Зачем развитие?

Аватар пользователя Alexivanov
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Зачем развитие?

Целенаправленная пропаганда потребительства является непременным сопровождением наблюдаемой сейчас в мире глобализации, то есть объединения всей Земли в рамках одного рынка, одного базара. Для чего, для каких целей эта пропаганда поддерживается?

В социализме, взятом в качестве общественного движения, пронизывающего ныне, в 21 веке, весь так называемый цивилизованный капиталистический мир, глубоко спрятана его исходная подоплека – это потребительство. Социализм – это потребительское отношение к государству или, другими словами, организованное потребительским обществом давление на государство с целью повысить уровень потребления. Способы и методы достижения своих потребительских целей потребителей не интересуют. Пусть это будет война с целью захвата ресурсов и эксплуатации отсталых народов. Но где предел повышению этого уровня потребления? Он ограничен как общественно-приемлемым или разумным уровнем, зависящим от внутренних общественных условий, так и величиной доступных для данного общества внешних ресурсов. Предел внешних ресурсов уже наступил. Буржуазное государство приступает к экспроприации собственных потребителей.

Поэтому у властей возникает вопрос – а зачем развитие общества? Неужели для победы потребителей над государством? Но окончательная победа потребительства будет концом развития, будет возвратом к фундаментализму, всякому традиционализму, будет возвратом к так называемым истокам, к старым воззрениям и верованиям. За признак развития при этом выдаются (господствующей идеологией, оплаченным мировоззрением) распад человеческого духа, разнообразные извращения и признаки вырождения. Зачем развитие, если существующий уровень производства в принципе уже способен покрыть все биологические потребности человечества.

Поэтому вместо идеи поступательного развития или идеи прогресса властями выдвинута в конце 20-го века новая идея контролируемого устойчивого развития, развития такого рода, которое нужно поддерживать и направлять и лучше всего направлять по кругу и которое не есть развитие. Эта идея стабильного существования, другими словами, идея застоя, скрывает в себе другую идею – цель развития стала известна, также как и методы осуществления так называемого устойчивого развития. В качестве таковой цели предполагается потребительство, а в качестве метода – абсолютная свобода обмена товаров. Итак, мы пришли к исходному теоретическому пункту – абсолютизации потребительства. Парадокс заключается в том, что победа потребительства приводит к экспроприации потребителей! Это означает конец развития человечества.

Но мы живем в развивающемся мире, поэтому не можем избежать всеобщего развития. Человечество, поэтому, обладает ресурсами развития. Внешним ресурсом является познание. Человечество исчерпало этот ресурс вширь, путем экстенсивного наращивания знания, путем эмпирики и анализа. Необходимо переходить к интенсивному способу познания, проникновению вглубь непознанного путем синтеза знания. Внутренним ресурсом является человеческое общение. Человечество исчерпало этот ресурс также только вширь, путем экстенсивного распространения монолога средствами массовой информации. Необходимо переходить к интенсивному способу общения – к содержательному диалогу. В диалоге, если он состоялся, человек является не средством, а целью.

Другое дело - разумное развитие, в качестве альтернативы устойчивого развития. Его цель и методы осуществления заранее не известны и открываются в ходе познания. Требуется пропаганда разумного развития, направленная также и против господства потребительства и фундаментализма.

Потребление необходимо для свободного обмена товаров, для развития личности, но не достаточно, ибо нуждается, прежде всего, в производстве.

Потребительство должно быть дополнено устремлением к производству. Это осуществил промышленный капитал (промкап). Промкап заинтересован в первую очередь в росте производства, а финансовый капитал (финкап) – в росте потребительства. Они дополняют друг друга. Пролетариат (наемные работники, продающие свое рабочее время) взаимодействует только с промкапом. Финкап стоит над ними и имеет свободные ресурсы. Борьба финкапа и промкапа завершилась победой первого вскоре после установления третьей стадии капитализма – империализма (в 1913 г. образовалась ФРС в США). Затем возник коммунизм. Победа социализма означала и победу потребительства. Пролетарское мировоззрение выродилось в мировоззрение потребления. Поэтому распад мировой системы социализма и приватизация общественной собственности знаменует собой окончательную победу и социализма (но не коммунизма!) и потребительства.

