Давайте вместе создадим теорию наблюдателя. Часть 3.

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

  

Прежде чем продолжить рассмотрение нашей модели наблюдателя, необходимо вспомнить несколько утверждений  из «Йога сутры Патанджали и Вьяса бхашья». Они помогут нам понять, как возникает мышление в процессе познания наблюдателем самого себя.

Патанджали  1.7- 1.9 выделяет в процессе познания четыре составляющих:

  1. Непосредственное восприятие.
  2. Умозаключение, состоящее из анализа и синтеза
  3. Заблуждение
  4. Ментальное конструирование.  Которое, как говорит Вьяса, не восходит ни к истинному

знанию ни к заблуждению.

 

Вьяса в комментарии к сутре 4.10 отмечает « Как утверждает Учитель, сужение и расширение всепронизывающего сознания единственно и есть способ его деятельности.

Теперь мы можем продолжить. В первом наблюдательном акте наблюдатель разворачивает направление внимания на себя, созерцая себя, он осознает свое существование. Разворачивая направление внимания наружу он не находит ничего, мы назвали это не существованием. Но тут возникает интересный момент. Отвлечемся на минуту, если мы наблюдаем только свет мы не можем  понять что это свет, только сравнив его с темнотой мы познаем что это свет. Поэтому у наблюдателя  для понимания возникает необходимость сравнить эти первых два наблюдательных акта, с чего и начинается процесс познания.

Третий наблюдательный акт, это сравнение первых двух. Для этого он извлекает их отпечатки из памяти и рассматривает одновременно.  При этом он осознает: ЭТО Я, ЭТО НЕ Я, и линия как граница между ними. Это знание возникает как результат непосредственного восприятия, здесь пока никакого мышления нет. Непонятным  остается линия разграничения. Она не принадлежит ни к Я ни к НЕ Я. Это нечто новое возникшее в процессе познания.

Пытаясь ее познать, наблюдатель выделяет линию как самостоятельный объект наблюдения. Как он это делает. Сужая угол направления своего внимания. Мы знаем, что если мы на чем то концентрируем внимание, то все остальное выпадает из поля зрения и мы его просто не замечаем. Вьяса называет это сужением сознания. Сужая направление внимания, или другими словами угол зрения,  мы выделяем частное из общей картины. Это называется анализ. Выделив линию,  мы можем еще больше сузить угол зрения и выделить на линии отрезок.   Сравнивая линию и отрезок,  у нас возникают понятия протяженности,  конечного и бесконечного.  Это уже результат аналитического  мышления или умозаключения.

Получив новые понятия мы можем расширить угол направления нашего внимания (Сознания) и вернуться к рассмотрению целостной картины, с учетом новых понятий. Это называется синтез (индукция). При этом мы используем отрезок в качестве измерительного стержня и накладывая его на область ЭТО Я, а потом на область ЭТО НЕ Я образуем понятие пространства, часть которого заполнена Я, а другая часть  пустая. Это результат синтетического мышления.

Одновременно с процессом аналитического и синтетического мышления (умозаключения) мы породили то,  что называется заблуждением. Граница между Я и НЕ Я, не принадлежит ни к одному, ни к другому, она возникает только при их совместном рассмотрении. Если мы  уберем что то одно, или Я или НЕ Я, то одновременно исчезнет и граница. Таким образом, граница не обладает самостоятельным существованием.  Выделив и рассматривая ее отдельно,  мы наделяем  эту границу самостоятельным существованием, которым она не обладает. В метафизике то,  что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе, получило название – эфир. Наделение эфира свойством независимого существования и есть  заблуждение.

Тогда созданное нами в процессе познания понятие пространства, одна часть которого  пуста, а другая заполнена Я,  есть не что иное,  как ментальная конструкция, которая не восходит ни к истинному знанию, ни к заблуждению. Почему.  Потому что созданное,  в процессе познания наблюдателем самого себя, понятие пространства,  не имеет отношения к познаваемому, оно относится только к процессу познания.  Другими словами, познаваемое - это одно, а наше восприятие его - это другое. Это подобно восприятию в кино, на экране статические изображения воспринимаются как непрерывное движение. Поэтому процесс познания выступает одновременно и процессом творения. Если время выступает свойством наблюдателя и связанно с движением направления внимания, так как там где есть движение,  уже присутствует время. То пространство это  то,  чего в наблюдателе нет, оно создано в процессе познания.

Все сказанное относиться к познанию с теперешнего уровня развития нашего сознания. В процессе эволюции сознания нам будут доступны иные уровни,  где процесс  познания будет осуществляться на иных принципах. Но пока это находится за пределами нашего опыта.

 

 

Прежде чем продолжить рассмотрение нашей модели наблюдателя, необходимо вспомнить несколько утверждений  из «Йога сутры Патанджали и Вьяса бхашья». Они помогут нам понять, как возникает мышление в процессе познания наблюдателем самого себя.

Патанджали  1.7- 1.9 выделяет в процессе познания четыре составляющих:

  1. Непосредственное восприятие.
  2. Умозаключение, состоящее из анализа и синтеза
  3. Заблуждение
  4. Ментальное конструирование.  Которое, как говорит Вьяса, не восходит ни к истинному

знанию ни к заблуждению.

