Ранние стоики

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Хрисипп и школа стоиков (фрагменты из разных дошедших до нашего времени источников).
- лишь тело - причина в собственном смысле, а бестелесное - в несобственном смысле и по подобию.
- Ни одно благо не может быть больше или меньше другого блага.
- мир един, имеет пределы и удерживается единой силой.
- Представления являются постигающими постольку, поскольку побуждают нас к согласию и к тому, чтобы предпринять сообразные с ними действия ...
- На вопрос, что такое постигающее представление, они отвечают: «то, которое вылепливается и отпечатывается от реально наличной предметности и...» А на вопрос ... что же такое реально наличная предметность, они, извернувшись, отвечают: «то, что приводит к появлению постигающего представления»
- Стоики считают, что всякое ощущение - это [в конечном счете] «одобрение» [«согласие»] И «схватывание » представлений.
- Стоики утверждают, что сами ощущения и есть согласие (sensus ipsos adsensus esse): поскольку влечение есть [прямое] следствие ощущений, постольку действие является их результатом. Но если не будет впечатлений, не будет и всего остального.
- Внешний же объект чувственного восприятия не является ни целым, ни частью, но предметом, относительно которого мы высказываем нечто на основании нашей совокупной памяти.
- Критерий истины - чувственное восприятие и первичное общее представление.
- По сущности - поскольку истина есть тело, а истинность налична как бестелесное. Последнее, по их словам, само собой разумеется, так как истинность присуща высказываниям, высказывание - это чистый смысл, а чистый смысл бестелесен. Напротив, истина - тело, поскольку она, как это очевидно, является знанием обо всем истинном.
- Истина - прежде всего телесное состояние ведущего начала души; истинность - свойство бестелесных высказываний.
- Звучащая речь - это тело. Голос - это тело.
- похожие вещи обозначаются непохожими словами, а непохожие - похожими, что совершенно верно.
- истинное, по их мнению, - это нечто наличное и соотносимое с чем-то, а ложное - не наличное и не соотносимое ни с чем. А умопостигаемым в данном случае выступает бестелесное высказывание.

202. Плутарх. О противоречиях у стоиков 46, 1055 d. И разве рассуждение Хрисиппа о возможном не противоречит тому, что он говорит о судьбе? Ведь если возможное - это не то, что (как утверждает Диодор) либо истинно [в настоящий момент], либо будет истинно, и напротив, все, что может произойти (хотя бы оно и не произошло никогда в будущем), - тогда возможно многое такое, что не соответствует судьбе. Поэтому или судьба теряет свою неколебимую, неодолимую и всеохватную силу, или (если верно то, что говорит о ней Хрисипп) могущее произойти часто будет оказываться невозможным.
299. Диоген Лаэртий VII 134 = Посидоний фрг. 5 EdelsteinКidd.
Начала отличаются от элементов : первые не рождаются и не погибают, вторые же погибают при воспламенении. Кроме того, начала бестелесны и лишены формы, элементы же обладают формой.
300. Диоген Лаэртий VII 1341 [=] SVF 1 85; 493.
По их мнению (стоиков), есть два начала мироздания - действующее и испытывающее
воздействие. То, которое испытывает воздействие, - это бескачественная сущность, или вещество. А действующее - это присутствующий в ней логос, или бог; он вечен и творит все, что в ней существует.
303. Сенека. Письма 65, 2. Как ты знаешь, наши стоики говорят: в природе вещей существуют два начала, из которых все возникает - причина и вещество (materia). Вещество лежит в неподвижности как вещь, ко всему готовая, но и останется в этом состоянии, если никто не приведет его в движение. Напротив, причина, то есть ум, придает веществу форму и вращает его как хочет, производя из него различные вещи. Итак, непременно должно существовать то, из чего появляется вещь, и то, благодаря чему она появляется: последнее - это причина, а первое - вещество.
305. Феодорит Киррский. Врачевание эллинских недугов
58, 10. А материя ... - как выражется о ней собрание стоиков это нечто неустойчивое, изменчивое и текучее. Там же 19. Аристотель называл материю телесной, а стоики - телом.
307. Прокл. Комментарий к «Тимею» Платона vol. I р. 266,21 Diehl.
эпикурейцы утверждали, что вообще не существует никакого демиурга и никакой причины мироздания, а стоики говорили, что она хотя и существует, но неотделима от материи.
Там же vol. 111 р. 196, 12 .... обо всех богах, управляющих возникновением, скажем, что у них нет сущности, смешанной с материей, как это утверждают стоики ...
308. Сириан. Комментарий к «Метафизике» Аристотеля р. 8, 2 Kroll.
А некоторые не придают значения и действующей причине, полагая, что она неотделима от материи, - как например стоики позже, а некоторые - раньше него [АристотеляJ
309. Секст Эмпирик. Против ученых Х 312.
Стоики сочли, что мироздание возникает из бескачественного и единого тела.
Плотин. Эннеады 11 4,1,7 (о стоиках) А те, которые считают, что только тела существуют [в настоящем смысле] и что сущность пребывает только в них, утверждают, что материя едина, находится «позади» элементов и что сама она является сущностью, - В то время как все прочее представляет собой ее, так сказать, «претерпевания», а сами элементы суть различные ее состояния. Они даже осмеливаются доводить ее до самых богов. В конце же концов и сам бог у них называется «материей [веществом] в определеном состоянии». Они приписывают ей и телесность, говоря, что это - бескачественное тело. а вместе с тем - и некоторая величина.
318. Ориген. О молитве 27 vol. 11 р. 368, ] Koetschau.
Напротив, те, по мнению которых сущность бестелесных вещей является следствием, которому предшествует сущность вещей телесных, определяют эту последнюю так: сущность - это первовещество всего существующего, из которого и возникает все существующее; это материя тел, из которой произошли тела, [материя] всех индивидуальных вещей, из которой произошли все индивидуальные вещи; или же это бескачественная первооснова; или же то, что лежит в основе всего существующего; или же то, что допускает любые превращения и изменения, оставаясь неизменным в своем собственном понятии; или же то, что подвержено всевозможным изменениям и превращениям. По мысли этих авторов, субстанция, взятая в своем собственном понятии, бескачественна и бесформенна, она не имеет даже никакой определенной величины, но служит основой для всякого качества, словно некое подготовленное место. Качеством же в этой связи они называют вообще всякую актуальную действительность, которой [акцидентально] присущи и движения, и состояния. Хотя, по их словам, сущность в своем понятии не обладает ни одним из этих качеств, она постоянно связана с каким-нибудь из них, - но так, что при этом в полной мере сохраняет свою страдательность и восприимчивость ко всем воздействиям со стороны деятельного начала (как бы оно ни преобразовывало и не меняло ее). Дело в том, что присущее сущности «напряжение», пронизывающее все мироздание, должно быть причиной, ответственной за всякое качество и любые изменения в нем. Они утверждают, что сущность во всех отношениях изменчива и делима и что любая сущность может сливаться с любой другой, образуя единство.
О ХРИСИППЕ
2. Геркуланейский список стоиков col. XXXVlI-ХХХVlII
Tr. < ... > Хрисипп, СЫН Аполлония < ... > (из Тарса] или из Сол. Как рассказывают, он был учеником Клеанфа и соучеником Сфера. < ... > И все свои дела он делал одним и тем же образом, и на занятия приходил всегда в один и тот же час и так же уходил, - так что ни один из его учеников не мог ошибиться < ... >
col. XXXIX 3; 6. < ... > написано о справедливости < ... > в повседневной жизни < ... > был крайне экономен и воздержан < ... >
3. Геркуланейский список стоиков col. XL Tr. < ... > за домом у него следила служанка, которая поддерживала установленный однажды распорядок жизни. И когда [Хрисиппу] бывал нужен ночной горшок, он не терпел, чтобы его подавал кто-то другой. Вставал он только по крайней необходимости,
словно выздоравливающий < ... >
col. XL Тт. < ... > рассказывают о нем так: вряд ли кто мог бы увидеть его в обществе других людей, среди слушающих или спрашивающих < ... >
10. Диоген Лаэртий VII 182. Когда кто-то упрекнул его, что он не слушает Аристона вместе со всеми, Хрисипп ответил: «Если бы я поступал как все, я бы не занимался философией».