Социализм возможен только вследствие распада первобытной человеческой общины в условиях диктатуры государства. Социализм неотделим от диктатуры государства. Распад общины, с переносом коллективистских взаимоотношений людей на уровень государства, освободил самые низменные чувства людей, ранее подавляемые общиной на низовом уровне. Достоевский утверждал, что ведущим мотивом человеческого поведения при социализме будет зависть. Таким путем идет развитие человеческой личности. Коллективизация в СССР и культурная революция в Китае это подтверждает.

После победы потребительства сейчас в 21 веке наступает эпоха расцвета фундаментализма и заката человеческого общества. Потребительство служит почвой для фундаментализма и причиной вырождения человеческого духа.

Сейчас финкапу противостоит только Китай (социализм в котором ещё не победил, то есть потребительство ещё окончательно не победило).

Кто же будет оплачивать пропаганду развития? Тогда как все ресурсы у финкапа? Надо отметить, что пропаганда социализма проникла в буржуазную печать сначала в Англии в 80-х годах 19 века с помощью финкапа. Ниоткуда вдруг возникли левые газеты, появились статьи, рекламирующие социализм и Маркса в качестве теоретика социализма. Финкап боролся таким способом с промкапом.

Если люди хотят верить, если у них возникла потребность сменить веру, они поверят в любую правдоподобную ересь, нужно только им ее подсунуть вовремя. Такой ересью показался финкапу коммунизм Маркса. Они не подозревали, что марксизм не ересь, и содержит при этом в скрытом виде теорию развития.

Финкап борется ныне с государством. Посему, он должен обратиться за помощью в своей борьбе к разумному развитию.

Возврат к свободе

Уход от свободы равносилен уходу от ответственности ради потребления, хотя на деле получается, что чем меньше ответственности, тем меньше потребление. Неограниченное потребление имеет следствием малую ответственность и ведет общество к понижению уровня потребления, к деградации и краху. Самоограничение потребления является ресурсом для возрастания ответственности.

Круг потребления или горизонт потребления ограничен для данного общественно-приемлемого уровня потребления. Например, чем больше потребляется материальных вещей, тем меньше остается времени и сил для потребления духовных ценностей, и наоборот. Поэтому возврат к свободе, в соответствие с идеями Эриха Фромма, будет результатом выработки ответственности, самоуправления потреблением и может быть обобщен понятием «развитие человеческой личности». Итак, потребности человека доросли до потребности развития собственной личности.

Как и где он сможет ее удовлетворить? В рамках иерархии, бюрократической системы (государства) это невозможно, так как человек становится участником механизма. Это возможно только в трудовом коллективе, в сети трудовых отношений людей, которая должна предварительно вырваться из-под гнета иерархии. А последнее станет возможно только с помощью иерархии более высокого порядка – мировоззрения развития.

Система трудовых отношений произвела государственную иерархию и систему обмена товаров. В результате она оказалась у них в плену. Теперь ей осталось раздвоиться, создав новое взаимодействие людей, информационное, в процессе познания. В трудовом коллективе познавательное взаимодействие людей должно обособиться от трудовых отношений, которые уже с помощью познания смогут вырваться из-под гнета бюрократии и рынка.

Полагают, что только 2% людей способны принимать самостоятельные решения, идущие вразрез с существующими правилами, обычаями и общественными заблуждениями (остальные – конформисты, приспособленцы). Эти индивидуалисты необходимы для развития общества, из их числа появляются энтузиасты, чьи устремления совпадают с вектором развития общества. Но энтузиасты обычно находятся под гнетом конформистов. Энтузиасты освобождаются от власти конформистов только в эпоху общественного кризиса.

Кризис общества потребления приведет к понижению уровня потребления. Поэтому возникнет необходимость в самоуправлении потреблением, которую осуществят энтузиасты путем переноса центра тяжести потребления в сторону потребления духовных ценностей. Возникнет возможность осознанного развития человеческой личности и человеческого общества. Развитие личности идет вслед за развитием общества, но общество развивается лишь вследствие сознательного саморазвития личности. Энтузиасты станут субъектами развития общества. Энтузиасты создадут новую сеть информационного взаимодействия людей, сеть диалога - равный с равным (РСР) в ходе синтеза знания.

Только разумное развитие общества обеспечит стабильное повышение уровня потребления путем превращения его в разумное потребление.

Управление против создания или иерархия против сети.

Начала теории упорядочения

Обмен товаров возник из обмена продуктов производства только после оформления насилия в форме государства. Лишь после этого могла возникнуть собственность в качестве общественного договора, который государство должно было поддерживать. Итак, государство предшествует системе обмена товаров или, точнее, обмен продуктов производства превратился в обмен товаров после образования государства.

