Задачи современной философии

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Термины: 

Был приглашён и участвовал в очередном заседании семинара Русской христианской гуманитарной академии. С докладом на тему «О философии, философах и философских задачах нашего времени» выступал кандидат философских наук, доцент РГПУ им. Герцена Андрей Николаевич Муравьёв.

Он в частности, сказал:

Именно русские философы смогут сделать новый шаг в развитии философии. Потому что русский дух не утерял интереса к истине. Жажда русских людей справедливости, любовь к справедливости, к правде это и есть объективная предпосылка наряду с потерей интереса к поискам истины в западной философии.

Философия есть всеобщий метод познания истины.

Философ есть индивид, занятый созданием собственного учения.

Философа можно рассматривать как явление, и как сущность.

Философия как сущность не стоит в одном ряду с другими делами. Философ это не одно из явлений, и не одно из многих, а просто один.

Философ есть гений человечества, в ком каждую историческую эпоху человеческий дух приходит к абсолютному самосознанию.

Философ не индивидуальность и не личность, а форма самосознания истины.

Философ есть, не имеющий личной воли, орудие духа и самосознания вечности.

Философия никому кроме философа не интересна и не известна.

Не философия собственность философа, а философ собственность философии.

Путь познания истины всегда путь сверхчеловеческий.

Всё идёт к новейшей философии по существу.

Новейшая история философии должна содержать всю историю философии.

Задача современной философии – разрешение противоречия между явлением и сущностью.

Нужно чтобы философия перестала быть предметом замкнутого круга жрецов от философии.

Чтобы философия стала понятна многим людям, а не отдельным философам. Настоящая философия должна перестать быть эзотеричной, а стать экзотеричной.

Необходимо возвысить явление философии к её сути!

ПРИВЕДУ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕЗИСЫ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Истина это то, что есть или что должно быть? И можно ли назвать истиной то, что должно быть?

Философия определяет истину как то, что есть, то что не может не быть.

Каковы причины кризиса европейской цивилизации? Русская философия это философия верующего разума. А Гегель в «Философии логики» поставил человеческий разум вместо Бога!

Философия – наука о смысле жизни, и больше ни о чём.

Философия это наука о Боге, о человеке и человечестве с точки зрения человека.

Русская философия это философия верующего разума. И именно это доверие к Богу есть преимущество перед западной философией.

Истина как благо, красота, добро, истина это не что, а Кто!

Экономический и финансовый кризис это проекция кризиса смыслов, это следствие развития философии позитивизма.

Всё обессмыслено. Из самой экономической науки, как и из самой финансовой науки, нельзя найти выход из кризиса, нельзя вернуть смысл денег.

Нынешняя образованность становится способом манипуляции чужим опытом. Мы стали зависимы от текстовой культуры. Чужие тексты и чужие философские системы это всего лишь чужие.

На деле мы видим снобизм просвещённых, начитанных.

Нет ли других путей образованности кроме текстовой?

Настоящая философская культура рождается под плугом землепашца.

Можем ли мы сегодня поставить задачу причастности к философскому сознанию, когда философия появляется из-под плуга землепашца?

Я В СВОЁМ ВЫСТУПЛЕНИИ сказал следующее:

Я не называю себя философом, потому что не имею диплома об окончании философского факультета. Но с детства в память врезались слова: «философствовать – значит жить сообразно своим убеждениям». На мой взгляд, философия существует не только и не столько в философских текстах, сколько в опыте жизни конкретного человека, которого можно называть философом. Я считаю, что философ должен своей жизнью давать ответ на вопрос о смысле бытия, – и таким образом сущность философии проявляется в конкретной жизни человека. Философская истина должна быть понятна простому человеку и доступна для «употребления», она должна быть одновременно и проста и глубока, быть ясной и в то же время скрывать в себе глубинные философские смыслы.

Вывод моего романа-быль «Странник»(мистерия) состоит в трёх простых словах – ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ. Казалось бы, просто и понятно, но как трудно применить к жизни, и какие глубокие метафизические смыслы скрыты в этих трёх словах. Причём каждый может по-своему понимать смысл этой формулы, в зависимости от того, как расставит знаки препинания или даже изменит последовательность слов. ЛЮБОВЬ – ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ! НЕОБХОДИМОСТЬ – ТВОРИТЬ ЛЮБОВЬ! и т.д.

Настоящий философ должен своей жизнью подтверждать и доказывать истинность своего учения, как это сделал Сократ и Иисус из Назарета. В противном случае его учение нельзя назвать философией.

Нынешний кризис это не просто финансовый кризис, это кризис потребительской экономики, кризис потребительского смысла жизни.

Потребительская экономика высасывает все силы из человека, заставляя покупать, покупать, покупать иногда даже совсем не необходимые вещи, лишь бы экономика работала.

Неизбежность кризиса была очевидна, как и тупик потребительской экономики. Сегодня нужен «свет в конце тоннеля» – новый смысл жизни в глобальном мире.

Я считаю, что таким новым смыслом может стать перераспределение сил с материального производства на производство духовное. В противном случае отсутствие смысла жить подменят смыслом умирать, как это всегда бывало в период экономического кризиса.

Кризис – он прежде всего в умах, а потом уже в кармане!

Совершенно очевидно, что за так называемым финансовым кризисом скрывается кризис перепроизводства, который был виден невооружённым глазом на любом вещевом рынке. К тому же, хозяева печатного станка напечатали слишком много бумажных купюр, явно злоупотребив своим монопольным правом производить деньги. И теперь не знают, куда пристроить эти бумажки, чтобы не обрушить экономику.

Всемирное разделение труда и глобализация заменяется глокализацией – страны переходят на самообеспечение и самофинансирование.

Но в глобальном мире выжить можно только вместе. К сожалению, идея «мировых денег» не получила поддержки, хотя она только и могла спасти мировую кооперацию.

Всё это плохие симптомы, повторяющиеся каждое начало века.

Или природа требует очищения от избытка в порядке саморегуляции?

Я согласен с мнением известного литературоведа Льва Анненского, что мы находимся в точке бифуркации. Что будет с Россией через сто лет? Если Россия начнёт распадаться на отдельные национальные организмы, тогда будут нормальные средние национальные формы культуры. Если же России предстоит ещё дальше тащить на себе груз имперский, груз сверхдержавы, ничего хорошего и лёгкого для людей не будет, но, может быть, будут великие потрясения и великая культура… Какая будет Россия, никто не знает. Если будет великая задача, а она никогда не бывает лёгкой, никогда не бывает счастливой. Разве «Тихий Дон» о счастье? А это лучший русский роман ХХ века. Великие культуры рождаются в великих империях из сопротивления личности этим империям внутри.

