитрий Косой Запись
Стоицизм Дмитрий Косой Запись
Либидо Дмитрий Косой Запись
Герметизм философа Дмитрий Косой Запись
Платон о законах Дмитрий Косой Запись
Аристотель об управлении Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Ницше Дмитрий Косой Запись
Ницше как философ права Дмитрий Косой Запись
Антидарвинизм Дмитрий Косой Запись
Гносеология Дмитрий Косой Запись
Истина и Правда Дмитрий Косой Запись
Право и правовая норма Дмитрий Косой Запись
Борьба за веру Дмитрий Косой Запись
Частная собственность Дмитрий Косой Запись
мышление и чувства Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Спасителю Дмитрий Косой Запись
Спаситель о едином Дмитрий Косой Запись
Будда и Иисус Дмитрий Косой Запись
о едином Дмитрий Косой Запись
Индивид и толпа Дмитрий Косой Запись
метаморфозы бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
толпа как бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
Спиноза о едином Тела Дмитрий Косой Запись
Делёз о бесполом Тела Дмитрий Косой Запись
Спиноза о модусе бытия Дмитрий Косой Запись
война и мир Дмитрий Косой Запись
страсти и бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
сознание и опыт Дмитрий Косой Запись
ненависть Дмитрий Косой Запись
Спаситель о любви Дмитрий Косой Запись
рациональное и иррациональное Дмитрий Косой Запись
Валери Соланас Дмитрий Косой Запись
принцип просвещения Дмитрий Косой Запись
пассивный "геноцид" Дмитрий Косой Запись
дуализм и единое Дмитрий Косой Запись
вещи и единое Дмитрий Косой Запись
арабская философия о едином Дмитрий Косой Запись
утилизация бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
утилизация абсолютного Тела Дмитрий Косой Запись
от объекта сопротивления к фикции самосознания Дмитрий Косой Запись
абсолютное Тела Дмитрий Косой Запись
против абсолютного Тела Дмитрий Косой Запись
рождение Тела Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и вещь Дмитрий Косой Запись
онтология шизоидного Тела Дмитрий Косой Запись
любовь есть равенство Дмитрий Косой Запись
женщина как есть Дмитрий Косой Запись
душа женщины Дмитрий Косой Запись
женское принимающее Дмитрий Косой Запись
фасилитатор Дмитрий Косой Запись
Учение Стой (стоицизм) Дмитрий Косой Запись
судьбы народов Дмитрий Косой Запись
основы фашизма Дмитрий Косой Запись
Шпаликов. Человек без прошлого Дмитрий Косой Запись
суверинитет Путина Дмитрий Косой Запись
на пустом месте Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела Маркса Дмитрий Косой Запись
христианство и плоть Дмитрий Косой Запись
психология и логика Дмитрий Косой Запись
Ницше и религия Дмитрий Косой Запись
искусство и реальность Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела о философии Дмитрий Косой Запись
Единое толпы Дмитрий Косой Запись
брак как институт Дмитрий Косой Запись
чувство природной женщины Дмитрий Косой Запись
половое, шизоидное и бесполое Дмитрий Косой Запись
женщина и сексуальный опыт Дмитрий Косой Запись
любовь в объекте сопротивления. Дмитрий Косой Запись
половое Тела и наука Дмитрий Косой Запись
Фуко. Объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и наука Дмитрий Косой Запись
Фуко. Истина как объект сопротивления Дмитрий Косой Запись
женщина о мужчине Дмитрий Косой Запись
либерал и либерализм Дмитрий Косой Запись
философия шизоидного Тела Дмитрий Косой Запись
потеря самодостаточности Дмитрий Косой Запись
миф о прибавочной стоимости Дмитрий Косой Запись
преступление против государства Дмитрий Косой Запись
фикции либерализма Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и свобода граждан Дмитрий Косой Запись
содом и искусство Дмитрий Косой Запись
Единое до Плотина Дмитрий Косой Запись
Бесполое и красота Дмитрий Косой Запись
бесполое и познание Дмитрий Косой Запись
философы о религии Дмитрий Косой Запись
дуализм Мамардашвили Дмитрий Косой Запись
дуализм как проблема Дмитрий Косой Запись
понятие справедливости Дмитрий Косой Запись
бесполое как политическое Дмитрий Косой Запись
капитализм Дмитрий Косой Запись
толпа и народ Дмитрий Косой Запись
недоверие в политике Дмитрий Косой Запись
мнение Дмитрий Косой Запись
любовь и чувство Дмитрий Косой Запись
истина как то, что есть Дмитрий Косой Запись
мудрость древних Дмитрий Косой Запись
власть и толпа Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела Левинаса Дмитрий Косой Запись
тактика вождя Дмитрий Косой Запись
благо как единое Дмитрий Косой Запись
фикция бытия Дмитрий Косой Запись
толпа по Михалкову Дмитрий Косой Запись