Рабовладение есть следствие государства, но рабы появляются изначально внутри первобытной общины под прикрытием возникающей системы насилия как результат действия системы обмена товаров. Община распадается. Но если община сохраняет свою целостность, то она целиком переходит в рабство государству. Так возникли два пути перехода от первобытно-общинного строя к эксплуататорскому строю, к государству – 1)средиземноморский и 2)азиатский. (Русское государство возникло по второму пути).

Укрепление рынка привело рабовладение к гибели – производительность труда рабов падала (рабы умнели) и экспансия рынка прекратилась. В результате последовал коллапс древнего общества. Грядущее завершение глобализации приведет к такому же концу современное общество, ибо экспансия рынка неизбежно прекратится.

Управление использует (расходует) некий ресурс. Оно привязано к этому ресурсу. Но оно не может создать этот ресурс. Например, при социализме – это потребление, точнее, этот ресурс есть уровень потребления, а управление осуществляется путем повышения этого уровня потребления. Управление работало до тех пор, пока не был использован весь потенциал этого ресурса, пока не была исчерпана возможность повышения этого уровня потребления. Ибо с некоторого уровня потребления этот метод теряет эффективность, так как после удовлетворения потребностей в еде и жилье, биологических потребностей, этот метод начинает подрывать основы существующей социальной системы, ибо с некоторого уровня потребления происходит переход к социальным потребностям, что требует развития общественной системы и разрушает данное общество. С другой стороны, возможность повышения уровня потребления ограничена производительностью труда. Поэтому управление рассыпалось, последовал распад СССР и социалистической системы. А метод управления изменился – поскольку уровень потребления катастрофически упал, постольку иерархия использует старый метод, но с тем отличием, что искусственно ограничивает уровень потребления, перехватывая общественный продукт и распределяя его внутри бюрократической системы (рыночные отношения – это метод приватизации общественного богатства). Итак, капиталистический социализм нашел способ воспроизводства ресурса для управления – нашел вечный двигатель. Но этот способ разрушает общество, ибо безвозвратно расходует общественный потенциал, переводя общество в режим необратимой деградации, вырождения и вымирания. Энтропия неизбежно возрастает.

Самый древний способ воспроизводства ресурса для управления – способ снижения уровня потребления – это строительство пирамид, также в качестве такого метода использовались войны, а ныне – гонка вооружений. Это очень эффективное средство омертвления и уничтожения прибавочного общественного продукта. Оно необходимо иерархии для того, чтобы воспроизвести ресурс управления обществом. Представим, что те колоссальные материальные потери общественного труда, затраченные, скажем, в период первой мировой войны, пошли бы на повышение уровня жизни и развитие общественных отношений. Капитализм подготовил бы тем самым собственную смерть. Система обмена товаров действует таким образом, что ресурсы притекают к ресурсам, пролетариат воспроизводится в силу того, что лишается ресурсов. Если бы капиталистическое государство не осуществляло социалистическую политику, то капитализм как общество рассыпался вследствие обнищания и человеческой деградации пролетариата. Для социалистической политики требуются внешние ресурсы, которые капитализм черпает в отсталой части мира (в Африке, Китае, Индии, Латинской Америке, в бывшем СССР).

Ресурсы создает сетевое взаимодействие людей (трудовые отношения). Иерархия расходует ресурсы, катится вниз по наклонной плоскости. Энтропия возрастает. Вечный двигатель невозможен, ибо потенциал сетевого взаимодействия людей не безграничен. Иерархия, тем не менее, необходима (но не достаточна) постольку, поскольку сеть не умеет распоряжаться возникающими в ней ресурсами. Иерархия – это двигатель, механизм, мотор, технология. Иерархия =управление, сеть = создание. Сеть создает не только ресурсы, но и иерархию, которая вступает в сражение с предыдущей иерархией, используя созданные сетью ресурсы. Побеждает иерархия, обладающая большими ресурсами.

На нисходящем пути развития последовательно возникают новые сетевые взаимодействия. На восходящем пути развития происходит возврат к старым сетевым взаимодействиям с помощью сознания и обязательно революционным путем. Так капитализм есть возврат к сетевому взаимодействию рабовладельчества (наемный труд) с учетом опыта феодализма, а коммунизм есть возврат к первобытному сетевому обществу (развитие трудовых отношений), но включая опыт рабовладельчества, феодализма и капитализма. Рыночные отношения, как и трудовые отношения, имеют сетевую природу. Но рыночные отношения – всего лишь следствие трудовых отношений.

