Синтез - среднее или высшее?

Аватар пользователя МакСергеев

Правое или прямое? я уже пытался поднять эту тему на ру-философи в ЖЖ, но её не пропустили тамошние товарисчи. А сформулирована она была так: Тезис - антитезис - синтез: в этой триаде мы имеем средним, промежуточным - антитезис, он последовательно расположен между тезсом и синтезом однако, с другой стороны - среднее мы мыслим чаще всего как синтетическое. Возникает противоречие, которое можно проиллюстрировать другим примером: правое и прямое. мы знаем, что кривде, т.е лжи противоположна правда, т.е. истина. Знаем ,что есть десница и шуйца. Но так же и знаем, что царский путь - путь прямой, вне крайностей. Понятно, что выход из противоречия возможен лишь при вариативном подходе к этой триаде: с одной стороны тезис и синтез - по краям, а между ними антитезис; а с другой стороны, при другой системе координат - в центре, середине и вершине мы имеем синтез, а тезис и антитезис по краям.

Комментарии

Аватар пользователя Размышляй

По-моему, противоречия нет. Антитезис не может быть в середине; в середине ТОЛЬКО синтез. И вот почему...

1. Когда мы мыслим предмет, выделяя в нём тезис - с одной стороны, и антитезис - с другой, - то это не более, чем попытка мысли представить предмет как бы последовательно "создающимся", "из себя развивающимся". В действительности же предмет существует и ДО нашего умственного касания к нему как СИНТЕЗ всех своих противоречий и противоположностей. Мысль не создаёт предмета в буквальном смысле, она его создаёт для самой себя, как некий мысленный образ, но сам предмет не нуждается в этом мысленном его создании, будучи УЖЕ единством всех своих противостоящих друг другу моментов. В этом смысле СИНТЕЗ есть альфа и омега для нашего мышления.

Можно рассуждать иначе... Чтобы выделять в предмете тезис и антитезис, надо сначала иметь его в мысли как целое, ЕГО САМОГО, то есть опять-таки как синтез. Иначе к ЧЕМУ именно будут относится тезис и антитезис? Итак, синтез уже стоит в начале нашего рассмотрения предмета, хотя он, синтез, здесь ещё и не отрефлектирован нами, дан нерасчленённо. Но это ничего не меняет: синтез есть альфа и омега.

2. Синтез, очевидно, есть и среднее, и высшее. Среднее - как единство тезиса и антитезиса; высшее - как предел нашей мысли...

Аватар пользователя МакСергеев

1. несомненно, что в сфере нетварной - Божественной изначален СИНТЕЗ, т.е. триединство, и мы лишь логически можем различить его моменты

2. но в тварном мире - развитие идёт от простого к сложному, а потому антитезис будет промежуточной фазой, срединной, а синтез - конечной, но конечность не как гибельность, а как совершенство, ибо завершение - вершина

Аватар пользователя Nataly

Это смотря с какого момента рассматривать. Если понимать, что все исходит из Целого, то это еще вопрос вопросов - где синтез. А развитие действительно от простого.

Аватар пользователя МакСергеев

и ещё один момент:

возьмём такую сферу развития и изменения как времена года или суточный цикл

разве можно назвать синтезом демизесонье - весну-осень?
нет - это значит признать полнотою (а синтез - это полнота)компромисс

Аватар пользователя Размышляй

Весь вопрос сводится к тому, как мы хотим понимать предмет, который рассматриваем: или как ставшее, или как становящееся.

1. Предмет как ставшее содержит в себе синтез как середину и веришну самого себя. Это, кажется, ясно.

2. Предмет же как становящееся только стремится к высшему синтезу, и потому содержит его как бы не в середине, а - потенциально - в конце. Но тут, однако, не всё так просто. Предмет, чтобы становится, сначала погружается в меон ВЕСЬ, ЦЕЛОСТНО, то есть как предмет же, - и уже от этой целокупной точки отталкивается и погружается в сплошной поток становления; и во всех своих моментах, возникающих и уничтожающихся, он присутствует всецело, как синтез, хотя его, этот синтез, и нельзя вычленить из этого бурного течения и потока. Таким образом, синтез везде и всюду, но данный по-разному, иначе.

Кажется, так...

Аватар пользователя МакСергеев

т.е. иначе говоря, если есть будущее, то совершенство в нём, а если есть уже вечное настоящее, то значит это уже совершенство изначально

или же будущее станет вечнымнастоящим, которое относится к нынешнему настоящему есть совершенство к несовершенству

так и со средним (настоящим) - для нас во времени оно лишь срединностькак промежуточность, и в будущем - высший синтез

Аватар пользователя Nataly

Синтез и компромисс противоположных лагерей понятия

Аватар пользователя МакСергеев

компромисс это лишь уступка одной сторны в чём-то маловажном стороне другой в той или иной мере, но синтез симметричен

Аватар пользователя Корвин

Я думаю синтез - высшее. Схема "тезис-антитезис-синтез" асимметрична и это является причиной развития. Если бы высшее было в середине, имела бы место устойчивость и развития бы не было.

Аватар пользователя МакСергеев

высший синтез не требует развития, ибо полнота бытия достигнута in actu - точнее произошло соединение с извечной полнотой бытия (Бог)

Аватар пользователя Alexivanov

"тезис и синтез — по краям, а между ними антитезис"
Вы сами вводите какие-то границы, а потом боритесь с ними.
Тезис в другом отношении является чьим-то антитезисом и т.д.
Универсум не имеет границ.

Аватар пользователя Nataly

Тезис - антитезис это пара противоположений. Синтез - то, что позволяет вмещать пару противоположений. Поэтому возникает некий треугольник и синтез его вершина.
Поэтому к Вашему вопросу ответ: синтез высшее, а не среднее.

