О темноте

Аватар пользователя Дмитрий

Посредством глаза, а не глазом

Смотреть на мир умеет разум.

Уильям Блейк

Один нобелевский лаурят как-то сказал: При том, что всю жизнь я занимался вопросами зрения, я так и не понял, что значит "видеть"? Если обратиться за ответом к научному знанию, то здесь, на первый взгляд, не так все сложно: все мы учили в школе - луч света, отражаясь от поверхности, попадает на сетчатку глаза, раздрожая нервные окончания, возникает характерный импульс, который активирует определенные области нейронов, и вследствие этой активации у нас возникают определенные представления. Так это или нет - нас сейчас не особо интересует. Главное, что это объяснение не проливает свет на основной вопрос: где именно расположена эта грань между реальностью и нашей психикой. Где есть сам момент ощущения? Пусть этот образ у нас формируется в некой психической реальности, но этот образ нами же воспринимается. Как, например, мы видим темноту? Известно, что на нас из вне ничего не воздействует, во тьме нет света. Черный цвет поглощает свет, как мы его тогда видим?

Рассуждая на эти вопросы, в конце концов становится любопытно: что значит "ощущать" и "осознавать ощущение". Мы изначально полагаем, что ощущение - это некий активный процесс. Давайте попробуем мысленно смоделировать такую ситуацию: есть человек, он находится во тьме, при этом он не разу в жизни не видел свет. Он не имеет никакого понятия о разнообразии красок, цветов. Он зрячий, но будет ли он видеть тьму? Грубо говоря, он не обратит внимание на неё. Но вот вдруг его озаряет яркая вспышка света на некоторое время, а затем снова наступает темнота. По идее, человек попадет в ту же самую ситуацию, что была до вспышки, но теперь, получив опыт, он возможно узрит эту тьму. То есть здесь нет как такового физического ощущения, видение тьмы приходит из опыта.

Комментарии

Аватар пользователя ontolog

Видеть -- значит различать. А различение -- это мысленный акт (о чем и сказано в эпиграфе), предполагающий смысловую сферу. Стало быть различить - осмыслить - увидеть что-то можно только обладая хотя бы зачатком мысли.

Аватар пользователя marall

Различение - функция рассудка, а осмысление - разума. Получается, что видит рассудок, а осознание того, что мы что-то видим относится уже к разуму.

Аватар пользователя Геннадий

Ну а то, что светом для нас является поток фотонов передающий возмущения от излучающего тела, разве не объясняет почему мы видим свет?
Свет лишь наш метод ощущать излучаемые потоки фотонов. И все. Нет возмущений фотонового поля - и нет света. Тьма.
Тема же "чем же мы видим и вообще ощущаем" упирается в понятие сознания. То что оно из себя представляет лежит за пределами возможностей нашего знания. Хотя нагнать гипотез и представлений можно. Понять вот труднее.

Аватар пользователя ontolog

Различение — функция рассудка

Кто вам сказал? Подумайте сами: за счет чего вы различаете разум и рассудок?

Аватар пользователя marall

>
Можно сослаться хотя бы на Гегеля, который писал про рефлексирующий рассудок, упорствующий в своих разделениях.

Все правильно: рассудок отличает себя от разума и критикует его, а разум порождает всеобщее и постигает в нем особенное.

Аватар пользователя Дмитрий

Спасибо за сообщения.

Видеть — значит различать.

А в темноте нечего различать - не видно ничего. Между тем, я ощущаю, что вокруг меня черно. Я ведь много чего различаю, но это не значит, что я соответственно много чего вижу. Видеть - это не только различать.

Эпиграф из замечательного стихотворения Уильяма Блейка (я бы привел его полностью, но оно большое) вызывает любопытные рассуждения. Ведь мы болше задумываемся над тем, как мы видим. Но мы не предаем особого значения самому факту зрения как нечто свершившееся. То есть, мы ВИДИМ! А то, как это происходит, - это уже формальные детали.

Аватар пользователя Просвет

Главное, что это объяснение не проливает свет на основной вопрос: где именно расположена эта грань между реальностью и нашей психикой.