Великая культура стоит больших слёз и страданий.

Культура для отдыха это не культура, а цивилизация.

Великие произведения никогда по эталонам не делаются. Они возникают или когда художник не хочет знать эталоны, или когда он сознательно подрывает этот эталон. Лучше вообще когда он его не знает. Вот так рождаются великие произведения. И они всегда рождаются неожиданно, а потом становятся образцами.

ЛИЧНО Я считаю, что культура входит в понятие цивилизации, является её духовной составляющей. О развитии той или иной цивилизации судят именно по памятникам культуры.

Если назначение человека в приспособлении, то цель его жизни в создании материального комфорта – если жить для тела, то надо развивать цивилизацию.

А если назначение человека в духовном совершенствовании, то надо жить для духа, и значит развивать культуру.

То есть всё зависит от решения главного вопроса – ЗАЧЕМ ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?!

Желающие полностью прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (два часа) по ссылке для скачивания: http://files.mail.ru/63SNFX

Чтобы прослушать в формате MP3, нужно конвертировать файл. Конвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.narod.ru

Комментарии

Аватар пользователя a2009a

Ваша аннотация гораздо интереснее доклада и отзывов о нем. Муравьев, похоже, как и год назад, и два года назад и т.д. все также говорит об очевидных или хорошо известных вещах, правда на базе весьма добротного личного образования. И если для студентов много нового, то для преподавательско-профессорского корпуса ничего принципиально нового быть не должно. Да и Новейшая философия уже создана. Зачем же ее обходить стороной? Хотя у Муравьева могут быть свои мотивы. Иными словами, спорных мест в докладе много, но тут уж кому как нравится, вопрос в пристрастиях, и к науке, поэтому, не относится. Впрочем, мое мнение основывается на некоторой ретроспективе его докладов.

Аватар пользователя Волшебник_

Великие произведения никогда по эталонам не делаются. Они возникают или когда художник не хочет знать эталоны, или когда он сознательно подрывает этот эталон. Лучше вообще когда он его не знает. Вот так рождаются великие произведения.

Вы так легко и небрежно оперируете понятием "Эталон"..
Все великие произведения делаются именно по единому Эталону, а уж от уровня мышления и развития зависит осознаёт ли творец скрытую, руководящую роль Эталона в своём творении или нет...Под объективным Эталоном подразумеваются инвариантный приоритет Добра над Злом и другие вытекающие отсюда положения и следствия...

Великие произведения ... возникают или когда художник не хочет знать эталоны, или когда он сознательно подрывает этот эталон. Лучше вообще когда он его не знает. Вот так рождаются великие произведения.

Именно благодаря тому, что в произведении содержатся признаки Эталона и обеспечивается всеобщность и как следствие величие произведения...

Вот пример скрытого вируса поражающего мышление человека и вызывающего беспорядок в его голове...Человек с логическим мышлением должен испытывать боль от такого качества мыслей (..
Это лепта в общий кризис...

http://volshebnik.us

Аватар пользователя Сергей Борчиков

ВОЗВРАТ К МУДРОСТИ
Среди приведенных определений философии почему-то не нашел главного, исконного: любовь к мудрости (софии). А отсюда недооценка задачи современной философии - возврата к мудрости.
Вы пишете: "Настоящий философ должен своей жизнью подтверждать и доказывать истинность своего учения..." и делаете ударение на "жизнь". Но прежде, чем что-то доказывать, надо это создать. Поэтому я бы сделал ударение на "творчество".
И как-то режет слух "свое учение". Соглашусь, произведение и творение - действительно "свои", но "своя мудрость" - осюморон. Мудрость потому и мудрость, что она всеобщая, всеединая. Нашупать это всеединство - представляет высшую задачу философии.

Аватар пользователя Волшебник_

Есть ещё один момент, который не заметен пока не "нащупали" это всеединство - это то, что - а нужна ли эта высшая мудрость социуму...Не будут ли потрясены глиняные ноги этого колосса...Найдёт ли социум в себе мужество признать своё интеллектуальное невежество и слабость...Не будет ли у него истерики ?..
Будет...
Потому, что мудрость отвлекает массы от работы, размножения и развития Материи...Мудрость всегда прохладно относится к экономическми соблазнам и изобилию...А какому обществу, социуму, государству это нужно ?..
Мудрость не может стать идеологией государства...И оно будет сопротивляться этой идеологии, чтобы выжить...
Пока мы живём на Земле Материя не уступит Духу место...

http://volshebnik.us

Аватар пользователя Сергей Борчиков

С Вами можно согласиться, если не одно "но". А что, те люди (пусть их не много), которым нужны и мудрость, и всеединство, вне социума? Нет, они тоже частица социума, у них тоже своя идеология и свои правила коммуникации. Таким образом, проблема трансформируется из противоречия "добро - зло" или "материя - дух", в противоречие "социум плоский (К.Уилбер называл его флатландией (плоской страной)) и социум всеединый". Законов чистого Духа найдете в Культуре и в Интернете сколько угодно, а вот есть ли у Вас соображения по всеединому, правильному, истинному социуму (общению).

Аватар пользователя Николай Кофырин

Любовь творить необходимость!
Теперь я знаю почему.
Ведь правит миром Божья милость:
Когда я должен, что могу!
Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца.
Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа.
Творение имеет принцип,
И он во всём, всегда, везде:
Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле.
Необходимость жить любовью,
Необходимость мир любить,
И принимать любовь и с болью,
И даже мучаясь, творить.
Творить любовь — необходимость!
И всё подчинено тому.
Ведь всё, к чему бы ни стремилось,
Творит зачем и почему.
Зачем себя осуществляем?
И почему хотим любви?
Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты.
Творить себя — необходимость,
Любовь нас требует себе.
Что в Космосе — и в нас вместилось,
Вселенский смысл — он и во мне! —
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
( из моего романа-быль "Странник"(мистерия) на сайте http://www.newruslit.nm.ru

Мой видеоролик "В чём смысл жизни?" можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post73954835/play

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Pro et contra
ПОЭЗИЯ и НАУКА любви

«Ведь правит миром Божья милость:»
Да, но когда садист мучит жертву, не думаю, что тут правит Божья милость…

«Когда я должен, что могу!»
О, как я очень много могу, но никогда не буду многого делать, потому что не должен.

