Диалектическая логика как система категорий (2)

Аватар пользователя Олег Суворов
Систематизация и связи
Гносеология
Диалектика
Логика

Суворов О.А.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ УЧЕНИЕ

УЧЕНИЕ О ТОЖДЕСТВЕ (продолжение)

2. Необходимость, случайность, определенность

Внешний мир, как сам по себе, так и как объект познания неопределенен, как было показано, в силу своей бесконечно многообразной изменчивости, порождающей и его неисчерпаемые возможности. В этом смысле действительность, как нечто целостное, принципиально непознаваема, точнее сказать, познание целого здесь обречено быть нереализованной возможностью. Вместе с тем, в конкретных (конечных) проявлениях действительности познание вполне может достигать определенных результатов, что убедительно доказывается прагматикой социума. Логически это выглядит так, что в процессе познания неопределенность, как возможная действительность, раздваивается по актуальности на необходимость, по потенциальности на случайность.

Соотношение необходимого и случайного аналогично соотношению непрерывного и прерывного. Это легко проследить на любом конкретном процессе. Например, мы не можем абсолютно точно определить, что выпадет – орел или решетка – пока подброшенная монета находится в полете. Однако, когда процесс завершиться (прервется), результат будет однозначным, определенным. Выпадение одной из сторон монеты принято считать случайным, хотя и детерминированным. В этой связи в науке даже возникла особая концепция о статистической причинности, но и она, однако, не решает вопроса о действительной природе случайности, которая, на мой взгляд, субъективна. Потому что, если случайность, как и необходимость, объективна, то утрачивается сам смысл противопоставления этих категорий и тем самым уничтожается образованное ими диалектическое противоречие, двигающее процесс познания.

На последнем следует остановится особо, поскольку при обсуждении первой части настоящего материала опять обнаружилось стойкое непонимание некоторыми участниками, в частности М. Грачевым, принципиального отличия диалектического противоречия от формально логического. Не понимается то обстоятельство, что любой феномен познания противоречив в том смысле, что вне нас он объективен, тогда как в нас (в сознании) он субъективен. Конечно, вербально это обстоятельство можно выразить конъюнкцией А и не-А (приводимая Грачевым цитата Ильенкова), но от этого оно не перестанет быть диалектическим противоречием и не превратится в формально-логическую ипостась, а потому принципиально не может быть устранено.

Что касается в целом детерминизма, то мне импонирует точка зрения, согласно которой в мире всё  обусловлено, а случайностью мы наделяем просто то, причину чего мы не в состоянии сканировать, хотя объективно она, конечно же, существует. Таким образом, завершение любого процесса, если даже его результат и представляется случайным, дает нам определенность. И такова, следовательно, вторая триада учения о тождестве: необходимость >< случайность ~ определенность. В соответствии с законом отрицание отрицания, определенность есть случайная необходимость, или необходимая случайность.

3. Причина, следствие, закон

Определенность, как синтетический результат, так же раздваивается, по необходимости на причину, по случайности на следствие. Традиционно причинно-следственную связь называют закономерной, если она регулярна. Однако это не совсем верно, поскольку понятие закона определяется не столько повторяемостью причинно-следственной связи, сколько внутренней неразрывностью последней, ибо в принципе не бывает причин, не производящих следствия. Смысл причины в том и состоит, что в ней по определению заложена некоторая производительность, так что любая причина сама по себе имеет значение закона. Иными словами, если есть причина, необходимо есть и её следствие, хотя оно, разумеется, не всегда очевидно. Но и в случае своей очевидности следствие никогда полностью не отражает причины, поскольку её познание, в силу бесконечности связей, всегда ограничено возможностями познающего субъекта. Ввиду этого любой закон, насколько определенен, настолько и неопределенен, являясь, в конечном счете, так же «продуктом» объектно-субъектного отношения. Таким образом, имеем заключительную триаду учения о тождестве: причина >< следствие ~ закон. Закон, как синтетическая категория, есть взаимосвязь причины и следствия, или ещё проще -- само действие причины.

Если перенести изложенное понимание закона на основной вопрос философии, то придём к бессмысленности подразделения теории познания на материализм и идеализм, поскольку, в самом деле, гносеологически некорректно представлять материю до того, как она начала производить свое следствие, в виде сознания. То есть, в плане эпистемологии как нет следствия без причины, так нет и причины без следствия. В противном случае, т.е. если разорвать эти понятия, мы вынуждены будем подразделить процесс во времени и пространстве, что, как показал своими апориями Зенон, приведет нас к абсурду.