толпа и культура Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и идеология Дмитрий Косой Запись
философия и наука. Дмитрий Косой Запись
романовы Дмитрий Косой Запись
существует ли политическое высказывание? Дмитрий Косой Запись
консерватизм как рабство бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
величие лидера Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела чиновника Дмитрий Косой Запись
фашизм как единое правовой системы Дмитрий Косой Запись
оргазм Дмитрий Косой Запись
философия бесполого Тела. Дмитрий Косой Запись
президент и император Дмитрий Косой Запись
толпа как единое Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела о народе Дмитрий Косой Запись
измена Дмитрий Косой Запись
политика при фашизме Дмитрий Косой Запись
большинство Дмитрий Косой Запись
шизоидное толпы Дмитрий Косой Запись
понятие и религия Дмитрий Косой Запись
Витгенштейн о философии Дмитрий Косой Запись
Фуко о власти. Дмитрий Косой Запись
толпа и её циклы Дмитрий Косой Запись
идеология толпы Дмитрий Косой Запись
ответственность Думы Дмитрий Косой Запись
верховенство права Дмитрий Косой Запись
Тело как единое Дмитрий Косой Запись
женщина в исламе Дмитрий Косой Запись
сознание и мозг Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела о сознании Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и государство Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела в политике Дмитрий Косой Запись
Половое как информационное Тела Дмитрий Косой Запись
философия как предмет Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и толпа Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и пророчества Дмитрий Косой Запись
идеология либерал-фашизма. Дмитрий Косой Запись
рыночная экономика как фикция Дмитрий Косой Запись
Крым как яблоко раздора Дмитрий Косой Запись
справедливость как понятие Дмитрий Косой Запись
власть народа Дмитрий Косой Запись
брак и свобода Дмитрий Косой Запись
мужчина в представлении женщины Дмитрий Косой Запись
политика как вера Дмитрий Косой Запись
цель и её смысл Дмитрий Косой Запись
право вне гарантии Дмитрий Косой Запись
кремль как организатор преступлений Дмитрий Косой Запись
единое Тела Больцано Дмитрий Косой Запись
воля как фикция философская Дмитрий Косой Запись
идолы Бэкона Дмитрий Косой Запись
правовая свобода Дмитрий Косой Запись
Шестов о философии и науке Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и цензура Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела россиян Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и технологии Дмитрий Косой Запись
объект и субъект Дмитрий Косой Запись
образование и мышление Дмитрий Косой Запись
Лиотар. Шизоидное Тела Дмитрий Косой Запись
Лиотар. Общество Дмитрий Косой Запись
культура как поле битвы Дмитрий Косой Запись
Лиотар. Истины толпы Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и информация. Дмитрий Косой Запись
Гамлет как пародия на справедливость Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела Платона Дмитрий Косой Запись
свобода как понятие Дмитрий Косой Запись
философия и наука, что больше Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела декабриста Дмитрий Косой Запись
познание и мышление Дмитрий Косой Запись
пол как тайна (диалог) Дмитрий Косой Запись
теология как наука Дмитрий Косой Запись
мнимая власть Дмитрий Косой Запись
Плотин. Бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
деградация Дмитрий Косой Запись
гений Ломброзо Дмитрий Косой Запись
психология целого Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела отцов церкви Дмитрий Косой Запись
солипсизм единого Тела Дмитрий Косой Запись
кастрат искусственный Дмитрий Косой Запись
утилитаризм как принцип либерализма Дмитрий Косой Запись
мистика Плотина Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления в мифе о любви Дмитрий Косой Запись
смерть субъекта Дмитрий Косой Запись
антропология Толстого Дмитрий Косой Запись
коммунизм как угроза Дмитрий Косой Запись
философия Дерриды Дмитрий Косой Запись
единое, общее, частное Дмитрий Косой Запись
идеология и опасное воздействие её на граждан Дмитрий Косой Запись
Плотин. Шизоидное Тела Дмитрий Косой Запись
материя по Плотину и стоикам Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления и знание Дмитрий Косой Запись
толпа как Долгое государство Дмитрий Косой Запись
благо и мораль Дмитрий Косой Запись
толпа и христианство Дмитрий Косой Запись
объект социального Дмитрий Косой Запись
нарцисс как личность в повседневности Дмитрий Косой Запись
Плотин. Единое пола Дмитрий Косой Запись