«Таков Закон существованья,
Вселенский Смысл и суть Творца».
По Владимиру Соловьеву, Бог не существование, а сущее. По Фоме Аквинскому, Бог – бытие. И т.д. В данном случае поэзис слабее ноэзиса.

«Доступно каждому то знанье,
Как каждому дана душа».
Да, но только тем, у кого есть душа.

«Любовь творит необходимость
И в Космосе, и на Земле».
Красивая метафора! Но как любовь творит большой взрыв, протуберанцы на Солнце, вчера на мои глазах ворон насмерть заклевал белку (что она ему сделала? от какой любви?), как любовь и Бог творят расстрел диких животных браконьерами из автомата, концентрационные лагеря и дурь человеческую?

«Творить любовь — необходимость!»
Да, но вот наука этой любви – пока в зародыше. Давайте ее развивать.

«Тем волю Бога исполняем,
Достичь желая Красоты».
Да, но классической русской философии свойственно понимание трех воль Бога: Добра, Истины и Красоты.

Аватар пользователя Николай Кофырин

Для лучшего понимания этих строк рекомендую посмотреть
мой видеоролик "В чём смысл жизни?" можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post73954835/play

Аватар пользователя Anatoly Larin

Как и автор вводного материала, я не обладаю дипломом об окончании философского факультета. Более того, я не имею систематического философского образования. Возможно, поэтому мои соображения могут показаться необоснованными и даже где-то несерьезными. Тем не менее, попробую кратко их изложить, не претендуя на исчерпывающий характер изложения.

На мой взгляд, задачи современной философии, как, впрочем, и философии прошлого, очевидны: объяснить сначала самим себе (т.е. философам), а затем и всем остальным, ГДЕ мы, и исходя из этого объяснить, ЧТО мы, и КУДА нам.

По правде сказать, меня, юриста по образованию и профессии, примерно с конца 80-х занимает один вопрос: где профессиональные философы, почему кто угодно, но не они, занимаются объяснением происходящего в стране (хотя бы только в нашей стране). Это же довольно странно, согласитесь, что этим занимаются политологи, историки, экономисты, юристы, далее - везде, включая людей вообще с сомнительным высшим образованием, но только не специалисты в той дисциплине, которая называется историческим материализмом.

Лично мне представляется, что именно профессиональные философы могли бы извлечь массу дивидендов из известной формулы К.Маркса, приведенной в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" (Соч., т.46, ч.1, с.100), выделено шрифтом мной - А.Л.:

"Чем меньшей общественной силой обладает средство обмена, чем теснее оно еще связано с природой непосредственного продукта труда и с непосредственными потребностями обменивающихся, тем больше еще должна быть сила той ОБЩНОСТИ, которая связывает индивидов друг с другом – патриархальное отношение, античное общество, феодализм и цеховой строй…

Каждый индивид обладает общественной мощью в форме вещи. ОТНИМИТЕ ЭТУ ОБЩЕСТВЕННУЮ МОЩЬ У ВЕЩИ – ВАМ ПРИДЕТСЯ ДАТЬ ЕЕ ОДНИМ ЛИЦАМ КАК ВЛАСТЬ НАД ДРУГИМИ ЛИЦАМИ". Это и было сделано в 1917 г.

И дальше (выделено шрифтом мной, цифры тоже мои - А.Л.):

(1) "Отношения ЛИЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (вначале совершенно первобытные) – таковы те ПЕРВЫЕ формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах.

(2) Личная независимость, основанная на ВЕЩНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, - такова ВТОРАЯ крупная форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций.

(3) Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова ТРЕТЬЯ ступень.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ. Поэтому патриархальный, как и античный строй (а также феодальный) приходят в упадок по мере развития торговли, роскоши, денег, меновой стоимости, в то время как современный общественный строй вырастает и развивается одновременно с ростом этих последних".

Это "вторая ступень создает условия для третьей", по-моему, просто опрокидывает марксов же Манифест компартии и все с ним связанное. А тезис насчет отъема "общественной мощи у вещи" описывает, что бывает, если идти строго по Манифесту.

Полагаю также, что эти тезисы из Маркса, по существу, гегелевские, представляют собой более-менее конкретизированное переложение (для нужд истмата) закона двойного отрицания.

Из приведенной марксовой "триады", я считаю, можно вывести и то, где Россия находилась весь 20-й век, и насколько далеко (и в какую сторону) она двинулась в конце его, и какое общество должно быть следующим после советского и нынешнего, и что такое так называемый "независимый" суд, и как следует бороться с коррупцией (на эту тему на форуме публиковался материал, но Макаренко и его система воспитания, по-моему, последнее, о чем следует говорить в связи с коррупцией), и почему современная демократия не имеет ничего общего с "народовластием". Собственно, для себя с этими вопросами я более-менее определился и мог бы поделиться этим на форуме, но пока не уверен, что это здесь будет уместно (сам не люблю оффтопики).

Да много еще истин (пусть относительных) из нее можно вывести. Главное, по-моему, предварительно определиться с тем, что такое есть "среднее звено" - отношения "вещной зависимости". У не-философов на этом вопросе обычно наступает ступор, и разговор на этом практически заканчивается - в ступоре истины недостижимы. А у философов, уверен, здесь разговор должен только начинаться.

Аватар пользователя волынский

Философы сидят как мыши ибо в истории России они уже несколько раз играли значительную роль и не очень успешно.
Сразу скажу что большевики были недоучившимися марксистами. Ленин , Троцкий , Сталин были политиками ,взявшими на вооружение популярные доктрины ,но извратившие марксизм почти до основания.
Самое удивительное , что идеи Маркса живут и побеждают. Подлинными наследниками марксизма являются бюрократы из Брюсселя , управляющие Европейским Сообществом , мечтой основателей Интернационала и созданным усилиями немецких и французских социалистов.

Коррупция это не просто мелкий недостаток , коррупция это инструмент диктатуры буржуазии. Но когда буржуазии небходима диктатура? Когда народ развращен. Когда власть ненавидит народ а народ ненавидит власть.