Нетрудно заметить, что в приведенной категориальной структуре диалектической логики закон отрицание отрицания действует не только по горизонтали, но и по вертикали, что позволяет в учении о тождестве сформулировать дополнительные дефиниции.

Причина есть действительная необходимость, или необходимая действительность.

Следствие есть возможная случайность, или случайная возможность.

Закон есть неопределенная определенность, или определённая неопределенность.

Последняя дефиниция примечательна тем, что позволяет разрешить известную дискуссию Эйнштейна и Бора (разделившую физиков на два лагеря) о характере законов природы: являются ли они динамическими (однозначными) или статистическими (вероятностными). Из изложенной Логики тождества обоснованно вытекает, что противоположные концепции закона в равной мере односторонни, поскольку любой закон, в зависимости от конкретной гносеологической ситуации, может быть интерпретирован как в терминах однозначности, так и, наоборот, в терминах статистики. Кроме того, абсолютная непрерывность изменения, на что указал тот же Зенон, окончательно отвергает предшествование причины следствию, а потому категорически постулирует их одновременность: действие причины и есть следствие. Иначе говоря, причина совпадает со следствием потому, что между ними нет, и принципиально не может быть, никакого промежутка времени. Но такое совпадение (одновременность) причины со своим действием (следствием), в свою очередь, исключает объективность временной последовательности, которая, ввиду этого, может быть определена лишь как искусственная (субъективная) дифференциация непрерывной длительности. Стало быть, из апорий Зенона с необходимостью вытекает ещё одно важное следствие: время как объектно-физический феномен обладает лишь длительностью, причем, только конечных явлений. Ибо бесконечная длительность, в сущности, равнозначна безвременности.

Мысль о том, что объективно-реальному времени присуща лишь конечная длительность согласуется и с гегелевским положением о «дурной бесконечности». Как и в случае однородной пространственной неограниченности, представление о бесконечной однородной длительности также совершенно некорректно. Кстати, об этом же, конкретизируя Гегеля, писал и Маркс: «Воображающий рассудок, который не может постичь самостоятельность субстанции, ставит вопрос о её становлении во времени. При этом он не замечает, что, делая субстанцию временной, он, вместе с тем, превращает время в нечто субстанциональное и тем самым уничтожает его понятие, так как, ставшее абсолютным, время перестает быть временным».

Таким образом, объективно-реальное время может быть только «временем жизни» конечных явлений, а потому определяется длительностью между нулём и бесконечностью. То есть, физически время может быть, с одной стороны, больше нуля, а с другой – меньше бесконечности.

Продолжение следует.

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

Олег Алексеевич, надо бы как-то заголовок дополнить: скажем, цифрой 2, или "Учение о тождестве". 
(Мне интересно, хотя я и не согласен с парностью "необходимость и случайность" как противоположностями: они опосредованы "множеством". Но как именно, пока не сформулировал). 
Спасибо.

Аватар пользователя Олег Суворов

Дилетанту

Вообще-то парность, или сопряженность, необходимости и случайности -- это классика.

А что значит, они опосредованы "множеством"?

 

 

Аватар пользователя Горгипп

сопряженность, необходимости и случайности -- это классика.

Необходимое у классиков подразумевает внутреннее закономерное. Например, подавился косточкой (внешнее случайное) - скончался (внутреннее закономерное). 

На мой взгляд, названные категории нужно развести на случайное и закономерное и достаточное и необходимое. Например, организм новорожденного (достаточное) развивается до необходимого, при этом случайное превращается в закономерное. 

Аватар пользователя Дилетант

Олег Суворов, 29 Январь, 2017 - 12:06, ссылка 
Вообще-то парность, или сопряженность, необходимости и случайности -- это классика.

Да, как-то и не сомневался в этом. Поэтому на эту тему много слов написано. И лишь в "уголочке" сказано: Случайность (С.) — ...форма проявления Н. (необходимости) и дополнение к ней. 
Правда, не совсем понял, что такое "дополнение", надо думать, к "необходимости".  