 

Вьяса в комментарии к сутре 4.10 отмечает « Как утверждает Учитель, сужение и расширение всепронизывающего сознания единственно и есть способ его деятельности.

Теперь мы можем продолжить. В первом наблюдательном акте наблюдатель разворачивает направление внимания на себя, созерцая себя, он осознает свое существование. Разворачивая направление внимания наружу он не находит ничего, мы назвали это не существованием. Но тут возникает интересный момент. Отвлечемся на минуту, если мы наблюдаем только свет мы не можем  понять что это свет, только сравнив его с темнотой мы познаем что это свет. Поэтому у наблюдателя  для понимания возникает необходимость сравнить эти первых два наблюдательных акта, с чего и начинается процесс познания.

Третий наблюдательный акт, это сравнение первых двух. Для этого он извлекает их отпечатки из памяти и рассматривает одновременно.  При этом он осознает: ЭТО Я, ЭТО НЕ Я, и линия как граница между ними. Это знание возникает как результат непосредственного восприятия, здесь пока никакого мышления нет. Непонятным  остается линия разграничения. Она не принадлежит ни к Я ни к НЕ Я. Это нечто новое возникшее в процессе познания.

Пытаясь ее познать, наблюдатель выделяет линию как самостоятельный объект наблюдения. Как он это делает. Сужая угол направления своего внимания. Мы знаем, что если мы на чем то концентрируем внимание, то все остальное выпадает из поля зрения и мы его просто не замечаем. Вьяса называет это сужением сознания. Сужая направление внимания, или другими словами угол зрения,  мы выделяем частное из общей картины. Это называется анализ. Выделив линию,  мы можем еще больше сузить угол зрения и выделить на линии отрезок.   Сравнивая линию и отрезок,  у нас возникают понятия протяженности,  конечного и бесконечного.  Это уже результат аналитического  мышления или умозаключения.

Получив новые понятия мы можем расширить угол направления нашего внимания (Сознания) и вернуться к рассмотрению целостной картины, с учетом новых понятий. Это называется синтез (индукция). При этом мы используем отрезок в качестве измерительного стержня и накладывая его на область ЭТО Я, а потом на область ЭТО НЕ Я образуем понятие пространства, часть которого заполнена Я, а другая часть  пустая. Это результат синтетического мышления.

Одновременно с процессом аналитического и синтетического мышления (умозаключения) мы породили то,  что называется заблуждением. Граница между Я и НЕ Я, не принадлежит ни к одному, ни к другому, она возникает только при их совместном рассмотрении. Если мы  уберем что то одно, или Я или НЕ Я, то одновременно исчезнет и граница. Таким образом, граница не обладает самостоятельным существованием.  Выделив и рассматривая ее отдельно,  мы наделяем  эту границу самостоятельным существованием, которым она не обладает. В метафизике то,  что существует при определенных обстоятельствах и не существует само по себе, получило название – эфир. Наделение эфира свойством независимого существования и есть  заблуждение.

Тогда созданное нами в процессе познания понятие пространства, одна часть которого  пуста, а другая заполнена Я,  есть не что иное,  как ментальная конструкция, которая не восходит ни к истинному знанию, ни к заблуждению. Почему.  Потому что созданное,  в процессе познания наблюдателем самого себя, понятие пространства,  не имеет отношения к познаваемому, оно относится только к процессу познания.  Другими словами, познаваемое - это одно, а наше восприятие его - это другое.  Поэтому процесс познания выступает одновременно и процессом творения. Если время выступает свойством наблюдателя и связанно с движением направления внимания, так как там где есть движение,  уже присутствует время. То пространство это  то,  чего в наблюдателе нет, оно создано в процессе познания.

Все сказанное относиться к познанию с теперешнего уровня развития нашего сознания. В процессе эволюции сознания нам будут доступны иные уровни,  где процесс  познания будет осуществляться на иных принципах. Но пока это находится за пределами нашего опыта.

Заключение. Как видим в основе процесса мышления лежат три качества наблюдателя или  нашего истинного Я:

1. Способность сужения и расширения угла зрения нашего внимания.

2. Способность запоминать и извлекать их памяти, для последующего сравнения отпечатки предыдущих познавательных актов.

3. Способность наблюдателя к различающему постижению путем непосредственного восприятия.

 

 

Комментарии

Аватар пользователя kto

Виталий Андрияш, 13 Февраль, 2017 - 16:36
Способность наблюдателя к различающему постижению путем непосредственного восприятия.

В этой Вашей формуле представлены две способности, а именно — способность «восприятия» и способность «различения». Воспринимает форма, а различает форма чувственности. Формой обладает вещь=материя+форма, а формой чувственности обладает молекула ДНК.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Я ожидал этого вопроса. Что такое способность различающего постижения, вопрос  требует отдельного рассмотрения, я планировал это сделать в четвертой части. Но сейчас сомневаюсь, стоит ли зря тратить время.

Аватар пользователя Виктор Трусов

А с какого возраста начинается мышление? Как йога считает?

Аватар пользователя Виталий Андрияш

С момента сотворения мира.