Зависимость от вещей возникает в результате глубокого разделения труда. Управлять сложнейшими производствами и инфраструктурой можно только используя личную инициативу работников. Но инициатива может возникнуть только в результате стимулирования потребностей.
Зависимость от вещей может исчезнуть если человек будет исключен из процесса материального производства или будет воспринимать его как творчество
Философии еще предстоит огромная роль в воспитании "нового человека" , но пока миллионы мрут от голода потому что в периоды получения дармовой жратвы плодятся как кролики ,пока миллионы отравляют себя алкоголем , наркотиками и бредовыми религиями в попытке убежать от действительности , диктатура неизбежна. Но выйти и публично сказать народу "Вы грязное тупое быдло" а власти "Вы банда эгоистичных ворюг" могут только очень талантливые и независимые люди.
Тут только одна надежда Если больной не умрет то выживет. А рецепт выживания простой , но очень трудный.
Работать , творить , даже если результат твоих трудов обращается в пыль.И обязательно радуйся успехам соседа , только тогда человечество выйдет на третий уровень.

Аватар пользователя Волшебник_

но пока миллионы мрут от голода потому что в периоды получения дармовой жратвы плодятся как кролики ,пока миллионы отравляют себя алкоголем , наркотиками и бредовыми религиями в попытке убежать от действительности , диктатура неизбежна. Но выйти и публично сказать народу "Вы грязное тупое быдло" а власти "Вы банда эгоистичных ворюг" могут только очень талантливые и независимые люди.

Хорошо сказано...

Аватар пользователя Anatoly Larin

Коррупция, конечно, не мелкий недостаток, особенно у нас. Но в то же время я рассматриваю ее не просто как инструмент чьей-либо диктатуры. Она - атрибут того общества, которое соответствует в приведенной мной марксовой триаде 1-ому типу общественных отношений (условно: "отношения примитивной личной зависимости (связи)"). Это общество я так же условно (следуя терминологии Маркса) называю личностным (впротивовес вещному или, как его чаще называют, гражданскому).
При этом, разумеется, коррупцию используют для самых разных нужд - для создания нового "класса" наиболее "эффективных собственников", для лоббирования "сладких" проектов, для победы на выборах, да и просто для выигрыша в судах, избежания уголовной ответственности за содеянное или, наоборот, привлечения к этой ответственности невиновного конкурента на рынке.

Лично меня по роду деятельности больше всего интересует "судебный аспект". Время от времени отечественная судебная система просто "убивает". И даже не так важно, принимается ли заведомо неправосудное решение "за деньги" (как года полтора назад выразился г-н Медведев в "Эксперте") или по высокому приказу. Уничтожение одного из крупнейших (или крупнейшего) нефтеналивных пароходств в Европе "Волготанкер" (Самара) в период 2004-2008 гг., насколько можно судить, произошло не по коррупционным мотивам, а именно по приказу. Но вся "процедура" от этого выглядела не менее (а даже более) отвратительно.

"Народ развращен, власть и народ взаимно ненавидят друг друга" - это так, с этим не поспоришь. Я бы предположил, что овеществление госаппарата устранит это "недоразумение" (что я под этим понимаю, чуть дальше).
Еще Вы указали на "зависимость человека от вещей". Это у Маркса, действительно, убедительно расписано. Но в данном случае (в связи с "триадой") я склонен толковать термин "вещь" не как "актив", а как "не-личность", т.е. "обезличенность".

Если марксова "триада" философская, то не актив надо противопоставить личности, а не-личность. Именно в таком духе я склонен понимать и марксов термин "вещная завиимость". И посмотрите, единственный суд, которому невозможно приказать и чье решение невозможно купить - это суд, который принимает решения, не зная одной "детали", а именно: кого касаются принимаемые им решения. Причем, не только не зная, а еще и не имея никакой возможности это узнать.

С моей точки зрения, по такому принципу и должен быть устроен "независимый" суд. Устранение личностной информации достигается как простым устранением индивидуализирующих моментов из информации, на основе которой принимается решение, так и расщеплением общего решаемого вопроса на подвопросы (соответственно, расщеплением целостной информации о деле - на блоки информации, относящиеся к подвопросам) до той степени, когда невозможно определить, кого касается данный массив информации.

Не думаю, что лидеры ЮКОСа избежали бы ответственности (а сам ЮКОС миллиардных взысканий), если бы решение по делу принимал такой суд. А вот упомянутое дело "Волготанкера" - куда более "беспредельное", в моем понимании, для юриста здесь куда больше вопросов и непоняток. Думаю, в той ситуации единственный шанс "Волготанкера" и его руководства заключался в подобном судопроизводстве. Но пока что это фантастика.

Аналогичным образом может быть произведено искоренение коррупции в госаппарате. Не сразу и везде, а постепенно, начиная, например, с размещения госзаказов (здесь принцип обезличенности так и просится, в этой сфере он, вообще говоря, подразумевается), приватизации, некоторых других. В правоохранительной сфере, возможно, поначалу это предложение будет смотреться неожиданно. Но если иметь в виду, что на обезличенной основе только принимаются решения по материалам, собираемым в обычном порядке, то все встает на свои места - и здесь этот принцип обеспечил бы режим законности: невозможно вывести из-под ответственности виновного, но "своего", как невозможно "утопить" невиновного, но "чужого".

И вообще, любое решение в общественной сфере станет общественным, если оно будет лишено возможности стать личностным. Сегодня масса решений "именем РФ" лоббируется личностями и их группами и принимается в их интересах. В процентном отношении это, возможно, небольшая часть общественных решений, но наиболее важные из них, наиболее денежные, мне кажется, все так или иначе лоббируются. Если смотреть на наше государство под этим углом зрения, то начинаешь понимать, что главное противоречие современного периода развития общества (затрудняюсь, правда, сказать, когда этот "современный" период начался) следующее: ЛЮБОЕ ФОРМАЛЬНО ОБЩЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНО ИЛИ, КАК МИНИМУМ, ПОТЕНЦИАЛЬНО, ЛИЧНОСТНО.

Обезличенность при принятии решений в общественной сфере заставит руководствоваться законом, должностной инструкцией и т.п., т.е. не частным (групповым) интересом. Почему так? Да просто потому, что кроме закона (подзаконных актов и т.п.), с одной стороны, и частного интереса, с другой стороны - нет больше никаких регуляторов, действующих в массовом масштабе (психические отклонения, простое незнание того, что положено знать должностному лицу, и т.п. - все же не носят масштабного характера). На эти соображения некоторое время назад меня натолкнула именно марксова "триада".