Так и, в самом деле, чтобы обнаружить необходимость, надо её как-то "проявить", а проявить можно только образованием формы на "чём-то". И уже от действия проявления формы получить некоторое "ощущение" (хоть мне, хоть машине). 
Да Вы об этом и говорите: 
"
Соотношение необходимого и случайного аналогично соотношению непрерывного и прерывного". 
И далее характерный пример: 
"Например, мы не можем абсолютно точно определить, что выпадет – орел или решетка – пока подброшенная монета находится в полете. Однако, когда процесс завершиться (прервется), результат будет однозначным, определенным. Выпадение одной из сторон монеты принято считать случайным, хотя и детерминированным". 
Здесь Вы "забыли" добавить, что монета в своём полёте под действием необходимости силы притяжения Земли, ещё находится и под действием необходимости вращения вокруг какой-то собственной оси, благодаря чему и создаётся некая "неопределённость" в предсказании конечной формы, которая и вырождается в "случайность". 

Пример замечателен тем, что в нём присутствует "множество" изменений состояния монеты во время её полёта. И мне не надо приводить свой пример))). 

Ведь если этого "множества" не будет, то падение монеты той или иной стороной будет вовсе не случайным, а предопределённым.
Однако, переход "необходимости" в форму отпечатка определённой стороной непременно (с необходимостью) состоится, чего не сказать, легко и просто, об обратном переходе отпечатка в "необходимость". 

Другими словами, речь идёт о переходе отношения (необходимого) в форму (случайную?), и обратно: формы в отношение. 

Аватар пользователя Олег Суворов

Мысль  Энгельса о том, что случайность есть форма проявления и дополнения необходимости, насколько мне известно, никогда не подвергалась критическому анализу.  А, между тем, она не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь если случайность форма необходимости, то случайности как таковой, по существу, нет,  всё только необходимо. Но там же Энгельс критикует это следствие, элементарно противореча сам себе. Более того, прямо заявляет, что случайное есть необходимость, тем самым уже отождествляет эти категории, в результате, невозможно понять, что чего является формой.

Если же исходить из гегелевского тождества противоположностей, что надо согласится с тем, всё необходимое случайно, всё случайное необходимо, и тогда вопрос о форме просто отпадает. При дальнейшем обобщении этой гегелевской идеи, мы неизбежно приходим к тому, что всё объективное субъективно, всё субъективное объективно. Если Вы ассимилируете это последнее следствие, то возникающие у Вас вопросы по поводу диалектики (логики) необходимости и случайности должны найти разрешение.

Что качается "дополнительности", то она  просто означает, что адекватное понимание необходимости без её связью со случайностью невозможно.

 

 

 

 

Аватар пользователя Дилетант

Олег Суворов, 29 Январь, 2017 - 21:29, ссылка 
...если случайность форма необходимости, то случайности как таковой, по существу, нет,  всё только необходимо. 
...
Если же исходить из гегелевского тождества противоположностей, что надо согласится с тем, всё необходимое случайно, всё случайное необходимо, и тогда вопрос о форме просто отпадает.

Отличие "противоположностей" от отношения между ними, в том, что отношение есть, а противоположности - возникают. Возникают от действия отношения на "что-то" ещё. 

Вот это "возникновение" и порождает форму - "отпечаток" этого отношения в "чём-то". Но в этом "отпечатке" уже нет прежнего отношения, которое оставило отпечаток. Отношение либо "исчезло", перейдя в "что-то", либо оставило отпечаток, и "пошло" дальше, немного изменившись. 

Случайность невозможна без её "регистрации", а регистрация невозможна без образования формы. 

Для того, чтобы "необходимость" перешла в случайность, необходима "регистрация" - появление числа. 
Случайность же образуется от непредсказуемости появления величины этого числа. 

Аватар пользователя Олег Суворов

Владимир, заканчивайте морочить голову, прежде всего, себе. Когда Вы говорите  о каких-то "отпечатках" и называете их формой, Вы путаете взаимоотношение необходимости и случайности с причинно-следственной связью. Поймите, между необходимостью и случайности нет физического взаимодействия; эти категории противоположным образом выражают лишь характер процесса (движения. изменения, развития), является ли он (процесс) неизбежным (неотвратимым), либо возможным. Поскольку же необходимость когерентна объективности, а случайность, как ипостась возможности, субъективна, взаимоотношение этих категорий, как и любых других категорий диалектической логики, вполне обоснованно рассматривать как форму объектно-субъектного отношения.

Аватар пользователя Дилетант

Олег Суворов, 30 Январь, 2017 - 13:13, ссылка 
Когда Вы говорите  о каких-то "отпечатках" и называете их формой

Отпечаток - это форма на субстрате. Форма - это отпечаток без субстрата. Форма - это число, не имеющее величины. 

Поскольку же необходимость когерентна объективности, а случайность, как ипостась возможности, субъективна

 Так тоже думаю. 