Будущая ноосфера – это возврат к взаимодействию биосферы (добыча информации), но на основе опыта человеческого общества.

Следует помнить, что капитализм не уничтожил феодализм фактически, формально отменив привилегии, ибо лорды превратились в буржуев. Точно также коммунистический строй не уничтожил эксплуататорский строй, ибо не только сосуществует с капитализмом, но, отменив эксплуатацию человека человеком, на деле учредил эксплуатацию общества (под прикрытием управления обществом) со стороны бюрократической системы государства.

Представим, что коммунизм решил все проблемы, преодолел все противоречия. В этом случае развитие остановится. А так как окружающий мир продолжает развиваться, то эта остановка развития будет регрессом. Потребительство как исток коммунизма соединившись с фундаментализмом приведут к отказу от развития. Если сеть трудовых отношений исчерпала себя ещё на первобытно-общинном этапе, то возврат к ним при коммунизме является анахронизмом. Поэтому коммунизм, предоставленный самому себе или отгородившийся от мира изнутри, вырождается в первобытно-общинный строй. Коммунизм, следовательно, должен взаимодействовать с эксплуататорским строем. Это же относится к любому третьему этапу развития противоречия, например, к ноосфере. Проблема заключается в том, как старому сетевому взаимодействия, отягощенному старой иерархией, создать новое сетевое взаимодействие для собственного развития.

Трудовые отношения должны усложниться в ходе развития, восприняв все позитивное и переработав все негативное, чтобы успешно противостоять государственной иерархии, пронизывающей всё общество. Но этому мешает потребительство большинства людей, что вполне закономерно. Поэтому становится необходимой и достаточной деятельность энтузиастов, создающих новые трудовые отношения вместе с образованием третьей формы Живой природы – ноосферы.

Противоречия коммунистического строя приведут к возникновению ноосферы. Будущая ноосфера не уничтожит человеческое общество, а, отменит эксплуатацию общества со стороны бюрократической системы государства в коммунистическом строе и учредит действительно разумное управление бюрократической системой государства со стороны диктатуры энтузиазма с помощью познания.

Но и сама ноосфера будет отягощена собственными противоречиями. Аналогично, восхождение на третью стадию ноосферы потребует в свое время образования третьей формы Материи – Разумной Материи.

Итак, главный ресурс энтузиастов в обществе – потребительство, как результат сетевого взаимодействия людей. Но это потребительство особого рода – потребность развития человеческой личности, которая реализуется путем потребления новых трудовых отношений.

Комментарии

Аватар пользователя Арджума

Вполне разумная, на мой взгляд, оценка ситуации. Логичный пессимистический прогноз и закономерная попытка найти выход (в робкой попытке построения очередной утопии под названием "ноосфера"). Вполне разделяю Ваш пессимизм. Мне больше импонирует радикальное решение всех земных проблем, изложенное на сайте http://oromika.narod.ru, хотя оно, по-видимому, пригодно далеко не для всех. Социализм со всеми его недостатками и гарантированными пенсиями, по моему убеждению, единственная форма достойной старости человечества в ноосфере.

Аватар пользователя Geolog

Alex, Вы наверное не редактировали себя и статья вышла
пастянутой. Мыслей много и многие вполне значимы, но
все как-то не стыкуется. Может быть я не понял, но извините,
Ваше выражение о "прекращении экспансии рынка", Вы понимаете
сами о чем пишете? Рынок не субьект, а объект экспансии.
Потом, вы написали, что власти (какие ?) планируют каким-то образом ограничить рост потребительства. Это разумно, но
не видно программы. Мне кажется, что проблема эта есть, но
решить ее умозрительно, так, как пытаетесь Вы, невозможно.
Решение этой проблемы будет найдено, возможно в ближайшие
10-15 лет, когда цены на нефть вырастут и будут найдены
другие источники энергии. Разумное самоограничение потребностей зависит от бгатой верхушки (вернее от богатых
бездельников, которые задают менее богатому слою себе подобных стандарты потребления).

И пожалуйста не смешивайте время, то у Вас пролетариат
с промкапом, то постиндустриальное общество, небрежностью
можно испортить вполне рациональные предложения.