Кстати сказать, механизация деятельности по принятию решений в общественной сфере предполагает нечто подобное. Еще по-Гегелю, человек уходит и оставляет вместо себя машину после того, как расщепит свой собственный труд до степени, исключающей его творческий характер. Т.е. сначала труд человека становится бездумным, лишенным искры творчества, а затем в этом труде вместо человека появляется машина. Так что обезличенность при принятии решений в суде, госаппарате и т.п. - не просто "техническое" средство устранения коррупционной зависимости суда и госаппарата или их беспрекословной зависимости от незаконного приказа свыше, а принципиальное направление, ведущее к механизации деятельности по принятию решений в общественной сфере.

А насчет того, чтобы сказать народу, что он - быдло, я бы не стал этого делать. Не только потому, что побьют и уж точно не воспримут как истину и не станут этой истиной руководствоваться в дальнейшем. Я вообще так не считаю. (Власти - дело другое, но они и сами знают, что ворюги, а за "оскорбление" или "клевету" сказавший еще и ответит "по закону" - не вижу в этом большого смысла. Наверное, поэтому к лимоновцам или "несогласным" отношусь как к чему-то в высшей степени несерьезному, крайне далекому от реальной политики.)

Я бы (условно) сказал так: СУЩЕСТВУЮЩИЕ В СТРАНЕ (и в мире в целом, кстати) ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОРОВСКИЕ И БЫДЛЯЧЬИ, ВОТ ИХ И НАДО МЕНЯТЬ, И ЧЕМ БЫСТРЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ. Люди поменяются через поколение следом за изменившимися общественными отношениями, что-то подобное было у Маркса. Мне кажется, что в этом (сущность общества - не люди, а отношения между ними) он прав.

По существу, обезличивание при принятии решений приведет не просто к установлению в стране режима законности, оно приведет к огоризонталиванию общественных отношений, когда не личность наверху определяет, "что такое хорошо", а формально-деловые соображения без примеси личных симпатий-антипатий. А всеобщий режим законности - это признак уже гражданского или вещного общества, которое придет на смену нынешнему личностному обществу.

Аватар пользователя волынский

Мой знакомый женился на болгарке , которая была просто юристом. Поскольку Болгария вошла в Евросоюз , то немцы занялись там двумя вещами - дорогами и судебной системой. был организован всеобщий экзамен и победители заняли места судей причем не по месту жительства , а с обязательным переездом. Короче она из Тырнова перехала в Бургас на должность арбитражного судьи, получает зарплату в евро прямо из бюджета Евросоюза.Я заехал к ним живут тихо скромно достойно.

То , что Вы описываете ,формулируется в одной фразе
"Противоречия между ощественным характером производства и индивидуальным потреблением"
Я когда обзывал народ и власть (я не столько Россию имел в виду , сколько третий мир , которого в России хватает , Москва это не сосвсем Россия , я в ней пять лет учился) имел в виду главную ошибку Маркса-недооценку личности.Ведь сознание определяет не только бытие но и Эволюция. Ведь почему генетику страшно ругали , а мичуринцев возносили. Мичуринцы выводили новые сорта , а коммунисты пытались воспитать нового человека. А генетики заявили что из яблони почти невозможно сделать грушу.
Но Эволюция это не только гены , это еще и история. Не политическая история , а история формирования норм поведения.
Вот у арабов правосудие организовано на принципах межродовой мести. Даже мелкий ущерб родственнику воспринимается как ущерб роду. Виновный обязан заплатить. Обычно все быстро улаживается полюбовными соглашениями , но в крайних случаях начинается война.
Это и есть первая стадия.
На Западе нет безличностного суда. Просто судья выполняет Закон. И любой судья даже не мыслит , что закон это дышло. А английская система вообще наделяет судью божественными полномочиями. Но так было далеко не всегда , просто викторианская Англия была настолько богата , а кодекс джентельмена настолько доминантным , что судьи и политики перестали брать взятки. Хотя еще при Георге продавались и покупались целые фракции и министерства.
Дело не в том знаком судья с интересантами или нет. Дело в том могут ли интересанты манипулировать судом. Следовательно секретить надо не интересантов , а судью. Но кроме суда есть еще исполнительная власть , она в принципе может плевать на судебные постановления если народу плевать на государство.

Гражданское общество не построено на вещах или законах. Гражданское общество построено на добровольных союзах граждан ставящих перед собой ощественно значимую цель. В Америке союзы граждан свергали губернаторов и они даже умудрились развязать гражданскую войну. В викторианской Англии правили Клубы джентельменов. В Ирландии и Германии паб и пивная были не просто местом выпивки а местом принятия важных решений и не только во времена Гитлера. Все это идет от культуры полисов и магистратов , а на Руси были только Новгород и Псков да и те погибли в борьбе с Московским ханством. Петр ханство заменил Петербургской Империей и попытался создать дворянское граждансое общество , но огромные просторы и слабость промышленности выхолостили эту попытку.
Советская власть столкнулась с аналогичной проблемой , хотя ее смысл и состоял в установлении гражданского общества.
Возможно интернет создаст реальную базу гражданскому обществу в России.

Аватар пользователя Anatoly Larin

"Мой знакомый женился на болгарке , которая была просто юристом..."

Болгарский сюжет – к тому, что и у нас такое же надо осуществить? Всеобщий экзамен с переездом судей? Так у нас главная проблема не в том, что судьи не знают законов. Не знаю, как с этим дело обстоит в Болгарии, а у нас судьи как раз в массе своей все прекрасно знают и понимают. А незнаек проще простого было бы удалить из судебной системы при помощи той же самой обезличенной кадровой политики. На основании информации о том, что у «обезличенного кадра» были такие-то проколы, такие-то достижения. Можно, конечно, и с экзаменом, я не против. Экзамен, с моей точки зрения, хотя и не решит проблему, но ситуацию не ухудшит.