вполне обоснованно рассматривать как форму объектно-субъектного? отношения.

Может быть и так, но вначале надо рассмотреть субъективность случайности, а уже потом (или сначала) и субъектность.

Я же вначале усомнился в тождественности перехода необходимости в случайность и обратно. Ввиду неясности самого перехода, который сам осуществляется с необходимостью. Необходимость перехода необходимости. 

Отрицанием необходимости будет обходимость. Необходимость - одна-единственная, а обходимостей - множество, но они все НЕнаикратчайшие.

Аватар пользователя Олег Суворов

Что тут сказать? Вы продолжаете морочить себе голову, выдумывая новую терминологию (например, обходимость...), как говорится, не в тему. Я ничего в этом не понимаю, а потому просто воздержусь от комментариев.

Аватар пользователя Дилетант

Разве двойное отрицание - это новый термин? Непривычный - да. Но не новый. Всего лишь НЕ-необходимость. 
Весьма склонен считать, что отрицание НЕ и есть сама "необходимость", без которой невозможен переход в противоположное состояние, которое именно соседнее, рядо(м) положенное, а не "в Киеве...". 
Двойное отрицание обеспечивает возврат в исходную точку с "полной" необходимостью цикла (рефлексии). На этом держится логика.

Ну, не в тему, так не в тему. Прошу прощения. 

Аватар пользователя Олег Суворов

Зачем Вы напоминаете мне о двойном отрицании, если предлагаемая мной система построена как раз на основе отрицание отрицания? Кстати, двойное отрицание не является возвратом к исходной категории, а есть синтез с её противоположностью, есть единство противоположностей, и выражается это единство в новом, третьем понятии. В этом заключается главный принцип развивающегося познания, и он неукоснительно соблюдается во всех триадах изложенной  диалектической логики. 

 Вы хотите построить систему категорий по другому? Флаг Вам в руки!

Аватар пользователя Дилетант

Олег Суворов, 29 Январь, 2017 - 21:29, ссылка 
Если же исходить из гегелевского тождества противоположностей, что надо согласится с тем, всё необходимое случайно, всё случайное необходимо, и тогда вопрос о форме просто отпадает. 

Олег Суворов, 31 Январь, 2017 - 00:33, ссылка 
...предлагаемая мной система построена как раз на основе отрицание отрицания? Кстати, двойное отрицание не является возвратом к исходной категории, а есть синтез с её противоположностью, есть единство противоположностей, и выражается это единство в новом, третьем понятии. В этом заключается главный принцип развивающегося познания

Диссонанса не чувствуете? Откуда в "тождестве" взялся "синтез"?
Олег Алексеевич, я бы с удовольствием взялся за составление своей системы категорий, но пока не могу осилить смысл её составления, цель. А потому, специально и не занимаюсь. Но в виду имею, и даже есть моя тема Опорные положения интуитивной СК, которую меня принудил написать Сергей Алексеевич. Вам она, скорее всего, не интересна, потому что я там, как Вы говорите, "морочу себе голову". И это правда. Потому что Вы эти "свои" категории видите очень даже "прозрачно", а для меня каждая из них - "чёрный ящик" с "входными и выходными данными". 

Мне интересно Ваше обобщение и приведение к тождеству "необходимости и случайности", но просто вижу, что отрицание "отрицанию" - рознь. Двойное отрицание в логике ни к какому синтезу не приводит, а приводит к первоначальному высказыванию.

Аватар пользователя mp_gratchev

Чем отличается диалектическая логика как система категорий от метафизической логики, использующей при построении своей системы те же философские категории (Необходимость-случайность-определенность и Причина-следствие-закон)?

В метафизической системе знание сведено до уровня мнения, - уверения,  что систему следует излагать так-то и так-то.

В нашем случае, структура изложения следующая:

Учение о тождестве

Действительность >< возможность ~ неопределенность
Необходимость >< случайность ~ определенность
Причина >< следствие ~ закон

Учение о различии

Форма >< содержание ~ единичное
Количество >< качество ~ особенное
Явление >< сущность ~ общее (понятие)

Учение о единстве

Объективное >< субъективное ~ бесконечное
Абстрактное >< конкретное ~ конечное
Абсолютное >< относительное ~ истинное

Конец цитирования.

В диалектической логике предполагается выведение системы категорий, исходя из внутреннего источника движения категорий и, следовательно, предоставить возможность разуму развернуть свои определения из самого себя.

