К вопросу об "общей формуле Лосева" и (или) "его философии в целом"

Аватар пользователя Klark

К ВОПРОСУ ОБ «ОБЩЕЙ ФОРМУЛЕ ЛОСЕВА»

и (или)

«ЕГО ФИЛОСОФИИ В ЦЕЛОМ»

К сожалению, новой книги о А.Ф.Лосеве я ещё не имел возможности прочитать.

Относительно же искомой формулы… Безо всякого желания «говорить парадоксами», следует, однако, сказать, что задача эта сложна потому, что… ОНА – ПРОСТА.

Почему же?

Потому, что «философия Лосева» - это ФИЛОСОФИЯ. Тут-то и вся суть!

Иными словами: её следует брать как «универсум философии». (А не следует «брать» как-то иначе…). Ибо она-то, в нём (универсуме), сам, этот «универс», и есть…

Отвлекаясь (но не забывая!) от того, что философия – это эпоха, схваченная в мысли, и рассматривая её как очень специальное «аудиторное занятие», эту ФОРМУЛУ ЛОСЕВА (вполне исчерпывающе) можно выразить, например, знаменитой «бритвой Оккама»: Entia non sunt miltiplicanda praeter necessitatem. Что в пересказе вольном звучит как: не плодите сущности без надобности (необходимости)!

Ведь об этом, именно об этом и ещё раз об этом – все его тексты, которые, до сей поры, удалось прочитать.

По-моему, эта же мысль Оккама (1300-1349), (по существу являясь версией принципа Парменида (540-470 до н.э.) «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит»), ЗВУЧИТ у ЛОСЕВА(1893-1988) ТАК: меон – полная противоположность эйдоса. Но, ведь, возможен же и «эйдос самого меона!»

Вот тут, в этом самом категориальном ТОПОСЕ, и рождается САМ ФЕНОМЕН СОФИСТИКИ:

…и как всепроникающего феномена всей нашей Жизни;

…и как ПРЕДМЕТ и как ВРАГ философии;

…и как МУЧИТЕЛЬ всякой гениальности в философии;

…и как ПАЛАЧ всякого «героизма в культуре»;

…и как МЕТОД преодоления софистики – ради торжества философии.

Вся эта история РОЖДЕНИЯ софистики, ПРЕОДОЛЕНИЯ софистики, ИСКУШЕНИЯ софистикой – И ЕСТЬ история философии «как таковой». И лосевской её версии, в частности.

Другими словами,

«философия как НЕОБХОДИМОСТЬ» - это: …ЭЙДОС-МЕОН-ЭЙДОС…

«Софистика как ВОЗМОЖНОСТЬ» - это: …МЕОН-ЭЙДОС-МЕОН…

Ясно, что возможность одного превращается в необходимость другого (и наоборот), когда эта «цепочка» эйдоса и меона рвется и соединяется совсем «не там». От «эйдетической судьбы меона – к меональной судьбе эйдоса!», по-лосевски говоря…

…Ну, кто же в том виноват, что слово «меон», схватывая все факты Жизни (особенно те, что крайне нам неприятны!), так много объясняет потому, что так же много оно, для философски мыслящего разума, и значит!?

Валерий МОЛЧАНОВ,

член совета городского семинара

по русской, немецкой и греческой философии

«Русский Логос».

г. Екатеринбург.

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. "Общая формула Лосева"!!! Это почти мистика, знаешь формулу можешь накладывать заклятия, типа "изыди, меон!". В чем же она состоит? Читаем нечто "загадочное":

Относительно же искомой формулы… Безо всякого желания «говорить парадоксами», следует, однако, сказать, что задача эта сложна потому, что… ОНА – ПРОСТА.

2. И почему же в самом деле? Читаем далее:

Потому, что «философия Лосева» — это ФИЛОСОФИЯ. Тут-то и вся суть!
Иными словами: её следует брать как «универсум философии». (А не следует «брать» как-то иначе…). Ибо она-то, в нём (универсуме), сам, этот «универс», и есть…

Пусть философия Лосева - это ФИЛОСОФИЯ и что с того? В чем "общая формула Лосева" и почему она сложна-проста? Пусть даже мы берем философию Лосева как "универсум философии" и никак иначе, что дальше?
3. Наконец, мы узнаем "секрет" - "общую формулу Лосева", которая сводится к формулировке принципа "бритвы Оккама" (?!):

По-моему, эта же мысль Оккама (1300-1349), (по существу являясь версией принципа Парменида (540-470 до н.э.) «Одно и то же есть мысль и то, о чем она мыслит»), ЗВУЧИТ у ЛОСЕВА(1893-1988) ТАК: меон – полная противоположность эйдоса. Но, ведь, возможен же и «эйдос самого меона!»

Это пояснение годов жизни каждого философа происходит как бы "по ту сторону" объяснения. :)) Три принципа - "бритва Оккама", "тождество бытия и мышления" Парменида и некое "немощное" высказывание о противоположности и тождественности (?!) эйдоса и меона - у автора являются одним и тем же принципом. С таким подходом к философии скоро вообще не останется никаких различий и воистину все станет Одним. :)))
4. Но наш автор неудержим. Он не останавливается на том, чтобы пояснить свои, мягко говоря, "загадочные" отождествления и спешит дальше:

Вот тут, в этом самом категориальном ТОПОСЕ, и рождается САМ ФЕНОМЕН СОФИСТИКИ:...

Кругом выделения и заглавные буквы - все это ОЧЕНЬ ВАЖНО и ОЧЕНЬ ПО СУЩЕСТВУ!
5. И вот мы добираемся до самой "формулы":

Вся эта история РОЖДЕНИЯ софистики, ПРЕОДОЛЕНИЯ софистики, ИСКУШЕНИЯ софистикой – И ЕСТЬ история философии «как таковой». И лосевской её версии, в частности.
Другими словами,
«философия как НЕОБХОДИМОСТЬ» — это: …ЭЙДОС-МЕОН-ЭЙДОС…
«Софистика как ВОЗМОЖНОСТЬ» — это: …МЕОН-ЭЙДОС-МЕОН…

Оказывается, "Философию" - эту "девушку-недотрогу" пытается испортить ее развратная подружка - "Софистика". Но "Философия" остается "мужественной" как необходимость и не поддается женским чарам "Софистики" как возможности, хотя они по сути, по "природе", одно и то же - соответстствующие ряды в бесконечной цепочке "...эйдос-меон-эйдос-меон-эйдос..."
6. И уж совсем по-философски, по-Лосевски, звучат дальнейшие выводы:

Ясно, что возможность одного превращается в необходимость другого (и наоборот), когда эта «цепочка» эйдоса и меона рвется и соединяется совсем «не там». От «эйдетической судьбы меона – к меональной судьбе эйдоса!», по-лосевски говоря…

Что-то там "рвется", "соединяется не там"... Философия, что Вы хотите. :))
7. Во всем этом, серьезным остается только авторское сетование:

…Ну, кто же в том виноват, что слово «меон», схватывая все факты Жизни (особенно те, что крайне нам неприятны!), так много объясняет потому, что так же много оно, для философски мыслящего разума, и значит!?

Итак, "Все есть меон"! Анти-Парменид. :))