Зачем нужна обезличенная в своей основе кадровая политика? Одна из серьезных проблем нашей судебной (и в целом государственной) системы заключается в том, что в ней много людей занимают свои места не просто так, а потому, что чьи-то знакомые, родственники, а то и подельники – в общем, ничего для нас необычного в этом нет. Кто-то кого-то двигает наверх и к центру – обычное дело. И вообще, проблема личностной зависимости суда (коррупционной, от властей) – это не проблема засилья неумех или неграмотных судей. Совсем не знающих законов или бестолковых среди судей непоказательно мало – сужу по своему опыту. Поэтому сам по себе экзамен эту проблему не решит, экзамен будет выстрелом «в молоко». Переезд, подозреваю, тоже проблему незаконной зависимости суда не решит, а если на что-то и повлияет, то влияние будет временным – частный экономический интерес везде имеется.

По сравнению с Болгарией, в России слишком много шальных денег, богатейшая ресурсами страна, а присвоение, как Вы справедливо заметили – частное. Не буду отвлекаться на общественно-политическую оценку 90-х, но если одним предложением, то страна после 80-х пошла не к рынку и вещному обществу, и не к демокртии и социальному равенству - с моей точки зрения, она пошла в строго обратном направлении, туда, собственно, и пришла.

Возвращаюсь к сопоставлению России с Болгарией. Богатейшая страна Россия (наверняка помните вопрос эмоционально понятный, но методологически неверный: насколько должна упасть цена на нефть, чтобы у нас начали работать и наводить порядок?) плюс наши просторы, плюс крайне низкая средняя плотность населения – нас не то, что с компактной (и сравнительно бедной ресурсами) Болгарией сравнивать невозможно, нас вообще с кем-либо в мире сравнить сложно. Я это говорю не к тому, что нам нечего и пытаться, я к тому, что те «методы», которые там как-то «работают», у нас могут не сработать. Как, например, так называемый суд присяжных, которому доверия в целом не больше, чем традиционному судейскому корпусу. Считаю, что нам необходимы более действенные средства, чем применяются «там», более радикальные, если хотите.

"Противоречия между общественным характером производства и индивидуальным потреблением" -

В Вашей формулировке это противоречие будет снято только в условиях распределения и потребления по потребностям (т.е. даже не по труду). Если я правильно понимаю, речь идет о противоречии между частной формой присвоения и общественным характером производства, противоречии всех докоммунистических формаций. И не только я об этом говорю – все, кто обсуждает общественные проблемы, в конечном счете, говорят об этом противоречии, разве нет? И, подозреваю, будут об этом говорить, пока не наступит реальный социализм (пост-капитализм). Любое телодвижение, движимое частным интересом, в конечном счете, всегда сориентировано на частное потребление. Так вопрос, по-моему, не в том, чтобы это констатировать (хотя я и готов это сделать), а в том, чтобы нащупать более-менее доступный для воздействия уровень существования этого противоречия. Известно, что частный интерес играет двоякую роль – положительную и отрицательную. И производство развивает, когда реализует себя в рамках законности, и способствует грабежу, взяточничеству, когда законность в массе случаев оказывается благим пожеланием, как у нас. Но в том и другом случае цель деятельности – нажива (или прибыль, если выражаться более умеренно).

Так вот, если я правильно понимаю эту границу между хорошим и плохим в общественной сфере, то первейшая задача нашего общества (государства, конечно, тоже, но ему недосуг) – обеспечение в стране режима законности, а вовсе не уничтожение силовыми методами частного интереса. Поэтому я считаю, что метод воздействия на частный интерес, изложенный в Манифесте компартии, не является ни хорошим, ни вообще реальным. Он способен воздействовать на форму общественного явления (на рыночную, например), способен затормозить общественное развитие. Вот чего он не может обеспечить, так это скачок через ступеньку, через «среднее звено», именно через общество вещной социальной зависимости. Капитализм пришел на смену предыдущим формациям и прочно занял свое место в мире, потому что обеспечил более высокую производительность труда. А наш социализм ничего такого не обеспечил по отношению к капитализму, его победа была насильственной, а не экономической. И именно поэтому, если в СССР с политической точки зрения было важно развивать оборонку и тяжмаш, но далеко не так важно было развивать производство отечественных автомобилей или ТНП, то первое развивалось, а второе нет.

Кстати, меня давно интересует вопрос, который носит более принципиальный характер, чем это признается многими. Вопрос такой: как могло так произойти, что на обломках развитого социализма (каким он был в конце 70-х – начале 80-х) в начале 90-х возник дикий, крайне неразвитый рынок? Рынок был «снят» социализмом и его планом или просто расстрелян и законодательно запрещен? Если бы было первое, неразвитого рынка у нас не могло бы возникнуть, а раз именно такой рынок у нас возник, я склоняюсь ко второму варианту. И этот вывод означает, что в случае с нашим социализмом «вторая ступень» («среднее звено», вещная зависимость) не создала условий для возникновения третьей ступени – социалистической, развито-личностной.

Возвращаюсь к уровням воздействия на указанное Вами общее противоречие. Тот уровень этого общего противоречия, о котором я говорю, доступен для воздействия. Я ухожу от общего противоречия (общественное производство – частное присвоение) и говорю о личностном характере присвоения общественной функции – это же несколько о другом аспекте того же противоречия разговор, насколько я понимаю. Причем, ухожу не для того, чтобы уйти и забыть, а для того, чтобы нащупать средство его разрешения. Его же невозможно решить на том самом уровне: общественное производство – частное присвоение. «Именем РФ» сегодня массово делаются частные дела. И как с этим бороться? О том и разговор. Обезличенностью информации, на основе которой принимаются решения, в том числе «именем РФ», только и можно бороться, с моей точки зрения.

Социалистическая революция не поможет, в СССР частный интерес тоже вполне себе руководил человеческими поступками и внизу, и на самом верху. Не в таких масштабах, как сейчас, но руководил. Не был он ни в малейшей степени преодолен в общественной сфере, был только больше запуган.

Насчет «главной ошибки Маркса - недооценки личности».
Лично я вовсе не считаю это ошибкой. И, как Вы могли заметить, в том, о чем я толкую, роли целостной личности в совершенствовании общества вообще нет никакой. Здесь можно говорить только о том целостно-личностном творчестве, которое будет заключаться в наиболее оптимальном расщеплении труда и, следовательно, в уничтожении творчества то в одной общественной области, то в другой. Я как раз считаю, что в результате расщепления труда в общественной сфере, целостная личность сначала то тут, то там превратится в «винтик», выстроит саму себя в производственный конвейер с отупляющим и абсолютно нетворческим трудом, а потом вообще уйдет отсюда в личную сферу. Хотя, не буду отрицать, что здесь всегда останется место творчеству, т.е. личность будет уходить, но совсем не уйдет, наверное, никогда. Да и массовый исход личностей из общественной сферы – это уже будет общество, в котором потребление в той или иной степени будет организовано по потребностям, т.е. до этого довольно далеко.