Каждая из категорий при своей реализации разрешает в то же самое время самое себя и имеет своим результатом свое собственное отрицание. Но такое отрицательное, которое  равным образом и положительно.

То есть противоречащее себе не переходит в нуль: результат содержит в себе то, что отрицает. Новое понятие более высокое и более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью.

Такова вкратце программа развертывания диалектической логики Гегелем. А простое перечисление и описание философских категорий  - это тривиальная метафизическая система, которая не претендует на диалектическое выведение.

--

 

Аватар пользователя Олег Суворов

М.П., Вы что ослепли? Неужели Вы не видите, что закон отрицание отрицания, включающий в себя все перечисленные вами требования к саморазвитию системы, корректно работает в каждой триаде? А в каждом блоке он работает так же и по вертикали. В результате везде третья категория триады является синтезом двух первых, или , что то же, их взаимной (общей) истиной.

В этой связи у меня создается впечатление, что Вы руководствуетесь не интересами обсуждения, а упертым желанием лишь бы возразить, не вникая в суть дела и не утруждая себя аргументами.

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 29 Январь, 2017 - 16:52, ссылка

М.П., Вы что ослепли? Неужели Вы не видите, что закон отрицание отрицания, включающий в себя все перечисленные вами требования к саморазвитию системы, корректно работает в каждой триаде?

Что ещё за закон отрицания отрицания"? Вы его предпосылаете своей системе? Не дадите ли ему аутентичную формулировку?

Есть ещё какие-то законы, которыми Вы руководствуетесь при построении системы, и не упомянутые Вами?

Философские категории - это предельно общие понятия. Их нельзя подвести под более общее понятия, иначе они не были бы "предельно общими". Остается осуществить обход по сетке взаимосвязанных категорий. И тут уже неважно от какого пункта отправиться.

Какова конфигурация сетки и насколько крупны её ячейки? Является ли сетка замкнутой или она не имеет границ?

Вами предложена триангуляция, состоящая из двух базисных узлов и третьего, который синтезирует два первых.

Означает ли это, что сцепка категорий осуществляется именно в таком порядке и именно из таких категорий?

--

Аватар пользователя Олег Суворов

​Что еще за закон отрицания отрицания?

Ну, голубчик, у меня нет слов... Отсылаю Вас к философскому словарю. Кроме этого закона, в справочной литературе ещё найдете закон единства (тождества и различия) противоположностей. Вот эти два закона и лежат в основе излагаемой мною концепции диалектической логики.

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 31 Январь, 2017 - 17:06, ссылка

Ну, голубчик, у меня нет слов... Отсылаю Вас к философскому словарю. Кроме этого закона, в справочной литературе ещё найдете закон единства (тождества и различия) противоположностей. Вот эти два закона и лежат в основе излагаемой мною концепции диалектической логики.

Означает ли отсылка философскому словарю, что Ваша  система логики является компиляцией  справочной литературы?

Гегель. 

"Относительно настоящей части мне приходится скорее просить снисхождения по противоположному основанию; ибо для логики понятия имеется налицо вполне готовый и упроченный, можно сказать, окостеневший материал, и задача состоит в том, чтобы привести его в движение и вновь возжечь свет понятия в этом мертвом материале. Если есть свои затруднения – построить в пустынной местности новый город, то тем более представляется препятствий другого рода к тому, чтобы перестроить по новому плану город старый, прочно построенный, содержимый в постоянном владении и с давнишним населением; при этом требуется, между прочим, решимость не делать никакого употребления из многого ценного в существующих запасах" (Гегель. Наука логики. Учение о понятии. Предисловие).

Итак,  система диалектической логики у Вас - это "новый город в пустынной местности" или пересказ словарей м.-л. философии?

--

Аватар пользователя Олег Суворов

​означает ли отсылка к философскому словарю...

Нет, не означает того, что Вы предполагаете. Эта отсылка предназначена исключительно для Вас,  обнаружившему незнание основных законов диалектической логики.

Между прочим, приведенная цитата Гегеля работает как раз против Вас, ибо именно Вы пытаетесь построить диалектическую логику на "окостеневшем...мертвом материале", под которым Гегель имел виду не что иное, как формальную логику, приверженцем которой Вы и являетесь.

Аватар пользователя mp_gratchev

 

[Означает ли отсылка философскому словарю, что Ваша  система логики является компиляцией  справочной литературы?]. Нет, не означает того, что Вы предполагаете. Эта отсылка предназначена исключительно для Вас,  обнаружившему незнание основных законов диалектической логики.