Органы чувств, как инструменты познания находятся снаружи, т.е внешние. Но по сути это относится лишь к телу. То, что называют умом, или сознанием (обрабатывающим информацию), есть соединение элементов (феноменального существования), которое представляется внутренним или внешним. Следовательно, любые явления, включающие в себя имя и форму, по сути лишь ум и нечего более. Все, что кажется внешним, находится только внутри.

Уместна такая аналогия, сон со сновидением. Сновидец может является героем сна, одним из персонажей, отождествленных с я (Иванов, Петров,…), но по сути и другие персонажи внутри сна сновидца являются им. Просто сновидец не знает об этом и если сон не осознанный, то действия во сне очень даже реалистичны.

Где есть сам момент ощущения?

По сути из выше сказанного вытекает, что нет того кто воспринимает и того, что воспринимается. А есть только восприятие. Момент ощущения «здесь и сейчас».

Аватар пользователя kroopkin

В данном анализе может помочь понятие информации. Информация - аттрибут материи (более обще - объекта), характеризующий различия.

Далее есть анализаторы информационного потока - ментальные структуры (аналог у Канта - априорное знание).

В этом плане Ваш пример: Для человека только во тьме не существует разницы. Т.е. информация отсутствует. Вспышка света дает разницу. Появилось различение - нормальное состояние (темнота) и возмущение (вспышка). Темнота "видится" только в оппозиции к другому состоянию...

Другой пример: Слепым вживляют в мозг контакты от фото-матрицы. Через некоторое время обучения их мозг начинает учитывать эту информацию - они начинают "видеть". Т.е. разница сигналов от фотоматрицы начинает обрабатываться мозгом, и соотноситься с информацией, полученной из других источников...

Третий пример: Техническое устройство с фотодиодом. Для них "априорное знание" прошито жестко: цепь сигнал - реакция запрограммирована в соответствии с исходным замыслом. И здесь видно, что сигнал (информация) - это разница во входящем потоке фотонов...

Аватар пользователя Галиев Рустам

Известно, что на нас из вне ничего не воздействует, во тьме нет света. Черный цвет поглощает свет, как мы его тогда видим?

По вашему примеру лучше обратиться к людям, работавшим со слепыми с рождения. А от себя замечу, что "видение" темноты, если полагать что оно есть после вспышки, обусловленно изменениями в мозге, настройкой рецепторов или чем-то подобным, т.е. причина - в теле. И то, если долго света не будет, снова видение темноты уйдёт, как нечто постоянное и потому - лишнее для попадания в фокус внимания (мы же стандартно не ощущуем дыхание, если не обратим внимание?)

Аватар пользователя Просвет

Один нобелевский лауреат как-то сказал: При том, что всю жизнь я занимался вопросами зрения, я так и не понял, что значит «видеть»?

Вы коснулись очень глубокой, базовой темы, «как возможно восприятие и ещё глубже, что бы возникло восприятие, нужен воспринимающий - «кто воспринимает?».

В состоянии глубокого сна, «я есть, или меня нет?».

Если скжете "меня нет", тогда как можно сказать "я хорошо поспал, "я был бес сознания"

Если ответом будет «я есть», то это будет ноуменальное присутствие. А ноумен есть – чистая субъективность – не осознающая своего существования. Переходная стадия между глубоким сном и пробуждением - состояние, когда выходишь из сна без сновидений, или после потери сознания, иногда можно зафиксировать (уже потом), состояние чистого бытия, состояние без мыслия, «я есть» без мысли «я есть».

Потом ум лихорадочно пытается зацепиться хоть за что то, (кто я?, сколько время?, где я?,….), Это спонтанное возникновение сознания порождает ощущение присутствия, существования. Одновременно с этим оно вызывает возникновение феноменального проявленного мира в сознании – вместе с ощущением дуальности. Целое оказывается дуально расщепленным на (псевдо) субъект и наблюдаемый объект – каждый феноменальный объект принимает на себя субъективность в виде «я» по отношению ко всем другим объектам, являющимся для него «другими». Объективирование этой дуальности требует создания двойной концепции «пространства» и «времени»: «пространства», в котором может быть растянут объем объектов, и «времени», в котором феноменальные объекты, растянутые в пространстве, могут быть восприняты, познаны и измерены в терминах длительности существования.