Про арабское судопроизводство ничего не скажу, не знаю. А вот насчет кровной мести и суда шариата – не думаю, что это есть хорошо. На Западе, действительно, насколько я знаю, нет обезличенного суда. И что? Я уже оговорил, что, на мой взгляд, нам нужны более действенные средства. Там тоже придут к этому, но позже, нет у них нашей остроты проблемы беззакония. Хотя…

Вы пишите: «Просто судья выполняет Закон. И любой судья даже не мыслит, что закон это дышло. А английская система вообще наделяет судью божественными полномочиями». –

Насчет тамошнего судьи, просто исполняющего требования закона – Вы считаете, что «там», если ты объективно прав, то всегда выиграешь дело? Или, скажем, если крупная монополия неправа, то она всегда проигрывает свои дела в спорах с гражданами? А мне кажется, что и там такие выигрыши в судах настолько редки и нехарактерны, что из них тут же СМИ делают мировую сенсацию.

А ведь еще Гегель в "Философии права" писал: «В эпоху феодализма могущественные лица часто не являлись на судебное заседание, вели себя вызывающе по отношению к судебным инстанциям и рассматривали вызов в суд могущественного лица как неправое деяние. Это – состояние, противоречащее тому, чем должен быть суд. В новейшее время правитель обязан по частным вопросам признавать над собой власть суда, и в свободных государствах он обычно проигрывает свои процессы».
Проигрывают ли современные "властители" свои судебные процессы в национальных судах (если неправы, конечно), и обычное ли это для них дело? Проигрывают, но не стал бы утверждать, что это - норма тамошнего судопроизводства. Видимо, они все-таки обычно "правы" в таких спорах, даже если объективно это и не так.

А как Вы относитесь к Гаагскому трибуналу? По идее, это должен быть самый независимый из независимых судов, а мне видится, что с этим судом все получилось совсем не так. Типичное ангажированное "басманное правосудие", только отправляемое не в Москве, а в Гааге. Напоследок (к вопросу о западных судах) приведу одну ссылку: http://www.com-cor.ru/node/897. Это адрес статьи, написанной одной американской профессоршей и размещенной на сайте нашего антикоррупционного комитета. Автору почему-то кажется, что в своей статье она обсуждает независимость их суда. Но если Вы присмотритесь повнимательнее, то, вероятно, заметите, что говорит она о разных формах зависимости тамошнего суда. Причем говорит о тех же самых известных нам формах зависимости – от коррупции и от власти. И не более того.

Тамошние суды и их деятельность устроены принципиально так же, как у нас. Наши суды вообще похожи даже чисто внешне на европейские континентальные суды. То, что «там» больше чтут закон, несомненно, но причина этого не в их судебной системе, а в их обществе. Деятельность тех же низовых чиновников в Германии или Англии, по-моему, просто более расщеплена (значит, более обезличена или находится ближе к обезличенному состоянию) и менее самоценна. "Захочу - приму такое решение, а захочу - другое" - это там объективно невозможно или менее возможно, чем у нас. А когда в таких условиях живет несколько последовательных поколений населения страны, тут уже и о морально-нравственных традициях можно поговорить. Меньше коррупции в обществе в целом – меньше ее и в судебной системе, по-моему, так. Перенести сюда их суд - и ничего толком не изменится.

Насчет божественных полномочий британских судов ничего не знаю. По-моему, обычные полномочия. Не скажу, правда, что много видел воочию британские суды и судей, но участвовать в подготовке солиситоров российских клиентов для того, чтобы они подготовили барристеров к судебным заседаниям, иной раз приходилось. Ни разу не слышал от них, что они готовятся к чему-то сверхъестественному. Вопросы нам задавали самые обычные. Четче прорабатывали терминологию, но для такого многозначного языка как английский (по 5-10 значений чуть ли не у каждого понятия) это вовсе нелишне. Или даже просто вынужденно.

«Дело не в том знаком судья с интересантами или нет. Дело в том могут ли интересанты манипулировать судом. Следовательно секретить надо не интересантов, а судью». –

Верно! Я просто не договорил, но имел это в виду. Но проблема как раз в том, что разорвать личную связь "судья-заинтересанты" только с одной стороны - пустое занятие. Разумеется, личная связь «судья-заинтересанты» должна быть разорвана с обеих сторон, и вторая сторона, конечно, не должна иметь возможность установить «своего» судью. Когда я говорил о том, что судья не должен иметь возможности установить своих заинтересованных лиц, я имел в виду и этот момент. Если знаешь своего судью, то сделать так, чтобы и он тебя узнал и стал заинтересован в определенном решении – дело техники. И я бы не стал изображать дело так, что бедным судьей кто-то со стороны манипулирует. Нееет, он сам "манипулироваться рад", в противном случае наше судопроизводство было бы совсем другим.

А теперь посмотрите: если судья засекречен, но он знает «своих героев», то этих «героев» знает и председатель суда, его замы. В этом случае наладить «бизнес от права», проще говоря, лоббирование судебных актов – пара пустяков. И у нас это произойдет обязательно. Сначала власти будут иметь полную информацию о делах, рассматриваемых в том или ином суде, а потом и денежные мешки подтянутся со своим лоббистским интересом.

Но вот какая вещь. Если у каждого судьи на столе обезличенные (да еще и расщепленные) вопросы, то даже председатель суда не сможет установить, какой судья по какому делу в данный момент работает и, между прочим, принимает решения. Это большое было бы дело, с точки зрения организации нашего судопроизводства.

«Но кроме суда есть еще исполнительная власть, она в принципе может плевать на судебные постановления если народу плевать на государство». –

Может, власти и плевать на судебные акты. Если власть или капитал имущий человек знает, что никакой судебный пристав к нему не сунется, и уголовное дело за неисполнение судебного акта не будет возбуждено – точно наплюет. А если в службе приставов вопрос о том, какой судебный акт исполнять в первую очередь и с привлечением каких сил милицейской поддержки, будет решаться тоже на обезличенной основе? Не знаю я, кто должник, просто вижу, что кто-то должен очень много или слишком бесцеренно чужие права нарушает, да еще добровольно не исполняет судебный акт, пристава, вот, на порог не пустил. Какое решение я приму, если не знаю его известную всем фамилию?