Аватар пользователя ФИЛ

Считаю, что диалектика относится только к движению, в т. ч. и механическому. Поэтому всякое движение (и только движение) противоречиво.Например, летящая стрела "находится в данной точке" (тезис) и "не находится в ней" (антитезис). Синтез - переход (движение) в следующую точку пространства. Здесь все повторяется: тезис-антитезис-синтез. И т. д. Т. о., тезис и антитезис - ложны по отдельности, истинен синтез (движение), в пику стоикам (Зенон и др.), объявившим движение не существующим (ложным), исключая этим антитезис.
Рассмотрим теперь линию синтеза - линию или траекторию движения (механического в данном примере). Ее можно делить на последовательные тройки: тезис-анти-синтез, антитезис-синтез-тезис или синтез-тезис-анти. Каждый элемент (синтез, например) может быть на любом из трех мест: в начале тройки, в середине или в конце (как нарубите). Поэтому абстрактный ответ на абстрактный вопрос: "Синтез среднее или высшее?" - низшее, среднее или высшее в зависимости от вида выбранной триады.

Аватар пользователя МакСергеев

"Т. о., тезис и антитезис — ложны по отдельности, истинен синтез (движение)"

пркрасно я согласен

крйности ложны, истинно не одно или другое сами посебе, а а целостность причём не как единство, а как многоединство

"Поэтому абстрактный ответ на абстрактный вопрос: «Синтез среднее или высшее?» — низшее, среднее или высшее в зависимости от вида выбранной триады."

полностью согласен - "в зависимости от ориенатации модели"

Аватар пользователя Ystdion

Попробую представить смысл синтеза на примере с использованием метафизического формализма (т.е. "заумно"), отвлекаясь от примитивности внешней схемы: "тезис -- антитезис -- синтез".

Предположим рассуждения о неких тезисе и антитезисе. (В чисто формальном аспекте, описывающие лишь логико-смысловую связь):

I. ТЕЗИС (состоящий из двух неразрывных частей):

1) Если я мыслю, следовательно, существую;
2) Но, если я существую, -- то мыслю (могу мыслить)

II. АНТИТЕЗИС (также из связанных между собой частей):

1) Если я не мыслю (не осуществляется процесс), следовательно, не существую;
2) Но если я не существую, то не мыслю (не могу мыслить).

(Как известно, в такой формулировке тезис представляет из себя замкнутый круг, а антитезис – также замкнутый, но порочный круг.)

III. СИНТЕЗ (как высшее).

  • Из-за того, что в обоих случаях присутствует "циклическая детерминация" ( циклическая причинно-логическая связь), то ее наличие является определенного рода синтезом (с формальной стороны).
  • Но то, что в тезисном варианте возможно возникновение и существование сущего (осуществление) -- а в антитезисном варианте это невозможно -- то в первом циклическая детерминация приводит к определенному реальному синтезу (т.е. в содержательном смысле, по-существу).
  • Следовательно антитезис здесь, как формальное противопоставление тезису, естественным образом отбрасывается как неправомерное, и происходит "возвращение" к тезису. (Видимо, Декарт оставил единственно тезис как результат.) Из этого следует, что произошел синтез – в философском (умозрительном) смысле.

    Философский синтез стал возможным в результате осуществления "предметного" (на предметном уровне) синтеза в тезисном высказывании (или утверждении тезиса).

    Вместо выводов.

    1. Метафизический формализм позволил рассмотреть частный пример структуры взаимодействия тезис-антитезис и синтеза.
    2. Синтез не зафиксирован в каком-либо высказывании (как тезис или антитезис) поскольку "фигурировал" на мета-уровне (в "метасфере")

    Интересно, что на основе такого формализма, можно представить, что "Бог" в известном изречении Евангелия от Иоанна является синтезом тезиса "Слово было Бог" и антитезиса "Слово было у Бога". (Естественно, под "Слово" нужно подразумевать логос – размышление, мысль.)
    (Вот и получается, в связи с названным изречением, что "Если понимать, что все исходит из Целого, то это еще вопрос вопросов — где синтез" (Наталья)).

    Аватар пользователя ФИЛ

    У Вас тут проблемы с логикой. Тезисом в логике (и в схеме Гегеля) называется суждение, а у Вас тезисом названо умозаключение: "Мыслю, следовательно, существую" - да еще и не одно.

    Аватар пользователя Ystdion

    Нужно признать, что Вы,ФИЛ, невнимательны. Я рассуждал с позиции логики метафизического формализма. О чем и предупредил сразу.

    Кстати говоря, Гегель вывел свою логику не вытекающую из логики постулированной им абсолютной идеи, а принял не имеющее отношение к этому постулированию лежащие на поверности и чуждые этой идее принципы противоборства противоположностей и "отрицания отрицания" («Идея есть мышление — не как формальное мышление, а как развивающаяся тотальность её собственных определений и законов, которые она сама себе дает, а не имеет или находит в себе заранее».)
    Показал ли Гегель производство идеей этих законов из себя?

    Аватар пользователя ФИЛ

    Что Вы понимаете под словом "логика"? Науку или что-то другое? Что значит "логика метафизического формализма"? О какой "логике" Гегеля речь?

    Аватар пользователя МакСергеев

    на самом деле среднее не противоречит высшему - поскольку вершина раполагается посередине если смотреть сбоку и в центре есть смотреть сверху :)

    Аватар пользователя МакСергеев

    я ничего не ввожу, я констатирую последователньость в которой мы мжемразличить антитезис как находящися между тезисо и конечнм синтезом - вот и получается что в середине не синтез а антитезис.