Способность чувствовать дает возможность живым существам совершать восприятие. Чувствительность, как таковая, является аспектом сознания, в котором происходит проявление (только в нем и негде более, как концепции в сознании (МОЕ ТЕЛО, пища, секс, олигархи,…),

Однако живые существа ни коим образом не отличаются от всех других феноменальных объектов, но это тема отдельный разговора, возможно в рамках квантовой физики.

Отождествление ноуменальности с каждым отдельным феноменальным объектом, создающее псевдосубъект из того, что является лишь действующим элементом в феноменальном объекте, порождает фантом автономного индивидуума – эго, разум (разум – «я есть кто?», «я есть кто?» – это абсолютно всё то, что воспринимается, в этом суть восприятия, суть ЛЮБВИ) и вместе с ним (эго-разум) проблемы которые мы имеем.

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Уильям Блейк

Однако нет такой сущности как разум. Все, что мы можем обнаружить – это то, что, как чувствующие существа, мы всегда должны видеться таковыми, объективно растянутыми в пространственно-временной среде. Мы никогда не сможем познать себя как нечто, что не было бы тотальностью объективированных феноменальных объектов, существование которых является лишь чем-то концептуальным, как существование того, что воспринимается и познается как видимое проявление. То, чем мы являемся нефеноменально, никогда не может быть познано, поскольку познавание не может познать то, «что является познаванием», а мы есть «то, что является познаванием».

Диалектическое понимание того, «чем-мы-должны-быть», может быть недостаточным для уничтожения нашей обусловленности, но может случиться так, что понимание того, «чем-мы-не-являемся» – то есть, ничем объективным – действительно способно породить интенсивность концептуального отрицания, которое может уничтожить ложное отождествление. Между тем, что-мы-есть и тем, чем-мы-видимся, существует связь подобная той, которая существует между луной и ее отражением в луже. Другими словами, интеллектуальное понимание того, чем мы неизбежно должны быть, вместе с убежденностью в том, чем мы не являемся, может, в определенный момент вызвать внезапное мгновенное просветление.

Понимание, которое таким образом стало ноуменальным, никогда больше не сможет вернуться к своей прежней расщепленности. И тогда понимание становится переживанием опыта просветления.

Уничтоженный исполнитель остается уничтоженным и, зная, что источником нашей феноменальной видимости в пространстве-времени является то, что мы представляем собой ноуменально, мы переживаем это сновидение жизни на протяжении всего отведенного ему времени. Если говорить точнее, то нет никаких «нас», которые бы имели это переживание сновидения жизни. Есть лишь ПЕРЕЖИВАНИЕ этого сновидения жизни.

Как этого достичь, если интересно???

Просто наблюдение. Наблюдение всего происходящего, свободное от волеизъявления и вынесения суждения, возникает вместе с необъективированным отношением как к себе, так и к другим. Необъективированное отношение к себе возникает тогда, когда в уме нет ни единой мысли о себе как об объекте какого бы то ни было рода, физическом или психическом. Знать, чем ты являешься, без малейшей нужды в каком-либо объяснении со стороны кого бы то ни было, иметь максимально глубокую убежденность в том, что ты лишен каких бы то ни было «микроэлементов объективности».

Полное отсутствие какого-либо объективного качества может означать только отсутствие самой концепции воспринимаемого и познаваемого. Необъективированное отношение к самому себе естественным образом приводит к необъективированному отношению к другим, что означает конец рассматривания всех феноменов, чувствующих и нечувствующих, как своих объектов. И тогда наступает мгновенное постижение того, что предполагаемый объект (я) и предполагаемые субъекты (другие) существуют лишь как видимости. Результатом является, говоря другими словами, устранение неверного понимания, известного как «неведение», что означает осознавание нашей истинной природы.

Говоря с точки зрения «Я» (ноумена), мы все, каждый из нас может обратиться к своему феноменальному «я» со словами: «Пребывай в покое и познай, что Я есть Бог». Лишь когда отсутствует феноменальное «я», ноуменальное «Я» может присутствовать.