Чему учит опыт изложения Науки логики Гегелем? Его система не предполагает какое-либо базисное знание. Гегель начинает с чистого бытия. А Ваша диалектическая логика предполагает предварительное знание законов диалектики.

Законы диалектики и законы диалектической логики, если говорить о соотношении тождества и различия, исходят из различия между собой двух групп законов. Основные законы диалектики: отрицание отрицания, единство и взаимодействие противоположностей, переход количественных в новое качество, и обратно.

Законы диалектической логики - это законы именно логики (конкретное тождество, включенное третье, разрешенное противоречие).

--

Аватар пользователя Олег Суворов

,

​Чему учит опыт изложения Науки логики Гегеля?

Этот опыт, несмотря на гениальное обоснование в нём актуальности  диалектической логики,  в конечном счете, учит как раз тому, что корректное построение системы диалектической логики невозможно, если исходить из чистого бытия, т.е., по существу, из ничто. Диалектическую логику вообще нельзя построить из ОДНОГО понятия, потому что, в любом случае, это будет аксиоматика. В этом состояла главная ошибка Гегеля, которую потом повторил гегельянец Маркс, пытавшийся из одного понятия "товар" изобразить всю прошлую и будущую историю общества.

Так что, М.П,, не пренебрегайте философской азбукой, в том числе и справочной литературой, где в сжатом виде изложена философская наука. Иначе так и будете изобретать доморощенную ЗДЛ на базе формальной логики, над которой совсем не случайно надсмехался Гегель. 

 

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 1 Февраль, 2017 - 15:23, ссылка

[​Чему учит опыт изложения Науки логики Гегеля?]. Этот опыт, несмотря на гениальное обоснование в нём актуальности  диалектической логики,  в конечном счете, учит как раз тому, что корректное построение системы диалектической логики невозможно, если исходить из чистого бытия, т.е., по существу, из ничто. Диалектическую логику вообще нельзя построить из ОДНОГО понятия, потому что, в любом случае, это будет аксиоматика. В этом состояла главная ошибка Гегеля ...

 

Диалектическую логику как частную логическую дисциплину действительно "нельзя построить из ОДНОГО понятия". А что касается системы философских категорий, то здесь не всё так однозначно. 

К сожалению, это важное заявление о главной ошибке Гегеля, почему-то, делаете во второстепенном месте, в подвале, а не на виду, не в исходном топике.

Гегель посвятил специальное исследование вопросу, с чего следует начать систему диалектических категорий. И привел развернутую аргументацию.

Какие контраргументы Вы могли бы представить по каждому пункту обоснования Гегеля?

--

Аватар пользователя Олег Суворов

Контраргумент тут один, но вполне достаточный: из ничто можно получить только ничто и ничего более. Тем не менее, Гегелю, несмотря на такое бессмысленное начало, удалось сформулировать основные принципы, лежащие в основе диалектической логики. Их, собственно, два -- диалектическое противоречие, как источник развития, и форма его реализации -- отрицание отрицания.

Гегель явно выдавал желаемое за действительное, когда утверждал, что  диалектический метод (включающий в себя указанные принципы) возникает у него в ходе собственного становления и должен рассматриваться как его результат. Ничего в "Науке логике", представляющей, в сущности, конгломерат, нагромождение триад, не имеющих корректного разрешения, не возникает. И Энгельс точно охарактеризовал эту ситуацию, назвав "Науку логики" Гегеля "колоссальным недоноском".

Таким образом, не "ничто", а действительное ядро (противоречие и его форма), которое вышелушили классики марксизма из гегелевского "недоноска", должно было получить развитие в систему категорий диалектической логики. Таким ядром и является предлагаемая триада "тождество -- различие -- единство".

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 2 Февраль, 2017 - 11:23, ссылка

Контраргумент тут один, но вполне достаточный: из ничто можно получить только ничто и ничего более.

Я имел ввиду вступление Гегеля к изложению Учения о Бытии во фрагменте "С чего следует начинать науку?" (Гегель. Наука логики. Том 1. - М.1970. - С.123 -136):

1. Проистечение трудности начала.
2. Начало должно быть или чем-то опосредствованным или чем-то непосредственным.
3. Принцип как начало.
4. Случайный способ начинать изложение.
5. Внутреннее откровение как начало.
6. Полная ясность до науки, вне науки?
7. Предпосылка логики.
8. Чистое знание.

И т.д.

--

Аватар пользователя Олег Суворов

Я то же имел ввиду это. Только мы читаем и понимаем по-разному.