А если кто-то умышленно не исполняет судебный акт (запрет или, наоборот, обязание что-то совершить) – пенсионер или министр федерального значения, а я тоже на обезличенной основе рассматриваю это дело? Я ведь и решение приму соответственно – кто наглее нарушает, к тому первому и гостей засылать, да побольше. И дело возбудить, виновного задержать до выяснения. Это все, конечно, по форме легкий разговор с моей стороны, но суть-то понятна?

«Гражданское общество не построено на вещах или законах. Гражданское общество построено на добровольных союзах граждан ставящих перед собой общественно значимую цель». –

Смотря как понимать это самое гражданское общество. По-моему, гражданское общество – это общество, в котором произвол каждого ограничен соразмерно произволу любого другого. И всё. Отечественное право, в принципе, все так и изображает, границы произволов более-менее справедливо очерчены в целом. Нарушение границ произволов чаще всего связано с нарушением требований законодательства. А поскольку нарушения эти на каждом шагу, то и гражданское общество нам пока «не светит».

А будут ли это добровольные союзы граждан или государственный суд, видящий только закон и не видящий частного интереса, или будут ли это общественные добровольные союзы или овеществленное, т.е. правовое государство (овеществленный госаппарат) – по-моему, разницы нет. То есть, есть, конечно, но добровольные союзы граждан «там» - это путь к тому, о чем я говорю, к овеществленному государству. Средство борьбы общества за такое овеществление, более-менее удобные для этой борьбы формы общественной организации, но не венец общественного развития.

Не согласен с тем, что смысл советской власти состоял в установлении гражданского общества. Советская власть была устроена сугубо вертикально, законность была делом, если не десятым, то третьим – после программных документов и прямых указаний партии и правительства насчет того, с чем сегодня боремся – с тунеядством, самогоноварением или спекуляцией. А ведь гражданское общество – прежде всего общество законности, если, конечно, закон устанавливает социальное равенство (не везде это так, но у нас в целом так).

Российское законодательство «достаточно демократическое» в целом. Хотя и не без изъянов. Причем, я не сравниваю советскую ситуацию с тем, что есть сейчас – тогда, конечно, порядка было куда больше. Но тогда не было решительно никакой возможности поднять вопрос о «независимом» суде или правовом государстве – можно было прослыть диссидентом со всеми вытекающими. Советская вертикальная конструкция была куда серьезнее защищена от реформирования, чем (потенциально) нынешняя.

Из всего сказанного, как я понимаю, и актуальнейшая тематика для отечественных философов:
— роль вертикальной общественной конструкции в общественном развитии (полагаю, отрицательная), ее связь с явлением монополизма и с монополиями (полагаю, самая тесная, если не сказать, что это вообще одно и то же, рассмотренное с разных сторон) и способы ее «размывания» (полагаю, установление режима законности в стране посредством создания личностно независимых, но вещно зависимых суда и госаппарата),
— существо гражданского общества (оговорил чуть выше), роль законности и вещных (обезличенных, формально-деловых) общественных отношений в его создании (полагаю, первостепенная),
— социальное равенство, социальная справедливость (полагаю, что это может возникнуть только в вещном обществе, а реальный социализм это унаследует), способы их обеспечения (убежден, что без личностно независимых суда и госаппарата даже движения в эту сторону ожидать не стоит),
— способы реального противодействия и искоренения коррупции в госаппарате, суде, создание независимого суда (принятие решений там и там на обезличенной основе).

Аватар пользователя волынский

Не в каческтве спора , а как уточнения

Богарский пример показывает , не то что надо повышать квалификацию судей ,а то что назначение осуществляли абсолютно посторонние дяди из Евросоюза.
"Божественность" английского судьи не в отношении к нему участников процесса ,а в его отношении к самому себе.
Вообще , отсутствие самоуважения или как говорили раньше "холопство" российских чиновников всегда составляло объект критики всех классиков русской литературы. Обратной стороной "холопства" был правовой нигилизм масс.

Идея обезличивания и "автоматизации" суда мне лично кажеться плохой идеей. Суд это не машина для вынесения приговоров , а инструмент управления. Понятно , что у кого власть ,у того и суд.
Россия страна обширная и в каждом регионе имеется своя элита. Какая элита такой и суд , а поскольку каждый народ достоин своей власти , то все вопли праведников не перевоспитают элиту , пока она устраивает большинство (не потому что она такая хорошая , а потому , что другие хуже).

На Западе огромную роль в политике играют юристы. Юридические факультеты являются главным резервом правящего класса. Высокие конкурсы и стоимость обучения отсеивают "недостойных" достаточно четко. Система юридических экзаменов абсолютно прозрачна.

Взаимный контроль и конкуренция крайне ограничивают коррупцию. Проще говоря все страшные "стукачи" и на экзаменах не списывают. А в России огромную роль играют личные симпатии и антипатии. Вместо привычного на Западе и на Востоке взаимоуважения , русский человек жаждет любви. Но если любви нет , то есть ужасное хамство.

Ницше очень четко подметил , что любая жизнь основана на эксплуатации ресурса. Самой плохой эксплуатацией является человеческое рабство и грабеж. Самый правильный способ уничтожения рабства и грабежа это устранение изнурительного труда и обеспечение безопасности личности и собственности.
Маркс считал , что коммунизм может победить только в самой передовой стране мира. Большевики утверждали , что диктатура партии способна превратить Россию в самую передовую страну. Но оказалось , что гарантированная пайка отбивает охоту к повышению производительности , как гуманитарная помощь и пособия отбивают охоту к труду вообще. Какое то время все выглядит нормально , но потом воспроизводство ресурсов начинает отставать даже от минимальных потребностей.

Индивидуальное потребление это абсолютно неустранимый феномен. Человек существует как организм и как личность. Общественное разделение труда это так же неустранимый феномен. Противоречие между ними снимается только исчезновением труда (человечество будут обеспечивать машины , управляемые машинами )Эта ситуация сделает коммунизм совершенно органичным. Творческая деятельность станет основной формой деятельности.
Но для осуществления этой сказки надо всем очень очень очень много работать. Но слишком многие хотят перескочить через две ступеньки и получить все на такую любимую "халяву".