 

Связанные материалы Тип
Делез о Платоне, киниках и стоиках (1) Дмитрий Косой Запись
Делез о Платоне, киниках и стоиках (2) Дмитрий Косой Запись
Делез о Платоне, киниках и стоиках (3) Дмитрий Косой Запись
Делез о Платоне, киниках и стоиках (4) Дмитрий Косой Запись
Делез о Платоне, киниках и стоиках (5) Дмитрий Косой Запись
Система и симулякры Бодрийяра Дмитрий Косой Запись
Постмодернизм Дмитрий Косой Запись
Введение в онтологию Тела Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела по Деррида Дмитрий Косой Запись
Онтология Тела Дмитрий Косой Запись
Платон о Едином Дмитрий Косой Запись
Плотин. Единое, ум, душа Дмитрий Косой Запись
Стоики о Теле Дмитрий Косой Запись
Мир как мироустройство Дмитрий Косой Запись
Логика Дмитрий Косой Запись
Эпиктет Дмитрий Косой Запись
Стоицизм Дмитрий Косой Запись
Гносеология Дмитрий Косой Запись
о назначении философии Дмитрий Косой Запись
Спиноза о модусе бытия Дмитрий Косой Запись
арабская философия о едином Дмитрий Косой Запись
Учение Стой (стоицизм) Дмитрий Косой Запись
психология и логика Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела о философии Дмитрий Косой Запись
Единое до Плотина Дмитрий Косой Запись
дуализм Мамардашвили Дмитрий Косой Запись
дуализм как проблема Дмитрий Косой Запись
феномен власти Дмитрий Косой Запись
философия и наука. Дмитрий Косой Запись
лень Дмитрий Косой Запись
философия бесполого Тела. Дмитрий Косой Запись
мысль Сенеки Дмитрий Косой Запись
Фуко. Происхождение власти Дмитрий Косой Запись
справедливость как понятие Дмитрий Косой Запись
постмодернизм и Маркс Дмитрий Косой Запись
единое Тела Больцано Дмитрий Косой Запись
свобода как понятие Дмитрий Косой Запись
культура как понятие Дмитрий Косой Запись
пол как тайна (диалог) Дмитрий Косой Запись
объект сопротивления в мифе о любви Дмитрий Косой Запись
Плотин. Шизоидное Тела Дмитрий Косой Запись
материя по Плотину и стоикам Дмитрий Косой Запись
язычник и христиане Дмитрий Косой Запись
личная свобода Дмитрий Косой Запись
ответственность как понятие Дмитрий Косой Запись
объект Дмитрий Косой Запись